Фактура музыкального произведения. Какой бывает музыкальная фактура

Фото с сайта: small-house.ru

Обустраивая собственное жилище с нуля, все люди желают отделать и облицевать его снаружи и внутри таким образом, чтобы помещения выглядели модными, стильными и красивыми, а вместе с тем оставались функциональными. Да и к повторному ремонту желательно не возвращаться как можно дольше, или же свести к минимуму возможные работы в будущем. Именно для таких целей, а еще для придания вашему дому особой индивидуальности и оригинальности, и существует декоративная штукатурка, виды и способы нанесения которой мы обсудим сегодня.

Декоративная штукатурка: виды фактур и основные особенности

Фото с сайта: tvoyprorab.com

Подобная отделка известна уже достаточно давно, однако в нашей стране стала приобретать популярность лишь несколько лет назад, благодаря удобству и простоте нанесения, легкости в уходе, уникальным свойствам и эксплуатационным качествам, а также особой долговечности. Всевозможные разновидности декоративной штукатурки поражают воображение, при помощи такой отделки можно превратить стены в подобие древесины, натуральной кожи, металла, бетона, да и вовсе сделать не похожими, ни на один известный на планете материал.

Определение

Не помешает разобраться, что собой представляет декоративная штукатурка, а виды фактур на фото проиллюстрируют это наиболее простым и доступным образом. В подготовленном к нанесению на стены виде, такие материалы напоминают неоднородную массу, которая быстро сохнет, приобретая любую форму с фактурной поверхностью, делая ее неровной и рельефной.

Оригинальная декоративная штукатурка, фото и виды которой мы обсудим детально и подробно, может производиться на основе разнообразных материалов, отчего зависит правильная подготовка поверхности, технология покрытия стен, а также внешний вид на завершающем этапе. Неровная, имеющая особую фактуру поверхность стены с подобного рода отделкой может весьма удачно скрыть неидеальность и дефекты стен. Однако стоит быть предельно внимательными, так как некоторые виды декоративной штукатурки способны наоборот выделить и подчеркнуть недостатки плохо подготовленной поверхности.

Фото с сайта: Remoo.RU

  • Минеральные смеси для декоративной фактурной штукатурки наиболее востребованы и распространены на рынке, ввиду их революционно низкой стоимости и простоты в нанесении. Такие готовые составы нужно будет просто разбавить водой, а потом намазать на предварительно прогрунтованную поверхность. Минеральные виды декоративной штукатурки стен позволяют им дышать, являются экологичными, простыми в уходе и выглядят красиво.
  • Акриловая штукатурная смесь чаще всего продается уже в полностью готовом для применения виде, в пластиковых ведрах и бочонках. Это наиболее прочное и надежное покрытие для стен, которое легко моется, выглядит великолепно, не боится совершенно никаких внешних факторов и угроз, не позволяет развиваться грибкам и плесени, а подойдет под совершенно любой стиль оформления.
  • Силикатная штукатурка отлично впишется в какой-либо интерьер. Она имеет водоотталкивающие свойства, но чрезмерно прочной ее назвать нельзя, так как подобный вид декоративной штукатурки для стен боится даже средних механических повреждений.
  • Еще один действительно подходящий вариант – силиконовые смеси для отделки внутренних, а также наружных стен зданий. Стоимость такой штукатурки на рынке самая высокая, но и качества ее действительно экстраординарны: водоотталкиваемость, невероятный уровень адгезии к любым поверхностям, обилие расцветок и фактур, пылеотталкивающие свойства, простота в уходе и необычный внешний вид.

Фото с сайта: decoholic.org

Кроме состава, отличаются и виды нанесения декоративной штукатурки, которые и обуславливают оригинальную текстуру окончательного рисунка на внешней поверхности стены. Именно от того, каким образом мастер наносит штукатурку, будет зависеть весь конечный результат и если некоторые варианты можно вполне сделать совершенно без подготовки, то иные даются только опытным специалистам, а самостоятельные попытки, без точного понимания и знания технологии, обречены на провал. Давайте же разбираться, какие существуют виды декоративной штукатурки, а фото с названиями помогут сделать окончательный выбор.

Обычная монолитная штукатурка

Фото с сайта: ytimg.com

Наиболее распространенным видом декоративных штукатурок для внутренней отделки является монолитный вариант. Это как раз то самое покрытие, которое мы чаще всего видим на стенах. После нанесения подобного покрытия они становятся гладкими и ровными, отчего и получили такое название – монолит. В результате всех действий получается долговечный и надежный слой, не боящийся влаги, а также механических повреждений среднего уровня.

Фото с сайта: жилстройзаказчик.рф

Монолитные виды отделки декоративной штукатуркой можно дополнительно обработать, к примеру, выкрасить в какой-либо подходящий цвет, а можно и оставить без финальной отделки. В полном смысле назвать подобный вид обработки декоративным, наверное, нельзя, однако умело выкрашенные, а бывает и с целыми картинами, данные покрытия становятся привлекательными и необычными.

Штукатурка для стен и фасадов терразитовая

Фото с сайта: lstkgroup.com

Существует множество разнообразных видов внутренних декоративных штукатурок, но есть и варианты универсальные, которые подойдут не только для внутренней облицовки, но также и для наружной отделки фасадов. Отличным примером такого варианта станет терразитовая штукатурка, необычная и невероятно оригинальная. Это особый состав, который поможет сымитировать натуральные горные породы, придавая зданию непохожую ни что фактуру.

Фото с сайта: sprb.by

По сути, это может быть обычная цементная штукатурку, однако с целым набором наполнителей, которые и придают ей фактурную поверхность и нестандартный внешний вид. К примеру, в состав может входить кварцевый песок, слюда, каменная крошка и пыль, да и вообще любой более или менее подходящий материал.

Фото с сайта: otdelka-s-profi.ru

Разновидности декоративной штукатурки и способы нанесения ее на стены лучше всего внимательно рассмотреть на видео, причем это работа далеко не для новичка, да и применять данный вид более целесообразно снаружи зданий, так как при нанесении предполагается сильный шум, пыль, грязь, придется привезти громоздкое специальное оборудование, но многих это вовсе не останавливает, так внешний вид покрытия способен поразить даже видавших виды мастеров.

Жидкий венецианский мрамор

Фото с сайта: s-media-cache-ak0.pinimg.com

Все виды декоративной штукатурки по-своему хороши, но есть и такие, которые из обычной квартиры могут сделать роскошный дворец, а венецианский вариант как раз можно причислить к подобным. Венецианская штукатурка известна людям более четырех сотен лет, правда, тогда она производилась исключительно на известковой основе, сейчас же в ее состав неминуемо входят полимеры и пластификаторы, к примеру, акрилаты, что придают ей особые свойства и качества.

Фото с сайта: ujutnovdome.ru

Подобные виды декоративных штукатурок для внутренней отделки довольно трудны в нанесении, но зато выглядят просто потрясающе и фото лучшее тому доказательство. Для достижения максимального эффекта порой требуется наложить от четырех, до десяти слоев, что значительно растягивает работу во времени. Чаще всего составы для венецианки содержат мраморную муку и крошку, что и придает помещению особый роскошный вид, вырубленной в цельном камне комнаты.

Всем известный короед

Фото с сайта: abvmaster.ru

Сейчас действительно существует колоссальное количество видов декоративных штукатурок для внутренней отделки стен, но самым известным и популярным, конечно же, уже на протяжении нескольких десятков лет, является пресловутый короед. Этот тип фактурного покрытия прост в нанесении и уходе, а также дает довольно широкие возможности для применения собственной фантазии в дизайне.

Фото с сайта: etotdom-39.cdn.pjtsu.com

В состав смеси для короеда добавляются специальные гранулки, которые при растирании по поверхности, создают причудливый рисунок из канавок и бороздок. В зависимости от движений мастера, бороздки могут быть расположены вертикально, горизонтально, диагонально или же в совершенно хаотичном порядке.

Фото с сайта: bruscottages.ru

Этот вид декоративной штукатурки для стен подойдет для любого помещения в каком угодно стиле, станет прекрасным выбором, как для внутренней, так и для наружной отделки, отлично впишется практически в любую дизайнерскую концепцию, а фото свидетельствует об этом в полной мере.

Искусственное состаривание или кракелюр

Фото с сайта: decor-live.com

Очень необычно и привлекательно выглядит такой вид декоративной штукатурки для внутренних работ, как кракелюр, в последние годы приобретший просто невероятную популярность. Действительно, пройти мимо подобного шедевра сложно, а секрет кроется в уникальном составе специальных смесей. После высыхания, они сами живописно растрескиваются, придавая стенам невероятно аутентичный старинный вид.

Фото с сайта: versagel.by

Штукатурные покрытия с эффектом кракелюра могут выглядеть еще более экстремально и привлекательно, если все трещинки основательно подкрасить кисточкой. Профессиональные мастера поступают несколько по-другому, они сперва покрывают стену монолитной штукатуркой, в которую добавлен контрастный колер, а сверху проходятся кракелюром. Тогда рисунок получается невероятно объемным и интересным.

Сложно, но возможно: сграффито

Фото с сайта: infodomov.ru

Довольно трудными в реализации являются виды декоративной штукатурки, под названием граффито или же сграффито, появившиеся довольно давно, но широкого распространения так и не получившие, ввиду проблемного нанесения. Создание подобного штукатурного слоя потребует очень много времени и внимания, в особенности, от новичка, который ранее ничего подобного не делал.

Фото с сайта: 1-metr.com

Суть работы такова, что нужно наносить штукатурку любого выбранного типа в несколько слоев, а потом, пока финишный слой еще не полностью просох, снимать часть смеси специальными лопаточками или резаками по трафарету или собственному рисунку. Понятно, что работа вас ждет довольно кропотливая, но результат обязательно превзойдет все ожидания.

Моделирующая штукатурка для стен

Фото с сайта: sib-life.com

Хорошим выбором для внутренней отделки самых разнообразных комнат и помещений в доме, станет моделирующая декоративная штукатурка, а виды нанесения штукатурки подобного плана во многом будут отличаться от желания и мастерства специалиста. В состав смесей для моделирующих покрытий зачастую входят самые разнообразные наполнители, к примеру, натуральные и искусственные волокна и гранулы, каменная крошка и пыль, деревянная стружка и прочее.

Фото с сайта: myshtukaturka.ru

Однако изначальная фактура покрытия, это только первый шаг к созданию уникального оформления вашей комнаты. Необычные и рельефные фактуры при помощи подобных смесей может сделать любой мастер, легко и просто оперируя какими угодно подручными средствами, на манер смятого полиэтиленового пакета, обычной губки, бумаги, кисти или жесткой щетки, фактурного валика, тряпки, веника и вообще, чего угодно.

Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. Музыка подобно ткани складывается из различных компонентов, таких как мелодия, сопровождающие ее голоса, выдержанные звуки и т.д. Весь этот комплекс средств называется фактурой.
Фактура - способ изложения музыкальной ткани.
В художественной практике фактура бывает различной по плотности. Это зависит от количества слагающих ее голосов (от одного до нескольких десятков).
Часто слово фактура заменяют сходным по значению словом склад. В настоящее время известны два основных типа фактуры: гомофония и полифония. Смешанный
тип появляется при взаимодействии двух первых.

Монодия (унисон) (от греч. «моно» - один) - это древнейшая одноголосная фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон, или в октавном удвоении.

Гетерофония - также древний тип фактуры (возникла в IX веке).

Гомофония - (от греч. « гомо»- человек,«фон»- звук, голос). Гомофония или гомофонно - гармоническая фактура - одно и то же.

Гомофонно - гармониче ская фактура складывается из мелодии и сопровождения. Она утвердилась в музыке венских классиков (вторая половина XVIII
века) и является наиболее распространенной фактурой до наших дней.

Аккордовая фактура - представляет собой аккордовое изложение без ярко выраженной мелодии. Примерами могут служить церковные песнопения - хоралы
(довольно часто такую фактуру так и называют хоральной), к ней относятся инструментальные и хоровые произведения аккордового склада.

Полифония (от греч. «поли» - много и «фон» - звук, голос) - более древняя, чем гомофоническая, она достигла расцвета в эпоху Барокко (XVII век -
первая половина XVIII века). Это тип многоголосия, в котором два или более голосов, имеют самостоятельное мелодическое значение («равенство» всех голосо
в).

Полифоническая фактура бывает трех разновидностей: контрастная, имитационная, подголосочная.

Контрастная (разнотемная) полифония о бразуется, если темы (мелодии) в полифонии разные, контрастные.

Имитационная (от лат.- подражание) - образуется в том случае. Когда мелодии полифонического склада одинаковые или схожие вступают во взаимосвязь со сдвигом во времени. Своего расцвета имитационная полифония достигла в творчестве И.- С. Баха.

Гетерофония - также древний тип фактуры (возникла в IX веке), я вляется самой примитивной разновидностью полифонии. В ней голоса движутся параллельно друг другу (ленточное движение- квартами, квинтами, терциями, секстами).

Смешанная фактура - возникла вследствие взаимодействия разных по типу фактур, бывает полифонно-гармонической, гетерофонно-гармонической

Фактура

(лат. factura - изготовление, обработка, строение, от facio - делаю, осуществляю, формирую; нем. Faktur, Satz - склад, Satzweise, Schreibweise - манера письма; франц. facture, structure, conformation - устройство, сложение; англ. facture, texture, structure, build-up; итал. strutture). В широком смысле - одна из сторон муз. формы, входит в эстетико-философское понятие муз. формы в единстве со всеми средствами выразительности; в более узком и употребит. смысле - конкретное оформление муз. ткани, муз. изложение.
Термин "Ф." раскрывается в связи с понятием "муз. склад". Монодич. склад предполагает только "горизонтальное измерение" без каких бы то ни было вертикальных отношений. В строго унисонных монодич. образцах (григорианское пение, знаменный распев) одногол. муз. ткань и Ф. тождественны. Богатая монодич. Ф. отличает, напр., музыку вост. народов, не знавших многоголосия: в узб. и тадж. макоме пение дублируется инстр. ансамблем с участием ударных, исполняющих усуль. Монодич. склад и Ф. легко переходят в явление, промежуточное между монодией и полифонией, - в гетерофонное изложение, где унисонное пение в процессе исполнения усложняется разл. мелодико-фактурными вариантами.
Сущность полифонич. склада - соотнесённость одноврем. звучащих мелодич. линий, относительно самостоят. развитие к-рых (более или менее независимое от возникающих по вертикали созвучий) составляет логику муз. формы. В полифонич. муз. ткани голоса обнаруживают тенденцию к функциональному равноправию, но могут быть и разнофункциональными. Среди качеств полифонич. Ф. существ. значение имеют плотность и разреженность ("вязкость" и "прозрачность"), к-рые регулируются числом полифонич. голосов (мастера строгого стиля охотно писали для 8-12 голосов, сохраняя один тип Ф. без резкой смены звучности; однако в мессах было обычаем оттенять пышную полифонию лёгким двух- или трёхголосием, напр. Crucifixus в мессах Палестрины). У Палестрины лишь намечаются, а в свободном письме широко применяются приёмы полифонич. сгущения, уплотнения (особенно в конце произв.) с помощью увеличения и уменьшения, стретты (фуга C-dur из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" Баха), разнотемных сочетаний (кода финала симфонии c-moll Танеева). В примере ниже характерны фактурное сгущение благодаря учащённому пульсу вступлений и фактурное разрастание 1-го (тридцатьвторые) и 2-го (аккорды) элементов темы:

И. С. Бах. Фуга D-dur из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" (такты 23-27).
Для полифонич. Ф. типичны единство рисунка, отсутствие резких контрастов звучности, постоянное число голосов. Одно из примечательных свойств полифонич. P. - текучесть; полифония. Ф. отличает постоянное обновление, отсутствие буквальных повторений при сохранении полного тематич. единства. Определяющее значение для полифонич. Ф. имеет ритмич. и тематич. соотношение голосов. При одинаковых длительностях во всех голосах возникает хоральная Ф. Эта Ф. не тождественна аккордово-гармонической, поскольку движение здесь определяется развёртыванием мелодич. линии в каждом из голосов, а не функциональными отношениями гармонич. вертикалей, напр.:

Ф. д" Ана. Отрывок из мотета.
Противоположный случай - полифонич. Ф., основанная на полной метроритмич. независимости голосов, как в мензуральных канонах (см. пример в ст. Канон , колонка 692); самый распространённый тип комплементарной полифонич. Ф. определяется тематич. и ритмич. подобием самостоят. голосов (в имитациях, канонах, фугах и др.). Полифонич. Ф. не исключает резкого ритмич. расслоения и неравнозначного соотношения голосов: контрапунктирующие голоса, движущиеся относительно мелкими длительностями, образуют фон для главенствующего cantus firmus (в мессах и мотетах 15-16 вв., в органных хоральных обработках Баха). В музыке более позднего времени (19-20 вв.) развивается разнотемная полифония, создающая необычайно живописную Ф. (напр., фактурное сплетение лейтмотивов огня, судьбы и сна Брунгильды в заключении оперы "Валькирия" Вагнера). Среди новых явлений музыки 20 в. должны быть отмечены: Ф. линеарной полифонии (движение гармонически и ритмически не соотнесённых голосов, см. "Камерные симфонии" Мийо); P., связанная со сложными диссонирующими дублировками полифонич. голосов и переходящая в полифонию пластов (часто в произв. О. Мессиана); "дематериализованная" пуантилистич. Ф. в соч. А. Веберна и противоположная ей многогол. тяжесть орк. контрапункта А. Берга и А. Шёнберга; полифонич. Ф. алеаторных (у В. Лютославского) и сонористич. эффектов (у К. Пендерецкого).

О. Meссиан. Epouvante (Ритмический канон. Пример No 50 из его книги "Техника моего музыкального языка").
Чаще всего термин "Ф." применяют к музыке гармонич. склада. В неизмеримом многообразии типов гармонич. Ф. первым и простейшим является её разделение на гомофонно-гармоническую и собственно аккордовую (к-рая рассматривается как частный случай гомофонно-гармонической). Аккордовая Ф. моноритмична: все голоса изложены звуками одинаковой длительности (начало увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта" Чайковского). В гомофонно-гармонич. Ф. рисунки мелодии, баса и дополняющих голосов чётко разделены (начало ноктюрна c-moll Шопена). Различают следующие осн. типы изложения гармонич. созвучий (Тюлин, 1976, гл. 3-я, 4-я): а) гармонич. фигурация аккордово-фигуративного типа, представляющая ту или иную форму поочерёдного изложения звуков аккорда (прелюдия C-dur из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" Баха); б) ритмич. фигурация - повторение звука или аккорда (поэма D-dur op. 32 No 2 Скрябина); в) разл. дублировки, напр. в октаву при орк. изложении (менуэт из симфонии g-moll Моцарта) или длительное удвоение в терцию, сексту и т. д., образующее "ленточное движение" ("Музыкальный момент" ор. 16 No 3 Рахманинова); г) разнообразные виды мелодич. фигурации, суть к-рых в привнесении мелодич. движения в гармонич. голоса - усложнение аккордовой фигурации проходящими и вспомогат. звуками (этюд c-moll op. 10 No 12 Шопена), мелодизация (хор. и орк. изложение осн. темы в начале 4-й картины "Садко" Римского-Корсакова) и полифонизация голосов (вступление к "Лоэнгрину" Вагнера), мелодико-ритмич. "оживление" орг. пункта (4-я картина "Садко", цифра 151). Приведённая систематизация типов гармонич. Ф. является самой общей. В музыке существует множество конкретных фактурных приёмов, облик к-рых и способы употребления определяются стилистич. нормами данной муз.-историч. эпохи; поэтому история Ф. неотделима от истории гармонии, оркестровки (шире - инструментализма), исполнительства.
Гармонич. склад и Ф. берут начало в полифонии; напр., Палестрина, прекрасно ощущавший красоту трезвуяия, мог на протяжении многих тактов применять фигурацию возникающих аккордов с помощью сложных полифонических (канон) и собственно хор. средств (перекрещивания, дублировки), любуясь гармонией, словно ювелир камнем (Kyrie из мессы папы Марчелло, такты 9-11, 12-15 - пятерной контрапункт). В течение длительного времени в инстр. произв. композиторов 17 в. зависимость от хор. Ф. строгого письма была очевидной (напр., в орг. соч. Я. Свелинка), и композиторы довольствовались сравнительно несложными приёмами и рисунками смешанной гармонич. и полифонич. Ф. (напр., Дж. Фрескобальди). Выразительная роль Ф. усиливается в произв. 2-й пол. 17 в. (в частности, пространственно-фактурные сопоставления solo и tutti в соч. А. Корелли). Музыка И. С. Баха отмечена высочайшей разработанностью Ф. (чакона d-moll для скрипки соло, "Гольдберговские вариации", "Бранденбургские концерты"), причём в нек-рых виртуозных соч. ("Хроматическая фантазия и фуга"; фантазия G-dur для органа, BWV 572) Бах делает фактурные открытия, впоследствии широко использованные романтиками. Для музыки венских классиков характерны ясность гармонии и, соответственно, чёткость фактурных рисунков. Композиторы использовали сравнительно несложные фактурные средства и основывались на общих формах движения (напр., фигуры типа пассажа или арпеджио), что не входило в противоречие с отношением к Ф. как тематически значимому элементу (см., напр., середину в 4-й вариации из 1-й части сонаты No 11 A-dur Моцарта, K.-V. 331); в изложении и развитии тем из сонатных Allegri мотивное развитие происходит параллельно с фактурным (напр., в главной и связующей партиях 1-й части сонаты No 1 Бетховена). В музыке 19 в., в первую очередь у композиторов-романтиков, наблюдается исключит. разнообразие типов Ф. - то пышной и многослойной, то по-домашнему уютной, то фантастически причудливой; сильные фактурно-стилистич. отличия возникают даже в творчестве одного мастера (ср. многообразную и мощную Ф. сонаты h-moll для фп. и импрессионистически изысканный рисунок фп. пьесы "Серые облака" Листа). Одна из важнейших тенденций в музыке 19 в. - индивидуализация фактурных рисунков: свойственный иск-ву романтизма интерес к неординарному, неповторимому сделал естественным отказ от типовых фигур в Ф. Были найдены особые способы многооктавного выделения мелодии (Лист); возможности для обновления Ф. музыканты находили прежде всего в мелодизации широкой гармонич. фигурации (в т. ч. в столь необычной форме как в финале фп. сонаты b-moll Шопена), превращавшейся иногда почти в полифонич. изложение (тема побочной партии в экспозиции 1-й баллады для фп. Шопена). Фактурное многообразие поддерживало интерес слушателя в вок. и инстр. циклах миниатюр, оно до известной степени стимулировало сочинение музыки в жанрах, прямо зависящих от Ф., - этюдов, вариаций, рапсодий. С др. стороны, происходила полифонизация Ф. вообще (финал скрипичной сонаты Франка) и гармонич. фигурации в частности (8-гол. канон во вступлении к "Золоту Рейна" Вагнера). Рус. музыканты открыли источник новых звучностей в фактурных приёмах вост. музыки (см., в частности, "Исламей" Балакирева). Одни из самых значит. достижений 19 в. в области Ф. - усиление её мотивной насыщенности, тематич. концентрированность (Р. Вагнер, И. Брамс): в нек-рых соч. фактически нет ни одного такта нетематич. материала (напр., симфония c-moll, фп. квинтет Танеева, поздние оперы Римского-Корсакова). Крайней точкой развития индивидуализированной Ф. было возникновение P.-гармонии и Ф.-тембра. Суть этого явления состоит в том, что при определ. условиях гармония как бы переходит в Ф., выразительность определяется не столько звуковым составом, сколько живописностью расположения: первенствует соотнесённость "этажей" аккорда друг с другом, с регистрами рояля, с орк. группами; более важным оказывается не высотное, а фактурное наполнение аккорда, т. е. как он взят. Примеры Ф.-гармонии содержатся в соч. М. П. Мусоргского (напр., "Часы с курантами" из 2-го д. оперы "Борис Годунов"). Но в целом это явление более типично для музыки 20 в.: Ф.-гармония часто встречается в произв. А. Н. Скрябина (начало репризы 1-й части 4-й фп. сонаты; кульминация 7-й фп. сонаты; последний аккорд фп. поэмы "К пламени"), К. Дебюсси, С. В. Рахманинова. В иных случаях слияние Ф. и гармонии определяет тембр (фп. пьеса "Скарбо" Равеля), что особенно ярко проявляется в орк. приёме "совмещения подобных фигур", когда звучание возникает из соединения ритмич. вариантов одной фактурной фигуры (приём, известный давно, но получивший блестящее развитие в партитурах И. Ф. Стравинского; см. начало балета "Петрушка").
В иск-ве 20 в. сосуществуют разные способы обновления Ф. Как наиболее общие тенденции отмечаются: усиление роли Ф. в целом, в т. ч. полифонич. Ф., в связи с преобладанием полифонии в музыке 20 в. (в частности, как реставрация Ф. прошлых эпох в произв. неоклассицистского направления); дальнейшая индивидуализация фактурных приёмов (Ф. по существу "сочиняется" для каждого нового произв., подобно тому как для них создаются индивидуальная форма и гармония); открытие - в связи с новыми гармонич. нормами - диссонирующих дублировок (3 этюда ор. 65 Скрябина), контраста особо сложной и "изощрённо простой" Ф. (1-я часть 5-го фп. концерта Прокофьева), рисунков импровизац. типа (No 24 "Горизонталь и вертикаль" из "Полифонической тетради" Щедрина); совмещение оригинальных фактурных особенностей нац. музыки с новейшей гармонич. и орк. техникой проф. иск-ва (ярко колоритные "Симфонические танцы" молд. комп. П. Ривилиса и др. соч.); сплошная тематизация Ф. в) частности, в серийных и сериальных соч.), приводящая к тождеству тематизма и Ф.
Возникновение в новой музыке 20 в. нетрадиционного склада, не относящегося ни к гармоническому, ни к полифоническому, определяет соответствующие разновидности Ф.: нижеследующий фрагмент произв. показывает характерную для этой музыки разорванность, несвязность Ф. - регистровую расслоённость (независимость), динамич. и артикуляц. дифференцированность:

П. Булез. Соната для фортепьяно No 1, начало 1-й части.
Значение Ф. в иск-ве муз. авангарда доводится до логич. предела, когда Ф. становится почти единственной (в ряде соч. К. Пендерецкого) или единств. целью собственно композиторской работы (вок. секстет "Stimmungen" Штокхаузена представляет собой фактурно-тембровое варьирование одного трезвучия B-dur). Импровизация Ф. в заданных высотных или ритмич. пределах - осн. приём контролируемой алеаторики (соч. В. Лютославского); к области Ф. относится не поддающееся учёту множество сонористич. изобретений (коллекция сонористич. приёмов - "Колористическая фантазия" для фп. Слонимского). К электронной и конкретной музыке, создаваемой без традиц. инструментов и средств исполнения, понятие Ф., по-видимому, неприменимо.
Ф. располагает значит. формообразующими возможностями (Мазель, Цуккерман, 1967, с. 331-342). Связь Ф. с формой выражается в том, что сохранение данного рисунка Ф. способствует слитности построения, его смена - расчленённости. Ф. издавна служила важнейшим преобразующим средством в разд. остинатных и неостинатных вариационных формах, выявляя в нек-рых случаях большие динамич. возможности ("Болеро" Равеля). Ф. способна решительно изменять облик и суть муз. образа (проведения лейтмотива в 1-й части, в разработке и коде 2-й части 4-й фп. сонаты Скрябина); фактурные изменения часто применяются в репризах трёхчастных форм (2-я часть 16-й фп. сонаты Бетховена; ноктюрн c-moll op. 48 Шопена), в проведениях рефрена в рондо (финал фп. сонаты No 25 Бетховена). Существенна формообразующая роль Ф. в разработках сонатных форм (особенно орк. сочинений), в к-рых границы разделов определяются сменой способа обработки и, следовательно, Ф. тематич. материала. Изменение Ф. становится одним из осн. средств членения формы в сочинениях 20 в. ("Пасифик 231" Онеггера). В нек-рых новых сочинениях Ф. оказывается определяющей для построения формы (напр., в т. н. репетентных формах, основанных на варьируемом возвращении одного построения).
Типы Ф. нередко связаны с определ. жанрами (напр., танц. музыки), что является основанием для совмещения в произв. разных жанровых признаков, придающих музыке художественно эффективную многозначность (выразительны примеры такого рода в музыке Шопена: напр., прелюдия No 20 c-moll - смешение черт хорала, траурного марша и пассакальи). Ф. сохраняет признаки того или иного исторического или индивидуального муз. стиля (и, по ассоциации, эпохи): т. н. гитарное сопровождение даёт возможность С. И. Танееву создать тонкую стилизацию ранней рус. элегии в романсе "Когда, кружась, осенние листы"; Г. Берлиоз в 3-й части симфонии "Ромео и Юлия" для создания нац. и историч. колорита искусно воспроизводит звучание мадригала a cappella 16 в.; Р. Шуман в "Карнавале" пишет достоверные муз. портреты Ф. Шопена и Н. Паганини. Ф. - главный источник муз. изобразительности, особенно убедительной в тех случаях, когда изображается к.-л. движение. С помощью Ф. достигается зрительная наглядность музыки (вступление к "Золоту Рейна" Вагнера), одноврем. полная тайны и красоты ("Похвала пустыне" из "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова), а иногда - изумительной трепетности ("сердце бьётся в упоенье" в романсе М. И. Глинки "Я помню чудное мгновенье").
Литература : Способин И., Евсеев С., Дубовский И., Практический курс гармонии, ч. 2, М., 1935; Скребков С. С., Учебник полифонии, ч. 1-2, М.-Л., 1951, 1965; его же, Анализ музыкальных произведений, М., 1958; Мильштейн Я., Ф. Лист, ч. 2, М., 1956, 1971; Григорьев С. С., О мелодике Римского-Корсакова, М., 1961; Григорьев С., Мюллер Т., Учебник полифонии, М., 1961, 1977; Mазель Л. A., Цуккерман В. А., Анализ музыкальных произведений, М., 1967; Щуров В., Особенности многоголосной фактуры песен Южной России, в сб.: Из истории русской и советской музыки, М., 1971; Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма, М., 1974; Завгородняя Г., Некоторые особенности фактуры в произведениях А. Онеггера, "СМ", 1975, No 6; Шалтупер Ю., О стиле Лютославского 60-х годов, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975; Tюлин Ю., Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура, М., 1976; Панкратов С., О мелодической основе фактуры фортепианных сочинений Скрябина, в сб.: Вопросы полифонии и анализа музыкальных произведений (Труды Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, вып. 20), М., 1976; его же, Принципы фактурной драматургии фортепианных сочинений Скрябина, там же; Бершадская Т., Лекции по гармонии, Л., 1978; Холопова В., Фактура, М., 1979; Demuth N., Musical forms and textures, L., 1964; Poniatowska I., Faktura fortepianowa Beethovena, Warsz., 1972; Delone R., Timbre and texture in twentieth-cintury music, в кн.: Aspects of twentieth-century music, Englewood Cliffs, New Jersey, 1975; Berry W., Structural functions in music, Englewood Cliffs (New Jersey), (1976); Вerger R., Poznбmky k sonбtбm Ludwige van Beethovena, "Hudebnн rozhledy", 1977, No 9. В. П. Фраёнов.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

В этой статье познакомимся с определением музыкальной фактуры и рассмотрим её базовые виды.

Любая музыкальная мысль абстрактна, до тех пор, пока она каким-либо образом не будет зафиксирована.
Не важно, что для этого используется: нотный лист, рекодер или секвенсор. В любом случае, даже самая простая музыкальная идея не может существовать без фактуры.
Существует пять основных слоев из которых состоит музыка:

  • Мелодия
  • Фактура

Без фактуры не может существовать не один из них. Может отсутствовать , но фактура никогда.

Для музыки фактура это тело, а идея душа.

Фактура это строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Синонимами слова фактура являются: склад, изложение, музыкальная ткань, письмо.

Можно сказать, что мастерство это умение выражать свои абстрактные идеи в том виде фактуры, который наиболее соответствует образу. Все идеи касающиеся , формы, мелодии и должны быть выражены определенным способом.

Также можно сказать, что фактура на 90% определяет стиль музыки.

При всем разнообразии фактуры можно выделить и систематизировать типичные формы изложения, основанные на том или ином определенном принципе. Такие формы называются музыкальными складами. Следует различать четыре их основных вида: монодический, полифонический, аккордовый, гомофонный. Тот или иной склад может выдерживаться во всем произведении или на протяжении большей его части, а может проводиться эпозодически, сменяясь другим складом. В инструментальной музыке часто происходит сочетание разных способов изложения, образующее смешанные склады или свободную фактуру. Монодический склад представляет собой одноголосное (унисонное или с октавным удвоением) мелодическое движение без сопровождения. Характерны в этом отношении одноголосные народные песни. Полифонический склад представляет собой многоголосие, в котором голоса имеют в общем равноправное выразительное значение. Каждый голос в той или иной мере индивидуализируется и образует самостоятельный мелодический рисунок. Эта самостоятельность не означает полной свободы, но косвенно подчиняется гармонической согласованности звучания. Аккордовый склад характеризуется таким гармоническим сочетанием звуков, которое образует аккорды как монолитное целое. Эту монолитность в основном создает ритмическая однородность всех голосов. Гомофонный склад характеризуется сочетанием солирующего голоса с сопровождением. Таким образом, в отличие от других складов в основе его лежит двупланная структура. Зародившись в народной музыке-в пении с инструментальным сопровождением, гомофонный склад перешел в светскую бытовую музыку средневековья в своем простом виде. В церковной музыке этого времени, культивировавшей хоровое полифоническое многоголосие, он, естественно, не нашел своего места. Есть гомофонно-гармонический склад(в простом виде сопровождение представляет собой ясно выраженную гармонию). Выше были рассмотрены музыкальные склады в их характерном виде. Но очень часто происходит сочетание и взаимопроникновение разных способов изложения, приводящее к усложненным и смешанным складам. Например, смешанный аккордово-полифонный склад, гомофонно-аккордовый, гомофонно-полифонический.

Эпоха Возрождения

Возрождение, или Ренессанс - период в истории культуры, охватывающий примерно XIV-XVI вв.Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени. Композиторы и музыкальные теоретики -- Й. Тинкторис.,

Дж. Царлино и другие -- изучали древнегреческие музыкальные трактаты; в произведениях Жоскена Депре, которого сравнивали с Микел-анджело, по словам современников, "возродилось утерянное совершенство музыки древних греков": появившаяся в конце XVI-- начале XVII в. опера ориентировалась на законы античной драмы.

Развитие культуры Возрождения связано с подъемом всех сторон жизни общества. Родилось новое мировоззрение -- гуманизм (от латинского "гуманос" -- "человеческий"). Раскрепощение творческих сил привело к бурному развитию науки, торговли, ремесел, в экономике складывались новые, капиталистические отношения. Изобретение книгопечатания способствовало распространению образования. Великие географические открытия и гелиоцентрическая система мира Н. Коперника изменили представления о Земле и Вселенной.

Небывалого расцвета достигли изобразительное искусство, архитектура, литература. Новое мироощущение отразилось в музыке и преобразило ее облик. Она постепенно отходит от норм средневекового канона, индивидуализируется стиль, впервые появляется само понятие "композитор". Изменяется фактура произведений, число голосов увеличивается до четырех, шести" и более (известен, например, 36-голосный канон, приписываемый крупнейшему представителю нидерландской школы Й. Окегему). В гармонии господствуют консонирующие созвучия, употребление диссонансов строго ограничивается специальными правилами. Складываются мажорный и минорный лады и тактовая система ритмики, характерные для более поздней музыки.

Все эти новые средства использовались композиторами для передачи особого строя чувств человека эпохи Возрождения -- возвышенного, гармоничного, спокойного и величественного.

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей "Ars nova" ("Нового искусства") в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах -- английской (XV в.), нидерландской (XV--XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

Появляются различные жанры светского музыкального искусства -- фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров -- сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

В переводе с итальянского слово "токката" означает "прикосновение", "удар". В эпоху Возрождения так называли праздничную фанфару для духовых инструментов и литавр; в XVII в. -- фанфарного типа вступления к операм и балетам.

Токката -- это и виртуозная пьеса для лютни, клавира, органа. Первоначально токката для клавишных инструментов сочинялась как вступление (прелюдия) к хоровому произведению, например мотету, и являлась жанром церковной музыки, а затем она становится самостоятельным концертным жанром светской музыки. Композиторы включают ее в сюиту, делают начальной частью полифонического цикла (токката и фуга ре минор для органа И. С. Баха).

Токката и фуга ре минор для органа И. С. Баха

Для токкаты характерна фактура, отражающая стиль пальцевой, клавишной игры, т. е. игры аккордами, пассажами, фигурациями мелодическими и гармоническими. Аккордовые и пассажные разделы чередуются в ней с имитационно-полифоническими. В токкатах Баха красота формы и небывалая виртуозность соединились с глубиной и значительностью содержания.

В XIX--XX вв. токката развивалась как самостоятельная виртуозная пьеса этюдного плана (токкаты для фортепьяно Р. Шумана, К. Черни, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна). Токката как часть цикла встречается в 5-м концерте для фортепьяно Прокофьева, в сюите "Пульчинелла" И. Ф. Стравинского.

Музыка эпохи Возрождения.

Музыкальная эстетика эпохи Возрождения разрабатывалась композиторами и теоретиками столь же интенсивно, как и в других видах искусства. Ведь как Джованни Боккаччо считал, что Данте своим творчеством способствовал возвращенью муз и вдохнул жизнь в обмертвелую поэзию, как Джорджо Вазари заговорил о возрождении искусств, так и Джозеффо Царлино в трактате "Установления гармонии" (1588) писал:

"Однако - коварное ли время тому виной или людское небрежение, - но люди стали мало ценить не только музыку, но и другие науки. И вознесенная на величайшую высоту, она пала до крайности низко; и, после того как ей воздавали неслыханный почет, ее стали считать жалкой, ничтожной и столь мало чтимой, что даже люди ученые едва признавали ее и не хотели отдать ей должное".

Еще на рубеже XIII -XIV веков в Париже был опубликован трактат "Музыка" магистра музыки Иоанна де Грохео, в котором он подвергает критическому пересмотру средневековые представления о музыке. Он писал: "Те, кто склонен рассказывать сказки, говорили, что музыку изобрели музы, около воды обитавшие. Другие говорили, что она изобретена святыми и пророками. Но Боэций, человек значительный и знатный, придерживается других взглядов... Он в своей книге говорит, что начало музыки открыл Пифагор. Люди как бы с самого начала пели, так как музыка им от природы врождена, как утверждают Платон и Боэций, но основы пения и музыки были неизвестны до времени Пифагора..."

Однако с делением музыки на три рода Боэция и его последователей: музыка мировая, человеческая, инструментальная, - Иоанн де Грохео не согласен, ведь гармонию, вызванную движением небесных тел, даже пение ангелов никто не слыхал; вооще "не дело музыканта трактовать об ангельском пении, разве он только будет богословом или пророком".

"Итак, скажем, что музыка, которая в ходу у парижан, может быть, по-видимому, сведена к трем главным разделам. Один раздел - это простая, или гражданская (civilis) музыка, которую мы зовем также народной; другой - это музыка сложная (сочиненная - composita), или правильная (ученая - regularis), или каноническая, которую зовут мензуральной. И третий раздел, который из двух вышеназванных вытекает и в котором они оба объединяются в нечто лучшее, - это церковная музыка, предназначенная для восхваления создателя".

Иоанн де Грохео опередил свое время и у него не было последователей. Музыка, как и поэзия, и живопись, обретает новые качества лишь в XV и в особенности в XVI веке, что сопровождается появлением все новых трактатов о музыке.

Глареан (1488 - 1563), автор сочинения о музыке "Двенадцатиструнник" (1547), родился в Швейцарии, учился в Кельнском университете на артистическом факультете. Магистр свободных искусств занимается в Базеле преподаванием поэзии, музыки, математики, греческого и латинского языков, что говорит о насущных интересах эпохи. Здесь он подружился с Эразмом Роттердамским.

К музыке, в частности, церковной, Глареан подходит, как художники, которые продолжали писать картины и фрески в церквях, то есть музыка, как и живопись, должна, вне религиозной дидактики и рефлексии, доставлять прежде всего удовольствие, быть "матерью наслаждения".

Глареан обосновывает преимущества монодической музыки против многоголосия, при этом он говорит о двух типах музыкантов: фонасках и симфонистах: первые имеют природную склонность к сочинению мелодии, вторые - к разработке мелодии на два, три и более голосов.

Глареан, кроме разработки теории музыки, рассматривает и историю музыки, ее развитие, как у него выходит, в рамках эпохи Возрождения, совершенно игнорируя музыку средневековья. Он обосновывает идею единства музыки и поэзии, инструментального исполнения и текста. В развитии теории музыки Глареан узаконил, с употреблением двенадцати тонов, эолийский и ионийский лады, тем самым теоретически обосновал понятия мажора и минора.

Глареан не ограничивается разработкой теории музыки, а рассматривает творчество современных композиторов Жоскина Депре, Обрехта, Пьера де ла Рю. О Жоскине Депре он рассказывает с любовью и восторгом, как Вазари о Микеланджело.

Джозеффо Царлино (1517 - 1590), с высказыванием которого мы уже знакомы, 20 лет вступил в францисканский орден в Венеции с ее музыкальными концертами и расцветом живописи, что и пробудило его призвание музыканта, композитора и теоретика музыки. В 1565 году он возглавляет капеллу св. Марка. Считают, в сочинении "Установления гармонии" Царлино в классической форме выразил основные принципы музыкальной эстетики Ренессанса.

Царлино, который говорил о упадке музыки, разумеется, в Средние века, опирается на античную эстетику в разработке его учения о природе музыкальной гармонии. "Насколько музыка была прославлена и почиталась священной, ясно свидетельствуют писания философов и в особенности пифагорейцев, так как они полагали, что мир создан по музыкальным законам, что движение сфер - причина гармонии и что наша душа построена по тем же законам, пробуждается от песен и звуков, и они как бы оказывают животворящее действие на ее свойства".

Царлино склонен считать музыку главной среди свободных искусств, как возносил живопись Леонардо да Винчи. Но это увлечение отдельными видами искусства не должно нас смущать, ведь речь-то ведут о гармонии как о всеобъемлющей эстетической категории.

"И если душа мира (как думают некоторые) и есть гармония, может ли наша душа не быть причиной в нас всякой гармонии и наше тело не быть соединенным с душой в гармонии, в особенности когда бог создал человека по подобию мира большего, именуемого греками космос, то есть украшение или украшенное, и когда он создал подобие меньшего объема, в отличие от того названного mikrokosmos, то есть маленький мир? Ясно, что такое предположение не лишено основания".

У Царлино христианская теология превращается в античную эстетику. Идея единства микро- и макрокосмоса порождает у него другую идею - о соразмерности объективной гармонии мира и гармонии субъективной, присущей человеческой душе. Выделяя музыку как главную из свободных искусств, Царлино говорит о единстве музыки и поэзии, единстве музыки и текста, мелодии и слова. К этому добавляется "история", что предвосхищает или чем обосновывается зарождение оперы. А если танец, как это случится в Париже, мы увидим зарождение балета.

Считают, что именно Царлино дал эстетическую характеристику мажора и минора, определив мажорное трезвучие как радостное и светлое, а минорное - как печальное и меланхолическое. Он же определяет контрапункт, как "гармоническое целое, содержащее в себе различные изменения звуков или поющих голосов в определенной закономерности соотношения и с определенной мерой времени, или что это искусственное соединение различных звуков, приведенное к согласованности".

Джозеффо Царлино, как и Тициан, с которым он был связан, обрел широкую известность, был избран членом Венецианской Академии славы. Эстетика прояснивает положение вещей в музыке в эпоху Возрождения. Основателем венецианской школы музыки был Адриан Вилларт (между 1480/90 - 1568), нидерландец по происхождению. У него-то музыке учился Царлино. Венецианская музыка, как и живопись, отличалась пышностью звуковой палитры, что вскоре обрело черты барокко.

Кроме венецианской школы, наиболее крупными и влиятельными были римская и флорентийская. Во главе римской школы был Джованни Палестрина (1525 - 1594).

Содружество поэтов, ученых-гуманистов, музыкантов и любителей музыки во Флоренции называют Камератой. Ее возглавлял Винченцо Галилеи (1533 - 1591). Помышляя о единстве музыки и поэзии, да заодно с театром, с действием на сцене, члены Камераты создали новый жанр - оперу.

Первыми операми считают "Дафну" Я.Пери (1597) и "Эвридику" на тексты Ринуччини (1600). Здесь был совершен переход от полифонического стиля к гомофонному. Здесь же впервые прозвучали оратория и кантата.

Музыка Нидерландов XV - XVI веков богата именами великих композиторов, среди них Жоскин Депре (1440 - 1524), о котором писал Царлино и который служил при французском дворе, где сложилась франко-фламандская школа. Считают, высшим достижением нидерландских музыкантов стала хоровая месса a capella, соответствующая устремленности ввысь готических соборов.

В Германии получает развитие органное искусство. Во Франции при дворе создавали капеллы, устраивались музыкальные празднества. В 1581 году Генрих III утвердил должность "главного интенданта музыки" при дворе. Первым "главным интедантом музыки" был итальянский скрипач Бальтазарини де Бельджозо, который поставил "комедийный балет королевы", спектакль, в котором впервые музыка и танец даны как сценическое действие. Так возник придворный балет.

Клеман Жанекен (около 1475 - около 1560), выдающийся композитор французского Возрождения, является одним из создателей жанра многоголосной песни. Это 4-5-голосные произведения, как бы песни-фантазии. Светская многоголосная песня - шансон - получила распространение и за пределами Франции.

В эпоху Возрождения широкое развитие получает инструментальная музыка. В числе основных музыкальных инструментов называют лютню, арфу, флейту, гобой, трубу, органы различного типа (позитивы, портативы), разновидности клавесина; скрипка была народным инструментом, но с разработкой новых струнных смычковых инструментов типа виолы именно скрипка становится одним из ведущих музыкальных инструментов.

Если умонастроение новой эпохи впервые пробуждается в поэзии, получает блистательное развитие в архитектуре и живописи, то музыка, начиная с народной песни, пронизывает все сферы жизни. Даже церковная музыка теперь воспринимается в большей мере, как и картины художников на библейские темы, не как нечто сакральное, а то, что доставляет радость и удовольствие, о чем заботились и сами композиторы, музыканты и хоры.

Словом, как в поэзии, в живописи, в архитектуре, произошел перелом и в развитии музыки, с разработкой музыкальной эстетики и теории, с созданием новых жанров, в особенности синтетических видов искусства, как опера и балет, каковые и следует воспринимать как ренессансные, переданные векам. Музыка эпохи Возрождения звучит и в архитектуре гармонией частей и целого, вписанной в природу, и в интерьерах дворцов, и в картинах, на которых мы видим всегда представление, остановленный эпизод, когда голоса умолкли, а персонажи все прислушиваются к отзвучавшей мелодии, которая и нам словно слышна..