Пожлаков, Станислав Иванович: биография. Пожлаков, Станислав Иванович: биография Любимые женщины композитора

О тусклых коричневых карликах совершенно неожиданным образом напомнил мне о давнем желании написать о композиторе Станиславе Пожлакове.

И вот я на весь вечер погрузилась в море добрых, удивительно красивых и каких-то очень тёплых мелодий, написанных этим талантливым, невероятно обаятельным человеком.

Моё детство и школьные годы прошли под аккомпанемент этих песен. А их автор был так хорош, так проникновенно-искренен...

Станислав Пожлаков родился 4 января 1937 года в Московской области, в городе Мытищи. В детстве переехал в Ленинград.
Учился Слава в школе №107, находящейся и поныне на Выборгской стороне (кстати там в разное время учились и другие "знаменитости"— академик Орбели, писатели братья Стругацкие, путешественник и ученый Юрий Сенкевич, который учился с Пожлаковым в одном классе, и в доме которого Станислав впервые начал учиться играть на фортепиано).
Станислав очень рано увлёкся музыкой, учился в музыкальной школе, играл на рояле, баяне и саксофоне, создал с друзьями оркестр, с которым выступал в своей школе, в техникумах, в клубах.
После школы Пожлаков почему-то поступил в институт инженеров железнодорожного транспорта, но очень быстро оттуда ушёл.
С 1958-го по 1965-й годы он работал руководителем оркестров Ленэстрады. И в 1960-е годы получили известность его первые композиторские работы - песни "Первые шаги" (Топ, топ, топает малыш), "Человек из дома вышел", "Невский туман", "Отзовись", "Разговор с ветром", "Причал".
В 70-е годы Пожлаков начал писать для эстрадных ансамблей. Его песни звучали в исполнении ансамбля "Дружба" под управлением А.Броневицкого ("Зачем снятся сны" - 1976, "Крымские зори", "Пора любви", 1977), "Лиры" ("Белый снег" 1979), ВИА Эдиты Пьехи под управлением Г.Клеймица ("Горько", "Любовь" - 1980). "Песню о нежности", написанную Пожлаковым в 1973 году, исполнила Людмила Сенчина. И в это же время Пожлаков попробовал свои силы в жанре оперетты - он написал произведение «Гори, гори, моя звезда», музыкально-театральные фантазии «Сирано де Бержерак» и «Зойкина квартира» по Булгакову, детские мюзиклы. Композитор много работал в кинематографе. Им была написана музыка к 20 фильмам, в том числе «Шаг навстречу» в 1975 году, «Пятерка за лето» в 1974 году, «Кортик» в 1973 году и «Боба и слон» в 1972 году.

То, что у Пожлакова не было высшего музыкального образования, было серьезным тормозом в "формальном признании". Композитор, на счету которого было уже много известных и популярных песен, не был членом Союза композиторов. Пожлаков писал песни в епривычном современном стиле, к чему в то время относились строго. К счастью на его пути появился человек, который тепло относился к молодым композиторам. Это был известный всей стране Василий Павлович Соловьев-Седой. Как рассказывал внук Соловьева- Седого, мэтр со вниманием отнесся к молодому композитору. Благодаря его участию, Станислав Пожлаков был принят в Союз композиторов.

Яркие, запоминающиеся и очень "хитовые" песни Пожлакова исполняли практически все ведущие этрадные певцы: Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Галина Ненашева, Мария Пахоменко, Тамара Миансарова, Лариса Мондрус и другие. Но самым искренним и проникновенным было исполнение самого автора, который часто пел свои песни, даже не пел, а как будто разговаривал со слушателями. Он был очень открытым, общительным, удивительно обаятельным и веселым.

Рассказывает дочь композитора Станислава Пожлакова Юлия:
Он посвятил мне песню «Топ-топ...»

Отцу долго везло. Он - четвертый ребенок в семье и единственный из детей, кому удалось пережить блокаду. Когда родители поженились, первое время жили в коммуналке на Невском. Там родилась я. Жили бедно. Папа писал песни, относил их на радио. И вот однажды, после того как в эфир запустили его песню «Мы - ребята семидесятой широты», он проснулся знаменитым.
Мама рассказывала про первый гонорар. Оставалось три часа до Нового года. В доме закончились деньги, и мама уговаривала отца занять у кого-нибудь хотя бы на бутылку шампанского. В дверь позвонили. На пороге стоял почтальон: «Вы Станислав Иванович Пожлаков? Распишитесь за гонорар». Папа взглянул на сумму и отшатнулся: «Наверное, вы ошиблись». Это была баснословная сумма! Все равно что сейчас получить 25 тысяч долларов! В тот Новый год гуляли всей коммунальной квартирой.
А потом понеслось. Огромные гонорары, море поклонниц... В 34 года его без консерваторского образования принимают в Союз композиторов. Каждая его новая песня мгновенно становится хитом, их мечтают исполнять самые известные певцы. У нас появились шикарная квартира. Папа умудрялся даже в лотерейные билеты выигрывать холодильники!
Но отец не выдержал славы. Да и мама устала от такого внимания к его персоне. Когда мне было 14 лет, она развелась с отцом. Но самые лучшие свои песни он написал, когда они жили вместе: «Нет тебя прекрасней», «Носики-курносики». Она дарила ему вдохновение.
А песню «Топ, топ, топает малыш» папа посвятил мне. Весь этот блеск закончился в конце 80-х, когда страна стала перестраиваться. Папа как был человеком советской эпохи, так и остался им. Его перестали приглашать, он замкнулся. Стал пить. Но по-прежнему писал музыку.

Единственная песня, которую я даю здесь не в авторском исполнении. :)

Из интервью второй жены Станислава Пожлакова, певицы Нины Молтянской в газете «Смена» от 28.09.03.

«Я тогда училась в училище при Консерватории имени Римского-Корсакова на оперетте и пришла на концерт Станислава в «Театр эстрады». Села в третий ряд. Рядом со мной оказался Юрка Апрельков — Славин друг. В антракте он подошел к Славе и говорит: «Рядом со мной такая девушка сидит! Срочно знакомься». И Станислав подошел. Он тогда разошелся с первой женой. 20 августа 1977 года мы сыграли свадьбу».
- Мы жили только музыкой, совсем не занимались бытом, у нас дома сгорело пять чайников. Но мы на это внимания не обращали. Период с 1977 по 1989 год был звездным часом Славы. Он работал с поэтами Горбовским, Баркаевым. Люди на концертах стояли между рядами. Его очень любили. Но издавать не издавали. Надо было как-то проталкивать собственные произведения, а мы этим не занимались. В Союз композиторов он не ходил. Слава был свободной личностью: ему хотелось писать — он писал, хотелось ругаться — ругался. Осталась масса кассет, дисков, которые нигде не крутят, которые даже никто не слышал. Я сделаю все, чтобы издать его музыку, хотя четыре года назад мы расстались. Общих детей у нас не было. Слава мне всегда говорил: «Наши дети — это наши песни.

Вместе со второй женой Ниной Молтянской

Ещё одна песня, которую я хочу дать вам послушать, написана не Пожлаковым, а его коллегой Александром Колкером на стихи Кима Рыжова для фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика". Это песня "Туман", и все мы знаем её именно в исполнении Станислава Пожлакова (он и пел в фильме).

И на десерт!
Специально для ogn_slon , зацепивщего меня своим постом о пожлаковской даче и тем самым косвенно виновного в создании этого поста, вот эта чудесная песенка Станислава Пожлакова на стихи Глеба Горбовского.

Станислав Пожлаков - один из самых ярких композиторов-мелодистов, его популярность в 1960-е и 1970-е годы можно назвать фантастической. Казалось, обласканный вниманием поклонников его творчества, он должен был «купаться в лучах славы». При этом, все, кто его знал, говорят о необычайной скромности Станислава Ивановича. Пожлаков гордился лишь тем, что свободен и независим.
В последние годы, основательно забытый, он вел замкнутый образ жизни, избегая встреч даже с исполнителями своих песен. Если и появлялся на сцене, то в сборных и ностальгических юбилейных концертах.
Иногда он бывал в Музее истории джаза Ленинграда — Санкт-Петербурга, который был задуман и открыт 7 октября 1997 г., благодаря легендарному Давиду Голощекину. Был в этом музее и портрет Пожлакова, напоминавший ему о днях его молодости.

31 октября 1997 года в Мюзик-холле состоялся гала-концерт из серии «Созидатели Санкт-Петербурга». Это был своеобразный творческий вечер композитора Станислава Пожлакова, художественного руководителя первого в городе джазового оркестра. В гости к маэстро пришли Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, солисты ансамбля «Дружба», его многочисленные друзья и поклонники.

В последние годы жизни Пожлаков тяжело болел, практически не мог самостоятельно передвигаться, и сильно нуждался. При этом продолжал работать над новыми песнями, преимущественно на свои стихи.
В сентябре 2003 г. группа мастеров искусств обратилась к тогдашнему кандидату в губернаторы Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с просьбой оказать композитору материальную помощь и содействие в лечении. В просьбе было отказано без объяснения причин.
25 сентября Станислава Пожлакова не стало (и в этот же день ушёл из жизни его школьный друг Юрий Сенкевич!).
26 сентября 2003 года тело Станислава Ивановича было найдено соседями, зашедшими в его квартиру, дверь в которую была открыта. Смерть Станислава Ивановича, как позже было установлено, имела насильственный характер, но убийца так и не был установлен.

Похоронен Станислав Пожлаков на Сестрорецком кладбище.

Талантливому советскому композитору Станиславу Пожлакову могло бы исполниться 4 января 80 лет

Родился он в 1937 году, но вскоре его семья переехала в Ленинград, где пережила все ужасы блокады. В школе учился с ведущим «Клуба путешественников» Юрием Сенкевичем.

«Слава параллельно учился в музыкальной школе, где мы и познакомились, - вспоминал друг Пожлакова Геннадий Гольдштейн. - Я шел по коридору и услышал, как кто-то наяривает на рояле буги-вуги. Это Слава упражнялся. Приходил я к нему домой - жил он с мамой в 11-метровой комнатке в коммуналке. Вместе ловили на приемнике Би-би-си, которое часто передавало джаз. И однажды мы решили создать оркестр. Слава на аккордеоне и на саксофоне играл. Выступили в школе, а потом пошли концерты в техникумах, в клубах. И Юра Сенкевич на них постоянно ходил - там же танцы были. А дома у Сенкевича мы отмечали Новый год. Юра в большой квартире жил, что тогда было редкостью... Юрий Сенкевич после школы поступил в Военно-медицинскую академию. А в 1973 году он, уже звезда экрана и прославленный путешественник, снова оказался за одной партой со Станиславом Пожлаковым. Это было на столетии 107-й школы».

Высшего музыкального образования Пожлаков не получил, но музыкальную школу за плечами имел. В 50-е годы создал в Ленинграде несколько оркестров. Услышав в 1954-м по радио один из первых рок-н-роллов «Rock Around the Clock», Пожлаков, что называется, пропал. Это предопределило направленность его творчества. Песни у Пожлакова получались энергичными, жестко структурированными, стильными, но при этом мелодичными, пронзительными и задушевными.

Одним из главных его достижений стала «Топ-топ», которую исполняли и Тамара Миансарова, и Ирма Сохадзе, и он сам. А визитной карточкой Пожлакова стала бравурная «Ребята 70-й широты» , которая и поныне воспринимается как гимн, манифест и апология поколения 70-х, которую не стыдно предъявить и на Страшном Суде. Не так давно ее блестяще перепел Валерий Сюткин.

Семидесятые действительно стали для Пожлакова своеобразным пиком. «Когда родители поженились, первое время жили в коммуналке на Невском, - вспоминает об этом периоде дочь Пожлакова Юлия. - Там родилась я. Жили бедно. Папа писал песни, относил их на радио. И вот однажды, после того, как в эфир запустили его песню «Мы — ребята семидесятой широты», он проснулся знаменитым. Мама рассказывала про первый гонорар. Оставалось три часа до Нового года. В доме закончились деньги, и мама уговаривала отца занять у кого-нибудь хотя бы на бутылку шампанского. В дверь позвонили. На пороге стоял почтальон: «Вы Станислав Иванович Пожлаков? Распишитесь за гонорар». Папа взглянул на сумму и отшатнулся: «Наверное, вы ошиблись».

Это была баснословная сумма! Все равно, что сейчас получить 25 тысяч долларов! В тот Новый год гуляли всей коммунальной квартирой. А потом понеслось. Огромные гонорары, море поклонниц… В 34 года его без консерваторского образования принимают в Союз композиторов. Каждая его новая песня мгновенно становится хитом, их мечтают исполнять самые известные певцы. У нас появились шикарная квартира, «Волга». Папа умудрялся даже в лотерейные билеты выигрывать холодильники! Но отец не выдержал славы. Да и мама устала от такого внимания к его персоне. Когда мне было 14 лет, она развелась с отцом. Но самые лучшие свои песни он написал, когда они жили вместе: «Нет тебя прекрасней», «Носики-курносики». Она дарила ему вдохновение. А песню «Топ, топ, топает малыш» папа посвятил мне. Весь этот блеск закончился в конце 80-х, когда страна стала перестраиваться. Папа как был человеком советской эпохи, так и остался им. Его перестали приглашать, он замкнулся. Стал пить. Но по-прежнему писал музыку».

Пожлакова исключительно ценил Егор Летов , считая его одним из самых выдающихся мелодистов ХХ века. На альбоме «Гражданской Обороны» «Звездопад» с версиями советских песен есть и пожлаковская «Песня красноармейца» из фильма «Кортик». Она регулярно исполнялась на летовских концертах. В свою очередь, сам Пожлаков, услышав незадолго до смерти эту версию, отозвался о ней сугубо одобрительно.

В 2010 году на переиздании диска «Гражданской Обороны» «Звездопад» в качестве бонуса вышла еще одна песня на музыку Пожлакова «Зачем снятся сны». В данном варианте песня звучит с вокалом басистки «ГО» Натальи Чумаковой и клавишами экс-участника «Калинова моста» Александра Владыкина. Примечательно смещение смыслов и акцентов.

Если в первоисточнике - стихотворении Роберта Рождественского - речь шла, скорее, о мнимой измене возлюбленного героини, то в интерпретации «ГО» предательство происходит в реальности, а героиня, дабы окончательно не сойти с ума, предпочитает объявить случившееся сном. Грань между ночными кошмарами и еще более страшной явью проведена так зримо, что захватывает дух. Все спето и сыграно стремительнее, энергичнее и беспощаднее. К тому же в финале песни звучит экспрессивное клавишное соло длиною в три минуты, на которое в версии Эдиты Пьехи (изначально исполнявшей «ЗСС») был лишь мимолетный намек.

В исполнении Эдиты Пьехи также прославилась такие песни Пожлакова, как «У причала» и Узнав о смерти Пожлакова, случившейся 26 сентября 2003 года, она сказала только, что всю жизнь была влюблена в него, в его песни, но в последние годы почти ничего о нем не слышала. Он действительно вел затворнический образ жизни и серьезно болел, практически не имея возможности передвигаться. Его тело обнаружили в квартире спустя несколько дней после смерти. Дверь была открыта, что дало возможность другу Пожлакову Эдуарду Хилю утверждать о насильственном характере его смерти. Однако официально это никогда не было подтверждено.

«На днях - не без труда - я разыскал на Сестрорецком городском кладбище могилу Станислава Пожлакова, - писал несколько лет назад поклонник Пожлакова ВКонтакте. - Найти её довольно непросто, в первую очередь - потому что и памятника-то на ней нет... Это родственное захоронение, там похоронены родственницы композитора по фамилии Базуновы, и памятник установлен им. Рядом же, просто на земле, прислонённая к углу ограды, стоит мраморная табличка с надписью "Станислав Пожлаков. 1937 - 2003". И - всё»....

(2003-09-26 ) (66 лет)

Станисла́в Ива́нович Пожлако́в (4 января , Мытищи - 26 сентября , Санкт-Петербург) - джазовый музыкант, композитор и исполнитель. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга , Заслуженный деятель искусств России .

Биография

В средней школе учился в одном классе с Юрием Сенкевичем . Параллельно обучался в музыкальной школе, затем - самостоятельно.
В 1958-1965 гг. руководил оркестрами Ленэстрады. Один из пионеров джаза в Ленинграде.

Творчество

О творчестве композитора на Центральном телевидении был снят документальный фильм «Лирическое настроение» (1975). Его песни были необыкновенно популярны, их включали в свой репертуар ведущие певцы советской эстрады: Эдита Пьеха , Эдуард Хиль , Людмила Сенчина , Муслим Магомаев , Майя Кристалинская , Аида Ведищева , Галина Ненашева , Мария Пахоменко , Тамара Миансарова , Лариса Мондрус и многие другие. Нередко их исполнял и сам автор - в искренней, трогательной манере («Остаюсь ленинградцем» и мн. др.).
Песни «Ребята с 70-й широты», «Топ-топ», «Колыбельная с четырьмя дождями», «Песня о добром человеке», «Песня о нежности», «Человек из дома вышел» стали классикой советской эстрады 1960-х-1970-х гг.

Примечательно, что к наследию С. И. Пожлакова обращался легендарный рок-музыкант Егор Летов . Им были подготовлены две кавер-версии произведений Пожлакова («Песня красноармейца», альбом «Звездопад » (2002) группы «Гражданская оборона », а также «Зачем снятся сны» - бонус-трек к одноименному альбому 2007 г.). Летов называл Пожлакова одним из крупнейших мелодистов второй половины ХХ века.
В свою очередь, в беседе с журналистом Сергеем Сверчковым Станислав Пожлаков очень позитивно отозвался о летовской версии «Песни красноармейца». Это было последнее интервью выдающегося композитора - оно вышло в эфир Радио «Петербург» в начале сентября 2003 года.

Последние годы жизни

В последние годы жизни композитор тяжело болел (практически не мог самостоятельно передвигаться) и сильно нуждался, но при этом продолжал работать над новыми песнями, преимущественно на свои стихи.
В сентябре 2003 года группа мастеров искусств обратилась к тогдашнему губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с просьбой оказать композитору материальную помощь и содействие в лечении. Высказывалась также идея организовать в честь 50-летия начала творческой деятельности Пожлакова благотворительный вечер для сбора средств на лечение композитора. В просьбе было отказано без объяснения причин.

19 сентября 2003 года С. Пожлаков сообщил, что закончил работу над песней «Ночь окутала город родной» на собственные стихи. Песню мастер хотел предложить для исполнения Детскому хору Петербургского телевидения и радио. Впоследствии ноты и стихи найдены не были.

Смерть

26 сентября 2003 года тело Станислава Ивановича было обнаружено соседями, зашедшими в его квартиру на ул. Фрунзе , дверь в которую была открыта несколько дней. По мнению народного артиста России Эдуарда Хиля (близкого друга Пожлакова) смерть Станислава Ивановича могла носить насильственный характер. Обстоятельства гибели композитора так и остались невыясненными.

Сочинения

  • Музыка к нескольким кинофильмам, в том числе: 1969 - Сотвори бой 1969 - Эти невинные забавы (режиссёр - Август (Аугустас) Балтрушайтис) 1972 - Идущие за горизонт 1972 - Боба и слон (режиссёр - Август (Аугустас) Балтрушайтис) 1973 - Кортик 1973-1974 - Бронзовая птица 1974 - Пятёрка за лето 1975 - Шаг навстречу 1975 - Лесные качели 1976 - Всего одна ночь (режиссёр - Иосиф Шульман) 1976 - Дикий Гаврила (режиссёр - Леонид Макарычев) 1982 - Вот опять окно… (режиссёр - Лев Цуцульковский) 1991 - Свеча (режиссёр - Анатолий Кудрявцев)
  • Музыка для двух программ мюзик-холла : 1967 - «Нет тебя прекрасней» 1975 - «От сердца к сердцу»
  • Музыка к мюзиклу «Сирано де Бержерак»
  • Оперетта «Гори, гори, моя звезда»

Напишите отзыв о статье "Пожлаков, Станислав Иванович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пожлаков, Станислав Иванович

Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которых струилась вода, ехал Денисов. Он, так же как и его лошадь, косившая голову и поджимавшая уши, морщился от косого дождя и озабоченно присматривался вперед. Исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо его казалось сердито.
Рядом с Денисовым, также в бурке и папахе, на сытом, крупном донце ехал казачий эсаул – сотрудник Денисова.
Эсаул Ловайский – третий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белокурый человек, с узкими светлыми глазками и спокойно самодовольным выражением и в лице и в посадке. Хотя и нельзя было сказать, в чем состояла особенность лошади и седока, но при первом взгляде на эсаула и Денисова видно было, что Денисову и мокро и неловко, – что Денисов человек, который сел на лошадь; тогда как, глядя на эсаула, видно было, что ему так же удобно и покойно, как и всегда, и что он не человек, который сел на лошадь, а человек вместе с лошадью одно, увеличенное двойною силою, существо.
Немного впереди их шел насквозь промокший мужичок проводник, в сером кафтане и белом колпаке.
Немного сзади, на худой, тонкой киргизской лошаденке с огромным хвостом и гривой и с продранными в кровь губами, ехал молодой офицер в синей французской шинели.
Рядом с ним ехал гусар, везя за собой на крупе лошади мальчика в французском оборванном мундире и синем колпаке. Мальчик держался красными от холода руками за гусара, пошевеливал, стараясь согреть их, свои босые ноги, и, подняв брови, удивленно оглядывался вокруг себя. Это был взятый утром французский барабанщик.
Сзади, по три, по четыре, по узкой, раскиснувшей и изъезженной лесной дороге, тянулись гусары, потом казаки, кто в бурке, кто во французской шинели, кто в попоне, накинутой на голову. Лошади, и рыжие и гнедые, все казались вороными от струившегося с них дождя. Шеи лошадей казались странно тонкими от смокшихся грив. От лошадей поднимался пар. И одежды, и седла, и поводья – все было мокро, склизко и раскисло, так же как и земля, и опавшие листья, которыми была уложена дорога. Люди сидели нахохлившись, стараясь не шевелиться, чтобы отогревать ту воду, которая пролилась до тела, и не пропускать новую холодную, подтекавшую под сиденья, колени и за шеи. В середине вытянувшихся казаков две фуры на французских и подпряженных в седлах казачьих лошадях громыхали по пням и сучьям и бурчали по наполненным водою колеям дороги.
Лошадь Денисова, обходя лужу, которая была на дороге, потянулась в сторону и толканула его коленкой о дерево.
– Э, чег"т! – злобно вскрикнул Денисов и, оскаливая зубы, плетью раза три ударил лошадь, забрызгав себя и товарищей грязью. Денисов был не в духе: и от дождя и от голода (с утра никто ничего не ел), и главное оттого, что от Долохова до сих пор не было известий и посланный взять языка не возвращался.
«Едва ли выйдет другой такой случай, как нынче, напасть на транспорт. Одному нападать слишком рискованно, а отложить до другого дня – из под носа захватит добычу кто нибудь из больших партизанов», – думал Денисов, беспрестанно взглядывая вперед, думая увидать ожидаемого посланного от Долохова.
Выехав на просеку, по которой видно было далеко направо, Денисов остановился.
– Едет кто то, – сказал он.
Эсаул посмотрел по направлению, указываемому Денисовым.
– Едут двое – офицер и казак. Только не предположительно, чтобы был сам подполковник, – сказал эсаул, любивший употреблять неизвестные казакам слова.
Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через несколько минут опять показались. Впереди усталым галопом, погоняя нагайкой, ехал офицер – растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами. За ним, стоя на стременах, рысил казак. Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт.
– От генерала, – сказал офицер, – извините, что не совсем сухо…
Денисов, нахмурившись, взял конверт и стал распечатывать.
– Вот говорили всё, что опасно, опасно, – сказал офицер, обращаясь к эсаулу, в то время как Денисов читал поданный ему конверт. – Впрочем, мы с Комаровым, – он указал на казака, – приготовились. У нас по два писто… А это что ж? – спросил он, увидав французского барабанщика, – пленный? Вы уже в сраженье были? Можно с ним поговорить?
– Ростов! Петя! – крикнул в это время Денисов, пробежав поданный ему конверт. – Да как же ты не сказал, кто ты? – И Денисов с улыбкой, обернувшись, протянул руку офицеру.
Офицер этот был Петя Ростов.
Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым. Но как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости и, забыв приготовленную официальность, начал рассказывать о том, как он проехал мимо французов, и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой, и что там отличился один гусар.
– Ну, я г"ад тебя видеть, – перебил его Денисов, и лицо его приняло опять озабоченное выражение.
– Михаил Феоклитыч, – обратился он к эсаулу, – ведь это опять от немца. Он пг"и нем состоит. – И Денисов рассказал эсаулу, что содержание бумаги, привезенной сейчас, состояло в повторенном требовании от генерала немца присоединиться для нападения на транспорт. – Ежели мы его завтг"а не возьмем, они у нас из под носа выг"вут, – заключил он.

Музыкой Пожлаков увлекся рано. Друг детства Станислава Пожлакова Геннадий Гольдштейн вспоминал: "Слава параллельно учился в музыкальной школе, где мы и познакомились. Я шел по коридору и услышал, как кто-то наяривает на рояле буги-вуги. Это Слава упражнялся. Приходил я к нему домой - жил он с мамой в 11-метровой комнатке в коммуналке. Вместе ловили на приемнике Би-би-си, которое часто передавало джаз. И однажды мы решили создать оркестр. Слава на аккордеоне и на саксофоне играл. Выступили в школе, а потом пошли концерты в техникумах, в клубах. И Юра Сенкевич на них постоянно ходил - там же танцы были. А дома у Сенкевича мы отмечали Новый год. Юра в большой квартире жил, что тогда было редкостью... Юрий Сенкевич после школы поступил в Военно-медицинскую академию. А в 1973 году он, уже звезда экрана и прославленный путешественник, снова оказался за одной партой со Станиславом Пожлаковым. Это было на столетии 107-й школы".

С 1958-го по 1965-й годы Пожлаков работал руководителем оркестров Ленэстрады. В 1960-е годы получили известность его первые композиторские работы - песни "Первые шаги" (Топ, топ, топает малыш), "Человек из дома вышел", "Невский туман", "Отзовись", "Разговор с ветром", "Причал".

Пожлаков написал музыку к спектаклям Ленинградского мюзик-холла "Нет тебя прекрасней" в 1967 году и "От сердца к сердцу" в 1975 году. Он написал много песен на стихи Л.Лучкина ("Солнечная баллада", "Ребята с 70-й широты" и другие произведения) и Кима Рыжова ("Небо России").

Your browser does not support the video/audio tag.

Дочь композитора Станислава Пожлакова Юлия рассказывала: "Отцу долго везло. Он - четвертый ребенок в семье и единственный из детей, кому удалось пережить блокаду. Когда родители поженились, первое время жили в коммуналке на Невском. Там родилась я. Жили бедно. Папа писал песни, относил их на радио. И вот однажды, после того, как в эфир запустили его песню "Мы - ребята семидесятой широты", он проснулся знаменитым. Мама рассказывала про первый гонорар. Оставалось три часа до Нового года. В доме закончились деньги, и мама уговаривала отца занять у кого-нибудь хотя бы на бутылку шампанского. В дверь позвонили. На пороге стоял почтальон: "Вы Станислав Иванович Пожлаков? Распишитесь за гонорар". Папа взглянул на сумму и отшатнулся: "Наверное, вы ошиблись". Это была баснословная сумма! Все равно, что сейчас получить 25 тысяч долларов! В тот Новый год гуляли всей коммунальной квартирой. А потом понеслось. Огромные гонорары, море поклонниц... В 34 года его без консерваторского образования принимают в Союз композиторов. Каждая его новая песня мгновенно становится хитом, их мечтают исполнять самые известные певцы. У нас появились шикарная квартира, "Волга". Папа умудрялся даже в лотерейные билеты выигрывать холодильники! Но отец не выдержал славы. Да и мама устала от такого внимания к его персоне. Когда мне было 14 лет, она развелась с отцом. Но самые лучшие свои песни он написал, когда они жили вместе: "Нет тебя прекрасней", "Носики-курносики". Она дарила ему вдохновение. А песню "Топ, топ, топает малыш" папа посвятил мне. Весь этот блеск закончился в конце 80-х, когда страна стала перестраиваться. Папа как был человеком советской эпохи, так и остался им. Его перестали приглашать, он замкнулся. Стал пить. Но по-прежнему писал музыку".

Your browser does not support the video/audio tag.

В 1960-х годах Пожлаков начал писать для эстрадных ансамблей. Его песни звучали в исполнении ансамбля "Дружба" под управлением А.Броневицкого ("Зачем снятся сны" - 1976, "Крымские зори", "Пора любви", 1977), "Лиры" ("Белый снег" 1979), ВИА Эдиты Пьехи под управлением Г.Клеймица ("Горько", "Любовь" - 1980). "Песню о нежности", написанную Пожлаковым в 1973 году, исполнила Людмила Сенчина.

в 1970-е годы Пожлаков попробовал свои силы в жанре оперетты – он написал произведение "Гори, гори, моя звезда". Пожлаков так же являлся автором музыкально-театральных фантазий "Сирано де Бержерак" и "Зойкина квартира" по Булгакову и детских мюзиклов. Композитор много работал в кинематографе. Им была написана музыка к 20 фильмам, в том числе "Шаг навстречу" в 1975 году, "Пятерка за лето" в 1974 году, "Кортик" в 1973 году и "Боба и слон" в 1972 году.

О творчестве Пожлакова был снят в 1975 году документальный фильм "Лирическое настроение". Его песни исполняли Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Галина Ненашева, Мария Пахоменко, Тамара Миансарова, Лариса Мондрус и другие исполнители. Нередко Пожлаков сам исполнял свои песни.

Your browser does not support the video/audio tag.

В интервью вторая жена Станислава Пожлакова, певица Нина Молтянская, рассказывала: "Я тогда училась в училище при Консерватории имени Римского-Корсакова на оперетте и пришла на концерт Станислава в "Театр эстрады". Села в третий ряд. Рядом со мной оказался Юрка Апрельков - Славин друг. В антракте он подошел к Славе и говорит: "Рядом со мной такая девушка сидит! Срочно знакомься". И Станислав подошел. Он тогда разошелся с первой женой. 20 августа 1977 года мы сыграли свадьбу. Мы жили только музыкой, совсем не занимались бытом, у нас дома сгорело пять чайников. Но мы на это внимания не обращали. Период с 1977 по 1989 год был звездным часом Славы. Он работал с поэтами Горбовским, Баркаевым. Люди на концертах стояли между рядами. Его очень любили. Но издавать не издавали. Надо было как-то проталкивать собственные произведения, а мы этим не занимались. В Союз композиторов он не ходил. Слава был свободной личностью: ему хотелось писать - он писал, хотелось ругаться - ругался. Осталась масса кассет, дисков, которые нигде не крутят, которые даже никто не слышал. Я сделаю все, чтобы издать его музыку, хотя четыре года назад мы расстались. Общих детей у нас не было. Слава мне всегда говорил: "Наши дети - это наши песни".

Your browser does not support the video/audio tag.

Станислав Пожлаков - один из самых ярких композиторов-мелодистов, его популярность в 1960-е и 1970-е годы можно назвать фантастической. При этом все, кто его знал, говорили о скромности Станислава Ивановича. Сам Пожлаков гордился тем, что был свободен и независим в творчестве.

В 1970-е годы он часто выступал в эфире. Одетый в водолазку и пиджак, сам задорно пел "А мы ребята, а мы ребята 70-й широты", и казался очень открытым, общительным, обаятельным и веселым человеком. Близкие знали - это не совсем так. В последние годы, забытый, он вел замкнутый образ жизни.

В последние годы жизни Пожлаков тяжело болел, практически не мог самостоятельно передвигаться, и сильно нуждался. При этом продолжал работать над новыми песнями, преимущественно на свои стихи.

26 сентября 2003 года тело Станислава Ивановича было найдено соседями, зашедшими в его квартиру, дверь в которую была открыта. Смерть Станислава Ивановича, как позже было установлено, имела насильственный характер, но убийца так и не был установлен.

Похоронен Станислав Пожлаков на Сестрорецком кладбище.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.kp.ru
Материалы сайта www.pozlakov.narod.ru
Материалы сайта www.popsa.info

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

В детстве переехал в Ленинград. Обучался в музыкальной школе, затем - самостоятельно.
В 1958-1965 гг. руководил оркестрами Ленэстрады. Один из пионеров джаза в Ленинграде.

О творчестве композитора на Центральном телевидении был снят документальный фильм «Лирическое настроение» (1975). Его песни были необыкновенно популярны, их включали в свой репертуар ведущие певцы советской эстрады: Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Галина Ненашева, Мария Пахоменко, Тамара Миансарова, Лариса Мондрус и многие другие. Нередко их исполнял и сам автор - в искренней, трогательной манере («Остаюсь ленинградцем» и мн. др.).
Песни «Ребята с 70-й широты», «Топ-топ», «Колыбельная с четырьмя дождями», «Песня о добром человеке», «Песня о нежности», «Человек из дома вышел» стали классикой советской эстрады 60-х-70-х гг.

Примечательно, что к наследию С.И. Пожлакова обращался легендарный рок-музыкант Егор Летов. Им были подготовлены две кавер-версии произведений Пожлакова («Песня красноармейца», альбом «Звездопад» (2002) группы «Гражданская оборона», а также «Зачем снятся сны» - бонус-трек к одноименному альбому 2010 г.). Летов называл Пожлакова одним из крупнейших мелодистов второй половины ХХ века.
В свою очередь, в беседе с журналистом Сергеем Сверчковым Станислав Пожлаков очень позитивно отозвался о летовской версии «Песни красноармейца». Это было последнее интервью выдающегося композитора - оно вышло в эфир Радио «Петербург» в начале сентября 2003 года.

В последние годы жизни композитор тяжело болел (практически не мог самостоятельно передвигаться) и сильно нуждался, но при этом продолжал работать над новыми песнями, преимущественно на свои стихи.
В сентябре 2003 года группа мастеров искусств обратилась к тогдашнему кандидату в губернаторы Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с просьбой оказать композитору материальную помощь и содействие в лечении. Высказывалась также идея организовать в честь 50-летия начала творческой деятельности Пожлакова благотворительный вечер для сбора средств на лечение композитора. В просьбе было отказано без объяснения причин.

19 сентября 2003 года С. Пожлаков сообщил, что закончил работу над песней «Ночь окутала город родной» на собственные стихи. Песню мастер хотел предложить для исполнения Детскому хору Петербургского телевидения и радио. Впоследствии ноты и стихи найдены не были.

26 сентября 2003 года тело Станислава Ивановича было обнаружено соседями, зашедшими в его квартиру на ул. Фрунзе, дверь в которую была открыта несколько дней. По мнению народного артиста России Эдуарда Хиля (близкого друга Пожлакова) смерть Станислава Ивановича могла носить насильственный характер. Обстоятельства гибели композитора так и остались невыясненными. Родные оставили Пожлакова задолго до случившегося, чем немало поспособствовали трагической развязке.

Похоронен С. И. Пожлаков на Сестрорецком кладбище.

Творчество

  • Музыка к нескольким кинофильмам, в том числе: 1969 - Сотвори бой 1969 - Эти невинные забавы (режиссёр - Август (Аугустас) Балтрушайтис) 1972 - Идущие за горизонт 1972 - Боба и слон (режиссёр - Август (Аугустас) Балтрушайтис) 1973 - Кортик 1973-1974 - Бронзовая птица 1974 - Пятёрка за лето 1975 - Шаг навстречу 1975 - Лесные качели 1976 - Всего одна ночь (режиссёр - Иосиф Шульман) 1976 - Дикий Гаврила (режиссёр - Леонид Макарычев) 1982 - Вот опять окно... (режиссёр - Лев Цуцульковский) 1991 - Свеча (режиссёр - Анатолий Кудрявцев)
  • Музыка для двух программ мюзик-холла: 1967 - «Нет тебя прекрасней» 1975 - «От сердца к сердцу»
  • Музыка к мюзиклу «Сирано де Бержерак»
  • Оперетта «Гори, гори, моя звезда»