Простые риффы на акустической гитаре. Простые рифы с минусовками и табами для электрогитары

В роли гитаристов и навскидку изобразить что-то роковое, несомненно, процентов эдак 70 возьмут в руки воображаемую гитару и выдадут грозное вступление Smoke On The Water. Поклонники называют это бессмертным величием, музыканты - печатью особой крутизны, ну а специалисты придумали подобным фрагментам свое название. "Гитарный риф", - с видом совсем не рокерским "умозаключают" они.

Настоящий риф гитарный: узнаем и познаем

Когда вам скажут, что это - всего лишь обычный набор аккордов, не верьте ушам своим. Гитарной игры специалисты учат: риф - это многократно повторяющийся отрывок определенной мелодии, музыкальный фрагмент. И добавляют: это не обязательно вступление, им может быть и концовка композиции, и ее кульминация, и просто аккомпанемент. А еще можно услышать, что гитарный риф - это «костяк» мелодии, по которому слушатель узнает ту или иную композицию. Если брать рок или блюз, то в этих направлениях для рифов служат нижние регистры, их обычно «выдают» на низких струнах ритм-гитаристы.

О как же он многолик - этот гитарный риф!

Любители классификаций добрались и до гитарных рифов, замечая, впрочем, что разделение их - понятие довольно условное.

Итак, если воздух разрезает блюзовый, рок-н-рольный, хард- или глэм-роковый фрагмент, знайте: имя ему - «риф в открытых тональностях», самая популярная из которых ля мажор.

Над тем, как назвать фрагменты, исполняемые с использованием аккордов, долго не думали: нарекли их «аккордовыми». «Отцами» сих аккордовых скоплений считают «роллинга» Кита Ричардса и Джими Хендрикса.

Следующий рифов - одноголосые. Им неведомы аккорды и интервалы. Года их рождения - 70-е, родители - Deep Purple и Led Zeppelin. По рифам с педальным тоном специализировались рок-умельцы из Whitesnake, а также «великий и ужасный» Оззи. Этот вид - с тоном, постоянно повторяющимся - был в особом почете у звезд хэви-метал и хард-рока 80-х.

Заключающим в этом списке станет наипростейший, и как любят говаривать знатоки, самый веселый вид гитарных рифов - скоростной: когда «две ноты на перегрузе» извлекаются ударами по струнам наотмашь. Понятное дело, что такие рифы - любимые «штучки» панков и любителей жесткого треша.

Лучшие гитарные рифы: и ныне, и во веки веков

Каковы же самые известные гитарные рифы в мире? Разные по этому поводу существуют мнения, вашему же вниманию предлагается Топ-5 уважаемого издания Total Guitar. В 2013 году журнал опросил своих читателей, и вот что из этого вышло.

На 5-м месте восседает Skydog и его Layla. Место повыше облюбовал одноголосый риф из бессмертного блэкморовского Smoke On The Water. В тройку сильнейших ворвался (и это было несложно) Led Zeppelin: Джимми Пейдж в Whole Lotta Love не оставил другим шансов на 3-е место. Что ж, в некоторых мировых рейтингах они первые, но только не в списке Total Guitar: серебро за риф в Sweet Child O’Mine достается легендарным Gun N’Roses. Он часто соревновался с «ганзами» за «рифовое» первенство и в 2013-м достиг своего, так что просим любить и жаловать: и его риф из рифов в Voodoo Child!

И напоследок… «Выстрелить» из гитары рифом совсем несложно - нужно просто этого хотеть. Смело берите в руки инструмент и сыграйте парочку повторяющихся аккордов. Возможно, придуманный вами гитарный риф станет знаковым для вас. Пробуйте, дерзайте, и да помогут вам Боги Блюза и Рок-н-ролла!

Приветствую вас, дорогие друзья:=) В этой статье мы продолжим разборки с тем, как все-таки играть блюз на гитаре. Сегодня вы будете изучать блюзовые риффы. Во-первых, вы узнаете что это такое, поймете как они строятся и конечно же научитесь уверенно их исполнять на своей гитаре.

Давненько я уже не писал статей и не готовил видеоуроков для вас. Простите меня друзья, но за окном было жаркое и солнечное лето, и все чем я занимался это купался в озерах и целыми днями угарал и отрывался с друзьями на улице. Это лето было просто шикарным:=)

Кстати, друзья, а как вы провели это лето? Что запомнилось, где побывали? В комментариях ниже поделитесь пожалуйста своими впечатлениями. Мне будет очень интересно узнать, чем занимались мои дорогие ученики и подписчики этим летом:=)

Думаю вы уже изучили все предыдущие материалы по блюзу, которые я для вас готовил, если нет, то в первую очередь изучите их:

Итак, давайте начнем свое знакомство с блюзовыми риффами.

Что такое блюзовые риффы?

Для начала, дорогие друзья, давайте разберемся с понятием гитарный рифф. Я понимаю, что некоторые из вас уже достаточно опытные гитаристы и понимают суть данного определения, однако подавляющее большинство читателей моего блога это новички.

Рифф – это короткий (один/два такта) музыкальный фрагмент, который постоянно повторяется в композиции.

Построенные на основе квинт или кварт с добавлением отдельных нот, которые будут являться ступенями тональности;

Аккордовые – это риффы которые будут строиться на основании блюзовых аккордов.

Хотя эти разделения достаточно условны, так как на практике вы встретите комбинации этих видов.

Итак, дорогие друзья, вы уже знаете, что аккомпанемент любой композиции состоит из нескольких аккордов, входящих в гармонию. Рифф, обыгрывающий один аккорд, для следующего аккорда гармонии будет просто транспонироваться на соответствующую этому аккорду высоту.

Для того, чтобы все было понятно, давайте разберем все это на примере. Смотрим видеоурок:

Надеюсь теперь вам все понятно. То есть в тональности G7, можно сыграть вот такой вот простенький рифф:

В стандартный 12-ти тактовый блюзовый квадрат входят еще два аккорда, которые можно обыграть этим же риффом:

А теперь давайте разложим все это по гармонической сетке блюзового квадрата:

Все последующие риффы, которые я буду вам сейчас показывать, будут соответствовать тоническому аккорду гармонии. Следуя подходу, описанному выше, вы можете так же транспонировать разбираемый рифф и для других аккордов блюзового квадрата.

И еще хочу вам сказать, что не все риффы являются так сказать аккомпанирующими и их не надо транспонировать на другие аккорды. Эти риффы будут являться лишь запоминающимся, выразительным мотивом музыкальной композиции.

Ну и прежде чем мы приступим к освоению блюзовых риффов, хочу вам с сказать немного о звуке. Блюзовые риффы отлично звучат на с применением легкого перегруза – овердрайва. Сильный перегруз – дисторшен для этого не подойдет. Конечно же можно все эти риффы исполнять и на , однако звучание будет не таким красивым, ярким и блюзовым.

Ну что, дорогие друзья, поболтали и хватит, приступаем к освоению блюзовых риффов.

Первый блюзовый рифф, который мы будем разбирать это стандартный, бас-гитарный блюзовый мотив. Вы наверняка его уже слышали и не один раз.

Вот табулатура данного риффа:

Для более четкого звукоизвлечения, ноты на пятой и шестой струнах проигрываются с приглушением правой рукой – это так называемый прием мют (P.M).

Этот рифф похож на предыдущий. Так же ноты проигрываются с приглушением.

А вот табулатура этого риффа:

В этом риффе нам встречается интересное прижатие шестой струны большим пальцем левой руки. Это техника очень часто применяется старыми блюзменами. Суть данного приема заключается в том, что фаланга большого пальца без особых усилий касается шестой струны на определенном ладу. Такое прикосновение дает немного приглушенный звук. Конечно же для проигрывания этого риффа можно и не использовать большой палец левой руки, а проигрывать, как обычно.

Вот табулатура:

Предыдущие три риффа, которые мы разобрали, были одноголосными риффами. Сейчас же давайте разберем риффы на основе интервалов (квинт и кварт).

Если к звучанию обычного мощного аккорда (квинта) добавить VI ступень, то мы получим очень узнаваемое звучание. Такой рифф встречается в композициях многих рок и блюз гитаристов.

Табулатура этого риффа:

Если к предыдущему рифу добавить несколько квинт, то мы получим вот такой вот блюзовый риф.

Вот табулатура:

В этом риффе мы будем совмещать проигрывание мощных аккордов с проигрыванием отдельных нот.

Табулатура данного рифа:

Вот еще один интересный блюзовый рифф. Здесь мы видим проигрывание кварт с отдельными нотами. Так же здесь применяется техника прижатия шестой струны большим пальцем, о ней я уже рассказывал, когда описывал один из предыдущих риффов.

Вот табулатура риффа:

Для разнообразия звучания риффа, вы можете применять так называемые дабл-стопы на 1-й, 2-й и 3-й струнах. Данный рифф не нужно транспонировать, он хорошо сочетается как с тоническим аккордом, так и с субдоминантой и доминантой. Дружище, если ты не понимаешь о чем я тебе тут говорю, то тебе нужно почитать мою предыдущую статью о .

А вот и табулатура данного риффа:

Блюзовый риф №9

А теперь давайте рассмотрим аккордовые блюзовые риффы.

Табулатура:

Ну и давайте разберем последний блюзовый рифф, который вам нужно будет разучить.

Вот табулатура данного риффа:

Ну вот собственно и все основные разновидности блюзовых риффов, которые я хотел вам сегодня показать. Внимательно смотрите видеоуроки и осваивайте их. Да, сразу у вас конечно ничего не будет получаться, но со временем, если будете регулярно их практиковать, у вас обязательно все получится:=)

Ну что, дорогие друзья, на этом все. Ставьте лайки, делайте ретвиты. Если помните, то в начале статьи я просил написать вас в комментах пару слов о проведенном лете, а так же напишите пару слов о блюзовых риффах. Все ли было вам понятно? Интересна вообще тема или нет? :=)

Жду ваших комментариев:=)


Рок-музыка - это давно нечто большее, чем вещь, которая злит родителей и призывает к бунту. Рок - это не только определенная «джинсовая» эстетика, в которой нашлось место и для ребят в галстуках вроде The Beattles , и раскрашенным брюнетам из Black Veil Brides . Но и те и другие в своем творчестве использовали гитарные риффы . Более того, весь рок - это на процентов 70, если не больше, состоит исключительно из забойных, хорошо запоминающихся риффов на гитарах. Далее мы рассмотрим, что такое рифф в рок-музыке, и с чем его едят, виды риффов, а также разберем табы наиболее известных, которые должен знать любой себя уважающий рокер. Итак, в путь.

Что такое гитарный рифф. Определение. Основные варианты использования


Некоторые риффы на гитаре стали настолько знаковыми, что по ним узнается целая песня. Например, Come as you are или Smoke On The Water .

Виды риффов

Риффы бывают одноголосные, аккордовые, в «открытых» тональностях, исполненные на основе квинты, блюзовые в тональности E-мажор, а также риффы с «педальным» тоном. Однако это условная классификация, так как один и тот же рифф может представлять собой комбинацию нескольких фрагментов. Придумать свой собственный рифф – это не так уж и сложно, главное – не бояться экспериментов.

1. Риффы в открытых тональностях (E, A или D)

Эти риффы используются в музыке, которая произошла от блюза, рок-н-ролла, блюз-рока, хард-рока, глэм-рока и т.д. Они исполняются на чистом звуке или с эффектом дисторшн. Часто во время игры применяется глушение правой рукой «palm muting». Основой для таких ритмических фигур служит power-аккорд, т.е. Аккорд, состоящий из основного тона и квинта с добавлением различных ступеней гаммы по ходу игры. Тональности, на которых играются рифы, в основном «открытые» - ми, ре, ля. Самая популярная тональность – это Ля мажор .

Power-аккорд Ля в «открытой» позиции выглядит следующим образом:

  • Первый (указательный) палец во время исполнения риффов глушит 3,2 и1 струны.
  • Большой палец приглушает 6 струну.

Если добавить одну ноту на четвертой струне (сексту), то получится самый простой блюзовый рифф, который используется во множестве песен, например, в AC/DC – The Jack .



После добавления ещё одной ноты на четвертой струне (септимы) получается несколько усложненная версия первого риффа, который используется как в «открытой», так и в «закрытых» тональностях. Пример – Элис Купер. Dirty Dreams.




С добавочной нотой на пятой струне получится мажорная и минорная терция. Зачастую ноты на пятой струне, как и на четвёртой, берутся приемами Hammer on и Pull off . Отличная иллюстрация данной игры – рифф Led Zeppelin - When The Levee Breaks.



Также можно объединить добавочные ноты на 4 и 5 струнах в один рифф.



В сочетании с приёмами Hammer on и Pull off вы можете сыграть риффы Led Zeppelin –Rock"N"Roll или J. Satriani –Extremist . Если на третьей струне добавить секунду, подтянутую с помощью приёма bend до мажорной или минорной терции, то получится рифф Extreme-Decadance Dance .





Эти и другие табы найдете в разделе .
Во время изучения этих риффов попробуйте сыграть их в другой «открытой» тональности.

2. Риффы с педальным тоном

Так называются риффы с постоянно повторяющимся тоном. Они были распространены в 80-х годах в стиле hard rock и heavy metal. Суть в том, что педальная нота - это тоника (взятая чаще всего на открытой струне), на фоне которой играются вкрапления интервалов, чаще всего кварт, которые соответствуют разным аккордам.


В качестве педального тона можно использовать не только 5 струну, но и другие «открытые» струны, например, шестую и четвертую.
Примеры риффов с педальным тоном: Ozzy Osbourne - I Don"t Know , A.V.H. , Whitesnake - Still Of The Night .


Ozzy Osbourne - I Don"t Know




3. Одноголосые риффы

В этих риффах не применяются интервалы и аккорды. Использовались они в рок-музыке 70-х годов, в основном группами Deep Purple и Led Zeppelin. В настоящее время их играет известная группа Rage Against The Machine. Чаще всего одноголосые гитарные риффы строятся на основе пентатоники в первом боксе и дублируются в октаву ниже на бас-гитаре. Чтобы играть эти риффы, специальных упражнений не нужно, поэтому сразу вылаживаю табы таких ритмических-формул известных рок композиций. Примеры: Led Zeppelin - How Many More Times, Heartbreaker; RageAgainst The Machine – Bombtrack, Killing In the name; Muse – Ashamed.



4. Аккордовые риффы

Аккордовые риффы на чистом или слабо перегруженном звуке

Нетрудно догадаться по названию, что это риффы с использованием аккордов. Чтобы ноты аккорда не искажались, они играются в основном на не сильно перегруженном звуке. Основоположники такой игры – Keith Richards из The Rolling Stones и Jimi Hendrix . Кстати, Jimi Hendrix, редко играл аккорды баррэ. Вместо этого он каждый такой аккорд обыгрывал нотами из мажорной пентатоники, а также использовал интервалы. Как брать смотрите по ссылке. Пример такой игры можно найти в риффе Jimi Hendrix – Purple Haze .



Скоростные риффы чёсом на power-аккордах

Это самый простой и весёлый вариант игры, который как бы является частным случаем аккордовых гитарных риффов. Но здесь аккорды играются на перегрузе (дисторшене или овердрайве), при чем в такие аккорды входит только две ноты: основная (тоника) и квинта (пятая ступень). Эти созвучия играются быстрыми ударами вниз (чесом). Такое исполнение очень распространено в роке, поэтому и пришлось мне его выделить отдельно. Всевозможные панки и трешеры продолжают развивать это направление в создании риффов. Ведь и понятно - пока бьешь наотмашь по аккордам, можно принимать любые мужественные позы, кидать медиаторы в толпу (если аккорд хорош по длительности) и строить милые рожицы публике. Slayer, Metallica, Green Day и Linkin Park были здесь. Примеров предостаточно, поэтому даю одну из любимых панк-рок-композиций из репертуара Green Day. Остальное поищите сами.



Надеюсь, что помог. Любящих поклонников и убойных риффов вам, друзья!

Как гитарист, специализирующийся на рок-музыке, я постоянно работаю, стараясь написать отличный . Как мне кажется, в современной музыке такое понятие, как гитарный рифф ушло на второй план и несколько потеряло в своей индивидуальности. Вот некоторые советы начинающим гитаристам , как написать отличный .

Когда я говорил о потере индивидуальности, я не шутил. Нет, серьезно, как давно вы слышали отличный запоминающийся рифф? Наверное, мало кто сможет возразить, если я скажу, что хороший и интересный рифф — важнейший ингридиент при работе над любой рок или метал-песней. Ниже я не расскажу, что нужно сделать, чтобы рифф стал интересным, но дам некоторые советы начинающим гитаристам , которые помогут писать более качественные гитарные партии.

Не используйте только пауэр-аккорды

У большинства гитаристов есть своего рода «мозоль» при сочинении риффов — использование только «паэур-аккордов». Сотни и тысячи гитаристов ставят указательный и безымянный пальцы на ладах в виде таких аккордов и «елозят» по всему грифу словно зомби.

Конечно, такие аккорды звучат мощно. Вместе с тем, такой подход к делу говорит о недостатке знаний и музыкальности (читай, музыкального образования). Мои риффы стали намного разнообразнее, когда я осознал, что пауэр-аккорды не более, чем интервал — квинта. Поняв это, я начал чаще размышлять над использованием и других интервалов. Так мне открылось знание того, что можно активно применять терции и кварты для написания риффов.

Сочиняя гитарный рифф, стоит уменьшить количество квинтовых аккордов до минимума, только если наличие таких трезвучий не будет крайне необходимым. Ну а чтобы легче понять, о чем я говорю, приведу небольшой пример в помощь.

Придумывайте гитарный рифф с учетом всех инструментов

Сочиняя новый рифф, я всегда думаю о том, как он будет звучать в контексте полного набора музыкальных инструментов рок-группы. Оглядываясь на весь коллектив, можно понять, что квинтовые аккорды далеко не всегда звучат идеально, что автоматически возвращает нас к предыдущему совету.

Зачастую, записав в студии даблтрек электрогитары с дисторшн, чья партия целиком и полностью состоит из квинтовых аккордов, можно заметить, что партия бас-гитары, играющая те же ноты начинает портить песню, появляется какая-то музыкальная «каша». Почему бы не попробовать играть рифф квартами, пока бас-гитара играет основные звуки аккордов? Такой подход даст свой результат: бас задаст тон аккорда, а музыка не будет напоминать кашу.

Бас-гитара не должна повторять партию ритм-гитары

Партия баса, нота в ноту повторяющая партию ритм-гитары, является крайне распространенной проблемой гитаристов. Вспомним предыдущий совет: даблтрек гитары с квинтовыми аккордами и басом приведет к образованию каши. Возникает вопрос: если бас играет все то же, что и ритм-гитара, то зачем он нужен? Попробуйте разделить партии баса и электрогитары, экспериментируйте с ритмами и динамикой.

С другой стороны, не стоит воспринимать данный совет, как некое нерушимое правило. Бывают моменты, когда всем инструментам просто-таки необходимо сыграть вместе одинаковые партии.

Подумайте, какие звуки нужны в аккорде

Игра полноценных аккордов через примочку или отличный усилитель с невероятно мощным перегрузом звучит несколько грязновато. Стоит попробовать разделить аккорды, отбросить лишние звуки из них.

К примеру, возьмем аккорд Ля-минор (Am), который состоит из звуков Ля, До и Ми. Эти ноты, сыгранные вместе, да еще и с перегрузом, могут не давать той самой мощи аккорда. Как насчет того, чтобы отбросить звук Ми наверху, оставив только Ля и До? Аккорд не изменится, но станет мощнее.

В то же самое время, стоит поэкспериментировать с разными звуками аккордов. Возвращаясь к нашему Ля-минору: что если оставить Ля и Ми, До и Ми и т.д.? Эксперименты и контекст песни помогут определиться с выбором.

Придайте гитарным риффам больше музыкальности

Многие наверняка знают, что один и тот же аккорд можно взять совершенно в разных позициях. Это значительно упрощает жизнь музыкантам, так как отпадает необходимость в скачках по всему грифу между двумя разными аккордами. Плюс ко всему, это может помочь разнообразить музыку.

Я уже говорил, что гитарный рифф должен писаться с учетом остальных инструментов музыкальной группы. Если бас играет ноту Ми, которая звучит очень низко, то стоит перенести партию гитары выше. Стоит экспериментировать с разными позициями одних и тех же аккордов, чтобы добиться максимальной музыкальности гитарных партий. Посмотрим на простом примере.

На изображении выше показаны совмещенные партии баса и ритм-гитары. Партия гитары постоянно находится выше, чтобы не мешать звучанию баса. Низкий звук баса вместе с низким звучанием гитарного аккорда — не всегда лучшее решение. Перенеся партию выше, мы расширили музыкальность нашего примера.

Как видите, написать отличный не так-то просто. Надеемся, что эти советы начинающим музыкантам в значительной степени помогут вам повысить качество собственных риффов, а значит и сделают музыку более интересной.