Сила и слабость человека в понимании М. Горького

Проблема силы и слабости человека в литературе занимает не последнее место. Сама трактовка этих понятий зачастую у разных писателей неоднозначна. Горький столкнулся с этими вопросами рано. Сам прошедший непростой и тяжёлый жизненный путь, он задавался вопросом преодоления человеком обстоятельств. В разные времена волновавшая человечество проблема самопознания для Горького была прежде всего, проблемой того, как сделать человека лучше, сильнее. В той или иной степени этого добивается, наверное, каждый, кто берется писать. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на "стариков с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него. Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра – герой первой легенды. Недаром его отец – орел – житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании Горького, лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей – следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей – пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного – помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии – не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы. При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы – смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, "рабочий человек", вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью. Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер "грезит" о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир чистой любви. Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно. Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного – не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького. Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды – искры сердца Данко, будет освещать дорогу идущим следом. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие – Пушкин, Толстой, Достоевский. Одна из основных, может быть, главных целей искусства – раскрытие этой тайны, тайны сложности человеческой души. Особенно это актуально для русской литературы с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Итак, Горький не признает грубой силы, которая служит лишь себе одной; силы не поддерживаемой высокой идеей – ибо это лишь видимость силы. Для Горького сила – в стремлении вперед "к свободе, к свету", она в служении всем людям. И одновременно Горький показывает, как слабость тоже может быть неоднозначна – может лелеять собственное несчастье, а может по мере своих слабых сил пытаться облегчить жизнь других. Подытоживая, можно сказать, что для Горького человеческим идеалом было именно служение людям – и тогда даже слабость может стать сильной.

В этих двух произведениях Горький показал нам свои представления о силе и слабости человека. В произведении «Старуха Изергиль» старуха рассказывает автору истории из своей жизни и предания. В этих легендах есть два героя. Ларра - сын женщины и орла. Он очень красив, горд и силен. Он не привык дорожить людьми и жизнью. Он захотел взять девушку и убил ее после ее отказа. Ему не жаль было красавицу, не испугало его и изгнание из поселения. Поэтому он вынужден скитаться по миру бесплотной тенью. Данко, напротив, очень любил людей. Ему стало жалко своих соплеменников. Они погибали в болтах и в лесу. Он вызвался вывести их в безопасное место. Люди сначала обрадовались и пошли за ним. Путь был труден, люди умирали по дороге. Они стали ругаться с Данко. Тогда Данко вырвал свое сердце, чтобы осветить им путь из леса. Он смог вывести людей и упал мертвый. Сердце его еще горело, но кто-то его раздавил. Здесь неблагодарными оказались люди его племени, а Данко был сильным духовно.

В пьесе «На дне» мы видим слабых людей. Это все обитатели ночлежки кроме Пепла и Луки. Пепел силен тем, что он влюблен в Наташу. Ради нее он готов изменить свою жизнь, стать честным человеком. Но в гневе он совершает убийство хозяина ночлежки и губит этим свою любовь и жизнь. Лука силен тем, что он любит всех людей, он дарит им надежду, придает уверенность в своих силах. Для каждого у него найдется доброе слово.

Таким образом, для Горького сильные люди это те, кто умеет жертвовать собой ради других, кто смел, добр и мудр.

Те, кто горд, жесток, слаб морально, для него слабые люди.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне")

Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из основных, может быть, главных целей искусства - раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее - в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-­философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие - Пушкин, Толстой, Достоевский. Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на "стариков с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него. Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра - герой первой легенды. Недаром его отец - орел - житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей - следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии - не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы.

При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы - смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, "рабочий человек", вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью. Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер "грезит" о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир "чистой любви". Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно. Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного - не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.

Для Горького сила - в стремлении вперед "к свободе, к свету". Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды - искры сердца Данко будут освещать дорогу идущим следом.

Человек как самая великая загадка природы, большое неисследованное поле, всегда был излюбленной темой, к которой обращался Максим Горький (Пешков Алексей Максимович). Людские чувства и мысли, слабость и сила, надежды и их крушение, социальная и духовная природа находят отражение в героях, созданных пером автора.Человек в творчестве Горького - поистине обширная тема.

Герои Горького

Персонажи этого писателя - люди начала 20 века, времени мировой войны и трех революций, крушения старого мира и создания нового. Однако, изображая в произведениях своего современника, автор пытается угадать образ человека будущего, нового бурного времени. В нем Алексей Максимович Горький воплощает все лучшее, что видел в своих современниках.

Человек

В творчестве Горького человек - это не просто слово, которым называют представителей вида homo sapiens, но звание, почетное имя, которое каждому необходимо заслужить. В рассказе "Рождение человека" говорится о том, какая это отличная должность - быть представителем людского рода на земле.

Для того чтобы заслужить это название, нужно обладать, прежде всего, духовной свободой и гордостью - этого и боятся Иегова, Зевс, Аллах и другие боги всех религий, а также великие учителя и вожди всех времен и народов. Все они у Горького известны под одним названием - "черное чудовище власти". Оно, объявив главным грехом гордость, руками своих жрецов всегда убивало сильных, свободных, гордых.

Гордость

Алексей Максимович Горький считает, что это хорошая черта характера, превращающая раба в свободного, делающая слабого сильным, а ничтожество трансформирующая в личность. Гордость не любит все общепринятое и обывательское. Так, герои произведения "Макар Чудра", Радда и Лойко предпочитают умереть, чем жить несвободно, поскольку по натуре своей они свободны и горды. Однако гипертрофированность этого чувства рождает безусловную, абсолютную свободу от любых моральных устоев и общества. Данная мысль звучит в другом рассказе, "Старуха Изергиль", когда главная героиня рассказывает о гордом Ларре, который умирает для всех (и для себя, прежде всего), в наказание оставаясь жить вечно. В бессмертии, таким образом, он обретает смерть. Максим Горький указывает на вечную истину: невозможно жить в обществе и быть полностью свободным от него.

Чувства

Еще одно качество человека, по мнению автора, это способность чувствовать всеохватывающе, полностью отдавшись, заглушая голос разума. - это безумство храбрых. У Горького в числе любимых и главных персонажей не найти холодных, разумных, полуположительных типа Ставрогина и Базарова (хотя, конечно, подобные в нашем обществе всегда). Слишком рассудочные герои обычно мертвы нравственно, а у автора Человек - живой, прежде всего, чувствующий, homo sentiense. Таковы Пелагея Ниловна Власова ("Мать"), Фома Гордеев из одноименной повести, Коновалов и Челкаш из одноименных рассказов, Тетерев ("Мещане") и Сатин ("На дне"). Их всех объединяет то, что чувства этих героев сильнее разума. Этому посвящены многие Список их можно еще дополнить. Однако, сам писатель считает чрезмерную чувственность уделом слабых людей, поскольку она мешает Человеку на жизненном пути. А самым главным автор считает умение жить в полном смысле этого слова.

Горячие и гниющие

Человек в творчестве Горького либо горячий, либо гниющий. Гниющие - ограниченные, слабые люди, не стремящиеся изменить жизнь, довольные своим незавидным положением. Их большинство. Эти люди любят лишь сытую, теплую, уютную жизнь.

Цель

Но для того чтобы суметь прожить жизнь по-настоящему, недостаточно лишь гореть, быть гордым и свободным, беспокойным и чувствующим. Очень важно иметь цель, которая оправдывала бы существование, поскольку цена человека - его дело. "Вперед! и выше!" - вот его кредо. Бессмысленно, бесцельно проходит жизнь Изергиль, не освещая ничего на своем пути. Напротив, ярко вспыхивает и угасает Данко, освещая людям путь для новой жизни. Этот Человек в творчестве обретает подлинное бессмертие, поскольку оно - плата за великую, высокую цель, к которой должен стремиться любой. На пути к ней ничего не должно отвлекать: ни стремящаяся поработить слепая вера, ни сладкая, баюкающая надежда, ни унижающая любовь. Любые жертвы нужно быть готовым принести ради великой цели, лишь бы она оправдывала их.

Творчество

Таким образом, Человек, полностью уверенный в свободе мысли, бесконечном росте творчества и его бессмертии - вот идеал Горького. Смысл жизни нужно видеть в творчестве, которое безгранично и самодовлеюще. Человек-Бог выше всех придуманных богов. В этот идеал писатель вложил все лучшее, что имели герои того времени. Каждый из нас помнит одну ставшую крылатой фразу. "Человек - это звучит гордо" - торжественно провозглашает Горький.

Монолог о человеке

В пьесе "На дне", в последнем акте, Сатин произносит небольшой монолог, который является хрестоматийным. В этой речи герой чествует Человека, прославляет его. В его понимании представитель людского рода - центр мироздания, основа всего. На нем замыкается все: смерть, жизнь, великие открытия и свершения. Однако Сатин имеет в виду не каждого конкретного человека, а вид живых существ с этим названием.

Его восхищают возможности, потенциал и мощь представителей человечества. Именно поэтому он думает, что это большое унижение - жалость. Человек, эта "глыба", поэтому достоин только уважения и правды, которую он может выдержать, сколь жестокой она бы ни была.

Герой делает вывод и о жизненном предназначении человека. По его мнению, он "выше сытости". Смысл жизни - вершить глобальное, высокое, революционное. Это мнение разделяет и Горький о Человеке.

Данный монолог - спор с позицией Луки, во всем противоположной. Этот герой рассматривает человека не как собирательный образ, а как отдельного индивида, которому требуется внимание, поддержка, душевная теплота.

Истина, возможно, где-то посередине между мнениями этих двух персонажей.

Это произведение широкого звучания, передающее всю гамму человеческих чувств и состояний - от речей о Человеке Сатина, вдохновенных и смелых, до смертельного и безнадежного отчаяния Актера.

Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне")

Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из основных, может быть, главных целей искусства - раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее - в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-­философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие - Пушкин, Толстой, Достоевский. Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на "стариков с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него. Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра - герой первой легенды. Недаром его отец - орел - житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей - следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии - не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы.

При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы - смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, "рабочий человек", вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью. Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер "грезит" о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир "чистой любви". Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно. Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного - не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.

Для Горького сила - в стремлении вперед "к свободе, к свету". Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды - искры сердца Данко будут освещать дорогу идущим следом.