Конспект урока на тему «Л.Н Толстой «Филиппок. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой Филипок

Учитель начальных классов

МОУСОШ № 9 г. Калининград

Кирпушко Наталья Ярославовна

УМК «Школа России»

3-й класс.

II класс

Л.Н. Толстой «Филиппок»

Цели урока:

    Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.

    Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища

    Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

    Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

Ход урока:

    Организационный момент.

— улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними

II . Проверка домашнего задания.

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(Произведение Л.Н. Толстого «Филиппок»)

— Сегодня мы продолжим работать над этим произведением, но для начала поверим, насколько внимательно вы читали произведение.

(3 человека работают у доски)

* Работа у доски (слайд-маркер)

1 ученик соединяет записанные на доске непонятные слова из произведения с их объяснениями

2 ученика составляют план произведения, записанный на карточках

(карточки перемешаны) (карточки размещены правильно,

сверка со слайдом)

Образец

Скучно дома

Скучно дома

Филиппок отправляется в школу

Опасная часть дороги в школу

Знакомая дорога

Встреча с учителем

Опасная часть дороги в школу

Раздумья на пороге школы

Раздумья на пороге школы

«Ты погоди хвалиться»

Встреча с учителем

Филиппок читает

Филиппок читает

Знакомая дорога

«Ты погоди хвалиться»

Остальные дети работают в парах

* Работа в парах

— Откройте стр.124, задание 11.

— Прочитайте задание (вслух читает 1 ученик: прочитать и объяснить пословицы, назвать произведения Л.Н. Толстого, которые им соответствуют).

— Проверим, работу рябят у доски (сигнальные карточки)

На доске пословица:

Всё хорошо, что хорошо кончается.

— прочитайте, объясните смысл ещё одной пословицы

— давайте все вместе ещё раз обсудим правильность ваших суждений на примере рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»

III . Обобщение, проверка знаний. Работа над произведением.

На доске:

*В *З *Р *З

* Построение сюжетной линии. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика героя.

— Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия)

— Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)

— Построим сюжетную линию. Откройте стр. 112.

— И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно прикрепляю к схеме)

— С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.

— Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)

— Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу ) (о/в)

— Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога ) (Опасная часть дороги в школу )

— Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

— Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)

— Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем ). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

— А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

— Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает )

Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)

Ты погоди хвалиться»)

— Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филиппок стал ходить в школу)

— Найдите и прочитайте заключение

* Физ.минутка: гимнастика для глаз

Назовите главного героя произведения. Составим его образ. На доске фразы из произведения о Филиппке. Найдите слова, где сказано, какой мальчик был в начале. А каким мы видим его в конце рассказа?

Слайд-маркер: (выходят по 1, выбирают и подчёркивают 2 цветами)

Скучно одному. Бросился бежать, стал кричать, споткнулся, упал. «Ты ещё мал, не ходи». Нашёл страх. Я страсть, какой ловкий! Учителя боится. Стал ходить с ребятами в школу. В горле от страха пересохло. Знал буквы, немножко читать умел. Осмелился.

оценим

— Кто помог измениться Филиппку? (Учитель, ребята)

— А как вы относитесь к Филиппку?

— Вернёмся к пословице. Вспомните, как вы её объясняли в начале урока, согласитесь ли вы со своим мнением теперь. Подходит ли эта пословица к рассказу, докажите своими ответами. (Филиппок боялся, но первый день учёбы в школе закончился хорошо)

— А вы можете сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается. Учёба – это тяжёлый, но очень интересный труд)

IV . Итог

    Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)

Паспорт героя

1. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) — У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

Отзыв по произведению

    Жанр, название

    Тема, о чём произведение (о школе, о желании мальчика учиться)

    Назвать главных героев

___________(другая группа)

    Охарактеризовать героев (маленький, но любознательный)

    Чему научил тебя этот текст (добиваться своей цели, не бояться)

— Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)

— Вам понравилось? Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.

      Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому произведению Л.Н. Толстого и пересказать его

Источники: Климанова Л.Ф. и др. «Родная речь»

МБОУ «Новоселовская школа»

Конспект урока по литературному чтению

«Л.Н.Толстой Филипок».

Выполнила

Фазылова Ленияра Айдеровна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Тема: Л.Н.Толстой «Филипок»

Цели: познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его произведением «Филипок»; совершенствовать творческие способности детей; упражнять в словесном рисовании; развивать речь, мышление, внимание, познавательный интерес.

личностные результаты:

    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

    воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;

    формирование коммуникативных умений.

метапредметные результаты:

    формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

предметные результаты:

    познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»;

    развивать навыки работы с текстом;

    формирование умения рисовать словесный портрет героя.

Ход урока:

    Орг.момент

Садятся те, которые ответят на вопросы:

На каком уроке мы сейчас?

Где мы находимся?

Как называют детей, которые учатся в школе?

Как называется стол ученика?

Как называется книга ученика?

Какое время года на улице?

Зачем мы в школе?

Как называется сумка ученика?

Какой месяц у нас сегодня?

    Актуализация знаний.

    Проверка домашнего задания:

Что было задано?

Как называлось произведение? (Слайд 2)

Прочитай текст …

Чему учит этот рассказ?

Почему дедушку не сажали за стол?

Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

Зачем Миша делал лохань?

Почему родители Миши заплакали?

2. Речевая разминка. Слайд 3

Ученик учил уроки-

У него в чернилах щёки.

Прочитайте:

Жужжащим чтением,

С радостью;

Скороговоркой.

    Работа по теме урока.

    Введение в тему урока.

Вы, наверное догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Сегодня мы будем говорить о творчестве русского писателя Льва Николаевича Толстого.

Как по- крымскотатарски звали бы Л. Толстого? (Арслан)

С каким его произведение мы познакомимся, вы узнаете, если прочитаете все синие буквы:

ФОИДЛУИДШПБЕОСЫК

Какую цель поставим перед собой?

Закончите предложение:

Познакомимся с новым произведением …

Отвечать на …

    Работа над произведением.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Филипок».

О ком пойдет речь в рассказе?

Посмотрите на картинку.

    Кого вы видите на переднем плане?

    Опишите мальчика. Какой он?

    Кого вы видите на заднем плане?

    Кто изображен слева?

    Опишите, какой он?

    Где происходит действие? Почему вы так думаете?

Имя Филипок от какого имени образовалось? (Филипп)

Чтобы узнать, что же случилось с Филипком, прочитаем это произведение.

Чтение произведения учителем.

    Словарная работа.

Поденная работа - работа, которая оплачивается по количеству проработанных дней. (обычно временная, сезонная работа, оплачиваемая из расчёта за один рабочий день).

Слобода - большое село, деревня.

Постреленок - непоседа, шалун, так обычно шутливо обращаются к детям.

Сенцы, сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Бедовый - шустрый, смелый.

Полы- нижняя часть раскрывающейся спереди одежды

    Физкультминутка Слайд 15-16

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В сторону, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

5 .Самостоятельное чтение произведения.

со-брал-ся выс-ко-чи-ла по-ка-зы-вать

по-дён-ну-ю спотк-нул-ся бе-до-вый

ос-та-лись пост-ре-лё-нок

от-цовс-ку-ю сен-цах

сло-бо-де по-се-ре-ди-не

Самостоятельное чтение.

6. Работа в парах (карточки с заданиями):

1 вариант (для сильных учеников).

Мог ли писатель дать другое название рассказу?

Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении?

2 вариант (для детей среднего уровня).

О ком эта история?

Кто главный герой?

Какого возраста?

Какие черты характера вы можете отметить?

    Обсуждение рассказа. Выборочное чтение.

Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)

Как повел себя Филипок, когда на него залаяли собаки?

А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

Найдите в тексте выражения, которые изображают. что происходило с Филипком.

Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)

Какие новые действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром).

Что вы можете сказать о мужике, какой он?

Что можно сказать о бабе?

Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся).

Нашёл страх

Испугался

Все эти слова близки по значению. Как они называются?

Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)

Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).

Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? ("Я бедовый…")

Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

Найдите в тексте еще выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка.

Так напугался, что говорить не мог.

В горле от страха пересохло.

Так каков же Филипок? (Филипок - самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

Совпало ли ваше предположение о том, какой мальчик с содержанием данного произведения?

Какая у Филипка была цель? (Хорошая, благородная - учиться, получать знания).

Мог ли писатель дать другое название рассказу? Как бы вы его озаглавили?

Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

IV. Итог урока.

Дайте характеристику Филипку.

Самостоятельный, настойчивый. Филипок добивается своей цели.

V. Рефлексия.

Грамоте учиться всегда пригодится

Друзья познаются в беде

Век живи век учись

Худой мир лучше доброй ссоры.

Кто за Родину горой тот истинный герой.

Какая из этих пословиц подойдёт к нашему произведению.

Добились цели, которую поставили перед собой в начале урока?

Чему посвящён был урок?

Что у вас получилось, а что нет?

    Домашнее задание. Слайд 21

2 вариант - пересказ.

Спасибо за урок. Слайд 22

Тема урока: Лев Толстой. «Филиппок».

Класс: 2 «Б»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Создание условий для формирования читательской компетенции школьников

Планируемый результат

Предметные умения

Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

Самостоятельно формулировать главную мысль текста;

Высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

Осуществлять анализ текста:

Находить в тексте художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения);

Личностные УУД:

Умение осознавать и определять свои эмоции;

Умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

Ориентироваться в духовно-нравственном содержании текстов.

Метапредметные УУД:

Самостоятельно формулировать тему и цель урока;

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Работать по плану;

Определять степень успешности своей работы и работы других.

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

1) Интонационная разминка.

2) Артикуляционная разминка.

3) Сообщение темы урока.

3. Изучение нового материала.

3) Словарная работа.

4) Физкультминутка.

5)Чтение учителем рассказа.

6) Чтение рассказа учащимися.

7) Беседа по вопросам.

4. Первичное закрепление нового материала.

3) Выборочное чтение.

4) Работа с пословицами.

5) Чтение по ролям.

5. Рефлексия.

6. Выставление отметок за урок.

7. Домашнее задание.

Ход урока

I . Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте!

С каким настроением вы вошли в этот замечательный класс?

Что этому способствовало?

Как же нужно учиться, чтобы все получилось в школе?

II . Актуализация знаний и сообщение темы урока.

1) Интонационная разминка.

"Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

Прочитайте это выражение так, что вам действительно весело.

А теперь выделите то слово, на которое я укажу.

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

2) Артикуляционная разминка.

Надуваем и спускаем «шарик».

Чтение скороговорки. (Тихо, громче, громко)

« У речушки, у речонки

Собрались одни девчонки».

Учимся говорить уверенно, четко, грамотно.

«Ра» - сильный дождь идет с утра;

«Со» - накачано колесо;

«Жи» - очень острые ножи;

«Ши» - в ясли ходят малыши;

«Ча» - молоточком я стучу;

«Ры» - у всех девочек шары;

«Чи» - а у мальчиков мячи;

«Рок» - вот и начался урок.

3) Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы не случайно выбрали такой девиз: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

III . Изучение нового материала.

1) Рассказ учителя о Л.Н. Толстом.

Учитель: Вспомним, что мы с вами знаем о творчестве Л.Н. Толстого (просмотр презентации)

У него открытое, умное лицо. Внимательный, проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей.

Л.Н.Толстой очень любил трудиться. Он пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые написал сам.

Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес.

В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом

2) Беседа о том, как учились дети в дореволюционной школе.

Этот рассказ о мальчике. Звали его Филиппок. Он очень хотел учиться в школе. В то время не каждый ребёнок мог учиться в школе. Люди жили бедно. Кому-то нечего было одеть, другие дети помогали дома по хозяйству и им некогда было учиться. И школы были не такие, как сейчас большие, светлые, красивые, в которых вы учитесь сейчас.

Школа размещалась в сельской избе. Где в одном классе учились дети разных возрастов. А учитель - один на всех. Он имел право наказывать детей за малейшую провинность. За невыученный урок или за непослушание детей били розгами. А вот Лев Николаевич учил детей так, чтобы им было интересно. Он никогда не наказывал своих учеников. И дети любили своего учителя.

3) Словарная работа.

Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Полы - нижняя часть, раскрывающаяся спереди.

Бежать во весь дух - очень быстро бежать, мчаться.

Немой – лишенный способности говорить.

Пострелец - озорник, сорванец.

Слобода – шёл по своей стороне, улице

4) Физкультминутка.

Грудку мы слегка надавим, шею гладить мы начнем,

И за ушками потрем. Мы под глазками покрутим,

Брови мы натрем слегка. Ушкам сделаем зарядку,

Носик вычистим – вот так. Каждый пальчик разотрем.

Ручки мы погладим снова - вот теперь мы все здоровы.

5)Чтение учителем рассказа.

Понравился вам рассказ?

6) Чтение рассказа учащимися.

7) Беседа по вопросам.

Как звали мальчика? (Мальчика звали Филиппок)

Куда он шёл? (Филиппок шёл в школу)

Кто повстречался на его пути? (На его пути повстречались собаки)

Как их звали? (Собак звали Жучка и Волчок)

О чём спросил учитель Филиппка? (Учитель спросил его имя)

8) Работа над правильностью чтения

IV . Первичное закрепление нового материала.

1) Чтение цепочкой, деление текста на части

Расположите в правильном порядке

2) Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».

– Если глаза устали, выполните такие упражнения:

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

Посмотрите в окно вдаль одну минуту.

3) Выборочное чтение.

Ответьте на вопросы словами из текста.

Кого он увидел в школе?

«…Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине…»

О чём спросил учитель Филиппка?

«- Ты что? - закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего

не говорил. - Да ты кто? - Филипок молчал. - Или ты немой?»

Что ответили ребята?

«- Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.»

4) Работа с пословицами.

Пословица-это короткое и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

А) НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ, СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Б) УЧЕНЬЕ-СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА.

Какие ещё пословицы об ученье вы знаете?

О чём эти все пословицы?(об ученье, что надо всю жизнь учиться, тогда будешь всесторонне развитым интересным человеком)

Для чего Филиппок, преодолевая страх, шёл в школу? (чтобы учиться)

5) Чтение по ролям.

Прочитаем отрывок рассказа «В классе» по ролям.

Какие герои рассказа встречают здесь? (Автор, ребята, учитель, Филиппок)

V . Рефлексия.

С каким произведением познакомились на уроке?

Что вы взяли для себя из этого урока?

V I . Выставление отметок за урок.

Оцени свою работу. Кому на уроке было понятно, со всеми заданиями справился – выставляет себе “5”. Кому трудно было, не успевал за ребятами, было что-то не понятно: у того есть возможность подготовиться дома и получить хорошую оценку на следующем уроке.

VII. Домашнее задание.

с. 138-140 чтение по ролям

Учитель начальных классов

МОУСОШ № 9 г. Калининград

Кирпушко Наталья Ярославовна

УМК «Школа России»

3-й класс.

II класс

Аналитический урок

Чтение

Л.Н. Толстой «Филиппок» (II урок, продолжение)

(учебник Л.Климанова «Литературное чтение»)

Цели урока:

    Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.

    Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища

    Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

    Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

Ход урока:

    Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними

II . Проверка домашнего задания.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

( Произведение Л.Н. Толстого «Филиппок»)

Сегодня мы продолжим работать над этим произведением, но для начала поверим, насколько внимательно вы читали произведение.

(3 человека работают у доски)

* Работа у доски (слайд-маркер)

1 ученик соединяет записанные на доске непонятные слова из произведения с их объяснениями

2 ученика составляют план произведения, записанный на карточках

(карточки перемешаны) (карточки размещены правильно,

сверка со слайдом)

Образец

Скучно дома

Скучно дома

Филиппок отправляется в школу

Знакомая дорога

Встреча с учителем

Опасная часть дороги в школу

Раздумья на пороге школы

Раздумья на пороге школы

«Ты погоди хвалиться»

Встреча с учителем

Филиппок читает

Филиппок читает

Знакомая дорога

«Ты погоди хвалиться»

Остальные дети работают в парах

* Работа в парах

Откройте стр.124, задание 11.

Прочитайте задание (вслух читает 1 ученик: прочитать и объяснить пословицы, назвать произведения Л.Н. Толстого, которые им соответствуют).

Проверим, работу рябят у доски (сигнальные карточки)

На доске пословица:

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Прочитайте, объясните смысл ещё одной пословицы

Давайте все вместе ещё раз обсудим правильность ваших суждений на примере рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»

III . Обобщение, проверка знаний. Работа над произведением.

На доске:

*В *З *Р *З

* Построение сюжетной линии. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика героя.

Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия)

Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)

Построим сюжетную линию. Откройте стр. 112.

И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно прикрепляю к схеме)

С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.

Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)

Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? ( Филиппок отправляется в школу ) (о/в)

Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога ) (Опасная часть дороги в школу )

Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)

Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем ). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает )

- Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)

Ты погоди хвалиться»)

Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филиппок стал ходить в школу)

Найдите и прочитайте заключение

* Физ.минутка: гимнастика для глаз

- Назовите главного героя произведения. Составим его образ. На доске фразы из произведения о Филиппке. Найдите слова, где сказано, какой мальчик был в начале. А каким мы видим его в конце рассказа?

Слайд-маркер: (выходят по 1, выбирают и подчёркивают 2 цветами)

Скучно одному. Бросился бежать, стал кричать, споткнулся, упал. «Ты ещё мал, не ходи». Нашёл страх. Я страсть, какой ловкий! Учителя боится. Стал ходить с ребятами в школу. В горле от страха пересохло. Знал буквы, немножко читать умел. Осмелился.

- оценим

Кто помог измениться Филиппку? (Учитель, ребята)

А как вы относитесь к Филиппку?

Вернёмся к пословице. Вспомните, как вы её объясняли в начале урока, согласитесь ли вы со своим мнением теперь. Подходит ли эта пословица к рассказу, докажите своими ответами. (Филиппок боялся, но первый день учёбы в школе закончился хорошо)

А вы можете сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается. Учёба – это тяжёлый, но очень интересный труд)

IV . Итог

    Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)

Паспорт героя

1. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

Отзыв по произведению

    Жанр, название

    Тема, о чём произведение (о школе, о желании мальчика учиться)

    Назвать главных героев

___________(другая группа)

    Охарактеризовать героев (маленький, но любознательный)

    Чему научил тебя этот текст (добиваться своей цели, не бояться)

Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)

Вам понравилось? Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.

      Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому произведению Л.Н. Толстого и пересказать его

Источники: Климанова Л.Ф. и др. «Родная речь»

МБОУ «СОШ № 4 г. Тосно»
Конспект урока литературного чтения
2 класс.
Тема: «Школа современная и школа в
старину». (По произведению
Л.Н.Толстого «Филипок»).
Программа «Гармония».
Кубасова O.B. Любимые страницы: учебник для 2 класса по
литературному чтению: в 2ч. Смоленск: Ассоциация 21 в.2012
г.

Учитель
начальных
классов: Скрипко Татьяна
Леонидовна
Первая
квалификационная
категория

2013 /2014 учебный год
Тема: «Школа современная и школа
в старину». (По произведению
Л.Н.Толстого «Филипок»).
Цель: дать первичные сведения о дореволюционной школе по
произведению Л.Н.Толстого «Филипок», сравнить с современной
школой.
Задачи:
1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению и учёбе;
2. Расширять и обогащать словарь учащихся;
3. Формировать специальные читательские умения: правильно называть автора и
заголовок, определять тему чтения и жанр произведения;
4. Развивать речь учащихся, воображение и мышление;
5. Воспитывать чувство сопереживания.
Оборудование:
портрет Л.Н.Толстого, книги Л.Н.Толстого: «Филипок» (3 разные издания),
«Рассказы для маленьких детей», «Рассказы о детях», «Рассказы для маленьких»,
К.Д.Ушинский «Рассказы о животных»; дополнительный текст для учащихся;
иллюстрации (дом Толстого в Ясной Поляне, фотография учеников Яснополянской
школы, «Азбука» Л.Н.Толстого); карточки с заданиями для коллективной работы
учащихся
.План урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний

3.Чтение и анализ произведения
а)первичное восприятие текста
б)работа с текстом после чтения
в)повторное чтение и анализ произведения
4Домашнее задание
5Итог урока
Ход урока.
1 Организационный момент.
Как хорошо уметь читать! Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать
Совсем не знает скуки.
О чём это стихотворении?
о том, как хорошо уметь читать.
Почему автор считает чтение ­ наукой?
книга рассказывает много нового, того чего мы не знаем
2 Актуализация знаний.
а)­ Сегодня у нас знакомый писатель.
Кто это?
+ Л.Н.Толстой.
Что вы знаете о нём?
написал много книг (перечисляют, которые знают)
б)Работа с выставкой книг
Я тоже принесла некоторые книги Л.Н.Толстого из библиотеки. Думаю,
что после урока вам непременно захочется прочитать эти книги.
Давайте их рассмотрим.
Нет ли среди книг ­ книг не по теме?
+ да. Ушинский «Рассказы о животных».

Докажите, что эта книга не по теме?
+ эта книга другого автора
Откуда можно узнать, не читая книг, о ком она пишет?
+ по рисункам на обложках, по названию книг
Кто прочитает названия книг?(книги: « Рассказы о детях»,
« Рассказы для маленьких», « Рассказы о детях» Л.Н.Толстого.
Как вы думаете, о чём все эти книги?
Для того, чтобы определить тему нашего урока, мы послушаем рассказ о писателе,
который вместе со мной подготовили Костя, Аня и Саша.
Костя С.:+ Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской области
(под Москвой) и прожил долгую жизнь. Он написал очень много разных произведений:
рассказов, сказок, басен. Лев Николаевич много работал. Свои сочинения он переписывал по
10 ­ 12 раз, чтобы сделать их хорошими. Будучи графом, Лев Толстой занимался и
крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал
печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен, уважать можно только
такого человека, который всю жизнь трудится
.Аня Б.:Лев Николаевич Толстой очень долго, 50 лет, жил в своём доме в Ясной
Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В
соседней деревне Толстой открыл школу и стал учить крестьянских детей по
учебникам, которые сам написал. Над азбукой он работал 20 лет. Писатель много
времени проводил с деревенскими детьми: зимой катался с ними на санках, коньках,
лыжах, летом ходил с ними за ягодами и грибами.
Саша Р.:Лев Николаевич в своей школе учил деревенских детей так, что им было очень
интересно заниматься. Он никогда не наказывал своих учеников. Дети любили своего
учителя. Добрая слава шла о школе Толстого. Деревенские мальчики и девочки очень
хотели в ней учиться. У Льва Николаевича Толстого было много талантливых учеников.
Например,Вася Морозов, повзрослев, стал известным писателем. Спасибо, молодцы!
(оценка, сообщение цели урока) .О чём же мы будем
+ Об учёбе, о школе,
читать и говорить сегодня на уроке?
о детях
О какой школе?
+ О школе в старину.
Современной или которая была раньше?
Молодцы. Сегодня мы будем читать и говорить о школе в старину и сравним с
современной школой.
Посмотрите(показываю иллюстрации).Вот дом Л.Н.Толстого., где он прожил 50 лет.
Это ученики Л.Н.Толстого, (фотография), рассмотрите получше после урока.

З.Чтение дополнительного текста.
Чтобы лучше представить далёкое прошлое, как учились дети 150 лет назад,
прочитайте дополнительный текст.
Читая, делайте на полях пометки:
V­ знал
+­новое
!­нравится
? ­ я думал иначе.
Сто пятьдесят лет назад в России было очень мало школ, дети простых людей не могли
учиться. А тем, кому и посчастливилось ходить в школу, приходилось учиться в одной
комнате с детьми разного возраста из разных классов. Учитель был один на несколько
классов, которые он учил одновременно. Педагог имел право строго наказывать
учеников за малейшую провинность.
Беседа после чтения.
Что уже знали?
Что для вас новое?
О чём вы думали иначе?
Рассказ учителя.
Первые школы для простых людей в России были при церквях и монастырях. Обучали
детей и на дому: собирал учитель (а это мог быть сельский поп или отставной солдат)
у себя несколько ребят и учил их грамоте по славянскому алфавиту, который создал
монах Кирилл и его брат Мефодий. Название букв было трудным и непонятным покой
­ аз­ рцы (пар) твердо ­ аз (та).
Что у меня получилось?
+ парта
Мой рассказ продолжит Оля Ренскова.
Чтение стихотворения (наизусть)
Она прочитает стихотворение Натальи Кончаловской.
В старину учились дети,
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б ­ как Аз да Буки,
В ­ как Веди, Г – Глаголь
И учитель для науки
По субботам их порол
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!

Вот каким пером писали
Из гусиного крыла, (показ картинки)
Спасибо, молодец!
Какое впечатление от стихотворения?
+понравилось
Физкультминутка
(проводит ответственный, «физкультурник»)
Работа по учебнику
А) Ответы на вопросы учебника
Откройте учебник, страница 137. Найдите начало урока по значку (колокольчик). Будем
читать вопросы автора учебника и отвечать на них.
Прочитайте ­ 1ый вопрос.
+ Как называется книга?
Отвечаем, Даша?
+ Книга называется «Филипок»
Кто автор?
Посмотри внимательно на обложку.
JI.H Толстой.
­Ваня, читай второй вопрос.
+ Догадайся по обложке книги, о ком в ней написано. Подумай, в
какое время жил мальчик, который здесь нарисован.
Как ты догадался?
(Дети отвечают)
+ О мальчике, Филипке.
+Жил давно.
­Как догадались?
+ Одет не по­современному; шуба, валенки, шапка меховая.
­Прочитайте 3­ий вопрос.
+ Кто написал эту книгу?
+ JI.H Толстой.
­Ребята, книга Л.Н Толстого «Филипок» много раз издавалась, и поэтому обложки этой
книги выглядят по ­ разному, (показываю 3 книги) Вот у меня три разных изданий этой

книги. Посмотрите на них, обратите внимание, какие здесь иллюстрации на обложке.
Перелистнули страницу на 138.
Б) Чтение про себя предисловия. Прочитайте предисловие с карандашом, отметьте,
что нового узнаете о писателе. О чем мы еще не говорили? /. Около ста лет назад в
России было очень мало школ, дети простых людей не могли учиться. Л.Н Толстой в
своей усадьбе «Ясная Поляна» открыл школу для крестьянских детей и написал
учебники: «Азбуку», «Четыре русские книги для чтения». В этих учебниках было много
рассказов, сказок, басен. По ним учились несколько поколений русских детей. Перед
тобой рассказ об одном из учеников того времени./
­ Что нового узнали о писателе, о чем мы еще сегодня не говорили?
+ Л.Н Толстой написал «Четыре русские книги для чтения».
Молодец! По этим книгам дети учились читать.
Первичное чтение текста
(Чтение текста вслух по частям сильными учащимися)
Будем читать произведение Л.Н Толстого по частям и учиться задавать вопросы по
тексту.
Читай,.Алена до слов.......................(«И мать оставила его дома»)
О чем бы вы хотели спросить?
+ Почему Филипок не ходил в школу?
+Все ли ходили в школу?
+Почему мать оставила Филипка дома?
+В какую школу хотел ходить Филипок?
+Почему он захотел идти в школу?
Ответим на последний вопрос
+ Он очень хотел учиться.
Молодцы! Читаем дальше. Продолжает читать Антон. 2ч. (
отцовскую и пошел в школу»)
Какие вопросы возникли?
+ За каким селом была школа?
+ Какую шапку нашел Филипок?
+ На какую поденную работу ушла мать?
­Кто объяснить, что за поденная работа?
старую,
«Взял

О значении этого слова (поденная) справимся в толковом словаре. Я подумала, что вы
обязательно спросите про это слово и приготовила закладочку в словаре. (Читаю по
словарю).
­Что же за поденная работа?

Учет и оплата работы по дням.
Какие вопросы хотите задать?
+ Пойдет ли Филипок в школу?
Можно я спрошу? «Почему он не пошел гулять?»
+ У него не было друзей.
+ Ему было скучно.
+ Очень хотел учиться.
­Молодцы, читаем дальше. Читает Лиза.
Зч. (куда ты, постреленок, один бежишь?)
­Какие вопросы возникли?
+ Почему сначала собаки его не трогали?
­Ответим на этот вопрос.
+ Они его знали, он шел по своей слободе.
­Кто объяснит, что называется слободой?
+ Улица?
+ Может это деревня?
­Давайте снова посмотрим, что?
+ Толковый словарь.
­Прочитай, Катя.
+ Слобода ­ большое село со свободными крестьянами, пригород.
­Продолжаем задавать вопросы.
+ Почему залаяла Жучка и Волчок?
+ Почему собаки за ними не погнались?
+ Как звали собак?
­Почему мужик назвал Филипка «постреленок»
­Ответим на этот вопрос.
+ Маленький, бежал быстро, как стрела.
­Куда упал Филипок?
­Можно я спрошу?
+ Да.
­Почему все с ним случилось?
+ Школа далеко.
Читает Ваня Устинов.
4ч (.........«Назад идти ­ опять собака заест, в школу идти ­ учителя
боится»)
­Какие вопросы хотите задать?
+ Какие голоса гудят в школе?

Почему испугался Филипок?
+ Как бежал Филипок?
­Ответим.
+ Во весь дух.
­Это как?
+ Очень быстро.
­Еще что он сделал, чтобы не споткнуться?
+ Подобрал полы.
­Как понимаете это слово?
­Полы ­ это нижняя часть раскрывающейся одежды. (Показываю на рисунке) Почему
Филипок приподнял края одежды?
+ Шуба длинная, наступит на край одежды и снова упадет.
­Давайте зададим один главный вопрос (пишу на доске: Что...) + Что сделает Филипок
?
­Ну, как вы думаете?
+ Пойдет в школу.
+ Я думаю пойдет в школу.
+ Я думаю, вернется домой
+ Нет, пойдет в школу, обратно идти собаки загрызут.
­продолжим читать.
Женя читай
5ч (....« Он посмотрел на учителя и заплакал»)
­О чем хотите спросить?
+ Как засмеялись ребята?
+ Каких ребят полна школа?
+ Почему молчал Филипок?
+Почему у него в горле пересохло?
+Почему он держался за шапку?
­Это очень важно.
+ Пустил ли учитель Филипка?
­Молодец, правильно. Что же сделает учитель?
Прочитаем дальше.
Читает Никита.
6ч (Все засмеялись)
­Какие возникли вопросы?
+ Похвалил ли учитель Филипка?
+ Почему учитель обещал, что Филипка отпустит мама в школу?
­Правильно, он ведь с мамой не разговаривал.
+ Почем Филипка не пускают в школу?

Обязательно ли надо учиться?
­Молодцы, читаем до конца.
7ч. Читай, Матвей.
­Какие чувства вызывает у вас Филипок?
+Понравился.
+ Он смешной.
­Ребята, мы задавали вопросы по тексту, но не на все ответили. На все вопросы мы
можем теперь ответить?
+ Да
.Беседа после чтения
.Стр 140. Прочитайте первый вопрос, который задает автор учебника.
+ Как ты думаешь, прав ли Филипок, говоря: « Я бедовый
Я
страсть какой ловкий!»?
+ Нет, он не прав, надо учиться.
­Каким себя называет Филипок?
+ Бедовый, ловкий.
­Кто объяснит, что значит «бедовый»?
+ Приносит беду, от него много бед
­Давайте уточним значение слова в толковом словаре.
+ Бедовый ­ смелый, решительный.
­Мог ли писатель дать другое название произведению?
+ Нет, такой мальчик был.
Групповая работа
­ Будем работать вместе в группах Приготовились к работе.
(Дети выходят из­за парт и встают по группам, 4 гр).
­ Вы отправитесь в далекое прошлое, в школу, в которую мог ходить Филипок.
(Раздаю карточки с заданиями).
­Прочитать слово
+ покой ­ аз ­ покой ­ аз
­Определить жанр произведения.
Филипок
Басня
Быль
Сказка

Проверка работы в группах.
(Д е т и садятся на место, сигнал к проверке, отвечают по желанию)
Чтение текста про себя
­Прочитайте задание 3, страница 140. Саша, читай.
+ Прочитай рассказ еще раз, подчеркни карандашом непонятные слова.
­ Кто прочитал, откройте рабочие тетради на странице 80.
­ Прочитайте задание.
Работа в рабочей тетради
+ Соедините слова и их объяснения.
­ Выполняйте.
/Украдкой
Слобода
Сени
Полы
Немой Помещение между крыльцом дома и жилым
Лишенный способности говорить.
Нижняя часть раскрывающейся одежды
Большое село, пригород
Если
.Коли

Скрытно, незаметно для других
помещением
Проверка задания в рабочей тетради
­ Проверим, как вы выполнили задание. Миша читает.
­ У кого по­другому?
+ ?
Молодец. Некоторые слова мы сегодня объяснили, на следующем уроке продолжим эту
работу.
Фронтальная беседа
Давайте сравним школу в старину, в которую ходил Филипок, со школой сейчас. В чем
сходство с современной школой?
+ Класс
+Учитель
+Дети учатся
+Столы, книги, доски
­В чем различие?
+ Разные классы в одном помещении;
+ Все кричат свое;
+Один учитель на четыре класса;
+ Возраст разный, учатся вместе.
­Сколько школ в нашем городе?

4
­Трудна ли для вас дорога в школу?
+ Нет.
­Почему?
+ Живем рядом.
­Хотели бы вы учиться в такой школе, в какой учился Филипок?
+ Нет
­Почему?
+ Один учитель на всю школу;
+ Трудно и непонятно учиться.
­Что бы вы хотели, чтобы было в школе будущего?
+ Учиться по компьютеру.
+ Ручка сама писала.
+ Электронные учебники (и т. д)
Домашнее задание.
­Какое домашнее задание вы бы хотели выполнить?
+ Нарисовать школу в старину.
+ Нарисовать школу будущего, придумать рассказ про школу будущего.
­Какое обязательное задание?
+ Выразительное чтение рассказа Л.Н Толстого «Филипок».
Итог:
Молодцы, все очень хорошо работали на уроке. За сообщение Косте, Ане, Саше и Оле я
поставила «5», они хорошо подготовились дома.
­Какова же тема нашего урока? О чем мы читали и говорили?
+ Говорили о школе в старину и сейчас, читали быль­рассказ Л.Н Толстого «Филипок».
­Можно ли утверждать, что школа уже не изменится?
+ Нет
­Почему?
+ Развивается наука и техника.
­Спасибо за работу, урок окончен.

Самоанализ урока литературного чтения.
Учебник: « Любимые страницы» О.В Кубасова. Программа
«Гармония» 2 класс
По
Тема урока: «Школа современная и в старину».
произведению JI.H Толстого «Филипок». В классе 30
человек.
До обучения в 1 классе из 30 учащихся целым словом умели
читать 2 человека, 12 человек читали по слогам, 10 учащихся
знали все буквы и могли прочитать слоги, 6 детей знали
только частично буквы, не умели читать даже слоги. Уровень
класса средний. Урок был дан в апреле 2011 года. На это
время способ чтения соответствовал норме у всех учащихся.
У 16 учащихся темп чтения выше нормы, у 11 учащихся темп
чтения соответствует норме и у 2 учащихся (Морозова В ­ 37
слов, Назаров И ­38 слов) темп чтения ниже нормы. Дети
эмоциональные, с неплохо развитой речью и памятью.
При подготовке урока использовала пособие «Литературное чтение» 2 класса:
поурочные планы по учебнику О.В Кубасовой. 2 полугодие (автор ­ составитель

Николаева О.В ­ Волгоград: «Учитель 2006 г, записи лекций на курсах ЛОИРО и
собственный опыт работы.
Приоритетной целью обучения литературного чтения является формирование
читательской компетенции младших школьников, осознания себя как грамотного
читателя, способного к творческой деятельности.
Исходя из этой цели, я выделила 5 задач, которые и решала на уроке.
На работу по произведению Л.Н Толстого «Филипок» отводится 3 урока. Данный урок
­ первый по изучению произведения.
На уроке я не провожу традиционной проверки домашнего задания, а весь урок посвящаю
теме дореволюционной школы, в которой учился «Филипок», /главный герой произведения
Л.Н.Толстого/ чтобы сохранить целостность восприятия данной темы.
Задача № 1
Чтобы пробудить у учащихся интерес к книге, желание читать самостоятельно,
провела работу с выставкой книг. (После урока несколько учащихся взяли почитать
дома книги JI.H Толстого, чем меня очень порадовали). Рассказ учителя чередовала с
сообщениями, которые приготовили дети под моим руководством. Помимо сведений о
творчестве писателя, его биографии, в рассказ включила факты из жизни писателя,
чтобы у учащихся складывалось представление о личности писателя, и каждый
ребенок смог бы высказать свое отношение к писателю.
Задача № 2
Проведена лексическая работа. Объяснение трудных слов проводилось при чтении
текста, использовала «Толковый словарь», иллюстрацию. При повторном чтении текста
дети успешно справились с заданием 3, в рабочей тетради страница 80.
Задача № 3
Развивала умение ориентироваться в книге по заголовку, иллюстрации, формируя
специальные читательские умения. На уроке использовала коллективные способы
обучения работу в группах. В группах ребятам работать нравится. Задания на уроке
выполняли дружно, самостоятельно. Лучше всех работала 2 и 3 группа, затем
выполнила задание 4 группа. 1 группа испытывала затруднение при выполнении 1 го
задания, потом тоже справилась с работой с небольшой помощью учителя.
Используя К.С.О, учащиеся самостоятельно определили жанр произведения.
Задача № 4В течение всего урока развивала речь учащихся. Во время чтения вслух,
дети вели диалог с автором, комментировали, учились задавать вопросы по тексту. В
ходе анализа текста сталкивались собственные мнения детей. Эти столкновения
являлись толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивали детей к
анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений.

Использовала такие формы работы как: умение ставить вопрос ктексту, высказывание
личного отношения к произведению, герою, поступку; давать полные ответы на
вопросы. Каждая из этих форм носила на уроке обучающий характер. Развитие
мышления, воображения, детской фантазии шло в результате рассуждений по ходу
чтения текста и при использовании приема антиципации. (Работа с обложкой книги,
определение темы урока). Во 2­ ом классе умением самостоятельно антиципировать
содержание текста каждый ребенок еще не овладел. Итогом урока была фронтальная
беседа после чтения, которая активизировала жизненные представления учащихся.
Дети сравнили школу в старину и современную школу, пофантазировали, какой будет
школа будущего, Домашнее задание, полученное на уроке, (нарисовать школу
будущего, школу в старину; устный рассказ о школе) тоже способствует развитию
творческой деятельности учащихся.
Задача № 5Урок построила так, чтоб дети могли сопереживать герою, показать свои
чувства. Для этого мною были продуманы вопросы на эмоциональный отклик детей. На
уроке была комфортная обстановка, дети не боялись высказывать свое мнение.
Домашнее задание дети выбрали сами. Все, что запланировала, было выполнено.На
уроке использовала информационные технологии (сообщение о писателе ­ учила
воспринимать информацию на слух; чтение дополнительного текста ­ развивала умение
извлекать информацию из текста. Здоровьесберегающие технологии (Проводились
физкультминутка, был отобран материал по возрасту и интересам детей; дети
чувствовали себя на уроке комфортно, поэтому не боялись высказывать свое мнение)
проблемное обучение (на уроке часто возникали вопросы проблемного характера);
обучение в диалоге (учитель ­ ученик, ученик ­ ученик); игровые (проводилась игровая
физкультминутка, игра в школу «Филипка»).За урок были выставлены 4 отметки за
отлично подготовленные дома сообщения. Считаю, что урок цели достиг.