Одоевский В. Ф.: биобиблиографическая справка

Автор начинает комедию с предисловия, где описывает причины, по которым писатель берется творить. Первая - жажда славы; вторая - стремление к богатству; и третья - личные причины, например, желание кому-либо насолить. Лукин, в свою очередь, преследует другую цель - принести читателю пользу.


События комедии происходят в Москве в доме вдовы из княжеского рода, питающей искренние чувства к одному из братьев Добросердовых. Ожидая, пока хозяин проснется, слуга Василий размышляет о печальной судьбе хозяина, промотавшегося в пух и прах, из-за чего над ним нависает угроза тюремного заключения. Объявляется Докукин, кредитор хозяина, с требованием вернуть долг. Попытки Василия выпроводить его успехом не увенчались, и Докукин отправляется вместе со слугой в спальню Добросердова, который уже проснулся от громких голосов. Увидев перед собой Докукина, он успокаивает его сообщением о женитьбе на княгине, которая в честь свадьбы обещала подарить столько денег, что без труда хватит выплатить долг. Добросердов отправляется к невесте, а Василий поясняет, что Докукина не должны видеть в доме, так как о долге и бедствовании хозяина никто не должен узнать. Кредитор уходит, обещая разузнать обо всем у Злорадова.
С княгининой половины дома появляется служанка Степанида и, заметив Докукина, спрашивает у Василия, кто это такой. Он в деталях рассказывает Степаниде, как его хозяин оказался в долгах. Когда Добросердову было четырнадцать, отец отослал его в Петербург, чтобы он присматривал там за своим братом. Но молодой человек не увлекся науками, предпочитая им праздный образ жизни. Позже он сдружился со Злорадовым, с которым, после смерти дяди, они поселились в одном доме. Не без участия Злорадова, Добросердов за месяц промотал все свое состояние, а через четыре месяца был должен в сумме тридцать тысяч многим купцам, одним из которых был Докукин. Злорадов, ко всему прочему, рассорил Добросердова с другим дядей, из за чего тот оставил все наследство второму племяннику и уехал с ним за город.


Заслужить прощение дяди можно лишь женитьбой на хорошей девушке, и Добросердов такую видит в племяннице княгини, Клеопатре. Василий обращается к Степаниде с просьбой уговорить девушку тайно бежать вместе с Добросердовым. К разговору присоединяется подошедший Добросердов, и тоже просит служанку о такой услуге. Степанида и рада помочь госпоже уйти от тетки, которая на свои прихоти тратит ее деньги, но сомневается, что воспитание позволит Клеопатре так поступить.
Степанида уходит, а вместо нее появляется княгиня. Она без стыда приглашает молодого человека поучаствовать в ее подготовке к выходу в свет, но Добросердов уклоняется от перспективы выбирать наряды княгине, а потом и идти к кому-то в гости, прикинувшись очень занятым. После этого он посылает Василия к Злорадову, как ему казалось, единственному другу, чтобы обо всем рассказать ему и попросить занять денег на побег. Уговоры Василия, что этот человек замышляет только зло, не помогают.


В ожидании вести от Степаниды Добросердов клянет себя за прежнее легкомыслие. Появляется Степанида с новостью, что у нее не получилось поговорить с Клеопатрой, поэтому она советует Добросердову в письме рассказать о своих чувствах к девушке. Добросердов отправляется писать письмо, а Степанида приходит к выводу, что причина, по которой она помогает влюбленным, кроется в ее собственном неравнодушии к Василию, доброта которого перекрывает недостатки внешности и возраста.


Заходит княгиня и бранит служанку, последняя оправдывается, что пришла сюда, чтобы разузнать для нее о Добросердове. Появляется он сам и, заметив княгиню, аккуратно передает письмо Степаниде, после чего княгиня со служанкой уходят, а молодой человек остается ждать Василия.
Позже приходит Степанида с плохими новостями. Княгиня отправилась к невестке, чтобы устроить свадьбу Клеопатры с зажиточным заводчиком Сребролюбовым, который обещал не только не просить приданого, но еще и подарить княгине большой дом и десять тысяч сверху. Однако, Степанида предлагает молодому человеку помочь с этим.


Приходит Василий с известием о подлости Злорадова, уговаривавшего Докукина не ждать и незамедлительно стребовать с Добросердова долг, объясняя это тем, что тот планирует покинуть город. Однако, это не излечивает молодого человека от доверчивости, и он все рассказывает Злорадову. Последний обещает вытянуть из княгини триста рублей, посудив для себя, что свадьба Клеопатры со Сребролюбовым для него весьма выгодна. Злорадов наказывает писать письмо княгине с просьбой о займе этих денег для оплаты карточного долга, чтобы потом отвезти его княгине. Добросердов соглашается, а Василий приходит в бешенство от доверчивости и простоты юноши.


Приходит Степанида с известием, что Клеопатра получила письмо, и хотя бежать она вряд ли решилась, но к Добросердову у нее тоже есть чувства. Внезапно объявляется Панфил, слуга брата Добросердова, с письмом. В нем говорилось, что дядя простил Добросердова, узнав от его брата о желании молодого человека вступить в брак с добродетельной девушкой. Однако, из-за клеветы соседей, сообщивших, что Добросердов вместе с княгиней тратит состояние невесты, дядя отказался от своих прежних слов, и спасти положение может лишь приезд молодого человека вместе с девушкой, чтобы разъяснить ситуацию.


С помощью стряпчего Пролазина Добросердов стремится отложить решение магистрата, но способы, которые стряпчий ему предлагает, ему не подходят, ибо он не может красть векселя, давать взятки или отрекаться от своих подписей на векселях. Тем временем подъезжают все кредиторы, узнавшие об отъезде Добросердова, с требованием вернуть им долги. И только Правдолюбов, тоже его кредитор, согласен ждать.


Появляется Злорадов. Все идет по его плану, осталось лишь подстроить так, чтобы княгиня застала Добросердова и Клеопатру во время их свидания. Тогда Клеопатру ждет монастырь, молодого человека - тюрьма, а Злорадова - деньги. Добросердов получает от своего "друга" деньги и опять непредусмотрительно рассказывает о своем разговоре с Клеопатрой. После этого Злорадов уходит.
Приходит Клеопатра со Степанидой. В самый разгар их объяснения появляется княгиня вместе со Злорадовым. Степанида берет ситуацию в свои руки и рассказывает княгине о планах Добросердова, а потом предлагает поручить ей отправку девушки в монастырь. Княгиня в ярости соглашается, и набрасывается с бранью на Добросердова, упрекая его в неблагодарности. Злорадов сбрасывает маску и вторит ей. Пара уходит, а Добросердову остается лишь жаловаться на судьбу слуге.


Появляется один из кредиторов - бедная вдова и ее дочь - с просьбой вернуть полуторагодовой долг. Добросердов сразу отдает триста рублей, привезенные Злорадовым, а после ухода вдовы, наказывает Василию продать весь его гардероб, чтобы выплатить ей остаток долга. Самому слуге хозяин предлагает вольную, но Василий отказывается оставить хозяина в трудный для него час. В это время около дома собираются кредиторы и канцеляристы, пришедшие по приглашению Злорадова.
Неожиданно для всех появляется Добросердов-младший. Он объявляет, что их дядя умер и оставил все наследство старшему брату, простив его за все. Так что теперь можно без труда выплатить все долги. Но Добросердова-старшего печалит лишь одно - отсутствие Клеопатры. Но и здесь судьба благоволит ему. Степанида на самом деле повезла девушку к дяде Добросердова, где они все и расскзали.


Кредиторы, поняв, что процентов от Добросердова уже можно не ждать, вспомнили про долги Злорадова и предъявили векселя канцеляристам. Василий и Степанида получают вольную, но решают остаться у своих бывших господ.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Мот, любовию исправленный». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

4 класс Чтение

Тема: КВН «Литературные сказки»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи: создать условия для развития умения называть специфические особенности жанра – литературная сказка, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; способствовать развитию индивидуальных творческих способностей в процессе чтения по ролям и инсценирования

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Метапредметные:

Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, сказки народные и литературные.

Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.

Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения

Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Ход урока

I . Организационный момент

(Дети вытягивают карточки, помеченные «X » и «О». Таким образом они делятся на две команды, которые так и называют­ся - «Крестики» и «нолики».)

Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на информа­ционно-развлекательной игре «Крестики-нолики». Вы разделились на две команды, вас ждут 6 конкурсов. Тема игры - «Литературные сказки». Перед вами поле, где ука­заны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать.
После каждого конкурса подводится итог, который от­мечается на игровом поле знаком команды. В игре побе­дит та команда, у которых знаков окажется больше.

II . Конкурсы

1. Конкурс «Разминка».

Кто из сказочных героев мог дать такие объявления?
(Вопросы задаются по очереди каждой команде.)

Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар.) Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан.)

Бюро знакомств «очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже тремя глазами. (Крошечка Хаврошечка.) Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит.)

Сплю и вижу принца. (Спящая красавица и царевна мо­ лодая.)

Охранному агентству на постоянную работу требует­ся 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор.)

Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда.)

Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (Бе­ лочка.)

2 . Конкурс «Загадки в пословицах и поговорках».

Капитан каждой команды вытянет карточку с загадкой в пословицах и поговорках. Вы должны отгадать слово, за­
тем вспомнить, в какой прочитанной на последних уроках сказке встречается этот предмет, и доказать отрывком.

Он поет месяц, а ворона каркает круглый год.

Ласточка день начинает, а он кончает.

Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка. (Соловей. В сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».)

Мал горшок, да ее варит.

Сам ее заварил, сам ее и расхлебывай.

Ее маслом не испортишь. (Каша. В сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».)

Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей. А вам нужно будет назвать полные их имена.

Родился он на Урале, в семье горнозаводского ма­стера. С детства привлекали его люди, предания, сказ­ки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов (1879-1950).)

Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в по­мещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизил­ся с кружком «Беседа любителей русского слова».

Очень любил двух своих сыновей, которые тоже ста­ли известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791- 1859).)

Пятилетним ребенком он пережил семейную дра­му, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яр­кими олицетворениями. (Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).)

Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать - в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писате­ли и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)

4. Конкурс «Живая картинка».

Сейчас вам будет включен фрагмент мультфильма
«Аленький цветочек», но без звука. Вам нужно будет оз­вучить кадры.

5. Конкурс «Рассуждай-ка».

Вам нужно ответить на вопросы, которые вы сейчас вы­тяните на карточках.

(Карточки см. в приложении.)

6. Конкурс «Сочини сказку»

Вам предлагаются слова, связанные известным вам сю­жетом, и одно постороннее слово. Каждый из играющих должен придумать фразу, называть их по очереди, чтобы сложился единый сюжет.

1-й команде: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вер­толет.

2-й команде: девочка, цветок, крот, жаба, ласточка, те­левизор.

Старайтесь играть как можно чаще, ибо, по словам не­мецкого поэта Ф. Шиллера, «...в игре человек испытыва­ет такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества».

III . Подведение итогов

Вот и закончилась игра.

Расходиться нам пора...

На табло взгляните все -

Подведем итог игре.

Подсчет «X » и «О».

Награждение.

IV . Проверка техники чтения

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

ОДОЕВСКИЙ, Владимир Федорович -- прозаик, эстетик, литературный и музыкальный критик. Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать -- в прошлом крепостной крестьянкой. С 1816 по 1822 г. О. учился в Московском университетском благородном пансионе, привилегированном учебном заведении, где воспитанники имели право выбирать предметы и где он получил возможность сосредоточиться на изучении философии и словесности, двух областей культуры, которым посвятил впоследствии много лет раздумий и вдохновенного труда. В годы пребывания в пансионе появились в печати его первые произведения. Тогда же он увлекся учением Ф. Шеллинга, крупнейшим знатоком которого он стал и которого называл Колумбом XIX столетия. Позднее О. познакомился с Шеллингом и удивил его энциклопедичностью своих познаний и глубиной суждений. В 20 гг. многие русские писатели испытывали тягу к изучению философии, в которой искали ключ к пониманию происходящего в России и путь к строительству национальной культуры. О. это убеждение овладело раньше, чем другими, и не случайно он возглавил первый философский кружок -- Общество любомудрия, сложившееся в 1823 г. В это общество входили люди, оставившие заметный след в истории русской литературы, критики и науки, в частности Д. В. Веневитинов и И. В. Киреевский. Близки к "любомудрам" были Ф. И. Тютчев, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев, М. П. Погодин. Для них всех О. был признанным руководителем, обладал непререкаемым авторитетом, служил связующим звеном, примирял разногласия. О. поддерживал дружеские отношения с будущими декабристами. Он очень любил своего двоюродного брата А. И. Одоевского, среди его друзей и литературных единомышленников были А. С. Грибоедов и В. К. Кюхельбекер. В 1824--1825 гг. Кюхельбекер и О. совместно издавали альманах "Мнемозина", которому принадлежит заметное место в литературной периодике того времени. В нем печатались стихи А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова, А. С. Грибоедова и др. Катастрофа 14 декабря положила конец и существованию Общества любомудрия. Как рассказывает один из его членов, "после этого несчастного числа кн. Одоевский нас созвал и с особенною торжественностью предал огню в своем камине и устав и протоколы нашего общества любомудров" (Кошелев А. И. Записки.-- Berlin, 1884.-- С. 12). Такое решение было следствием того, что "любомудры" сами ощущали свою близость к участникам восстания и считали вероятным, что продолжение их собраний легко может навлечь на них репрессии властей. Хотя О. не одобрял действий декабристов и считал их "заговор несвоевременным", он одно время сам ждал ареста и даже готовился к отправке в Сибирь. В восстании, по его словам, "участвовали представители всего талантливого, образованного, знатного, благородного, блестящего в России" (Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма.-- Т. 1.-- Ч. 1.-- С. 307); он, как мог, помогал Одоевскому и Кюхельбекеру, ходатайствовал о смягчении их участи. И они видели в нем единомышленника если не в политическом переустройстве страны, то в нравственной позиции, в понимании потребностей национальной культуры. За год до смерти Кюхельбекер писал: "Ты, напротив, наш: тебе и Грибоедов, и Пушкин, и я завещали все наше лучшее; ты перед потомством и отечеством представитель нашего времени, нашего бескорыстного стремления к художественной красоте и к истине безусловной" (Отчет императорской Публичной библиотеки за 1893 год.-- Спб., 1896.-- С. 71). По-видимому, именно раздумья над декабрьской трагедией привели к решению О. внести перемены в свою жизнь. В 1826 г. он переехал в Петербург, поступил на службу в Комитет иностранной цензуры. Позднее он стал помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. В 1862 г. Румянцевский музей был переведен в Москву. Тогда же вернулся в Москву и О. В годы пребывания в Петербурге вновь проявилась та огромная притягательная сила, которая была присуща личности О. Его дом стал. местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. Эту свою роль салон О., не утратил и после переезда писателя в Москву. По замечанию С. П. Шевырева, вся русская литература пересидела на диване у О. В разное время здесь бывали Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Крылов, Вяземский, Баратынский, Тютчев, Фет, Гончаров, Тургенев, Толстой. Здесь произошло знакомство В. Г. Белинского с Н. В. Гоголем. На протяжении ряда лет тесные дружеские и творческие контакты связывали О. с Пушкиным. Они познакомились в 1827--1828 гг., после чего О. сотрудничал в "Литературной газете" и альманахе "Северные цветы". В "Северных цветах" были, в частности, напечатаны его повести "Последний квартет Бетховена" (1830) и "Opere del cavaliere Giambattista Piranesi" ("Труды кавалера Джамбаттисты Пиранези" (1831), вошедшие позднее в книгу "Русские ночи". Первая из них заслужила высокую оценку Пушкина, который нашел ее "замечательной и по содержанию, и по стилю" (Русская старина.-- 1904.-- No 4.-- С. 206). Когда Пушкин приступил к изданию журнала "Современник", он получил в лице О. деятельного сотрудника и помощника. Во втором номере "Современника" появилась статья О. "О вражде к просвещению", по словам Пушкина, "дельная, умная и сильная". Пушкин намеревался печатать в своем журнале и беллетристику О. "Конечно, "Княжна Зизи" имеет более истины и занимательности, нежели "Сильфида",-- писал он.-- Но всякое даяние Ваше благо... "Сильфиду" ли, "Княжну" ли, но оканчивайте и высылайте. Без Вас пропал "Современник" (Переписка А. С. Пушкина.-- С. 440). "Сильфида" (1837) действительно появилась в журнале, но уже после смерти Пушкина. Отношение О. к Пушкину с особой силой выразилось в его страстной и гневной статье "О нападениях петербургских журналов на русского поэта Пушкина". Написанная в 1836 г., она была напечатана почти через три десятилетия, потому что, как с горечью заметил ее автор, "в Петербурге не было литературных изданий, кроме тех, против которых она направлена" (О литературе и искусстве.-- С. 50). Не случайно именно О. написал знаменитый некролог Пушкину "Солнце нашей Поэзии закатилось", приведший власти в крайнее озлобление. Среди музыкальных произведений О.-- романсы на стихи Пушкина. О. замечал и всемерно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это -- и "незабвенный Грибоедов", и "замечательный поэт" Лермонтов, и "лучший талант в России" Гоголь, и "человек с большим талантом" Тургенев, и "даровитый Островский", и Достоевский, возможности которого были, по мнению О., еще более широки, чем у Гоголя. Но О. бывал и взыскателен, и непримирим, если сталкивался с тем, что считал ошибочным или вредным. Прочтя пессимистический этюд Тургенева "Довольно", О. ответил ему зовущей к общественной активности и деятельности на благо России статьей "Недовольно" (1867). О. оставил заметный след в истории журналистики. Он деятельно участвовал в реорганизации журнала "Отечественные записки", в 1843--1848 гг. вместе с А. П. Заблоцким-Десятовским выпускал журнал "Сельское чтение", завоевавший исключительную популярность у читающей части крестьянства и неоднократно переиздававшийся. Белинский отмечал, что "издатели "Сельского чтения" умели угадать, что нужно для чтения простому народу", что "колоссальный успех" этого журнала "основан был на глубоком знании быта, потребностей и самой натуры русского крестьянина и на таланте, с каким умели издатели воспользоваться этим знанием" (Белинский В. Г. Полн. собр. соч.-- Т. IX.-- С. 302). Расцвет творчества О. как беллетриста приходится на 30 и первую половину 40 гг. В 1833 г. вышел в свет его сборник "Пестрые сказки", включавший ряд повестей, рассказанных от имени "магистра философии и члена разных ученых обществ" Иринея Модестовича Гомозейки. Здесь проявилась одна из наиболее характерных особенностей таланта О.-- склонность к "соединению несоединимого": фантастических ситуаций с точным ироническим воссозданием деталей современного быта и нравов, скептицизма с глубоким сочувствием человеческим страданиям, философского дидактизма и интереса к иррациональному с злыми насмешками над пустотой и пошлостью современного общества. Отмечая сочетание в повестях О. "дидактизма" и "гумора", Белинский подчеркивал "необщее выражение" в них и того и другого. Это был дидактизм, который проявлялся не в сентенциях, а оставался "идеей невидимого и вместе с тем осязаемого", а "гумор состоял не в веселом расположении, понуждающим человека добродушно и невинно подшучивать надо всем, что ни попадается на глаза, но в глубоком чувстве негодования на человеческое ничтожество во всех его видах, в затаенном и сосредоточенном чувстве ненависти, источником которой была любовь. Поэтому аллегории кн. Одоевского были исполнены жизни и поэзии..." (Там же.-- Т. I.-- С. 275). "Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем", "Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалося в светлое воскресенье поздравить своих начальников с праздником" и др. строятся на фантастических сюжетах: какое-то лицо без образа является к приказному востребовать свое утерянное тело, карты восстают против игроков, занимают их место и начинают играть ими: короли и тузы сидят в креслах и на диванах, а в их руках -- "масть начальников отделения", "масть столоначальников", и идет "игра адская". Но описано это с таким знанием чиновничьих нравов, с такой тонкой передачей стиля казенных бумаг, с такой массой деталей, характерных для русского быта, что читатель воспринимал изображаемое как жуткую реальность, остро ощущал нелепость окружающей его действительности. Как и в "петербургских повестях" Гоголя, в частности в повести "Нос", а также в произведениях Щедрина, фантастика О. служила гротескному укрупнению и сатирическому обличению уродливых явлений современной жизни. Ряд произведений О. посвящен актуальному для того времени вопросу положения женщины в России и женской эмансипации: повести "Княжна Мими" (1834), "Княжна Зизи" (1839), отрывки из романа "Катя, или История воспитанницы" (1834). Все они пронизаны гуманизмом, разоблачают нравы и обычаи светского общества, господствующие в нем эгоизм, стяжательство, двоедушие, развращенность. Так называемые "таинственные" повести О. "Сильфида", "Орлахская крестьянка" (1838), "Саламандра" (1841) и др. способствовали тому, что за писателем надолго закрепилась репутация мистика и иррационалиста. Между тем главное в них -- углубленный интерес О. к тайнам и изгибам человеческой психики, фантастическое и здесь переплетается с реальным. О. был выдающимся знатоком искусства, он внес непреходящий вклад в развитие музыкальной критики. М. И. Глинка обращался к нему за советами, работая над оперой "Иван Сусанин", в его петербургском доме бывал и устраивал концерты Ф. Лист. Он поддерживал творческие контакты с А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым и др. выдающимися музыкантами. Многолетние раздумья об искусстве определили важное значение темы художника в творчестве писателя: с этой темой связаны его высшие творческие достижения. О. с большой силой умел выразить трагизм судеб людей, оставивших нам бессмертные произведения искусства, коллизии гениальных создателей этих произведений с окружающей действительностью. Белинский видел в обращении к этой теме свидетельство "возмужалости и зрелости" таланта О. "Художник -- эта дивная загадка -- сделался предметом его наблюдений и изучений, плоды которых он представлял не в теоретических рассуждениях, но в живых созданиях фантазии, ибо художник был для него столько же загадкою чувства, сколько и ума. Высшие мгновения жизни художника, разительнейшие проявления его существования, дивная и горестная судьба были им схвачены с удивительной верностию и выражены в глубоких, поэтических символах" (Там же.-- Т. I.-- С. 275). "Высшие мгновения жизни художника" -- одна из сквозных тем главной книги О. "Русские ночи". "Русские ночи", изданные в 1844 г., вобрали в себя произведения, создававшиеся О. на протяжении предшествующих десятилетий. Эта книга уникальна в нашей литературе и по замыслу, и по построению, и но жанровой природе. "Русские ночи" -- и роман, и сборник повестей, и драма, и философский трактат. Найденная писателем свободная форма, в которой развита идея произведения, позволила осветить ее с разных сторон, используя богатые и многообразные выразительные средства. В центре внимания О.-- трагическая разорванность бытия и сознания. Подлинный герой "Русских ночей" -- философская мысль, бьющаяся и страдающая над проблемами, которые не поддаются решению. Это книга вопросов, а не ответов, побуждавшая читателя к интеллектуальным исканиям. Она помогала ему постичь, как сложны и мучительны пути познания жизни и человека. Когда становление реализма было магистральной линией литературного развития, книга О. могла казаться и несвоевременной, и несовременной. Белинский, руководитель и организатор "натуральной школы", счел ее странной. А вырванный из литературного движения своего времени и томившийся в Сибири Кюхельбекер сумел взглянуть на "Русские ночи" как бы со стороны и нашел для их характеристики проникновенные и точные слова: "Книга Одоевского "Русские ночи" -- одна из умнейших книг на русском языке... Сколько поднимает он вопросов! Конечно, ни один почти не разрешен, но спасибо и за то, что они подняты..." (Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи.-- Л., 1979.-- С. 423). "Русским ночам" довелось пережить долгую пору забвения и невнимания, прежде чем последующие поколения в свете более богатого исторического и художественного опыта оценили тот вклад, который внесло это произведение в русскую литературу. "Русские ночи" завершают творческий путь О. как писателя и мыслителя. Но именно "Русские ночи" воспринимаются сегодня как завещание, которое этот самоотверженный и неутомимый искатель истины, русский Фауст, как его называли., оставил нашему времени. О. дал одной из своих статей характерное заглавие -- "Записки для моего праправнука о русской литературе". Через головы современников он обратился к потомству, и оно услышало его голос. Соч.: Музыкально-литературное наследие / Подгот., вступ. ст. и примеч. Г. В. Бернанта.-- М., 1956; Русские ночи / Изд. подгот. Б. Ф. Егоров, Е. А. Маймин, М. И. Медовой.-- Л., 1975 (Литературные памятники); Соч.: В 2 т. / Вступ. ст., сост. и коммент. В. И. Сахарова.-- М.. 1981; О литературе и искусстве.-- М., 1982; А. С. Пушкин и В. Ф. Одоевский // Переписка А. С. Пушкина: В 2 т.-- М., 1982.-- Т. 2.-- С. 422--451. Лит.: Белинский В. Г. Сочинения князя В. Ф. Одоевского // Полн. собр. соч.-- М., 1955,-- Т. VIII.-- С. 297--323: Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель.-- М., 1913.-- Ч. 1--2; Манн Ю. В. В. Ф. Одоевский и его "Русские ночи" // Манн Ю. В. Русская философская эстетика (1820--1830-е гг).-- М., 1969.-- С. 104--148; Измайлов Н. В. Пушкин и В. Ф. Одоевский // Очерки творчества Пушкина.-- Л., 1976; Каменский З. А. Московский кружок любомудров.-- М., 1980; Голубева О. Д., Гольдберг А. Л., Собольщиков В. М. В. Ф. Одоевский.-- М., 1983; Ступель А. М. В. Ф. Одоевский. 1804--1869.-- Л., 1985.

краткое содержание других презентаций

«Викторина по литературе» - В каком произведении рассказывается о зимних забавах. Вспомните рифму в четверостишии. Награждение победителей. Три произведения одного автора. Какое из стихотворений принадлежит перу С.А. Есенина. Как зовут Блока. В поэзии С. Есенина много «золотых» и «серебряных» слов. Поэтическая тетрадь. Знания по пройденной теме. Вставьте пропущенные глаголы. Какое слово должно стоять перед вопросительным знаком.

«Вопросы и ответы по литературе» - Сергей Тимофеевич Аксаков. Владимир Федорович Одоевский. Бажов. Наклоны головы. Что круглое и без дна. Павел Петрович Бажов. Объяснение. Сказка. Городок в табакерке. Бодает рожками. Мордочка усатая. Запах сладкий. Всеволод Михайлович Гаршин. Сказка о жабе и розе. Аленький цветочек.

«Вопросы русской литературы» - Песчинка в длинном ряду людей. Чтобы мы все пришли к покаянию. Кто они, «право имеющие». Ситуация. Согласны ли вы со словами П.Безухова. Имя свободы. Историческая форма. Что мы находим в «Преступлении и наказании». Что читать. Соборное послание. Делая выбор. Правильный выбор. Оставить Москву или защищать ее до конца. В.П.Астафьев «Заветное». Человек. Николой Ростов. Нам не лгали только нянечки. Вошь ли я или право имею.

«Литературная викторина для детей» - Музыка. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сказки. Солнце. Толстой уезжает на Кавказ. Аукцион. Русская народная сказка. Лермонтов. Чехов «Хамелеон». Семья Толстых. Команда. Путник запоздалый. Год рождения Александра Сергеевича Пушкина. Жанр. Сказка «Журавль и Цапля». Год рождения Короленко. Кавказский пленник. Михаил Юрьевич Лермонтов. Долгий нос. Генерал Топтыгин. Александр Сергеевич Пушкин. Имя писателя.

«Вопросы по литературе» - Трюфель. Купец. М.Ю.Лермонтов. А.С.Пушкин. Сергей Есенин. Назывные предложения. Молочный промысел. Д.И. Фонвизин. Тест перекрёстного выбора. Применение высокой лексики. А.Т.Твардовский. О ком идёт речь. Биография и творчество писателей. Роскошь юных лет. О каком направлении идёт речь. О каком блюде идёт речь. М. Горький. Морфологические и синтаксические средства. Литературные пазлы. Первый русский университет.

«Викторина-игра по литературе» - Жизнь. Равное количество слогов в строке. Тема произведения. Роды художественной литературы. Водевиль. Идея произведения. Теория стихосложения. Комедия. Олицетворение. Лирика. Литературный жанр. Дактиль. Язык художественной литературы. Размышления о смысле человеческой жизни. Очерк. Дым багровый. Персонажи художественного произведения. Экспозиция. Строки. Эпос. Жанр произведения. Драма. Жанры литературы.