Классный час «Слава хлебу на столе. Музыкально – литературная композиция «Хлеб – это жизнь

Организация праздников и мероприятий в учреждениях профессионального образования

Для людей нашего поколения, воспитанных на ценностях советского времени, слово «хлеб» не просто продукт питания. Хлеб – это что-то особенное, близкое к слову «святость». Наверное, с молоком матери мы впитали в себя великое уважение к этому слову.

К сожалению, нынешние мальчишки и девчонки, нынешние подростки не испытывают этих чувств. Они уже далеки от того времени, когда хлеб на стол приходил к нам через кровь и пот тех, кто его растил. Они не знают лихих военных лет, когда каждая крошка хлеба была на вес золота, они уже не знакомы с теми ленинградцами, которые могли бы рассказать что такое «блокадный хлеб». Поэтому я считаю, что мы взрослые, мы педагоги должны взять на себя миссию рассказать подрастающему поколению об истинной ценности хлеба.

У нас в районе, в глубинке Новосибирской области, традиционно осенью проводится праздник сельскохозяйственного работника, на котором чествуют и героев жатвы, т.е. тех людей, которые, не смотря ни на какие невзгоды боролись за урожай. А мы педагоги училища, приурочиваем к этому событию свой праздник, целью которого является воспитание бережливого отношения к хлебу, воспитание уважения к нелегкому труду хлеборобов, воспитание патриотизма.

Сценарий литературно-музыкальной композиции:

« Праздник урожая »

Цели:

- воспитание бережного отношения к хлебу;

Научить видеть и уважать труд хлебороба;

Раскрыть ценность хлеба;

Расширить представления учащихся о Великой Отечественной

войне, о блокадном хлебе;

Воспитывать патриотизм, бережливость;

Расширить кругозор обучающихся.

Оформление зала: 1. Плакаты с пословицами о хлебе.

2. Стенд « Поэты о хлебе».

3. В центре сцены - Сноп из пшеницы.

4. Большой плакат с изображением каравая и со словами «Хлеб всему голова»

5. Экран, мультимедийное оборудование.

6. Выставка хлебобулочных изделий.

Участники: В качестве гостей ветераны труда, бывшие выпускники училища, мастера производственного обучения, учащиеся профессий: «Тракторист-машинист с/х производства», «Повар, кондитер», Маслянинский русский народный хор.

На сцене хор, исполняет песню: «С чистым сердцем мы встречаем дорогих гостей своих…», в это время входят ветераны труда, победители урожая 2012года, бывшие выпускники училища. Зал встречает гостей аплодисментами.

На экране высвечиваются слова: «Тот, кто сумеет вырастить два колоса на том месте, где рос один, навеки заслуживает благодарность человечества» (К. А. Тимирязев) или

«Есть в мире понятия, ценность которых непреходящая. Эти понятия – воздух, земля, вода, солнце. К таким понятиям можно отнести и хлеб, даже изобилие хлеба не должно порождать его расточительство»

Ведущий 1: (в руках маленькие пшеничные колоски).

Из маленького зёрнышка вырастают колоски. Один колосок легко помещается на ладони. В этом колоске сплав энергии солнца и человека, труд многих людей: металлургов и машиностроителей, химиков и нефтяников, учёных и механизаторов. Сотни лет назад люди научились печь хлеб. Мы встречаемся с ним каждый день. Без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости – добрый наш друг, имя которого на всех языках произносится с любовью. Хлеб – древний и вечно молодой продукт человеческого труда. Случается, что люди порой забывают о том, что в хлебе труд миллионов людей, отражена история народа и вы, дорогие друзья, имеете непосредственное отношение к хлебу, знаете ему цену. Сегодня о хлебе наш рассказ.

2 ведущий: Хлеб – один из самых удивительный продуктов человеческого труда. В тот момент, когда человек испёк первую лепёшку из своего урожая, он обеспечил своё существование. Примерно 17 тысяч лет назад несколько племён поселились в долине Нила, они изобрели первые серпы, первые камнетёрки, на которых получили муку, они первыми испекли хлеб. Прошло много времени, труд хлебороба стал другим, но не стал легче.

1 ведущий : Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на нашей планете. К. А. Тимирязев сказал: « Тот, кто сумеет вырастить два колоса на том месте, где рос один, навеки заслуживает благодарность человечества». Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно не дорогие булки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали труд ни одного, ни двух, ни трёх, а труд многих людей.

2 ведущий : День и ночь и в палящий зной, и в дождь – идёт битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай выстрадан ими, тысячи людей трудятся, чтобы вырастить зерно, собрать и смолоть его, выпечь хлеб. (В это время идёт видеокольцовка: «Вести с полей. Урожай 2012.» , «Вести Новосибирск» http: //www.nsktv.ru/, «ОТС. Вести » http:// otstv.ru/main. или фрагмент кинофильма «Русское поле».)

1 чтец : У крестьян торжественные лица,

Поле всё зарёй освещено.

В землю за сельскою станицей

Хлебное положено зерно.

Спит оно в кубанской колыбели

Как отец склонился над зерном

В куртке перешитой из шинели,

Бледный от волненья агроном.

Пусть же нива колосится,

Будут этой осенью полны

Нашей рожью, нашею пшеницей

Все зернохранилища страны. (Л. Смеляков)

Музыкальный номер. Песня «Отвечает любовью земля» в исполнении хора.

2 чтец: (Девушка, в форме повара, читает стих с показом слайдов: «Виды хлебобулочных изделий»

Вот он - хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой,

Вот он – тёплый золотистый,

Словно солнцем залитой.

В нём здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло,

В нём земли родимой соки,

Солнце свет весенний в нём!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

И не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле. (Л. Татьяничева)

1 ведущий : Когда берёшь в руки пахучий, прогретый жаром печи кусок хлеба, нередко испытываешь какое – то затаённое, до конца не осознанное чувство благодарности к хлебу. Он дёшев и доступен для всех, и заменить нам его никто не может, По подсчётам учёных медиков, взрослый человек обычно съедает в день около 500 грамм, а при тяжёлой физической работе – 800 грамм хлеба. Половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает из хлеба. В нём много минеральных солей и витаминов.

2 ведущий : Выросло не одно поколение людей,которые не знают, что такое хлебные карточки, бесконечные очереди за хлебом, которым неведома чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, корней травы, лебеды. Но никто не остаётся равнодушным, слушая рассказы ветеранов Великой Отечественной войны о фронтовом хлебе.

В годы войны в сёлах оставались лишь старики, женщины и дети. Их сомоотверженный труд помог солдатом одержать победу над врагом.

3 чтец: Трудно родится хлеб,

Трудно хлеб достаётся,

Тот, кто душою слеп,

Может быть усмехнётся,

Обескуражен тем,

Как я с достатком в доме,-

Хлеб суеверно ем

Крошки смахнув в ладони.

Это живёт во мне

Память о той войне

Горькие времена!

Худенький мальчик, где же ты?

В сутки лишь горсть зерна –

Триста граммов надежды

Бабушка нам пекла.

Хлеб из скупой мучицы,

Жизнь, что давно прошла

В сердце моё стучится…

Хлеб нас от смерти спас

Он и сейчас бессмертен

Всё настоящее в нас

Этою мерою мерьте! (А. Дементьев)

1 ведущий: Был хлеб всегда в почёте на Руси –

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? Спроси

Тебе ответить могут ленинградцы.

(При чтении текста используется видеосюжет хроники военных лет. «Блокадный Ленинград»)

Во время ВОВ жителям Ленинграда (Санкт-Петербурга) выпала страшная доля. Они 900 дней жили в условиях вражеской блокады. В это время рабочие и инженерно – технические работники получали по 250 граммов хлеба, а остальные жители по 150 грамм. Он состоял из муки низкого качества и всё-таки этот хлеб помог Ленинградцам не только выстоять, но и победить. История борьбы и сопротивления ленинградцев – образец стойкости человека. Более 640 тысяч ленинградцев умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище тысячи могил. Около одной всегда многолюдно, посетители стоят и молча плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба, а рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тогда!»

4 чтец: На Невском замерло движение…

Не ночью, нет – средь бела дня,

На мостовой как изваянье фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне седая женщина стояла –

В её протянутых руках горбушка чёрная лежала.

Нет не горбушка, а кусок, обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин и всё забывшим равнодушьем…

«Кусочек этот бы тогда…кусочек этот бы тогда

Кто осквернил? Кто позабыл блокады страшные года.

А Пискарёвку кто забыл? Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок лежащий здесь, у ваших ног,

Кусок, не подаривший жизнь,

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь! Кто предал жизнь?

(Р. Рождественский)

2 ведущий: За хлеб люди порой жизнь отдают не только на войне, но и в мирное время. Уже в после - военное время, вблизи мордовского села Ново-Пшеново, загорелось пшеничное поле: провисли электропровода и коснулись земли. В это время проезжали мимо два друга, уроженцы этих мест: Андрей Кузнецов и Владимир Щанкин и увидели пожар. Нужно было укоротить провод под напряжением 110 квт, чтобы он не касался земли. Андрей стал кусачками перекусывать провод, а Володя – гасить огонь. Потом кусачки взял Володя, и стал перекусывать провод. Никто из ребят не подумал, выдержит ли изоляция такое напряжение? И вдруг Андрей увидел, как Володю отбросило, и он упал на землю, а на проводах качались кусачки… Хлеб был спасён ценой жизни Владимира. Он посмертно был награжден Орденом Красной Звезды.

1 ведущий: И в настоящее время, ценою огромных усилий труженики сёл нашего района выращивают урожай. 2012 год стал настоящим испытанием для наших хлеборобов, но не смотря на неблагоприятные погодные условия им удалось вырастить хороший урожай. Такие хозяйства как ООО «Сибиряк», руководитель Сенников Алексей Геннадьевич, собрали 14,3ц/га зерновых, а ООО «Сибирская нива», руководитель Ляхов Сергей Александрович, получили 17,5ц\га. В целом по району урожайность зерновых и озимых составила 14ц/га и 21ц/га соответственно.

Среди награждённых механизаторов есть и наши выпускники. В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 13.08.2012 года №375-п «О мерах по своевременной подготовке и проведению уборочных работ в 2012 году» и распоряжением администрации Маслянинского района за большой личный вклад в развитие с/х производства и многолетний труд были награждены Почётной грамотой Законодательного Собрания Новосибирской области:

Черняйкин Александр Николаевич, механизатор ЗАО АПК «Маслянинский Лён»; (выпускник 1984года).

Реутов Андрей Николаевич, механизатор ООО «Сибирская Нива»; (выпускник 1987 года)

Чаузов Олег Викторович, механизатор ЗАО АПК «Маслянинский Лён»; (выпускник 2006года).

За многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм были награждены Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства Новосибирской области:

Ильясов Александр Александрович, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

(выпускник 1995 года)

Дударев Владимир Николаевич, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

(выпускник 1990 года)

Огнёв Роман Сергеевич, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

(выпускник 2000 года)

Хочется сказать о трудовыхдинастиях: это, например, братья Гредины – Валерий и Слава – будущий выпускник 2013 года, которые трудились в ЗАО АПК «Маслянинский Лён», управляющим компании является Н.П.Кулешов, директором А.С.Баев.

Слово предоставляется директору ЗАО АПК «Маслянинский Лён» Баеву Алексею Сергеевичу.

Слово предоставляется выпускнику нашего училища, механизатору ЗАО АПК «Маслянинский Лён» Гредину Валерию.

Музыкальный номер. Песня: «Хлеб всему голова». Автор В.Ф. Балачан.

За более полувековой срок существования наше училище подготовило и выпустило тысячи специалистов, которыми мы гордимся. Мы благодарны нашим мастерам, которые передают нам свой опыт и мастерство: это

Фогель А.А., Шкуропат В.А., Казанцева Л. И.- общий стаж их педагогической деятельности более 25 лет, Дубовской М.А., Ковязин Ф. Х.- их общий педагогический стаж более 15 лет.

2 ведущий: К хлебу у нас должно быть святое отношение. Не нужно забывать никогда сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются такие вкусные булки и пряники.

5 чтец: О хлеб, о мой товарищ, ты суров!

Веками люди лили пот и кровь –

И твоё имя, превращаясь в крик,

Срывалось с пересохших губ у них…

Веками тайной властью своей

Ты по неволе разделял людей…

Но миллионы именем своим соединял!

И был для них один!!!

Творец народов и людских судеб,

Да будет свято твоё имя, хлеб!

И пусть оно порой горчит,

Но рядом с правдой хорошо звучит!

О, хлеб, я знаю в каждом есть оно

Ржаное иль пшеничное зерно,

Которое – бывает, много лет –

Упрямо пробивается на свет…

И верно, для достойных день придёт,

Когда зерно достойное взойдёт…

И все колосья мы соединим

О, хлеб, высоким именем твоим!

(А. Руденко)

1 ведущий:

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной,

Говорим мы (вместе ведущие и чтецы)

Берегите хлеб родной.

Слово для награждения учащихся ГБОУ НПО НСО ПУ № 77 главному агроному, ветерану труда ООО «Сибирская нива» Батарцеву С.В.

Музыкальный номер. Песня « Шумят хлеба». Авторы: Н.Гребенников, Н.Добронравов

2 ведущий: Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

Музыкальный номер. Под звучание песни «Ты цвети, Россия наша» (Авторы: Н.Палькин, В.Левашов) вручается каравай мастерам и учащимся - участникам уборки урожая 2012г.

Воспитательский час

литературно – музыкальная композиция

«ХЛЕБ – ВСЕЙ ЖИЗНИ ГОЛОВА»

Цель: Рассказать о хлебе – продукте номер один. Учить бережливому, разумному отношению к нашей святыне - хлебу. Рассказать об истории хлеба, о современных способах его возделывания.

Оборудование: Картины о хлебе, хлебобулочные изделия, книжная выставка, мультимедиапроектор, презентация «Что такое хлеб».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Актуализация темы.

Воспитатель: (демонстрация слайдов с загадками)

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем.

Что это? (хлеб)

Так о чем сегодня на занятии будем говорить?

Кто определит тему нашего занятия?

Что мы сегодня узнаем о хлебе?

Итак, мы определили тему “Хлеб – все жизни голова”

Определили цель

    узнаем кто производит хлеб, и поговорим о том, как нужно относиться к хлебу.

"Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко."

(работа по слайдам).

А сейчас я хочу вам рассказать историю возникновения хлеба на Руси. Демонстрация слайдов.
Хлеб - один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в Неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запеченой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. Потомки такого раннего хлеба изготавливаются в настоящее время из различной крупы по всему миру, например, мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский poa ping, шотландская овсяная лепешка, североамериканская кукурузная лепешка и эфиопская инжера. Такой хлеб в виде лепешки стал основой пищи многих древних цивилизаций: шумеры ели ячменные лепешки, а в XII веке до н. э. египтяне могли купить в палатках на улицах деревень лепешки, которые назывались та.
Считается, что хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте в связи с местными благоприятными условиями для роста пшеницы, а для приготовления такого хлеба потребовалось вывести сорт пшеницы, обладающий двумя новыми свойствами. Первое улучшение, сделанное к началу египетских Династий, состояло в том, чтобы найти и выращивать пшеницу, которую можно было бы молотить без предварительной сушки на огне. Находка сорта пшеницы, содержащего достаточно много клейковиновых протеинов, стало вторым открытием, которое помогло появлению дрожжевого хлеба. Считается, что первоначально дрожжевое тесто стало использоваться в XVII веке до н. э., но пшеница, из которой можно было делать такое тесто, встречалась очень редко. Вывод о недостатке такой пшеницы был сделан на основе данных о том, что такая пшеница практически не привозилась в Древнюю Грецию до IV века до н. э. несмотря на отлаженные торговые связи между Египтом и Грецией, существовавшие к тому времени уже 300 лет.
Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для это нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой. Плиний Старший писал, что галлы и иберийцы использовали снятую с пива пену, чтобы делать «более светлый хлеб, чем [делали] другие народы». В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения . Даже в древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. В своем сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки, приготавливавшейся в античности. Среди сортов хлеба упоминаются лепешки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зернами, и особое военное блюдо - хлебные завитки, запеченые на вертеле. Тип и качество муки, использовавшейся для приготовления хлеба, также могло различаться. Как отмечал Дифил, «хлеб, сделанный из пшеницы, по сравнению с тем, что сделан из ячменя, более питательный, легче усваивается, и всегда лучшего качества. В порядке достоинства, хлеб, сделанный из очищенной [хорошо просеяной] муки является первым, после него - хлеб из обычной пшеницы, а затем хлеб, сделанный из непросеяной муки.»
В средневековой Европе хлеб служил не только как основа пищи, но и как часть сервировки стола. При стандартной сервировке на стол клались куски черствого хлеба размером примерно 15 см на 10 см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу. После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили ими собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».
Нарезанный хлеб стал популярен в магазинах многих странОтто Фредерик Роведдер считается изобретателем хлеба в нарезке. В 1912 Роведдер начал работать над машиной, которая бы умела нарезать хлеб, но пекарни очень неохотно использовали такие машины, поскольку считали, что хлеб в нарезке быстрее зачерствеет. Лишь после 1928, когда Роведдер изобрел машину, которая нарезала и сразу заворачивала хлеб в упаковку, хлеб в нарезке стал популярным. Пекарня в Чилликоте, Миссури была первой, использовавшей эту машину для изготовления хлеба в нарезке. На протяжении поколений белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как беднота ела серый и черный хлеб. Однако, в XX веке предпочтения стали обратными - серый и черный хлеб стали есть больше из-за более высокой питательной ценности, тогда как белый хлеб стал ассоциироваться с игнорированием питательности, что считалось присущим низшему классу.

Ученик:

Ты истину познай:

Хлеб, что на столе,- оберегай!

Не кроши его!

Священен он!

Если с хлебом-

Ты уже силен.

Хлеб – источник радости, добра;

Золота дороже, серебра.

Если в поле колос

В полный рост –

Доберешься до Луны,

До звезд.

Хлебом кормиться весь белый свет.

Ничего дороже хлеба нет!

Воспитатель: А теперь ребята я хочу, чтоб вы вспомнили пословицы и поговорки о хлебе. (Показ слайда)

Ученица: Славиться он первый на земле,

Славиться он первый на столе.

Ветер его холит, холят степи.

Перед гостями он лежит парной.

Ситный, белый. Черный и ржаной –

Круто жизнь замешена на хлебе.

Воспитатель: Люди открыли электрическую энергию, открыли атомную и восторгаются этим, что в общем - то справедливо, но о главной энергии человечества – хлебе – стали забывать.

Слишком уж мы транжирим хлеб! Не доел булочку или пирожок – выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусорник.

Хлебные кусочки можно видеть везде: на полу в столовой. На тротуаре. В подъездах домов. На территории школы. Эти потери происходят как бы мимоходом. Неуважительно относятся к хлебу не только некоторые дети, но даже и взрослые.

Ученик: Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Воспитатель: Как быть с выброшенным хлебным ломтиком? Неужели мы не в силах навести тут порядок? Прежде всего, надо всем стараться избегать оставлять несъеденный хлеб. А если хлеб остался, то надо использовать его по – хозяйски – в дело. (демонстрация слайда с рецептами).

Ученик: Ребята! Каждый раз, беря кусочек хлеба в руки за обеденным столом. Проникнитесь глубоким уважением к труженикам полей. И где бы ты ни встретил их, поклонись низко!

Ученица: Есть пословица в народе

«Хлеб на стол, и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

Включается запись песни «Золотое зернышко» сл. П. Синявского муз. Ю. Чичкова.

Воспитатель: читает рассказ “Хлеб святой” И. Сенченко.

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.

Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…

Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.

Викторина . – А сейчас проведем небольшую викторину.

Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).

Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)

Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (Они сохраняют влагу в почве).

Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна).

Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).

Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).

Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).

Внимание! Конкурс! (по 2 человека, 3 группы).

На столе лежат карточки с названиями продуктов: мука, вода, молоко, дрожжи, соль, сахар, яйца, масло, перец, лук.

Выберете из них те, которые используют при замешивании теста для хлеба и наклейте их на лист бумаги.

(Мука, вода или молоко, дрожжи, соль, сахар, яйцо, масло).

- Прочитайте правила. С ними вы уже знакомы.

1. Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб – наша радость, им не сори!

2. Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе!

3. Жалеть надо хлебную крошку.

Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый, черный. В чем дело?

(Белый хлеб пекут из пшеничной муки, черный - из ржаной).

Какие предприятия в нашем районе участвуют в производстве хлеба? (хлебозавод).

Что производит хлебозавод?,

Кондитерская фабрика? (ответы детей, показ продукции).

Мы видим малую долю того, что производят эти предприятия.

Когда за столом вы, ребята сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт.
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург - народ.

Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.

Ученик: Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок:

Видишь, пробивается

Хлебный стебелек.

Сколько в этом зернышке вложено труда,

Знает только солнышко, ветер а вода.

Перед ним на цыпочках тракторист шагал.

В сеялки и бороны трактор запрягал,

Перед ним, малюсеньким.

Крошечным зерном, долго думу трудную

Думал агроном… (Г. Граубин)

Звучит мелодия песни «Поле, русское поле» (муз. Я Френкеля.)

Ученик: Каждое зерно омыто

Человечьей каплей пота.

Нет, не может быть забыта

Эта тяжелая работа!

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека? Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Ученик : Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!

Ученик : Если мы хотим кого - то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

(ученик подносит гостям вкусный каравай хлеба на рушнике).

Демонстрация слайдов.

Воспитатель: Вот и завершился наш с вами час. Сегодня мы с вами проделали большую работу. А кто мне скажет, что нового он узнал? Ребята «по цепочке» начинают делиться своими знаниями. Когда все выскажутся воспитатель подводит итог сказанному.

Тельмановская гимназия

Сценарий

«Хлеб – это жизнь»

Папаяни Яна Ивановна

Заместитель директора

Тельмановской гимназии

по воспитательной работе

Павлюк Оксана Михайловна

Учитель музыкального искусства

Высшая квалификационная категория

Тельманово 2015

Музыкально – литературная композиция

«Хлеб – это жизнь»

Слайд № 1

Цель: формирова ть уважительное отношени е к хлебу ,земле. Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.

Задачи:

1. Познакомить и расширить кругозор учеников о хлебе.

2 . Продолжать знакомство с народными традициями.

3 . Воспитывать патриотизм, бережливость,уважение к труду .

Оформление сцены: интерактивная доска, музыкальная аппаратура, плакаты и рисунки, выставка караваев , выставка книг о хлебе.

«Без золота проживешь, а без хлеба - нет».

Слайд № 2

Ход мероприятия.

(Звучит песня, музыка Тумашева, слова Бокова « Хлеб» )

Вед .1.Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Слайд № 3

Вед. Во все времена, во все века, у всех народов на земле было величайшей святостью, когда на столе лежал хлеб. Тяжело он доставался людям, но был самым дорогим за все на свете, потому что давал жизнь. Недаром же и пословицы есть у народа: «Не мы хлеб носим, а хлеб нас!» или «Не тяжело хлеб носить, а тяжело без него жить».

Вед. «Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». Так о хлебе говорил известный французский агроном и фармацевт 18 века Антуан-Огюст Пармантье. И, действительно, изменяется жизнь, а хлеб – батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.

Вед. 15 тысяч лет назад до н.э. первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки. Люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу.

Хлеб, который похож на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте.

Вед . Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Ребята, давайте беречь хлеб!

( Выступление учащихся начальной школы )

Слайд № 4,5

1ученик

Только снег сошел в апреле

Как поля зазеленели.

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Слайд № 6,7

2 ученик

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Слайд № 8,9

3 ученик

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Слайд № 10

Вед: Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест.

Слайд № 11

Сценка « Встреча гостей караваем»

(девушка и юношей выходит с хлебом и солью)

Юноша:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

Девушка:

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

наш гость и друг,

Принимай хлеб- соль из рук!

Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе издалека.

Вед. Вы знаете, что у нас в гимназии прошел конкурс на лучшее стихотворение о каравае. Сейчас наши участники продекламируют стихи собственного сочинения. Я приглашаю на сцену учениц 6-А класса Блюм Анастасию и Гросс Ирину.

Слайд № 12

Посмотри на каравай!

И к столу всех зазывай.

Каравай наш золотой,

Будто солнце в небе.

Будем рады мы тебе

Ты вкуснее всех на свете.

Приготовили его вместе всем мы классом

И сегодня угощаем всех гостей мы наших

И пришел по вкусу вам

Золотой наш каравай.

Вед. А сейчас нам расскажет свое стихотворение ученица 6-Б класса Подоляк Анна.

Слайд № 13

Вот и хлебушек душистый,

Со вкусной коркой золотой,

Он и теплый и пушистый.

Словно солнышком налит

В нем здоровье, жизнь и сила

Сколько рук его растило

Собирало и пекло!

Много в это зернышко вложено труда

Так пусть же колосятся

Поля везде, всегда

И пусть войны не будет нигде и никогда!

Вед. На сцену я с удовольствием приглашаю ученицу 7-Б класса Терещенко Викалину.

Слайд № 14

Русский хлеб – это хлеборобов забота

Их честная и почетная работа.

Работают и день и ночь

Чтобы хлебу расти помочь.

Хлеб – плод тяжелого труда

Дети пусть помнят об этом всегда!

Сколько раз степной корабль по полю проходил,

И никогда ни одного колосочка не пропустил

Комбайнер за штурвал брался,

И в поле убирался.

С огромной любовью пекли его заботливые руки,

Чтоб не видали мы голодной муки,

И пришел каравай,

И ниву, и жар печи,

Теперь на стол подать спеши.

Вед. Ребята, я знаю, что вы любите русскую народную игру – хоровод.

Слайд № 15

«Каравай – каравай». Приглашаю всех в круг!

В летний день у каравая

Хороводы, звон и смех,

Сам друзей он выбирает,

Выбирает, да не всех.

«Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай!»

(Дети движутся по кругу. Игра продолжается 2-3 раза).

Слайд № 16

Дети встают в хоровод и поют песню на мотив «Песенка про лето»

муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето») :

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.

Нету ничего приятней.

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки.

Слайд № 17

Ведущий:

На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том как он тяжело достается, и о том как его надо беречь.

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Дети хором:

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе !

Цель: познакомить учащихся с традициями русской православной культуры, способствующими их нравственному воспитанию.

Задачи:

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие интереса учащихся к культурному наследию своей Родины.

Форма проведения: музыкально-литературная композиция.

Подготовка:

  • составление сценария;
  • разучивание стихов, сценок и слов ведущих;
  • подготовка выставки рисунков и музыкального оформления на СD.

Оформление: празднично украшенная сцена, на которой разыгрываются сценки, выступают ведущие и исполнители.

Реквизит:

  • костюмы для разыгрывания сценок (наши уч-ся самостоятельно вышивали передники, очелья и косоворотки).
  • Кастрюля, обвернутая ватманом. Ватман разукрасили под деревянную бочку.
  • Атрибуты русской избы: ухват, вышитые рушники, горшки, чугунки.

Оборудование:

  • компьютер, магнитофон;
  • музыкальное сопровождение праздника на СД (фонограммы).

В музыкально-литературную композицию включены вокальные и инструментальные произведения в исполнении учащихся нашей школы. При необходимости концертные номера можно заменить музыкальными записями близкими по тематике.

Ход мероприятия

Ведущий: Земли русские широкие, необъятные
Каждый день и хорош, и пригож,
Поезжай за моря-океаны
Лучше россии ты не найдешь
Все прекрасно: и земля, и небо,
И поля, и леса, и луга.
Пашни дышат, да урожай колосится,
И шумят, зрея в поле хлеба.
Под музыку «встреча гостей» идет шествие детей, несут сноп-бороду, украшенный красной лентой
Девочка: Дует ветер, льется дождь, холодно на улице
А в избе у вас тепло - видно ждали нас давно.
Это от нас вам сноп-борода
С урожаем будете вседа.
Каждый ломтик хлебушка пахнет теплым небушком
И земля всю силу в хлебе затаила.
Здесь дождинки быстрые, зори здесь лучистые
Радугой украшен хлеб родимых пашен.
От весны до осени русыми колосьями
Светится любимая земля необразимая.
Здесь поля привольные, люди хлебосольные,
Добрым караваем угощаем вас.
Выносится каравай
Ведущий: Нелегко давался нашим предкам хлебушко, землю не трактором вспахивали, а плугом боронили, да лошадь помошница помогала; не комбайны собирали урожай, а серпами срезали колосья, да в снопы собирали и несли на мельницу молотить, да приговаривали: (во время чтения ребята перестраиваются в хоровод и запевают мелодию)
«верти цеп, крути, бей в снопы, молоти, крути, верти и в ови заноси…»
Ведущий: не просто мы с вами здесь собрались, поиграем в «мельницу»
Игра «мельница»
Мельница на кочке, развесила усочки, на семи ветрах стоит и на ветер глядит стучит, гремит, буд-то сто коней бежит, будто сто коней бежит, только пыль вокруг летит.
Крыльями машет словно ей не страшно, подняться не может, только зерна гложет.
И рвет, и трет, и завертки мнет, себе не хватает, другой - сыт бывает.
Ребята организованно инсценируют содержание песни
Ведущий: а сейчас,дорогие гости, мы приготовили вам сказку о непослушном тесте (смена декораций: русская изба, дед и баба замешивают тесто)
звучит музыка «каравай»
Скоморох: тесто было бело,
Дулось и шипело,
Фыркало, кипело,
Тесто песню пело.
Тесто: уползу я из кастрюли
Я не буду пирогом
Не хочу я быть коврижкой
Иль пампушкой с творогом.
Баба: стой, стой, не беги, испеку я пироги
Будешь ты коврижкой с ягодкой-малинкой,
Будешь кулебякой и начинкой с маком.
Тесто: мне в каструльке мало место
В печке мне не интересно 2 раза
Скоморох: на пороге свинка, розовая спинка
Свинка хрюкает, визжит, к тесту белому спешит
Тесто: ты меня не трогай, подожди немного
Буду я коврижкой с ягодкой-малинкой
Буду кулебякой и ачинкой с маком
Свинка: мне не нужен мак, съем теб и так.
Тесто: караул, спасите! свинку уберите!
Баба: ах, свинка проказница! (выгоняет свинку со сцены)
Будешь ты коврижкой?
Тесто: буду, буду!
Дед: будешь кулебякой и с начинкой с маком?
Тесто: буду, буду!
Я хочу быть пирогом, вкусным, ароматным
Угостити всех ребят булочками с маком!
Все: хочет он стать пирогом, вкусным, ароматным
Угостщаем всех ребят булочками с маком!
(девочки-угощальницы на подносах выносят сдобу и всех угощают)
Ведущий: вот теперь мы посидели, песни спели и поели
Завершая праздник наш, песню спеть, хотим сейчас
Все участники действа становятся полукругом на сцене и достают шумовые народные инструменты
Исполняют песню «ай, чу-чу, я горошек молочу…»

Тельмановская гимназия

Сценарий

«Хлеб – это жизнь»

Папаяни Яна Ивановна

Заместитель директора

Тельмановской гимназии

по воспитательной работе

Павлюк Оксана Михайловна

Учитель музыкального искусства

Тельманово 2015

Музыкально – литературная композиция

«Хлеб – это жизнь»

Слайд № 1

Цель: формировать уважительное отношение к хлебу,земле. Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.

Задачи:

1. Познакомить и расширить кругозор учеников о хлебе.

2. Продолжать знакомство с народными традициями.

3. Воспитывать патриотизм, бережливость,уважение к труду.

Оформление сцены: интерактивная доска, музыкальная аппаратура, плакаты и рисунки, выставка караваев, выставка книг о хлебе.

«Без золота проживешь, а без хлеба - нет».

Слайд № 2

Ход мероприятия.

(Звучит песня, музыка Тумашева, слова Бокова « Хлеб» )

Вед .1.Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Слайд № 3

Вед. Во все времена, во все века, у всех народов на земле было величайшей святостью, когда на столе лежал хлеб. Тяжело он доставался людям, но был самым дорогим за все на свете, потому что давал жизнь. Недаром же и пословицы есть у народа: «Не мы хлеб носим, а хлеб нас!» или «Не тяжело хлеб носить, а тяжело без него жить».

Вед. «Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». Так о хлебе говорил известный французский агроном и фармацевт 18 века Антуан-Огюст Пармантье. И, действительно, изменяется жизнь, а хлеб – батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.

Вед. 15 тысяч лет назад до н.э. первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки. Люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу.

Хлеб, который похож на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте.

Вед . Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Ребята, давайте беречь хлеб!

(Выступление учащихся начальной школы )

Слайд № 4,5

1ученик

Только снег сошел в апреле

Как поля зазеленели.

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Слайд № 6,7

2 ученик

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Слайд № 8,9

3 ученик

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Слайд № 10

Вед: Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест.

Слайд № 11

Сценка « Встреча гостей караваем»

(девушка и юношей выходит с хлебом и солью)

Юноша:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

Девушка:

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

наш гость и друг,

Принимай хлеб- соль из рук!

Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе издалека.

Вед. Вы знаете, что у нас в гимназии прошел конкурс на лучшее стихотворение о каравае. Сейчас наши участники продекламируют стихи собственного сочинения. Я приглашаю на сцену учениц 6-А класса Блюм Анастасию и Гросс Ирину.

Слайд № 12

Посмотри на каравай!

И к столу всех зазывай.

Каравай наш золотой,

Будто солнце в небе.

Будем рады мы тебе

Ты вкуснее всех на свете.

Приготовили его вместе всем мы классом

И сегодня угощаем всех гостей мы наших

И пришел по вкусу вам

Золотой наш каравай.

Вед. А сейчас нам расскажет свое стихотворение ученица 6-Б класса Подоляк Анна.

Слайд № 13

Вот и хлебушек душистый,

Со вкусной коркой золотой,

Он и теплый и пушистый.

Словно солнышком налит

В нем здоровье, жизнь и сила

Сколько рук его растило

Собирало и пекло!

Много в это зернышко вложено труда

Так пусть же колосятся

Поля везде, всегда

И пусть войны не будет нигде и никогда!

Вед. На сцену я с удовольствием приглашаю ученицу 7-Б класса Терещенко Викалину.

Слайд № 14

Русский хлеб – это хлеборобов забота

Их честная и почетная работа.

Работают и день и ночь

Чтобы хлебу расти помочь.

Хлеб – плод тяжелого труда

Дети пусть помнят об этом всегда!

Сколько раз степной корабль по полю проходил,

И никогда ни одного колосочка не пропустил

Комбайнер за штурвал брался,

И в поле убирался.

С огромной любовью пекли его заботливые руки,

Чтоб не видали мы голодной муки,

И пришел каравай,

И ниву, и жар печи,

Теперь на стол подать спеши.

Вед. Ребята, я знаю, что вы любите русскую народную игру – хоровод.

Слайд № 15

«Каравай – каравай». Приглашаю всех в круг!

В летний день у каравая

Хороводы, звон и смех,

Сам друзей он выбирает,

Выбирает, да не всех.

«Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай!»

(Дети движутся по кругу. Игра продолжается 2-3 раза).

Слайд № 16

Дети встают в хоровод и поют песню на мотив «Песенка про лето»

муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето») :

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.

Нету ничего приятней.

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки.

Слайд № 17

Ведущий:

На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том как он тяжело достается, и о том как его надо беречь.

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Дети хором:

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!