Профессиональное Образовательное Учреждение
«Томский Базовый Медицинский Колледж»
ОГБПОУ «ТБМК»
Тема: Культура и цивилизация.
Типы цивилизаций.
Преподаватель:
Плохих
Ирина
Николаевна
Томск 2016 уч. год
Студентка:
Бараненко
Ирина
Геннадьевна
Группа №751По Цицерону
философия
является
«культурой ума»,
тонким
инструментом
для познания
окружающего
мира.
Цицерон (Cicero) Марк Туллий
(106-43 до н.э.)Цивилизация - это культурно-исторический
тип общества с единой исторической судьбой
и единой духовной и материальной
культурой, которые дают людям сознание
принадлежности к сообществу.
Цивилизации создаются народами или
группами народов, близких языком,
традиционной культурой и территорией
проживания.
Цивилизация включает в себя (и определяет)
духовные и материальные ценности народа,
его образ жизни и социально-общностный
состав, место и роль человека в обществе.духовные
ценности
географическ
ая среда
политико–
правовая
система
Факторы,
определяющие
сущность цивилизации
система
ведения
хозяйства
религия
социальная
организацияМенталитет- образ мышления,
мировосприятия, духовной настроенности,
присущий индивиду или группе
(употребляется для характеристики
национальных особенностей народов,
отличительных черт культуры.Общество и культура возникли
раньше, а цивилизация – позже.
Общество и культура
ЦивилизацияПонятие культура в истории
философии
Средние века: К. - это богоподобие человека, его
служение Богу, терпение и смирение.
Эпоха Возрождения: под культурой стали
подразумеваться высокие гуманистические идеалы.
Культурным считался свободный, универсально
развитый человек, разумный и деятельный.
Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и
др.) смотрели на культуру как на воплощение в ней
разума - светлого, цивилизованного начала.
В эпоху Просвещения появилась и
пессимистическая трактовка культуры, критика ее
негативных сторон и противопоставление культуры
природе (Ж. Ж. Руссо).Русская философия
(Л.Н. Толстой, Н.Я.
Данилевский, Л.Н.
Гумилев и др.):
понятие К. имело
высокое духовное и
нравственное
наполнение. В этом
проявился дух
православия с его
идеями добра,
милосердия и
справедливости,
солидарности между
всеми людьми и
народами.
Л.Н.Толстой
Данилевский
Л.Н. Гумилев«Культура» в пер. с лат. «возделывание», «уход», «обработка»,
«почитание».
Культура - это философское понятие для
характеристики человека как творческого
существа, раскрытия его сущностных сил и
способностей.
Культура - это все созданное мудрой
мыслью и деятельной рукой человека,
сотворенный человеком мир,«вторая
природа», существующая наряду с обычной
природной средой.Культура имеет два слоя
Духовная
культура: включает
совокупные знания и
методы познания,
формы мышления
(сюда относятся также
язык и общественное
сознание, система
образования и
воспитания человека).
Материальная
культура: орудия
труда и техника,
сами навыки
трудовой
деятельности,
коммуникации и
приборы, жилье,
продукты питания.Формы культуры
Политическая культура
- единство
политического сознания
и политической
деятельности.
Художественная
культура как мир
произведений искусства,
нашедших свое
предметное воплощение
в книгах, картинах,
скульптурах и т.д.Социальные функции
культуры:
Познавательная: помогает получать знания о
человеке и окружающем мире;
Практическая: указывает на то, что культура
служит целям преобразования природы, что
осуществляется с помощью знаний и орудий
труда и соответствующих навыков;
Аксиологическая: К. являет собой
«вместилище» ценностей, т.е. имеющих
социальное значение продуктов духовнопрактической деятельности человека - идей,
образов и идеалов, социальных норм,
искусственных предметов.Социализирующая: указывает на особую
роль культуры в формировании человеческого
начала в человеке - высоких потребностей и
благородных поступков. Без приобщения к
культуре (к науке и искусству, традициям и
нормам, опыту общества) нет и не может быть
воспитанного и умелого человека.Исторические типы культуры
Первый тип: культура «традиционного»
общества (древние Египет, Китай, Индия;
страны «третьего мира»)
господство устойчивых, консервативных
традиций и медленное накопление
нововведений;
невысокая степень практического
вмешательства человека в природу;
экономика основывается на экстенсивном
производстве с низкой эффективностью;
свобода индивида фактически отсутствует,
подменена его зависимостью от «целого» в виде
общины, коллектива или государства.Второй тип - культура «техногенного»
общества.
Динамичное развитие знаний и техники;
активная предметная деятельность человека и
его вторжение в природу, психология ее
покорения;
активная и целеустремленная деятельность как
высшее предназначение человека;
природа воспринимается как кладовая и
мастерская, а человек в ней - умелый работник;
Ч. рассматривается как кузнец собственного
счастья и судьбы, творец «второй» природы
(искусственной среды обитания), а знания - это
его основная сила.Типы цивилизаций
Первичные- выросшие непосредственно
из первобытности и частично
сохранившие черты доисторического
периода,
Вторичные- цивилизации, впитавшие в
себя культуру предшествовавших
цивилизаций
СовременныеЦивилизации традиционные, монотонные,
повторяющие культурный опыт.
Цивилизации обновляющиеся,
модернизирующиеся, вырабатывающие новый
культурный опыт.
Цивилизации срединные, в которых
соединяются черты традиционности и
обновления.
Традиционализм характерен для народов
Востока, модернизм - для народов Запада.
Цивилизации монолитные, отгороженные от
других цивилизаций, основанные на культуре
одного народа.
Цивилизации синтетические, соединяющие
несколько цивилизаций, развивающие
культуру группы народов.Цивилизации аграрные, материальной ценностью
которых была обрабатываемая земля, а
духовными ценностями - всё, что роднило
людей с землей.
Цивилизации индустриальные, материальной
ценностью которых становится технический
прогресс, всё, что уменьшает зависимость
человека от природы.
Цивилизации континентальные,
привязывающие народ к географическому
пространству.
Цивилизации морские, океанические,
открывающие народу новые географические
пространства.
Почти все цивилизации могут быть
отнесены сразу к нескольким типам и
существуют как бы в их пересечении.Столица уже давно умерла.
Люди празднуют день рождения мёртвого города.
Её уже никто не возродит....
Нет цивилизации, везде царит деградация.
Нет высших чинов, все люди равны.
Человек - лишь малая часть огромного океана вселенной.
Человечество тонет.
Мы сами сотворим свой апокалипсис.
Конец света произойдёт от наших же рук.
Посмотри вокруг. Что ты видишь?
Разлагающееся общество низших...
В этом мире каждый сам за себя...
Лишь объединившись, мы будем сильны.
Мы думаем, что ничего не боимся.
Но встретившись с самим собой, тогда лишь мы познаем истинный страх.
Познаем сами себя.
Эгоист - живёт для себя.
Альтруист - живёт для другого.
Я - живу со всеми и для всех.
Люди! Очнитесь!
Неужели вы хотите жить в мире возвышенного идиотизма?
Cлайд 1
Учитель истории и обществознания ГОУ ЦО №1816 г. Москвы Онищенко Е.М. Идентификатор 239-439-281.Cлайд 2
цивилизация Определенная стадия в развитии локальных культур (О. Шпенглер) Синоним культуры (А. Тойнби) Ступень исторического развития (Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тофлер) Уровень развития региона (этноса)Cлайд 3
В определенный момент развития культуры, когда цель достигнута и идея завершена, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией. «Закат Европы» (1918 г.) «Культуры – это организмы, а мировая история есть их коллективная биография»Cлайд 4
«Локальными цивилизациями» Тойнби называл общества, имеющие во времени и пространстве протяженность большую, чем жизнь государства. Он выделял 23 цивилизации: западную, византийскую, русскую, иранскую, античную, египетскую и т.д. Рост цивилизации ни вызывается географическим распространением общества, ни техническим прогрессом. Рост цивилизации – это прогресс ее внутреннего самовыражения. Развиваясь, цивилизация разворачивает свои преобладающие возможности: эстетические – в античной, религиозные – в индийской, научно-механические – в западной. Цивилизация – это многообразные способы реакции людей на Божественное проявлениеCлайд 5
Локальные цивилизации подобны молекулам. Они пересекаются, поглощаются, гибнут, прогрессируют, ассимилируются, двигаясь в едином «цивилизованном канале». Многие философы видят жизнь цивилизации как жизнь живого организма: зарождение, становление, зрелость, дряхление, кризис, смерть. Приведите примеры гибели отдельных цивилизаций. Оставляют ли следы в истории исчезнувшие цивилизации?Cлайд 6
Cлайд 7
Стадиальный Локальный Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии Цивилизация – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивую территорию, и специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.Cлайд 8
Cлайд 9
Началась 8-9 тыс. лет назад Не биологическое изменение, а ответ социальной группы. Сущность неолитической революции: Произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему Возник социальный генотип современного человека, человек научился самостоятельно добывать основные средства существования.Cлайд 10
Cлайд 11
Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. . Вторая половина XVIII века - XIX век.Cлайд 12
НТР - коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.Cлайд 13
Неолитическая революция (8-9 тыс. лет назад)– промышленная революция (18 – сер.19 века) Экономика: полная зависимость от природно-климатического фактора, основа хозяйства – земледелие и скотоводство, традиционный тип экономики, распределение зависит от социального положения, основной фактор производства - земля Социальные отношения: привязанность к коллективу, замкнутость социальных структур, Крестьянская община Политика: определялась не законом, а традицией; власть – большая ценность, чем закон (деспотическая власть) Духовная жизнь: традиционное сознание, необходимость передачи знаний, осознание своего «Я». Традиционный человек понял, что не всесилен, он не равен природе (недостижимость идеала), отсюда – понятие грешности, появление религий спасения. Письменность – новое качество культуры.Cлайд 14
Юм, Кант, Вебер – описывали индустриальное общество Экономика: независимость от природно-климатического фактора, основа производства – промышленность (мануфактура, фабрика), господство частной собственности, рыночные отношения, индивидуальный труд, основной фактор производства – капитал, применение механизмов, технологий. Социальные отношения: большая подвижность, открытость. Положение личности зависит от собственных заслуг Политика: Рождение национальных государств, колониальных империй. Правовое государство и гражданское общество. Духовное развитие: модернизация сознания, «персоноцентризм», Личность, Закон, Свобода, Равенство, Справедливость. Признание идеи прогресса. Стандартизация языка. Языки межнационального общения. Промышленный переворот (сер. 19 в.) – НТР (последняя треть 20 в.) Время, когда одновременно, независимо друг от друга, в разных частях света возникли мысли, идеи, которые показали, что люди осознали весь «ужас мира» и собственную беспомощность. Люди искали пути спасения. «В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы… В Индии – Будда…в Иране Заратуштра учил о мире, где идет борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки – Илия, Исайя, Иеремия…В Греции – это времена Гомера, Платона, Гераклита, Архимеда». Были заложены основы мировых религий, «разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день». Карл Ясперс. (1833-1969)Слайд 2
Термин «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, - все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира».
Слайд 3
Однако уже у Мирабо понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». Мирабо и другие французские просветители исходили из нравственной оценки общественного развития. Для них цивилизация - это прежде всего определенный уровень нравственного развития человечества, этап реализации не мнимой, а подлинной добродетели. Вместе с тем в обществознании широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровня духовно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т. д. В словаре «Американское наследие» цивилизация истолковывается как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе, отмеченное прогрессом в искусствах и науках, интенсивным использованием письменности, появлением комплекса политических и социальных институтов. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. «Древние цивилизации - это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, чья цивилизацией не является, доклассовому и до государственному, до городскому и до гражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры», - отмечали известные российские культурологи С.С. Аверинцев и Г.М. Бонгард-Левин. Л. Морган и Ф. Энгельс рассматривали цивилизацию как стадию развития общества, наступившую за дикостью и варварством.
Слайд 4
Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д. Такому истолкованию понятия цивилизации не противоречит и ее понимание как характеристики конкретного типа культуры и общества. Цивилизация с позиций этого подхода - это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного (технологического) экономического и политического развития. Примером таких цивилизаций можно назвать цивилизацию Майя, цивилизацию Древней Греции, цивилизацию Древнего Рима. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации. Цивилизации - это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп. Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее ядро остается неизменным.
Слайд 5
Следовательно, каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. В процессе функционирования цивилизации происходит реализация единства духовной жизни крупной социальной общности в исторической преемственности на определенной территории и дифференциация культурной жизни в тех же рамках места и времени. Определенность цивилизации придает духовный фактор - своеобразный склад психической жизни, воплощающий в особенностях культуры: ценностей, норм, обычаев и традиций, культурных образцов и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их. Цивилизация не совпадает с формацией, поскольку реализует как собственную преемственность во времени и пространстве, так и связь с другими цивилизациями. В отличие от формационного деления общества, связанного с производственно-экономическими отношениями, отношениями собственности, цивилизационное деление связывается с особенностями культуры. Поэтому, чтобы уяснить особенность цивилизации, необходимо рассмотреть отношение понятий «культура» и «цивилизация».
Слайд 6
В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура - символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни». В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.
Слайд 7
Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация - это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры - не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же - способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же - отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев. Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.
2 слайд
Термин «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, - все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира».
3 слайд
Однако уже у Мирабо понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». Мирабо и другие французские просветители исходили из нравственной оценки общественного развития. Для них цивилизация - это прежде всего определенный уровень нравственного развития человечества, этап реализации не мнимой, а подлинной добродетели. Вместе с тем в обществознании широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровня духовно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т. д. В словаре «Американское наследие» цивилизация истолковывается как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития в человеческом обществе, отмеченное прогрессом в искусствах и науках, интенсивным использованием письменности, появлением комплекса политических и социальных институтов. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. «Древние цивилизации - это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, чья цивилизацией не является, доклассовому и до государственному, до городскому и до гражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры», - отмечали известные российские культурологи С.С. Аверинцев и Г.М. Бонгард-Левин. Л. Морган и Ф. Энгельс рассматривали цивилизацию как стадию развития общества, наступившую за дикостью и варварством.
4 слайд
Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д. Такому истолкованию понятия цивилизации не противоречит и ее понимание как характеристики конкретного типа культуры и общества. Цивилизация с позиций этого подхода - это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного (технологического) экономического и политического развития. Примером таких цивилизаций можно назвать цивилизацию Майя, цивилизацию Древней Греции, цивилизацию Древнего Рима. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации. Цивилизации - это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп. Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее ядро остается неизменным.
5 слайд
Следовательно, каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. В процессе функционирования цивилизации происходит реализация единства духовной жизни крупной социальной общности в исторической преемственности на определенной территории и дифференциация культурной жизни в тех же рамках места и времени. Определенность цивилизации придает духовный фактор - своеобразный склад психической жизни, воплощающий в особенностях культуры: ценностей, норм, обычаев и традиций, культурных образцов и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их. Цивилизация не совпадает с формацией, поскольку реализует как собственную преемственность во времени и пространстве, так и связь с другими цивилизациями. В отличие от формационного деления общества, связанного с производственно-экономическими отношениями, отношениями собственности, цивилизационное деление связывается с особенностями культуры. Поэтому, чтобы уяснить особенность цивилизации, необходимо рассмотреть отношение понятий «культура» и «цивилизация».
6 слайд
В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура - символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни». В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.
7 слайд
Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация - это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры - не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же - способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же - отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев. Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.
- Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный):
- общефилософское значение - социальная форма движения материи , обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);
- историко-философское значение - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);
- стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания );
- локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.
Попытку установить время появления термина «цивилизация» одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр. В своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» учёный пришёл к выводу, что впервые термин в напечатанном виде появляется в работе «Древность, разоблачённая в своих обычаях» (1766) французского инженера Буланже.
“ Когда дикий народ становится цивилизованным, ни в коем случае не следует считать акт цивилизаций законченным после того, как народу даны чёткие и непререкаемые законы: нужно, чтобы он относился к данному ему законодательству как к продолжающейся цивилизации. ”
- Boulanger N. A.
Термин цивилизация употребляется в нескольких смыслах:
Ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс, А. Тоффлер);
Синоним культуры (А. Тойнби и др.);
Уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (античная цивилизация, например);
Определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка («Закат Европы» О. Шпенглера). Общепризнанными чертами цивилизации является то, что сам переход к ней становится узловым моментом формирования культуры.
Цивилизация означает переход к собственно социальной организации общества, когда сформировался социум со всеми его отличиями от варварства.