Люли — непризнанные цыгане Средней Азии. Таджикские цыгане: короли попрошаек

Люли - таинственный народ, прошлое которого остается тайной для него самого. Одна часть представителей народности считает себя коренными жителями Средней Азии, другая - цыганами, в незапамятные времена пришедшими из Индии. Люли исповедуют ислам, но не соблюдают намаз, а большинство никогда не держало Коран в руках. Они владеют тайным языком рома, однако восточнославянские цыгане не считают их родственниками, презрительно называя «люляйками». Для большинства жителей постсоветского пространства люли - те самые цыгане, в любое время года окруженные плохо одетыми детьми и живущие попрошайничеством.

Где живут, численность

Точных данных о численности и расселении люли нет. Причин подобной ситуации несколько:

  1. Кочевой образ жизни между территориями государств постсоветского пространства.
  2. Отсутствие документов: 60% взрослых, 30% детей без паспортов.
  3. Отсутствие национальной самоидентификации: часть люли считает себя цыганами, часть относит к люли или джуги, другие идентифицируют себя таджиками, узбеками.

Основными регионами расселения выступают пригороды крупных населенных пунктов Таджикистана и Узбекистана. Крупные поселки люли в Узбекистане расположены вблизи Самарканда, Ташкента, Бухары. Таджикские представители народности живут в населенных пунктах Варзобе, Хисоре, Пенджикенте, Шахринаве, Турсунзаде.
Также отдельные представители или небольшие кочующие группы распространены в следующих государствах:

  • Туркмения
  • Казахстан
  • Россия
  • Киргизия
  • Афганистан

Общую численность среднеазиатских цыган, в чей состав входят ветви парья, кавол, чистони, согутарош, по официальным данным, составляет порядка 10 000 человек. Известны данные о количестве среднеазиатских цыган в Узбекистане:

  • 1926 г. - 3 710 чел.;
  • 1979 г. - 12 581 чел.;
  • 1989 г. - 16 397 чел.;
  • 2000 г. - 5 000 чел.

По неофициальным данным, в Таджикистане насчитывается порядка 30 000 представителей люли, без учета других цыганских народностей.

Название и происхождение

Вариантов значения этнонима «люли» столько, сколько версий происхождения народа. В местной среде существует легенда, что в стародавние времена у одной бедной семьи родились два ребенка: дочь Ли и сын Лю. Спасаясь от преследований вражеских захватчиков, семья пустилась искать новый дом в чужих краях. По дороге дети потерялись и приняли решение разделиться, отправившись искать родителей. Спустя много лет Лю и Ли встретились, но не узнали друг друга, влюбились и вступили в брак. Когда правда вскрылась, мулла проклял брата с сестрой и весь род: так появился народ люли.

Существует более экзотичная версия, объясняющая низкое социальное положение «проклятого народа» среди христиан. Иноверцы поймали апостола и решили сжечь на костре. Спасти святого прилетел ангел, однако увидел, как брат с сестрой из среды иноверцев предались любви. Ангел не смог выдержать богоненавистного зрелища и улетел, не сумев спасти святого. С тех пор народ люли считают проклятым: родственным не признают ни на христианской, ни на мусульманской земле.

Индийская теория

Наиболее правдоподобно с исторической точки зрения выглядит версия переселения люли и других цыганских народов из Индии. В книге «Шахнаме» («Книге о царях») персидского средневекового автора Фирдоуси содержится занимательная история. В V столетии подарком персидскому правителю Бахраму Гуру из Индии выслали порядка 12 000 артистов, музыкантов и певцов «лури».
Существует предание относительно причин столь щедрого подарка. На всенародном празднестве Бахрам Гур прогуливался по улицам города. Среди празднующих он увидел людей, танцевавших и певших без музыки. На вопрос о причине необычного веселья, ему ответили, что музыкантов среди народа нет. Бахрам Гур написал индийскому царю Шангулу, известному шумным двором, письмо с просьбой прислать артистов.
Несмотря на отсутствие документальных подтверждений ситуации, в персидском языке выражение «люли» переводится как «занимающиеся песнями и плясками люди». Подтверждает версию индийского происхождения народа и другое объяснение названия. Ряд исследователей связывает этноним с названием города на северо-западе индии Arur, или Al-rur, бывшего столицей древнейших раджей Синда.

Современное положение


Восточноевропейские ромы, одна из наиболее крупных цыганских ветвей, не считают народ родственным, презрительно называя «люляйками или люлишками». Удивительно, но и сами представители народности этноним «люли» считают оскорбительным. Так среднеазиатских цыган называет местное население Узбекистана.
В Таджикистане принято иное обозначение - джуги : слово в ряде индийский диалектов означает «отшельник, нищий». В некоторых регионах Средней Азии группы бродячих цыган называют мултони по имени пакистанского города Мултан. Оседлых называют косибы - «занимающиеся ремеслом». Сами себя люли предпочитают называть мугат , что в переводе с арабского языка означает «язычник, огнепоклонник»: нелишним будет вспомнить зороастрийские храмы огня. Некоторые группы люли используют самоназвание гурбат : арабский перевод слова звучит, как «одиночество, чужестранность, безродность».

Язык

Язык бытового общения люли различается в зависимости от региона проживания. Основной состав народа двуязычен: владеет таджикским (иранские корни), узбекским (тюркская основа) языками. В языке люли присутствует незначительный пласт лексики цыган рома. Многие люли в значительной степени овладели русским, поскольку приезжают в Россию на сезонные, длительные заработки.
Особенно интересен собственный, известный исключительно люли, тайный язык, называемый «арабча», «лавзи мугат». Суть языка состоит в замене общеупотребительных местных слов на видоизмененную лексику других языков. Создан «арабча», чтобы окружающие не понимали сути разговора, что позволяет тайно для остальных обсуждать друг с другом собственные дела. Факт использования тайного языка - один из важнейших культурных аспектов, доказывающий родственные связи люли и ветвей восточноевропейских цыган.

Внешность


Генетические, антропологические исследования выявили значительную схожесть цыган и жителей северо-западной части Индии. Несмотря на то, что в среде люли не приняты межнациональные браки, многовековое проживание в соседстве со среднеазиатскими народами отразилось на характерных чертах внешности, размыв очевидное внешнее сходство с индусами. К основным особенностям внешности люли относят:

  • высокий рост;
  • худощавое телосложение;
  • черные, каштановые вьющиеся волосы;
  • карие глаза, «живой» взгляд;
  • пигментация кожи в разы темнее народов Средней Азии;
  • узкая, длинная голова;
  • нос - орлиный, прямой.

Одежда

Одежду люли переняли у таджикского, узбекского населения. В отличие от ромы, носящих длинные складчатые юбки и шали, женщины люли одевались в просторные шаровары и длинные рубахи более пестрых, чем у местного населения оттенков. Голову покрывают платком, паранджу и чачван не носят. Сегодня чаще покрывают голову на мусульманский манер, поскольку это приносит больший доход при попрошайничестве. Из индийской культуры сохранилась традиция делать татуировки на переносице, скулах, щеках, запястьях женщин.

Семейный уклад


Возраст совершеннолетия наступает в 16 лет: с этого времени юноша может официально выбрать жену, попросить благословения родителей на брак. На практике брачный возраст наступает раньше, с 13-15 лет. Известны случаи женитьбы детей в возрасте 10-12 лет.
Существует разные формы брака:

  1. По сговору - традиционный вариант. При наступлении брачного возраста юноша указывал родителям понравившуюся девушку. Если родственников кандидатура невесты устраивала, в дом потенциальной супруги направляли сватов. Родня невесты смотрела в первую очередь на благосостояние семьи жениха. Если материальное положение устраивало - оговаривали размер выкупа, назначали день свадьбы.
  2. Сбеганием. К этому варианту прибегают в случае, когда обе семьи не согласны на брак. После сбегания влюбленные прячутся в доме родственников жениха, у друзей. Даже после одной ночи, проведенной в таком положении, девушка считается опороченной, поэтому у родителей не остается иного выхода, как согласиться на брак. Воздействием на родных жениха выступает старейшина рода. Согласно традиции, мужчина, пообещавший женщине верность в любви, должен отвечать за слова, иначе род ждет позор.
  3. Люлечный, обменный брак. Иногда родители сватают детей в детском, младенческом возрасте, а впервые молодожены видят друг друга лишь на свадьбе. Практиковался обмен детьми из семьи в семью, что позволяло избежать уплаты выкупа.

Главой семьи люли считается мужчина, однако основным «добытчиком» выступает женщина. Ежедневно вместе с детьми жена уходит за добычей милостыни, мужчина занимается домом. Детей с раннего детства приучают к попрошайничеству: чем раньше ребенок научится себя кормить, тем лучше. Девочки занимаются промыслом на протяжении всей жизни, мальчики с 12 лет остаются дома с отцом. Даже во время свадебной церемонии невеста клянется «кормить и обеспечивать мужа до последнего вздоха».

Жизнь


Основным занятием люли во все времена выступало попрошайничество. У народа существует легенда. Когда Аллах раздавал народам богатство, мугат золота не досталось, поэтому люли просят причитающуюся часть у других. Зазорным занятие народ не считает, воспринимая его как работу. Исследователи придерживаются двух основных версий, относительного подобной черты менталитета:

  1. Люли - выходцы из низших индийских каст, в том числе неприкасаемых, исторически живших подаяниями.
  2. В древнеиндийских верованиях одаривание просящих благотворно влияло на карму. Поскольку люди обязаны давать, значит должна существовать каста, принимающая милостыню.

Несмотря на версию происхождения люли от индийских артистов и музыкантов, в отличие от цыган рома, народ не зарабатывает на жизнь выступлениями. Помимо попрошайничества, люли занимаются сбором металлолома, разведением боевых петухов, торговлей лошадьми, ослами, борзыми щенками, мелкой бакалеей, разведением боевых петухов.
Среди оседлых встречались ювелиры и кузнецы, однако на сегодняшний день профессии практически утрачены. Еще одно традиционное занятие - изготовление чачвана, сетки из конского волоса, которой закрывали лицо мусульманки Средней Азии. Распространенный промысел - деревообработка, заключавшаяся в изготовлении кухонной утвари.

Религия

Люли считают себя мусульманами-суннитами, на практике слабо представляя особенности веры. Одна из неукоснительно соблюдаемых мусульманских традиций в среде люли - обрезание. Большинство не соблюдает намаз, мусульманские посты, не отмечает религиозные праздники. Из-за повальной неграмотности (школьное образование получило порядка 10%-30% представителей народности) люли не читали Коран. Женщины не закрывают лицо, обладают гораздо большей свободой по сравнению с мусульманками Средней Азии. Они свободно вступают в беседу с мужчинами, вмешиваются в общие разговоры, сидят за общим столом, участвуют в решении общественных вопросов.

Видео

Самоназвание: мугат. Цыгане Самаркандской и Сурхандарьинской областей иногда именуют себя мултони (этноним происходит от названия города в северо-западном Пакистане Мультан). Этнографическая группа цыганского народа. Расселены в основном в Узбекистане и Таджикистане. Язык: таджикский, дополненный небольшим количеством слов цыганского языка рома. Верующие: мусульмане-сунниты.

Среднеазиатские цыгане в Узбекистане:

1926 г. 3 710

1979 г. 12 581

1989 г. 16 397

2000 г. 5 000

Время появления среднеазиатских цыган на территории региона точно не известно, но продвижение из Индии по разным направлениям имело место в первые века н. э.

Записаны предания цыган Самарканда, повествующие о том, что уже в эпоху Темура они селились в городе в отдельном квартале.

На основании записей Бабура (XVI в.) косвенно подтверждается версия ученых нашего времени о том, что среднеазиатские цыгане выходцы из Индии. В частности, один из видов народных представлений хождение на ходулях, описанный им, возможно, был привнесен из Индии в Среднюю Азию именно цыганами.

Индийское происхождение предков цыган выдает обычай делать татуировку на лбу распространен у цыган, проживающих на юге Узбекистана.

О длительном пребывании цыган в Среднеазиатском регионе говорят, прежде всего, и такие факты, как использование ими таджикского языка в качестве разговорного, поскольку родной цыганский давно забыт. Слишком много общего наблюдается в костюме, ювелирных украшениях, народном театре и религии цыган и местных этносов.

В XIX - начале XX в. среднеазиатские цыгане делились на две этнические группы: мазани (мазанг) и люли.

Мазани жили преимущественно в Самаркандской области, а в самом городе поселились только в конце XIX столетия. До этого времени они обитали в Бухаре. В третьей четверти XIX в. около 200 мазани проживали в двух кишлаках, расположенных вблизи Самарканда. Основное занятие - земледелие. Кроме того, представители племени занимались мелкой торговлей в городах и селениях региона, за исключением Хивы. Женщины их отличались благообразностью и особой грациозностью.

Помимо Самарканда, мазани жили в Ташкенте и Коканде. По сведениям кокандского краеведа Пулатджона Каюмова, местных цыган называли огачи.

Одна из наиболее компактных групп мазани (около 500 чел.) была обнаружена этнографом Х. Х. Назаровым в середине прошлого столетия в Наманганском районе Андижанской области.

Крупное поселение среднеазиатских цыган было зарегистрировано в окрестностях Шахрисабза. По устному сообщению известного искусствоведа Л. Авдеевой, один из цыган шахрисабзского табора даже организовал хор. Во время посещения цыганской семьи учеными был зафиксирован до сих пор не отмеченный в исследовательской литературе обычай изымать из дома посуду, в которой угощали иноплеменников. Эта и другие традиции цыган свидетельствуют об их поверхностной исламизации.

Люли более всего подходят к понятию среднеазиатские цыгане. В конце XIX в. Самарканде и его близрасположенных районах насчитывалось около 500 цыган-люли. Здесь находились их длительные стоянки. Большую часть года они кочевали отдельными таборами, от 10 до 20 шатров в каждом. Зимой арендовали дома или хозяйственные постройки у местных жителей. Основное занятие: разведение, продажа и обмен лошадей, деревообрабатывающие ремесла (изготовление деревянных ложек, чашек, разной хозяйственной утвари). Практиковали ворожбу, народную медицину. Любители попрошайничать и приворовывать, даже несмотря на достаток. Одно из основных занятий цыган - коневодство имело выход на выделывание сит и другой продукции с применением конского волоса. Вот почему именно ремесленники-люли занимались изготовлением волосяных чачванов.

Цыган, вышедших из этого племени, но ранее проживавших в северо-восточной части Гиссара, по реке Ягноб и в других районах Таджикистана, местное население называло джуги (джучи). Джуги умели выделывать не только деревянные ложки, корыта, баки, но и изготовлять сельскохозяйственный инвентарь вилы, лопаты, ободья, ступицы. Женщины шили тюбетейки и пояса, мужчины делали оловянные кольца. Имеются сведения о том, что в начале XIX в. цыгане (этнографическая группа неизвестна) проживали в окрестностях Карши.

Между собой цыгане подразделяются по территориальному признаку:

ташкентские, бухарские, самаркандские и т.д.

В XIX - XX вв. всех среднеазиатских цыган, проживавших на территории современного Узбекистана, окружающее население называло люли.

Так теперь называют себя и сами цыгане. Все они мусульманизированы, но мулл не имеют. Тем не менее, чтили на людях мусульманские религиозные законы.

Художника В. В. Верещагина привлекал этнический тип люли, однако никто не хотел позировать, сказывались вековые предрассудки, запрещение изображать живые существа. Мастер все же сделал несколько портретов, в том числе местного цыгана и афганца.

Мазани и джуги женились только на девушках из своего племени, и этот обычай стараются соблюдать и в наши дни. Браки ранние. Паранджу цыганки не носили. Но некоторые женщины из мазани иногда носили халат с ложными рукавами и слегка прикрывали лицо.

Разное вероисповедание - главное отличие европейских цыган рома от среднеазиатских цыган люли.

Среднеазиатские цыгане в прошлом выступали бродячим цирком с участием палванов и дрессировщиков с прирученными медведями. На базарах можно было встретить цыган любителей петушиных и перепелиных боев.

Ныне популярны конные состязания. Танцовщицы и певцы чаще выступают на свадебных тоях своих соплеменников или на отдыхе у костра. Театральное искусство почти забыто.

Общие черты - это сходство менталитетов двух этнографических групп,

а также бытового уклада. Например, бязевые шатры цыган-люли очень близки шатрам европейских цыган.

Население Туркестанского края, как коренное, так и пришлое, терпеливо и с пониманием относилось к лишенному прав, находящемуся в постоянно бедственном положении полукочевому народу. Пожалуй, единственное право, которое было предоставлено мазани и люли в прошлом это собирать колосья пшеницы и других злаков после сбора урожая.

В конце 20-х гг. прошлого века в регионе была предпринята попытка как-то упорядочить сведения о них. Было установлено количество среднеазиатских цыган, проживающих в Узбекистане: 1918 лиц мужского пола и 1792 женского. По мнению многих этнографов, эта цифра сильно преуменьшена. Вероятно, часть цыганского населения отнесли к прочим, а часть, по языковому признаку, к таджикам. Все опрошенные цыгане свободно владели, помимо таджикского, узбекским и частично русским.

В 1926 г. правительство разработало комплекс мер по оздоровлению быта и уклада жизни отсталого в культурном отношении цыганского этноса.

Цыганское население начали активно привлекать на временную и постоянную работу в качестве сборщиков утильсырья. Местные власти в Шахрихане, Маргелане и других городах наиболее отличившимся цыганам выделяли помещения под жилье и всячески старались помочь им осесть.

В 1929 г. в Узбекистане был создан первый колхоз среднеазиатских цыган. В 1934 г. в Верхнечирчикский район было переселено и обустроено 20 цыганских хозяйств, в Шахрисабзский - 40, Канимехский - 20.

К середине 1937 г. в Узбекистане уже было создано 13 цыганских колхозов, охватывавших 324 хозяйства хлопково-огородного направления.

Самый передовой колхоз в республике находился в квартале люли, примыкавшем к окраине Коканда. В 1928 г. здесь была создана сельскохозяйственная артель из 10 хозяйств. В 1935 г. третья часть населения квартала была занята в колхозе, часть работала в качестве рабочих. Остальные вели традиционный кочевой образ жизни и только в зимний период возвращались в свою махаллю. В махалле была школа для люли на 20 мест. Учились и дети, и взрослые. Открыли цыганский клуб. В 1936 г. это был уже

солидный колхоз, объединявший 35 хозяйств. Колхозники имели коров, баранов, а малоимущим были розданы телки. Многие построили добротные дома.

В ряду передовых значился и цыганско-узбекский колхоз в окрестностях Маргелана. В 1937 г. он объединял 22 хозяйства. Цыгане перенимали опыт у коренного земледельческого населения, между ними установились добрососедские отношения.

Одновременно в местах, где имелись цыганские поселения, открылись кустарно-промысловые артели (в Коканде, Шерабадском и Бухарском районах). В Ташкенте успешно работала артель по изготовлению игрушек.

В Самарканде цыгане работали на шелкомотальной и конфетной фабриках, на мучном заводе; в Андижане и Асаке - на хлопкоочистительных заводах. В 1934 г. троих цыган удалось привлечь на Ташкентский сельмашзавод. В предвоенный период в цыганской диаспоре Узбекистана имелись свои кадры трактористов, шоферов, кузнецов, бухгалтеров. Появилась и своя интеллигенция. Если на первых порах учителя (в основном мужчины) заканчивали педагогические курсы, то позднее школьные педагоги

цыганской национальности имели и дипломы учительского института. Занятия в начальных классах цыганских школ проводились на родном (таджикском) языке. В 1938 г. уже несколько среднеазиатских цыган имели высшее образование.

Представители цыган избирались в правления колхозов и горсоветы. В постановлении от 27 августа 1933 г. было предписано горсоветам вовлекать среднеазиатских цыган в производство, учебные заведения и выдвигать на руководящую работу. В республике было создано несколько нарсудов и следственных участков специально для ведения дел люли.

Свертывание с 1938 г. национальной политики в отношении нацменьшинств для большинства цыганских колхозов оказалось губительным. Большинство цыганских колхозов, слабо обеспеченных техникой, распалось. В послевоенный период вновь активизируется процесс оседания цыган как в сельской местности, так и в городах.

Указ 1956 г. об оседлости цыган ускорил прикрепление среднеазиатских люли к постоянным местам проживания.

К этому времени значительная часть местных цыган, получивших среднее и даже высшее образование, имевших хорошую профессию и постоянную работу, при оформлении документов записывали себя узбеками. И это не случайно. Как отмечает этнограф Я. Р. Винников, в районах этнически смешанного населения в 60-е гг. прослеживались процессы этнического слияния небольших по численности национальных групп. Так, в Самаркандской и Бухарской областях цыгане (люли) постепенно растворялись в окружающем узбекском населении.

И все-таки, несмотря на все предпринимавшиеся со стороны государства меры и откровенные попытки самих цыган остановиться, традиция кочевать хотя бы несколько месяцев в году или, наконец, просто на время уйти от мирских забот, пожить, не обременяя себя ничем, у некоторой части этнографической группы не умирает.

В 60-е гг. ташкентские цыгане часто ставили шатровые городки у воды близ Келеса или вдоль железнодорожного полотна от станции Ташкент до Сары-Агача.

По данным переписи населения, в 1959 г. в городах Узбекистана насчитывалось 3 тыс., в 1979 г. 6 тыс. среднеазиатских цыган. Большинство из них называло родным языком таджикский, около 20% - узбекский.

Наряду с этим пользовались тайным языком лафц-и мугат. В 90-е гг. самаркандские мазани на летний сезон ежегодно располагались табором в 1215 семей под Бишкеком, в поселке Маевка. Шатры добротные, внутри импортные спальники и поролоновые матрасы. Табором руководил аксакал. При нем имелся совет из нескольких авторитетных цыган. Мужчины, как правило, отдыхали. Женщины, истинные кормилицы семьи, уходили в город, гадали и попрошайничали.

Природная сметливость помогла цыганам-люли в перестроечное время быстро сориентироваться, обзавестись своим делом. В республике есть ряд известных бизнесменов цыганской национальности. Малоимущие подались в Утильсырье. Имеющие лошадей занимаются, главным образом, сбором стеклотары и тряпья.

В Ташкенте цыгане-люли в основном расселены в старом городе и на массивах Спутник, Сергели, Куйлюк, Водник. Дети посещают школы с узбекским языком обучения.

В Янгиюльском районе Ташкентской области проживают цыгане-мусульмане, которых местное население называет крымскими. Возможно, это группа цыган, выселенных в годы второй мировой войны из Крыма.

Район на окраине г. Янгиюль, где проживают представители данной этнографической группы, получил название Нахаловка. И, кроме того, в этом районе есть группа цыган, которых называют цыгане-турки.

Известны и цыгане деятели культуры Узбекистана. По сообщению академика А. П. Каюмова, в середине 30-х гг. XX в. в Кокандском театре выступала актриса красавица Канизахон цыганского происхождения.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".

) , живут в Узбекистане и Таджикистане. Говорят на узбекском и таджикском языках с некоторыми элементами цыганской лексики. Общая численность около 20 тысяч человек. В Российской Федерации живет 486 среднеазиатских цыган (2002). Верующие - мусульмане-сунниты.
В Средней Азии местные цыгане известны под названиями люли, джуги, мазанг. Считается, что термин «люли» узбекского происхождения, «джуги» - таджикского, а сами среднеазиатские цыгане называют себя этнонимом «мугат». Среди основной массы среднеазиатских цыган выделяется группа мазанг, представители которых разбросаны по всей территории Средней Азии. Они никогда не вступали в родственные отношения с другими среднеазиатскими цыганами и резко выделялись по характеру традиционных занятий. О давности появления цыган в Средней Азии свидетельствует утрата ими своего языка и многочисленные заимствования различных элементов материальной и духовной культуры у окружающего населения. Большинство цыган двуязычны, они говорят на узбекском и таджикском, однако таджикский язык в быту является основным.
В антропологическом плане у среднеазиатских цыган прослеживаются аналогии с населением Индии. Также как и у индусов, у них существует обычай татуировки лба. В Самаркандской и Сурхандарьинской областях цыган называют бытует этноним «мултони» происходящий от города Мултан (Пакистан). В прошлом цыгане не имели земельных наделов и были вынуждены вести бродячий образ жизни. Однако у среднеазиатских цыган уже давно были места длительных стоянок вблизи городов и сел. Из таких стоянок выросли цыганские кварталы на окраинах Самарканда. Бухары, Ташкента.
Среднеазиатские цыгане придерживаются мусульманских обрядов. Они по-мусульмански хоронят умерших, совершают молитвы, постятся, соблюдают обряд обрезания. Однако в прошлом и у них, как и у многих других народов Средней Азии, ортодоксальный ислам сочетался с элементами доисламских верований, которые в семейном быту имели преобладающее значение. У цыган была распространена вера в духов (джин, пари, алвасти), в порчу - зиён, в силу оберегов и амулетов (тумор, бозбанд). Лук, перец, хлеб, острые предметы, рога барана считались оберегами от действия злых духов и сглаза. Особой сакральной силой наделялся волк: клыки и высушенный нос волка нашивали на одежду в качестве оберегов. Такой же силой обладал, по цыганским верованиям, дикобраз, колючки которого употреблялись в качестве оберега. Кашкадарьинские цыгане ели мясо дикобраза, а у самаркандских цыган существовало табу на мясо этого животного, и была распространена легенда о том, что некогда дикобраз был человеком.
Ремеслом занимались лишь немногие цыганские группы. Иногда среди цыган встречались ювелиры и кузнецы. Цыганки обычно изготовляли волосяные лицевые сетки - чачван. У ферганских и ташкентских люли были группы ремесленников, занимавшиеся выделкой щепного товара, изготовлением сит и решет, женщины плели решета, мужчины делали к ним ободья. Но в большинстве среди люли и джуги мужчины не были заняты трудом, представляя заботы о пропитании семьи женщинам. Для большей части цыган главным источником существования являлось нищенство, которым занимались женщины. Вооружившись мешками и посохами, которыми они отгоняли собак, цыганки ежедневно выходили на сбор подаяния, обходя двор за двором в городах и кишлаках. Попутно цыганки гадали, смотря в зеркало или в чашу с водой. Цыгане-мазанг нищенством не занимались совершенно. Мужчины мазанги изготавливали решета, сита, бубны, деревянную посуду.
Исконным жилищем цыган служил шатер (чодыр). Зимний шатер (чодири зимистон) состоял из бязевого полотнища, накидывавшегося на два или три врытых в землю шеста. Летний шатер (чодири гарм) представлял собой навес для тени, он был значительно меньше и держался обычно на одном шесте. В шатре расстилали кошму, раскидывали одеяла и подушки. Обогревались при помощи костра, разжигаемого в небольшом круглом углублении ближе к выходу. Пищу готовили на кострах, которые разводили вне шатра. От обычного чодыра отличалось жилище мазангов. Они строили шалаш (чайла) из дугообразных согнутых и воткнутых в землю толстых ветвей ивы, которые покрывали мелкими ветками, камышом и сухой травой. Чайла, высотой в рост человека, достигала длину 3-4 метра, двери были из камышовой циновки или завешивались полотнищем ткани.
Мужская и женская одежда среднеазиатских цыган ничем не отличается от узбекской или таджикской. В женском костюме отсутствуют характерные для европейских цыган широкая юбка и шали. Костюм среднеазиатской цыганки отличается от наряда узбечки только предпочтением ярких расцветок, необычной пестротой и сочетанием цветов. Цыганки склоны к украшениям - кольцам, серьгам, браслетам, ожерельям, но и эти предметы утратили национальное своеобразие.
Цыгане живут малыми, индивидуальными семьями. Сыновья отделяются сразу после женитьбы. Каждая семья ведет хозяйство и питается отдельно от других. Женщина занимает в цыганской семье подчиненное положение, хотя и является основной кормилицей семьи. Будучи мусульманкой, она не закрывала лица и не изолировалась от мужского общества. Только у некоторых групп мазангов в прошлом женщины носили джелак - халат со сложенными рукавами, который они набрасывали на голову, слегка прикрывая лицо. У среднеазиатских цыган существовал обычай уплаты калыма за жену, он целиком оставался у отца невесты. Широко было распространено многоженство: чем больше жен, тем больше работниц и выше достаток в семье. Девушек выдавали замуж с 12-15 лет. В брачные отношения вступали не зависимо от территориального расположения - ташкентские брали в жены самаркандских, каршинских. Однако ни одна из групп цыган люли и джуги не вступала в брачные отношения с мазангами.
У цыган были распространены кузенные браки, часто наблюдался обычай куч куёв - принятие зятя в дом. Характерными для цыган были перекрестные браки (карши кудо): две семьи договаривались о перекрестных браках своих сыновей и дочерей; калым в этих случаях не платили. Обычай леврита у цыган соблюдался в тех случаях, когда после умершего оставался ребенок. Сохранилась традиция, когда муж называет жену мугат зан (буквально - цыганка), а жена называет мужа по имени ребенка (отец такого-то).
Цыганские празднества (той) справлялись с характерной для Востока пышностью, на них собирались множество гостей. Очень популярны были на тоях петушиные бои и бои ослов. Особенностью цыганских тоев были также соревнования в беге. Мусульманский обряд бракосочетания происходил в доме невесты. Соблюдались различные свадебные обряды, бытовавшие у окружающего населения - проводы молодой в дом мужа, обведение новобрачной вокруг костра, обряд смотрения молодых в зеркало.
После появления первого ребенка справлялся обряд лачак бандон - повязывание головного убора замужней женщины. На сбор подаяния цыганка обычно выходила только после этого обряда. Цыганские семьи многодетны, но бродячий образ жизни губительно сказывается на положении детей, у цыган высокая детская смертность. Обычно женщины уходя на сборы подаяния, оставляют детей представленных самим себе или оставляют на попечение старух.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЦЫГАНЕ" в других словарях:

    Среднеазиатские цыгане условный термин для недифференцированного обозначения живущих преимущественно в Таджикистане и Узбекистане этнических групп люли (джуги, мугат, гидайгар, гарибшо, гурват), парья (чангар, хиндустани), кавол (шех… … Википедия

    Среднеазиатские цыгане условный термин для недифференцированного обозначения живущих преимущественно в Таджикистане и Узбекистане этнических групп люли (джуги, мугат, гидайгар, гарибшо, гурват), парья (чангар, хиндустани), кавол (шех момади),… … Википедия

    Цыгане мусульмане (хораханэ, миллет, турецкие цыгане, ашкали и др.) совокупность этнографических групп цыган, исповедующих ислам. Первые цыгане проникли в Европу между ХI и ХV веками через п ов Малая Азия (Анатолия). Языковой анализ… … Википедия Википедия

    Основная статья: Цыгане У этого термина существуют и другие значения, см. Рома. Рома одна из западных ветвей цыган (в ед. числе ром). Территория проживания: страны бывшего СССР, страны Восточной Европы. Встречаются также в странах… … Википедия

    Россия согласно конституции является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. При этом русские составляют около 80 % населения… … Википедия

    В таблицах представлены народы и народности России и их расселение по субъектам РФ с численностью (в скобках в виде процентной доли народа в субъекте РФ от численности народа в целом в стране по данным переписи 2010 года и переписи 2002… … Википедия

С приходом весны они появляются в вагонах электричек и метро, в городских парках и скверах, на рынках и у магазинов. Грязных, одетых как попало, их отовсюду гонят. От них брезгливо отворачиваются. Их называют узбеками, или таджиками, или цыганами. Но они ни те, ни другие, ни третьи. Это - люли. Древний народ со своими традициями.

Типичные высказывания о люли, услышанные от обывателей.

Это - таджики-бомжи. Жрать у них там нечего, вот они и лезут сюда, высматривают, где что плохо лежит…

Цыгане, они и есть цыгане. Гадают, наркотиками торгуют. А сами, наверное, где-нибудь хоромы имеют…

Презирают их даже среднеазиаты. И не только из-за различия в религии. Просто они - другие, бродяги. Им бы только попрошайничать да брюхо набить…

Так кто же они, эти смуглые странники, которых никто не любит, у которых нет своей страны, прописки, нет паспортов, словаря, алфавита, но есть свой своеобразный язык и обычаи?

«Жили-были бедные родители, они имели сына Лю и дочь Ли. Однажды в страну пришёл завоеватель, родители бежали в суматохе потеряли детей. Осиротевшие Лю и Ли пошли искать их - каждый выбрал свою дорогу. Через несколько лет они встретились и, не узнав друг друга, поженились. Когда правда открылась, мулла проклял их, и с тех пор это проклятие преследует их потомков, которые зовутся люли».

Это одна из легенд, которые повествуют о происхождении необычного племени. В предании - попытка объяснить не только происхождение самого слова люли, не имеющего перевода ни с одного языка, но и подчеркнуть замкнутость группы людей, отвергнутой окружающими.

Подавляющее большинство люли после скитаний по городам России зимовать уезжают в небольшие глухие аулы Узбекистана или Таджикистана, - говорит Салман, этнический таджик, уже несколько лет живущий и работающий в Новосибирске на стройке.

В Сибирь он перевез молодую жену, двоих детей. Снимает дом в городе Оби. Его жена Алия, кстати, без особых проблем (в отличие от мужа) устроилась бухгалтером в коммерческую фирму. Сейчас Салман подумывает купить свой дом недалеко от Новосибирска.

Ты не смотри, что они такие грязные и затравленные, - продолжает мой собеседник. - Кажется, что они совсем нищие, да? Но некоторые из них копят деньги и строят дома в Таджикистане. Хотя, конечно, это мало кому удается. Потому что их отовсюду гонят. Мужчин не принимают ни на какую работу. Да они и сами не хотят работать. Только таскают телеги с пожитками да устраивают временное жилье. А попрошайничают женщины и дети - тем и живут. Мужчины за это их очень уважают, защищают. Вот только зря говорят, что они воруют. Неправда. Люли - православные христиане. Чтят своего бога. Не признают абортов.

С трудом верится, что бродяга не склонен что-нибудь слямзить при случае…

В каждом народе есть такие. Даже у арабов, где за воровство отрубают руку. Но у люли это не принято. Главное - нищенство. Они - прирожденные попрошайки.

Конечно, подумалось мне, это субъективная оценка Салмата. И я решил познакомиться с кем-то из люли сам.

…Салим сидел на корточках на железнодорожной платформе Западной площадки. На вид - лет 27–30. Очень недоверчивый, настороженный взгляд. Пожимает плечами: не понимаю, мол, что от меня хочешь. Разговорить удалось только минут через десять. Хотя трудно назвать разговором наш странный диалог.

Детей у тебя много, Салим?

А где сейчас живете?

Там, - кивает он в сторону от города.

В палатке или в шалаше?

Зачем тебе?

Интересно. Ведь сейчас ночью уже холодно, а у тебя маленькие дети…

Они не болеют… Крыша есть. Старый сарай, печка топим…

Так вы живете сообща, табором или только со своей семьей?

Табор нет. Семья и друзья.

А кто твои друзья?

Из другая семья….

Это и есть твои близкие? - показываю на пять люли, сидевших рядом. Женщины очень молодые, с грудными детьми на руках. Пацаны и девчонки вертятся на перилах, что-то балаболят…

В ответ молчание.

Салим, а где ваши старики? Наверное, в Таджикистане оставили?

Нет. Старухи еду готовят…

Трудно приходится? Милиция гоняет?

На этот вопрос Салим не отвечает и отворачивается. Переключается на разговор с подростком на своем языке. Вот так и поговорили.

Живут они недалеко от города в лесопосадках или на заброшенных дачных участках. Они могут ютиться под полиэтиленовой пленкой и в шалашах, в конурах из картонных коробок и в водосточных коллекторах. Их гонят окрестные жители, и они на следующий ночлег перемещаются в другое место. Милиция тоже не дает покоя. Да и на рынке не разгуляешься - свои, «родные» бомжи гоняют. Что с ними считаться? Сколько люли - не знает никто. Недавняя перепись их не учитывала, у них нет никаких документов.

У люли был и кое-где продолжает сохраняться свой «тайный» язык арго. Точнее сказать, это не столько «тайный» язык, сколько «тайный» словарь, т.е. заимствованная из других языков и видоизменённая лексика, которая обозначает некоторые предметы, понятия и действия. Большинство люли до сих пор двуязычны, т.е. говорят на иранском (таджикском) и тюркском (узбекском) языках. Обиходным является таджикский язык. Люли используют «тайные» слова в своей речи вместо общеупотребительных таджикских и тюркских слов, так чтобы окружающие не могли понять, о чём говорится. Как писал в 1879 г. один из первых исследователей среднеазиатских цыган А.И. Вилькинс, «…люли не имеет ничего позади себя; он везде чужой…».

Если, например, у европейских, у российских цыган есть старейшина - барон, под покровительством которого могут находиться несколько десятков, сотен оседлых или кочующих соплеменников, то люли объединяются лишь в компактные группы по принципу самого близкого родства. Хотя более детальное знакомство с историей среднеазиатских цыган показывает, что «племя», которое обычно без разбора именуют «люли», на самом деле состоит из нескольких разных групп. Они отличаются названиями, образом жизни и, что важнее всего, сами противопоставляют себя друг другу.

Численность цыган в Средней Азии никто никогда точно не подсчитывал. Их примерно 25 тыс. человек. Реальная же их численность всегда была больше как минимум в два раза. «Сохраняющаяся замкнутость их образа жизни не позволяет исследователям глубоко проникнуть во многие сферы их жизни, правильно понять отличия разных цыганских и «цыганоподобных« групп друг от друга», - пишет кандидат исторических наук Сергей Абашин.

Кстати. Международная организация цыганских общин стран СНГ и Балтии пока не может найти лидера из таджикских цыган-люли для создания общественной организации. Об этом заявил председатель Международной организации цыганских общин стран СНГ и Балтии «Амро дром» («Наш путь») Олег Козловский корреспонденту ИА REGNUM. «Амро дром» ведет попытки создания цыганской общественной организации в Таджикистане. «Мы заинтересованы в создании такой организации в Таджикистане, но пока не можем найти лидера из таджикских цыган – люли, которые и сегодня практикуют кочевой образ жизни, не можем найти человека, который бы взялся за это дело», - отметил он.

С первыми лучами солнца к кишлаку Сомониён подъезжают полтора десятка микроавтобусов. У их владельцев договор с местными жителями - с "джуги" или, по-другому, "люли" - таджикскими цыганами. Они каждый день отвозят их в столицу и другие ближайшие города на заработки.

"Я работаю водителем у джуги уже 4 года. Они хорошо платят. Например, до столицы довожу за 3 Сомони с человека. Утром отвожу. Вечером в договоренном месте забираю и привожу сюда", - рассказывает Алишер, владелец маршрутки.

Ездят джуги практически всем селом – в экспедициях участвуют старики, женщины и дети. В городах они занимаются попрошайничеством и ничего зазорного в этом не видят. Это почетная профессия, доставшаяся им от предков, прибывших несколько столетий назад из Индии. На этот счет у них есть даже легенда:

"Когда всевышний раздавал людям их достаток, то и нашу часть отдал им, а то, что мы берем, принадлежит нам по праву", - рассказывает Рустам, "джуги". - "Не зря мы зовемся "джуги", что в переводе означает "найди и возьми"

"У нас все серьезно", - соглашается с ним Фатима, "джуги". - "Даже специальная одежда есть для попрошайничества. Это широкое платье до пят и мешок, в который мы собираем пожертвования.

Каждый выезд в город у джуги заранее распланирован. Часть попрошаек собирается у кладбищ и мечетей, занимает места на многолюдных улицах. Другие ходят по домам и квартирам. Чтобы достичь максимальной эффективности и покрытия, и не заходить в один и тот же дом дважды, города поделены на сектора.

"Железо, собираем железо. Старые холодильники, трубы, печи," - ходит по улице мужчина-джуги.

Взрослые мужчины джуги занимаются сбором и перепродажей металлолома. Это практически монополия цыган в стране. Афзалшо в бизнесе уже пять лет и, говорит, что никто не может составить им конкуренции. Секрет успеха бизнеса - автомобиль "Москвич-412".

"Эту модель авто мы покупаем всего за 100 долларов. В отличии от других машин, она полностью из металла и через год использования ее можно сдать на металлолом за ту же цену или даже дороже", - рассказывает Афзалшо, "джуги". - "К тому же у "Москвича" есть рессоры, и на него можно погрузить до тонны железа. Ну, еще у нас в поселке жил автомеханик, который обучил всех своей профессии. Дело в том, что он умел ремонтировать только Москвичи", - рассказывает он.

На заработки в город выезжают не все. Те, кто остаются в кишлаке, занимаются выпасом скота. В основном это дети и подростки, которые ходят в школу. Им нельзя далеко уезжать из поселка, чтобы не пропускать занятия.

"Это мой конь Саман. Это порода досталась нам от наших предков. Мы выращиваем лошадей и никогда не продаем чужакам", - с гордостью демонстрирует Алиджон Кучумов, "джуги".

Также мужчины занимаются коневодством. Настоящего цыгана нельзя представить без доброго коня, говорит Алиджон Кучумов. Традиция разводить лошадей осталась, несмотря на оседлый образ жизни, который джуги ведут уже более 100 лет.

Весной, когда по всему Таджикистану проходят соревнования по "бузкаши" - козлодранию, Алиджон путешествует от игры к игре. Он и его односельчане побеждают чаще всего.

"В день коню я даю 16 килограммов отборного овса. А еще есть сено и отруби. Это очень затратное дело, но отдается сторицей", - говорит Алиджон Кучумов.

О своем любимце Алиджон заботится особо. Победа хотя бы в одном "бузкаши" позволяет кормить коня целый год. А в нескольких - помогает прокормиться и хозяину.

Раньше цыгане были знамениты своими золотыми украшениями. Ювелирное ремесло передавалось из поколения в поколение. Но за последние 40 лет умерли все ювелиры кишлака, так и не оставив учеников.

"Это наша трагедия. Этих мастеров нет среди нас более. Те, у кого был талант к ювелирному делу, не хотели учиться, были молодыми и горячими. Так мы потеряли наше ремесло", - сетует Рустам, "джуги".

В остальном таджикские цыгане живут практически также, как и другие жители страны. Та же пища – плов, шурпа и лепешки. Национальная таджикская одежда, обычные для страны дома, традиции и обычаи. Но есть и свои мелкие, на первый взгляд неразличимые детали.

"Вот эта девочка, наша соседка. Она приходит каждый день к нам и помогает убирать, ухаживать за скотиной, готовить. Ест тоже с нами. Мы пригляделись к ней и решили, что она будет через пару лет женой моего сына. Она принесет клятву, что будет содержать моего мальчика всю его жизнь", - говорит Каромат Кучумов, "джуги".

В стране сегодня проживает всего несколько десятков тысяч цыган-джуги, это меньше 1% всего населения. Но при этом они сохранили свою этническую идентичность. В основном - из-за необычного мировоззрения и образа жизни, в первую очередь любви к попрошайничеству. Им некомфортно жить вперемешку с другими народностями, поэтому у люли собственные поселки.

Анушерворн Арипов, Насим Исамов, "Настоящее время", Таджикистан