Война глазами очевидцев фронтовой рисунок и плакат. Выставка в Манеже: Владимир Мединский защищает Победу от клеветников

Выставка, которая пройдет в Центральном Манеже параллельно с проектом Российского военно-исторического общества «Война и миф», посвящена одному из самых драматичных периодов в истории нашей страны – Великой Отечественной войне. Вошедшие в экспозицию произведения 1941-1945 годов из собраний Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Центрального музея Вооруженных Сил, Государственного литературного музея, Государственного центрального музея современной истории России, Государственного музея Востока, Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани представят зрителям всю историю пути к Победе глазами участников событий — от окопов под Москвой до поверженного Берлина.

Тема Великой Отечественной войны занимала центральное место в творчестве многих советских и российских авторов. В послевоенные десятилетия было создано много масштабных произведений изобразительного искусства, напоминающих новым поколениям о подвиге их дедов. Но все же сегодня особую ценность для нас имеют работы, которые художники создавали не «по мотивам» войны, в мастерской или к юбилейным датам, а как объективные или, наоборот, пристрастные наблюдатели, а порой и прямые участники событий.

В экспозицию вошло более 200 живописных работ, оригинальная графика и плакаты. Среди авторов – и классики отечественного искусства, такие как живописец Георгий Ряжский или график Константин Финогенов, и забытые художники, многие из которых служили на фронте военными корреспондентами. Из разрозненных графических и живописных образов, воссоздающих места сражений, картину лишений и горя, но одновременно и триумф духа, складывается настоящая панорама событий того времени.

На выставке будет представлена целая галерея портретов участников боевых действий: от рядового солдата, почти мальчишки, до маршала (тогда еще генерала) Георгия Жукова (художник Сергей Луппов). Очень востребованный в «полевых» условиях фронтовой портрет вырос в особый жанр, включающий в себя варианты от наброска до практически парадного изображения героя с трофеями.

Многие работы, вошедшие в экспозицию, написаны по горячим следам событий. Таковы этюд Константина Вялова «Сталинград горит», поражающий почти будничным «трудом» военных на фоне страшного зрелища пылающего города, или «Зенитки на Неве» Алексея Заколодина-Митина.

Так получается, что сейчас многие пытаются перевернуть нашу историю и отношение к ней. Меня коробит, когда я читаю в новостях о том, что где-то уничтожают советскую символику или раздают награды нацистам. То тут, то там появляются статьи, принижающие победу советского народа или даже ставящие ее под сомнение.
Сегодня с сыном съездил на выставку «Война и мифы», работающую в Манеже.

2. Перед тем, как зайти в Манеж, зашли к Вечному огню. По-моему, очень хороший и правильный символ. Опять же на память приходят новости, что в разных городах недоумки из хулиганских побуждений оскверняли память павших солдат. К сожалению, не избежала этого и Москва, несколько лет назад скотина в человеческом обличии разъезжала здесь на джипе. Увы, но кроме мифов о войне, существуют и мифы о вседозволенности. Их тоже нужно рушить.

3. Церемония смены караула всегда привлекает внимание.

4. Когда гуляем по центру, стараемся заходить и посмотреть на отточенные действия ребят.

5. Ладно, идем в Манеж.

6. Вход на выставку «Война и мифы» бесплатный. Рядом проходит еще одна выставка: «Фронтовой рисунок. Война глазами очевидцев».

7. Мы сначала пошли на выставку рисунков и плакатов. Самый известный плакат Великой Отечественной войны.

8. В экспозиции представлены плакаты, рисунки, картины, письма с фронта.

9. Засмотрелся на эту пару. Курсант МЧС пришел с девушкой на выставку.

10. Очень много картин военных времен.

11. В нескольких залах показывают отрывки из фильмов о войне. Кадр из фильма «А зори здесь тихие», которые снимали в Карелии, откуда мы недавно вернулись. Как раз мы были и в тех местах, где проходили съемки.

12. А вот и основная выставка. «Война и мифы», организованная Российским военно-историческим обществом. Выставка сделана очень современно, со множеством мультимедийных эффектов. В нескольких залах рассказывается о различных этапах и мифах, которые возникают о войне. Некоторые мифы возникают из-за плохого знание истории, но многие насаждаются специально.

13. На мультимедийных экранах собраны ответы на популярные вопросы. Написано кратко и по существу, с указанием конкретных исторических фактов, ибо факты - лучшее, что можно противопоставить голословным утверждениям.

14. Всего разобрано несколько сотен вопросов, могу ошибиться, но именно такое у меня сложилось впечатление.

15. Конечно, одними вопросами и ответами не обходится. Очень талантливо сделаны экспозиции, позволяющие почувствовать себя внутри событий. Видео, звук, свет, декорации - всё работает заодно.

16. К сожалению, мы забываем героическое прошлое наших предков. Да, в войне были ошибки, большие жертвы, но главное - это подвиг всего народа и, как результат, - Победа.

17. Школьники пока поймут не всё, вряд ли они знакомы с книгами Резуна, статьями в интернетах, публикациями о том, что всё плохо. Но нужно с детства закладывать уважение к своей истории, чтобы в голове сразу включалось критическое мышление.

18. Тут же рассказывается о подвигах наших бойцов. Было приятно увидеть своего земляка Талалихина. Я дружу с ребятами, которые не так давно нашли и подняли тот самый самолет, на котором Талалихин совершил таран. А недавно мои друзья . Думаю, что нужно их как-то связать с Российским Военно-Историческим обществом.

19. Привычных для музеев витрин не много, но они тоже есть и работают, прокладывая нить между реальным и виртуальным, создавая одно пространство.

20. Около выхода очень хорошая и проникновенная речь Михаила Ивановича Ножкина о причинах того, что нашу историю хотят исказить, а местами переписать. Рекомендую послушать.

21. На выходе фотографирую группу ребят в форме, пришедших на экскурсию. Экскурсию проводит парень немногим старше их. Рассказывает увлеченно, с горящими глазами. Так и надо. Без памяти у нас не будет ни прошлого не будущего.

С 17 ноября по 7 декабря в Центральном Манеже пройдет выставка «Война глазами очевидцев. Фронтовой рисунок и плакат», посвященная 75-летию Битвы под Москвой. Вошедшие в экспозицию произведения 1941–1945 годов представят зрителям всю историю пути к Победе глазами участников событий — от окопов под Москвой до поверженного Берлина.

Тема Великой Отечественной войны занимала центральное место в творчестве многих советских и российских авторов. В послевоенные десятилетия было создано немало масштабных произведений изобразительного искусства, напоминающих новым поколениям о подвиге их дедов. Но все же сегодня особую ценность для нас имеют работы, которые художники создавали не «по мотивам» войны, в мастерской или к юбилейным датам, а как объективные или, наоборот, пристрастные наблюдатели, а порой и прямые участники событий.

В экспозицию вошли более 200 живописных работ, оригинальная графика и плакаты. Среди авторов — и классики отечественного искусства, такие, как живописец Георгий Ряжский или график Константин Финогенов, и забытые художники, многие из которых служили на фронте военными корреспондентами. Из разрозненных графических и живописных образов, воссоздающих места сражений, картину лишений и горя, но одновременно и триумф духа, складывается настоящая панорама событий того времени.

На выставке будет представлена целая галерея портретов участников боевых действий: от рядового солдата, почти мальчишки, до маршала (тогда еще генерала) Георгия Жукова (художник Сергей Луппов). Очень востребованный в «полевых» условиях фронтовой портрет вырос в особый жанр, включающий в себя варианты как наброска, так и практически парадного изображения героя с трофеями.


Многие работы, вошедшие в экспозицию, написаны по горячим следам событий. Таковы этюд Константина Вялова «Сталинград горит», поражающий почти будничным «трудом» военных на фоне страшного зрелища пылающего города, или «Зенитки на Неве» Алексея Заколодина-Митина.

Выставка открывает еще одну важную грань искусства военных лет — это агитация, призванная создать и поддержать чувство единства, готовность к самопожертвованию, уверенность в победе. В Центральном Манеже будут представлены героические и сатирические плакаты: например, знаковая, вышедшая в первые же дни войны, работа Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!» и лист «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» знаменитых художников Кукрыниксов. Отдельно демонстрируется подборка «Окон ТАСС» — специальных малотиражных ежедневных плакатов, которые художники рисовали вручную через трафарет и выставляли потом на стендах ТАСС. Эти плакаты поднимали народный дух и рассказывали о событиях каждого дня войны.

Кроме того, в экспозиции использованы письма с фронта родным и близким — подлинные свидетельства времени. Посетители также увидят фрагменты художественных фильмов о Великой Отечественной войне, созданных в период с 1940-х и до 1980-х годов.

Выставка «Война глазами очевидцев. Фронтовой рисунок и плакат»
К 75-летию Битвы под Москвой, в рамках Года российского кино

17 ноября - 7 декабря 2016
Центральный Манеж, Москва

Организаторы:
Министерство культуры Российской Федерации
Департамент культуры Правительства Москвы
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Музейно-выставочное объединение «Манеж»

Выставка, которая пройдет в Центральном Манеже параллельно с проектом Российского военно-исторического общества «Война и миф», посвящена одному из самых драматичных периодов в истории нашей страны - Великой Отечественной войне. Вошедшие в экспозицию произведения 1941-1945 годов из собраний Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Центрального музея Вооруженных Сил, Государственного литературного музея, Государственного центрального музея современной истории России, Государственного музея Востока, Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани представят зрителям всю историю пути к Победе глазами участников событий - от окопов под Москвой до поверженного Берлина.

Тема Великой Отечественной войны занимала центральное место в творчестве многих советских и российских авторов. В послевоенные десятилетия было создано немало масштабных произведений изобразительного искусства, напоминающих новым поколениям о подвиге их дедов. Но все же сегодня особую ценность для нас имеют работы, которые художники создавали не «по мотивам» войны, в мастерской или к юбилейным датам, а как объективные или, наоборот, пристрастные наблюдатели, а порой и прямые участники событий.

В экспозицию вошли более 200 живописных работ, оригинальная графика и плакаты. Среди авторов - и классики отечественного искусства, такие, как живописец Георгий Ряжский или график Константин Финогенов, и забытые художники, многие из которых служили на фронте военными корреспондентами. Из разрозненных графических и живописных образов, воссоздающих места сражений, картину лишений и горя, но одновременно и триумф духа, складывается настоящая панорама событий того времени.

На выставке будет представлена целая галерея портретов участников боевых действий: от рядового солдата, почти мальчишки, до маршала (тогда еще генерала) Георгия Жукова (художник Сергей Луппов). Очень востребованный в «полевых» условиях фронтовой портрет вырос в особый жанр, включающий в себя варианты как наброска, так и практически парадного изображения героя с трофеями.

Многие работы, вошедшие в экспозицию, написаны по горячим следам событий. Таковы этюд Константина Вялова «Сталинград горит», поражающий почти будничным «трудом» военных на фоне страшного зрелища пылающего города, или «Зенитки на Неве» Алексея Заколодина-Митина.

Выставка открывает еще одну важную грань искусства военных лет - это агитация, призванная создать и поддержать чувство единства, готовность к самопожертвованию, уверенность в победе. В Центральном Манеже будут представлены героические и сатирические плакаты: например, знаковая, вышедшая в первые же дни войны, работа Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!» и лист «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» знаменитых художников Кукрыниксов. Отдельно демонстрируется подборка «Окон ТАСС» - специальных малотиражных ежедневных плакатов, которые художники рисовали вручную через трафарет и выставляли потом на стендах ТАСС. Эти плакаты поднимали народный дух и рассказывали о событиях каждого дня войны.

Кроме того, в экспозиции использованы письма с фронта родным и близким - подлинные свидетельства времени. Посетители также увидят фрагменты художественных фильмов о Великой Отечественной войне, созданных в период с 1940-х и до 1980-х годов.

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» - многопрофильная организация, которая занимается разработкой и реализацией выставочных проектов в партнерстве с ведущими мировыми музейными и культурными учреждениями.

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!

Выставка «Война глазами очевидцев. Фронтовой рисунок и плакат» 55.753398 , 37.612306 Москва Моховая улица (Рассчитать маршрут)


Владимир Мединский известен не только как патриотичный министр, но и как плодовитый автор
Фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

Политик Леонид Гозман возмутился тем, что на военно-патриотической выставке в Манеже его имя приравняли к именам Гитлера и Геббельса. Корреспондент Znak.com отправился в «Манеж», чтобы посмотреть на экспозицию, ставшую поводом для скандала.

В московском выставочном зале «Манеж» сейчас проходят одновременно две выставки, посвященные Великой Отечественной войне. Одна - «Война глазами очевидцев», на ней выставлены фронтовые рисунки и плакаты. Вторая организована совместно с российским Военно-историческим обществом, которое возглавляет министр культуры Владимир Мединский. Она называется «Война и мифы».

Стикеры на полу

Прямо от входа в здание сориентироваться и найти нужные залы помогают стикеры на полу в виде кривых черных стрел: «Гитлер», «Геббельс», «Резун» (настоящая фамилия историка Виктора Суворова, предположившего, что до 1941 года СССР готовился к наступательной войне), «Верховная Рада». Именно эти стикеры стали поводом для громкого скандала: в соцсетях выложили фотографии, на которых с вышеперечисленными наклейками соседствовал стикер с фамилией общественного деятеля Леонида Гозмана. То есть Гозмана приравняли к Гитлеру и Геббельсу. После этого Гозман обратился с открытым письмом к Мединскому, а также к вице-премьеру Дмитрию Рогозину, входящему в попечительский совет российского Военно-исторического общества.

«На мой вопрос, что означает размещение на полу данных высказываний и имен, в том числе и моего имени в соседстве с именами Гитлера и Геббельса, сотрудники выставки объяснили мне, что это сделано для того, чтобы посетители могли «попинать ногами» или «вытирать ноги» об имена врагов Отечества…» - написал Гозман. Он добавил, что «в высшем руководстве моей страны присутствуют люди, мало отличающиеся от нацистов».

Теперь стикера «Гозман» на полу нет.

На подходе к экспозиции «Война и мифы» стоит стенд Русского военно-исторического общества. Рядом со стендом фотографируются маленькие кадеты, которых привезли сюда на экскурсию. Я обращаюсь к одному из экскурсоводов - улыбчивому парню в гимнастерке.

Скажите, а был стикер с фамилией «Гозман»?

Парень очень отзывчив. Он объясняет, что какие-то стикеры недавно отклеили, но многое осталось. Он заводит меня внутрь экспозиции и показывает белые надписи на полу.

Есть люди, которым не хватает элементарного образования и культуры, которые позволяют себе совершенно безграмотные высказывания о Великой Отечественной войне. Наша выставка развенчивает эти высказывания. Вот, смотрите, - показывает мне мой проводник напольные надписи.

Мне предлагается пройтись ногами по ряду изречений. «Почему только в эту войну среди одетых в шинели русских оказались чуть ли не толпы грабителей, мародеров, насильников»? (подписано Гавриилом Поповым, бывшим мэром Москвы). «В сравнении со Сталиным Гитлер просто ангел» (подписано профессором Валерием Зубовым, партия ПАРНАС). «Армия не воевала. Массовое неисполнение приказов, массовое дезертирство, массовая сдача в плен» (подписано Марком Солониным). «Когда Матросов попал под пулеметный огонь, тем, кто был рядом, показалось, что он собой закрыл их от пулемета» (подписано «Новой газетой» №3 от 2001 года).

Сама экспозиция выдержана в черно-красных тонах. С помощью передвижных стен организаторы построили несколько залов, каждый из которых должен, по замыслу, разоблачать какой-либо из мифов о войне. Внутри экспозиции звучат военные песни, слышны звуки стрельбы и взрывов. Экскурсоводы - молодые люди, увлеченно рассказывающие посетителям о том, как пытаются опорочить Победу.

28 панфиловцев и другие мифы

Два зала посвящены подвигу 28 панфиловцев. Собственно, выставкой это назвать сложно, так как самих экспонатов немного и по большей части это макеты. На экране крутят закольцованные кадры из фильма «Битва за Москву», причем один из экранов сделан так, что посетители выставки оказываются как бы внутри фильма и могут «присоединиться» к памфиловцам.

Напомним, в 1948 и 1988 годах главная военная прокуратура СССР признала историю о подвиге 28 воинов-панфиловцев, пожертвовавших своей жизнью при обороне подступов к Москве со стороны Волоколамска, военным мифом. Его придумали журналисты газеты «Красная звезда». При этом реально проявленный героизм бойцов 316 стрелковой дивизии никем не оспаривался.

На выставке в качестве доказательств того, что подвиг панфиловцев был настоящим, приводятся биографии выживших бойцов дивизии и статья министра культуры Владимира Мединского в «Российской газете», висящая на стене экспозиции.

В этой статье Мединский пишет, что на самом деле расследованием советской главной военной прокуратуры лишь установило, что погибли не все 28 панфиловцев, но факт тяжелых боев с немецкой танковой колонной в ноябре 1941 года под Волоколамском и участие в ней бойцов 316 дивизии никем не оспаривался. Далее Мединский пишет, что «правда в том, что в тот самый миг, когда упал, сраженный пулей или осколком, первый боец, держащий в своем сердце, как пример - как надо Родину защищать - подвиг 28 панфиловцев, эта красивая легенда перестала быть легендой».

Что задумали враги России

В следующем зале на себя обращает внимание большая видеоинсталляция с Иосифом Сталиным, рядом с другими командующими Советской армией - Жуковым, Рокоссовским, Коневым. В этом зале экспонатов немного, в основном - интерактивные устройства, на которых можно выбрать один из развенчиваемых мифов и узнать «всю правду» или получить ответы на другие вопросы. Например, если выбрать в меню вопрос «Какие цели преследуют фальсификаторы истории?», на экране появляется следующий ответ: «Во-первых, ряд стран Восточной Европы (Литва, Эстония, Польза, Латвия) с 1990 года проводят формирование новой политической линии на антироссийской основе. Во-вторых, речь идет об отрицании или принижении роли СССР в победе над нацизмом, тем самым наносится удар по современному имиджу, внешнеполитической репутации страны. Это ведет к усилению антироссийских стереотипов в европейских государствах. В-третьих, это попытка изменить статус России как правопреемницы СССР, закрепить его в рамках ООН. В последние десятилетия неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы лишить Россию права вето или даже места постоянного члена в Совете безопасности».

Идеологические вопросы, впрочем, не основные. Большинство предлагаемых в меню связано с теми или иными аспектами Великой Отечественной войны. Например, были ли варианты сдачи Ленинграда, почему до блокады не эвакуировали гражданское население, правда ли, что во время блокады руководители города ели до отвала, преследовали ли в СССР попавших во время войны в плен, показана ли правда в фильме «Штрафбат» (нет) и так далее.

Краем уха я слышу, как молодой экскурсовод негодует по поводу публикаций про первого секретаря Ленинградского обкома и горкома Андрея Жданова, который, по его словам, к концу блокады весил 45 кг. Экскурсовод, кстати, ведет себя не агрессивно - скорее, переживает за Жданова, чем ненавидит тех, кто возводит на него напраслину.

Пиар-акция одного министра

Еще один зал посвящен авиации, а два последних - окончательному разгрому нацистской Германии. В одном зале на экране горит Вечный огонь, а с экрана звучат речи о том, что СССР - это наша история, и история, в том числе, наших достижений - от победы в войне до полета в космос. Второй зал украшен фотографиями освобождения Европы и взятия Берлина, рядом - тематические интерактивные панели, помогающие найти ответы на вопросы, радовались ли те же поляки советским освободителям (да, радовались).

Концептуально сама выставка, безусловно, имеет полное право на существование. Но к ее организаторам остается огромное количество вопросов.

Во-первых, неужели нельзя хотя бы к выставке о Великой Отечественной войне не приклеивать тему «плохих либералов» и современной Верховной Рады Украины?

Во-вторых, фактически вся выставка - это интерактивная презентация книги Мединского «Война», что производит впечатление несколько неуместного личного пиара министра, тем более на фоне скандала вокруг его докторской диссертации.

Если бы устроители хотели действительно отстоять в формате выставки свою точку зрения на исторические события, стоило бы подготовить ее лучше и дополнить дорогостоящие зрелищные инсталляции реальными экспонатами - архивными документами, фотографиями и так далее. В нынешнем виде выставка производит впечатление очередной личной пиар-акции скандального министра.