Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Неизменяемые приставки

1. Большинство русских приставок в соответствии с морфо­логическим принципом орфографии не изменяются и пишутся единообразно во всех словах: до- (допоздна), за- (записать), на- (наклонение), недо- (недоросль), пра- (имеет значение "древний, предок": прабабушка, праязык), про- (провинить­ся), со- (согласный), у- (указатель).

2. Приставка с- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными, хотя в последнем случае буква с обо­значает звук [з]: спутать - сбить, сколотить - сгореть. Запомните слова, где в начале перед звонкой согласной пишет­ся з: здание, здоровье, здесь (и образованные от них слова, на­пример: здоровенный, здешний), а также наречие ни зги (не видно ни зги).

3. На конце приставок без- (бес-), воз- (вое-), вз- (ее-), из-(ис-), низ- (нис-), раз- (рас-), роз- (рос-), чрез- (чрес-), через-(черес-) перед гласными и перед звонкими согласными пишет­ся з, перед глухими согласными - с; ср.: взвесить - вскипя­тить, изделие - испарина, розыгрыш - роспись.

4. В приставках роз- (рос-) и раз- (рас-) под ударением на­до писать гласную о, без ударения - а: розыгрыш - разыг­рать; роспись - расписаться.

159. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите слова с приставками, способными изменяться на письме.

Д..ставить по н..значению, пр..вести переговоры, неи..-вестный солдат, пр.. думанное с..общение, пр.. славянский язык, пр..дедушка и пр..бабушка, и..править ошибку, бе..-сменный часовой.

160. Спишите, раскрывая скобки.

(З.с)дать в архив, (з.с)добное тесто, (з,с)шить платье, (з.с)жать руку, бе(з,с)покоиться о (з.с)доровье, (з.с)бивчивый ра(з,с)сказ, (з,с)гущать краски, ра(з,с)рушенное (з.с)дание, (з.с)дешние обычаи, в(з,с)битые сливки, во(з,с)мещать убытки, во(з,с)рождать традиции, и(з,с)хоженные тропы, чере(з,с)чур тяжело, бе(з,с)облачный день, бе(з,с)вкусный порошок.

161. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте ударе­
ние.

Р..зжечь хворост, р..зряд молнии, разданные карточки,
р..злив реки, р..зыск преступника, разыскивать нарушителя,
нелепые р..ссказни, р..ссыпи алмазов, р..ссыпать зерно, пре­
красный рассказчик, бросились вр..ссыпную, р..спуск думы,
бутон распускается, р..степель в январе, р..счерк пера.
__________________________________________________ &>

Правописание букв на стыке приставки и корня

1. Буква ъ в современном русском языке употребляется как разделительный знак только перед буквами е, ё, ю, я по­сле приставки, оканчивающейся на согласный, и в сложных словах после частей двух-, трех-, четырех-: сверхъестествен­ный, съёжиться, двухъярусный, трехъёмкостный.

2. После приставок, оканчивающихся на твердый соглас­ный, вместо и пишется ы согласно фонетическому принципу ор­фографии: безызвестный, предыюньский. Это правило не рас­пространяется на: 1) слова с приставками меж- и сверх-: меж­институтский, сверхинтересный; 2) слова с иноязычными приставками: дезинформация, контригра; 3) сложносокращен­ные слова, где нет приставки: пединститут, фининспектор.

3. Двойные согласные пишутся в том случае, если пристав­ка оканчивается, а корень начинается одной и той же буквой: расстелить, отточить. В словах разевать и разорить пи­шется одна согласная з.

162. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написа­ния. Подчеркните приставки.

От..екать ключ, начать с.знова, взыскательная публика, наш пединститут, предынфарктное состояние, пост..нфаркт-


ное лечение, дезинфекция помещений, сымпровизировать пе­ресказывая, начать контр, .гру, от..мённые прилагательные, пред..юльские грозы, сверх..звестная личность, меж..нститут-ское соревнование, сверх..з..сканные яства, безынициативный человек.

163. Спишите, вставляя, где нужно, ъ. Объясните написания.
Вывзд 1 , вЗыЯренный, вз..ерошенный, без..ёмкостный,

без..ядерный, необ..езженный, об..единение, об..яснитель-ный, пред..юбилейный, об..ёмный, под..якорный, с.ёжиться, с.язвить, сострить, сагитировать, сузить, сверх..инте-ресный, сверх..ёмкий, сверх..чувствительный, меж..атом-ный, меж..европейский, меж..ярусный, меж..языковой, раз..-охаться, пред..убеждение, трех..ярусный, двух..элементный, двух..языковой, трансатлантический, транс европейский, пан..американский, дет..ясли.

164. Спишите, раскрывая скобки. Составьте предложение с выде­
ленным словом.

Увлекательный пере(с,сс)каз, бе(з,зз)аветно пре(д,дд)ан-ный, бе(с,сс)ребреник, бе(с,сс)порная победа, лед ра(с,сс)таял, ра(с,сс)торгнуть договор, во(з,зз)вание к рабочим, ра(с,сс)ер-диться не на шутку, люди ра(с,сс)тупились, по(д,дд)ать мяч ногой, по(

Правописание сложных слов

1. Сложные слова с первой частью пол- пишутся через де­фис, если после нее следует прописная буква, любая гласная или согласная л: пол-Азии, пол-Москвы, пол-армии, пол-один­надцатого, пол-лимона.

Пол- нужно писать слитно, если за ней следует любая со­гласная, кроме л: полмира, полдесятого, полполя.

Раздельные написания пол нашего дома, пол земельного участка объясняются тем, что пол- относится не к прилага­тельному, а к существительному, и обычная последователь­ность (полдома, пол-участка) нарушена.


Часть пол- нужно отличать от полу-, которая во всех случа­ях пишется слитно: полумеры, полуоборот, полулитровый.

2. Слитно пишутся сложные слова с соединительной глас­ной о или е.

Выбор гласной о или е зависит от конечного звука в первой основе слова. После твердых согласных, кроме ж, ш, ц, упо­требляется соединительная гласная о: снегопад, рыболовный, хлопкоуборка. После мягких согласных (в том числе [j]), твер­дых согласных ж, ш, ц или гласных звуков пишется гласная е: коневод, чаепитие, большеглазый.

Числительные один, тысяча, миллион в сложных словах соединяются со вторым корнем с помощью соединительной гласной, причем тысяча с помощью е (тысячелетний, тыся­челитровый), а один и миллион - с помощью о (однобокий, миллионоголосый).

Написание числительных девяносто и сто в составе слож­ных слов не изменяется: девяностолетний, стокиломет­ровый. Все остальные числительные (кроме слов один, девя­носто, сто, тысяча, миллион, миллиард) вошли в состав сложных слов с окончаниями родительного падежа: полутора­тонный (ср.: нет полутора тонн), шестидневный, сорока­метровый. Исключения: сороконожка, сорокоуст.

Слова газификация, центрифуга, электрификация пи­шутся с буквой и; их написание нужно запомнить.

Нельзя называть соединительной гласной окончание пер­вой части -я (время, семя) в сложных словах типа времяисчис­ление, времяпровождение, семяножка, семяпочка. Запомните их написание.

165. Образуйте сложные слова с первой частью пол-.

квартал - полквартала.

Площадь, улица, ложка, газета, апельсин, лист, усадьба, армия, окно, роман, вагон, лукошко, мир, эскадрон, небо, пятый, третий, Украина, Одесса, Россия, Петербург.

166. Образуйте сложные слова.

снег, падать - снегопад.


Пар, возить; змея, ловить; вода, падать; лес, рубить; лед, колоть; буря, ломать; земля, трясти; птица, ловить; товар, ве­дать; пуля, метать; солнце, стоять; тысяча лет; шесть месяцев.

167. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написа­ния. Укажите сложные слова без соединительной гласной о или е.

Птиц..фабрика, пеш..ход, звер..лов, путешествие, вез­деход, одиннадцат..метровый, водонапорный, дальнеструй­ный, свеж..мороженый, больш..головый, электрифицировать, десят..летний, газификация, сорок..ножка, сорок..килограм­мовый, ст..тонный, врем..препровождение, девяност..рубле­вый, равн..действие, сем..летка, одн..местный, девят..куплет-

Гласные и согласные в приставках в- (во-), вы-, до-, за-, над- (надо-), не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, пред- (предо-), про-, с- (со-), су-, у- пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения, например: встать, отдать, продумать, предстать, сбивчивый, обсуждение.

Приставки, оканчивающиеся на -з (-с) В приставках на -з (-с) в соответствии с произношением перед звонкими согласными пишется з, перед глухими - с:

из- (ис-)

изгиб - истекать

раз- (рас-)

разделить - расписать

без- (бес-)

безжалостный - бессердечный

воз- (воc-)

возразить - воскликнуть

вз- (вс-)

взгорок - вскормить

низ- (нис-)

низвергать - нисходить

чрез- (черес-)

чрезмерный - чересчур

Запомните: расчет, расчетливый, расчесть, но: рассчитать.

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

Приставка пре- имеет следующие значения:

1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;

2) синонимичность приставке пере-: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).

Приставка при- обозначает:

1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;

2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;

3) пространственную близость: приморский, приусадебный;

4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;

5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, npuобрести, прикарманить.

Запомните: некоторые слова с приставками пре- и при- различаются по значению. Сравните:

предать (друга) - выдать (ср. предатель)

придать (значение) - добавить

претворить (в жизнь) - воплотить

притворить (дверь) - прикрыть

презирать (врага) - ненавидеть

призреть (сироту) - приютить

пребывать (в городе) - находиться

прибыть (в город) - приехать

преступить (закон) - нарушить

приступить (к делу) - начать

Во многих случаях приставки пре-, при- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.

Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет и многие другие слова (см. Орфографический словарь русского языка)

Разделительные Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок

Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я:

1) после приставок на согласную (разъезд, съязвить, предъюбилейный, съёмка);

2) в сложных словах после двух-, трех-, четырех- (двухъярусный).

Разделительный ь пишется в середине корня и перед окончанием (серьёзный, семья, вьюнок, бьют, ручьи).

Запомните: ъ пишется в иноязычных словах после приставок ад-, ин-, кон-, об-, суб-, транс- (адъютант, инъекция, конъюнктура, объект, субъект, трансъевропейский).

Ь пишется в некоторых иноязычных словах перед о (батальон, почтальон, медальон, бульон).

Запомните: после приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и пишется буква ы (интересный - безынтересный, искать - разыскать).

Исключение: взимать.

Буква И сохраняется:

1) в словах с приставками меж- и сверх- (межинститутский, сверхинтересный);

2) в словах иноязычного происхождения с иноязычными приставками дез-, контр-, транс- (дезинформация, контригра);

3) в сложносокращенных словах (мединститут).

Правописание окончаний имен существительных

Чтобы не ошибиться в написании гласных е и и в окончаниях существительных, относящихся к разным типам склонения, следует помнить:

Гласная Е

1) в д. п. сущ.

по стене, по аллее;

2) в п. п. сущ.

1-го и 2-го скл.:

о реке, об идее, на поле, на запястье, о потребителе

Гласная И

1) в р., д., п. п. сущ. на -ия, и п. п. сущ. на -ий, -ие:

от станции, к станции, о станции;

о гении, в здании;

2) в р. п. сущ. 1-го скл.: нет идеи;

3) в р., д. и п. п. сущ. 3-го скл.:

у гавани, к гавани, к печали, о печали;

4) в р., д., п. п. разносклоняемых сущ.:

у знамени, к племени, в пламени

Внимание: в сочетании с предлогом по в значении времени (по = после) существительное ставится в п. п.: по приезде в город, по окончании школы.

Правописание суффиксов существительных

Особые трудности возникают при написании суффиксов существительных, различающихся гласными е и и, о и е, а также согласными ч и щ.

Запомните:

Ик- (-чик-, -ник-)

При изменении слова гласный сохраняется:

ключик (ключика), сарайчик (сарайчика)

При изменении слова гласный выпадает:

кусочек (кусочка), листочек (листочка)

-иц- (-ице) В сущ. ж. р.: метелица, красавица;

в сущ. ср. р. с ударением до суффикса: креслице

-ец- (-ецо-) В сущ. м. р. с беглым гласным: красавец (красавца), братец (братца);

в сущ. ср. р. с ударением после суффикса: письмецо

-ин-, -изн-, (-ин)ств- Пишутся с буквой И:

тишина, белизна, большинство

-ет-, -есть-, -еств- Пишутся с буквой Е:

нищета, свежесть, студенчество

-чик- После согласных д, т, з, с, ж:

летчик, резчик, наладчик, перебежчик

-щик- После других согласных:

каменщик, банщик, фонар щик

-оньк- После твердых согласных:

Вера - Веронька, лиса - лисонька, береза - березонька

-еньк- После мягких согласных, шипяших гласных:

Катя - Катенька, туча - тученька, Зоя - Зоенька

Примечание. Суффиксов -иньк-, аньк-, -ыньк- в современном русском литературном языке нет. Исключение: баиньки, заинька, паинька.

Окончания имен прилагательных

Написание безударных окончаний прилагательных в косвенных падежах можно проверять постановкой вопроса какой? в нужном падеже.

Следует различать:

а) у прилагательных мужского и среднего рода единственного числа окончания -ым (-им) в творительном падеже (ветром каким? свежим, зарубежьем каким? дальним) и окончания -ом (-ем) в предложном падеже (о ветре каком? свежем, о зарубежье каком? дальнем);

б) у прилагательных женского рода единственного числа окончания -ую (-юю) в винительном падеже (дорогу какую? ровную, зарю какую? весеннюю) и окончания -ою (-ею) в творительном падеже (дорогою какою? ровною, зарею какою? весеннею).

Н и нн в суффиксах имен прилагательных

Запомните:

Суффиксы -енн-, -онн- пишутся с двумя н: клюк венный, авиационный

исключение: ветреный

Суффиксы -ан-, -ян-, -ин- пишутся с одним н: сереб ряный, утиный, кожаный

исключение: оловянный, стек лянный, деревянный

Внимание: два н могут появляться в прилагательных на стыке основы и суффикса -н-: карман карман-н-ый, сон сон-н-ый.

С одной н пишутся слова зеленый, синий, юный, румяный, свиной, багряный, пряный, фазаний, тюлений и др.

Правописание суффиксов прилагательных

-к-, -ск-

Близкий, немецкий, бедняцкий (суф. -к- пишется в прилагательных с краткой формой на -ок (близок), в прилагательных, образованных от сущ. с основой на ц (немец) и к-ч (бедняк; искл.: узбекский).

Киргизский, французский (суф. -ск- пишется в остальных случаях)

чив-, -лив-, -ист- -

Задумчивый, заботливый, размашистый

-ев-, -ив-

Игривый, красивый (под ударением - и).

Строевой, тюлевый (без ударения - е;

исключение: милостивый)

-еват-, -оват-

Ноздреватый, рыжеватый (после мягких согласных и шипящих).

Горьковатый, грязноватый (в остальных случаях)

-оньк-, -еньк-

Мягонький, плохонький, широконький (после г, к, х).

Свеженький, черненький (в остальных случаях)

-еск-, -ическ-

Вражеский, биологический

-чат-

Дымчатый, бревенчатый, переливчатый

Правописание числительных и сложных прилагательных, образованных от числительных

5-20, 30

Одиннадцать, тринадцать, тридцать (мягкий знак на конце слова)

50-80, 500-900

Шестьдесят, семьсот (мягкий знак в середине)

300, 400

Триста, четыреста (на конце а)

80-тысячный, 3-литровый, 9-этажный, 25-килограммовый, 90-летний, 1000-летний

Восьмидесятитысячный, трехлитровый, девятиэтажный, двадцатипятикилограммовый, девяностолетний, тысячелетний (сложные порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, и прилагательные, образованные от числительных, пишутся в одно слово, причем числительные сто и девяносто входят в состав сложных слов в форме именительного падежа, все остальные - в форме родительного падежа, слово тысяча образует сложные слова с соединительной гласной Е)

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений

Неопределенные местоимения и наречия с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое- всегда пишутся через дефис: кое-кто, что-то, что-нибудь, какой-либо. При наличии предлога данные слова пишутся раздельно: кое у кого, кое с кем.

У отрицательных местоимений под ударением пишется не, без ударения ни: нЕкто, нЕкоторый, нИкто, нИ какой.

Частицы не и ни у отрицательных местоимений пишутся слитно при отсутствии предлога (никто) и раздельно при наличии предлога (ни у кого).

  1. Углублять знания детей о приставках, их правописании и роли в словах; познакомить с историей письменности.
  2. Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения.
  3. Воспитывать любовь к предмету, любознательность, уважение друг к другу.

Планируемые результаты.

  • Личностные:
    формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и “незнания”.
  • Метапредметные
    Познавательные УУД:
    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний,
    – умение осуществлять синтез как составление целого из частей, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
    Регулятивные УУД :
    – принимать и сохранять учебную задачу, умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и при необходимости их скорректировать.
    Коммуникативные УУД:
    – умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать выразительные средства.
  • Предметные:
  • – создать условия для формирования умения увидеть проблему и наметить пути её решения;
    – подвести обучающихся к самостоятельным выводам о правописании приставок.

Оборудование: книга Г. Кублицкого “Письмо шло 5 тысячелетий”; презентация, записи на доске, детские энциклопедии.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Формулирование темы урока.

1. Словарная работа.

Угадайте, о чём идёт речь и запишите слова – отгадки.

а) В переводе с тюркского языка слово обозначает “чёрный камень”, тонкая палочка графита в деревянной оболочке, употребляемая для письма (карандаш).

б) Оно само никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти,
Оно побежит, полетит, проплывёт
Тысячи вёрст пути (письмо).

в) Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей, форменной фуражке?
Это он, это он … (почтальон).

г) Бумажный пакет, сохраняющийтайну послания (конверт).

д) Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено (адресат).

е) Цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс).

Проверка: ученик орфографически правильно читает и объясняет какие вставил буквы.

2. Составить из этих слов небольшой текст.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока (о письме, почте).

3. Ответы на какие вопросы вы хотели бы получить по этой теме? (Записываются на доске.)

Возможные вопросы:

– Можно ли написать письмо, не зная букв?
– Когда появилось первое письмо?
– Как раньше доставлялись письма?
– Гонцы-скороходы были на самом деле или это персонажи сказок?
– На чём и как писали люди в древности?
– Кто изобрёл бумагу?
– Если есть почтовые голуби, то есть ли почтовые собаки или другие животные?

И другие вопросы.

Ответы на поставленные вопросы мы будем искать на этом и последующих уроках.

III . Изучение нового материала.

1. Выпишите слова с приставками. (Текст записан на доске.)

Ты опустил письма в почтовый ящик. Из почтового ящика письма доставляют на почтамт и проводят их сортировку. С помощью современных компьютеров устанавливают, в какой край, город, село отправлены письма. И они пролетят, проплывут, проедут многие километры пути на поездах, машинах, самолётах. Письма попадут в пункт назначения, а там почтальон доставит письмо точно по адресу.

2. Назовите слова с приставкой про- . Запомните эту приставку. Пишется про-, а не пра- .Приставка пра- употребляется в словах прабабушка, прадедушка и обозначает перед, старый. Сегодня мы будем учиться правильно писать приставки и узнаем, как же передавали новости друг другу наши прапрабабушки и прапрадедушки, то есть наши предки. Для этого мы совершим путешествие в прошлое: вы прослушаете несколько сообщений ваших одноклассников.

3. Сообщение 1. (Презентация. Слайд 2 )

На чём только не писали в древности! В древнем Вавилоне писали на глиняных табличках специальными палочками. Получались черточки в виде клиньев – такие таблички сохранились до наших дней! Но пользоваться табличками было сложно. Чтобы написать книгу, нужны сотни табличек – такую книгу в портфель не положишь!

4. Запись в тетради под диктовку :

Письмо слеплено из глины. Клинышки продавлены на сырой глине. Такие письма называют таблетками.

Выделите приставки в глаголах.

5. Учитель: А конверт? Из чего делали конверты?

Выслушивание версий детей, обсуждение, выводы.

(Письма отправлялись в глиняных конвертах. Человек, получивший письмо, осторожно разбивал конверт.)

6. Сообщение 2. (Слайд 3, 4)

Сейчас в нашем алфавите 33 буквы. Но так было не всегда. Первые письмена писали в незапамятные времена Египтяне. Вместо букв они рисовали всякие знаки, и их письмена напоминали современный ребус. Здесь были изображения львов, сов, ястребов, гусей. Людей рисовали в разных позах. Среди изображений встречались квадраты, треугольники, кружки. Такие письмена назывались иероглифы. Вы спросите, чем же отличались иероглифы от букв? Да тем, что одни значки обозначали целые слова, другие – отдельные слоги. Писать таким письмом было очень трудно, понимать его сложно. При чтении возникали разночтения – это когда один человек понимает так, а другой иначе.

7. Запись с доски :

В Египте очень ценилось (у)мение писать. Вот что говорилось об этой (вы)годной должности: “(С)делайся писцом! Он (о)свобождён (от) (по)винностей, (от) всяких работ, он (у)далён (от) мотыги, кирки”. Письму и счёту обучали мальчиков с пятилетнего возраста. Египетский писец (за)нимался деловой (пере)пиской, (под)считывал доходы, (со)бирал налоги.

Выделить приставки.

8. Сообщение 3. (Слайд 5)

В Египте научились писать на папирусе. В древности папирус встречался в Египте очень часто; он представляет обыкновенное растение болот. Он служил для самых разнообразных целей. Мягкие части доставляли сладкий сок, нижнюю часть жарили и употребляли в пищу; молодые экземпляры шли в пищу целиком; корень служил горючим материалом, удобным для плавления меди и железа; из коры делали сандалии, волокна шли для тканей всякого рода, ценившихся выше льняных: из связанных стволов приготовляли двухместные челноки для рыбной и птичьей ловли и даже иногда большие суда. Особенно важно было употребление папируса в качестве письменного материала. Сердцевину, толщиной в кисть руки, разрезали на продольные полосы, которые плотно укладывали на гладкую доску; поперек, под прямым углом, клался другой слой сердцевины; затем все это клалось под пресс и высушивалось на солнце. Получалась прочная длинная страница светло-желтого цвета, если папирус был молод, или темно-желтого, если он был стар; последний сорт предпочитался египтянами, первый был в употреблении в римское время. Страницы склеивались в длину и свертывались в свитки, а не сшивались в виде книг. Таким образом, получались иногда чрезвычайно длинные полосы, доходящие до десятков метров. Находят египетские папирусы большей частью при мумиях, нередко, в особых футлярах.

9. Работа в парах: взаимный диктант с последующей проверкой.

В Египте пользовались лёгким папирусом. Листы папируса получали из стволов болотного тростника. Писцы макали кисточку в чёрную или красную краску и наносили на папирус знаки – иероглифы.

10. Сообщение 4. (Слайд 6, 7)

Другой народ, Гиксы, завоевавшие Египтян, выбрали из множества иероглифов – картинок два десятка, по количеству звуков в языке. Каждый такой значок стал обозначать отдельный звук в слове. Это уже были первые буквы. Ведь буква обозначает звук.
Финикийцы упростили алфавит Гиксов. Они стали использовать похожие на прежние рисунки значки.
Греки приняли алфавит финикийцев и еще более упростили значки. Ученый греческий монах Кирилл придумал для славян особую азбуку – к греческим буквам он добавил новые – те, которые встречаются в славянских языках: Ж, Щ, Ю, Ь,Ш и другие. Эта азбука с тех пор называется – Кириллица – в честь Кирилла, создавшего ее. Немного измененная, эта азбука дожила до наших дней. Азбуку Кирилла учат все первоклассники во всех школах России.

11.Учитель: А как вы думаете, кто доставлял сообщения из одного города в другой?

Работа в группах: составление устных текстов о гонцах на основе отрывков из книги Г.Кублицкого “Письмо шло 5 тысячелетий”.

12. Отчёт о работе групп – выступления:

В Индии звуком погремушек бегущий гонец отпугивал диких зверей и предупреждал о своем приближении сменщика. Гонцов никто не смел останавливать и задерживать. Письма отдавали гонцу. Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям, потому что боялся не вернуться домой. На одиноко бегущего человека часто нападали львы. А по обычаям повелителей азиатских стран гонцу, принёсшему плохие вести, могли запросто отрубить голову.

В Древней Греции на придорожных станциях постоянно находились молодые сильные рабы – скороходы, которые получив послание, бежали до следующей станции. В 490 году до н.э. гонец пробежал 42 км 195 м от поля боя в Персии до Афин. Он успел крикнуть “Радуйтесь, мы победили!” – и упал замертво. Сердце не выдержало. Постепенно скороходов сменили всадники.

Греческие корабли совершали далёкие плавания. Моряки брали с собой посылки, письма на отдалённые острова и в греческие колонии по берегам Средиземного и Чёрного морей.

13. Задание: записать составленные тексты по памяти.

14. Учитель: (Сайд 8, 9, 10)

В древности для письма использовали пергамент. Это особо выделанная телячья кожа. Древние славяне писали на бересте – коре березы. Ее обрезали, вымачивали, а затем процарапывали буквы острой палочкой – писалом. Бумагу изобрел в Древнем Китае ученый Цай Лунь. Он изготавливал ее из клейкой массы, состоящей из бамбука и воды. Сегодня бумагу делают из древесины, а ещё из старой использованной бумаги – макулатуры. Сберегаются зелёные леса, а хлам превращается в интересные книги.

IV. Итог урока.

– На какой вопрос мы ответили на этом уроке? (Вернуться к вопросам, записанным на доске в начале урока.)
– Мы ответили не на все вопросы. Работа будет продолжена на следующих уроках.
– О какой части слова мы говорили? Какие приставки вы запомнили?

V. Домашнее задание.

Написать заметки в школьную газету о возникновении письменности.

Приставки ПРЕ и ПРИ

Если имеет значение ОЧЕНЬ

пребольшой - очень большой, преувеличивать - очень увеличивать и т.п.

Если имеет значение ПЕРЕ

преступать закон (переступать), преобразиться (переменить облик)

Если обозначает близость, сближение или присоединение

прибить, примыкающий, принести, приблизиться

При неполноте действия

приоткрытый, пригореть, прикоснуться

Если имеет значение завершенности действия

приглушить, придумать, присмотреть

Совершает действие в чьих-либо интересах

приберечь, припрятать

Следует различать слова

Следует помнить слова



Корни с чередующимися

гласными можно разделить на 4 группы:

1 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит отУДАРЕНИЯ:

· -гор-,-гар-; -клон-, -клан-; -твор-, -твар- (без ударения пиши О);

· -зор-, -зар-; -плов-, -плав- (без ударения пиши А)

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, зОрянка, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун

2 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит отСОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ КОРНЯ:

· -лаг-, -лож-;

· -скак-, -скоч-;

· -раст-, -ращ-, -рос-

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, рОстовой, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчок

3 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит отСУФФИКСА А:

· -лож-, -лагА-;

· -кОс-, -касА-;

· -бер-, -бирА-; -дер-, -дирА-; -блест-, -блистА-; -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; -мер-, -мирА-; -стел-, -стилА-; -жег-, -жигА-; -чет-, -читА-; -нимА-, -минА-, -жимА-

· -минА-, -нимА-, -жимА-, -чинА-

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта

4 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит отЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ корня:

· -равн- (= равный, одинаковый), -ровн- (=ровный, гладкий);

· -мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение

Неизменяемые приставки. Теория

1.Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми , т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно.
Правописание таких приставок следует запоминать.

Список неизменяемых приставок смотрите далее:

О- : окликнул, остановка, осадок, онеметь

У- : убежал, уехал, успокоиться
ДО- : добраться, дойти, догадка
ПО- : поверье, подворье, порезать, полагаться
ПРО- : проварить, пробел, проделка, произрастать
ПРА- : В особом значении: прабабушка, праязык
НА- : нападение, накрыть, нагнать
ЗА- : задаваться, заключенный, забрать, забить
НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться
ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить, подсказать, подождать
ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть, открыть
ОБ-(ОБО-): обстричь, обточить, обтереть, обойти
В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться, вовлечь
ВЫ - вышагивать, выход, выпрыгнул
ПРЕД- (ПРЕДО-): председатель, предшественник, предрешать, предостеречь
ПЕРЕ-: перегной, перелить, перекос
С- (СО-): сдвинуть, согнуться

2.В некоторых неизменяемых приставках может происходитьОГЛУШЕНИЕ или ОЗВОНЧЕНИЕ согласного.

ОГЛУШЕНИЕ – это замена парного по звонкости-глухости звонкого согласного глухим.
Например: в слове ОБТОЧИТЬ звонкая согласная Б в приставке ОБ- даёт глухой звук П, то есть происходит ОГЛУШЕНИЕ согласного.

ОЗВОНЧЕНИЕ - это замена парного по звонкости-глухости глухого согласного звонким.
Например: в слове СДЕЛАТЬ глухая согласная С в приставке С- даёт звонкий звук З, то есть происходит ОЗВОНЧЕНИЕ согласного или в слове ОТБРОСИТЬ глухая согласная Т в приставке ОТ- даёт звонкий звук Д.

3.ОГЛУШЕНИЕ или ОЗВОНЧЕНИЕ может происходить НЕ ВО ВСЕХнеизменяемых приставках, а только в следующих:

Согласный на конце приставок В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД- ОГЛУШАЕТСЯ только в том случае, если после него стоит глухой согласный;

Согласный на конце приставок ОТ-, С- ОЗВОНЧАЕТСЯ только в том случае, если после него стоит звонкий согласный.

5)В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения:

перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с»,

перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з».

Например: РАС-ПИЛИТЬ (П - глухая), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкая).

Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С:

Без-, бес-

Воз-, вос-

Вз-, вс-

Из-, ис-

Низ-, нис-

Раз-, рас-

Роз-, рос-

Черес-, чрез-

А теперь рассмотрим, какие ошибки можно допустить при выполнении задания А6:

Ошибка 1. Если после приставки, оканчивающейся на З-С, стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо.

Примером этого могут служить слова РАЗузнать и БЕЗъядерный.

Ошибка 2. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.

Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.

Ошибка 3. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки.

Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.

Ошибка 4. Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.

Например:

1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)
2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)
3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)
4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)
5. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)
6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)
7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)
6) Правописание НЕ с разными частями речи.

Часть речи. Раздельно. Слитно.
1. Имя существительное. Есть противопоставление с союзом «а» (не правда, а ложь ). 1. Не употребляется без НЕ (невольник неправда = ложь ).
2.Полные прилагательные. Краткие прилагательные. Наречия на –О,- Е. 1. Есть противопоставление с союзом «а» (не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив; не правдиво, а лживо ). 2. Впереди есть слова: вовсе не… отнюдь не… ничуть не… далеко не… никогда не… ничто не… нисколько не… (вовсе не правдивый рассказ ). 1. Не употребляется без НЕ (ненастный, ненастно ). 2. Можно заменить синонимом без НЕ (неправдивый=лживый , неправдив = лжив, неправдиво = лживо ).
3. Полные причастия. 1. У причастия есть зависимое слово (не решённый мной ). 2. Есть противопоставление с союзом «а» (не решённый , а списанный пример ). 1. Не употребляется без НЕ (недоумевающий ). 2. Нет зависимого слова (нерешённый пример ). 3. Нет противопоставления с союзом «а».
4. Краткие причастия. Всегда раздельно: рассказ не прочитан, поле не вспахано , тетради не проверены . _________________________
5. Глагол. 1. С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без неё (не было, не мог). 1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ (ненавидеть, негодовать ) 2. НЕДО… (выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок ).
6.Деепричастие. С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без НЕ: не зная, не думая . Слитно пишутся деепричастия, не употребляющиеся без НЕ: ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая .
7)Правописание непроизносимых согласных Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд (например, в слове ЧЕСТНЫЙ – СТН, ЗАВИСТЛИВЫЙ – СТЛ, АГЕНТСТВО – НТСТВ и т. п.), то один из них может не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ. Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится. Обычно для этого нужно, чтобы проверяемый согласный оказался перед гласным (ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЕН) или в конце слова (ХРУСТНУТЬ – ХРУСТ). Рассмотрим в качестве примеров слова ЗВЕЗ(?)НЫЙ, ЧЕС(?)НЫЙ, УЖАС(?)НЫЙ и ОПАС(?)НЫЙ. Убедиться, что в слове ЗВЕЗДНЫЙ между буквами З и Н нужна буква Д, можно с помощью проверочного слова ЗВЕЗДА. В нем этот согласный звук слышится очень хорошо, поскольку за ним следует гласный звук – А. Слово ЧЕС(?)НЫЙ можно проверить словом ЧЕСТЬ, в котором согласный Т оказывается в конце слова. Слово ОПАСНЫЙ проверяется при помощи слова ОПАСЕН: выясняется, что в этом слове непроизносимого согласного нет. Для прилагательного УЖАСНЫЙ проверочным может служить слово УЖАС (конец слова) или УЖАСАТЬСЯ (позиция перед гласным). Оба проверочных слова указывают на то, что в этом слове нет непроизносимого согласного и «лишние» буквы писать не нужно. Кроме этого, необходимо запомнить несколько слов, которые не поддаются проверке. Их написание следует выучить. ПИШУТСЯ БЕЗ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ 1. Вопреки проверке без непроизносимых согласных пишутся слова БЛЕСНУТЬ (хотя БЛЕСТЕТЬ), СКЛЯНКА (хотя СТЕКЛО), СЕРЧАТЬ (хотя СЕРДИТЬСЯ), СКАТЕРКА (хотя СКАТЕРТЬ). 2. Без непроизносимых согласных пишутся непроверяемые слова ШЕСТВОВАТЬ, ЯСТВА, РОВЕСНИК, ЛОСНИТЬСЯ. 3. Пишется без непроизносимого согласного слово КОСНЫЙ, имеющее значение «отсталый, тяготеющий к строму, привычному» (косные убеждения). ПИШУТСЯ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ 1. Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово ЛЕСТНИЦА (хотя ЛЕСЕНКА). 2. С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова ЧУВСТВО, СВЕРСТНИК. 3. Пишется с непроизносимым согласным слово КОСТНЫЙ, образованное от слова КОСТЬ (костный мозг, костная ткань).

1. В соответствии с морфологическим принципом рус­ского правописания согласные и гласные в большинст­ве приставок пишутся одинаково, не отражая изменения произношения, например: срубить, сбить, сшить, сжать, вперед, доставить, забежать, написать, обрубить, от­дать, надстроить, переслать, подбросить, предста­вить.

2. Приставки без-, воз-(вз-), из-, низ-, чрез-(через), раз- пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласны­ми и с буквой с перед глухими согласными: безбрежный - беспомощный, возраст - восстание, изжарить - ис­целить, низвергать - ниспровергать, чрезмерный - чересчур, разбросать - распилить; рассчитать, рас­чёт.

3. В приставках раз- (рас) -роз- (рос) под ударени­ем пишется о, без ударения - а: розвальни -развал, роспись - расписка, розыгрыш - разыгрывать.

165. Распределите слова в три столбика: 1) с приставками, не
меняющими на письме согласного; 2) с приставками на -з (-с);
3) с приставками на гласный. С выделенными словами составьте
словосочетания.

Безвкусица, ..жечь дотла, безжалостный, бесформен­ный, бе. .шумный, о. .текаемый, воззрение, восстание, наслаждение, восторжествовать, п..дучить, о..блеск, и..жога, и..подтишка, подписчик, псшипник, бескорми­ца, пр. .исшествие, ни..падать, пр. .свещать, . .делыцина, предпочтение, предшественник, чере..полосица, з..движ­ка, зачинщик, пер..мирие, ра..творять, ра..щелина, дове­ренный, д..верчивый, ра..чёт, ра..считать, расхвораться, бе..кровный.

166. Составьте с данными словами словосочетания и запи­
шите их, обозначая ударение в словах с пропущенными бук­
вами.

РсЗвальни - р..звалиться; р..зыгрыш - р..зыграть; РсЗыск - р..зыскать; р..спись - р..списать, рсСписание, р..списка; р..ссыпь - р,.ссыпать; р..ссказ - р..ссказни; р..спустить (на каникулы) - р..спуск.


167. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните их
правописание. Обозначьте состав выделенных слов и укажите
способ их образования.

1) Тоне скучно от этих расчищенных, расчерченных дорожек. (Н. О.) 2) Он мне обрадовался и стал расспраши­вать об ужасных происшествиях, коим я был свидетель. (П.) 3) Так быстро скачет только тот, за кем раскаяние мчится! (Л.) 4) ...Ужасная зима в глухой, бе..хлебной дере­веньке. (Леек.) 5) Не бе..дарна та природа, не погиб ещё тот край, что выводит из народа столько славных, то и знай. (Н.) 6) Безжалостная осень сорвала их [деревьев] пышные одеяния. (Н. О.) 7) Да, ваш ра..чёт верен. (Леек.)

9) Город ра..сыпал в темноте миллионы огней. (Н. О.)

10) Умолк аул, где бе..заботно недавно слушали певца.
(Л.) 11) К ней в светлицу раз, лишь только ра..свело, всех
их семеро вошло. (П.) 12) Дама расхохоталась. (Леек.)
13) Людской поток бесконечен. (Леон.) 14) Я начал
рассказывать сказку о солнце. (Сухомл.) 15) Стеклянной
равниной лежал бесцветный океан. (А. Н. Т.)



168. Спишите данные словосочетания. С выделенными словами
устно составьте предложения.

Произвести ра..чёт, рассчитаться с продавцом, полная бе..вкусица, ра..чётливый хозяин, великолепная..дравни-ца, искусный работник, Искусственный шёлк, чере..чур горячая вода, бесформенная груда обломков, бе..ценный подарок, материалистическое мирово..зрение, восстанов­ленный памятник, ..беречь силы, Иссякающий источник, во..хождение на гору.

169. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие зна­
ки препинания, раскрывая скобки. Определите стиль и тип
речи текста, укажите их признаки. К выделенному слову под­
берите синонимы, а затем антонимы. Составьте схему перво­
го предложения, дайте его характеристику. Найдите слова с
приставками, написание которых регулируется разными прави­
лами.

З..ря почти отцв..ла и лиш(?) за высокой горой в..дне-ет(?)ся прозрач(?)ная полоска бр..сающая ро..кий свет на вершины деревьев что од..нокими вехами маяч..т у самого края г..ризонта. Но это там в (не)досягаемой д..ли а на реч-


ке куда солнце загляд..вает лиш(?) к полудню..густились краски. Тени от пр..брежных скал пролегли от берега к бе­регу соединившись (по)братски. С (густо)син..ми оттенка­ми они отл..вают(?)ся на быстрине блеском глухари..ого крыла а под самым берегом где я..стве..о слышно б..рмота-ние бе..числе.,ых ручейков уже темнота. Она сп..лзает по берегу подм..ная под себя сиреневый и (тёмно)син..й свет. (По В. Астафьеву)

§ 28. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ- И ПРИ-

Правильное написание приставок пре- и при- связано с пониманием различия их значений.

Приставка при- обозначает: 1) присоединение, прибли­жение, прибавление: приделать, пристроить, приехать, прикрепить, прикупить; 2) неполноту действия: при­сесть, притворить, приоткрыть; 3) расположение, на­хождение вблизи чего-нибудь: Приамурье, Приуралье, пригород, приморский.

Приставка пре-: 1) обозначает высшую степень дейст­вия или качества: пресытиться, преувеличение, предлин­ный; 2) совпадает по значению с приставкой пере-: прегра­дить - перегородить, прервать - перервать.

В некоторых словах значение приставок пре- и при- не­достаточно ясно, и такие слова следует запомнить, напри­мер: преследование, препятствие, преткновение (камень преткновения), превратный (неверный, изменчивый), пренебрежение, прельстить; приключение, притязание, прибор, присягать.

В следующих, сходных по произношению словах разли­чие в написании связано с различием в их значении: прези­рать (не уважать, считать недостойным) - призирать (заботиться, давать приют), предать (изменнически вы­дать кого-нибудь) - придать (добавить), пребывать (на­ходиться где-нибудь) - прибывать (приезжать), престу­пить (нарушить) - приступить (начать), преемник (тот, кто вступает в должность после кого-нибудь, продолжает работу кого-нибудь) - приёмник (аппарат для приёма), преклоняться (относиться с глубоким уважением) - при


клонятъся (наклоняться, пригибаться), претворить (во­плотить, осуществить) - притворить (закрыть).

Следует запомнить написание некоторых слов иноязыч­ного происхождения: президиум, президент (написание е здесь объясняется тем, что в этих словах в латинском язы­ке имеется приставка пре- (от лат. ргае - пред); привиле­гия (от лат. privilegium - исключительное право); приори­тет - первенство (от лат. prior - первый).

170. Спишите. Устно объясните правописание приставок пре- и
при- (слова, где значение этих приставок неясно, подчеркните).
Объясните значение выделенных слов.

Присоединить провод, примыкающий к школе сад, привскочить от неожиданности, пр..щурить глаза, достичь примирения, преломление солнечных лучей, пр..сечь раз­говоры, преискусный кузнец, сделать пр. .вивку, седой пр..вратник, не пренебрегать советами товарища, вступать в пререкания, искать пр..станища, найти пр..бежище, преграждать дорогу, превратности судьбы, несправедли­вые притязания, преодолевать все пр..грады, преобладаю­щая отр..сль хозяйства, давать пр..сягу, пр..провождать документы, пр е непр.. ятное известие, быть камнем преткновения, искатели пр..ключений.

171. Спишите, заменяя выделенные слова словами с приставка­
ми пре- и при-. Объясните (устно) значение приставок во вновь об­
разованных словах,

Образец. Площадь около вокзала - привокзаль­ная площадь; совсем закончить занятия - прекра­тить занятия.

Участок при усадьбе, полоса при береге, город около Волги, слегка затворить дверь, чуть открыть окно, очень странный случай, сделать ручным дикое животное, быстро проходящее явление, загородить дорогу, с избытком насы­титься чем-нибудь, увеличить опасность.

172. Спишите. Объясните значения иноязычных слов (при за­
труднениях используйте словари). Составьте предложения с дан­
ными сочетаниями.

Изб..рать президиум, пр..сутствовать на пр..мьере спек­такля, визит пр..зидента, пользоваться пр..вилегиями, пр..оритет в освоении космоса.


173. Спишите. Назовите синонимы приведённых слов. С выде­
ленными словами устно составьте предложения.

Преследовать, прихотливый, причудливый, претво­рить в жизнь, прикоснуться, претерпеть, притерпеться, привередливый человек, препятствия, пр. .творный, пр..лестный, пр..видение.

174. Спишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках.

1) Транзисторный... работал хорошо. Молодой инже­нер оказался достойным... известного конструктора (пре­емник, приёмник). 2) Бригада могла немедленно... к работе. Никто не хотел... данную клятву (преступить, при­ступить). 3) Группа альпинистов осуществила... восхож­дение на недоступную горную вершину. Систематические тренировки являются... условием любого спортивного ус­пеха (непременный, беспримерный). 4) Это... явление. Всех... больных встречал дежурный врач (преходящий, приходящий).

175. Спишите. Объясните (устно) написание слов с приставками
пре- и при-. Сделайте морфемный анализ выделенного слова.

1) А. С. Попов изобрёл первый в мире радиопередатчик и преемник. - Максим Горький - преемник писате­лей-реалистов XIX века. 2) Деревцо приклонило ветви к самой земле. - Современники приклонялись перед заме­чательным талантом Щепкина. 3) Во время пребывания в Ялте мы любили наблюдать прибытие пароходов. 4) Дядя мой г-н Сипягин, брат моей матери, пр..зрел меня. (Т.) 5) Я претворился, будто сплю. (Л. Т.) 6) Татьяна верила пр..даньям простонародной старины. (П.) С доверчивой на­деждой первых лет друзьям иным душой пр..дался неж­ной. (П.) - Присутствие товарища предало ему храбро­сти. (Т. С.)

176. Выпишите слова с пропущенными буквами. Приставки обо­
значьте.

1) Я приближался к месту моего назначения. 2) Му­жичок тут же стал его тулуп примеривать. 3) Гарнизонная жизнь мало имела для меня привлекательности. 4) «Ва­силиса Егоровна - пр..храбрая дама», - заметил важно Швабрин. 5) Палашка пр..несла нам шпаги. Мы вышли от коменданта, по-видимому, примирённые. 6) Я понял упор-


ное злоречие, которым Швабрин её [Машу] преследовал. 7) «Подумай хорошенько, - пр..бавила она, - со сторо­ны твоих родных не будут ли препятствия?» 8) Пренебре­жение, с каким он [батюшка] упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедли­вым. 9) С Швабриным встречался редко и неохотно, тем более что замечал в нём скрытую к себе непр..язнь. 10) Вдруг закричали в толпе, что государь на лошади ожи­дает пленных и пр. .нимает пр. .сягу. 11) Взоры наши встретились; в моём он [Швабрин] мог прочесть пр..зрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости. 12) Дай Бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня, старика, пр..зрел и успоко­ил. 13) Всякое слово, напоминающее мнимое преступле­ние сына, было ему [отцу] тягостно. 14) Здесь прекраща­ются записки Петра Андреевича Гринёва.

(А. Пушкин)

177. Составьте с данными словами словосочетания и запишите.
Укажите способы синтаксической связи главного и зависимого
слов.

Претворить, приступить, приготовление, препятствие, преодолеть, преграда, приключение, пререкание, прими­рить, прибытие, пребывание, превосходный.

178. Спишите. Обозначьте состав выделенных слов.

Всеобщее признание, великий преобразователь, жизн..ное пр..звание, стремление к занятиям, выращивать р..стения, непрерывно вести ш..рокие экспериментальные исследования, преодолевать препятствия, удивительная настойчивость, непреодолимое упорство, пр..восходные по вкусу плоды, ок..зать всемерную под..ржку, пр..должать начатое дело.

§ 29. СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНЫХ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ

179. Объясните написание согласных на стыке приставки и кор­
ня, указывая в каждом слове приставку и корень. В результате
чего в некоторых словах появляются удвоенные согласные?

Бесстрашный, бесформенный, вверенный, воззрение, восстание, воскликнуть, иззябнуть, оттенить, оттепель, от-


тирать, поддать, подать, поддувало, подорожник, рассвет, расцвет, преддверие, ссылка, ссадина.

180. Из слов, помещённых в скобках, при помощи указанных
приставок образуйте новые слова. Подчеркните удвоенные со­
гласные.

Без- или бес- (сильный, словесный, вкусный, ценный, злобный, сонный); воз- или вое- (зрение, становление, дер­жаться, принимать, создавать); из- или ис- (зябнуть, зуб­рить, жарить, портить, следовать); от- или о- (тащить, таять, тяжелеть, толкнуть); под- или по- (дразнить, дан­ный, давать, дарить); раз- или рас- (дать, жечь, писание, пороть, седлать, спрашивать, таять, тратить, чёт, считать).

181. Спишите. Обозначьте состав выделенных слов.

1) Было начало марта, стояла оттепель. (Ч.) 2) Центр дивизии отменён почти к самой Волге. (А. Н. Т.) 3) И ско­ро я в лесах чужих нашёл товарищей лихих, б..страшных, твёрдых, как булат... (Л.) 4) Старик, р.хтелив халат, мир­но спал под деревом. (Ф.) 5) Павел Петрович слегка накл..нил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не п..дал. (Т.) 6) Промёрзшая земля не п..давалась лопатам и ломам. (К. С.) 7) Сын, согнув широкую спину, издержи­вал мать под мышки. (Нов.-Пр.) 8) Поезд углублялся в ле­са Севера, пр..дверие Кольского полуострова. (Лидин) 9) Покончив р..счёты, Александра Михайловна спрятала деньги. (Вер.) 10) Григорий с р..считанной медлительно­стью затягивал п..дпруги. (Шол.) 11) Долго говорил мне этот человек о своём миров..зрении. (Аре.) 12) Множество р..золоченных карет стояло уже на лугу. (П.) 13) Война разорила его, л..шила прежнего рвения к работе. (Шол.) 14) Дымов без сюртука, в р..стёгнутой жилетке е..дел за столом. (Ч.)

§ 30. УПОТРЕБЛЕНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ъ И Ь

Разделительный ъ пишется:


а) после приставок на соглас­
ную;

б) в сложных словах после
двух-, трёх-, четырёх-


перед е(ё), ю, я (отъ­езд, объём, предъюби­лейный, объять, двухъ­ярусный).


Разделительный ъ пишется: перед е (ё), и, ю, я во всех остальных случаях (в улье, пьёт, воробьи, шьют, деревья).

Примечания: 1. Буква ъ не пишется перед а, о, у, э (сагитиро­вать, подоконник, суметь сэкономить), а также в сложносокра­щённых словах (детясли, иняз).

2. Буква ъ пишется в иноязычных словах после приставок ад-, ин-, кон-, об-, суб- и после первой части сложного слова (адъю­тант, инъекция, конъюнктура, объект, субъект, фельдъ­егерь).

3. Буква ъ пишется в некоторых иноязычных словах перед о (батальон, павильон, почтальон, компаньон, медальон, бульон и др.).

182. Спишите. Объясните выбранные написания.

Без- (ответственный, аварийный, укоризненный); из- (явить, езженный, обильный); об- (едать, являть); от- (яв­ленный, экзаменовать); пред- (убеждение, уведомление, яв­лять); раз- (учить, уверить, яриться); сверх- (естествен­ный); двух- (ярусный, этажный); с- (ёжиться, ездить, эко­номить, агитировать).

183. Прочитайте. Объясните (устно) лексическое значение выде­
ленных слов. Спишите. Составьте с каждым выделенным словом
словосочетание.

Изъясняться, подъёмный, фельдъегерь, фельетон, ин­тервью, из..ять, из..яны, под..ячий, д..явол, компаньон, (с)обез..янничать, (с)узить, п..еса, волеиз..явление, 6а-рел..еф, п..едестал, премьера, павил..он, (двух)актная ко­медия, (трёх)язычный словарь, (трёх)осный автомобиль, ад..ютант, субъективный, объективный, (четырёх)элемент-ный, бар..ер.

184. Спишите, оформив 1-е и 2-е предложения как цитаты. К вы­
деленным словам подберите синонимы.

1) Задача сер.-ёзного писателя - построить п..есу на фигурах художественно убедительных. (М. Г.) 2) Худож­ник-писатель должен быть объективен. (Гонч.) 3) Луна чуть светит над горою; об..яты рощи темнотою. (П.) 4) По сторонам в..днелись помещич..и усадьбы, деревни. (С.-Щ.) 5) Батал..он, с которым я шёл из крепости N, остался в ар..ергарде. (Л. Т.) 6) Ад..ютант встал, заложив руки в карманы, и стал ходить по площадке. (Л. Т.) 7) Зари


б..гряной полоса об..емлет ярко небеса. (П.) 8) Полуколь­цом из..гнулся одноэтажный павильон. (М. Г.) 9) День начинался солнечный, без(?)облачный и жаркий. (Гонч.) 10) Князь Андрей был в ту же ночь отправлен курьером. (Л. Т.) 11) Подняв кулаки над сп..ной ямщика, неистово мчится фельдъегерь. (Н.)

§ 31. БУКВЫ Ы И И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

После приставок, оканчивающихся на согласный, вме­сто и пишется ы согласно произношению, например: оты­скать, безыскусственный, безыдейный, безынициатив­ный. Буква и сохраняется: 1) в словах с приставками меж- и сверх-, например: межиздательский (договор), сверх­изысканный (вкус); 2) в словах с иноязычными пристав­ками, например: контригра, дезинфекция.

Примечание. В сложносокращённых словах начальное и вто­рого корня сохраняется, например: мединститут.

185. Спишите данные слова. Составьте с ними восемь словосоче­таний.

Без- (известный, исходный, искусный, интересный, идейность, инициативный); из- (искать); от- (играть, иски-вать); под- (итожить); раз- (искать); пред- (история); (спорт) инвентарь.

§ 32. БУКВЫ ЕИО ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

1. Во многих корнях слов под ударением после шипя­щих произносится о, а пишется е(ё), если это о чередуется с е в родственных словах: жёны (ср.: женщина), имел (ср.: пришедший), щёлка (ср.: щель), чёрт (ср.: черти), шёпот (ср.: шепчет). Там, где в родственных словах такого чере­дования нет, в корнях под ударением пишется о: жом, из­жога, обжора, шов, чокаться, чопорный, шорник, шорох, а также в существительных ожог и поджог (глаголы: ожёг, поджёг).

2. Под ударением после шипящих произносится и пи­шется о:

а) в окончаниях существительных, прилагательных и на конце наречий: плащ\ом\ , вожж[ои] , Фомич\ом\ , больш]ого\ у горячо, общо, но ещё;


б) в с^фиксах существительных -ок, -онк-, -онок (су­чок, ручонка, бочонок) и -он (где о беглое: К Н5ьЖ Н ЬЬ К НЯ - жбн); в суффиксах прилагательных -ое- (холщовый, ежовый) и -он (с беглым о: смешби).

3. В остальных случаях под ударением после шипящих
если и произносится о, то пишется е(ё). Сюда относятся:

а) окончания глаголов: печ\ёшь\ печ\ёт\ , печ\ём\ ;

б) суффиксы страдательных причастий -енн-, -ён-
(а также суффикс -ён- в прилагательных, образованных от
глаголов): вооружённый, вооружён; печёный;

в) суффиксы глаголов (и существительных, образован­
ных от этих глаголов): размежёвывать (размежёвка).

Примечания: 1. В некоторых иноязычных словах буква о пи­шется после шипящих и не под ударением, например: шофёр, жо­кей, шоколад, шовинизм, жонглёр, шоссе.

2. Следует запомнить написание некоторых слов с затемнён­ным морфемным составом или непродуктивными суффиксами: крыжовник, трущоба, учёба (ср.: учение), трещотка, решётка (ср.: решето), печёнка (ср.: печень), бечёвка (ср.: бечева), кишок (ср.: кишка), дешёвый (ср.: дешевле).

4. Если под ударением после ц произносится о, то и пи­
шется о; без ударения пишется е. Буква ё после ц никогда
не пишется: цоколь, пальтецо, но зеркальце; отцов, но
колодцев; молодцом, но колодцем; облицовка, танцор,
перцовый,
но ситцевый; облицовывать, но облицевать.

Примечание. В безударном слоге о пишется после ц только в слове цокотуха (ср.: цокот) и в некоторых иноязычных словах, например: палаццо (дворец), скерцо (музыкальная пьеса в ожив­лённом, быстром темпе).

186. Спишите. Обозначьте ударение в словах с пропущенными

I. Ж.хткий диван, искусственный ш..лк, мельничный ж..рнов, утлый ч..лн, чугунная репь.тка, крепкая беч..вка, купить по деш..вке, ч..порный человек, спелый крыж..вник, тяж..лый ож..г, подж..г сарая, ож..г руку, борьба с саранч..й, отправиться за багаж..м, идти с ноыь.й, быстрый скач..к, забавная собач..нка, смешной мед-веж.. нок, парч.. вая скатерть, камыш.. вая крыша, жж..ный кофе, ноч..вка в лесу, вооруженное нападение, асфальтированное ш..ссе, шоколадный цвет.


II. Тихий in..pox, говорить общ.., выступать горяч..,
боч..нок с водой, искусный ж..нглёр, опытный ш..фёр,
деш..вый товар, двойной ш..в, вертеть трещ..тку, печ..ные
яблоки, холщ..вый меш..к, мягкая ш..рстка.

III. Цокольный этане, ц..канье копыт, получить пись­
мец.., идти с отц..м, погрозить пальц..м, молодцеватый
вид, глянц..витая бумага, превосходный танц..р,
танц..вать мазурку, гарц..вать на лошади, облиц..вка стен,
облиц..вать здание, склониться над колодц..м, пунц..вые
губы.

187. Прочитайте. Укажите ударение в словах, в которых пропу­щены буквы е и о после шипящих и ц. Спишите. Обозначьте те части слова, в которых есть буква е или о после шипящих. Выде­ленные слова разберите по составу.

1) Нижние брёвна у мельницы подгнили, и ж..лоб, в ко­торый теч..т из пруда вода, накренился. (Тел.) 2) Свеж..е и ж..стче становился ветер. (Г.) 3) Мы бр..саем в землю ж..лудь - вырастает дуб. (Тим.) 4) В тайге ш..л точно ш..рох и таинственный ш..пот. (Кор.) 5) Под ногой Конд-ратия хрус(?)нул суч..к. (А. Н. Т.) 6) Стучит караул(?)щик в свою трещ..тку. (Ф. Ш.) 7) Приш..л доктор, перев..зал мне ож..г. (М. Г.) 8) Окна во флигеле были загорожены де-ревянною реш..ткою, двери запирались замками. (П.)

9) Уже около мес.ца жили мы на коч..вке. (А. К. Т.)

10) Пл..тины на вод..хранилищах были почти доведены до
про..ктной высоты. К..нал уже об лиц., выв а лея каменными
плитами. (Пауст.) 13) Мальчишка был без шапки, с
холщ..вой сумой через плеч.. . (Бун.)

§ 33. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ СЛОВ

1. В сложных словах в качестве соединительных глас­ных употребляются буквы о и е. После основ на твёрдый со­гласный (кроме ж, их и ц) пишется буква о, например: теп­ловоз. После основ на мягкий согласный, на и, на шипя­щий звук и ц пишется буква е, например: землетрясение, краеведение, пешеход, птицелов. В некоторых случаях мягкий согласный звук первой основы отвердевает и поэто­му пишется соединительная гласная о, например: баснопи­сец, зверолов.


В отдельных словах в первой части сложного существи­тельного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяисчисление, времяпрепровождение, вре­мяпровождение.

2. Количественные числительные при образовании
сложных слов употребляются в форме родительного паде­
жа, например: семилетка (семи лет), пятнадцатиметро­
вый
(пятнадцати метров), сорокаминутный (сорока ми­
нут).

Исключение. Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, напри­мер: столетие, девяностолетие. С буквой о пишется и слово сороконожка.

Сложные слова, которые образованы при помощи соеди­нительных гласных о, е или первой частью которых явля­ется числительное, пишутся слитно, например: самолёт, земледелие, трёхлетний.

Примечание. Слова на -ификация (электрификация, газифи­кация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они обра­зованы при помощи суффикса -ификация, поэтому пишутся с буквой и. Ср.: сложные слова с соединительной гласной буквой о: электродвигатель, газогенератор.

3. Сложные слова могут быть образованы соединением
части основы пол- (половина) и существительного в роди­
тельном падеже, например: полдома, пол-утра. После пол-
дефис ставится перед гласными, всеми прописными бук­
вами, а также перед согласной л, например: пол-острова,
пол-Москвы, пол-лимона.
Перед остальными согласными
дефис не ставится, например: полвека, полгорода, полседь­
мого.

Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно, например: полуавтомат, полубелый, полувеко­вой, полуостров.

188. Спишите. Подчеркните соединительные гласные о и е. С вы­деленными словами составьте словосочетания.

Путешественник, языкознание, восьмигранник, чаепи­тие, кон..водство, кров..обращение, кровеносный, одинна-дцат..метровый, сорок..ведёрный, сорок..ножка, стоты­сячный, пятидесятилетие, звер..бой, баснословный, ка-


5 - В. Ф. Греков

мен. .тёс, солнцепёк, нефтепровод, машиностроение, электродвигатель, электрификация, газопровод, газифи­кация.

189. Спишите. Объясните правописание.

1) (Девяност..)летний юбилей, новое (лет..)счисление, праз(?)ное (врем..)пр..провождение, неожиданное (с)(ум..)-сшествие, (с)(ум..)сшедп1ая скорость. 2) Отсутствовать (пол)года, скосить (пол)луга, исходить (пол)Р. .сии, об..ехать (пол)Европы, отстать на (пол)очка, отработать (пол)смены, встать (пол)третьего, перерыв в (пол)одинна-дцатого, (пол)ложки мёду, купить (полу)кеды, сделать (по­луоборот, отрезать (пол)лимона, выйти в (полу)финал.

190. Прочитайте. Определите, какие буквы пропущены в словах.
Проверьте по орфографическому словарю. Спишите, сложные слова
подчеркните. С выделенными словами составьте словосочетания.

Интеллигент - интеллигентный, интеллигентский, ин­теллигенция; б..гровый - б..грянец, побагроветь; к..рабль - к..рабельный, кораблестроение; чу..ство - чувствитель­ный, чувствовать; чествовать - чествование; участво­вать; приоритет; привилегия - привилегированный; эн­тузиазм - энтузиаст; электрический - электрификация, электрифицировать, электростанция.

§ 34. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ

Если слово не умещается на строке, то часть его перено­сят на другую строку. Основные правила переноса сводятся к следующиму:

1. Слово переносится по слогам: город, то-ва-рищ. Од­нако нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку одну букву. Например, нельзя переносить «о-го-род», «а-ри-я», «о-боз», надо - огород; слова типа ария, обоз нельзя разделять переносом.

2. При стечении согласных разделение на слоги свобод­ное: весной, вес-на; сестра и сестра; кре-стьянин и крестьянин.

3. Буквы ъ, ъ, и нельзя отделять от предшествующих букв: бойцы, большой, подъезд.

4. При переносе слов с приставками нельзя переносить согласную в конце приставки, если далее следует согласная


же, т. е. нельзя делить: «по-дходить», «ра-звязать», а надо: под-хо-дитъ, раз-вязать. Нельзя также оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не состав­ляющую слога: при-слатъ (а не «прис-лать») отстранять (а не «отс-транять»).

5. При переносе сложных слов не следует оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога: пятиграм-мовый или пя-ти-граммовый (а не «пятиг-раммовый»).

Примечание. При переносе слов надо учитывать следующее:

1) если за приставкой на согласную стоит буква ы 9 переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается, т. е. следует пе­реносить: ра-зыскать или разыс-кать (а не «раз-ыскать»);

2) не следует оставлять в конце строки или переносить в нача­ло следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласны­ми: жуж-жатъ (а не «жу-жжать»), масса (а не «ма-сса»), кон-ный (а не «ко-нный»); это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: со-жженный, по-ссорить (см. п. 4), а также к двойным согласным второй основы в слож­ных словах, например: нововведение (см. пп. 4, 5).

Из изложенных правил следует, что многие слова можно переносить различными способами (сест-ра, сестра; классный, классный; без-умный, бе-зумный); при этом сле­дует предпочитать такие переносы, при которых не разбива­ются значащие части слова (перенос класс-ный лучше, чем пе­ренос клас-сный; перенос безумный лучше, чем бе-зумный).

191. Спишите данные слова, разделяя их чёрточками для пе­реноса.

I. Ко-ле-со, карикатура, драма, ведро, скамейка, разъ­езд, обезьяна, кристальный, преддверие, можжевельник, разоблачить, вопрос, предубеждение, безыдейный, подхва­тить, программный, мировоззрение, кристаллический, яв­ственный, астра, гостиница, эхо, расчистка, въезд, подой­ник, расчёт, рассчитывать, розыгрыш, выигрыш, надстро­ить, подыскать, корреспондент, массовый, громоздкий, подходить, подожжённый.

П. Винегрет, подставка, необъятный, приятель, один­надцать, терраса, ветреный, ресурс, безветренный, проис­шедший, разбить, объём, скользкий, послать, устранить, закройщик, землетрясение, пьеса, раздражение, создание,


батальон, адъютант, просвещение, контратака, шефство, чувство, шествие.

III. Предутренний, безыскусственный, безынициатив­ный, диета, постланный, аннотация, апеллировать, шести­значный, вестибюль, представление, настроить, хрестома­тия, публицистический, эпиграмма, ансамбль, изваяние, комбинезон, инвентарь, объективный, пластмасса, целлю­лоза, выкрашенный.

192. Спишите, расставляя знаки препинания. Разберите по со­
ставу выделенные слова. Найдите в тексте метафору.

Я вошёл в к..бину меня ус.дили в кресло бе..шумно за­хлопнули люк. Я остался наед..не с приборами освящённы­ми не дневным солнечным светом а иск..ственным. Вот убрали железные фермы и наступила тишина. Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 м..нут по московскому времени. Я услышал свист и всё нарастающий гул почу(?)ствовал как гиган(?)ский к..рабль задр..жал всем своим корпусом и медленно очень медленно от..рвался от стартового устройства. Гул был не сильнее то­го который слышишь в к..бине реактивного сам..лёта но в нём было множество новых музыкальных от..нков и т..мбров. Могучие двигатели р. .кеты создавали музыку бу­дущего наверное ещё более волнующую и прекрасную чем вел..чайшие тв..рения прошлого. С Землёй я п..держивал (двух)стороннюю (ради..)связь и слышал голоса товарищей работавших на (ради..)станциях настолько отч..тливо как если бы они находились рядом.

Лучшие умы человечества прокладывали нелёгкий т..рнистый путь к звёздам. Полёт 12 апреля 1961 года первые (сем..)мильные шаги на этом нелёгком пути. (По Ю. Гагарину)

193. Прочитайте и определите, какие буквы пропущены в сло­
вах. Проверьте по орфографическому словарю. Составьте с каж­
дым словом словосочетание. Спишите, обозначая ударение.

Декорация, д..рижёр, ..ркестр, к..медия, трагедия, др..ма, к-.нфликт, п..ртер, р..пертуар, с.мфония, к..нцерт, фестиваль, т..лант, ув..ртюра, пр..людия, премьера.