В н бакшеев голубая весна описание. Сочинение-описание по картине В.Н

15.12.2015

Составление рассказа по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Степахина Людмила Александровна, учитель –логопед МДОУ « Детский сад № 24 г.Рязани

План-конспект фронтального занятия по развитию речи с детьми логопедической подготовительной к школе группы.

Цель :

Организовать деятельность детей по формированию умений строить монологическое высказывание описательного типа.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний и представлений о понятиях характеризующих явления природы весной, обогащать речь детей новым познавательным содержанием;
  • уметь составлять небольшой рассказ по картине, опираясь на образец, данный логопедом;
  • способствовать воспитанию интереса к речи; приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать; задавать вопросы и строить ответ) и монолога (умение излагать свои впечатления о картине грамматически правильно, связно, образно);
  • способствовать развитию памяти, внимания;
  • создавать условия для развития речемыслительной деятельности посредством специальных дидактических игр и упражнений;
  • -организовать практическую деятельность по овладению дошкольниками грамматически правильной диалогической и монологической речью;
  • - создать условия для деятельности детей по овладению обобщающими понятиями по заданной теме.

Ожидаемые результаты в виде целевых ориентиров:

Дети знают:

  • о структурных особенностях текста (начало, середина, конец);
  • об особенностях построения речевого высказывания в ситуации выражения своих мыслей, в процессе общения с педагогом, со сверстниками;
  • об изменениях, происходящих в неживой и живой природе весной (снег растаял, реки освободились от льда, земля становится суше; прибавляется день; ярко светит солнце, пробуждаются деревья, животные);

Дети умеют:

  • употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и познавательной ситуацией, связывать их по смыслу;
  • использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, вести диалог в соответствии с определенными правилами, умеют составлять описательный рассказ по картине в виде монологического высказывания;
  • устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; обобщать знания, выстраивать доказательства при описании природных явлений;
  • использовать свои знания об изменениях в природе при ответах на вопросы, в процессе рассуждений, при описании картины.

Оборудование: проектор, репродукция картины В.Бакшеева «Голубая весна»; опорные сигналы; ватман тонированный, смайлики; магнитная доска (фланелеграф)», «дерево оценок».

Предварительная работа: пополнение словаря, грамматических форм, организация наблюдений воспитателем, родителями; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

1. Орг. момент

Игра «Почемучка»

Я «Почемучка». Очень любознательная, люблю задавать вопросы. Сможете ответить на мои вопросы?

Почему весной тает снег?

Почему весной набухают почки? (Почему появляются насекомые? Почему бегут ручьи?...)

Решение речевой задачи. Мотивация к познавательной деятельности.

Вопросы к детям. Вовлечение их в познавательную деятельность

2. Объявл.

Вводная беседа: мы будем составлять рассказ о весне по картине. Выполнять речевые упр. Рисовать. Действовать сообща, вместе.

Слушание

Вводная беседа.

3. Упр. «Подбери слово»

К слову подобрать признаки весенней погоды (согласование сущ с прилаг).

Весна какая?

Радостная, дружная, ранняя, солнечная…

Солнце какое?

Яркое, теплое, ласковое

Небо какое?

Ясное, голубое, высокое

Воздух какой?

Теплый, душистый

(Почки на деревьях какие?- набухшие, смолистые

Трава какая?- прелая, пожухлая, местами зеленая…)

Речемыслительная деятельность

Вопросы (3-4) к детям

Комментирование.

4. Упр. «Нарисуем красками весеннее настроение»

Коллаж о весне из индивидуальных рисунков детей. Вопрос: «Какое настроение получилось?»

Выполнение задания стоя. Коллективная познавательная и продуктивная деятельность

Совместная познавательная и продуктивная деят-ть с детьми.

5. Показ картины В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Показ и рассматривание картины

Дети сидят на ковре перед экраном. Рассматривание картины.

Восприятие картины.

Показ картины ч/з проектор

6. Беседа по картине

Что вы видите на картине?

Какое время года изображено на картине?

Какое настроение вызывает у вас картина?

Придумайте название картины

Познавательно-исследовательская деятельность.

Рассуждения, ответы, детей

Вопросы к детям.

Комментирование.

Выражение своего отношения к картине.

7. Физминутка «Весну закликаем!»

Ау-ау, приди весна с радостью…

Повороты вправо-влево.


8. Рассказ-описание по картине

Картина Василия Николаевича Бакшеева «Голубая весна». Послушайте рассказ о ней: «Радостна весна в лесу!..»

Слушание рассказа. Рассматривание картины

Рассказ-описание по картине. Комментирование

9.Составление рассказов в группах.

Работа в 2-х группах (равных по интеллектуальным и речевым возможностям): коллективное обсуждение структуры рассказа по картине «Голуб. весна» с использованием картинок-символов (начало, середина, конец рассказа).

Помощь. Вопросы по структуре рассказа. Указания. Пояснения.

Инд помощь.

10.Рассказы детей по картине

Выступление рассказчика-представителя от группы

Познавательная деятельность. Общение детей со сверстниками.

Инд. помощь. Словесные указания, грамм. поправки. Оценка деятельности

11.Заключительная беседа с выводами

Какую картину мы рассматривали?

Как составляли рассказ в группах? Как рассказывали о картине? Поделитесь впечатлениями, выберите для себя смайлик.

Аналитическая деятельность.

12.Рефлексивная оценка

Дети оценивают свою деятельность с помощью «Дерева оценок»

Самооценка.

Совместная аналитическая деятельность.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М.: 2013

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25doshk-standart-dok.html

3. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций/сост. Н.В. Нищева. - СПб.: ООО Изд. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.

4. Деятельность учителя-логопеда в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения/ под ред. К.А. Фокиной. - М.: Перспектива, 2013.

5. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи /авт-сост. Г.В. Чиркина. - М., 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Василий Николаевич Бакшеев
«Голубая весна»

Радостна весна в лесу! С каждым днем природа все больше и больше пробуждается ото сна. Лес наполнен теплым душистым воздухом; пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая травка, смолой пахнут набухшие почки. На переднем плане изображены березы. Причудливо переплетаются их верхушки на фоне голубого неба. Тонкие, бело-розовые веточки освещены ласковым солнцем. По земле от деревьев тянутся голубовато-лиловые тени. По влажной земле в ложбинке течет весенний ручеёк. Чуть поодаль, среди берез стоят веселые озорные елочки. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы! …

Презентация к занятию во вложении (pptx, 1MB)

Тип урока: Развитие речи.

Тема урока: Описание картины «Голубая весна» В.Н. Бакшеева

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями живописи как вида искусства, научить учеников собирать материал на основе картины и излагать его в виде сочинения.

Методы: слово учителя, беседа, работа с иллюстрацией.

Оборудование: иллюстрация.

Ход урока.

    Сообщение темы урока.

    Беседа о видах искусства и жанрах живописи.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с вами с таким видом искусства как живопись. Но сначала давайте попробуем с вами выяснить, что такое искусство, и какие его виды вы знаете. Под искусством принято понимать художественное творчество в целом – литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, музыку, танец, театр, кино и другие виды человеческой деятельности. Как вы видите – все это искусство. Но сегодня мы будем говорить о живописи и ее жанрах.

Давайте вспомним, какие существуют жанры живописи.

Портрет – изображение человека или группы людей, в котором воссоздается облик какой-либо индивидуальности, но помимо внешнего сходства художник старается запечатлеть и духовный мир изображаемого человека.

Натюрморт – изображение неодушевленных предметов (утвари, плодов, битой дичи, букетов цветов, атрибутов какой-либо деятельности).

Пейзаж – вид, изображение местности; в живописи – этот жанр, в котором главным объектом изображения является природа, иногда виды городов или архитектурных комплексов.

Маринизм – изображение художниками, посвятившие свои произведения морской теме, в т.ч. морскому пейзажу – марине, жизни моряков и т.д.

Бытовой жанр изображение повседневной жизни.

Батальный жанр изображение войны и военных действий.

Художники-анималисты изображают на своих картинах животных.

Когда художник пишет картину, он располагает объектами на переднем, среднем и заднем плане, и это расположение подчинено определенным замыслам. Располагая на переднем плане, художник придает ему большую важность, а, казалось бы, недостаточно самостоятельные детали заднего плана, помогают в большей мере раскрыть сущность главной идеи.

    Информация об авторе картины «Голубая весна». Итак, сегодня мы познакомимся с вами с картиной русского живописца Василия Николаевича Бакшеева (1862-1958). Деятельность В. Бакшеева оставила глубокий след в развитии русской национальной культуры. Его произведения, правдивые и выразительные, проникнутые неподдельным чувством природы, вошли в фонд мирового искусства.

Без малого сто лет прожил В.Н. Бакшеев. Родился 25 декабря 1862 года (12 января) в Москве. В 1887г. окончил Училище живописи, получив диплом классного художника и Большую серебряную медаль за эскиз «Возвращение с богомолья». В течение своего пребывания в Училище В.Н. Бакшеев выставлял свои работы на ученических выставках, которые сразу были куплены известными ценителями искусства, такими как П.М. Третьяковым, Гатунгом и др.

В 1901-1902гг. выставлял на выставках «36-ти художников». Принимал участие на выставках в Париже, Риме.

1913г. – избран почетным членом Академии художеств.

В 1956году В.Н. Бакшееву было присвоено звание народного художника СССР.

В 1937, 1947, 1957 гг. устраивались персональные выставки в связи с его юбилейными датами.

Картины Бакшеева посылались на выставки: в Америку, Францию, Китай, Сирию, Египет, Новую Зеландию, Аргентину.

Наиболее популярные картины В.Н. Бакшеева:

    «Портрет матери» (1887) эти картины находятся в

    «Березовая роща» (1943) Львовской государственной картинной галереи

    «Летний вечер» (1935) – Киевский государственный музей русского искусства

    «Житейская проза»(1892-1893) эти картины находятся

    «Девушка, кормящая голубей (Любимцы)»(1887) в Третьяковской галереи

    «Голубая весна» (1930)

    «Перед грозой» (1949)

    «Весенний день» (1942)

    «Последний наряд» (1957)

Вот что говорит Бакшеев о своем творчестве:

«Содержание своих картин как пейзажных, так и жанровых я подмечал в окружающей действительности. Любил ходить по проселочным дорогам среди полей и лесов. Смотрел на облака, на их форму, на их цвет утром, днем, вечером. Наблюдал и изучал форму деревьев, их характер. И когда писал этюд, то старался найти в них самое характерное, хотелось найти в них одухотворяющее начало, чтобы было не только внешнее сходство, но чтобы в них было внутреннее содержание. Все свои картины я писал на основании виденного мною в окружающей жизни».

«Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла. Все наполнено теплым душистым воздухом. Пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая трава; по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий, медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные с нераспустившимися почками верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы. Я написал этюд и по нему начал писать картину «Голубая весна». В этой картине мне удалось передать захватившее меня чувство пробуждения жизни в природе».

    Сбор материала

А теперь давайте обратимся к картине художника, которую я выбрал для описания, и ответим на вопросы, которые помогут вам уже дома написать сочинение-описание.

    К какому жанру живописи относится картина? Почему вы так думаете?

    Как изображена березовая роща?

    Как мы можем описать небо?

    Какие тона преобладают в картине?

    Чем привлекает зрителей полянка?

    Что чувствует и о чем думаете, когда смотрите этот пейзаж?

    Словарная работа

Любоваться, присматриваться

Небо – ярко-голубое, легкое

Воздух – прохладный, чистый, прозрачный

Земля – тяжелая, плотная, прогретая весенним солнцем

Запахи весеннего леса; запах прелых листьев, кое-где пробивается

Зеленая трава

Поляна золотисто-зеленая; голубовато-лиловые тени

Ветви – тонкие, гибкие, будто зеленые гирлянды

Верхушки берез- розовато-желтые.

    Составление плана

    Сведенье о создателе картины.

    Жанр живописи картины «Голубая весна».

    Изображение березовой рощи.

    Описание небесной выси.

    Настроение, которое передает картина.

    Какие чувства она вызывает.

    Домашнее задание

Дома написать сочинение-описание по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна», с использованием словосочетаний и плана, записанных на доске.


Дерево, масло. 44x57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: «Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».

Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).

Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине «Голубая весна» Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор – живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева – подлинного поэта русской природы.

/ / Сочинение-описание по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Василий Бакшеев входит в число тех русских пейзажистов, которые довольно часто изображали на своих полотнах прекрасные леса, непроходимые чащи, ведь они являлись украшением земель русских. На его полотнах зритель может наблюдать лесные пейзажи, изображенные в различные периоды года. Конечно же, наибольшее внимание приковывает весенняя зарисовка, когда все полотно заполнено тонкими и хрупкими березами.

Картина «Голубая весна» является именно тем холстом, на котором пейзажист закрепил все красоты пришедшей весны. Лес еще не полностью очнулся от зимней спячки. Деверья обнажены, молоденькие листочки не успели покрыть из ветки и обличить в зеленые наряды. Вглядываясь в картину, зритель словно переносится в ту лесную чащу, ощущает влажный, сырой воздух, который напоминаем нам грибной запах.

Картина «Голубая весна» весьма спокойна. На ней нет никаких волнующих событий, которые могут взбудоражить внимание автора. Перед нами обычный, теплый весенний денек. Лесной пейзаж залит солнечным светом, теплые лучи насквозь пронзают ветви деревьев и опускаются до самой земли. Лесные тропинки залиты водой. Они появилась в лесу после обильного таяния снега.

Однако не это привлекает внимание зрителя. Намного больше мы обращаем свой взор на изумительно чистое небо, наполненное лучезарным, голубым оттенком. Глядя на пейзаж, мы понимаем, что зима ушла. И вернется она не скоро.

Картина «Голубая весна» переполнена светлыми, мягкими, теплыми оттенками. В. Бакшеев не прибегает к помощи темных оттенков, ведь не видит свою работу мрачной и пасмурной. Весна ассоциируется у него с новой жизнью, новым потоком сил и энергии, светом, который пробудил природу после зимней спячки.

Красивая картина с красивым названием. Почему весна голубая, а не зеленая? Это ведь цвет зелени. Обычно весна всегда ассоциируется с молодой зеленью. Думаю, что просто зелень-то ведь появляется не сразу. А вот небо такое голубое-голубое только весной.

На картине как раз много голубого неба. Конечно, тут и зеленая трава, и синие ручьи и молодые березки, на которых ещё почти совсем нет листьев… А небо за ними такое яркое, высокое!

Цвета картины такие лёгкие, прозрачные, но в то же время яркие и оптимистичные. Очень красиво!

Березы будто расступились перед весенним ручейком. Наверняка, каждый год здесь он и течёт – уже создалось русло. Такая маленькая весенняя речка.

Слева видна темная зелень постоянных елок. А вот на березках листьев ещё совсем мало. Может быть, что эта весна выдалась холодной. И например, это конец мая, когда всё должно уже цвести, быть давно зелёным, а тут только первые листочки появляются.

Мне картина нравится очень. На неё приятно смотреть, она навевает хорошие мысли. Сразу вспоминаешь прогулки в лесу – весной тоже. Главное – не замёрзнуть, так как весеннее солнце очень ещё обманчиво: ни воздух, ни земля ещё не прогрелись. Но гулять после долгой зимы очень приятно. Здорово смотреть на первую листву-траву, на подснежники, на ручьи. Слушать первых птиц. И знать, что скоро лето – каникулы!

Но весенние каникулы тоже есть. Я их тоже очень люблю.

На картине я не могу разглядеть пока ни одной птички или мышки. Конечно, нет тут и людей. Только деревья… Наверное, прохладно ещё – первый погожий день той весной. А весна эта могла быть и в этом году, и десять лет назад, и век даже. Хорошо, что художник сохранил для нас это прелестное состояние прозрачного воздуха, эту свежесть, молодость природы…

Я представляю это не только картиной, но и сюжетом для фото-обоев. Почему нет? Картина лучше, чем просто фотография. Столько мастерства, сил вложил художник. И не факт, что он видел именно этот пейзаж, ведь он мог объединить всё самое лучшее, что видел весной. Всё собрал лучшее за много лет (что-то даже додумал) и создал такую красивую картину!

Картину я с удовольствием покажу друзьям и родным, очень по-весеннему.

2, 3, 8 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему я хочу стать учителем

    Когда мне исполнилось десять лет, особый интерес у меня стали вызывать ребята младшего возраста. Как правило, к нам часто приезжали родственники отца, у которых было трое маленьких детей - мои сводные братья и сестры.

  • Сочинение Доброта и жестокость

    Посмотрев на эти слова можно подумать, что это совершенно разные вещи. Но в жизни очень часто бывает так, что совершенно несовместимые вещи бывают вместе. А доброта и жестокость – это не исключение. Так почему же такие разные вещи встречаются вместе?

  • Двадцать первый век – это век информационных технологий, где возможно абсолютно все. Иногда так хочется представить, что это действительно так. Что любой человек может делать то, что он хочет

  • Сочинение Свидригайлов и Дуня в романе Преступление и наказание

    Авдотья Романовна была гувернанткой детей Свидригайлова. Из-за его домогательств и преследований была несправедливо оклеветана и выгнана с места его женой Марфой Петровной

  • Иван Флягин в повести Очарованный странник Лескова характеристика образ

    Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков