Суть рассказа легкое дыхание бунина. Бунин "Легкое дыхание": анализ произведения

Этого рассказа позволяет сделать вывод о том, что он относится к жанру новеллы. Автору удалось передать в короткой форме историю жизни гимназистки Оли Мещерской, но не только ее. Согласно определению жанра, новелла в уникальном, малом, конкретном событии должна воссоздать всю жизнь героя, а через нее - жизнь общества. Иван Алексеевич посредством модернизма создает уникальный образ девушки, которая еще только грезит о настоящей любви.

Об этом чувстве писал не только Бунин ("Легкое дыхание"). Анализ любви проводили, пожалуй, все великие поэты и писатели, очень разные по характеру и мировоззрению, поэтому в русской литературе представлено множество оттенков этого чувства. Открывая произведение очередного автора, мы всегда находим что-то новое. У Бунина тоже есть своя В его произведениях нередки трагические финалы, заканчивающиеся смертью одного из героев, но она скорее светла, чем глубоко трагична. С подобной концовкой мы сталкиваемся, дочитав "Легкое дыхание".

Первое впечатление

На первый взгляд события кажутся грязными. Девушка играет в любовь с некрасивым офицером, далеким от того круга, к которому принадлежала героиня. В рассказе автор использует так называемый прием "доказательства от возвратного", поскольку даже при столь пошлых внешних событиях любовь остается чем-то нетронутым и светлым, не касается будничной грязи. Придя на могилу Оли, классная руководительница спрашивает себя о том, как все это соединить с чистым взглядом на "то ужасное", что теперь ассоциируется с именем гимназистки. Вопрос этот не требует ответа, который присутствует во всем тексте произведения. Им насквозь пронизан рассказ Бунина "Легкое дыхание".

Характер главной героини

Оля Мещерская представляется воплощением юности, жаждущей любви, живой и мечтательной героиней. Ее образ, вопреки законам общественной морали, увлекает почти всех, даже младшие классы. И даже блюстительница нравов, учительница Оли, осуждавшая ее за раннее взросление, после гибели героини приходит на кладбище к ее могиле каждую неделю, постоянно думает о ней и при этом даже чувствует себя, "как все преданные мечте люди", счастливой.

Особенность характера главной героини рассказа в том, что она жаждет счастья и может найти его даже в столь уродливой действительности, в которой ей пришлось оказаться. Бунин "легкое дыхание" использует как метафору естественности, жизненной энергии. так называемой "легкости дыхания" неизменно присутствует у Оли, окружая ее особым ореолом. Люди чувствуют это и поэтому тянутся к девушке, при этом даже не умея объяснить, почему. Она всех заражает своей радостью.

Контрасты

Произведение Бунина "Легкое дыхание" построено на контрастах. С первых же строк возникает двоякое ощущение: пустынное, грустное кладбище, холодный ветер, серый апрельский день. И на этом фоне - портрет гимназистки с живыми, радостными глазами - фотография на кресте. Вся жизнь Оли также построена на контрасте. Безоблачному детству противопоставляются трагические события, произошедшие в последний год жизни героини рассказа "Легкое дыхание". Иван Бунин часто подчеркивает контраст, разрыв между реальным и кажущимся, внутренним состоянием и внешним миром.

Фабула рассказа

Фабула произведения довольно проста. Счастливая юная гимназистка Оля Мещерская сначала становится добычей друга своего отца, пожилого сластолюбца, после чего - живой мишенью для вышеупомянутого офицера. Ее гибель подвигает на "служение" ее памяти классную даму - одинокую женщину. Однако кажущуюся простоту этого сюжета нарушает яркое противопоставление: тяжелый крест и живые, радостные глаза, невольно заставляющее сжаться сердце читателя. Простота сюжета оказалась обманчивой, поскольку рассказ "Легкое дыхание" (Иван Бунин) не только о судьбе девушки, но и о несчастной доле классной дамы, которая привыкла жить чьей-то чужой жизнью. Интересны и взаимоотношения Оли с офицером.

Взаимоотношения с офицером

Уже упомянутый офицер по сюжету рассказа убивает Олю Мещерскую, введенный поневоле в заблуждение ее игрой. Он это сделал потому, что был близок с ней, верил в то, что она его любит, и не мог пережить разрушение этой иллюзии. Далеко не любой человек может вызвать в другом столь сильную страсть. Это говорит о яркой личности Оли, считает Бунин ("Легкое дыхание"). Поступок главной героини был жесток, но ведь она, как нетрудно догадаться, обладая особым характером, одурманила офицера неумышленно. Оля Мещерская в отношениях с ним искала мечту, но ей не удалось ее найти.

Виновата ли Оля?

Иван Алексеевич считал, что рождение не является началом, а следовательно, смерть - не конец существования души, символом которой и является определение, которое использовал Бунин, - "легкое дыхание". Анализ его в тексте произведения позволяет сделать вывод о том, что это понятие - души. Она не исчезает бесследно после смерти, а возвращается к источнику. Об этом, а не только о судьбе Оли, произведение "Легкое дыхание".

Иван Бунин не случайно затягивает объяснение причин смерти героини. Возникает вопрос: "Может быть, она виновата в случившемся?" Ведь она легкомысленна, кокетничает то с гимназистом Шеншиным, то, пусть неосознанно, с другом отца Алексеем Михайловичем Малютиным, соблазнившим ее, затем почему-то обещает офицеру выйти за него замуж. Для чего ей понадобилось все это? Бунин ("Легкое дыхание") анализирует мотивы поступков героини. Постепенно становится ясно, что Оля прекрасна, как стихия. И столь же вненравственна. Она стремится во всем дойти до глубины, до предела, до сокровенной сути, а мнение окружающих не интересует героиню произведения "Легкое дыхание". Иван Бунин хотел сказать нам о том, что в поступках гимназистки нет ни чувства мести, ни осмысленного порока, ни твердости решений, ни боли раскаяния. Получается, что ощущение полноты жизни способно быть губительным. Трагична (как у классной дамы) даже неосознанная тоска по ней. Поэтому каждый шаг, каждая деталь жизни Оли грозят катастрофой: шалость и любопытство могут привести к серьезным последствиям, к насилию, а легкомысленная игра с чувствами других людей - к убийству. К такой философской мысли подводит нас Бунин.

"Легкое дыхание" жизни

Сущность героини в том, что она живет, а не просто исполняет роль в спектакле. В этом же и ее вина. Быть живым, не соблюдая при этом правил игры, - значит быть обреченным. Среда, в которой существует Мещерская, полностью лишена целостного, органического чувства прекрасного. Жизнь подчинена здесь строгим правилам, нарушение которых ведет к неизбежной расплате. Поэтому трагичной оказывается судьба Оли. Ее гибель закономерна, считает Бунин. "Легкое дыхание", однако, не умерло вместе с героиней, а растворилось в воздухе, наполнив его собою. В финале звучит таким образом мысль о бессмертии души.

Во многих произведениях Бунин обращается к вечным темам: любовь и трагедия, жизнь и смерть. Эти темы становятся главными и в рассказе «Легкое дыхание», поражающем именно легким дыханием бунинской прозы, ее особым ароматом.

Смысл названия рассказа связан прежде всего с главной героиней. Примечательна первая деталь описания облика Оли Мещерской, обнаруживающая ее личностную индивидуальность, - «живые, радостные глаза». Живость, простота, естественность, непосредственность, красота, наивность, женственность, легкость составляют бесконечное обаяние Оли, ее привлекательность, обольстительность, «манкость». «Легкое дыхание» ее женственности радостно и всепобеждающе торжествует в малейших деталях внешности и поведения. Всё это дано ей от природы, пришло к ней без малейшего ее усилия – «легко». Мотив легкости – основной в описании внешности, поведения и самой жизни Оли. Тяжела лишь смерть – «крест из дуба» на могиле Оли, «крепкий, тяжелый, гладкий». Принцип антитезы сохранится на протяжении всего рассказа, отразившись и в системе образов, и в композиции.

Героиня Бунина свободно и радостно шла по жизни, не задумываясь о ее темных, мутных потоках, смысл жизни для нее - в самой жизни. На пути ее легкого полёта были любовь учениц младших классов, танцы на балах, веселье, бег на коньках, влюбленность гимназиста Шеншина, но был и пятидесятишестилетний «ловелас» Малютин, был казачий офицер, «некрасивый и плебейского вида». Оля опять-таки легко сделала шаг навстречу нравственному падению, ведь в ее отношении к Малютину не было и тени любви, легко призналась в этом гимназической начальнице, легко играла чувствами казачьего офицера. Не случайно Малютин упоминает о Фаусте с Маргаритой: в истории искушения Маргариты в Фаусте торжествует плотское над духовным; Малютин и не скрывает «мефистофелевского» начала в своем плотском желании обладать юной прелестью Оли, а Оля не подозревает о необходимых нравственных границах своего жизненного полета – только легкость, только свобода, только веселая игра.

О гибели Оли на вокзале сказано сухо, отрывисто, как в хронике уголовного дела. Полёт по жизни – вне осознанности и ответственности - вовлекает героиню Бунина в опасную сферу «плебейских» чувств, однолинейных и жестоких решений: казачий офицер увидел в Мещерской одно издевательство над собой, над его, так сказать, принципами, над его «нравственностью», он покарал Олю как легкомысленную, аморальную соблазнительницу – и полагал себя правым. Жизнь Оли была легка, и смерть тоже легко отняла эту хрупкую, «мотыльковую» жизнь.

Однако авторская задача не имеет ничего общего с мелодраматическим и морализаторским описанием жизни и смерти прелестной, но запутавшейся гимназистки. Произведение имеет необычную композицию: начинается и завершается описанием кладбища, хронология событий изменена писателем, фабула не совпадает с сюжетом. Появляются эпизоды, казалось бы, не имеющие с историей Оли никакой связи, - ее рассказ подруге о «легком дыхании» и приходящая на могилу классная дама.

Образ главной героини включен в систему антитез, одна из которых – Оля Мещерская и классная дама. Классная дама живет выдумкой, заменяющей ей подлинную жизнь. Жизнь Оли была полна энергии, стремительна и празднична – жизнь классной дамы одинока, скудна событиями, лишена любви и счастья. Эта уже «немолодая девушка» умна, однако в ней нет того «легкого дыхания», которым была наделена Оля, жизнь проходит мимо классной дамы, даруя ей лишь хрупкие иллюзии, отсюда такое ее притяжение даже к памяти о «легком дыхании».

«Легкое дыхание» - это энергия женственности, вечно живущая в мире, способная сводить с ума, даровать либо высшее счастье, либо трагедию. Эта энергия не связана (или менее всего связана) с красотой как гармонией внешних черт - не случайно Оля, говоря подруге о красоте, отвергла всё внешне-декоративное: «черные, кипящие смолой глаза», «колена цвета раковины», «нежно играющий румянец» и так далее – и выбрала лишь «легкое дыхание». Это великая тайна, которой можно изумляться, но которую нельзя разгадать до конца.

«Легкое дыхание» - это и энергия творчества, вдохновения, тоже необъяснимая и неразложимая на формулы и определения. Именно «легкое дыхание» творчества чувствуется в сцеплении событий рассказа Бунина. Наиболее точно об этом сказал искусствовед и психолог прошлого века Л.С.Выготский: «Жизнь гимназистки Оли Мещерской темная, мутная, запутавшаяся, но события соединены и сцеплены так, что они утрачивают свою житейскую тягость и непрозрачную муть; они мелодически сцеплены друг с другом, и в своих нарастаниях, разрешениях и переходах они словно развязывают стягивающие их нити, они отрешаются от действительности. Так житейская история о беспутной гимназистке претворена здесь в легкое дыхание бунинского рассказа».

«Легкое дыхание» Бунина И.А.

Тема любви занимает в творчестве писателя одно из ведущих мест. В зрелой прозе заметны тенденции осмысления вечных категорий бытия - смерти, любви, счастья, природы. Часто он описывает «мгновения любви», которые имеют фатальный характер, трагическую окраску. Большое внимание он уделяет женским характерам, таинственным и непостижимым.

Начало романа «Легкое дыхание» создает ощущение грусти и печали. Автор заранее готовит читателя к тому, что на следующих страницах будет разворачиваться трагедия человеческой жизни.

Главная героиня романа Ольга Мещерская, девушка гимназистка, очень сильно выделяется среди своих одноклассниц веселым нравом и явной любовью к жизни, она совершенно не боится чужих мнений, и открыто бросает вызов обществу.

В последнюю зиму в жизни девушки произошло много перемен. В это время Ольга Мещерская была в полном расцвете своей красоты. Про нее ходили слухи, что она не может жить без поклонников, но в тоже время очень жестоко с ними обращается. В свою последнюю зиму Оля полностью отдалась радостям жизни, она бывала на балах и каждый вечер ходила на каток.

Оля стремилась выглядеть всегда хорошо, она носила дорогие туфельки, дорогие гребешки, возможно, она бы и одевалась по последней моде, если бы все гимназистки не носили форму. Директриса гимназии сделала Ольге замечание по поводу внешнего вида, что такие украшения и обувь пристало носить взрослой женщине, а не простой ученице. На что Мещерская открыто заявила, что она имеет право одеваться как женщина, ведь она ею и является, и виноват в этом никто иной, как брат самой директрисы Алексей Михайлович Малютин. Ответ Ольги можно в полной мере расценивать как вызов обществу того времени. Молодая девушка без тени скромности надевает вещи не по возрасту, ведет себя как зрелая женщина и при этом открыто аргументирует свое поведение довольно интимными вещами.

Превращение Ольги в женщину произошло летом на даче. Когда родителей не было дома, в гости к ним на дачу приехал Алексей Михайлович Малютин, друг их семьи. Не смотря на то что он не застал отца Оли, Малютин все же остался в гостях, объясняя это тем что хочет, чтобы как следует просохло после дождя. В отношении Оли Алексей Михайлович вел себя как кавалер, хотя разница в их возрасте была огромной, ему было 56, ей - 15. Малютин признавался Оле в любви, говорил всевозможные комплименты. Во время чаепития Ольга почувствовала себя плохо и прилегла на тахту, Алексей Михайлович начал целовать ей ручки, рассказывать о том, как он влюблен, а после поцеловал в губы. Ну и далее произошло то, что произошло. Можно сказать, что со стороны Ольги это был не более чем интерес к тайне, стремление стать взрослой.

После этого была трагедия. Малютин застрелил Ольгу на вокзале и объяснил это тем, что был в состоянии аффекта, ведь она показала ему свой дневник, в котором было описано все произошедшее, а после и Ольгино отношение к ситуации. Она писала, что испытывает отвращение к своему ухажеру.

Столь жестоко Малютин поступил потому, что было задето его самолюбие. Он был уже далеко не молодым офицером, да еще и холостым, ему естественно было приятно тешить себя тем, что юная девушка выразила к нему свою симпатию. Но когда он узнал что она не испытывает к нему ничего кроме отвращения, было как гром среди ясного неба. Он сам обычно отталкивал женщин, а тут оттолкнули его. Общество было на стороне Малютина, он оправдал себя тем, что якобы Ольга сама его соблазнила, обещала стать его женой, а после бросила его. Так как у Оли была репутации сердцеедки, никто не усомнился в его словах.

Заканчивается рассказ тем, что классная дама Ольги Мещерской, мечтательная дама, живущая в своем выдуманном идеальном мире, приходит на могилу Оли каждый праздник и по нескольку часов молча наблюдает за ней. Для дамы Оля идеал женственности и красоты.

Здесь «легкое дыхание» - это легкое отношение к жизни, чувственность и импульсивность, которые были присущи Оле Мещерской.

Анализ рассказа «Легкое дыхание»

Тема любви занимает в творчестве писателя одно из ведущих мест. В зрелой прозе заметны тенденции осмысления вечных категорий бытия – смерти, любви, счастья, природы. Часто он описывает «мгновения любви», которые имеют фатальный характер, трагическую окраску. Большое внимание он уделяет женским характерам, таинственным и непостижимым.

Начало романа «Легкое дыхание» создает ощущение грусти и печали. Автор заранее готовит читателя к тому, что на следующих страницах будет разворачиваться трагедия человеческой жизни.

Главная героиня романа Ольга Мещерская, девушка гимназистка, очень сильно выделяется среди своих одноклассниц веселым нравом и явной любовью к жизни, она совершенно не боится чужих мнений, и открыто бросает вызов обществу.

В последнюю зиму в жизни девушки произошло много перемен. В это время Ольга Мещерская была в полном расцвете своей красоты. Про нее ходили слухи, что она не может жить без поклонников, но в тоже время очень жестоко с ними обращается. В свою последнюю зиму Оля полностью отдалась радостям жизни, она бывала на балах и каждый вечер ходила на каток.

Оля стремилась выглядеть всегда хорошо, она носила дорогие туфельки, дорогие гребешки, возможно, она бы и одевалась по последней моде, если бы все гимназистки не носили форму. Директриса гимназии сделала Ольге замечание по поводу внешнего вида, что такие украшения и обувь пристало носить взрослой женщине, а не простой ученице. На что Мещерская открыто заявила, что она имеет право одеваться как женщина, ведь она ею и является, и виноват в этом никто иной, как брат самой директрисы Алексей Михайлович Малютин. Ответ Ольги можно в полной мере расценивать как вызов обществу того времени. Молодая девушка без тени скромности надевает вещи не по возрасту, ведет себя как зрелая женщина и при этом открыто аргументирует свое поведение довольно интимными вещами.

Превращение Ольги в женщину произошло летом на даче. Когда родителей не было дома, в гости к ним на дачу приехал Алексей Михайлович Малютин, друг их семьи. Не смотря на то что он не застал отца Оли, Малютин все же остался в гостях, объясняя это тем что хочет, чтобы как следует просохло после дождя. В отношении Оли Алексей Михайлович вел себя как кавалер, хотя разница в их возрасте была огромной, ему было 56, ей – 15. Малютин признавался Оле в любви, говорил всевозможные комплименты. Во время чаепития Ольга почувствовала себя плохо и прилегла на тахту, Алексей Михайлович начал целовать ей ручки, рассказывать о том, как он влюблен, а после поцеловал в губы. Ну и далее произошло то, что произошло. Можно сказать, что со стороны Ольги это был не более чем интерес к тайне, стремление стать взрослой.

После этого была трагедия. Малютин застрелил Ольгу на вокзале и объяснил это тем, что был в состоянии аффекта, ведь она показала ему свой дневник, в котором было описано все произошедшее, а после и Ольгино отношение к ситуации. Она писала, что испытывает отвращение к своему ухажеру.

Столь жестоко Малютин поступил потому, что было задето его самолюбие. Он был уже далеко не молодым офицером, да еще и холостым, ему естественно было приятно тешить себя тем, что юная девушка выразила к нему свою симпатию. Но когда он узнал что она не испытывает к нему ничего кроме отвращения, было как гром среди ясного неба. Он сам обычно отталкивал женщин, а тут оттолкнули его. Общество было на стороне Малютина, он оправдал себя тем, что якобы Ольга сама его соблазнила, обещала стать его женой, а после бросила его. Так как у Оли была репутации сердцеедки, никто не усомнился в его словах.

Заканчивается рассказ тем, что классная дама Ольги Мещерской, мечтательная дама, живущая в своем выдуманном идеальном мире, приходит на могилу Оли каждый праздник и по нескольку часов молча наблюдает за ней. Для дамы Оля идеал женственности и красоты.

Здесь «легкое дыхание» - это легкое отношение к жизни, чувственность и импульсивность, которые были присущи Оле Мещерской.

Изучив анализ рассказа «Легкое дыхание» вы несомненно заинтересуетесь другими сочинениями, связанными с Иваном Алексеевичем Буниным:

  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина

И снова о любви… А если о любви, то обязательно о Иване Алексеевиче Бунине, потому что нет пока ему равных в литературе в способности так глубоко, точно,

и вместе с тем непринужденно и легко передать бесконечную палитру цветов и оттенков жизни, любви и человеческих судеб, и что самое удивительное - всё это на двух-трёх листах. В его рассказах время обратно пропорционально возникающей полноте чувств и эмоций. Вот читаешь его рассказ «Лёгкое дыхание» (анализ произведения следует далее), и уходит на это времени от силы минут пять-десять, но при этом ты успеваешь погрузиться в жизнь, и даже душу главных героев, и прожить с ними несколько десятилетий, а иногда и всю жизнь. Разве это не чудо?

Рассказ И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»: анализ и краткое содержание

С первых строк автор знакомит читателя с главной героиней повествования - Олей Мещерской. Но какое это знакомство? Анализ рассказа «Лёгкое дыхание» обращает внимание на место действия - кладбище, свежая глиняная насыпь на могиле и тяжелый гладкий крест из дуба. Время - холодные, серые дни апреля, всё еще голые деревья, ледяной ветер. В самый крест вставлен медальон, а в медальоне - портрет молодой девушки, гимназистки, со счастливыми, «поразительно живыми глазами». Как видно, повествование строится на контрастах, отсюда и ощущения двойственные: жизнь и смерть - весна, апрель месяц, но всё еще голые деревья; крепкий надмогильный крест с портретом молодой девушки, в самом расцвете пробуждающейся женственности. Невольно задумываешься, что такое эта жизнь земная, а и поражаешься тому, насколько близко атомы жизни и смерти прилегают друг к другу, а вместе с ними красота и уродство, простота и лукавство, ошеломительный успех и трагедия…

Главная героиня

Принцип контраста используется как в образе самой Олечки Мещерской, так и в описании её недолгой, но блистательной жизни. Девочкой, она ничем не обращала на себя внимание. Единственное, что можно было сказать - она была одной из множества милых, богатых и абсолютно счастливых девочек, которые в силу своего возраста шаловливы и беспечны. Однако вскоре она стала стремительно развиваться и хорошеть, и в свои неполные пятнадцать слыла настоящей красавицей. Она ничего не боялась и не стеснялась, и вместе с тем её на пальцах или растрепанные волосы выглядели куда более естественно, опрятно и изящно, нежели нарочитая аккуратность или тщательность уложенных волос её подруг. Никто так грациозно не танцевал на балах, как она. Никто так ловко не катался на коньках, как она. Ни у кого не было столько поклонников, как у Оли Мещерской… Анализ рассказа «Лёгкое дыхание» на этом не заканчивается.

Последняя зима

Как говорили в гимназии, «последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья». Она везде выставляет себя напоказ: причёсывается вызывающе, носит дорогие гребни, разоряет родителей на туфли «в двадцать рублей». Открыто и просто заявляет директрисе, что она уже давно не девочка, а женщина… Кокетничает с гимназистом Шеншиным, обещает ему быть верной и любящей и в тоже время так непостоянна и капризна в обращении с ним, доведя его однажды до покушения на самоубийство. Она, по сути, заманивает и соблазняет Алексея Михайловича Малютина, взрослого пятидесяти шести лет, а потом, осознав своё невыгодное положение, в качестве оправдания своему беспутному поведению, вызывает в себе чувство отвращения к нему. Дальше - больше… Оля вступает в отношения с казачьим офицером, некрасивым, плебейского вида, не имевшим ничего общего с тем обществом, в котором она вращалась, и обещает ему выйти за него замуж. А на вокзале, провожая его в Новочеркасск, говорит, что никакой любви быть не может между ними, и все эти разговоры - одна лишь издёвка и насмешка над ним. В качестве доказательства своим словам она даёт ему прочитать ту страницу дневника, где говорилось о её первой связи с Малютиным. Не снеся оскорбления, офицер стреляет в неё здесь же, на платформе... Напрашивается вопрос: зачем, для чего ей всё это нужно? Какие уголки человеческой души пытается открыть нам произведение «Легкое дыхание» (Бунин)? Анализ последовательности действий главной героини позволит читателю ответить на эти и другие вопросы.

Порхающий мотылёк

И здесь невольно напрашивается образ порхающего мотылька, легкомысленного, безрассудного, но обладающего невероятной жаждой жизни, желанием обрести какую-то свою, особую, увлекательную и прекрасную судьбу, достойную только избранных. Но жизнь подчинена другим законам и правилам, за нарушение которых надо платить. Поэтому Оля Мещерская, словно мотылёк, отважно, не ощущая страха, и вместе с тем легко и непринуждённо, не считаясь с чувствами других, летит к огню, к свету жизни, навстречу новым ощущениям, чтобы сгореть дотла: «Так делает перо, скользя по глади расчерченной тетради, не зная про судьбу своей строки, где мудрость, ересь смешались…» (Бродский)

Противоречия

Действительно, в Оле Мещерской смешалось всё. «Лёгкое дыхание», анализ рассказа, позволяет выделить в произведении такой как антитеза - резкое противопоставление понятий, образов, состояний. Она прекрасна и одновременно безнравственна. Её нельзя назвать глупой, она была способной, но вместе с тем поверхностной и бездумной. В ней не было жестокости, «почему-то никого не любили так младшие классы, как ее». Её беспощадное отношение к чувствам других людей не было осмысленным. Она, словно разбушевавшаяся стихия, сносила всё на своем пути, но не потому что стремилась уничтожить и подавить, а только оттого, что не могла иначе: «…как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединено теперь с именем Оли Мещерской?» Как красота, так и были её сутью, и она не страшилась проявлять и то и другое в полной мере. Поэтому её так любили, ей восхищались, к ней тянулись, и потому её жизнь была столь яркой, но быстротечной. По-иному и быть не могло, что доказывает нам повествование «Легкое дыхание» (Бунин). Анализ произведения даёт более глубокое понимание жизни главной героини.

Классная дама

Антитетическая композиция (антитеза) наблюдается и в описании самого образа классной дамы Олечки Мещерской, и в непрямом, но столь угадываемом сравнении её с подопечной ей гимназисткой. Впервые И. Бунин («Лёгкое дыхание») знакомит читателя с новым характером - начальницей гимназии, в сцене разговора между ней и mademoiselle Мещерской относительно вызывающего поведения последней. И что мы видим? Две абсолютные противоположности - моложавая, но седая madame с ровным пробором в аккуратно гофрированных волосах и лёгкая, грациозная Оля с красиво убранной, пусть не по годам, причёской с дорогим гребнем. Одна ведёт себя просто, ясно и живо, ничего не боясь и смело отвечая на упрёки, несмотря на столь юный возраст и неравное положение. Другая - не отрывает глаз от бесконечного вязания и втайне начинает раздражаться.

После случившейся трагедии

Напоминаем, что речь идёт о рассказе «Лёгкое дыхание». Анализ произведения следует далее. Второй и последний раз читатель сталкивается с образом классной дамы уже после смерти Оли, на кладбище. И вновь перед нами резкая, но яркая ясность антитезы. «Немолодая девушка» в чёрных лайковых перчатках и в трауре каждое воскресение ходит к могиле Оли, часами не спуская глаз с дубового креста. Она посвятила свою жизнь какому-то «бесплотному» подвигу. Вначале она пеклась о судьбе брата, Алексея Михайловича Малютина, того самого замечательного прапорщика, который совратил прекрасную гимназистку. После его смерти, она посвятила себя работе, сливаясь всецело с образом «идейной труженицы». Теперь Оля Мещерская - главная тема всех её дум и чувств, можно сказать, новая мечта, новый смысл жизни. Впрочем, можно ли назвать её жизнь жизнью? И да, и нет. С одной стороны всё, что есть в мире, необходимо и имеет право быть, несмотря на кажущуюся нам никчемность и бесполезность. А с другой - в сравнении с великолепием, блистательностью и дерзостью красок короткой жизни Оли, это, скорее «медленная смерть». Но, как говорится, истина где-то посередине, поскольку красочная картина жизненного пути молодой девушки - это тоже иллюзия, за которой скрывается пустота.

Разговор

Рассказ «Лёгкое дыхание» на этом не заканчивается. Классная дама много времени сидит возле её могилы и бесконечно вспоминает один и тот же подслушанный однажды разговор двух девочек… Оля болтала со своей подругой на большой перемене и упомянула об одной книге из библиотеки отца. В ней говорилось о том, какая должна быть женщина. Прежде всего, с большими чёрными, кипящими смолой, глазами, с густыми ресницами, нежным румянцем, длиннее обыкновенного руками, тонким станом… Но главное - женщине надлежало быть с лёгким дыханием. Понятое Олей буквально - она вздохнула и прислушалась к своему дыханию, выражение «лёгкое дыхание» всё одно отображает суть её души, жаждущей жизни, стремящейся к её полноте и манящей беспредельности. Однако «лёгкое дыхание» (анализ одноименного рассказа подходит к концу) не может быть вечным. Как всё мирское, как жизнь любого человека и как жизнь Оли Мещерской, оно рано или поздно исчезает, рассеивается, возможно, становясь частью этого мира, холодного весеннего ветра или свинцового неба.

Что можно сказать в заключение о рассказе «Лёгкое дыхание», анализ которого был проведён выше? Написанную в 1916 году, задолго до появления на свет сборника «Тёмные аллеи», новеллу «Лёгкое дыхание» можно без преувеличения назвать одной из жемчужин творчества И. Бунина.