Сочинение по портрету академика физиолога И.П. Павлова работы М

Автор - Bo4kaMeda . Это цитата этого сообщения

Портреты российских ученых и общественных деятелей

ГОРДОСТЬ РОССИИ


Кулибин И.П. (1818) Кулибин Иван Петрович.

КУЛИБИН Иван Петрович (1735-1818) - российский механик-самоучка. Изобрел много различных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Нева пролетом 298 м. Создал "зеркальный фонарь" (прототип прожектора), семафорный телеграф и много др.



Михаил Ломоносов. Художник Миропольский Л.С. 1787

Михайло (Михаил) Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711 - 1765) - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле. Разработал проект Московского государственного университета, впоследствии названного в его честь.


Портрет Радищева А.Н. Неизвестный художник

Александр Николаевич РАДИЩЕВ (1749 - 1802) - русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов.


Семёнов-Тян-Шанский Пётр Петрович (1827-1914)


Портрет почетного члена Академии наук и Акадении художеств П.П.Семенова-Тян-Шанского. 1901

Петр Семенов – знаменитый ученый и общественный деятель, действительный член всех Российских университетов. За заслуги перед отечественной наукой получил право прибавить к фамилии Тан-Шаньский в честь обследованного им горного хребта. Он и его брат Николай Семёнов работали в Редакционных комиссиях. Н. Семенов оставил записки о заседаниях Комиссий, которые легли в основу труда «Освобождение крестьян в царствование Императора Александра II» (1889-1893). Это сочинение является важным источником по истории освобождения от крепостного права.


Алексей Венецианов. Портрет Николая Михайловича Карамзина. 1828

Николай Михайлович КАРАМЗИН (1766-1826) - почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1-12, 1803-1826 гг.) - одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803).


Михаил Нестеров, Философы (Флоренский и Булгаков) (1917 год).

Павел Александрович ФЛОРЕНСКИЙ (1882 - 1937) - русский православный священник, богослов, философ, учёный, поэт.
Афанасий Иванович БУЛГАКОВ (1859-1907) - русский богослов и историк церкви. Отец писателя Михаила Булгакова.


Иван Крамской. Портрет астронома Отто Струве. 1886

Отто (Оттон) Васильевич СТРУВЕ (нем. Otto Wilhelm von Struve - 1905) - русский астроном, член Петербургской Академии Наук (1852-1889)


Иван Крамской. Портрет философа B.C. Соловьева. 1885

Владимир Сергеевич СОЛОВЬЕВ (1853 - 1900) - русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века.


Илья Репин. Портрет академика И.П.Павлова

Иван Петрович ПАВЛОВ (1849 - 1936) - один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».


Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Хирург И.П.Павлов в операционном зале. 1888


Михаил Нестеров Портрет академика физиолога И.П.Павлова. 1935


Илья Репин. Портрет военного инженера А.И.Дельвига

ДЕЛЬВИГ (барон Андрей Иванович). Родился в 1813 г.: образование получил сначала в военно-строительном училище, а затем в институте корпуса инженеров путей сообщения. Составил себе громкое имя работами, относящимися к водоснабжению города Москвы. Каменный водопровод, который доставлял воду из Мытищ в Москву, сооруженный еще во времена Екатерины, к началу сороковых годов значительно разрушился. Дельвиг заменил кирпичный канал чугунными трубами и установил паровые машины для подъема воды и получения искусственного напора, вместо естественного падения от наклона труб. Результатом этого явилось то, что количество воды для потребления жителям Москвы удвоилось, причем прекратились потери воды при движении по трубам.


Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Портрет историка И.Е.Забелина

ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908/09), историк, археолог. Председатель Общества истории и древностей российских (1879 - 88); фактический руководитель Исторического музея в Москве.


Илья Репин. Портрет П.М.Третьякова. 1901

ТРЕТЬЯКОВ (Павел Михайлович, 1832-98) - известный московский собиратель картин. Вместе с своим братом Сергеем Михайловичем он в течение более четверти века приобретал картины русских художников итаким образом составил самую обширную и замечательную частную картинную галерею в России. В 1892 г. картинная галерея, вместе с зданием, вкотором оно помещено была принесена им в дар городу Москве.


Илья Репин. Портрет профессора Дмитрия Менделеева

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834 - 1907), российский ученый, педагог, общественный деятель. Открыл (1869) периодический закон. Оставил свыше 500 печатных трудов. Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и др. Организатор и первый директор (1893) Главной палаты мер и весов (ныне научно-исследовательский институт метрологии имени Менделеева).


Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Портрет хирурга Н.И.Пирогова

ПИРОГОВ Николай Иванович (1810-1881), хирург, естествоиспытатель, педагог и общественный деятель, основоположник анатомо-экспериментального направления в хирургии и отечественной военно-полевой хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1847). Участник Севастопольской обороны (1854-55), франко-прусской (1870-71) и русско-турецкой (1877-78) войн. Впервые произвёл операцию под наркозом на поле боя (1847), ввёл неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд хирургических операций.


Костомаров Николай Иванович. Портрет работы Николая Ге

КОСТОМАРОВ Николай Иванович (1817-85) - российский историк, писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества.


Илья Репин. Историк Николай Иванович Костомаров в гробу.


Крамской. Боткин Сергей Петрович

БОТКИН Сергей Петрович (1832-89) - российский терапевт, один из основоположников клиники внутренних болезней как научной дисциплины в России, основатель крупнейшей школы русских клиницистов. Брат В. П. и М. П. Боткиных. В 1860-61 организовал клинико-экспериментальную лабораторию, где проведены первые в России исследования по клинической фармакологии и экспериментальной терапии. Высказал предположение об инфекционной природе катаральной желтухи (гепатита).


Лев Крюков. Портрет Н. И. Лобачевского, 19 век

Николай Иванович ЛОБАЧЕВСКИЙ (1792 - 1856), великий русский математик, создатель геометрии Лобачевского, деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии».


Перов, Василий. Портрет историка Михаила Петровича Погодина. 1872. Третьяковская Галерея, Москва


Погодин Михаил Петрович. Портрет работы Василия Григорьевича Перова.

ПОГОДИН Михаил Петрович (1800-75) - российский историк, писатель, академик Петербургской АН (1841). Издавал журнал "Московский вестник", "Москвитянин". Пропагандировал идею славянского единства. Труды по истории Др. Руси, летописанию.


Репин Портрет А.Ф.Кони. 1898

Анатолий Фёдорович КОНИ (1844 - 1927) - русский юрист, общественный деятель и литератор, действительный тайный советник, член Государственного совета, почётный академик Петербургской АН (1900). Сын писателя и театрального деятеля Ф.А.Кони и писательницы и актрисы И.С. Юрьевой. Выдающийся судебный оратор. Профессор Петербургского университета (1918-1922).


Репин. Портрет адвоката О.О.Грузенберга

Оскар Осипович ГРУЗЕНБЕРГ (1866 - 1940) - российский юрист и общественный деятель.


Репин. Портрет В. Г.Черткова. Конец 1880 - начало 1890-х

ЧЕРТКОВ Владимир Григорьевич (1854-1936) - российской общественный деятель, издатель, друг Л. Н. Толстого. Организатор издательства "Посредник" (1884), в 1897-1907 жил за границей, издавал газету "Свободное слово", сборник "Листки "Свободного слова". С 1928 редактор Полного собрания сочинений Толстого в 90 тт.


Репин. Портрет Владимира Васильевича Стасова, художественного и музыкального критика, историка искусств, 1900

Владимир Васильевич СТАСОВ (1824г - 1906) - русский музыкальный и художественный критик, возможно наиболее уважаемый среди его современников. Свободно владел шестью(!) языками.


Репин. Портрет невропатолога и психиатра В.М. Бехтерева. 1913

Владимир Михайлович БЕХТЕРЕВ (1857 - 1927) - выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Бехтерева.


Репин. Портрет собирателя картин и рисунков русских художников И.Е.Цветкова. 1907

ЦВЕТКОВ Иван Евменьевич (1845 - 1917), банковский служащий, коллекционер, основатель частной картинной галереи, действительный член петербургской Академии художеств (1903). Собрание Цветкова первоначально размещалось в его особняке в Кривоарбатском переулке, 5. В 1899-1903 по проекту В.М. Васнецова Цветков построил для коллекции двухэтажный каменный особняк. В 1909 Цветков передал особняк вместе с коллекцией в дар Москве; до конца жизни оставался хранителем галереи. Похоронен на Ваганьковском кладбище.


Репин. Портрет физиолога И.М.Сеченова. 1889

Иван Михайлович СЕЧЕНОВ (1829 - 1905) - выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869 г.), почётный член (1904 г.) Петербургской Академии Наук.
Иван Петрович Павлов назвал Сеченова «отцом русской физиологии».


Репин. Портрет юриста В.Д.Спасовича. 1891

СПАСОВИЧ Владимир Данилович (1829 - 1906) - рус. адвокат, историк права и лит-ры. Окончил Петерб. ун-т (1849), где в 1857 занял кафедру уголовного права.


ЧЕБЫШЕВ Пафнутий Львович (1821-94) - российский математик, создатель петербургской научной школы, академик Петербургской АН (1856). Труды Чебышева положили начало развитию многих новых разделов математики.


Портрет В.И.Вернадского работы И.Э.Грабаря. Санаторий Узкое. Холст, масло. 1934. Кабинет-музей В.И.Вернадского, Москва.


Портрет В.И.Вернадского работы А.Е.Елецкого. Холст, масло.

Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ (28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург - 6 января 1945, Москва) - русский и советский естествоиспытатель украинского происхождения, мыслитель и общественный деятель XX века. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.
В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия.


Колмогоров Андрей Николаевич.

КОЛМОГОРОВ Андрей Николаевич (1903-87) - российский математик, основатель научных школ по теории вероятностей и теории функций, академик АН СССР (1939). Фундаментальные труды по теории функций, математической логике, топологии, дифференциальным уравнениям, функциональному анализу и особенно по теории вероятностей (аксиоматическое обоснование, теория случайных процессов) и теории информации.


Игорь Грабарь. Портрет академика С.А. Чаплыгина. 1935

Сергей Алексеевич ЧАПЛЫГИН (1869-1942) - русский и советский физик, один из основоположников гидро- и аэродинамики, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1941).


Портрет трижды Героя Социалистического Труда академика Игоря Васильевича Курчатова.

Игорь Васильевич КУРЧАТОВ (1903 - 1960) - выдающийся советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Академик, основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 г. по 1960 г., главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Академик АН СССР (1943).

dic.academic.ru
ilya-repin.ru
+ Яндекс

Оригинал записи и комментарии на

Нестеров — знаменитый художник, который большую часть своих работ посвящает религиозным мотивам и часто работает и над росписью храмов. Однако, после революции Нестеров начинает работать в направлении портретной живописи, в основном рисуя портреты своих друзей и знакомых. Но имеется и исключение. Это картина Нестерова Портрет академика Павлова.

Картина Портрет Павлова

Однажды друзья попросили художника нарисовать портрет академика Павлова. На заказ художник давно не писал, и не видя смысла в данной работе, он долго не соглашался. Но постоянные уговоры друзей сделали свое дело, и миру была представлена первая версия портрета Павлова. В тот момент автор полотна был уже немолодым и знаменитым. По мнению художника портрет вышел неудачным. Академик Павлов выглядел на нем просто очередным знакомым стариком. Художнику же хотелось большего, поэтому в 1935 году он и пишет новую версию картины, что стала более углубленной в работе над образом знаменитого академика. Так появилась известная в наше время картина М.В. Нестерова Павлов, что находится сейчас в . Первая же версия картины представлена зрителю в Русском музее.

Описание картины

Что же представляет собой картина Нестерова Портрет Павлова? Мы видим академика Павлова, который находится в светлой комнате и сидит за столом. Перед академиком лежит журнал с результатами его опытов. Сам Павлов слегка откинулся на спинку стула. На его лице мы замечаем некое раздумье. Может это неудовлетворительные результаты его работы, и он уже понял где ошибся. А может успел задумать что-то новое. В любом случае, хоть и читается некая усталость на его лице, академик готов к новым экспериментам и открытиям. Он сосредоточен и готов трудиться.

На портрете автор изображает Павлова в костюме. Все лаконично и без лишних деталей. Нет лишнего ни в образе, ни в интерьере. Даже вид за окном, где просматривается городок, не отвлекает зрителя от портрета. А между тем, погода на улице замечательная. Но работа и исследования — прежде всего, чем и занимается академик.

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942)

На долю произведения портретного жанра редко выпадает такая известность, какой пользуется в самых широких кругах советских зрителей портрет великого физиолога Ивана Петровича Павлова, созданный М. В. Нестеровым. Очевидно, причина необычайно активного воздействия этого великолепного произведения - в том заряде энергии, которой оно насыщено. В портрете как бы слились воедино две творческие воли - самого Павлова, обладавшего неугомонным духом великого экспериментатора, и Нестерова, умевшего даже в старости воспринимать и воплощать мир с поистине юношеской смелостью.

История создания Нестеровым портрета Павлова - это одновременно история дружбы двух удивительных людей, дружбы, возникшей поздно и длившейся недолго, но крепкой, сердечной и взаимно обогащавшей обоих.

К 1930 году известность Нестерова как портретиста возросла настолько, что его друзья стали "сватать" ему новую модель - И. П. Павлова. Но художник, несмотря на возбуждавшую его интерес легендарность ученого, не находил при рассматривании фотографий Павлова черт, которые могли бы вдохновить его на создание портрета. Однако при первой же встрече, состоявшейся по просьбе все тех же друзей, Нестеров был так увлечен личностью необыкновенного человека, его "страстной динамикой, каким-то внутренним напором, ясностью и молодостью мыслей, убежденностью", что вопрос о писании портрета был решен. Нестеров отправился по приглашению Павлова в Колтуши, чтобы сразу же приступить к работе над портретом. Так возник первый портрет Павлова, написанный с обычной для Нестерова остротой восприятия, свежий и непосредственный. Ученый изображен углубленным в чтение, в очень спокойной и естественной позе, с задумчивым, сосредоточенным лицом. Весь портрет пронизан солнечным светом. Зеленые, голубые рефлексы от листвы падают на лицо и костюм, отражаются в столешнице и в переплетах книг. Портрет удался, все, и в том числе сам Павлов, были им довольны. Но вскоре после его окончания Нестеров понял, что не исчерпал полностью эту тему. "Я мог тогда уже, - пишет он в своих воспоминаниях, - видеть иного Павлова, более сложного, в более ярких его проявлениях, и я видел, что необходимо написать другой портрет этого совершенно замечательного человека, но кем и когда этот портрет будет написан - сказать было нельзя..." Этот портрет был создан самим Нестеровым. За пять лет, прошедших между писанием обоих портретов, дружеские связи между Павловым и Нестеровым укрепились. Нестеров несколько раз гостил в Колтушах, все лучше и лучше узнавая своего радушного хозяина, все глубже вникая в его жизнь, знакомясь с его работой. В 1934 году художник сделал несколько портретных зарисовок Павлова в профиль (что предвещало композицию будущего портрета), а в августе - сентябре 1935 года, после окончания Международного конгресса физиологов, проходившего в Ленинграде и Москве, написал новый портрет Павлова.

На застекленной террасе, за столом, сидит этот "дивный старик" (слова Нестерова), крепко сжав протянутые вперед кулаки и положив их на листок с диаграммой, как бы доказывая что-то невидимому собеседнику. За окном - стандартные домики Колтушей, научного городка, созданного великим ученым, а за ними - осенние поля, полоска леса на горизонте и затянутое облаками небо.

Все в этом портрете, начиная от самого главного -головы, лица - и кончая фоном, деталями обстановки, написано Нестеровым с истинным вдохновением и настоящей душевной молодостью. Трудно поверить, что портретируемому восемьдесят пять лет, а портретисту семьдесят три.

Как всегда у Нестерова, строго продумана композиция портрета. Вытянутая по горизонтали, она ритмична и уравновешенна, что придает портрету монументальность, при всей его остроте и внутренней динамичности.

Постановка фигуры в профиль позволила художнику дать наиболее выразительную, меткую характеристику своей модели.

Портрет решен в светлой, несколько разбеленной гамме, все связывается двумя основными доминирующими тонами - серо-голубым и розовато-лиловым. Серый костюм Павлова написан широко и свободно, голубоватые, зеленоватые, охристые его тона оживлены розовыми рефлексами. Пейзаж играет в портрете очень большую роль, но по-иному, чем это было в ранних произведениях Нестерова. Там типично "нестеровский" пейзаж настроения усиливал лирическое звучание портрета. Здесь же лаконичный ландшафт за окном характеризует сферу деятельности Павлова, как и диаграмма на столе перед ним. "Пейзаж его (то есть Павлова) радовал, - писал Нестеров, - так как все, что вошло в него, были его мысли, воплощение его мечтаний последних лет". С большим изяществом, очень деликатно написан цветок, стоящий на столе; кружево его белых звезд и зеленых листьев придает особую поэтичность портрету, построенному на четких ритмах прямых линий.

Этот портрет, пожалуй, даже с большим правом, чем портрет братьев П. Д. и А. Д. Кориных, может быть назван картиной, и в данном случае картиной исторической. Павлов на портрете Нестерова охарактеризован так, что ни у кого не может возникнуть сомнения, что изображен большой ученый, и ученый определенного склада - несгибаемый борец за свои идеи, за дело всей своей жизни. Портретный образ перерастает в образ собирательный, раскрывающий эпоху. Вместе с тем подчеркивание типических черт не приводит к утрате черт индивидуальных.

Нестеров решает здесь важную задачу: создать портрет - повесть о человеке. Но содержанием этой повести он избирает не жизнеописание портретируемого с подробным перечислением его примет, деталей обстановки. Художник выхватывает из этой жизни один момент - но зато самый характерный; один уголок обстановки, в которой живет человек, - но зато самый типичный; один жест - но этот жест крепко сжатых в кулаки сухих, жилистых рук как бы воплощает в себе непреклонную волю великого труженика.

Есть в портрете что-то очень современное. Это ощущение сегодняшнего дня, нашей эпохи (конечно, в широком смысле этого слова) складывается, вероятно, из того впечатления сконцентрированной энергии, которое производит образ Павлова, из четкой ритмичности композиции и бодрого, утреннего звучания светлой, холодной цветовой гаммы портрета. И еще одно: портрет написан чрезвычайно свободно, широкими, энергичными мазками, не подчиняющимися никакой стилистической схеме. Художник пишет лицо Павлова мягко, пастозно, но вдруг что-то новое и смелое появляется в этой спокойной манере - четкими, суховатыми, длинными ударами кисти обозначены морщины на лбу, контуры крыльев носа, глазных впадин, уха. Это придает чертам лица Павлова определенность и чеканность. Так же обобщенно и аскетично написан и пейзаж, по-настоящему современный.

Перед нами произведение умное, страстное и сильное. В полной мере звучит в нем восхищение художника своею моделью, и не только восхищение, а подлинное понимание того, кем был Павлов для науки, для человечества.

Этот портрет утвердил имя Нестерова как крупнейшего советского портретиста.

М. В. Нестеровым написано три портрета И. П. Павлова: два живописных (1930 и 1935 гг.) и один литературный, вошедший в книгу воспоминаний художника «Давние дни». Исполнению портретов предшествовало знакомство с фотографиями, в которых Нестеров не нашел ничего такого, что бы его «пленило, раззадорило». Типичное лицо ученого, профессора, лицо благообразное, даже красивое, и... только. Я не вижу в нем признаков чрезвычайных, манящих, волнующих мое воображение... и это меня расхолаживает». Но первая же встреча с Павловым дала возможность художнику почувствовать, что Иван Петрович «донельзя самобытен, непосредствен. Этот старик 81 года был «сам по себе», и это было настолько чарующе, что во мне,- говорит Нестеров - исчез страх перед неудачей, проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неумолимая жажда написать этого дивного старика».

Живя в Колтушах на правах желанного гостя, Нестеров все время присматривался к Павлову, изучал его характер, старался понять, уяснить себе трудную, столь необычную модель.

«Светлый ум И. П-ча ничем не был затемнен: говорил ли он о биологии, вообще на научные темы или о литературе, о жизни - всегда говорил ярко, образно, убежденно. То, чего не понимал он, в том просто, без ложного самолюбия, признавался. Во всем он был законченным человеком; мнения свои выражал горячо, отстаивал их с юношеским пылом...

Я едва усадил его за стол,- рассказывал Нестеров.- Неуемный старик: сидеть не любит. Все бы ему кипеть, бурлить. Наконец сел за стол, раскрыл свежую книжку английского журнала. Ну, думаю, будет спокойно читать. Где там! Как ударит кулаком об стол! Страницу не листает, а рвет! Это он гневается на автора статьи, который возражает против его учения об условных рефлексах. Доказывает мне нелепость возражений, спорит с ним, грозя очами, негодует! Ну, на втором портрете я так и написал его с кулаками. Пусть грозит глупцам и невеждам!»

Первый портрет был одобрен всем семейством Павлова и его сотрудниками; на персональной выставке произведений Нестерова в 1935 году портрет также получил одобрительные отзывы. И лишь сам художник остался недоволен своей работой, считая, что Павлова надо было показать «в более ярких его проявлениях», что «необходимо написать другой портрет этого совершенно замечательного человека».

Угрожающее состояние здоровья Павлова заставило ускорить исполнение второго портрета. Семидесятитрехлетний художник вновь отправляется в Колтуши.

Позируя, Павлов то и дело задавал вопросы своему заместителю по биостанции, который ежедневно приходил к нему с докладом и усаживался, по просьбе Нестерова, напротив; стол и горшок с цветами «убор невесты» разделял собеседников.

«Я работаю с остервенением, по 5 - 8 часов простаиваю у мольберта. Портрет почти закончен, голова вышла, бьюсь над руками характерными, а старик бедовый; сидеть смирно не может».

Много заботы доставлял художнику скучный фон портрета - стандартные, какие-то игрушечные коттеджи научного городка, видные через окно. Чтобы не огорчать Павлова, Нестеров сохранил этот неживописный ландшафт, о чем впоследствии сожалел, считая фон самым слабым местом в данной работе. Тревожил Михаила Васильевича и жест Павлова: «Кто же изображает ученого, да еще великого, с кулаками?» Между тем именно этот жест, столь типичный для Павлова, прекрасно характеризует волевой «взрывчатый» характер известного ученого, до глубокой старости испытывавшего неувядающий интерес к научным экспериментам, к жизни.

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) родил­ся в Уфе в купеческой семье. В 1874 г. по желанию отца мальчик приехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище, однако не сдал экзамены, поэтому поступил в реальное училище К. П. Воскре­сенского. Увлёкся живописью, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его на­ставниками были такие известные художники, как П. С. Сорокин, И. М. Прянишников, В. Г. Перов. В 1881 г. переехал в Петербург, где поступил в Ака­демию художеств, однако вскоре вернулся в Москву, в Училище живописи, где теперь его учителем стал А. К. Саврасов, а впоследствии В. Е. Маковский.

По собственному признанию художника, Нестеров “избегал изображать так называемые сильные стра­сти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью”.

В творчестве Нестерова нашёл отражение боль­шой интерес к историческому прошлому России. Не осталась в стороне и религиозная тема. Одна из известных картин Нестерова посвящена Сергию Радо­нежскому, одному из наиболее почитаемых русских святых. Художник изобразил эпизод из детства бу­дущего святого,

который тогда был просто мальчик Варфоломей, испытывающий трудности в изучении грамоты. Сюжет картины “Видение отроку Варфо­ломею” основан на “Житии преподобного Сергия”, составленном Епифанием Премудрым. Участвовал Нестеров и в росписи православных храмов.

После революции 1917 г. художник остался ра­ботать в Советской России. Нестерову было 73 года, когда группа учёных предложила ему написать порт­рет академика И. П. Павлова, знаменитого на весь мир физиолога. Художник с уважением относился к научным достижениям учёного, однако первоначаль­но перспектива работы над портретом Павлова не увлекала Нестерова. Фотографии учёного, которые были представлены вниманию художника, не вдох­новляли его на труд над портретом изображённого на них человека.

Всё изменила личная встреча. Самобытная, непо­средственная, эмоциональная личность Павлова, ко­торому на тот момент было 85 лет, произвела на ху­дожника глубокое впечатление, которое он и вложил в портрет знаменитого физиолога. Нестеров неодно­кратно бывал у Павлова в его доме в деревне Колтуши (Ленинградская область), делал зарисовки. Общение художника и учёного вскоре переросло в дружбу.

Нужно несколько слов сказать об академике Пав­лове. Несомненно, личность незаурядная.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) родился в Ря­зани в семье священнослужителя. Предки отца и ма­тери будущего физиолога уже на протяжении многих поколений были священниками, поэтому нет ничего удивительного в том, что Иван Павлович сначала учился в рязанском духовном училище, а по его окон­чании поступил в рязанскую духовную семинарию. Впоследствии учёный с теплотой вспоминал о годах, проведённых в семинарии. Но от духовной карьеры он отказался, прочитав на последнем курсе книгу И. М. Сеченова “Рефлексы головного мозга”. Эта работа сыграла поворотную роль в жизни молодого семинариста.

Так как для семинаристов в то время существовали значительные ограничения в выборе университетских специальностей, Павлов поступил сначала на юриди­ческий факультет, откуда через 17 дней перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Специали­зацией он выбрал физиологию животных.

В результате многолетних экспериментов И. П. Пав­лову удалось впервые сформулировать принципы и ос­новные понятия (подкрепление, условный и безуслов­ный рефлексы) физиологии высшей нервной деятель­ности. Таким образом, Павлов стал основоположни­ком науки о высшей нервной деятельности и представ­лений о процессах регуляции пищеварения. Получил мировое признание и в 1904 г. за работу по физио­логии пищеварения удостоился самой престижной награды - Нобелевской премии в области медицины и физиологии.

На картине Нестерова Павлов изображён на тер­расе своего дома в деревне Колтуши. Учёный сидит в кресле боком к зрителю. Фигуру Павлова художник поместил в правой части картины. Поза, в которой изображён знаменитый физиолог, полна энергии: хотя Павлов сидит за столом, во всём его облике ощущает­ся внутренний порыв. Несмотря на солидный возраст, учёный держится очень прямо. Плечи развёрнуты; слегка согнутые в локтях руки, не касаются подлокот­ников кресла. Экспрессивно сжатые в кулаки ладони лежат на столе поверх листа бумаги. Волевое лицо изображено в профиль. Взгляд учёного сквозь очки устремлён мимо зрителя - чувствуется, что этот чело­век погружён в свои мысли, но не в меланхолическую задумчивость, а в бурную работу мозга, возможно, он даже мысленно спорит с кем-то или тщательно анализирует какие-то факты или гипотезы.

Известно, что на картине Нестерова Павлов от­нюдь не молод, ему 85. Действительно, на портрете изображён человек, чьи волосы заметно поредели, а сохранившиеся белы как снег, как и пышная борода с усами. Морщины избороздили высокий лоб мыс­лителя; но его никак не назовёшь старым, дряхлым. Когда Нестеров впервые его увидел, то был поражён стремительностью, темпераментностью и неуёмной энергией “дивного старика”, как назвал Павлова ху­дожник. Всё это мастеру вполне удалось передать на полотне.

Одет учёный в тёмный костюм, из-под которого выглядывают белые манжеты и воротничок рубашки. Тёмная одежда Павлова и тёмное дерево кресла, в ко­тором он сидит, контрастируют со светлыми тонами фона.

Стол перед учёным покрыт бледно-розовой ска­тертью, на столе напротив учёного стоит комнат­ное растение, усеянное белыми звёздочками цветов. Нестеров в своих воспоминаниях называет это расте­ние “убор невесты”; возможно, на картине изображён мирт, который действительно издавна использовался для украшения невест.

За окнами застеклённой веранды видны коттеджи со светло-зелёными и красными кровлями. Это дома, построенные для сотрудников Павлова, “Павловский городок”. Хотя портрет художник писал осенью, пока ещё не ощущается её присутствия - легко можно подумать, что за окнами весна или лето. Зеленеет растительность, вдали намечена полоска леса и узкий край неба. Основную же часть картины занимает фигура Павлова - человека, совершившего карди­нальный прорыв в науке своего времени.

Глоссарий:

    • сочинение по картине нестерова павлов
    • описание картины нестерова павлов
    • описание картины м в нестерова и п павлов
    • сочинение по картине Нестерова И П Павлов
    • сочинение описание картины нестерова и п павлов

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Илья Ефимович Репин (1844-1930) происходил из семьи военного поселенца. Впоследствии художник утверждал, что среди его предков были мятежные московские стрельцы. Детство и юность он провёл...