Сочинение по капитанской дочке белогорская крепость в жизни гринева. Белогорская крепость в жизни Гринева

Приступая к анализу образа Петра Гринева, главного действующего лица семейной хроники, следует прежде всего обратить внимание на особое место Гринева в произведении. Это не только одно из главных действующих лиц, но и «автор» записок, повествователь. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале XIX в.), «просвечивает» и лицо подлинного автора «записок) — Пушкина. В какой-то степени в суждениях о жизни, в отношениях рассказчика к событиям нет-нет и проявится чисто пушкинское восприятие действительности.

Трудно, да и не имеет смысла заниматься вопросом о том, в каких рассуждениях Гринева перед нами мысли молодого героя романа, в каких — настоящий автор, но отдавать себе отчет в сложности образа Гринева следует. Одинаково ошибочным было бы и отождествлять взгляды Гринева с мировоззрением Пушкина (оно неизмеримо серьезнее, прогрессивнее, глубже; Гринев очень прост и ограничен), и полностью игнорировать в гриневском мировосприятии какие-то элементы пушкинских взглядов на жизнь (например, в суждениях Гринева о людях, с которыми он сталкивается, в некоторых суждениях о Пугачеве, в оценках им правительственного лагеря борющихся сил).

Заметим еще, что в композиции образа Гринева с самого начала повествования взята установка на ясность и простоту. Постой рассказ-повествование об интересных и не совсем обыкновенных приключениях молодости. Много событий, мало размышлений. Психология передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Так дедушка рассказывает внуку о пережитом. Эта простота, безыскусственность, впрочем, свойственна прозе Пушкина вообще. При анализе образа Гринева надо все это учитывать. И не упускать из вида различие двух точек зрения на изображаемые события: точки зрения рассказчика и точки зрения Пушкина. При меры будут указаны ниже.

Раскрытие героя в последовательно развивающихся событиях жизни, в поступках, в отношениях к окружающим людям, приводит нас к плану анализа :

1) детство и юность, среда, воспитавшая героя;

2) проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь;

3) отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости;

4) история любви к Марье Ивановне и

5) история отношений с Пугачевым (характер развивается и проявляется в полной мере и определяются взгляды на жизнь);

6) заключительное обобщение: основные черты личности героя, типичность образа, место его в композиции романа.

Говоря о детстве и юности Гринева, следует обратить внимание на различные влияния, воздействовавшие на него и формировавшие его личность. Отец — премьер-майор в отставке, ограниченный и властный помещик и глава семьи, в то же время отличается строгим отношением к вопросам морали, внушает сыну высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении, офицерскую службу считает не средством для устройства карьеры, а долгом дворянина перед государством.

Его рассуждения о Петербурге, о продвижении по службе бывших его товарищей отдают духом некоей оппозиции к порядкам, установившимся в сферах, близких к правительству и двору. Все это оказывает свое воздействие на сына. О матери Петра Гринева сказано немного, но облик любящей и заботливой женщины, кроткой и нежной, возникает и из того немногого, что мы о ней узнаем. Ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра Гринева.

Француз Бопре «в отечестве своем был парикмахером», его «выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Фигура колоритная и вполне типичная, затрагивающая хорошо знакомую учащимся по «Недорослю», «Горю от ума» и «Евгению Онегину» тему.

Большое место в воспитании Петра Гринева занимал, очевидно, крепостной дядька Савельич, честный, умный и грамотный человек, но, однако, весьма ограниченный. В его образе отражено вековое рабское положение дворовых слуг. Таковы люди, окружавшие Петра Гринева. Образ жизни Петра Гринева в родительском доме типичен для дворянского недоросля: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». «Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни», — говорит отец. Первые шаги самостоятельной жизни (эпизод с 3уриным) выявляют черты формирующейся личности. Учащиеся без труда в них разберутся, вспомнив поведение Гринева. Здесь и легкомыслие, и грубость помещичьего сынка по отношению к старому преданному слуге («Я твой господин, а ты мой слуга»): в то же время в стремлении отдать деньги, долг, казалось бы, не очень серьезный — проигрыш в биллиардной игре — мы видим определенное представление о необходимости держать слово, о честности. Вслед за этим — сердечный разговор и мировая с Савельичем, раскрывающая в Гриневе сердечность и доброту.

Что дает для развития образа Гринева рассказ о его мирной жизни в Белогорской крепости? Отметим, что семья Мироновых как нельзя лучше пришлась ему по душе: простота, добродушие, скромность и непритязательность, сердечность и искренность отношений — все это не может не действовать на Гринева. Его умственные запросы невелики, отношение к службе идет по формуле «на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся» .

Гринева мало беспокоит, что «в богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов и что единственная пушка забита камушками и сором. Но в подтексте читатель чувствует отношение автора романа к описываемому: плохо поставлено дело охраны окраин огромной империи. Это — один из примеров наличия двух углов зрения в изображении действительности. От нечего делать Гринев читает французские книги, взятые у Швабрина (оказывается, и Бопре кое на что пригодился).

Зарождающаяся любовь к Маше Мироновой вызывает стремление к поэтическим занятиям. «Опыты мои для тогдашнего времени были изрядны»,- повествует рассказчик, и при водит образец: Мысль любовну истребляя, Тщусь прекрасную забыть … и т. д. Стихи плохие. Пушкин взял их из сборника, изданного ни. Новиковым: «Новое и полное собрание российских песен» , 1 780 — 1 781 гг., несколько изменив отдельные строчки. Один из исследователей замечает: «Стихотворение относится к тем, которые Пушкин в «Истории села Горюхина» охарактеризовал как сочиняемые «солдатами, писарями и боярскими слугами». Как видим, заурядность героя неоднократно отмечается в ходе повествования. Он не поражает нас ни блестящим умом, ни необыкновенными, стремлениями, ни сильными страстями. Его привлекательность не в этом.

Ссора, а затем и дуэль с Швабриным говорит о благородстве Гринева: он вступился за честь девушки, о любви которой к себе еще и не знает. Его возмутила пошлость Швабрина. В любви Гринева к Маше Мироновой раскрывается то ценное, что заложено в его натуре, а перипетии его борьбы за счастье помогают проявиться и окрепнуть этим ценным чертам. Не будем останавливаться на эпизодах истории любви Гринева, раскрывающих положительные стороны его характера, благодаря которым он привлекает симпатии читателя. Искренность и прямота, способность к глубокому и нежному чувству, мужество, верность в любви — таковы эти черты.

Перед началом испытаний, предстоящих двум любящим сердцам, в романе отмечено, какое значение для Гринева имело его чувство. К Белогорской крепости подошли войска Пугачева. Наступают опасные дни. Машу Миронову решено отправить в Оренбург. После нежного прощания перед разлукой рассказчик говорит о своем душевном состоянии в то время: «Я чувствовал в себе великую перемену: волнение души моей было мне гораздо менее тягостно, нежели то уныние, в котором еще недавно был я погружен. С грустью разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия». О душевном состоянии в долгие дни разлуки с любимой рассказчик замечает: «Неизвестность о судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила». Когда в осажденном Оренбурге наконец получено письмо с известиями о Марье Ивановне, рассказчик говорит: «Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошел». Трогательно рассказано о соединении любящих: «Я схватил ее руку и долго не мог вымолвить ни одного слова. Мы оба молчали от полноты сердца. Все было забыто».

В истории любви Гринева и Маши Мироновой значительное участие принимает Савельич. Перед читателем постепенно проясняется сущность этого образа: крепостной слуга, преданный любимому им господину, впитавший в себя с молоком матери психологию, в которой есть нечто рабское, низкое, Савельич в то же время не лишен чувства человеческого достоинства, которое звучит и в его письме отцу Гринева, и во всем его поведении. Нравственное холопство в нем преодолевается природным умом, человечностью чувств. Между ним и Петром Андреевичем Гриневым развиваются и крепнут связи, отнюдь не покрываемые отношением слуги и барина. «Друг ты мой, Архип Савельич, — сказал я ему. — Не откажи, будь мне благодетелем … не буду спокоен, если Марья Ивановна поедет в дорогу без тебя … Я надеюсь на тебя. Батюшка и матушка тебе верят: ты будешь за нас ходатаем, не так ли?» Образа Савельича неоднозначен, сложен.

Полезно вспомнить старую няню Егоровну из «Дубровского» — в Савельиче много общего с ее характером. Марья Ивановна отправлена с Савельичем к родителям Гринева. Теперь он вспоминает о своих обязанностях офицера: « Я … чувствовал, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы». Гринев остается в отряде Зурина. Затем — арест и суд, и Гринев понимает, какое обвинение ему может быть предъявлено: «самовольное мое отсутствие из Оренбурга» и «приятельские сношения мои с Пугачевым». Но он не чувствует себя серьезно виноватым, и если не оправдывается. то только потому. что не хочет «впутать имя (Марьи Ивановны) между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку». Таков Гринев в романе Пушкина.

Несмотря на промахи героя романа, о которых говорилось выше, перед читателем возникает образ честного, доброго и отважного человека, способного к большому чувству, верного любви и — в конечном итоге — своему долгу, но в то же время легкомысленного по молодости и ограниченного в своих взглядах и в понимании истинного значения тех больших событий, участником которых он был.

К. Лахостский

Характеристика Гринёва

4.7 (93.33%) 12 votes

Исторический роман «Капитанская дочка», написанный А. С. Пушкиным, в журнале «Современник» был опубликован за месяц до гибели самого поэта. В нем большая часть сюжета посвящена народному восстанию при правлении Екатерины II.

О бурных событиях своей молодости вспоминает уже пожилой помещик Петр Андреевич Гринев, детство которого прошло в в тихом и уютном родительском поместье. Но уже в скором времени его ждала Белогорская крепость. В жизни Гринева она станет настоящей школой мужества, чести и отваги, которая коренным образом поменяет всю его дальнейшую жизнь и закалит характер.

Немного о сюжете

Когда пришло время послужить Отчизне, Петруша, совсем еще юный и доверчивый, готовился отправиться на службу в в Петербург и вкусить всю прелесть городской светской жизни. Но его строгий отец - отставной офицер - хотел, чтобы сын сначала прошел службу в более жестких и даже суровых условиях, чтобы не золотыми эполетами щеголять перед дамами, а как следует научиться военному делу, и поэтому он отправляет его служить подальше от дома и столицы.

в жизни Гринева: сочинение

И вот Петруша уже сидит в санях и едет по заснеженным полям в Белогорскую крепость. Только вот он и представить себе не мог, как она будет выглядеть.

Главным образом в теме «Белогорская крепость в жизни Гринева» сочинение надо начать с того, что увидел наш романтичный герой вместо грозных и неприступных бастионов крепости обычную глухую деревушку, где стояли избы с соломенною крышей, окруженные бревенчатым забором, скривившаяся мельница с лениво опущенными лубочными крыльями и три скирды сена, занесенные снегом.

Вместо строгого коменданта он увидел старика Ивана Кузьмича в халате с колпаком на голове, храбрыми армейцами были несколько престарелых инвалидов, из смертоносного оружия - старая забитая разным хламом пушка. Но самое забавное было то, что всем этим хозяйством управляла жена коменданта, простая и добродушная женщина Василиса Егоровна.

Однако, несмотря на это, Белогорская крепость в жизни Гринева станет настоящей наковальней, которая сделает из него не труса и мягкотелого предателя родины, а верного присяге, отважного и мужественного офицера.

А пока он только знакомится с милыми обитателями крепости, они дарят ему радость общения и трогательную заботу. Другого общества там не было, но большего он и не желал.

Мир и спокойствие

Ни военная служба, ни учения, ни парады больше не привлекают Гринева, он наслаждается спокойной и соразмеренной жизнью, пишет стихи и сгорает от любовных переживаний, так как почти сразу влюбляется в дочку коменданта прекрасную Машу Миронову.

В общем, как уже стало понятно, Белогорская крепость в жизни Петра Гринева стала «богоспасаемой крепостью», к которой он прикипел всем сердцем и душой.

Однако со временем появились проблемы. Сначала его напарник, офицер Алексей Иванович Швабрин, стал смеяться над чувствами Гринева и обозвал Машу «дурочкой». Дело даже дошло до дуэли, на которой Гринев был ранен. Маша долго и нежно ухаживала за ним, что еще больше их сблизило. Петруша даже решил на ней жениться, но разгневанный его легкомысленным поведением отец не дает благословения.

Пугачев

Белогорская крепость в жизни Гринева стала его любимым тихим пристанищем, но до поры до времени, дальше весь этот покой был нарушен народным восстанием Емельяна Пугачева. Боевые столкновения заставили заново взглянуть на жизнь и встряхнуться офицера Гринева, который, несмотря на все сложности и опасности, остался благородным человеком, верным своему долгу, не побоявшимся заступиться за свою любимую, которая в одно мгновение стала полной сиротой.

Гринев

Петр содрогался, мучился, но и воспитывался как настоящий воин, когда видел, как бесстрашно умирал отец Маши. Старый и немощный старик, зная незащищенность и ненадежность своей крепости, шел вперед своею грудью в атаку и перед Пугачевым не струсил, за что и был повешен. Так же вел себя еще один верный и старый служитель крепости - Иван Игнатьевич, и даже Василиса Егоровна верно пошла на смерть за мужем. Гринев увидел в них доблестных героев Отчизны, но были и изменники в лице Швабрина, который, мало того, что перешел на сторону разбойников, но и чуть не загубил плененную им Машеньку.

Роль Белогорской крепости в жизни Гринева нельзя недооценивать, видать, его отец знал, что делает, и, возможно, так и надо поступать с «маменькиными сынками». Самого Гринева от виселицы спас его слуга Савельич, который не побоялся и просил у Пугачева милости для барского дитя. Тот рассердился, но вспомнил про подаренный ему заячий тулуп в сторожке, когда тот был в бегах, отпустил Гринева. А потом Пугачев помог воссоединиться молодым Петру и Маше.

Испытания

Ненависть к бесчеловечности и отвращение к жестокости, гуманность и доброта в сложные моменты в главном герое раскрылись на полную. Все эти благородные качества не мог не оценить и предводитель восстания - мятежник Емельян Пугачев, который захотел, чтобы тот присягнул ему на верность, но Гринев не мог перешагнуть через чувство долга и присягу, данную императрице.

Испытания, посланные Богом, Гринев прошел с достоинством, они закалили и очистили его душу, сделали его серьезным и уверенным. Белогорская крепость в жизни Гринева помогла ему преобразовать всю его дальнейшую жизнь, слова отца «береги платье с нову, а честь смолоду», он всегда помнил и чтил.

Ведет рассказ от имени Гринева, скрываясь за ним и выдерживая от начала до конца простой, безыскусственный тон и язык. Гринев – не «герой» в классическом смысле этого слова, но далеко и не посредственность. Это один из тех многих офицеров, вышедших из простой дворянской семьи, на доблести и честности которых создавалась слава русской армии. Он получил домашнее образование, какое обычно в ту эпоху получали дети дворян-помещиков; в раннем детстве он был всецело на попечении крепостного Савельича , «за трезвое поведение пожалованного» ему в дядьки. Савельич научил его русской грамоте. Когда мальчик подрос, отец нанял учителя француза, выписав его из Москвы, «вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Уже одна эта бытовая подробность переносит нас в атмосферу зажиточной, но простой помещичьей семьи Екатерининской эпохи. По контракту, мосье Бопре должен был обучать Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам», на что он совершенно не был способен, т. к. «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию «pour être outchitel» [чтобы быть учителем], не очень понимая значение этого слова. Бопре оказался «добрым малым», но не особенно высокой нравственности, за что скоро был отставлен от своей должности. Моду той эпохи – поручать воспитание детей иностранцам, не разбираясь в их педагогических и нравственных качествах, осмеивали и обличали в своих произведениях еще Новиков , Фонвизин , Грибоедов . Гринев сам говорит, что «жил недорослем » до шестнадцати лет. Но видно, что от природы он был неглуп и одарен незаурядными способностями, т. к. в Белогорской крепости, не имея никаких других развлечений, занялся чтением, упражнением во французских переводах иногда и сочинением стихов. «Во мне пробудилась охота к литературе, – пишет он. – Александр Петрович Сумароков несколько лет после очень похвалял» его литературные опыты.

Вот все, что мы знаем об образовании Петра Андреевича Гринева; теперь поговорим о его воспитании. Понятия воспитания и образования часто соединяют в одно целое, тогда как, в сущности, это две различные области, и иногда даже возникает вопрос: что важнее для человека, – образование или воспитание? В данном случае – именно воспитание, данное Гриневу его родителями, внушенное ему с детства словами, наставлением, а главное примером, сделали из него человека, создали прочные основы, указывавшие ему в жизни прямой и правильный путь. Какой же пример видел он в доме родителей? Мы можем судить об этом по отдельным словам, разбросанным по всей повести. Мы узнаем, что родители Гринева были люди честные, глубоко порядочные: отец, придерживаясь сам строгих правил, не допускал и в доме своем, среди своих слуг и подчиненных нетрезвого и легкомысленного поведения. Лучше же всего свидетельствуют о его принципах наставления, которые он дает сыну: «служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Аудиокнига

Главное в этих наставлениях – верность присяге. Мы видим, какое значение придавал ей Гринев-отец по его страшному горю, когда он узнал о взводимом на сына обвинении в измене государыне, в участии в мятеже Пугачева . Не ссылка сына в Сибирь на вечное поселение, которой государыня «из уважения к заслугам отца» заменила грозившую ему казнь, повергает в отчаяние старика, а тот факт, что сын его – изменник. «Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил!» восклицает он: «Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести »... «Но дворянину изменить своей присяге»... «Стыд и срам нашему роду!» – На самом деле Петр Андреевич Гринев, как мы знаем, никогда не изменял присяге; наставления отца, данные ему перед отъездом, видно глубоко запали ему в душу; во все трудные и опасные минуты своей жизни он никогда не изменял требованиям долга и чести.

На протяжении недолгого времени, описанного в повести (около двух лет), мы видим, как мальчик, «живший недорослем», гонявший голубей, мастеривший бумажного змея из географической карты, под влиянием необычайных событий и сильных переживаний превращается во взрослого человека, порядочного и честного. В начале повести поведение его еще чисто мальчишеское: игра на бильярде с Зуриным, невинное вранье генералу при объяснении выражения «ежовые рукавицы» и т. д.; но любовь к Марье Ивановне , а главное страшные происшествия Пугачевского бунта способствуют тому, что он быстро мужает. Он рассказывает все, что с ним произошло совершенно искренно; не скрывает, что иногда делал глупости – но тем ярче выступает перед нами его личность.

Гринев неглуп и очень симпатичен. Главные черты его характера: простота (он никогда не рисуется), прямота и врожденное благородство во всех поступках; когда Пугачев из-за вмешательства Савельича помиловал его, когда он был на волоске от смерти, – он не может поцеловать руку разбойника, помиловавшего его: «я предпочел бы самую лютую казнь такому унижению». Поцеловать руку Пугачева, даровавшего ему жизнь, не было бы изменой присяге, но это было противно его врожденному чувству благородства. В то же время чувство благодарности к Пугачеву, спасшему его жизнь, избавившего Марью Ивановну от Швабрина, никогда не покидает его.

При большой мужественности во всех поступках Гринева в его отношениях к людям сквозит душевность и доброта. В трудные минуты жизни душа его обращается к Богу: он молится, готовясь к смерти, перед виселицей, «принося Богу искреннее раскаяние во всех прегрешениях, и моля Его о спасении всех близких». В конце повести, когда он, ни в чем не повинный, неожиданно попал в тюрьму, закованный, он «прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул», не заботясь, что с ним будет.






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок №1. ТЕМА: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ “КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ”. ПЕТР ГРИНЕВ – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА.

Вступительное слово

Итак, изучив многие документы, изъездив те места, где бушевало крестьянское восстание, Пушкин создает повесть “Капитанская дочка”. Труд этот был огромным, так как он воспроизвел давно ушедшую жизнь, характеры людей, создал увлекательный сюжет, в котором каждая картина является необходимым звеном единого целого. “Капитанская дочка” поэтому является и историческим произведением и откликом на современную писателю действительность и духовным завещанием для нас и наших потомков.

2 слайд

И вот книга перед нами. В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие – лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи - этапы духовного становления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы – вопросы в ходе изучения произведения.

Что это – повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? Вспомним определения данных литературоведческих терминов.

Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами, читателями, проблему чести, долга.

Повесть можно разделить на три цикла. Какие?

Кто герой-рассказчик в этом произведении? См. Приложение 1

Рассказ о жизни Гринева в родительском доме.Работа с текстом (подобрать подписи к иллюстрациям)

Вывод. Запись в тетрадях .

Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Петра Гринева?

Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий и предрассудков и вместе с тем обогащения его внутреннего мира.

Первый удар наносит отец, решая отправить его в армию.

Какие слова Петруши позволяют сделать такой вывод?

Две стороны характера молодого героя в эпизодах встречи с Зуриным и бродягой-вожатым.

Кратко перескажите эпизод пирушки с Зуриным.

Какие отрицательные черты характера Гринева раскрываются в нем?

Итак, мечта о веселой беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным.

Зато встреча с вожатым помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что он вынес из детских и отроческих лет.

9 слайд разбор сцены с заячьим тулупом

Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.

(Савельич боится незнакомца, видит в нем вора и разбойника, пьяницу.)

А как реагирует бродяга на “барский подарок”? (чтение)

Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?(Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. Автор показывает два отношения к человеку: для одного “собака”, “пьяница оголтелый”, для другого – “брат”. Две правды: одна по-хамски тычет в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благородности Гринева не просто благородность. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку).

Что такое милосердие?

(Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1)краткий пересказ главы “Крепость”;

2)подготовить рассказ о семье капитана Миронова.

Урок №2. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести “Капитанская дочка”

Запись в тетради

Итак, Гринев, выросший на деревенском приволье, вдалеке от губительных нравов светского общества научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.

Второй этап формирования характера начинается с момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а также и обогащение его внутреннего мира.

Беседа с учащимися

Итак, мы вместе с Петром Гриневым вошли в Белогорскую крепость.

Где же крепость? Первые впечатления... Какие они?

Краткий пересказ содержания главы “Крепость”. (В ходе рассказа иллюстрации 11 слайда)

Рассказ о семье капитана Миронова. Приложение 3.

Жизнь в Белогорской крепости открывает перед юношей ранее не замеченную красоту простых, добрых людей и рождает общение с ними. Беседы с милыми простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания – все это доставляло ему истинное удовольствие. Над серьезными общественными, жизненными проблемами он не задумывался. Драматическое начало повести, может быть, ярче всего проявляется в трагической и героической судьбе старших Мироновых. Мироновы - это старинно-русские, простодушные и возвышенные люди. Они нарисованы Пушкиным выпукло, скульптурно, ощутимо, живо. В них много наивного, пленительно-наивного - и это раскрывает их во всей красоте их нетронутых, цельных душ...

В изображении Пушкина все эти люди прекрасны в своей непосредственности: они всегда по-своему и правильно думают, правильно живут и безропотно идут на смерть, верные тому, чему обязались служить и что считают своим долгом. Это незаметные и тихие герои - великие герои. Пушкин не просто их любит, но и любуется ими. Любуется ими вместе с автором и читатель - иначе и невозможно. За „старосветскими“ пушкинскими героями есть правда высокой нравственности, которая не может не привлекать”.

Беседа с учащимися

Почему Гринев сблизился со Швабриным?

Что послужило причиной и что поводом к ссоре между героями?

Чтение отрывка из главы “Поединок” (“Я же сказывал, что занимался литературой... Коли хочешь успеть, то советую действовать не песенками”)

Какие черты характера проявляются в героях в этом отрывке?

Анализ сцены дуэли: Почему Петр Гринев согласился на дуэль? (Дуэли были запрещены воинским уставом) Как характеризует героев поведение во время дуэли?Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьича, Маши, Савельича.

Прослушивание отрывка из главы “Любовь”

Слово учителя

Таким предстает перед нами герой накануне грозных исторических событий. Прежде чем ввести в повествование образ Пугачева, Пушкин накоротке, домашним образом знакомит нас с рассказчиком, дает возможность проникнуть в мир его мыслей, чувств, представлений.

14 слайд Запись в тетради

2) подготовить пересказ о падении Белогорской крепости;

3) письменно ответить на вопрос: “Почему Пугачев пощадил Гринева?”

Урок №3. Падение Белогорской крепости (разбор 6 и 7 глав)

(Эпиграф настраивает на то, что речь пойдет о страшных, кровавых событиях, потрясших Россию; критик Шиловский высказывает предположение о совпадении тактики Ивана Грозного и Пугачева и считает, что образ Пугачева ассоциировался в сознании Пушкина с образом Ивана Грозного)

Прочитайте сцену допроса башкирца(стр. 145)

Как Гринев относится к несчастному?

16 слайд Запись в тетради

Работа над главой “Приступ”

К кому из героев повести относится эпиграф?

Какие черты характера капитана Миронова раскрывает этот эпиграф?

(Бескорыстие, честность, верность присяге проявил капитан и смерть свою встретил достойно)

Почему крепость пала?

(Причины победы Пугачева в численном преимуществе его войск, к нему переходят все угнетенные народы Оренбургской губернии, сочувствуют Пугачеву и солдаты царской армии, а также в слабости и бездарности высокого начальства, бросившего Белогорскую крепость на произвол судьбы)

18 слайд Просмотр отрывка из фильма

Как ведут себя герои в этой сцене?

Можно ли осуждать Пугачева за казнь защитников крепости? А за казнь Василисы Егоровны? (его повергли в гнев слова плача комендантши: “... а сгинул от беглого каторжника”)

Ответ на вопрос домашнего задания: “Почему Пугачев пощадил Гринева?”

Какую роль сыграл Савельич

Как Пугачев выходит из неловкого положения после отказа Гринева ему присягнуть?

2) найдите портретную характеристику Пугачева;

3) письменно ответьте на вопрос: “Почему Пугачев освободил Машу Миронову?

Урок №4 Изображение народной войны и ее вождя (разбор 8 – 12 глав)

Разбор 8 главы

И вот “государь” требует Гринева к себе. Гринев заранее представляет себе, каким будет свидание с самозванцем и чем оно кончится. “Читатель легко себе представит, что я не был совершенно хладнокровен, - замечает он в своих записках. Что же происходит?

Чтение отрывка из главы “Незваный гость” (“А, ваше благородие!.. – Моя искренность поразила Пугачева”.)

Почему Пугачев проявляет явную благосклонность к Гриневу?

(Мятежника в юном офицере поразили смелость, бесхитростность, прямодушие, верность долгу, правдивость. “Казнить, так казнить, миловать, так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь”. И еще завтра приглашает прийти проститься с ним. Смешная сценка на другой день, когда рачительный Савельич подал Пугачеву реестр разграбленного барского добра, могла бы недобро кончиться для Гринева. Но Пугачев только отворотился, не сказав более ни слова. И на пути в Оренбург Гринева вдруг догнал казак с подарками: лошадью и шубой “со своего плеча” да полтиной денег, “растерянной по дороге”).

Что удивило Гринева в Пугачеве? Какие новые стороны характера он увидел в самозванце?

(Гринев видит добродушие Пугачева, ничего свирепого он не увидел в нем. Гринев видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого)

Разбор глав 11-12

События разводят по разные стороны Гринева, Пугачева и Машу Миронову, но пугачевщина уже полыхает под стенами Оренбурга.

Что делает Петр Гринев в Оренбурге? (храбро сражается с мятежниками)

Но вот он получает письмо от Маши...

Чтение письма Маши Мироновой

Какое решение принимает Гринев?

Как отнесся генерал Р. к просьбе Гринева о спасении дочери капитана Миронова? (“Это еще не беда, лучшее ее быть пока женою Швабрина, он теперь может оказать ей протекцию, а когда его расстреляем, тогда, Бог даст, сыщутся ей и женишки”)

На что решается Петр Андреевич?

Почему Гринева схватили мятежники, ведь он мог спастись? (Он вынужден был вернуться, потому что схватили Савельича)

Мы попадаем в Бердскую слободу. Снова Гринев предстал перед Пугачевым. Пугачев по-прежнему видит в Гриневе не опасного и ловкого врага, а неопытного и честного юношу, хотя и вернувшегося из вражеского стана. А когда он узнает о причинах, побудивших Гринева ехать в крепость, он принимает решение ехать вместе с Гриневым, чтобы освободить сироту и проверить Швабрина.

Прочитайте диалог Гринева с Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Что мы узнаем из этого диалога? (Гринев узнает об отношении Пугачева к возглавляемому им восстанию, к своему окружению, к перспективам народной борьбы. Предводитель испытывает чувство одиночества среди своих сподвижников, знает о своей обреченности. Пугачев предстает перед нами в каком-то величественном трагическом ореоле. А затем Пугачев рассказывает калмыцкую сказку, которая показывает всю глубину пропасти между героями.

Прослушивание сказки. Запись в тетради

Ответ на письменный вопрос: “Почему Пугачев освободил Машу Миронову?”

Продолжение записи в тетради Слайд 25 См. Приложение 4

Домашнее задание:

1) выучить калмыцкую сказку;

2) подберите аргументы для обвинения Швабрина (1в) и для защиты (2в) (письменно) ;

4) заполнение таблицы характеристика Пугачева и Екатерины

Урок №5. Трагедия Швабрина. Образ Маши Мироновой

Честность есть прямая линия, она ближе к истине, нежели кривые.
К.Н.Батюшков

Трагедия Швабрина

Прослушивание письменного домашнего задания: аргументы обвинения и защиты Швабрина

Слово учителя (см. стр.66-67, Золотарева) Слайд № 26

Образ Маши Мироновой

С особенной теплотой в повести нарисован образ Маши Мироновой, внешне ничем не примечательной девушки, скромной, застенчивой и даже робкой, “трусихи” по определению матери.

Почему к главам, в которых появляется Маша, даны эпиграфы, взятые из народных песен? (близость к народу, сильный, волевой человек, высокие духовные качества)

Вспомните эпизод из 5 главы, где она отказывается выйти замуж за Гринева без благословения родителей. Какие черты характера Маши проявляются в этом эпизоде?

(Сила ее любви, глубина ее натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека: “Без их благословения не будет тебе счастья”. Она решила, что ей не судьба быть за Гриневым, что следует покориться воле Божьей. Но тяжелые испытания закаляют ее характер.)

Какие качества характера Маши проявляются в плену у Швабрина? (мужество, стойкость, сила духа; она готова умереть, но не быть женой Швабрина)

Маша освобождена, но судьба приготовила ей новые испытания: Гринев арестован. И девушка решает начать борьбу за своего жениха. Маша понимает, что ради спасения ее чести, достоинства он на суде не произнесет ее имени никогда. Она принимает решение ехать в Петербург, чтобы просить за Гринева саму императрицу, и тем самым спасает Петра Гринева. Слайд №27

Запись в тетрадях Слайд № 28

Домашнее задание: Пересказ статьи “Исторический труд А.С.Пушкина” стр.212-215

Урок №6. Образ Екатерины Второй. Исторический труд А.С.Пушкина

Слово учителя

Введение образа Екатерины II в роман “Капитанская дочка” объясняется Ю. М. Лотманом как желание Пушкина уравнять действия самозванца и царствующей императрицы по отношению к Гриневу и Марье Ивановне. “Подобность” действия состоит в том, что и Пугачев, и Екатерина II - каждый в сходной ситуации выступает не как правитель, а как человек . “Пушкину в эти годы глубоко свойственно представление о том, что человеческая простота составляет основу величия (ср., например, “Полководец”), Именно то, что в Екатерине II, по повести Пушкина, рядом с императрицей живет дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, позволило ей проявить человечность. “Императрица не может его простить”,- говорит Екатерина II Маше Мироновой. Но в ней живет не только императрица, но и человек, и это спасает героя, а непредвзятому читателю не дает воспринять образ как односторонне отрицательный”.

Сообщение учащихся “Екатерина в живописи и в литературе” Слайд №29. Приложение 5

Проверка домашнего задания. Характеристика персонажей. Заполнение таблицы. Приложение 7

Пересказ уч-ся статьи “Исторический труд А.С.Пушкина”

Домашнее задание: проанализировать эпиграфы по плану:

  1. О чем эпиграф?
  2. Как называется глава?
  3. О чем рассказывает?

Урок №7. Роль эпиграфов в романе. Подготовка к сочинению

1. Работа с эпиграфами

Повесть является глубоко народным, национальным произведением и не случайно открывается эпиграфом-пословицей и каждой главе присутствует эпиграф, взятый, в основном, из сокровищниц устного народного творчества. Исследователи считают, что эпиграфы играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Так ли это? Рассмотрим первые 5 глав.

О чем эпиграф?

Как называется глава?

О чем рассказывает?

2. Подготовка к сочинению. Слайд 30

“Белогорская крепость в жизни Гринева”

Обратимся к теме сочинения. Какой из вопросов полнее выражает ее суть: “Какие события произошли с Гриневым в крепости?” или “ Как изменили Гринева события, пережитые им в Белогорской крепости?”

Найдите главы, с которыми мы будем работать. (с 3 по 9 и 12гл.)

- Составляем план .

1. ВСТУПЛЕНИЕ

1) Каким приехал Гринев в Белогорскую крепость и каким оставил ее навсегда?

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1) Любовь Гринева к Маше Мироновой и его борьба за любимую

а) зарождение и укрепление чувств;

б) испытания, через которые Гринев пронес свои чувства: столкновение со Швабриным, письмо отца, разлука, обращение за помощью к Пугачеву;

в) качества характера, проявленные при этом.

2) История отношений Гринева со Швабриным.

а) как и почему менялось отношение Гринева к Швабрину;

б) какие качества Гринева оттеняет его сопоставление со Швабриным.

3) Сильное и благородное потрясение в жизни Гринева.

а) как и почему менялось отношение Гринева к Пугачеву;

б) гуманные чувства Гринева.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почему рассказ о жизни в Белогорской крепости занял основное место в записках Петра Андреевича Гринева?

(И.В. Золотарева. Уроки литературы 8 класс)

Домашнее задание: написать сочинение.

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин затрагивает весьма важную для него и его соотечественников проблему дворянской чести. Показывая постепенное становление личности Петра Гринева, главного героя произведения, автор вырисовывает русский национальный характер, которому свойственны такие качества, как доброта, благородство, честность, верность данному слову и государю. Только пройдя через сложные жизненные испытания, молодой дворянин становится таким, каким мы видим его в финале.

Жизнь в отчем доме

Текст повести представляет собой мемуары, написанные от лица главного героя, что придает описываемым событиям большую достоверность: никто не может рассказать о человеке лучше, чем он сам.

Петруша получил традиционное для дворянских детей воспитание. К нему был приставлен добрый дядька Савельич, сопровождавший юношу и после его отъезда на службу. Учил его француз-парикмахер Бопре, который не мог дать основательного образования. Мальчик жил недорослем, беззаботно и не задумываясь о будущем.

Еще до рождения отец записал сына в Но когда Петр Гринев достиг возраста шестнадцати лет, он решил отправить его не в Петербург, а в Оренбург, под надзор старого знакомого. Так была предрешена дальнейшая судьба молодого дворянина.

Вступление в самостоятельную жизнь

Главное напутствие, которое дал отец, провожая сына: «Береги … честь смолоду». Этому принципу Петр будет следовать всю жизнь. А пока он больше похож на избалованного барчонка. Впервые напивается и проигрывает малознакомому Зурину сто рублей, затем требует от Савельича непременно отдать долг. Настаивает на срочном отъезде в куда его определили в Оренбурге, и попадает в сильный буран. Но уже сейчас начинается становление личности Петра Гринева. Он мучается, осознавая свою вину перед верным дядькой, и просит у него прощения - способность признавать свои ошибки. Одаривает вожатого, который помог им выбраться из бурана, тулупчиком - благодарность за оказанную помощь.

Испытание любовью

В Белогорской крепости жизнь сводит Петра Гринева со славным семейством и малодушным Швабриным. Поступки последнего в большей мере оттеняют благородные черты главного героя. Оба влюбляются в Машу Миронову, но если Швабрин опускается до низости, получив отказ, Гринев готов ценой собственной жизни защищать честь любимой девушки. Так происходит в случае с дуэлью, когда герой вызывает на поединок более опытного соперника, оскорбительно высказывавшегося в адрес Маши. А еще в момент, когда в крепость входят пугачевцы.

Швабрин не только переходит на их сторону, но и обманом держит беззащитную девушку взаперти, а затем объявляет, что она дочь казненного коменданта. Совсем другой в сложившейся ситуации является характеристика Петра Гринева. Ему предстоит сделать сложный выбор между долгом офицера, обязывавшим его отправиться в часть, и желанием защитить любимую. Пока герой уверен, что Маше ничто не грозит, он едет в Оренбург, но по первому же ее зову, не получив поддержки и понимания со стороны командования, возвращается в крепость. Промолчит герой и на суде, когда обвинение в измене по доносу того же Швабрина может стоить ему жизни. Ведь рассказать, с какой целью он ездил в крепость к Пугачеву, означало вовлечь в неприятную историю дочь коменданта. И только встреча Маши с императрицей поможет восстановить справедливость и оправдать героя.

Таким образом, очередным этапом, когда происходит становление личности Петра Гринева, является его любовь, искренняя и бескорыстная. Она превратила вчерашнего озорника в способного взять на себя ответственность за другого человека.

Знакомство с Пугачевым

Во время захвата Белогорской крепости Гринев проявляет твердость характера, верность присяге и императрице, мужество. Конечно, определенную роль в том, что его не казнили вместе с остальными, сыграл заячий тулупчик, подаренный Петром вожатому еще по дороге в крепость. Но молодой офицер отказался целовать руку самозванцу и присягать ему на верность. Именно эта нравственная стойкость и готовность принять смерть за свои убеждения определили отношение Пугачева к Гриневу. А еще способность всегда говорить правду, искренность во всем и ощущение полной внутренней свободы. Такой может быть характеристика Петра Гринева в главах, где описываются его встречи с самозванцем. Действительно, далеко не каждого последний приглашал за свой стол, отпускал на все четыре стороны после отказа перейти к нему на службу, давал благословение на брак с дочерью коменданта военной крепости.

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»: выводы

Таким образом, в ходе описываемых событий характер главного героя претерпевает изменения. И немаловажными в этом процессе являются несколько моментов. Во-первых, разумное решение отца, отправившего сына не в Петербург, где его ожидали праздная жизнь и увеселения, а в глухую крепость, на самом деле ставшую местом, где он и лямку потянул, и пороху понюхал. Во-вторых, сама эпоха и важное историческое событие - восстание под руководством Пугачева. Только в сложных жизненных ситуациях, как правило, проявляются истинные человека. В данном случае беззаботный мальчишка превратился в настоящего мужчину.

Определяя идейный замысел А. Пушкина, можно отметить, что постепенное становление личности Петра Гринева должно было выявить в герое те черты, которыми должен обладать каждый русский дворянин. И главные из них - «два прекрасных качества»: доброта и благородство. Именно их Петр Гринев хотел бы видеть в своих потомках. Это пожелание автора мемуаров, завершавшее черновой вариант повести, было исключено при последней редакции «Капитанской дочки».