Сочинение на тему Образ защитника родины в поэме Твардовского «Василий Теркин. Образ защитника родины в поэме Твардовского «Василий Теркин

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» открывается образом воды. Это своеобразный художественный прием, по­могающий автору сразу же ввести читателя в круг ценностей и реалий суровой эпохи начала сороковых годов. Не с героики, не с патетичный строк, а с описания скупых деталей военного бы­та начинает автор свое повествование. И читатель понимает, что героизмом уже является умение приспособиться к трудной походной жизни. И здесь, как считает Твардовский, помимо во­ды и еды (колоритных горячих щей, которые кажутся лириче­скому герою на фронте самой лучшей и здоровой пищей), необходимо кое-что еще, без чего не выжить в суровых испы­таниях войны. И этим лекарством от страха и уныния, от горечи утрат и поражений становится шутка, прибаутка, присказка - юмор, которым так богат русский фольклор.

Так возникает в поэме образ простого солдата Василия Тер­кина, человека душевного, легкого на подъем, весельчака и хо­рошего рассказчика, который умеет скрасить своим оптимисти­ческим отношением к жизни тяготы военных испытаний.

После небольшого вступления «От автора» в поэме следу­ет глава «На привале». Она также лишена батальных сцен, и эта особенность еще раз подчеркивает, что А.Т. Твардовского интересует прежде всего не ход военных действий, а описание жизни человека на войне, его проблем и переживаний, умения в пограничных, безвыходных, казалось бы, положениях оста­ваться человеком.

Война в поэме становится мерилом порядочности, благо­родства, ответственности за будущее других людей (родных, близких, соотечественников). В эпоху консолидации народных сил эти качества становятся необходимыми для каждого бойца.

Глава «На привале» открывается и перемежается разгово­рами солдат. Подобная диалогичность придает сюжету непри­нужденный характер, показывает доверительность в отношени­ях между бойцами. Однако из отдельных деталей в разговоре складывается обобщенный образ военного поколения. «Я вто­рую, брат, войну На веку воюю», - говорит один из солдат, обращаясь с просьбой о добавке каши. И читатель благодаря данной фразе буквально представляет себе этого бойца, челове­ка уже немолодого, прошедшего суровую жизненную школу. Одна война постучалась в его двери еще в юности, а теперь вот пришлось второй раз взяться за оружие.

Художественный стиль А.Т. Твардовского отличается афо­ристичностью, емкостью, лаконизмом. Образ «второй войны на веку» обладает философской глубиной: и без того короткая жизнь человека, которая по сравнению с вечностью, с нашей историей ничтожна мала, трагически необратима, оказывается омрачена чередой трагических событий и, по сути, и состоит практически из одних трудностей и лишений. И вот в такой тяжелой обстановке общей усталости и переживаний весель­чак и балагур Василий Теркин начинает рассказ о «сабантуе». Это своеобразный праздник души, когда солдат радуется то­му, что не погиб под бомбежкой, и душевный подъем, кото­рый помогает герою не бежать с поля боя, увидев фашистские танки. А.Т. Твардовский подчеркивает, что герой его поэмы - самый обыкновенный человек с непримечательной внеш­ностью. Он не ищет славы, но отличается завидным жизнелю­бием: «Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой».

В главе «Перед боем» А.Т. Твардовский рисует картину отступления на восток, когда наши войска выходили из окру­жения, «покидая пленный край». По дороге командир отряда, попавшего в окружение, решает заглянуть в родную деревню. Благодаря этому сюжетному ходу тема отступления конкрети­зируется, воспринимается не обобщенно, а через призму пе­реживаний отдельного человека. Командир вместе с отрядом вынужден на оккупированной врагом территории тайком про­бираться в родную хату. С горьким чувством садится он к столу, рубит ночью дровишки для семьи, а на рассвете покидает дом, понимая, что скоро в него могут войти фашисты.

Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме яв­ляется глава «Переправа». А.Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов - защитников родной зем­ли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Прохо­дил с ружьем кремневым русский труженик-солдат».

Переправа - тяжелое испытание силы, выносливости. Му­жества. Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются вра­ждебными по отношению к человеку. А.Т. Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и не­удач, а изображает военные действия и потери во всей ужа­сающей и трагической правде: «Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…». Повтор усиливает глубину переживае­мой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого сле­да». Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мерт­вые лица, на которых не тает снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том, что погиб­шим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невосполнимость утраты. Масштабы трагедии укрупняются при по­мощи топонимики: «Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Моск­вы - Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы».

В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться на правый берег, жив.

Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ра­ди жизни на земле».

Тема ответственности за судьбу России развивается и в следующей главе «О войне». А.Т. Твардовский подчеркивает, что жертвы во время войны неизбежны, но приносятся они ради общей победы, поэтому солдат должен забыть на время о себе: главное - решать боевую задачу, выполнить свой долг перед родиной, перед детьми.

Антигуманистический характер войны подчеркивается пи­сателем в главе «Теркин ранен», которая открывается карти­ной «изувеченной земли», пахнущей не людским дымком жи­лья, а орудийным дымом. Но нещадная стужа военных зим воспринимается автором как подмога: русский мужик привык к снегу, холоду, ведь он воюет на родной земле, а вот для за­хватчиков мороз становится тяжелым испытанием. Если сю­жет этой главы, в которой герой получает ранение, динами­чен, насыщен художественными деталями и постоянно держит читателя в напряжении, то глава «О награде» открывается контрастным по настроению оптимистическим монологом: Василий Теркин мечтает об отпуске, хочет очутиться в родной деревне, но Смоленщина занята врагом. В финале главы по­втор «Смертный бой не ради славы, - ради жизни на земле» возвращает героя из мечты в суровую реальность.

В главе «Два солдата» переосмысливается известный ска­зочный сюжет о том, как солдат суп из топора сварил. Васи­лий Теркин ночует в крестьянской избе, точит старику-хозяину пилу, чинит часы, а потом уговаривает хозяйку сде­лать яичницу с салом.

Спокойные, насыщенные юмором главы чередуются в по­эме с воссозданием самых тяжелых, трагических страниц во­енной летописи.

В главе «Поединок» описывается рукопашный бой. Сперва читатель видит, что немец физически сильнее Теркина. Однако находчивый Василий не унывает. И вот уже «немец красной юшкой Разукрашен, как яйцо». Сравнение это в поэме передает дух русских народных пасхальных традиций. Автор тем самым показывает, что на стороне Теркина святая правда и поэтому он победит. А.Т. Твардовский вновь обращается к далеким, но не­забываемым страницам истории («Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, - Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит»). Контраст множественного и еди­ничного в этой главе показывает, что судьба победы в годину военных испытаний зависит от действий каждого бойца.

Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме.

Цель урока: 1)раскрыть мастерство поэта в создании новаторского образа Василия Теркина и изображении правды о войне;

2)совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам;

3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Ход урока.

1. Литературная викторина «Жизнь и творчество » (на основе презентации и выступления одного из учащихся на предыдущем уроке)

1) Где и когда родился Твардовский? (21 июня 1910 г. х. Загорье Смоленской области)

2)Студентом каких высших учебных заведений был Твардовский? Смоленский педагогический и Московский институт философии, литературы и истории)

3)Когда состоялся поэтический дебют? (19 июня 1925 года)

4)Какое крупное произведение стало началом большого творческого пути Твардовского? (поэма «Страна Муравия» 1934-1936гг.)

5) Когда Твардовский становится военным корреспондентом? (1939г)

6) Герой какого произведения изображен на этом слайде? («Василий Теркин» «Книга про бойца»)

7) Сколько лет руководил журналом «Новый мир» ? (20 лет с 1950 по 1970 гг)

8) Когда была начата и закончена поэма «Василий Теркин» (1941 -1945)

9) Как называется сатирическая поэма-сказка, главный герой которой Теркин?

10) Когда вышла в свет последняя книга стихов?

2.Работа по теме урока.

Известный русский писатель Абрамов писал:

Поэзия еще не рождала такой фигуры, как Теркин.

Ф. Абрамов

С его словами трудно не согласить. В течение урока я постараюсь убедиться вас в этом. А начнем мы с виртуального путешествия в г. Смоленск.

Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)

В одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин. (слайд 2)

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот - вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

Согласитесь, что памятник несколько необычный: на одном постаменте реальный человек и созданный им литературный герой. Как вы думаете, почему стало возможным создание такого памятника, в чем его секрет?

Так кто же он, Василий Теркин? (читает отрывок Луханина К.) Слайд 3

В отличие от «необыкновенного» Васи Теркина, участника финской кампании, герой «Книги про бойца» - «обыкновенный» солдат. Как вы думаете, почему Твардовский идет на такие перемены в образе?

Образ Теркина предельно обобщен и в то же время это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором. Попробуем убедиться в этом.

Что общего между Твардовским и Теркиным? (Смоленщина и портретное сходство, оба прошли войну от начала и до конца)

Для народных сказок характерно использование такого приема как гипербола, т. е преувеличение. Докажите, что Твардовский, стремясь раскрыть характер своего героя также использует гиперболу. (Подвиги Теркина переправа и одним выстрелом сбил вражеский самолет (из «Кто стрелял?)

Читая поэму, мы видим Теркина весельчаком, балагуром, но всегда ли он такой?

Вспомним главу «На привале». Отрывок из нее прочитает Поступаева Валерия.

Что мы узнаем о Теркине из этой главы? Как по-новому раскрывается перед нами характер Теркина? Зачем он шуткой смягчает рассказ о трех "сабантуях"?

Каким настроением проникнута эта глава?

Совсем иначе звучит глава «Переправа». Прослушайте отрывок из нее. .

Так как же меняется настроение в этой главе? Одинаково ли оно? (Грусть, скорбь, горечь утраты, вера в утверждение жизни и победу)

Назовите слова, с помощью которых поэт передает тревогу и недобрые предчувствия?

Какие картины фронтового быта рисует Твардовский?

Есть ли в этой главе место для шутки?

Каким предстает в этой главе Теркин?

Прочитайте заключительные строки этой главы. Какая правда о войне заключена в них?

В главе «О войне» мы читаем размышления Теркина о том, как должен себя вести настоящий патриот, сын своего Отечества. Цитируя строчки поэмы, ответьте, что должен делать во время войны настоящий патриот?

А как же награды? Почему Теркин согласен даже на медаль? Так ли уж была важна награда? К спеху ли она? Как объясняет Теркин свое желание получить медаль?

Прочитайте последние строки этой главы. Как вы думаете, зачем Твардовский повторяет их опять?

3.Заключительное слово учителя.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Я думаю, что вы убедились в правоте слов, сказанных Абрамовым. Теркин, действительно, литературный герой совершенно новый, не похожий ни на один из созданных раннее поэтических образов. Твардовскому удалось раскрыть в поэме не только правду о войне, но и создать уникальный персонаж, судьба которого была интересна солдатам до самой последней строчки поэмы, не случайно Твардовского просили написать продолжение. Так полюбился фронтовикам этот весельчак и балагур, отважный солдат Василий Теркин.

4.Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из главы «Переправа», подготовить ответы на вопросы, данные в учебнике на стр.161-162.

В самый разгар Великой Отечественной войны, когда вся наша страна защищала родину, в печати появляются первые главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», где в образе главного героя выведен простой русский солдат, «парень обыкновенный».

Сам писатель вспоминал, что начало работы над «Василием Теркиным» сопровождалось трудностями: нелегко оказалось найти требуемую художественную форму, определить композицию и особенно сложно выбрать главного героя, который был бы понятен не только читателю военного времени, но и оставался бы современным на долгие годы. Александр Трифонович Твардовский нашел своего героя - Василия Теркина, образ которого помогал и бойцам на фронте, и их женам и детям в тылу, и интересен также современному читателю. Что же сделало литературный образ Теркина таким популярным на протяжении стольких лет?

Любой художественный образ обладает не только индивидуалистическими, личными чертами, но и несет в себе нечто собирательное, общее, является выразителем, характерным героем своего времени. С одной стороны, Василий Теркин не похож на остальных солдат в роте: он весельчак, его отличает своеобразное чувство юмора, он не боится опасности, но в то же время Твардовский, создавая своего героя, не брал какого-то конкретного человека за образец, поэтому у писателя получился собирательный образ солдата, защитника русской земли, готового в любой момент отразить нападения врага:

Впрочем, что там думать, братцы,
Надо немца бить спешить.

Вот и все, что Теркин вкратце Вам имеет доложить.

Теркин смел, отважен, он не боится ни пуль, ни вражеских бомбежек, ни ледяной воды. В любой ситуации герой умеет постоять за себя и не подвести других. Бойцу на привале Теркин друг, старику и старухе в полуразрушенной избе - сын, молодой женщине, отправившей на фронт всех своих близких, - брат. Характер героя соткан из десятков и сотен характеров простых русских солдат, наделен общечеловеческими чертами: добротой, уважением к людям, порядочностью.

А.Т. Твардовский наделяет своего героя говорящей фамилией Теркин, недаром самая расхожая фраза поэмы: «Перетерпим. Перетрем». Сила русского духа такова, что человек все может перетерпеть, многое может пережить, но от этого он не становится злее, нетерпимее, а, наоборот, стремится помочь людям, пытается заставить их поверить в собственные силы:

Он вздохнул у самой двери
И сказал:
Побьем, отец...

Смекалист и находчив Теркин не только на войне, во время боя, но и в обычной жизни. Таким образом, мирная и военная жизнь сливаются воедино. Герой как бы живет на войне, постоянно мечтая о победе, о простой деревенской работе.

По-разному называет писатель Василия Теркина в поэме, то он - «парень обыкновенный», с присущими любому человеку слабостями, то богатырь.

Постепенно из индивидуальной личности образ героя вырастает до уровня литературного обобщения:

То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, -
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек...

Важен и тот факт, что писатель не отделяет Теркина от себя. В главе «О себе» он пишет:

Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.

Приближая героя к себе, делая Василия Теркина своим земляком, А.Т. Твардовский говорит о прямой связи между людьми в годы войны, о том, что каждый стремится к мирной жизни, к возвращению в родной дом. Поэтому поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» так популярна до сих пор, ведь ее главный герой похож на самого обыкновенного человека.

А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).

Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».

Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Подобный принцип художественного изображения позволил Твардовскому удивительно ярко и, одновременно, емко воссоздать всю гамму чувств, переживаний человека на войне: с одной стороны, боль от ран, от отчаяния во время отступления, от разлуки с близкими; с другой стороны, радость от победы в бою, от письма из дома, от веселой шутки командира.

Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».

Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял:

– Не унывай.

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы – не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.

Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Ни приметы, ни следа.

Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Василия Теркина.

Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).

Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов:

Но уже идут ребята,

На войне живут бойцы.

Как когда-нибудь в двадцатом

Их товарищи – отцы.

В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов, переживаний, оценок:

И скажу тебе, не скрою. –

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

– Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке.

Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.

Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей. «Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике», – писал Твардовскому один из рядовых бойцов.

Таким образом, в поэме Твардовского отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение А.Т. Твардовского не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. о. Рошаль Московской области

Урок литературы в 8 классе по теме:

«Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина»

Учитель русского языка и литературы

Минаева Елена Владимировна

г. о. Рошаль

2015 год

Урок-исследование

Тема: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.

Цели урока:

Образовательные:

    Продолжить работу над главами из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» (чтение фрагментов и комментарий)

    Понимание идейно-художественного замысла поэмы

    Систематизация литературоведческих понятий

Развивающие:

    Развитие ассоциативного и логического мышления

    Развитие умения проводить мини-исследование поэтического текста

    Развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения

Воспитательные:

    Учиться понимать чувства и переживания человека

    Проникнуться гордостью за русский народ-победитель

    Воспитывать интерес к истории родной страны

Оборудование урока: слайдовые презентации учителя и обучающихся; схема анализа исследования лирического героя; план исследования; маршрутные листы.

ХОД УРОКА

    Самоопределение деятельности. Организационный момент.

    Постановка учебной цели.

2.1) Актуализация знаний

1 СЛАЙД – портрет А. Твардовского

Учитель: Кто изображен на портрете? (А.Т. Твардовскеий, автор поэмы «Василий Теркин»)

2 СЛАЙД – портрет В. Теркина

Учитель: Кто герой этой картины? (В. Теркин – главный герой одноименной поэмы, или «Книги про бойца»)

В класс входит обучающийся Гелос Х. в одежде солдата и читает строки из поэмы:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час Земли родной

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

Так писал о своем герое А. Твардовский. (Обучающийся занимает свое место)

Учитель: - Каким представлен герой в поэме? (Настоящим русским воином, солдатом, защитником родной страны.

Определите тему урока?

3 СЛАЙД – тема урока

2.2) Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа В. Текрина.

2.3) Постановка учебной задачи (проблемы)

Учитель:

Что непонятно в теме урока?

Что значит новаторский?

(На доске запись: новаторский – новый, созданный вновь)

2.4) Активизация знаний учащихся

4 СЛАЙД – задачи урока

Учитель:

Исходя из темы, определите учебную задачу нашего урока?

1. Проанализировать образ В. Теркина и определить черты народного характера.

2. Выявить новаторский характер образа В. Теркина

ЦЕЛИ УРОКА.

2.5) 5 СЛАЙД

Учитель: определим цели урока.

    Продолжить работу над главами из поэмы А. Твардовского "Василий Теркин" (чтение фрагментов текста и комментарий).

    Понимание идейно-художественного богатства поэмы.

    Развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения.

    Учиться понимать чувства и переживания человека.

    Проникнуться гордостью за русский народ-победитель.

    Воспитывать в себе интерес к истории родной страны.

6 СЛАЙД – план урока

Учитель:

Давайте вместе составим план урока.

ПЛАН УРОКА.

    Определить черты защитника родной страны

    Определить новаторство образа Василия Теркина

    Открытие нового знания.

Получение заданий на исследование.

3.1) Учитель:

Чтобы выполнить все пункты плана нашего урока, вам нудно будет провести исследования в группах.

Исследуйте материал, который у вас на столах, привлекая к работе план исследования.

1 группа – глава «На привале».

2 группа – глава «Переправа».

3 группа – глава «О награде».

Вы также используете содержание всей поэмы для своих ответов. На данную практическую работу отводится 8-10 минут.

    Первичное закрепление.

Работа в группах.

Совместная работа участников группы должна воплотиться в «продукт» деятельности – выступление представителей группы с сообщением и презентацией. (4-5 слайдов)

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону

5.1) Включение нового материала в систему знаний.

5.2) Представление учащимися своих результатов деятельности. (Сопровождение ответов учащихся слайдами)

1 группа – Гривина О.

2 группа – Гелос Х.

3 группа – Осипова К.

5.3) Первичное обобщение.

Учитель:

Обратимся к пунктам плана.

На какие вопросы ответа не нашли?

В чем же новаторство это образа В. Теркина?

(В этом образе собраны все лучшие черты народного героя. Можно сказать, что этот образ собирательный. Теркин – это народный герой). На доске буквы Вася Теркин – расшифруем каждую букву.

Вывод учителя:

Образ В. Теркина – собирательный образ, многогранный, емкий, яркий, запоминающийся, а рифма «Василий – Россия», несколько раз повторяется в тексте, подчеркивает тем самым, что этот герой является воплощением богатырства русского народа. Он является народным защитником родной страны. В этом и заключается новаторство образа Василия Теркина.

Рефлексия деятельности.

Вопросы для рефлексии

    На уроке мне было…

    Я узнал, что…

    Я хотел бы…

    Минута памяти

Учитель:

70 лет прошло со дня Великой Победы. Но раны не заживают, а душа скорбит о погибших. О тех, кто не дожил до Великой Победы. Их имена здесь, в книге Памяти. Скорбным напутствием сквозь года звучат слова Р. Рождественского:

Помните – через века, через года – помните,

О тех, кто, уже не придет никогда –

Помните! Не плачьте в горле сдержите слезы, горькие слезы.

Памяти павших – будьте достойны, вечно достойны.

Почтим память павших минутой молчания.

8 СЛАЙД – Вечный огонь

(Обучающиеся встают. Учитель зажигает свечу).

    Урок окончен.

Домашнее задание: продолжить анализ глав поэмы.

Спасибо всем за работу.