Зверь в каждом из нас. Самозванец или вождь? Божественное и демоническое

Купить электронную

Детская психика — это довольно трудно устроенная по своей структуре система, которая едва ли поддается логическим трактовкам. Юное воображение, порой, может составить поистине парадоксальные картины, а животрепещущие события в детском возрасте способны оставить неизгладимый шрам на неокрепшем подсознании, а если речь идет о войне, такое впечатление может иметь эффект разорвавшейся бомбы. Наверное, не зря свое произведение «Повелитель мух» Уильям Голдинг начинает именно с войны, ужасной ядерной войны, которая буквально захлестнула все живое. Едва ли такое противоречивое событие способно вызвать другие эмоции, кроме отвращения, злобы, отчаяния, мести, кровожадности… Всем этим с лихвой переполнено содержание книги, а потому «Повелитель мух» — это не просто очередное тропическое приключение, а история постепенного упадка человека, история противостояния гуманности и кровопролития. Книга были издана в 1954 году, но изменилось ли что-либо существенно с тех пор?!

«Повелитель мух» – это, своего рода, результат классического английского наследия о путешествиях и пребывании на тропическом острове. Подобную основу уже приходилось встречать в романе о «Робинзоне Крузо» Дениэля Дефо, а особенно в книге «Коралловый остров» Роберта Баллантайна. Именно эта история и стала проформой для «Повелителя мух», но в обратной ее версии. В то время, как мальчишки Ральф и Джек прибывают на Коралловый остров, словно вестники западной цивилизации, чтобы отучить коренное население от их кровожадности, каннибализма и примитивной жизни, группа английских ребят оказывается на необитаемом острове, изображенном в «Повелителе мух», и утопает в болоте варварства и упадка человечности.

Два центральных персонажа в «Повелителе мух» – Ральф и Джек – обычные мальчики, имя которым Голдинг позаимствовал у Баллантайна, тем самым намекая на схожие обстоятельства, в которых они оказались. Но Голдинг идет дальше, и под предлогом начавшейся атомной войны оставляет группу ребятишек на необитаемом острове после авиакатастрофы. В этот момент происходит рождение новой цивилизации внутри группы обычных детей, однако заново сформированный социум напрочь лишен таких правил и устоев, как мораль, честь, взаимопонимание и взаимоуважение. История разворачивается на фоне борьбы двух начал: образ человеческого безумия находит свое олицетворение в виде Джека Меридью и его военизированного детского хора; им противостоит союз в лице уже упомянутого Ральфа, всеобщего посмешища Хрюши и невинного Саймона.

Впрочем, изначально читатель наблюдает за идеалистической схемой социального устройства. Все ребятишки разделяют общее желание и стремление быть спасенными с острова, при этом это желание обильно приправлено дружескими отношениями и жаждой приключений в лучших традициях пионерских отрядов (или скорее бойскаутских отрядов на западный лад). Установка правил и законов выглядит как некая забава, поэтому простая морская ракушка получает столь важный парламентский статус. Используя ее в качестве горна, Ральф созывает общие собрания для принятия жизненно важных решений. Говорить же имеет право только тот, кто в данный момент держит этот рог в руках.

Еще одним символом поддержания цивилизованного строя в обществе является костер, возведенный на холме. И в тот момент, когда Джек со своими друзьями-охотниками позволяют ему потухнуть, наступает переломный момент в сосуществовании разнонаправленных идеологий. Теперь Джека интересует только охота на свиней, а первородные инстинкты всех остальных жителей острова (желание быть сытым и защищенным) он использует для своей собственной выгоды, тем самым «откусывая» добрую часть сторонников идеологии Ральфа под свое крыло. Отныне для новой социальной группы убийство принимает образ священного ритуала, в котором кровожадность, ненасытность и безумие являются неотъемлемыми составляющими. Образ человека разумного в лице Джека теряет все свои связующие элементы, и на смену ему приходит существо пусть и человекоподобное по форме, но абсолютно бесформенное, алчное и голодное по своей природе. Свобода в дикости - это основной постулат группы, возглавляемой Джеком.

В то время как рог и костер можно считать символами демократии общества Ральфа, у социального новообразования под предводительством Джека также появляется свой символ - Повелитель мух. Насаженная на палку голова убитой свиньи - яркий пример демонизма и воплощения зла. Апогей духовного обнищания случается во время жуткого ритуала, в котором невинный Саймон, символ Христа, оказывается впутан в дьявольские скачки под крики «Зверя бей! Глотку режь!» Таким образом, убийственное помешательство обретает новое, человеческое измерение. Саймона убивают в пылу ненависти, следующей жертвой становится Хрюша - последний оплот цивилизации, после смерти которого разрушается и ее символ - рог демократии. В конце концов, человеческая свирепость находит очередную жертву в лице Ральфа и обрушивается на него всей своей мощью.

Парадоксально, но именно в такой момент навстречу мальчишкам приходит спасение в виде морского офицера. Но дело в том, что точка невозврата уже пройдена, человек потерял свое лицо, миру открылись его низменные черты, поэтому спасение для него лишь формальное, в то время как духовная его составляющая давно уже плавится в адском котле.

Наверняка, опыт работы школьным учителем помог Уильяму Голдингу так достоверно передать на бумаге столь разноплановые образы ребятишек. Кроме того, у писателя откровенно неплохо получаются не только описания острова, но и динамическое развитие сюжета. Особого упоминания заслуживает его умелый прием аллитерации. Безусловно, его труд занимает достойное место среди классиков мировой литературы.

Эта история действительно наводит страх на читателя своим до боли реалистичным изображением зла как обратной стороны человеческой природы. Некоторые наверняка скажут, что каждому произведению отведено свое место в истории, поэтому «Повелитель мух» был более актуален в те времена, когда он, собственно, и был написан. В 1954 году мировое сознание все еще переваривало последствия ужасных преступлений, совершенных нацистами; Холодная Война только набирала обороты, а Хиросима и Нагасаки были окутаны радиоактивной пылью. Разве на этом обрывается список человеческих преступлений глобального масштаба? Сомневаюсь. Мы ежегодно становимся свидетелями военных эскапад главенствующих держав, в которых погибают сотни тысяч неспособных защитить себя граждан. Разве это не преступление против человека?! Взирая на то, под каким углом современный мир катится в бездну насилия, вряд ли стоит подвергать сомнению пессимизм Голдинга, излитый на страницах романа «Повелитель мух».

Пискунова Татьяна Александровна,учитель русского языка и литературы МБУ «Гимназия №38», Почетный работник общего образования РФ, г.Тольятти[email protected]

Роман У.Голдинга«Повелитель мух» как трагическое произведение

Аннотация. Статья посвящена анализу романа У.Голдинга «Повелитель мух» и рассматривает его как произведение трагическое. Подробно анализируется конфликт романа, что позволяет сделать вывод о его трагической природе. Ключевые слова: литературоведение, категория трагического, конфликт, трагический конфликт, драматический конфликт.

Категория трагического –одна из основных категорий эстетики искусства. С трагизмом связано, по словам Н.Бердяева, «как всё самое мучительное, так и всё самое прекрасное в жизни, подымающее нас над обыденной пошлостью и мещанством»1.Вся литература,так или иначе,затрагивает эту категорию, более того, основана на ней. Анализируя практически любое художественное произведение,мы говорим о трагическом конфликте,и поэтому обращение к категории трагического будет всегда актуальным вопросомв литературоведении. Что включает в себя категория трагического? Н.Бердяев, русский философ,определяет сущность трагическогокак «безысходность», как «неискоренимыепротиворечия действительности»–это, прежде всего, смерть, которая неустранима, тогда как в человеческой душе живёт жажда вечной жизни, бессмертия. Но и сама жизнь ведь наполнена умиранием: умирают надежды, умирают чувства, гибнут силы.Трагизм показывает, что жизнь лишена смысла, но именно трагизм заставляет с особенной силой ставить вопрос о смысле и цели жизни. «Я бы сформулировал так философскую сущность трагизма, –писал Н.Бердяев в статье «К философии трагедии. Метерлинк», –трагическая красота страдающих и вечно недовольных есть единственный достойный человека путь к блаженству праведных»2. Моральная проблема начинается там, где начинается трагедия, и только люди, прикоснувшиеся к трагедии, имеют внутреннее право говорить о добре и зле. На наш взгляд, такое право получает в первую очередь литература. И говоря о категории трагического, предпочтительно рассматривать её на примере творчества писателей или поэтов, так или иначе поднимающих проблемы нравственного порядка.Словарь Ожегова определяет слово«трагедия»многозначно:этои драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя;это и потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье3.Но таковым потрясающим событием и несчастьем, на наш взгляд, является и моральная гибель личности. Поэтому любой трагический конфликт –это всегда конфликт, касающийся духовнонравственных проблем,заключенных в самой личности.Именно такой конфликт разворачивается перед нами на страницах романа лауреата Нобелевской премииУильяма Голдинга «Повелитель Мух». Традиционно это произведение определяетсякак произведение драматическое, но,на наш взгляд,конфликт произведения носит трагический характер.Для того, чтобы определить, каким является конфликт в романе необходимо четко понимать разницу между понятиямитрагического и драматического в 1Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. –М., «Искусство», 1994, 2 том, стр. 982Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. –М., «Искусство», 1994, 2 том, стр. 1793Ожегов С. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений. Издательство: «АСТ», «Мир и Образование» 2016 г. стр. 47литературе.Трагическое -эстетическая категория, для которой характерно наличие неразрешимого конфликта. В основе трагического-конфликты в жизни человека или группы людей, которые не могут быть разрешены, так как не зависят от воли человека, но с которыми нельзя и примириться. Словарь литературоведческий терминов определяет трагическое в литературе как «всё, отмеченное крайне острыми столкновениями человека и мира, сопровождающееся тяжелыми переживаниями, страданиями и обычно заканчивающееся гибелью личности, крушением ее идеалов».1Необходимо добавить, однако, что трагическое не обязательно предполагает смерть главного героя, однако безысходные страдания для него неизбежны. Костелянец Б. О определяет трагическое в литературе как «запечатленное представление о невосполнимой утрате человеческих ценностей»2. В борьбе, которую ведут трагические герои, с большой полнотой обнаруживаются героические черты человеческого характера. Важно отметить, что классическое понимание трагического восходит к Аристотелю, а теоретическая разработка понятия -к эстетике романтизма и Гегелю. По мнению Аристотеля, «трагическое переживание зрителя способствует воспитанию высоких человеческих чувств»3. Аристотель видел источник трагического в ошибке героя, совершающего преступление по незнанию, хотя практика античной трагедии была шире. Гегель трансформировал аристотелевское понятие ошибки в концепцию трагической вины.Драматический конфликт, как его определяет словарь литературоведческих терминов,предполагает отражение в художественном произведении «противоречий действительности, которые являются основой конкретного столкновения характеров, реализуемого в событии и организующего все компоненты произведения, являющиеся источником действия»4. Борьба персонажей драматического произведения есть образное выражение проблемы, поставленной писателем, является его темой. Конфликт, вотличие от трагического,не столь возвышенный, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.В драматическом конфликте находятся герои, которые протестуютпротив своей судьбы, но драматические конфликты в отличие от трагических не являются непреодолимыми. В основе их лежит столкновение персонажей с такими силами, принципами, традициями, которые противостоят им извне. Если герой драмы гибнет, то его смерть во многом -акт добровольного решения, а не результат трагически безысходного положения. Необходимо отметить главное отличие трагического от драматического: в драме трагический герой оказывается в трагической ситуации невольно, а не изза совершенной им ошибки. Таким образом, трагический конфликт является неразрешимым, влекущим за собой тяжёлые страдания и гибель героев. Именно такой неразрешимый конфликт, который при этом носит, несомненно,нравственный характер, и присутствует в романе «Повелитель мух». Обратимся к событиями героям романа. Роман «Повелитель мух» был написан Голдингом и издан в 1954 году и вызвал настоящий шок у читателей. Только что закончилась Вторая мировая война, и мир все еще переживал (в том числе и психологически) ее последствия. Истины о человеческой сущности, которые открывал в романе Голдинг, стали новым потрясением. «Я начал понимать, на что способны люди…», –писал автор, вновь переживая опыт военных лет, Именно этот опытлишил его каких бы то ни было иллюзий о сущности человеческой природы. С таким внутренним психологическим настроем он пишет роман. 1Тураев С. Словарь литературоведческих терминов. –М., «Просвещение», 1974 г. стр. 54552Костелянец Б. О. Драма и действие: Лекции по теории драмы / Сост. и вст. ст. В. И. Максимов, вст. ст. Н. А. Таршис. М.: Совпадение, 2007. 502 с.3Аристотель Поэтика. Риторика. –СанктПетербург, «Азбука», 2000 г. стр. 1401464Тураев С. Словарь литературоведческих терминов. –М., «Просвещение», 1974 г. стр. 2324В основе сюжета лежит авиакатастрофа, после которой группа выживших детей попадает на необитаемый остров и оказывается изолированной от всего мира. Главная задача –суметь выжить. Первоначальный конфликт–между обстоятельствами и стремлением героев преодолетьих –не является по свой сути трагическим. Однако по мере того, как дети начинают строить новое общество, конфликт начинает приобретать трагический характер.

Изначально культурная, цивилизованная группа из детей и подростков –певчих церковного хора –постепенно начинает утрачиватьсвязь с общественными нормами и моральными принципами.Более того, дети начинают убивать другу друга без явных видимых причин.

Тема утраты человеческого в человеке не может не нести трагический характер. В романе эта тема усугубляется тем, что утрачивают человеческий облик дети. Дети в литературе всегда рассматривались как носители нравственной чистоты, незапятнанной совести. Вспомним Ф.М.Достоевского:в каждом его романе присутствуют детские образы, и все это –незапятнанные, ангельские образы. Но в своем романе Голдинг рассматривает эту проблему подругому.Автор исследует природу ребенка, помещая благопристойных английских мальчиков в экстремальные обстоятельства. Не случайно пространство, на котором развивается действие, ограничено. Это по сути своеобразныйэксперимент над человеком, проверка на нравственную стойкость. Писатель открываетв ребенке противоречия, очень непростой внутренний мир и разрушает миф о детской невинности. Стремительное развитие техники в современном мире заставили человека поверить, что с помощью технического прогресса возможно все. Но прагматичныйXXвек (а сейчас можно говорить и о XXI веке) забыл о главном –о душах людей. В результате,дети превратились в дикарей, убивающихи не чувствующихза собой вины. Таким образом, можно утверждать, что Голдинг показал не конкретные, характерные для определённого времени идеи, а вневременные. Конфликт романа, таким образом, мы можем определить как конфликт между первоначальным стремлением сохранить человеческий облик и сущностью человеческой натуры –страшной, способной опуститьсядо самых жестоких преступлений в условиях отсутствия позитивной сдерживающей силы. И этот конфликт несет несомненный трагический характер, посколькуостается в романе неразрешимым, но и примириться с ним нельзя.Как драматический конфликт перерастает в трагический? Проанализируем ход событий. С самого начала детьми движут добрые намерения. Завязка романа приходится на момент знакомства главных героев романа –Ральфа и Хрюши: мальчики, встретившись сразу после катастрофы, пытаются осознать, что с ними произошло, и наметить пути решения проблемы. Путь решения, на их взгляд один –вести себя как взрослые. Они собирают вокруг остальных детей морской раковиной (она становится своеобразным символом демократии, который впоследствии будет разбит) и поначалу пытаются сохранить на острове культурные и цивилизованные основы своей страны.Юные англичане стараются остаться вместе, построить небольшое общество так, как было на большой земле. Мальчики по инерции подчиняются законам взрослым. Они решают постоянно поддерживать на горе костер, соорудить палатки.В первую очередь они голосованием выбирают главного. Заводят правила и законы, главным из которых является поддержание дымящегося костра. Для защиты от дождя дети строят шалаши, старшие мальчики помогают малышам доставать высоко растущие фрукты.Примечательно, что Ральф–самый умный герой воспринимает лишённый взрослых мир как сказку, в которой всё хорошо. Другие дети также относятся к случившемуся как к игре: малыши строят на берегу песчаные замки, купаются. Но часть бывших хористовво главе с главным антиподом Ральфа –Джеком Меридью –становятся «охотниками».Конфликт начинает приобретать трагический характер, когда переходит в область межличностных отношений и на первый план выходит проблема поведения человека в условиях отсутствияправил инорм поведения. Первые тревожные шаги к уничтожениюправилначинаются в 4 главе. Создаются маски. Изначальной целью была маскировка, но позже охотники почувствовали, что они могут скрыться за этой маской, притвориться кемто другим и не нести ответственности: «Круглая солнечная заплата легла на лицо, и глубь высветлилась ярким зеркалом. Он недоуменно разглядывал –не себя уже, а пугающего незнакомца. Потом выплеснул воду, загоготал и вскочил на ноги. Возле заводи над крепким телом торчала маска, притягивала взгляды и ужасала. Джек пустился в пляс. Его хохот перешел в кровожадный рык. Он поскакал к Биллу, и маска жила уже самостоятельной жизнью, и Джек скрывался за ней, отбросив всякий стыд... Маска завораживала и подчиняла»1. Если проанализировать весь рядглаголов в этом отрывке мы получаем возрастающую градацию: маска «притягивала, ужасала, завораживала и подчиняла» –подчеркивающую исчезновение личности, живущей по неписаным нравственным законам. Неслучайно автор подчеркивает, что маска «жила самостоятельной жизнью».Маски позволили освободиться от правил и обязанностей, охотники перестали им подчиняться. Они сразу же оставили костёр. Это было главное правило на острове и их единственный шанс на спасение. На острове перестают действовать запреты взрослых,а значит,дети оказываются во власти инстинктов. Все их внутренние конфликты –страх, стыд, беспомощность находят –воплощение во внешнем конфликте в форме агрессивного поведения по отношению друг к другу. Так, начинает проявляться внутренний конфликт –столкновениебиологического и социального начал в сознании подростков–

и постепенно приобретает трагический характер. Можно вспомнить опыт психолога З. Фрейда, который показывает, что там, где пропадает страх перед строгостью родителей, усиливается страх перед угрызениями совести; там, где смягчается строгость «сверхя» (роль которого часто играют родители), у детей, как правило, возникает страх перед силой собственных влечений, ощущение беспомощности перед ними. Мы уже говорили, что теория литературы определяет трагический конфликт как «представление о невосполнимой утрате человеческих ценностей». Именно это и происходит в романе Голдинга –трагический разлад между внутренней нравственностью героев и постепенным их превращением в зверей, не подчиняющихся никаким законам. Конфликт усугубляется с первой пролитой кровью. Как только один из героев –Джек–понимает, что ему по силам убить поросёнка, охота из забавы превращается в образ жизни, а он становится вожаком«С этого момента в их головах начал играть кровожадный песня: «Бей свинью! Глотку режь! Выпусти кровь!»,«На лицах близнецов, будто на двоих одна, сияла самозабвенная улыбка. Джека распирало, он не знал, с чего начать», –так описывает состояние герояавтор. Вслед за своим вожаком бывшие хористы также меняются до неузнаваемости: они наносят на лица кровожадные маски и полностью отдаются жажде убийства. Героями владеет новое чувство –чувство власти над другими –и они уже не стремятся вернуться в привычный мир людей, в привычный мир правил.

Сначала охотники бросают костёр, затем и вовсе превращаются в дикое племя во главе с Вождём, чьи приказания исполняются беспрекословно. Трагизм происходящего усиливается от того, что постепенно племяпереманивает остальных «жителей» острова –малышей. Их манит не только возможность есть мясо, но и сила племени, отсутствие контроля. Здесь лишь сплошная игра, и в том, что все 1Голдинг У. «Повелитель мух» М., «АСТ», 2014, стр. 63

происходящее дети воспринимают как игру, –тоже особый трагизм. Перед потрясенным читателей возникает новая, опьянённая вседозволенностью цивилизация, которая боится лишь выдуманного ими самими Зверя. Его решают умилостивить отвратительным подарком–насаженной на палку свиной головой, вокруг неё собираются мухи, превращая и без того омерзительный предмет вматериализовавшийся облик Зла.Нельзя не заметить, что образ Зверя в романе прямо соотносится с образом Дьявола. Первоначально Зверь появляется в ночных кошмарах малышей, которые видят его как «змея», висящего на деревьях. А это уже переводит конфликт романа в область вечного конфликта добра и зла, Бога и Дьявола. Интересно, что дети поразному относятся к Зверю. Оптимистично настроенный Ральф считает Зверя выдумкой, Хрюша отрицает его существование, опираясь на научные знания о мире. Большинство же ребятв тайне боятся того, кто может их убить, не подозревая, что, в первую очередь, бояться нужно самих себя. Так закономерно конфликт драматический –

герой и обстоятельства, которые он преодолевает, –превращается во внутренний, неразрешимый,трагический конфликт между божественным и дьявольским, глубоко сидящим в самой природе человека. Это знание открывается только одному из героев –самому слабому и, одновременно, самому разумному –постоянно падающему в обморок Саймону. Столкнувшись один на один со свиной головой, он начинает мысленно разговаривать с ней и получает чёткий ответ о том, что Зверь –это неотделимая частьего самого. В конце восьмой головы Повелитель Мух неожиданно начинает словно говорить голосами мальчиков, находящихся на острове. И таким образом, предсказывает последующую судьбу Саймона: «Я тебя предупреждаю. Ты доведешь меня до безумия. Ясно? Ты нам не нужен. Ты лишний. Понял? Мы хотим позабавиться здесь на острове. Понял? Мы хотим здесь на острове позабавиться. Так что не упрямься, бедное, заблудшее дитя, а не то…[…]…не то, –говорил Повелитель мух, –мы тебя прикончим. Ясно? Джек, и Роджер, и Морис, и Роберт, и Билл, и Хрюша, и Ральф. Прикончим тебя. Ясно?»1

Но Зверь уже начал пробуждаться –он словно складывается из совокупности маленьких «зверей», которыми становятся одичавшие охотники: начав с уничтожения свиней, они заканчивают убийством себе подобных. Первоначально охоту на человека они маскируют под игру: один мальчик изображает свинью, другие делают вид, что загоняют «её» в ловушку и убивают. Затем звериные инстинкты когдато цивилизованных детей выходят наружу,и убийство совершается понастоящему.В эту ночь воображаемый детьми зверь покинул остров. Он больше был им не нужен, они сами стали как звери.Ральф, Хрюша и близнецы Эрик и Сэм, ставшие невольными свидетелями и, возможно, участниками убийства Саймона, настолько потрясены случившимся, что пытаются сделать вид, будто этого не было. Никто из мальчиков не желает вспоминать о «пляске», но когда избежать этого не удаётся, каждый предпочитает остановиться на версии, что произошедшее с Саймоном –всего лишь несчастный случай. Те, кто как будто еще остались людьми, ничего не сделали, чтобы помочь своему другу. Голдинг утверждает, что бездействие –это тоже преступление, что ничего не сделать –тоже значит подчиниться зверю и потерять человеческий облик:«Ральф рыдал над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа, над тем, как переворачивался тогда на лету верный мудрый друг по прозвищу Хрюша»2. Преступление и бездействие в ответ ему –еще одна сторона трагического конфликта романа. Однако Бердяев считал, что только люди, прикоснувшиеся к трагедии, имеют 1Голдинг У. «Повелитель мух» М., «АСТ», 2014, стр. 3452Голдинг У. «Повелитель мух» М., «АСТ», 2014, стр. 336внутреннее право говорить о добре и зле, и потому такое право и приобретает Ральф.Последующее убийство Хрюши,совершённое при свете солнца, и травля Ральфа служат кульминацией «Повелителя мух». Очень символично, что после смерти Хрюши разбивается рог –символ цивилизации и демократии. Он, воплощая в себе предмет власти, порядка, цивилизации, разрушается, как конечная точка. Племя уже перешло за грань, обратно им не вернуться. «Гибель рога, смерть Хрюши и Саймона нависли над островом, как туман. Раскрашенные дикари ни перед чем не остановятся», –пишет Голдинг1. Окончательно обезумевшие дети выпускают своего внутреннего «Зверя» на волю и останавливаются только в присутствии более грозной, созидательной силы –высадившегося на остров английского офицера. Офицер, появившийся в конце романа, становится прообразом высшего божественного начала, разом прекратившего все споры и распри и одним своим присутствием победившего Дьявола.Но теме не менее зло осталось в каждом из героев на острове, а значит, может выйти наружу вновь: конфликт остается неразрешимым. Автор указывает, что в каждом из нас живёт «зверь» –воплощение жестокости. И в определённых условиях до сих пор люди не могут справиться с внутренним «зверем», что приводит к страшным последствиям. Нельзя не отметить еще один аспект поднимаемых проблем. Голдинг довольно ясно показывает, что поведением вожака Джека руководит зависть: Джек завидует Хрюше, который несравненно более умён, чем он сам, и именно из зависти он убивает героя. Когда человек совершает преступление из зависти –это, несомненно, очень плохо, нокогда погибают лучшие, потому что им завидуют, –это трагедия. Когда прибывший на остров офицер спросил, кто главный, Джек было шагнул вперёд, но тут же передумал и замер. Он не хочет и, скорее всего, не будет отвечать за свои преступления. Преступник уходит от ответственности, зло остается безнаказанным –и это тоже одно из главных противоречий мира, и именно это может порождать дальнейшее зло.Важно и другое. Страшно то, что мир взрослых отчастиповинен в трагедии, разыгравшейся на острове. Ведь дети попали на необитаемый остров в результате общественной катастрофы–войны, а те, кто должен былуберечь детей от беды,погибают в первую очередь.

Конфликт неразрешен и,несомненно,носит трагический характер. Голдингнаписал романпритчу. Притчей называют рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Толковый словарь толкует притчу как «поучение в примере».Смысл этой притчи не только в том, что зло дремлет и может пробудиться в человеке, но и в том, что человек способен и должен обуздать это зло. «Факты жизни приводят меня кубеждению, чточеловечество поражено болезнью... Яищу этуболезнь инахожу еёв самом доступном дляменя месте -всебе самом. Яузнаю вэтом часть нашей общей человеческой натуры, которую мыдолжны понять, иначе еёневозможно будет держать подконтролем…» –писал в своих дневниках Голдинг.Заканчивая роман, автор оставляет финал открытым: да, дети спасены, но спасен ли мир и что будет с человеком, если в душе уже посеяны зерна ненависти истраха? И это одна из главных проблем человечества. Трагедия заключается,прежде всего,в том, что в романе изображён замкнутый круг зла, из которого нет выхода, поскольку зло находится в самом человеке, но именно это изменяет главных героев и заставляет читателя задуматься. Все обстоятельства трагичны: безысходность положения детей, их бессилие перед злом, их смерть. В романе Голдинга каждый из детей может погибнуть в любой момент, хотя причин для этого как будто и нет. Дети гибнут от рук детей же –и в этом трагедия, но ведь им есть у кого учиться. Это 1Голдинг У. «Повелитель мух» М., «АСТ», 2014, стр. 338

взрослые развязали войну, в результате которой английские школьники оказались в ловушке. Трагедия войны может повторится, пусть и не в глобальном масштабе. На первый взгляд, трагическая ситуация, изображенная в романе,показывает, что жизнь лишена смысла, но именно трагизм заставляет с особенной силой ставить вопрос о смысле и цели жизни. Хрупкость цивилизации и человеческая жестокость сплетаются в этом романе с осуждением, выставлением напоказ всех самых опасных пороков человечества, причем не конкретной эпохи, а в глобальных, вневременных масштабах, а неразрешимость и глубина психологического конфликта позволяют отнести роман «Повелитель мух» к произведениям трагическим.

3.Голдинг У. «Повелитель мух» –М., «АСТ», 2014.4.Голдинг (Golding), Уильям // Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия –NobelPrizeWinners. -М.: Прогресс, 1992.5.Загидуллина В.А. Символизм в изображении портрета и пейзажа в произведении У.Голдинга «Повелитель мух», –сборник материаловXVIII Студенческая международная заочная научнопрактическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»-М.: «МЦНО», 2014 №11(17) URL:http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf

6.Костелянец Б. О. Драма и действие: Лекции по теории драмы / Сост. и вст. ст. В. И. Максимов, вст. ст. Н. А. Таршис. –М.: Совпадение, 2007. 502 с.7.Лимова Ю. Л.Проблематика романа У.Голдинга «Повелитель мух», СанктПетербург, –М. «Искусство», 1997 г8.Ожегов С. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений. –Издательство: «АСТ», «Мир и Образование» 2016 г.9.Раифов В.У. Интерпретация образа Саймона в произведении У.Голдинга «Повелитель мух», – Электронный научнопрактический журнал «Гуманитарные исследования», URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14822

10.Тураев С. Словарь литературоведческихтерминов. –М., «Просвещение», 1974 г. стр. 545511.Храмова Г. Роман У.Голдинга «Повелитель мух», –«Литература», № 3, 2002 г. стр.2326

Сразу после выхода роман не привлек к себе внимания, однако спустя несколько лет он стал бестселлером . В по роману был снят одноимённый фильм (режиссер Питер Брук), а в Гэрри Хук снял ещё одну экранизацию. В журнал Time назвал произведение одним из 100 лучших романов на английском языке с .

Название книги Повелитель мух является буквальным переводом с древнееврейского имени языческого бога - Бааль звув (בעל זבוב), чьё имя (Вельзевул) в христианстве стало ассоциироваться с дьяволом.

Сюжет

В военное время в результате авиакатастрофы на необитаемом острове оказывается группа детей, эвакуированных из Англии. Среди них выделяются два лидера: Ральф и Джек Меридью. Первый на острове успел познакомиться с Хрюшей, толстым мальчиком, страдающим астмой и в очках, но рассудительным и догадливым; второй же является старостой церковного хора и непререкаемым авторитетом у хористов. После выборов, на которых победил Ральф, Джек и его хористы провозглашают себя охотниками.

Ральф предлагает строить шалаши и развести костер на горе, чтобы их могли заметить и спасти. Его все поддерживают. Вскоре появляются слухи, что на острове обитает Зверь. Немалую пищу фантазии детей дает труп парашютиста, шевелящийся из-за ветра, раздувающего парашют.

Джек с охотниками добывают мясо диких свиней, и все больше выходят из-под власти Ральфа. Наконец, они отделяются окончательно. Появляется нечто вроде примитивного культа поклонения Зверю. Охотники ублажают его жертвами и дикими плясками - инсценировками охоты. В разгар одной такой пляски, потеряв над собой контроль, «охотники» убивают одного мальчика, Саймона.

Постепенно все дети переходят в «племя охотников». Ральф остается с Хрюшей и близнецами Эриком и Сэмом. Только они еще помнят, что единственный шанс спастись - разводить костры в надежде привлечь спасателей. Ночью группа Джека нападает на Ральфа и его друзей, чтобы отнять очки Хрюши. Они нужны для получения огня, чтобы жарить мясо.

Ральф с ребятами направляются к Джеку, в надежде вернуть очки. Дикари убивают Хрюшу, сбросив его огромным камнем со скалы, и берут в плен близнецов. Ральф остается один, вскоре на него начинается охота. Он пытается скрыться, но его обнаруживают.

Ральф, спасаясь от копий, которые бросают в него другие дети, добегает до берега. В это время на острове высаживаются спасатели-военные. Переговорив с их офицером, Ральф начинает плакать «над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа, над тем, как переворачивался тогда на лету верный мудрый друг по прозвищу Хрюша». Плачут и другие дети.

Образ Повелителя мух

Повелителем мух в романе названа голова убитой свиньи, насаженная охотниками Джека на кол после одной из удачных охот. С ней сталкиваются Саймон и впоследствии Ральф, причём с Саймоном она разговаривает, отождествляя себя со Зверем и предсказывая, что он скоро погибнет от рук других мальчиков.

Ссылки

  • Одноименная песня группы Rage по мотивам повести Rage-on.de
  • текст романа на английском в библиотеке Максима Мошкова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Повелитель Мух (роман)" в других словарях:

    Повелитель мух Lord of the Flies Обложка оригинального британского издания Автор: Уильям Голдинг Жанр: аллегорическая новелла Язык оригинала: английский Оригинал издан: 1954 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Повелитель мух (значения). Повелитель мух Lord of the Flies … Википедия

    Повелитель мух: Повелитель мух (англ. The Lord of the Flies) дебютный роман английского писателя Уильяма Голдинга, вышедший в 1954 году. Вельзевул (ивр. בעל זבוב‎ Бааль Зевув, «повелитель мух») в христианских представлениях один из злых… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Королевская битва. Королевская битва Battle Royale … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Зримая тьма. Зримая тьма (англ. Darkness Visible) роман британского автора Сэра Уильяма Голдинга 1979 года. В России выпущен издательством «Симпозиум» в 2000 году. Лауреат Букеровской… … Википедия

    Издание 1893 года «Коралловый остров» (The Coral Island) ориентированная на юношество англоязычная робинзонада 1857 года, самое известное произведение шотландского писателя … Википедия

    Годы в литературе XX века. 1954 год в литературе. 1896 1897 1898 1899 1900 ← XIX век 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 … Википедия

    - «Рыцари сорока островов» первый опубликованный роман писателя фантаста Сергея Лукьяненко. Был написан в период с 1988 по 1990 год. Впервые опубликован издательством «Terra Fantastica» в 1992 году. В 1995 году получил премию «Меч Руматы» за… … Википедия

    Муха, Мухи: Содержание 1 Животные 2 Топоним 3 Техника 4 Созвездия … Википедия

Год написания:

1954

Время прочтения:

Описание произведения:

Повелитель мух это первый роман Уильяма Голдинга. Роман написан в аллегорическом жанре. Повелителем мух является голова убитой свиньи, насаженная на кол охотником.

Роман отказались печатать множество издательств. Все же, когда после переработки первых страниц книги ее издали, она не получила признания. За первый год было продано меньше 3000 книг. Но уже через несколько лет роман заметили, он стал буквально бестселлером и даже был введен в учебную программу школ и колледжей.

Время действия не определено. В результате произошедшего где-то ядерного взрыва группа подростков, которых везли в эвакуацию, оказывается на необитаемом острове. Первыми на берегу моря встречаются Ральф и толстый мальчик в очках по прозвищу Хрюша. Найдя на дне моря большую раковину, они используют её как рог и созывают всех ребят. Сбегаются мальчишки от трёх лет до четырнадцати; последними строем приходят певчие церковного хора во главе с Джеком Меридью. Ральф предлагает выбрать «главного». Кроме него, на главенство претендует Джек, но голосование заканчивается в пользу Ральфа, который предлагает Джеку возглавить хористов, сделав их охотниками.

Небольшой отряд в составе Ральфа, Джека и Саймона, хрупкого, склонного к обморокам хориста, идёт в разведку, чтобы определить, действительно ли они попали на остров. Хрюшу, несмотря на его просьбы, с собой не берут.

Поднимаясь в гору, мальчики испытывают чувство единения и восторга. На обратном пути они замечают запутавшегося в лианах поросёнка. Джек уже заносит нож, но что-то останавливает его: он ещё не готов к убийству. Пока он медлит, свинье удаётся бежать, и мальчик испытывает стыд за свою нерешительность, давая себе клятву в следующий раз нанести смертельный удар.

Мальчики возвращаются в лагерь. Ральф собирает собрание и объясняет, что теперь им все придётся решать самим. Он предлагает установить правила, в частности, не говорить всем сразу, а давать высказаться тому, кто держит рог, - так они называют морскую раковину. Детей пока не пугает, что их, возможно, не скоро спасут, и они предвкушают весёлую жизнь на острове.

Вдруг малыши выталкивают вперёд щуплого мальчика лет шести с родимым пятном на пол-лица. Оказывается, тот ночью видел зверя - змея, который утром превратился в лиану. Дети высказывают предположение, что это был сон, кошмар, но мальчик твёрдо стоит на своём. Джек обещает обыскать остров и проверить, есть ли тут змеи; Ральф с досадой говорит, что никакого зверя нет.

Ральф убеждает ребят, что их, конечно, спасут, но для этого нужно развести на вершине горы большой костёр и поддерживать его, чтобы их могли увидеть с корабля.

Совместными усилиями они складывают костёр и поджигают его с помощью Хрюшиных очков. Поддержание огня берет на себя Джек со своими охотниками.

Вскоре выясняется, что никто не хочет серьёзно работать: строить шалаши продолжают лишь Саймон и Ральф; охотники, увлёкшись охотой, совершенно забыли про костёр. Из-за того, что костёр погас, ребят не заметили с проплывавшего мимо корабля. Это становится поводом для первой серьёзной ссоры между Ральфом и Джеком. Джек, как раз в этот момент убивший первую свинью, обижается, что его подвиг не оценили, хотя сознаёт справедливость упрёков Ральфа. От бессильной злобы он разбивает Хрюше очки, дразнит его. Ральфу с трудом удаётся восстановить порядок и утвердить своё главенство.

Для поддержания порядка Ральф собирает очередное собрание, теперь уже понимая, как важно уметь грамотно и последовательно излагать свои мысли. Он вновь напоминает о необходимости соблюдать установленные ими же самими правила. Но главное для Ральфа - изжить закравшийся в души малышей страх. Взявший слово Джек неожиданно произносит запретное слово «зверь». И напрасно Хрюша убеждает всех, что нет ни зверя, ни страха, «если только друг дружку не пугать», - малыши не хотят этому верить. Маленький Персиваль Уимз Медисон вносит дополнительную сумятицу, утверждая, что «зверь выходит из моря». И лишь Саймону открывается истина. «Может, это мы сами...» - говорит он.

На этом собрании Джек, чувствуя свою силу, отказывается подчиняться правилам и обещает выследить зверя. Мальчики делятся на два лагеря - тех, кто олицетворяет разум, закон и порядок (Хрюша, Ральф, Саймон), и тех, кто представляет слепую силу разрушения (Джек, Роджер и другие охотники).

Той же ночью дежурившие на горе у костра близнецы Эрик и Сэм прибегают в лагерь с известием, что видели зверя. Весь день мальчики обшаривают остров, и лишь вечером Ральф, Джек и Роджер отправляются на гору. Там в неверном свете луны они принимают за зверя повисший на стропах труп парашютиста со сбитого самолёта и в страхе бросаются бежать.

На новом собрании Джек открыто упрекает Ральфа в трусости, предлагая себя в качестве вождя. Не получив поддержки, он уходит в лес.

Постепенно Хрюша и Ральф начинают замечать, что в лагере остаётся все меньше ребят, и понимают, что те ушли к Джеку.

Мечтатель Саймон, облюбовавший в лесу полянку, где можно побыть одному, становится свидетелем охоты на свинью. В качестве жертвы «зверю» охотники насаживают свиную голову на кол - это и есть Повелитель мух: ведь голова сплошь облеплена мухами. Раз увидев, Саймон уже не может отвести взгляда от «этих издревле неотвратимо узнающих глаз», ибо на него смотрит сам дьявол. «Ты же знал... что я - часть тебя самого. Неотделимая часть», - говорит голова, словно намекая, что она и есть воплощённое зло, порождающее страх.

Чуть позже охотники во главе с Джеком совершают набег на лагерь, чтобы добыть огонь. Лица их вымазаны глиной: под личиной проще творить бесчинства. Захватив огонь, Джек приглашает всех присоединиться к его отряду, соблазняя охотничьей вольницей и едой.

Ральфу и Хрюше страшно хочется есть, и они с остальными ребятами идут к Джеку. Джек вновь призывает всех вступить в его воинство. Ему противостоит Ральф, который напоминает, что его избрали главным демократическим путём. Но своим напоминанием о цивилизованности Джек противопоставляет первобытный танец, сопровождаемый призывом: «Зверя бей! Глотку режь!» Неожиданно на площадке появляется Саймон, который был на горе и своими глазами убедился, что никакого зверя там нет. Он пытается рассказать о своём открытии, но в темноте его самого принимают за зверя и убивают в диком ритуальном танце.

«Племя» Джека располагается в «замке», на напоминающей крепость скале, где с помощью нехитрого рычага на противника можно сбрасывать камни. Ральф тем временем из последних сил пытается поддерживать костёр, единственную их надежду на спасение, но Джек, как-то ночью прокравшийся в лагерь, крадёт Хрюшины очки, с помощью которых ребята разводили огонь.

Ральф, Хрюша и близнецы отправляются к Джеку в надежде вернуть очки, но Джек встречает их враждебно. Тщетно Хрюша пытается убедить их, что «закон и чтоб нас спасли» лучше, чем «охотиться и погубить все». В завязавшейся драке близнецов берут в плен. Ральфа тяжело ранят, а Хрюшу убивают брошенным из крепости камнем... Разбит рог, последний оплот демократии. Торжествует инстинкт убийства, и вот Джека на посту вождя уже готов сменить Роджер, олицетворяющий тупую, звериную жестокость.

Ральфу удаётся скрыться. Он понимает, «что раскрашенные дикари ни перед чем не остановятся». Видя, что часовыми стали Эрик и Сэм, Ральф пытается переманить их на свою сторону, но они слишком напуганы. Они лишь сообщают ему, что на него готовится охота. Тогда он просит, чтобы они увели «охотников» подальше от его укрытия: он хочет спрятаться неподалёку от замка.

Однако страх оказывается сильнее понятий чести, и близнецы выдают его Джеку. Ральфа выкуривают из леса, не давая ему спрятаться... Как затравленный зверь мечется Ральф по острову и вдруг, выскочив на берег, натыкается на морского офицера. «Могли бы выглядеть и попристойнее», - упрекает тот ребят. Известие о гибели двух мальчиков поражает его. И представляя, как все начиналось, он говорит: «Все тогда чудно выглядело. Просто «Коралловый остров».

Вы прочитали краткое содержание романа Повелитель мух. В разделе нашего сайта - краткие содержания , вы можете ознакомиться с изложением других известных произведений.

Книга — признанный шедевр мировой литературы. Перед вами одновременно страшная, странная и притягательная история благовоспитанных мальчиков, которых судьба забросила на необитаемый остров.

Книга, проливающая свет на природу человека, раскрывающая правду и развенчивающая любимые мифы человечества. Роман влияет на сознание читателя и создает мощный пласт морально-эстетического и культурного опыта современного общества. Те, кому не посчастливилось ознакомиться с этим произведением, лучше начните прямо сейчас.


О книге

Роман , прежде чем выйти в свет, был отвержен двадцать одним издательством. Каждый, кто держал книгу в руках, чувствовал, что нарывается на большой скандал. Сюжет не был вульгарный, жестокий, похабный или циничный. Просто никто не осмеливался напечатать правду.

В произведении описывается самое страшное в мире явление — греховность человека. — университетскому профессору, ветерану Второй Мировой удалось подобно хирургу сделать надрез в раковой опухоли, чтобы пролить свет на одну простую вещь. Мы сами творим наш мир, и только человек несет вину за свои поступки. Мы сами создаем ад на Земле, сами носим внутри нас этот огонь.

Так как роман по своей структуре аллегорический, то в нем присутствуют сравнения и аллегории:

  • огонь — символ жизни;
  • зверь — образ дьявола;
  • необитаемый остров — вся планета Земля;
  • мальчики — определенное общество.


Сюжет книги «Повелитель мух»

Сюжет условен: некая группа детей вследствие несчастного случая (крушение самолета) оказывается на необитаемом острове. На первый взгляд очень интересно. Писатель словно открывает новый мир занимательной робинзонады и справедливого коммунистического общества, где все конфликты и разногласия сводятся на нет с искренним раскаянием виновного.

Однако правила никому не нравятся, намного приятнее загорать на солнышке, купаться в теплом океане и не о чем не думать. И тут-то начинаются проблемы. Забыв про дисциплину и порядок, они отдаются необузданным инстинктам. Невинные ребятишки, певшие в церковном хоре, в итоге превращаются в дикарей, поклоняющихся божеству Повелителю мух и совершающие жертвоприношения.


Стоит ли читать?

Определенно да! Роман однозначно стоит потраченного на него времени. Отзывы на книгу «Повелитель мух» положительные, но хотим вас предупредить, что история завораживающая и страшная, она пугает не жестокими сценами и кровопролитием, а той мыслью, что дикарство вот так легко может взять верх над нашим разумом.

Весь процесс обращение продемонстрирован автором медленно и поэтапно, что бы узнать больше рекомендуем онлайн на нашем сайте.