Составьте план о любви евгений онегин. Образ Евгения Онегина

3.1. неспокойное, неравнодушное; ведя повествование, Пушкин испытывает разные чувства: радость, горе, волнение...

3.3. Создаёт исторические картины, населённые типичными персонажами (Утренний Петербург: «Встаёт купец, спешит разносчик…») или историческими лицами (Наполеон: «Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля… Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою»)

3.4. Размышления на житейские и философские темы (об этапах создания романа, о любви и дружбе, о родне, о светских нравах, о воспитании и т.д.)

4. В лирических отступлениях выражена история судьбы и личность автора. Через неё передана история народа.

Татьяна – любимая героиня Пушкина. Народное начало в её нравственном облике.

2. Судьба и характер Татьяны

2.1. Своеобразие её характера и поведения в детстве (глубокий внутренний мир, демократические настроения, увлечённость чтением, мечтательность, романтичность);

2.2. Близость к народу, любовь к русской природе, к русским обрядам и обычаям, дружба с няней;

2.3. Пробуждение любви к Онегину (романтизм и изысканность его облика, его демократические настроения, «пора пришла, она влюбилась»); душевная глубина, искренность и безыскусственность Татьяны

2.4. Своеобразие, самобытность характера Татьяны; её стремление строить жизнь самостоятельно, а не по законам среды;

2.5. Её разрыв с Онегиным (чувство долга, нравственная красота).

3. Значение образа Татьяны Лариной (её образ воплощает лучшие черты национального характера женщины, её «русская душа».

Онегин. Формирование личности главного героя. Драматизм его жизненного пути.

1. Центральное положение Онегина в романе (основная тема романа – передовая личность в её отношении к дворянскому обществу и народу).

2. Типичное и особенное в Онегине.

2.1. Типичное дворянское воспитание;

2.2. Типичная увлечённость светской жизнью;

2.3.Пресыщение светскими удовольствиями. Скука как свидетельство недюжинной натуры Онегина.

2.4. Поиски смысла жизни Онегиным:

Попытки заняться литературной работой, чтением, преобразовать жизнь крепостных;

Любовь Татьяны (оценил самобытность её характера, выделил её из сестёр Лариных и местного дворянского окружения);

Дружба с Ленским.

Общее у Онегина и Ленского: дворянское происхождение, незаурядность натуры, высокий интеллектуальный уровень, пренебрежительное отношение к прозаическому быту соседей-помещиков, интерес к проблемам современного общества.

Отличное у Онегина и Ленского. Онегин – холодный, разочарованный скептик; Ленский – восторженный романтик, идеалист. Знание жизни Онегиным и полная оторванность от действительности у Ленского, его наивность, доверчивость, восторженная мечтательность, идеализм (который может привести к гибели или к примирению с действительностью).

2.5. Удел Онегина – скитания и одиночество.

3. Онегин – «лишний человек» (просвещённый дворянин, избегающий служить царизму, стоящий в стороне от общественно-политической деятельности, не имеющий положительной программы). Герой-индивидуалист: никогда не встанет на сторону правительства и никогда не умеет стать на сторону народа.

Художественное мастерство Пушкина в романе «Евгений Онегин»

1. Роман «Евгений Онегин» как первый в русской литературе образец крупного реалистического произведения.

2. Художественное своеобразие романа:

2.1. Сочетание трёх сфер изображения:

Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона (широкая картина жизни России и в столицах, и в помещичьих усадьбах, и в провинции; изображение разных слоёв населения);

Разнообразная по содержанию лирическая часть – лирические отступления и лирические вставки;

Форма изложения романа – непринуждённая беседа с читателем, органически сочетающая эпическую и лирическую части;

2.2. Онегинская строфа, её гибкость и лёгкость: четырёхстопный ямб, богатство рифм, все виды рифмовки (перекрёстная, парная, кольцевая: ababccddeffegg );

2.3. Язык романа

Стремление Пушкина создать на народной основе живой русской речи «язык общепонятный»

Использование речи разных лексических пластов: народной, разговорной, книжной, устаревшей;

Использование речи разных социальных слоёв: образованной части дворянства, провинициальных помещиков, дворовых; речи разных сфер употребления и разных лит. направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм;

Соответствие стиля и предмета изображения;

Речь как средство характеристики.

3. «Евгений Онегин» как вершина творчества Пушкина, его «самое задушевное» произведение, как основание новой русской поэзии, новой русской литературы.

Как сатиру на современной общество, но в процессе работы роман перерос в произведение о духовных исканиях молодежи XIX века.

Автор начал писать "Евгения Онегина", будучи романтиком, а закончил - реалистом. Эта эволюция от романтизма к реализму отразилась в романе. Кроме того, он был начат до восстания декабристов, а закончен после его поражения, и эти общественно-политические изменения также нашли отражение в книге.

Роман (бессмертное произведение) начинается с эпиграфа, далее следует посвящение Плетневу, затем - восемь глав без названий; примечания, путешествия Онегина и отрывки из десятой главы.

В посвящении Пушкин указал на своеобразие используемого художественного метода, которое определяется тем, что в нем содержится эволюция, переход от романтизма к реализму.

Кроме того, в посвящении Пушкин определяет жанровое своеобразие произведения - "собранье пестрых глав". Также он указывает на особенную роль автора, которого определяет главным героем романа.

В "Евгении Онегине" Пушкин впервые в русской литературе выводит тип "лишнего человека". Он одним из первых поставил проблему личности и общества и решил ее реалистически. То есть он показывает, что характер человека определяется средой, обществом, воспитанием. Онегин не родился эгоистом, он человек богатых способностей, но, не имея возможностей раскрыть свои качества, Евгений замыкается в самом себе, то есть становится "эгоистом поневоле". Пушкин подробно показывает условия, которые формируют характер Онегина, используя при этом прием сопоставления: он показывает, как иноземная среда, чужое воспитание формируют характер Евгения и как русская среда формирует характер Татьяны. Причем в характере главного героя автор показывает не только типические, но и индивидуальные черты. Вот это сочетание типического и индивидуального и определяет своеобразие реалистического характера.

В романе ярко прослеживается принцип историзма: описываемая эпоха отражена в ее основных тенденциях и закономерностях, изображаются типичные характеры в типичных обстоятельствах.

В романе есть ряд самобытных черт. В первую очередь самобытным стало жанровое определение - "роман в стихах".

"Евгений Онегин" стал своеобразной пародией на романтическое произведение. В романе сочетаются в неразделимом единстве два компонента: в его форме прослеживаются традиции Байрона, и второй компонент - новаторство. Оно в том, что Пушкин создал национальный и самобытный роман о России и для России. Здесь не один герой-индивидуалист, а по меньшей мере два главных героя.

Сюжет создан по принципу зеркальной композиции. Татьяна встречается с Онегиным, увлекается им, пишет ему письмо, Онегин в беседе с ней дает холодный ответ-"отповедь". Позже то же самое происходит и с Онегиным. Он встречает на балу Татьяну и влюбляется в нее, пишет ей письмо и получает подобный своему ответ.

Имена героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной стали нарицательными в русской литературе. Помимо любовного конфликта между Татьяной и Онегиным, в романе есть еще один очень важный конфликт - между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским. Мотивы их дуэли не раз обсуждались в критических статьях. Дуэль между Онегиным и Ленским спровоцировал Ленский - горячий, пылкий, романтический юноша, вызов был сделан необдуманно. Кто как не Онегин понимал это? Сама дуэль была устроена по образу романтических дуэлей из романов. Ленский - типичный герой романтической литературы, погиб в соответствии со штампами этой литературы.

Эта дуэль еще и испытание для Онегина - для его маски циника, эгоиста. После нее герой едет за границу. Дуэль дает толчок изменению внутреннего мира героя, подтверждение чему мы видим в последних частях романа, где снова развиваются его отношения с Татьяной.

Роман (бессмертное произведение) включает в себя разновидности романов, существующих в Западной Европе: роман-биография, роман-воспитание, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман, исторический роман. Из этого уникального сочетания получилось то, что Пушкин называл "свободным романом".

План

Онегин получает наследство. Биография героя, образ жизни Евгения в настоящее время. Хандра Онегина, попытки справиться с этим состоянием. Приезд Онегина в деревню. Знакомство с Ленским и Лариными. Письмо Татьяны. Встреча ее с Онегиным. Именины Татьяны. Ссора Онегина и Ленского. Дуэль. Смерть Ленского. Отъезд Лариных в Москву. Последняя встреча с Онегиным.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Начав свою статью о романе "Евгений Онегин" указанием на то, что в этом "самом задушевном произведении Пушкина" с особой полнотой отразилась личность поэта, Белинский заявляет, что роман, не говоря уж о его художественных достоинствах, "имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение". Пушкин в "Евгении Онегине", по словам Белинского, создал первое "национально-художественное произведение"; "вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова "Горе от ума" стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой
    Стихотворения К Н. Я. Плюсковой К Чаадаеву Деревня Я пережил свои желанья... Кинжал Узник Птичка Демон Полу-милорд, полу-купец... К морю Сожженное письмо К 19 октября Зимний вечер Пророк И. И. Пущину Зимняя дорога Во глубине сибирских руд... Арион 26 мая 1828 Анчар Поэт и толпа На холмах Грузии... 2 ноября Я вас любил: любовь еще, быть может... Брожу ли я вдоль улиц шумных... Кавказ Что в имени тебе моем... Мадонна
    1. Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"? А. Поместное дворянство Б. Барская Москва В. Губернское чиновничество Г. Высший свет Петербурга Д. Крепостное крестьянство Е. Разночинная интеллигенция 2. О ком из героев романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" А. И. Герцен сказал: "Он никогда не становится на сторону правительства", но "никогда не способен встать на сторону народа"? А. Ленский Б. Онегин В. Отец Ларин Г. Муж Татьяны Лариной 3. О ком из персонажей романа "Евгений Онегин" А.
    Онегин, добрый мой приятель... А. С. Пушкин Уже первые читатели романа "Евгений Онегин" обращали внимание на одну особенность: активную роль автора, его непосредственное присутствие в произведении. Он выступает не просто очевидцем всего, что происходит в романе, личность автора несет на себе двойную нагрузку. Во-первых, он - творец произведения, ускоряющий или замедляющий развитие действия. При этом он - поэт Пушкин, во всем своеобразии своего творческого облика, со своими взглядами на жизнь и искусство,
    Пушкин недаром подчёркивал, что он пишет не роман, а роман в стихах и говорил об этом: "Дьявольская разница". В обычном романе автор как равноправный герой отсутствует. Обычные романы созданы на основе эпического (повествовательного) начала, то есть внимание читателей сосредоточено на историях героев. Здесь Пушкин вводит как одного из героев самого себя и в степени, равной эпическому, в романе явлено лирическое начало (так называемые лирические отступления). Сюжет соответствует фабуле, но при этом
    Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа "Евгений Онегин" было создание комедии, похожей на "Горе от ума" Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это "роман в стихах". Произведения такого жанра встречаются и
    Роман (бессмертное произведение) "Евгений Онегин" был и остается непревзойденным образцом русской классической литературы. Это произведение уникально в своей неповторимости. Подчеркивая его нетрадиционность, сам Пушкин говорил: "Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница". Поэт назвал свой роман "свободным", и эту свободу мы ощущаем в искреннем выражении авторского "я", в его непринужденной беседе с читателем. Следя за событиями, мы постоянно ощущаем присутствие автора-поэта, который делится с нами

Автор знакомит читателей с главным героем романа – своим «добрым приятелем» Евгением Онегиным , который родился в Петербурге. Отец Евгения жил на широкую ногу, давал в год по три бала, а затем разорился. Мальчика в раннем детстве воспитывала гувернантка, потом – француз гувернер. Он обучал ребенка шутя, не слишком докучая строгой моралью. Когда мальчик подрос и вышел в свет, гувернера уволили.

Общество с интересом приняло молодого человека. Его сочли умным и довольно милым. Онегин прекрасно говорит по-французски, хорошо танцует, имеет светские манеры. Он тщательно следит за модой и своей внешностью, может одеваться несколько часов подряд.

Евгений умеет судить обо всем хоть и поверхностно, но с видом знатока. Он неплохо разбирается в экономике, знает латынь, а также много древних и современных анекдотов. В стихосложении Евгений не силен, даже не научился отличать ямб от хорея.

День молодого человека в столице начинается с прогулки, затем он едет обедать с друзьями, оттуда – в театр, из театра – на бал. Домой повеса возвращается лишь ранним утром. Вскоре светская жизнь стала надоедать Онегину своим однообразием. Он запирается в кабинете и пытается писать, некоторое время много читает. Однако и эти занятия не в силах увлечь Евгения.

Неожиданно умирает отец Онегина. На молодого наследника тут же набрасываются кредиторы. Евгений, не желая заниматься тяжбами, отдает им свое наследство. Но вскоре приходит другое печальное известие: в деревне лежит при смерти дядя. Онегин, как единственный наследник, тотчас отправляется в путь, однако застать дядю живым не успевает. Став владельцем большого имения, молодой человек остается жить в деревне. Первые два дня ему здесь интересно, но затем вновь одолевает скука.

Глава вторая

Онегин решает заняться хозяйством. Он заменяет барщину легким оброком, чем вызывает недовольство соседей. Поначалу многие хотят познакомиться с новым хозяином, но Евгений избегает встреч. Он велит подавать к черному ходу коня и уезжает, как только во дворе появляется экипаж гостей. Провинциальное общество оскорблено. Онегина считают невежей и вольнодумцем, соседи прекращают попытки завязать с ним знакомство.

Примерно в то же время в свое имение, которое находится неподалеку, приезжает еще один молодой помещик – Владимир Ленский . Он прибывает из Германии, откуда привозит «вольнолюбивые мечты» и плоды европейского образования. Владимир – поклонник Канта и пишет стихи. Он, в отличие от Онегина, хранит юношеские надежды и мечты, верит в искреннюю любовь и дружбу.

Красивый, молодой, богатый Ленский считается в округе самым завидным женихом. Его стремятся сосватать то за одну, то за другую девушку. Но Владимир уже приглядел себе невесту. Провинциальное общество с его разговорами о псарне и урожае раздражает молодого поэта. От скуки Ленский сближается с Онегиным.

Владимир рассказывает новому другу о своей любви к прекрасной Ольге Лариной, которую он знает с детства. Дочь соседа мила, послушна, весела, скромна и невинна. Льняные волосы и голубые глаза Ольги, ее легкие движения и стройную фигуру без устали воспевает в своих стихах влюбленный поэт.

У Ольги есть старшая сестра – Татьяна . Она, в отличие от беспечной Ольги, не блистает красотой, не любит разговоры о моде, городские сплетни, шумные игры. Татьяна не занимается рукоделием, не вникает в хозяйственные дела, ни с кем не дружит, никому не льстит. В детстве Таня была странным ребенком – тихим, задумчивым, любила слушать страшные сказки.

Девушка рано начала читать романы, которые в те времена были очень популярны. Отец не запрещал ей этого, а мать «была сама от Ричардсона без ума». В молодости она влюбилась в военного, но, по велению родителей, вышла замуж за другого человека. Муж увез ее в деревню. Молодая женщина поначалу злилась, хотела развестись, затем привыкла, научилась всеми командовать и теперь вполне довольна судьбой.

Во время описываемых событий Ларин уже пребывал в мире ином, как и родители Ленского.

Глава третья

Ленский в очередной раз навещает Лариных. Онегин поехал с ним и познакомился, наконец, с предметом страсти друга. По дороге домой молодые люди обсуждают гостеприимство в старинных традициях, которым славится этот дом. Онегин называет мать девушек «милой старушкой». Ольга не понравилась Евгению: мила, но столь же пуста. На него произвела впечатление Татьяна. Владимир обижается на приятеля и до конца пути молчит.

Визит Онегина к Лариным наделал много шума в округе. В Евгении увидели жениха Татьяны, поскольку свадьба Ленского и Ольги уже практически решена. Эти разговоры раздражают Таню, но Онегин ей очень понравился. Девушка гуляет в саду с очередным романом и мечтает об Онегине. Таня влюбилась. Она страдает, ожидая очередной встречи, но Онегин не спешит вновь появляться в их доме. Тогда Татьяна решается написать ему письмо с признанием в любви. Лунной ночью в чрезвычайном волнении она пишет молодому человеку о своих чувствах, а утром просит няню послать внука с письмом к Онегину.

Два дня Таня с замиранием сердца ждет ответ. Затем приезжает Ленский и сообщает, что Онегин обещал сегодня быть у них, но его задержала почта. Татьяна ждет возлюбленного, постоянно прислушиваясь и рисуя на запотевшем окне его инициалы.

Наконец, Онегин входит в дом. Таня от волнения бросается в сад и садится там на скамейку. Она слушает пение дворовых девушек, которые собирают ягоды, и немного успокаивается. Татьяна решает вернуться в дом. За поворотом аллеи она видит Евгения.

Глава четвертая

Онегин давно разуверился в любви, но письмо Татьяны его тронуло. Он не хочет давать девушке ложную надежду. Евгений говорит, что любит ее как брат. Если бы он хотел жениться, то выбрал бы Татьяну, но сейчас не способен любить. Сердце молодого человека остыло, а милая и умная девушка заслуживает большего. Она еще полюбит другого и будет с ним счастлива. Таня очень опечалена отказом, но любовь в девичьем сердце разгорается все сильнее. Татьяна страдает и грустнеет день ото дня.

Ленский и Ольга много времени проводят вместе. Они гуляют в саду, играют в шахматы, читают. Владимир пишет девушке в альбом стихи. В то же время Онегин спокойно живет в своем имении. Он встает в семь часов, переплывает дважды речку, затем возвращается домой, пьет кофе, листает журналы, одевается. Евгений часто прогуливается, ездит верхом, читает, обедает и пьет вино.

Так прошло лето, и наступила зима, которая внесла в распорядок жизни молодого человека свои коррективы. Теперь Онегин принимает по утрам ванну со льдом, сам с собой играет в бильярд, а вечером встречается с Ленским. Выпив шампанского и закурив трубки, друзья коротают время в легкой беседе. Онегин спрашивает о Лариных. Ленский счастлив: свадьба с Ольгой состоится через две недели, а еще раньше у Татьяны день рождения. Онегин также приглашен на торжество. Евгений не хочет шумного застолья, но Ленский уговаривает друга и обещает, что там будут только они и Ларины.

Глава пятая

Татьяна очень любит зиму, Святки. Она – суеверна, увлекается гаданиями. Но в эту зиму гадания складываются неудачно – ее колечко вытаскивают под песню, которая означает смерть.

Татьяна ложится спать с зеркалом под подушкой, чтобы увидеть во сне жениха. Ей снится страшный сон. В зимнем лесу девушке нужно перейти через ручей по тоненькому мостику. Татьяна боится упасть в ледяную воду. Но тут появляется медведь, который подает ей лапу и переводит через ручей. Девушка идет дальше, медведь устремляется следом и не отстает. Татьяна напугана, старается убежать, но безуспешно.

Девушка падает без сил, медведь ее поднимает и несет на поляну, где стоит убогая хижина. Зверь говорит, что там живет его кум, и девушка может у него отогреться. После этих слов медведь исчезает. Таня робко заглядывает в щелку двери.

В хижине ярко горит свет, за столом пируют чудовища. Среди них Татьяна видит Онегина, который, судя по всему, является хозяином этого странного дома. Евгений замечает девушку и направляется к ней. Татьяна хочет бежать, но цепенеет от страха. Дверь открывается, девушку жадно разглядывают чудовища и поднимают крик, но Онегин заявляет, что Татьяна принадлежит ему. Тогда чудовища исчезают, и молодые люди остаются вдвоем. Онегин укладывает Татьяну на лавку, но тут появляются Ленский и Ольга. Евгений ссорится с незваными гостями, хватает нож и убивает Ленского. Хижина сотрясается от дикого крика…

В этот момент Татьяна просыпается. Напрасно Ольга выспрашивает у сестры, что ей приснилось. Таня листает сонник, но не может найти вразумительного толкования своего сна. Ясно одно – он не сулит ничего хорошего.

На день рождения Татьяны приходит много гостей. Командир местного военного гарнизона присылает даже полковой оркестр. В разгар торжественного обеда появляются Ленский и Онегин. Их приглашают за стол.

Онегин очень зол. Ведь Владимир обещал ему, что гостей будет мало, а здесь – настоящий бал. Он решает отомстить Ленскому. Евгений ухаживает за Ольгой, постоянно приглашает ее танцевать. Когда, наконец, Ленский пытается сам пригласить невесту, Ольга отказывает жениху. Все танцы уже обещаны Онегину. В бешенстве Владимир покидает бал. Он решает вызвать Евгения на дуэль.

Глава шестая

Праздник заканчивается, и гости остаются ночевать. Онегин, довольный своей местью, отправляется домой. Утром его будит слуга: приехал сосед – старый сплетник и дуэлянт Зарецкий. Этого человека Ленский выбрал своим секундантом. В недоумении смотрит Евгений на переданную записку – вызов на дуэль.

Если бы секундантом был кто-то другой, Онегин вряд ли стал нервничать. Но Зарецкий – опасен. Его злой язык способен испортить Евгению репутацию. Поэтому Онегин соглашается на дуэль, которая состоится завтра возле мельницы. Молодой человек чувствует свою вину. Зачем он так зло пошутил над другом? Зачем заставил его ревновать? Но теперь уже ничего не вернуть назад. Вызов принят.

Ленский с нетерпением ждет возвращения своего секунданта. Он обрадовался, когда Зарецкий привез согласие Онегина. Владимир опасался, что острый на язык и умный Евгений сможет как-нибудь выкрутиться из ситуации, отказаться от дуэли. Именно поэтому он выбрал секундантом Зарецкого. Теперь дуэль состоится.

После ссоры Ленский не желает видеть Ольгу, но к вечеру все-таки оказывается у Лариных. Ольга бросается ему навстречу, все такая же веселая и беззаботная. Она спрашивает, почему Владимир ушел вчера так рано. Слушая нежное щебетание невесты, Ленский вскоре понимает, что Ольга и не думала ему изменять, что она любит его по-прежнему. Владимир решает ничего не говорить девушке о дуэли. Он обязан оградить эту невинную душу от козней коварного соблазнителя.

Дома Владимир проверяет пистолеты и пишет стихотворение: «Что день грядущий мне готовит?» Так он и засыпает над рукописью. Утром его будит Зарецкий: пора, уже седьмой час, их ждет Онегин.

Но в это время Евгений еще крепко спит. Он просыпается гораздо позже, быстро собирается и велит своему слуге-французу Гильо ехать вместе. Онегин извиняется перед Ленским за опоздание. Удивленный Зарецкий спрашивает о секунданте. Евгений предлагает на эту роль своего слугу, который честен, хоть и мало кому знаком.

Дуэлянты заряжают пистолеты за мельницей и сбрасывают плащи. Зарецкий отсчитывает тридцать два шага и дает команду сходиться. Сделав навстречу друг другу четыре шага, бывшие друзья поднимают пистолеты. Онегин стреляет первым, и его пуля прошивает Ленского навылет. Онегин спешит к другу, зовет на помощь, но поздно. Владимир лежит мертвый. Зарецкий кладет его тело на телегу и отвозит домой.

Ленского хоронят под двумя сросшимися соснами над ручьем, ставят памятник. Место очень красивое, сюда часто приходят пастухи и крестьянки набрать воды. Городские дамы во время прогулки верхом иногда останавливаются перед скромной могилой молодого поэта. А что же Ольга? Как сложилась судьба Татьяны? И где теперь Онегин?

Глава седьмая

Ольга недолго горюет о погибшем женихе. Вскоре она увлекается красивым уланом. Девушка выходит замуж и уезжает с супругом к месту его службы. Татьяна остается одна. Она все время думает об Онегине, который давно покинул деревню. Девушка уговоривает ключницу пустить ее в дом, где жил Евгений. Та соглашается и показывает Татьяне все комнаты, кабинет Онегина. Девушка выпрашивает позволение периодически приходить сюда.

С тех пор Татьяна часто наведывается в дом Онегина и читает в его кабинете книги. Изучая заметки на полях, оставленные рукой любимого, девушка начинает лучше понимать человека, о котором тоскует ее сердце.

Между тем, мать очень переживает, что Таня отвергает всех женихов. Одна из соседок подсказывает выход: зимой нужно отвезти девушку в Москву. Эта идея приходится старушке по душе. Решено ехать в Москву на «ярмарку невест».

Все лето и осень Таня прощается с любимыми лесами и холмами. Впервые она не радуется приходу зимы и оттягивает час отъезда. Но вот вещи собраны, уложены, и целая вереница возков отправляется в путь. Таня прощается с родными местами со слезами на глазах. Увидит ли она их когда-нибудь еще?

В Москве Ларины останавливаются у давней подруги матери – княжны Алины. Женщина больна чахоткой, но с радостью принимает гостей. Старушки вспоминают молодость, а Таня грустит в незнакомом доме.

Ларины объезжают с визитами всех родственников. Татьяне по-прежнему очень скучно, она мечтает вернуться в деревню. Потом начинаются балы, но Татьяна скучает и там. Она не может соперничать с модными московскими барышнями, ее никто не приглашает танцевать. Но вскоре на Таню обращает внимание один солидный генерал.

Глава восьмая

Онегин отправляется путешествовать, а затем возвращается в Петербург – ему надоели скитания. В столице Евгений сразу же попадает на светский раут. Он видит генерала под руку с дамой, которая не блистает красотой, но так естественна, благородна и величава, что все вокруг ищут ее расположения. Девушки робеют перед ней, а мужчины не сводят глаз. Генерал гордо вышагивает рядом.

Вот дама садится рядом с первой московской красавицей Ниной Воронской, но и та не может затмить удивительную незнакомку. Онегин смотрит на женщину с изумлением: неужели это Татьяна? Он интересуется у своего знатного родственника, что за дама беседует с испанским послом? «Моя жена», – отвечает князь. Пока Онегин путешествовал, он сделал предложение Татьяне Лариной. Евгений признается, что знаком с этой женщиной. Они соседи по имению.

Князь подводит Онегина к Татьяне. Она говорит с Евгением учтиво и спокойно, но прохладно. Онегин поражен: где та простодушная девушка, пылкое письмо которой он до сих пор хранит? В растерянности он возвращается домой. Слуга приносит записку от князя, в которой Онегина приглашают завтра на вечер. В возбуждении Евгений дает согласие. Он снова увидит Татьяну!

Онегин едва может дождаться вечера. Что с ним? Он весь в нетерпении. Татьяна встречает гостя одна, и герои романа некоторое время беседуют на отвлеченные темы. Евгений в смятении. В этой светской львице он не узнает прежней деревенской барышни. Появляется князь и прерывает тягостное уединение. Мужчины болтают, вспоминают прошлое, проказы юности.

Вскоре появляются гости. Здесь собирается элита светского общества, в центре которого царствует Татьяна. Онегин безумно влюбляется в нее. Каждый день он у князя, повсюду сопровождает неприступную княгиню. Онегинн постоянно стремится коснуться Татьяны рукой, подать платок или набросить на ее плечи боа. Княгиня принимает его поклонение с холодным равнодушием, она почти не замечает Евгения.

Анализ произведения

Пушкин задумал свой роман как сатиру на современной обще­ство, но в процессе работы роман перерос в произведение о ду­ховных исканиях молодежи XIX века.

Автор начал писать «Евгения Онегина», будучи романтиком, а закончил — реалистом. Эта эволюция от романтизма к реализму отразилась в романе. Кроме того, он был начат до восстания декабристов, а закончен после его поражения, и эти обществен­но-политические изменения также нашли отражение в книге.

В посвящении Пушкин указал на своеобразие используемого художественного метода, которое определяется тем, что в нем содержится эволюция, переход от романтизма к реализму.

Кроме того, в посвящении Пушкин определяет жанровое сво­еобразие произведения — «собранье пестрых глав». Также он указывает на особенную роль автора, которого определяет глав­ным героем романа.

В «Евгении Онегине» Пушкин впервые в русской литературе выводит тип «лишнего человека». Он одним из первых поставил проблему личности и общества и решил ее реалистически. То есть он показывает, что характер человека определяется средой, об­ществом, воспитанием. Онегин не родился эгоистом, он человек богатых способностей, но, не имея возможностей раскрыть свои качества, Евгений замыкается в самом себе, то есть становится «эгоистом поневоле». Пушкин подробно показывает условия, ко­торые формируют характер Онегина, используя при этом прием сопоставления: он показывает, как иноземная среда, чужое вос­питание формируют характер Евгения и как русская среда фор­мирует характер Татьяны. Причем в характере главного героя автор показывает не только типические, но и индивидуальные черты. Вот это сочетание типического и индивидуального и опре­деляет своеобразие реалистического характера.

В романе ярко прослеживается принцип историзма: описыва­емая эпоха отражена в ее основных тенденциях и закономернос­тях, изображаются типичные характеры в типичных обстоятель­ствах.

В романе есть ряд самобытных черт. В первую очередь само­бытным стало жанровое определение — «роман в стихах».

«Евгений Онегин» стал своеобразной пародией на романтиче­ское произведение. В романе сочетаются в неразделимом един­стве два компонента: в его форме прослеживаются традиции Бай­рона, и второй компонент — новаторство. Оно в том, что Пушкин создал национальный и самобытный роман о России и для России. Здесь не один герой-индивидуалист, а по меньшей мере два глав­ных героя.

Сюжет создан по принципу зеркальной композиции. Татьяна встречается с Онегиным, увлекается им, пишет ему письмо, Онегин в беседе с ней дает холодный ответ-«отповедь». Позже то же са­мое происходит и с Онегиным. Он встречает на балу Татьяну и влюбляется в нее, пишет ей письмо и получает подобный свое­му ответ.

Имена героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной стали нари­цательными в русской литературе. Помимо любовного конфликта между Татьяной и Онегиным, в романе есть еще один очень важ­ный конфликт — между Евгением Онегиным и Владимиром Лен­ским. Мотивы их дуэли не раз обсуждались в критических стать­ях. Дуэль между Онегиным и Ленским спровоцировал Ленский — горячий, пылкий, романтический юноша, вызов был сделан не­обдуманно. Кто как не Онегин понимал это? Сама дуэль была устроена по образу романтических дуэлей из романов. Ленский — типичный герой романтической литературы, погиб в соответствии со штампами этой литературы.

Эта дуэль еще и испытание для Онегина — для его маски циника, эгоиста. После нее герой едет за границу. Дуэль дает тол­чок изменению внутреннего мира героя, подтверждение чему мы видим в последних частях романа, где снова развиваются его от­ношения с Татьяной.

Роман включает в себя разновидности романов, существу­ющих в Западной Европе: роман-биография, роман-воспитание, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман, исто­рический роман. Из этого уникального сочетания получилось то, что Пушкин называл «свободным романом».

1 Онегин получает наследство.

2 Биография героя, образ жизни Евгения в настоящее время.

3 Хандра Онегина, попытки справиться с этим состоянием.

4 Приезд Онегина в деревню.

5 Знакомство с Ленским и Лариными.

6 Письмо Татьяны.

7. Встреча ее с Онегиным.

8 Именины Татьяны. Ссора Онегина и Ленского.

9. Дуэль. Смерть Ленского.

10. Отъезд Лариных в Москву.

В работе в сжатом виде представлены история создания, сюжет, композиция, особенности жанра, сравнительные характеристики героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Опорный план-конспект можно использовать для подготовки к уроку, а также для повторения и обобщения изученного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опорный план-конспект

по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Создание романа «Евгений Онегин». Работа над романом длилась с 1823 (южная ссылка) -1830(Болдинская осень). В 1831 поэт переделал 8 главу и написал письмо Онегина к Татьяне. В 1833 роман вышел в свет. Последний набросок включал 10 глав: 8 глава должна была стать 9. Вместо нее хотел описать путешествие Онегина. А в 10 Пушкин хотел написать о зарождении тайных обществ декабристов. 10 глава и «Путешествие Онегина» не были завершены. Поэт понимал, что по цензурным причинам она не могла появиться в печати. Произведение охватывает события с 1819 по 1825 г (правление Александра 1). Это время было насыщено различными историческими событиями, именно в это время сложился тип человека, подобный герою пушкинского произведения. Пушкин искал причины разочарования молодого интеллигента, его неудовлетворенности жизнью.

Сюжет. Провинциальная девушка Татьяна Ларина полюбила «светского льва» Евгения Онегина, разочарованного в жизни и ко всему равнодушного. Она признается в любви, но Онегин не отвечает взаимностью. Путешествие Евгения разлучило героев. Татьяна вышла замуж и стала блистательной светской дамой. Теперь влюблен Онегин, но Татьяна не может принести в жертву честь и покой своей семьи.

Композиция романа зеркальная (зеркальное отражение первых семи глав в восьмой). Две части: два письма - Татьяны и Онегина, две отповеди.

Жанр. Это «роман в стихах». В произведении переплетаются лирическое (образ автора, активность авторского голоса, лирические отступления) и эпическое (отражение исторической эпохи, представленной через историю героя) начала. Онегинская строфа: 14 строк - AbAb CCdd EffE gg (прописные А- женская рифма, строчные b - мужская).

1 глава - Онегин - «забав и роскоши дитя», «эгоист поневоле». Получил типичное для того времени дворянское образование. Пушкин оправдывает героя: «Мы все учились понемногу». Поэт детально описал распорядок дня героя: позднее пробуждение аристократов, прогулка по Невскому проспекту, обед в ресторане, посещение театра, бала. Перед нами типичный представитель своего времени. Однако будучи человеком умным и критически настроенным, Онегин быстро разочаровывается в суете светской жизни. Для него нет ценностей, он не верит в искренность чувств.

Герои романа

«Онегин - добрый мой приятель»

Герой

  1. Люди одного поколения.
  2. Их связывают приятельские отношения.
  3. Разочарование в светском обществе.
  4. «Неподражаемая странность»

Находил успокоение в творчестве

Творческий дар не доступен герою.

Глубоко увлекался театром

Театр - просто развлечение, времяпрепровождение.

Способен любить, ценить истинную дружбу

Знал лишь тайны светского флирта, не понимал ценности дружбы

Тонко чувствует природу

Жизнь в деревне казалась не менее скучной, чем в Петербурге

От скуки поэта спасает богатая внутренняя жизнь, умение размышлять и творить. Автор ценит и любит жизнь.

2 глава. Онегин в деревне. Знакомство с Ленским, Ольгой, Татьяной

Онегин

Ленский

  1. Люди одного поколения
  2. Их связывают дружеские отношения

Родился в дворянской семье, в отрыве от всего национального, русского. Получил типичное дворянское образование.

Романтически тип героя. О его воспитании мало знаем. Характер формировался под влиянием немецкой культуры.

Стремился полностью соответствовать идеалу света (под влиянием света сформировались такие черты, как неумение трудиться, эгоизм), но быстро разочаровался в суете светской жизни.

Не попал под влияние света, нет разочарования в жизни. Ленский восторжен, мечтателен.

Чувствует себя уставшим от жизни.

Жизнь для него - тайна, загадка, от нее он ждет чуда.

Не верит в искренность чувств.

Открыт для любви и дружбы.

Не занимался творчеством, живет разумом.

Поэт-романтик, вдохновленный творчеством Шиллера и Гетте. Живет чувствами, сердцем.

Обладает жизненным опытом.

Юный, неопытный, доверчивый юноша

Привязан к Ленскому, но общается с ним от скуки.

Дружба - потребность души.

Любовь - игра, светский флирт. Все чувства в нем остыли. Нет веры в идеал.

Верит в любовь. Душа открыта миру и людям.

Герои антиподы: один - умный скептик, другой - наивно-восторженный энтузиаст. Ни Онегин, ни Ленский не понимали всей сложности жизни: Ленский идеализировал, Онегин слишком упрощенно судил о ней.

Ольга

Татьяна

  1. Люди одного поколения.
  2. Сестры, общее воспитание

Нет подробного описания внешности, не отличалась красотой.

Увлекали детские забавы, игра с подругами, куклы.

Любит уединение, тишину. Поводит время за чтением книг, черпает пищу для души через общение с природой, сказочное, волшебное (народное) близко героине.

Ветрена, легкомысленна

Богатый внутренний мир. В характере объединено все лучшее, что было в народной жизни с дворянской культурой, образованностью. Авторский идеал.

Не способна искренне и глубоко любит.

Любовь Татьяны - искреннее, глубокое чувство.

Не хранит верность Ленскому.

Пронесла чувство любви через всю жизнь. Но долг перед мужем, высокая нравственность, честь героини не позволяют ответить Онегину взаимностью.

3 глава. Встреча Онегина и Татьяны. Любовь Татьяны к Онегину. Возлюбленный сливается в ее сознании с образами героев любимых романов: он «совершенства образец». Автор возносит образ своей героини над светскими красавицами, опытными в тайнах «любви». Письмо к Онегину - выражение искреннего глубокого чувства, ощущения, что Евгений «послан богом».

4 глава. Кульминация в сюжетной линии Онегин - Татьяна (свидание в саду), дальнейшее развитие сюжетных линий Онегин - Ленский, Ленский - Ольга. Письмо Татьяны тронуло Онегина, много хорошего, искреннего честного проснулось в его душе. Евгений не обманывает Татьяну, поступает благородно, но его речь подобна «уроку», она строгая, сухая. Разочарованный Онегин, не верящий в глубину чувств, проходит мимо чистой любви Татьяны.

5 глава. Сон (выдержан в тонах, близких народной поэзии, богат сказочными образами, это пророческий сон), именины Татьяны, характеристика провинциального дворянства. Одна из главных черт героини - «русская душою»: близка к природе, в народным приданиям, гаданиям. Провинциальные дворяне - люди низкой культуры, в их жизни нет ни страсти, ни ума. Это безжалостные крепостники с примитивными, низменными интересами. Но поместное дворянство - это и семейство Лариных, верное традициям старины. Автор любит их за гостеприимство, хлебосольство, простоту. Ухаживание Онегина за Ольгой на именинах Татьяны, ревность Ленского.

6 глава. Кульминация сюжетной линии Онегин - Ленский (дуэль), ее развязка (гибель). Противоречивость Онегина: понимает, что поступил с Ленским ошибочно, но идет на дуэль, так как все же зависим от мнения света. Глубокая грусть автора, вызванная гибелью молодости, юного таланта.

7 глава. Героиня посещает кабинет Онегина, читая его книги, находится у истоков души Евгения, ее беспокоит вопрос: «Уж не пародия ли он?» Татьяна в Москве. Встреча с генералом - поворотное событие в судьбе героини. Разное отношение к Москве автора (для него это великий исторический город) и Татьяны (для нее Москва лишь дворянская столица, душная, ненавистная).

8 глава. Встреча Онегина и Татьяны. Любовь вспыхивает в душе героя, они словно меняются ролями. Евгений пишет страстное письмо, полное разочарования в своем прошлом. Онегин получает отказ. Высоконравственная героиня не могла поступит иначе. Она изменилась внешне, но внутренне осталась прежней.

Роман в стихах А.С. Пушкина - «энциклопедия русской жизни», в которой «отразился век и современный человек». Со страниц романа узнаем об эпохе: о воспитании детей в дворянской семье, деталях быта, моде, образовании, культуре, о жизни крепостных крестьян, высшем свете Петербурга, Москвы, провинциальных помещиков и многом другом.

Тематика лирических отступлений в романе весьма разнообразна: мнение автора о балах, моде, еде, театре, быте, любви, русском языке и др. Важными являются многочисленные пейзажные зарисовки: перед читателем проходят все времена года.

В романе предстает целостный облик русской жизни начала 19 века, огромный мир России с ее культурой, природой, стилем жизни.