Число и род имен прилагательных. Урок русского языка

    Женский род отвечает на вопрос Какая?, мужской род - Какой?, средний род - Какое?. Например, лето (какое?) жаркое - средний род; зима (какая?) холодная - женский род; снег (какой?) белый - мужской род.

    Например: Она одела на праздник длинное платье. Существительное - платье (ср. род). Прилагательное - длинное (также ср. род).

    Род прилагательного можно узнать исходя из его окончания:

    Чтобы правильно определить, какой будет род у использованного в предложении или словосочетании прилагательного, нужно обратиться к существительному (местоимению), к которому это самое прилагательное относится. Какой у него род, такой же самый будет и у прилагательного. Например, лес (он - муж.р) зимний (тоже муж.р.), мама (она - ж.р.) добрая (тоже ж.р).

    Можно определить по вопросу и также по окончанию:

    Какой? будет у м.р., оконч. - -ый (-ий), -ой (-й) - бежев-ый, льнян-ой, могуч-ий.

    теперь Какое? - это вопрос ср.р., оконч. - ое (может -ее) - шелков-ое, син-ее.

    Во множ. числе у прилагательных нельзя определить принадлежность к роду.

    Род прилагательного определить несложно.

    Вот какой имеется алгоритм для определения рода прилагательного:

    Итак, а вот вопросы на которые отвечает прилагательное в разном роде.

    В мужском - это будет какой?;

    В женском - это будет какая?;

    В среднем - это будет какое?

    Род прилагательного можно определить:

    • по существительному, к которому относится прилагательное

    Футбольный мяч - мужской род (мяч мужского рода, а значит и связанное с ним прилагательное футбольный тоже мужского рода); холодная погода - женский род; летнее небо - средний род.

    • также род прилагательного можно определить по вопросу к нему

    Какой? - прилагательное мужского рода

    Какая? - женского рода

    Какое? - среднего рода

    • по окончанию прилагательного

    У прилагательных мужского рода следующие окончания: -ий-, -ый-, -ой-

    У прилагательных женского рода окончания такие: -ая-, -яя-

    У прилагательных среднего же рода окончания: -ое-, -ее-.

    Имя прилагательное всегда указывает на признак описываемого предмета. В какой форме употребляется часть речи, отвечающая за предмет (чаще всего это, конечно, существительное), такой же формы должно быть и прилагательное, т.е. род, а также число должны быть идентичными.

    Так, например, берем такой пример: Весна в этом году была прохладная. Весна (какая?) - прохладная. Существительное весна (она моя) женского рода, а это значит, что и прилагательное также женского рода и имеет окончание -ая (в случае с женским родом может встречаться также окончание -яя).

    Предлагаю ориентироваться по следующей табличке. В ней указаны окончания всех трех родов - мужского, женского и среднего.

    Род прилагательного легко определить, если найти его в предложении. Вы сможете это сделать, проанализировав другие части речи.

    Вот подробная инструкция как узнать род, а также падеж и число прилагательного:

    Род имени прилагательного можно определить по вопросу, а именно: какая? какой? какое?

    Так же род имени прилагательного можно определить по окончанию, то есть по следующим окончаниям: ая, яя, ый, ий, ой, ое, ее.

    Род прилагательного определяется таким образом:

    По роду имени существительного;

    По вопросу;

    По окончанию прилагательного.

    Так как имя прилагательное употребляется при именах существительных, то оно и согласуется с ними, то есть ставится в том же роде, числе и падеже , что и определяемое существительное.

    Например.

    И вот сентябрь! Замедля свой восход, СИЯНЬЕМ ХЛАДНЫМ солнце блещет.

    И луч его в ЗЕРЦАЛЕ ЗЫБКОМ вод НЕВЕРНЫМ ЗОЛОТОМ трепещет.

    СЕДАЯ МГЛА вится вкруг холмов; Росой затоплены равнины;

    Желтеет СЕНЬ КУДРЯВАЯ дубов, И КРАСЕН КРУГЛЫЙ ЛИСТ осины;

    В этом отрывке из стихотворения Е.А. Баратынского Осень есть все случаи согласования имен прилагательных с именами существительными:

    а) по числам: единственное (седая мгла) и множественное (живые голоса);

    б) по родам (только в единственном числе): сень кудрявая, красен круглый лист, безмолвен лес;

    в) по падежам (в обоих числах): сияньем хладным, в зерцале зыбком, неверным золотом, беззвучны небеса.

    Окончания имен прилагательных как раз и указывают на связь прилагательных с существительными.

    Чаще всего прилагательные в предложениях бывают определениями.

    Реже - именной частью составного сказуемого, но даже в этом случае легко определяется и род, и число прилагательного (по существительному).

    Например. Осень была тплая . Листья стали красными и желтыми . День стал коротким .

    Чтобы определять род у имени прилагательного, нужно убедиться, что оно стоит в единственном числе.

    Например у слова родной мы будем искать род, а у слова родные нет.

    Есть еще одно условие. Должно быть существительное или местоимение рядом с прилагательным, чтобы определять род, поэтому всегда используются словосочетания, а еще лучше целые предложения.

    Возьмем слово розовая. Тут даже не нужно существительное. Окончание -ая- и вопрос какая? дают 100 процентную гарантию того, что слово стоит в женском роде. Также есть -ое- и вопрос какое? розовое для среднего рода и -ый- и какой? розовый для мужского.

    А вот например словосочетание горячий кофе. Тут можно сказать, что род мужской или средний.

    Горячий шоколад. Род мужской.

    Странно, но факт: когда-то в языке не было разделения на существительные и прилагательные. Было это так давно, что дату назвать невозможно, но постепенно наши предки начали различать объект и признак, который может принадлежать любому предмету или признаку. У новой части речи постепенно выработались собственные характерные признаки, оформилась система окончаний, выработалась согласованность с существительными в категории рода.

    У прилагательного самого по себе нет никакого рода, падежа или числа - все они зависят от формы существительного, с которым согласуются. Поэтому в предложении и словосочетании нужно прежде всего разыскать сущ. и рассмотреть его число, если оно множественное, то определить род и падеж.

    Когда перед нами отдельно взятое прилаг., то остатся поставить к нему вопрос какой? какая? какое? какие? в каждом из падежей и посмотреть, каким из вариантов окончания совпадают.

124. Прочитайте. Спишите, выделяя окончания имён прилагательных.

  • Определите род и число имён существительных. Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и имя существительное?
  • Поставьте вопрос к каждому имени прилагательному.
  • Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода.

Изменение имён прилагательных по родам

125. Расскажите по таблице «Изменение имён прилагательных по родам», какого рода бывают имена прилагательные. По каким признакам можно определить их род?

  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского (мужского, среднего) рода? Какие они имеют окончания? В форме какого числа имена прилагательные изменяются по родам?

Обратите внимание! У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой? , окончание -ой всегда ударное, а окончания -ый, -ий всегда безударные .

126. Прочитайте.

      Детск... (рисунок, комната, пальто).
      Золот... (ключ, рожь, кольцо).
      Горяч... (вода, чай, молоко).
      Смел... (поступок, мысль, решение).

  • Составьте и запишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное поставьте в том же роде, что и имя существительное. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.

127. Прочитайте. Объясните отгадки к загадкам.

      Шапочка алая,
      Жилеточка нетканая,
      Кафтанчик рябенький.
      (Курица)

      Красный цвет,
      Винный вкус,
      Каменное сердце.
      (Виноград)

  • Подготовьтесь записать загадки под диктовку (см. Памятку 5).
  • Определите род имён прилагательных. Выделите их окончания.
  • Объясните, как вы определяли род имён прилагательных.

128. Прочитайте словосочетания. какой?

, вкусное какао, летучая мыш.., белый леб..дь, лесная глуш.., красивый тюль, московское м..тро, ус..ная реч.., извес..ная ф..милия, ч..рный кофе, яичный шампунь.

  • Поставьте вопросы от имён существительных к именам прилагательным. Определите род имён прилагательных.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания имён прилагательных.
  • Укажите род имён существительных и имён прилагательных.

129. Составьте из слов каждой пары словосочетания, согласуя имя прилагательное с именем существительным в роде.

Летний, гроза; утренний, роса; горячий, молоко; лёгкое, ветерок; синий, небо; колючая, ёжик; весенний, облако; поздний, осень; душистый, сирень; ранний, утро; могучий, дерево.

  • Запишите составленные словосочетания. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.
  • Проверьте написание окончаний имён прилагательных по таблице (см. выше).

130.

Дождевое облако - дождлив... погода, конн... спорт - конск... грива, болотн... трава - болотист... местность, грозов... облако - грозн... оружие, водн... гладь - водян... растение, рыбн... хозяйство - рыб... глаз.

  • Сравните однокоренные имена прилагательные по смыслу и по составу. В чём их различие?
  • Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.
  • Докажите, что вы правильно написали окончания имён прилагательных.
  • Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.

131. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

Радости... весть, зимн... дорога, дремуч... лес, северн... ветер, весел... песня, утренн... роса, трескуч... мороз, горяч... молоко, верхн... одежда, вечерн... заря, интересы... книга, лёгк... туман, домашн... задание, ближн... озеро.

  • Докажите, что вы правильно написали окончания имён прилагательных. Укажите род имён прилагательных.
  • Скажите, к каким именам прилагательным можно подобрать синонимы, к каким - антонимы.

132. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Рани... апрельск... утро. В небе начала разгораться ал... полоска зари. Утренн... в..т..рок пр..шумел в в..рш..нах берёз. В пр..драссветной мгле з..звучала тих... лесн... песенка. Это з..пела птичка зарянка. В её песне слышалась робк... радость и светл... весенн... грусть.

(Н. Сладков)

  • Почему птичку назвали зарянкой ?
  • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите род имён прилагательных.
  • Разберите третье предложение по частям речи (см. Памятку 4).
  • Выпишите из второго предложения словосочетание с именем прилагательным.

133. Прочитайте. Составьте словосочетания имён прилагательных с именами существительными.

      Добр... (человек, имя, дело).
      Горяч... (утюг, солнце, пора).
      Высок... (здание, урожай, награда).
      Свеж... (воздух, мясо, рубашка).
      Сладк... (пирог, сон, речь).
      Ранн... (утро, зима, птичка).

  • Запишите составленные словосочетания.
  • Выделите окончания имён прилагательных, объясните их написание. Укажите род имён прилагательных.
  • Подготовьтесь объяснить, как вы понимаете значение каждого словосочетания.

134. Прочитайте. Составьте словосочетания, заменяя имя существительное в скобках однокоренным именем прилагательным.

(Место) ж..тель, (земляника) варен..е, (звезда) небо, (дождь) утро, (опасность) д..рога, (прелесть) р..машка, (вкус) какао, (ярость) вет..р, (медведь) берлога, (заяц) к..пус..ка, (класс) комн..та, (известность) правило, (ненастье) п..года.

Образец. Местный житель, ... .

  • Запишите составленные словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите род имён прилагательных. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

Краснодарский край Приморско-Ахтарский район

ст-ца Бриньковская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Урок русского языка

3 класс

«Определение рода имен прилагательных»

Учитель начальных классов

Мищенко Любовь Дмитриевна

Слайд – 1

Урок русского языка

3 класс

Слайд – 2

Тема урока: Определение рода имен прилагательных

Цель урока: научить определять род имен прилагательных

Задачи урока:

Обучающие: учить определять род имен прилагательных, сформировать представления учащихся о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться. исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи.

Развивающие: развивать умения и навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах, группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык 3 класс» Т.Г.Рамзаевой.

Материалы: Презентация к уроку, учебники, тетради, индивидуальные карточки.

I . Организационный момент.

Учитель:

Начинаем наш урок
Любознательные дети
Хотят знать про все на свете.
А пока проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Слайд – 3

Учитель:

В грамматическом царстве русского языка в лесном государстве у старика

со старухой жил Колобок.

Учитель:

Слайд – 4

Надоело ему лежать на окошке, скатился он на землю и покатился по тропинке.

Слайд – 5

II . Минутка чистописания.

А на тропинке рассыпалось много разных букв и их надо было написать

Слайд – 6

1.В вв Ввв ввв

2. Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

Как вы понимаете значение пословицы?

Дети объясняют и вместе с колобком пишут в тетради.

Слайд – 7

III . Словарная работа.

Картинный диктант

Картинный диктант. Взаимопроверка. Сравнение написания.

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Работа над предложением.

Однажды р..бята зашли в л..сную глуш.. .

– Прочитайте предложение. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Разберите прилагательное по составу.

– Выпишите словосочетания.

2. Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив из них лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Ёлоч..ка, воз..ми, ласточ..ка, доч..ка;

тюлен… мал..чик, обув.., цеп..;

люл..ка, л..динка, колос..я, пис..мо;

варен..е, кушан..е, прос..ба, сиден..е;

рож.., лож.., дрож.., сыч..;

душ.., силач.., тиш.., нож..

IV . Введение в тему урока.

Учитель:

Помогите колобку справиться с заданием.

    Определите род написанных словарных слов.

    Подберите по одному прилагательному к каждому словарному слову. (устно)

V . Постановка проблемной ситуации.

В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени прилагательном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну «тайн»,

Как вы думаете, можете ли вы определить род у подобранных прилагательных. Определите род прилагательных, которые относятся к су ществительному. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Обоснуйте свой ответ.

Слайд – 8

Учитель:

Катился, катился и

Глядь, а на тропинке:

Что за зверь лесной

Зимой белый, а летом серый?

Ну конечно, это был зайчик.

Заяц: Колобок, ты так вкусно пахнешь! Я съем тебя!

Колобок: Нет. Это будет несправедливо. Ты дай мне задание, если не справлюсь, то съешь меня. А если выполню задание, то отпустишь.

Согласился заяц.

VI . «Открытие» нового знания.

1) - Что мы уже знаем о прилагательном?

2) - Связь имён прилагательных с существительными.

Слайд – 9 - 10

Подбери к существительному пары слов

Небо яркий весенний

трава яркое весеннее

день яркая весенняя

Учитель:

Какую взаимосвязь вы заметили? (Какого рода существительное, такого же рода и прилагательное)

Слайд – 11

Учитель:

- Выполнил Колобок задание. Поскакал зайчик своей дорогой. А Колобок покатился дальше.

Слайд – 12

Учитель:

Вдруг навстречу ему громадина!

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

- Кто это?

Конечно, это медведь.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Да, что вы все заладили: съем да съем!

Ты, Миша, дай мне задание.

Не выполню - тогда съешь.

Почесал медведь лапой за ухом:

- «Будет тебе задание, Колобок»

Работа в парах.

Составить словосочетания прилагательное + существительное

Синий, голубой, бирюзовый (костюм, глаза, блузка)

Пожилой, старый (мужчина, предмет)

Знойный, горячий (ветер, вода)

Темный, дремучий (лес, луг, туман)

VI . Физкультминутка.

Посмотрите вы на нас,

Как легко из класса в класс

Скачем по дорожке

Все на одной ножке.

Подскочили 10 раз,

Кончили десятый класс.

VII . Первичное закрепление изученного.

Слайд – 13

Знакомство с правилом по учебнику

В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Слайд – 14

Учитель:

Справившись с заданием, колобок покатился дальше. Вдруг на лесную тропинку выскочил тот

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный.

Догадались, кто это? (Волк.)

Волк:

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Я от бабки ушел, я от деда ушел, я от зайки и лисы ушел.

А ты, волк, хочешь меня съесть!

Ты лучше дай мне задание, если не выполню, тогда и съешь меня.

Волк: - Хорошо! Получай задание!

Слайд – 15 - 17

Предметные картинки с изображением овощей или фруктов. Подобрать как можно больше прилагательных к слову, обозначающему предмет.

Определить род прилагательного.

Какой ряд больше подберет. Помогаем колобку выбраться из рук волка.

Слайд – 18

Учитель:

- Умный Колобок опять спасся! Грустный волк пошел своею дорогой.

Слайд – 19

Учитель:

Катится Колобок по тропинке, радуется, что от всех ушел.

Вдруг навстречу:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Слайд – 20

Учитель:

Кто это? Правильно, лиса.

Лиса: - Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Нет уж, лисичка, ты дай мне задание, если не выполню, тогда и съешь!

Хорошо! Получай задание

Письмо по памяти.

На доске записаны словосочетания :

скорая помощь острый нож

дорогая вещь тяжёлый багаж

железный обруч тёмная ночь

верный товарищ колючий ёрш

глазной врач ночная тишь

– Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить.

Затем учитель стирает первые слова и дети записывают словосочетания по памяти, ориентируясь на вторые слова. Определить род прилагательных.

Как определить род прилагательных?

Учитель: Ребята давайте поможем колобку уйти от лисы, вместе выполним задание и проверим.

Слайд – 21

Перехитрил колобок лису. Справился с заданием и покатился дальше.

Слайд – 22

Вдруг навстречу выскочил

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

Петя – петушок.

И говорит:

Колобок, как ты вкусно пахнешь! Можно откушу от тебя кусочек?

Колобок:

Нет уж, давай задание! Не выполню - тогда откусывай! А пока не трогай!

Заяц, лиса, волк, медведь - и те не тронули! Выполняй мое задание и возвращайся домой там тебя старик со старухой ждут не дождутся.

Слайд – 23

Работа в группах

Соотнести к схемам слова и разобрать по составу:

Пригорки, лесной, походы, дорожка, пригородний, покупка, пролески, забежит, стол, земля посадка, домовой настольный, пришкольный.

Давайте и мы поможем, ребята колобку!

Учитель:

Распределяемся на 4 группы. У каждой группы свое задание. Ещё подобрать по одному своему слову к схеме.

Как вы ребята справились с заданием?

1- я группа называет задание к 1 –й схеме

2- я группа называет задание к 2 –й схеме

3- я группа называет задание к 3 –й схеме

4- я группа называет задание к 4 –й схеме

Давайте проверим.

Слайд – 24

Справившись с заданием, попрощался с петухом колобок и решил домой вернуться. По дороге домой его ожидало ещё одно препятствие.

Слайд – 25

Творческое задание

Работа в парах

Написать по картинке сочинение. В предложениях определить род имени прилагательного. Разобрать одно из предложений по членам предложения.

Слайд – 26

Колобок любил работать по картинке и с этим заданием справился.

Слайд – 27

Учитель:

Катиться он по лесной чаще. а на встречу ему старик со старухой идут. Обрадовались, что с колобком ничего не случилось. Взяли его на руки и домой понесли.

VIII . Рефлексия.

Итог урока. Оценки.

Учитель:

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

– Что было главным на уроке?

– Как можем мы определить род имени прилагательного?

Выставление оценок.

Откроем тайну вариантов окончаний -ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа - это часть слова без окончания.

Дороги весёлые, печальные,

То ближние, то дальние,

И лёгкие, и торные,

Извилистые, горные. (С. Михалков)

(Торные - значит гладкие, ровные)

В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л , н , т .

В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н ", к " .

Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.

Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.

Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.

Летом в огороде свежие , зелёные , а зимою в бочке солёные . (Огурцы)

Когда она заглянет в сад,

Прозрачней станет виноград,

Большие яблоки - красней,

А груши поздние - вкусней. (Осень) (И. Кульская)

Свежие , большие , зелёные , солёные - основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание -ие.

Поздние - основа оканчивается на мягкий согласный, окончание -ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.

Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.

Райские птицы.

Перья птиц … , …. , …., ….. По форме они…. : одни - …, другие - …. с кисточками на крыльях, третьи - …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!

Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый, сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)

Райские птицы.

Перья птиц (какие?) жёлтые , оранжевые , зелёные , чёрные . По форме они (какие?) необычные : одни - широкие , другие - узкие с кисточками на крыльях, третьи - пушистые . Ноги (какие?) сильные и цепкие , ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!

Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы - близкие родственники нашей обыкновенной вороны.

Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные ?

вермишель

апельсин

Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.

Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель имеют форму единственного числа.

Потешники.

В далёк… времена на Руси жили весёл… люди - потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты. (По И. Никитиной)

Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.

Матрёшка.

Матрёшка - это (деревянный) кукла. (Русский) мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка - (лучший) подарок.

Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.

Мастера какие? русские, мн.ч.

Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.

Глаза какие? синие, мн.ч.

Губки какие? алые, мн.ч.

Брови какие? соболиные, мн.ч.

Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.

Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.

Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.

Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.

Матрёшка.

Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.

Тундра летом.

Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист… рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)

Тундра летом.

Многокрасочна летняя (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)

На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна - какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.

быстр… реки

далёк… горы

душист… ландыши

могуч… сосны

редк… лес

осенн…грибы

  • Напиши словосочетания во множественном числе.

Дружный коллектив - …

Дружная семья - …

Дружное звено - …

Городской парк - …

Городская площадь - …

Городское здание - …

  • Решите орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных.

Прогулка Чука и Гека.

Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.

Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.

Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежей
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
  1. Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
    • Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
    • Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
    • Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
    Род имени прилагательного можно определить по существительному, к которому оно относится в тексте.
  2. Имена прилагательные склоняются по числам.
    • В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
    • Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
Вы можете определять число имени прилагательного по существительному, к которому прилагательное относится.

Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.

Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
  • Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
  • Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
  • Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
  • Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
  • Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Запомните порядок склонения данной группы прилагательных. Обратите внимание, что окончания прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах совпадают. В подобных случаях вам потребуется определять падеж по существительному.

Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:

Падеж Мужской род
Окончание
Пример Средний род
Окончание
Пример
именительный -ой, -ый, -ий
Стол (какой?) большой,
деревянный
-ое, -её
Небо (какое?)
голубое, синее
родительный -ого, -его
Стола (какого?) большого,
деревянного
-ого, -его
Неба (какого?)
голубого, синего
дательный -ому, -ему
Столу (какому?) большому,
деревянному
-ому, -ему
Небу (какому?)
голубому, синему
винительный
Одушевл.
сущ.-см.
род. падж
Неодушевл.-
см. им.
падеж
См. им.
падеж
Небо (какое?)
голубое, синее
творительный -ым, -им
Столом (каким?) большим,
деревянным
-ым, -им
Небом (каким?)
голубым, синим
предложный -ом, -ем
О столе (каком?) большом,
деревянном
-ом, ем
О небе (каком?)
голубом, синем

Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.

Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
  • Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
  • Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
  • Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
  • Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
  • Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Обратите внимание, что слова данной группы прилагательных имеют одинаковые окончания в родительном и предложном падежах. Также сложности могут возникнуть при определении именительного, родительного, винительного падежа. Тогда обращайте внимание на падеж существительного, роль существительного в предложении.

Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.

  1. Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
  2. Выпишите на листочек прилагательное.
  3. Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
  4. Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
  5. Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
  6. Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении.
    • существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
    • существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения.
    У прилагательного будет такой же падеж.
Помните признаки разных падежей, особенности склонения данной части речи, пользуйтесь алгоритмом. Тогда вы будете всегда правильно определять падеж прилагательного.