Слетает стремительно с грифа звенящий гитарный риф…. Как написать отличный гитарный рифф Простые рифы на акустической гитаре

Часто после прослушивания «крутых» рок-композиций нам в голову западает мотив, от которого никак нельзя отделаться. Такие постоянно повторяющиеся музыкальные фрагменты в песнях, исполняемые на электрогитаре, и называются рифами. Состоят они не более, чем из двух-четырех тактов и играются на «басах».

Эти фрагменты могут встречатсья как во вступлениях или куплетах, так и служить аккомпанементом или проигрышем в композиции. Хороший пример – известный трэк Smoke on the water. Больше половины популярных рок-песен состоят из запоминающихся, цепляющих рифов. Исполняются они, в среднем и низком регистрах на ритм-гитаре. Давайте же наконец разберем, как на электрогитаре играть несложные рифы и какими они бывают.

Виды рифов

Как и все произведения, рифы делятся на простые и сложные с точки зрения освоения. Так, трэк Smoke on the water считается очень простым для исполнения, а композиция Money for nothing группы Dire Straits требует уже продвинутых навыков игры на электрогитаре. Ниже вы найдете простые табы, по котором легко разучивать перечисленные мелодии. Играйте их под прикрепленные на странице минусовки, чтобы отработать оригинальный темп.

  • одноголосыми;
  • аккордовыми;
  • арепджированными;
  • с педальным тоном.

Одноголосные

Не сложно догадаться, что это мелодии, состоящие из одного голоса, то есть, в них не используются аккорды или интервалы, они исполняются, грубо говоря, «по одной нотке». Такие рифы были популярны в 70-х годах прошлого века, их активно использовали группы Led Zeppelin и Deep Purple.

Исполнить их под силу даже новичку. Ниже прикреплены табы композиции Muse – Ashamed. Для того, чтобы риф не звучал «пусто», продублируйте его на октаву ниже на бас-гитаре.

Аккордовые

В противовес одноголосным, эти рифы имеют аккордовую фактуру, то есть играются по три-четыре ноты за раз. Не рекомендуется исполнять их на перегруженном звуке, потому что ноты могут искажаться и получится не чистое звучание.

Родоначальниками такого исполнения считаются Keith Richards и Jimi Hendrix. Что интересно, ребята почти не пользовались барре, вместо этого аккорды обыгрывались ступенями мажорных пентатоник или интервалами. Хороший пример – композиции AC/DC –Higway to hell и Nirvana – Smells like teen spirit, табы и минусовки на которые прикреплены ниже. Если смотреть на композицию Nirvana, то весь риф построен на 4 пауэр аккордах, которые звучат чуть ли не всю песню. Кстати, эти аккорды вы можете комбинировать для импровизаций или самостоятельных сочинений.

Табулатуры ноты и минусовка AC/DC –Higway to hell

Табулатуры ноты и минусовка Nirvana – Smells like teen spirit

Скоростные пауэр-аккорды – это интересный частный случай аккордовых рифов. Исполнять их на электрогитаре очень просто и весело, делают это на перегрузке с помощью приемов дисторшен или овэрдрайв. Квинтовые интервалы в них играются «чесом» то есть быстрыми движениями медиатора вниз. Один из самых ярких примеров такой игры Green Day – American Idiot. Табы и минусовки, как всегда прикреплены ниже.

Арпеджированные

Такой тип исполнения можно считать еще одним частным случаев аккордовых рифов, только вместо боя или ударов медиатором используется перебор (арпеджио). Этот прием дает ощущение направленности музыки, делает ее подвижной и динамичной. Такие фрагменты часто используются в качестве полноценного аккомпанемента, как например, в песне I love you группы Nickelback. Табы вы найдете ниже.

С педальным тоном

Практически такие же легкие к исполнению, как и одноголосые – рифы с педальным тоном. Смысл состоит в том, что играется мелодия на одной ноте (педальном или опорном тоне), в которую периодически вставляются аккорды, интервалы или другие ноты. В качестве педального тона обычно используют открытые 4, 5 или 6 струны. Отличные примеры – композиция Оззи Озборна «I don’t know» и Whitesnake – Still of the Night, табы и минусовки на которые прикреплены к статье.

Этот способ исполнения настолько простой, что вы легко сможете сочинить пару рифов самостоятельно, а спустя несколько тренировок даже импровизировать. Разберем, как это делать на примере. За педальный тон возьмем открытую струну ре (четвертая струна, D). Сыграть можно так «ре-ре-ми-ре-ре-соль-ре-ре-ля-ре-ре-соль-ре-ре-фа-ре» (4-4-1-4-4-3-4-4-5-4-4-3-4-4-4/1-4), а дальше придумать много вариаций или же добавить другие ступени, главное, определите в какой вы тональности.

Ну вот и все! Надеемся, статья оказалась полезной и вдохновила вас, как минимум, на сочинение парочки драйвовых рифов. Качайте табы и минусовки, разучивайте, тренируйтесь, импровизируйте и, конечно же не забывайте читать наши статьи!

Кстати, а вот и бонус Smoke On The Water

Приветствую вас, дорогие друзья:=) В этой статье мы продолжим разборки с тем, как все-таки играть блюз на гитаре. Сегодня вы будете изучать блюзовые риффы. Во-первых, вы узнаете что это такое, поймете как они строятся и конечно же научитесь уверенно их исполнять на своей гитаре.

Давненько я уже не писал статей и не готовил видеоуроков для вас. Простите меня друзья, но за окном было жаркое и солнечное лето, и все чем я занимался это купался в озерах и целыми днями угарал и отрывался с друзьями на улице. Это лето было просто шикарным:=)

Кстати, друзья, а как вы провели это лето? Что запомнилось, где побывали? В комментариях ниже поделитесь пожалуйста своими впечатлениями. Мне будет очень интересно узнать, чем занимались мои дорогие ученики и подписчики этим летом:=)

Думаю вы уже изучили все предыдущие материалы по блюзу, которые я для вас готовил, если нет, то в первую очередь изучите их:

Итак, давайте начнем свое знакомство с блюзовыми риффами.

Что такое блюзовые риффы?

Для начала, дорогие друзья, давайте разберемся с понятием гитарный рифф. Я понимаю, что некоторые из вас уже достаточно опытные гитаристы и понимают суть данного определения, однако подавляющее большинство читателей моего блога это новички.

Рифф – это короткий (один/два такта) музыкальный фрагмент, который постоянно повторяется в композиции.

Построенные на основе квинт или кварт с добавлением отдельных нот, которые будут являться ступенями тональности;

Аккордовые – это риффы которые будут строиться на основании блюзовых аккордов.

Хотя эти разделения достаточно условны, так как на практике вы встретите комбинации этих видов.

Итак, дорогие друзья, вы уже знаете, что аккомпанемент любой композиции состоит из нескольких аккордов, входящих в гармонию. Рифф, обыгрывающий один аккорд, для следующего аккорда гармонии будет просто транспонироваться на соответствующую этому аккорду высоту.

Для того, чтобы все было понятно, давайте разберем все это на примере. Смотрим видеоурок:

Надеюсь теперь вам все понятно. То есть в тональности G7, можно сыграть вот такой вот простенький рифф:

В стандартный 12-ти тактовый блюзовый квадрат входят еще два аккорда, которые можно обыграть этим же риффом:

А теперь давайте разложим все это по гармонической сетке блюзового квадрата:

Все последующие риффы, которые я буду вам сейчас показывать, будут соответствовать тоническому аккорду гармонии. Следуя подходу, описанному выше, вы можете так же транспонировать разбираемый рифф и для других аккордов блюзового квадрата.

И еще хочу вам сказать, что не все риффы являются так сказать аккомпанирующими и их не надо транспонировать на другие аккорды. Эти риффы будут являться лишь запоминающимся, выразительным мотивом музыкальной композиции.

Ну и прежде чем мы приступим к освоению блюзовых риффов, хочу вам с сказать немного о звуке. Блюзовые риффы отлично звучат на с применением легкого перегруза – овердрайва. Сильный перегруз – дисторшен для этого не подойдет. Конечно же можно все эти риффы исполнять и на , однако звучание будет не таким красивым, ярким и блюзовым.

Ну что, дорогие друзья, поболтали и хватит, приступаем к освоению блюзовых риффов.

Первый блюзовый рифф, который мы будем разбирать это стандартный, бас-гитарный блюзовый мотив. Вы наверняка его уже слышали и не один раз.

Вот табулатура данного риффа:

Для более четкого звукоизвлечения, ноты на пятой и шестой струнах проигрываются с приглушением правой рукой – это так называемый прием мют (P.M).

Этот рифф похож на предыдущий. Так же ноты проигрываются с приглушением.

А вот табулатура этого риффа:

В этом риффе нам встречается интересное прижатие шестой струны большим пальцем левой руки. Это техника очень часто применяется старыми блюзменами. Суть данного приема заключается в том, что фаланга большого пальца без особых усилий касается шестой струны на определенном ладу. Такое прикосновение дает немного приглушенный звук. Конечно же для проигрывания этого риффа можно и не использовать большой палец левой руки, а проигрывать, как обычно.

Вот табулатура:

Предыдущие три риффа, которые мы разобрали, были одноголосными риффами. Сейчас же давайте разберем риффы на основе интервалов (квинт и кварт).

Если к звучанию обычного мощного аккорда (квинта) добавить VI ступень, то мы получим очень узнаваемое звучание. Такой рифф встречается в композициях многих рок и блюз гитаристов.

Табулатура этого риффа:

Если к предыдущему рифу добавить несколько квинт, то мы получим вот такой вот блюзовый риф.

Вот табулатура:

В этом риффе мы будем совмещать проигрывание мощных аккордов с проигрыванием отдельных нот.

Табулатура данного рифа:

Вот еще один интересный блюзовый рифф. Здесь мы видим проигрывание кварт с отдельными нотами. Так же здесь применяется техника прижатия шестой струны большим пальцем, о ней я уже рассказывал, когда описывал один из предыдущих риффов.

Вот табулатура риффа:

Для разнообразия звучания риффа, вы можете применять так называемые дабл-стопы на 1-й, 2-й и 3-й струнах. Данный рифф не нужно транспонировать, он хорошо сочетается как с тоническим аккордом, так и с субдоминантой и доминантой. Дружище, если ты не понимаешь о чем я тебе тут говорю, то тебе нужно почитать мою предыдущую статью о .

А вот и табулатура данного риффа:

Блюзовый риф №9

А теперь давайте рассмотрим аккордовые блюзовые риффы.

Табулатура:

Ну и давайте разберем последний блюзовый рифф, который вам нужно будет разучить.

Вот табулатура данного риффа:

Ну вот собственно и все основные разновидности блюзовых риффов, которые я хотел вам сегодня показать. Внимательно смотрите видеоуроки и осваивайте их. Да, сразу у вас конечно ничего не будет получаться, но со временем, если будете регулярно их практиковать, у вас обязательно все получится:=)

Ну что, дорогие друзья, на этом все. Ставьте лайки, делайте ретвиты. Если помните, то в начале статьи я просил написать вас в комментах пару слов о проведенном лете, а так же напишите пару слов о блюзовых риффах. Все ли было вам понятно? Интересна вообще тема или нет? :=)

Жду ваших комментариев:=)

Для начала запаситесь терпением и метрономом, т.к. играть придется медленно. Не старайтесь сыграть быстро, потому что пальцы и кисть просто не привыкли к определенному виду совместных движений. И для начала мы возьмем ритм восьмыми.

Посоветуйтесь с вашим педагогом по гитаре по поводу постановки руки и правильного угла медиатора. Эти вещи прорабатываются на уроках гитары с педагогом.
Поговорим немного о табах или как правильно говорить о табулатуре.

Нарисованные перед вами линии обозначают струны 1 2 3 4 5 6. Кроме струн наш инструмент имеет лады, на которых мы прижимаем эти самые струны, например запишем в табулатуре а далее в табах партию нашей первой песни-упражнения.

1) Первый ритм паттерн играется на 5 ой струне. Прижимаем 1-ым пальцем на третьем ладу
5-ую струну, нота до (С) и играем ровными восьмушками вниз под метроном.

2) Переносим позицию руки на первый лад, прижимаем первым пальцем первый лад на 5-ой струне, нота си бемоль (В) и те же ровные восемь ударов вниз. При переносе позиции следим, что бы большой палец левой руки оставался примерно за первым. Постановка руки момент тонкий и лучше оставить это на совести вашего педагога по гитаре.

3) Немного о последовательности действий на уроке по гитаре: что прижимать, как прижимать, когда играть и все такое.
Во-первых, сначала прижимать, а потом играть следите за этим! Перенос руки в другую позицию делать медленно без резких движений. И не забывайте, звук должен быть четким и убедительным.

4) Теперь третий палец идет на пятую струну, нота (Е) ми бемоль и четыре удара вниз, следите за звуком и старайтесь прижимать струны около ладов. В целом, при игре в ансамбле основным является ритм, поэтому играть под метроном надо начинать с малых лет. На моих уроках гитары с учениками мы много времени проводим за игрой в метроном. В дальнейшем, что бы научиться играть на гитаре в ансамбле, вам придется много работать с метрономом. Здесь в моих статьях вы найдете массу полезных упражнений на ритм.

6) Первый палец стоит на 5-ой струне на 3-м ладу, нота (С) и опять 4 удара вниз. На уроках гитары следите за хорошим звукоизвлечением и правильной постановкой медиатора.

7) И теперь последний шаг. Ставим первый палец на 5-ую струну, нота (В) си бемоль 2 удара и второй палец на 2-ой лад, нота (Н) си то же два удара. При повторе этот же риф мы начнем играть с 3-го пальца.
Запомните это упражнение и сделайте его в медленном темпе. Ни за что на свете не поднимайте темп даже чуть, пока не будете уверенны в исполняемом рифе и в том, что точно закрываете своим звуком метроном.
И последнее, правильное ощущение музыки передается из рук в руки, поэтому если вы еще не занимаетесь с педагогом по электрогитаре, немедленно начните это делать и процесс обучения на электрогитаре пойдет в гору. Успеха!

Как гитарист, специализирующийся на рок-музыке, я постоянно работаю, стараясь написать отличный . Как мне кажется, в современной музыке такое понятие, как гитарный рифф ушло на второй план и несколько потеряло в своей индивидуальности. Вот некоторые советы начинающим гитаристам , как написать отличный .

Когда я говорил о потере индивидуальности, я не шутил. Нет, серьезно, как давно вы слышали отличный запоминающийся рифф? Наверное, мало кто сможет возразить, если я скажу, что хороший и интересный рифф — важнейший ингридиент при работе над любой рок или метал-песней. Ниже я не расскажу, что нужно сделать, чтобы рифф стал интересным, но дам некоторые советы начинающим гитаристам , которые помогут писать более качественные гитарные партии.

Не используйте только пауэр-аккорды

У большинства гитаристов есть своего рода «мозоль» при сочинении риффов — использование только «паэур-аккордов». Сотни и тысячи гитаристов ставят указательный и безымянный пальцы на ладах в виде таких аккордов и «елозят» по всему грифу словно зомби.

Конечно, такие аккорды звучат мощно. Вместе с тем, такой подход к делу говорит о недостатке знаний и музыкальности (читай, музыкального образования). Мои риффы стали намного разнообразнее, когда я осознал, что пауэр-аккорды не более, чем интервал — квинта. Поняв это, я начал чаще размышлять над использованием и других интервалов. Так мне открылось знание того, что можно активно применять терции и кварты для написания риффов.

Сочиняя гитарный рифф, стоит уменьшить количество квинтовых аккордов до минимума, только если наличие таких трезвучий не будет крайне необходимым. Ну а чтобы легче понять, о чем я говорю, приведу небольшой пример в помощь.

Придумывайте гитарный рифф с учетом всех инструментов

Сочиняя новый рифф, я всегда думаю о том, как он будет звучать в контексте полного набора музыкальных инструментов рок-группы. Оглядываясь на весь коллектив, можно понять, что квинтовые аккорды далеко не всегда звучат идеально, что автоматически возвращает нас к предыдущему совету.

Зачастую, записав в студии даблтрек электрогитары с дисторшн, чья партия целиком и полностью состоит из квинтовых аккордов, можно заметить, что партия бас-гитары, играющая те же ноты начинает портить песню, появляется какая-то музыкальная «каша». Почему бы не попробовать играть рифф квартами, пока бас-гитара играет основные звуки аккордов? Такой подход даст свой результат: бас задаст тон аккорда, а музыка не будет напоминать кашу.

Бас-гитара не должна повторять партию ритм-гитары

Партия баса, нота в ноту повторяющая партию ритм-гитары, является крайне распространенной проблемой гитаристов. Вспомним предыдущий совет: даблтрек гитары с квинтовыми аккордами и басом приведет к образованию каши. Возникает вопрос: если бас играет все то же, что и ритм-гитара, то зачем он нужен? Попробуйте разделить партии баса и электрогитары, экспериментируйте с ритмами и динамикой.

С другой стороны, не стоит воспринимать данный совет, как некое нерушимое правило. Бывают моменты, когда всем инструментам просто-таки необходимо сыграть вместе одинаковые партии.

Подумайте, какие звуки нужны в аккорде

Игра полноценных аккордов через примочку или отличный усилитель с невероятно мощным перегрузом звучит несколько грязновато. Стоит попробовать разделить аккорды, отбросить лишние звуки из них.

К примеру, возьмем аккорд Ля-минор (Am), который состоит из звуков Ля, До и Ми. Эти ноты, сыгранные вместе, да еще и с перегрузом, могут не давать той самой мощи аккорда. Как насчет того, чтобы отбросить звук Ми наверху, оставив только Ля и До? Аккорд не изменится, но станет мощнее.

В то же самое время, стоит поэкспериментировать с разными звуками аккордов. Возвращаясь к нашему Ля-минору: что если оставить Ля и Ми, До и Ми и т.д.? Эксперименты и контекст песни помогут определиться с выбором.

Придайте гитарным риффам больше музыкальности

Многие наверняка знают, что один и тот же аккорд можно взять совершенно в разных позициях. Это значительно упрощает жизнь музыкантам, так как отпадает необходимость в скачках по всему грифу между двумя разными аккордами. Плюс ко всему, это может помочь разнообразить музыку.

Я уже говорил, что гитарный рифф должен писаться с учетом остальных инструментов музыкальной группы. Если бас играет ноту Ми, которая звучит очень низко, то стоит перенести партию гитары выше. Стоит экспериментировать с разными позициями одних и тех же аккордов, чтобы добиться максимальной музыкальности гитарных партий. Посмотрим на простом примере.

На изображении выше показаны совмещенные партии баса и ритм-гитары. Партия гитары постоянно находится выше, чтобы не мешать звучанию баса. Низкий звук баса вместе с низким звучанием гитарного аккорда — не всегда лучшее решение. Перенеся партию выше, мы расширили музыкальность нашего примера.

Как видите, написать отличный не так-то просто. Надеемся, что эти советы начинающим музыкантам в значительной степени помогут вам повысить качество собственных риффов, а значит и сделают музыку более интересной.

Инструкция

Перед тем как начать осваивать этот вид техники, необходимо научиться правильно ставить левую руку и выбрать угол медиатора. Проконсультируйтесь с педагогом или профессиональным исполнителем. Пока вы будете разучивать элементарные рифы, неправильная постановка особенно мешать не будет. Но в дальнейшем она может не позволить вам увеличить темп.

Научитесь читать табулатуры. На них специальными значками обозначено положение пальцев на струне при исполнении того или иного аккорда. Используйте определитель аккордов. Подходят как печатные, так и электронные определители.

Прослушайте запись понравившегося вам произведения. Выделите короткие мелодические фрагменты, которые постоянно повторяются. На первый раз постарайтесь выбрать композицию, где постоянно повторяется один не очень сложный фрагмент. Рифы чаше всего (но не обязательно) играются на басовых струнах.

Посмотрите табулатуру. Определите, в какой последовательности берутся звуки. Поставьте пальцы левой руки в ту же позицию, что и в табулатуре. Попробуйте сыграть нужную мелодическую последовательность.

Когда вы запомните, в каком порядке берутся звуки, попробуйте определить соотношения длительностей. Очень хорошо, если у вас есть навыки дирижирования, но в данном случае важнее уловить ритм, нежели определить размер. Несколько раз простучите ритм рифа и хорошенько его запомните.

Сыграйте последовательность, стараясь в точности следовать заданному ритму. Начинайте играть медленно, но соблюдайте соотношение длительностей. Большую пользу может принести метроном. Он есть во многих гитарных программах. Постепенно увеличивайте темп.

Разучив несколько рифов любимых групп, попробуйте придумать что-нибудь свое. Учтите, что существуют законы гармонии, согласно которым и выстраивается последовательность звуков и аккордов. Большинство людей эти законы чувствуют. Современные компьютерные программы могут помочь уточнить этот момент. Например, с помощью встроенной таблицы с возможными последовательностями аккордов.

Начинайте с простых рифов. Постарайтесь поначалу обойтись без сложных ритмических переходов, создав фрагмент с ровными длительностями. Это могут быть четверти или восьмые. Играйте их ровно, четко расставляя акценты на сильные доли. Постепенно ускоряйте темп. Даже очень простой рифф может стать основой будущей композиции.

Постепенно переходите к более сложным последовательностям. Ставьте записи любимых групп и старайтесь им подыграть. Это можно делать даже на "немом" инструменте. Периодически себя контролируйте, отключив плеер и подключив гитару. Такое упражнение позволяет научиться легко ориентироваться на грифе.

Видео по теме

Полезный совет

Компьютерные программы позволяют контролировать процесс. С помощью GuitarPro вы можете записать то, что у вас получается, и сравнить с записью группы.

Уловить последовательность звуков можно и на видеоролике. Преимущество этого способа в том, что вы можете остановить плеер в любое время, чтобы проконтролировать положение левой руки на грифе.

Источники:

  • Лучшие гитарные рифы
  • гитарный риф

Эстетика рока состоит не только из определенного имиджа, но и из целого ряда разных гитарных риффов, которые прославили не одного гитариста. Так что включает в себя понятие «рифф», каковы его виды и способы извлечения из гитары?

Все о гитарных рифах

Рифф – это постоянно повторяющийся, короткий музыкальный фрагмент, который может быть как вступлением, так и любым другим элементом песни. Гитарные риффы используются в качестве аккомпанемента, кульминации, концовки и так далее. В блюзе и рок-музыке риффы играются ритм-гитаристом в нижнем регистре – а именно, на нижних струнах.

Некоторые гитарные риффы стали настолько узнаваемыми, что по ним узнают целые песни культовых рок-групп.

Существуют определенные виды риффов – аккордовые, одноголосные, исполненные в открытой тональности или на основе квинты. Также гитаристы часто используют риффы с «педальным» тоном или блюзовые риффы, исполняемые в тональности E-мажор. Впрочем, эти обозначения являются условной классификацией, поскольку в одном и том же риффе может сочетаться несколько фрагментов. Благодаря этому, каждый гитарист может создать свой собственный рифф в процессе экспериментов с игрой на гитаре.

Суть гитарных рифов

Риффы с «педальным» тоном, распространенные в 80-х годах, представляют собой постоянно повторяющийся тон. Педальная нота при этом является тоникой, взятой на открытой струне, которая выступает фоном для проигрывания интервалов и кварт, соответствующих разным аккордам.

Также в качестве педального тона допускается использование не только пятой, но и шестой/четвертой струн.

Одноголосые риффы, распространенные в 70-х годах, построены на основе пентатоники и дублируются на октаву ниже при игре на бас-гитаре. В одноголосых риффах не используются аккорды и вкрапления интервалов - кроме этого, для их исполнения не требуются никакие специальные упражнения.

Аккордовые риффы играют с использованием аккордов на слабо перегруженном или чистом звуке – чтобы ноты не искажались. Многие известные гитаристы обыгрывали аккордовые риффы, используя ноты мажорной пентатоники, а также вкрапления интервалов.

Скоростные риффы являются наиболее простым и веселым вариантом игры на гитаре. Их играют на овердрайве или дисторшене, используя при этом только основную ноту (тонику) и квинту (пятую ступень). Данные созвучия гитарист должен играть чесом - быстрыми ударами вниз. Скоростные риффы часто эксплуатируются в панк-музыке и трэш-металле, поскольку их несложное исполнение позволяет гитаристу пошвырять в толпу медиаторы, одновременно ударяя по струнам и принимая