Одоевский В. Ф.: биобиблиографическая справка

ОДОЕВСКИЙ, Владимир Федорович -- прозаик, эстетик, литературный и музыкальный критик. Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать -- в прошлом крепостной крестьянкой. С 1816 по 1822 г. О. учился в Московском университетском благородном пансионе, привилегированном учебном заведении, где воспитанники имели право выбирать предметы и где он получил возможность сосредоточиться на изучении философии и словесности, двух областей культуры, которым посвятил впоследствии много лет раздумий и вдохновенного труда. В годы пребывания в пансионе появились в печати его первые произведения. Тогда же он увлекся учением Ф. Шеллинга, крупнейшим знатоком которого он стал и которого называл Колумбом XIX столетия. Позднее О. познакомился с Шеллингом и удивил его энциклопедичностью своих познаний и глубиной суждений. В 20 гг. многие русские писатели испытывали тягу к изучению философии, в которой искали ключ к пониманию происходящего в России и путь к строительству национальной культуры. О. это убеждение овладело раньше, чем другими, и не случайно он возглавил первый философский кружок -- Общество любомудрия, сложившееся в 1823 г. В это общество входили люди, оставившие заметный след в истории русской литературы, критики и науки, в частности Д. В. Веневитинов и И. В. Киреевский. Близки к "любомудрам" были Ф. И. Тютчев, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев, М. П. Погодин. Для них всех О. был признанным руководителем, обладал непререкаемым авторитетом, служил связующим звеном, примирял разногласия. О. поддерживал дружеские отношения с будущими декабристами. Он очень любил своего двоюродного брата А. И. Одоевского, среди его друзей и литературных единомышленников были А. С. Грибоедов и В. К. Кюхельбекер. В 1824--1825 гг. Кюхельбекер и О. совместно издавали альманах "Мнемозина", которому принадлежит заметное место в литературной периодике того времени. В нем печатались стихи А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова, А. С. Грибоедова и др. Катастрофа 14 декабря положила конец и существованию Общества любомудрия. Как рассказывает один из его членов, "после этого несчастного числа кн. Одоевский нас созвал и с особенною торжественностью предал огню в своем камине и устав и протоколы нашего общества любомудров" (Кошелев А. И. Записки.-- Berlin, 1884.-- С. 12). Такое решение было следствием того, что "любомудры" сами ощущали свою близость к участникам восстания и считали вероятным, что продолжение их собраний легко может навлечь на них репрессии властей. Хотя О. не одобрял действий декабристов и считал их "заговор несвоевременным", он одно время сам ждал ареста и даже готовился к отправке в Сибирь. В восстании, по его словам, "участвовали представители всего талантливого, образованного, знатного, благородного, блестящего в России" (Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма.-- Т. 1.-- Ч. 1.-- С. 307); он, как мог, помогал Одоевскому и Кюхельбекеру, ходатайствовал о смягчении их участи. И они видели в нем единомышленника если не в политическом переустройстве страны, то в нравственной позиции, в понимании потребностей национальной культуры. За год до смерти Кюхельбекер писал: "Ты, напротив, наш: тебе и Грибоедов, и Пушкин, и я завещали все наше лучшее; ты перед потомством и отечеством представитель нашего времени, нашего бескорыстного стремления к художественной красоте и к истине безусловной" (Отчет императорской Публичной библиотеки за 1893 год.-- Спб., 1896.-- С. 71). По-видимому, именно раздумья над декабрьской трагедией привели к решению О. внести перемены в свою жизнь. В 1826 г. он переехал в Петербург, поступил на службу в Комитет иностранной цензуры. Позднее он стал помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. В 1862 г. Румянцевский музей был переведен в Москву. Тогда же вернулся в Москву и О. В годы пребывания в Петербурге вновь проявилась та огромная притягательная сила, которая была присуща личности О. Его дом стал. местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. Эту свою роль салон О., не утратил и после переезда писателя в Москву. По замечанию С. П. Шевырева, вся русская литература пересидела на диване у О. В разное время здесь бывали Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Крылов, Вяземский, Баратынский, Тютчев, Фет, Гончаров, Тургенев, Толстой. Здесь произошло знакомство В. Г. Белинского с Н. В. Гоголем. На протяжении ряда лет тесные дружеские и творческие контакты связывали О. с Пушкиным. Они познакомились в 1827--1828 гг., после чего О. сотрудничал в "Литературной газете" и альманахе "Северные цветы". В "Северных цветах" были, в частности, напечатаны его повести "Последний квартет Бетховена" (1830) и "Opere del cavaliere Giambattista Piranesi" ("Труды кавалера Джамбаттисты Пиранези" (1831), вошедшие позднее в книгу "Русские ночи". Первая из них заслужила высокую оценку Пушкина, который нашел ее "замечательной и по содержанию, и по стилю" (Русская старина.-- 1904.-- No 4.-- С. 206). Когда Пушкин приступил к изданию журнала "Современник", он получил в лице О. деятельного сотрудника и помощника. Во втором номере "Современника" появилась статья О. "О вражде к просвещению", по словам Пушкина, "дельная, умная и сильная". Пушкин намеревался печатать в своем журнале и беллетристику О. "Конечно, "Княжна Зизи" имеет более истины и занимательности, нежели "Сильфида",-- писал он.-- Но всякое даяние Ваше благо... "Сильфиду" ли, "Княжну" ли, но оканчивайте и высылайте. Без Вас пропал "Современник" (Переписка А. С. Пушкина.-- С. 440). "Сильфида" (1837) действительно появилась в журнале, но уже после смерти Пушкина. Отношение О. к Пушкину с особой силой выразилось в его страстной и гневной статье "О нападениях петербургских журналов на русского поэта Пушкина". Написанная в 1836 г., она была напечатана почти через три десятилетия, потому что, как с горечью заметил ее автор, "в Петербурге не было литературных изданий, кроме тех, против которых она направлена" (О литературе и искусстве.-- С. 50). Не случайно именно О. написал знаменитый некролог Пушкину "Солнце нашей Поэзии закатилось", приведший власти в крайнее озлобление. Среди музыкальных произведений О.-- романсы на стихи Пушкина. О. замечал и всемерно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это -- и "незабвенный Грибоедов", и "замечательный поэт" Лермонтов, и "лучший талант в России" Гоголь, и "человек с большим талантом" Тургенев, и "даровитый Островский", и Достоевский, возможности которого были, по мнению О., еще более широки, чем у Гоголя. Но О. бывал и взыскателен, и непримирим, если сталкивался с тем, что считал ошибочным или вредным. Прочтя пессимистический этюд Тургенева "Довольно", О. ответил ему зовущей к общественной активности и деятельности на благо России статьей "Недовольно" (1867). О. оставил заметный след в истории журналистики. Он деятельно участвовал в реорганизации журнала "Отечественные записки", в 1843--1848 гг. вместе с А. П. Заблоцким-Десятовским выпускал журнал "Сельское чтение", завоевавший исключительную популярность у читающей части крестьянства и неоднократно переиздававшийся. Белинский отмечал, что "издатели "Сельского чтения" умели угадать, что нужно для чтения простому народу", что "колоссальный успех" этого журнала "основан был на глубоком знании быта, потребностей и самой натуры русского крестьянина и на таланте, с каким умели издатели воспользоваться этим знанием" (Белинский В. Г. Полн. собр. соч.-- Т. IX.-- С. 302). Расцвет творчества О. как беллетриста приходится на 30 и первую половину 40 гг. В 1833 г. вышел в свет его сборник "Пестрые сказки", включавший ряд повестей, рассказанных от имени "магистра философии и члена разных ученых обществ" Иринея Модестовича Гомозейки. Здесь проявилась одна из наиболее характерных особенностей таланта О.-- склонность к "соединению несоединимого": фантастических ситуаций с точным ироническим воссозданием деталей современного быта и нравов, скептицизма с глубоким сочувствием человеческим страданиям, философского дидактизма и интереса к иррациональному с злыми насмешками над пустотой и пошлостью современного общества. Отмечая сочетание в повестях О. "дидактизма" и "гумора", Белинский подчеркивал "необщее выражение" в них и того и другого. Это был дидактизм, который проявлялся не в сентенциях, а оставался "идеей невидимого и вместе с тем осязаемого", а "гумор состоял не в веселом расположении, понуждающим человека добродушно и невинно подшучивать надо всем, что ни попадается на глаза, но в глубоком чувстве негодования на человеческое ничтожество во всех его видах, в затаенном и сосредоточенном чувстве ненависти, источником которой была любовь. Поэтому аллегории кн. Одоевского были исполнены жизни и поэзии..." (Там же.-- Т. I.-- С. 275). "Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем", "Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалося в светлое воскресенье поздравить своих начальников с праздником" и др. строятся на фантастических сюжетах: какое-то лицо без образа является к приказному востребовать свое утерянное тело, карты восстают против игроков, занимают их место и начинают играть ими: короли и тузы сидят в креслах и на диванах, а в их руках -- "масть начальников отделения", "масть столоначальников", и идет "игра адская". Но описано это с таким знанием чиновничьих нравов, с такой тонкой передачей стиля казенных бумаг, с такой массой деталей, характерных для русского быта, что читатель воспринимал изображаемое как жуткую реальность, остро ощущал нелепость окружающей его действительности. Как и в "петербургских повестях" Гоголя, в частности в повести "Нос", а также в произведениях Щедрина, фантастика О. служила гротескному укрупнению и сатирическому обличению уродливых явлений современной жизни. Ряд произведений О. посвящен актуальному для того времени вопросу положения женщины в России и женской эмансипации: повести "Княжна Мими" (1834), "Княжна Зизи" (1839), отрывки из романа "Катя, или История воспитанницы" (1834). Все они пронизаны гуманизмом, разоблачают нравы и обычаи светского общества, господствующие в нем эгоизм, стяжательство, двоедушие, развращенность. Так называемые "таинственные" повести О. "Сильфида", "Орлахская крестьянка" (1838), "Саламандра" (1841) и др. способствовали тому, что за писателем надолго закрепилась репутация мистика и иррационалиста. Между тем главное в них -- углубленный интерес О. к тайнам и изгибам человеческой психики, фантастическое и здесь переплетается с реальным. О. был выдающимся знатоком искусства, он внес непреходящий вклад в развитие музыкальной критики. М. И. Глинка обращался к нему за советами, работая над оперой "Иван Сусанин", в его петербургском доме бывал и устраивал концерты Ф. Лист. Он поддерживал творческие контакты с А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым и др. выдающимися музыкантами. Многолетние раздумья об искусстве определили важное значение темы художника в творчестве писателя: с этой темой связаны его высшие творческие достижения. О. с большой силой умел выразить трагизм судеб людей, оставивших нам бессмертные произведения искусства, коллизии гениальных создателей этих произведений с окружающей действительностью. Белинский видел в обращении к этой теме свидетельство "возмужалости и зрелости" таланта О. "Художник -- эта дивная загадка -- сделался предметом его наблюдений и изучений, плоды которых он представлял не в теоретических рассуждениях, но в живых созданиях фантазии, ибо художник был для него столько же загадкою чувства, сколько и ума. Высшие мгновения жизни художника, разительнейшие проявления его существования, дивная и горестная судьба были им схвачены с удивительной верностию и выражены в глубоких, поэтических символах" (Там же.-- Т. I.-- С. 275). "Высшие мгновения жизни художника" -- одна из сквозных тем главной книги О. "Русские ночи". "Русские ночи", изданные в 1844 г., вобрали в себя произведения, создававшиеся О. на протяжении предшествующих десятилетий. Эта книга уникальна в нашей литературе и по замыслу, и по построению, и но жанровой природе. "Русские ночи" -- и роман, и сборник повестей, и драма, и философский трактат. Найденная писателем свободная форма, в которой развита идея произведения, позволила осветить ее с разных сторон, используя богатые и многообразные выразительные средства. В центре внимания О.-- трагическая разорванность бытия и сознания. Подлинный герой "Русских ночей" -- философская мысль, бьющаяся и страдающая над проблемами, которые не поддаются решению. Это книга вопросов, а не ответов, побуждавшая читателя к интеллектуальным исканиям. Она помогала ему постичь, как сложны и мучительны пути познания жизни и человека. Когда становление реализма было магистральной линией литературного развития, книга О. могла казаться и несвоевременной, и несовременной. Белинский, руководитель и организатор "натуральной школы", счел ее странной. А вырванный из литературного движения своего времени и томившийся в Сибири Кюхельбекер сумел взглянуть на "Русские ночи" как бы со стороны и нашел для их характеристики проникновенные и точные слова: "Книга Одоевского "Русские ночи" -- одна из умнейших книг на русском языке... Сколько поднимает он вопросов! Конечно, ни один почти не разрешен, но спасибо и за то, что они подняты..." (Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи.-- Л., 1979.-- С. 423). "Русским ночам" довелось пережить долгую пору забвения и невнимания, прежде чем последующие поколения в свете более богатого исторического и художественного опыта оценили тот вклад, который внесло это произведение в русскую литературу. "Русские ночи" завершают творческий путь О. как писателя и мыслителя. Но именно "Русские ночи" воспринимаются сегодня как завещание, которое этот самоотверженный и неутомимый искатель истины, русский Фауст, как его называли., оставил нашему времени. О. дал одной из своих статей характерное заглавие -- "Записки для моего праправнука о русской литературе". Через головы современников он обратился к потомству, и оно услышало его голос. Соч.: Музыкально-литературное наследие / Подгот., вступ. ст. и примеч. Г. В. Бернанта.-- М., 1956; Русские ночи / Изд. подгот. Б. Ф. Егоров, Е. А. Маймин, М. И. Медовой.-- Л., 1975 (Литературные памятники); Соч.: В 2 т. / Вступ. ст., сост. и коммент. В. И. Сахарова.-- М.. 1981; О литературе и искусстве.-- М., 1982; А. С. Пушкин и В. Ф. Одоевский // Переписка А. С. Пушкина: В 2 т.-- М., 1982.-- Т. 2.-- С. 422--451. Лит.: Белинский В. Г. Сочинения князя В. Ф. Одоевского // Полн. собр. соч.-- М., 1955,-- Т. VIII.-- С. 297--323: Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель.-- М., 1913.-- Ч. 1--2; Манн Ю. В. В. Ф. Одоевский и его "Русские ночи" // Манн Ю. В. Русская философская эстетика (1820--1830-е гг).-- М., 1969.-- С. 104--148; Измайлов Н. В. Пушкин и В. Ф. Одоевский // Очерки творчества Пушкина.-- Л., 1976; Каменский З. А. Московский кружок любомудров.-- М., 1980; Голубева О. Д., Гольдберг А. Л., Собольщиков В. М. В. Ф. Одоевский.-- М., 1983; Ступель А. М. В. Ф. Одоевский. 1804--1869.-- Л., 1985.

Тема: Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Цель : Повторить и обобщить пройденный материал по разделу « Литературные сказки».

Задачи: Развить память, речь, мышление.

Воспитывать любовь к чтению сказок, нравственность, чувство товарищества,

Доброту, справедливость.

Дать детям возможность раскрыть свои способности, обнаружить склонности к

Творческой деятельности.

Расширять кругозор учащихся.

Оборудование: Выставка книг, портреты писателей:

П.П. Бажов

С.Т. Аксаков

В. М. Гаршин

В.Ф. Одоевский

Иллюстрации к сказкам, магнитофон, проектор

Ход урока

  1. Орг. Момент

Ребята, сегодня я вам предлагаю самим сформулировать тему нашего урока. А для этого послушайте стихотворение:

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Не знаем ты и я,

Что есть страна синеглазка

И называется…(сказка)

О чем сегодня пойдет речь? (о сказке)

II. Актуализация знаний.

А какие сказки бывают? (русские народные, авторские, волшебные, бытовые).

(слайд)

А почему их называют сказками? (в них присутствует волшебство)

III. Постановка цели урока.

Мы с вами познакомились со сказками. Какие это сказки? (литературные, авторские)

Что общего у этих сказок?(в основу литературных сказок положены народные, но они пересказаны автором)

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим свои знания по разделу «Литературные сказки». (Тема на экран слайд)

IV. Обобщение по сказкам

1).- И так, добро пожаловать в страну сказок!

Здесь вас ждут испытания, по итогам которых мы выявим лучших знатоков сказок.

потренируем ваше внимание и память.

Ну вот и первое испытание: Узнай автора (портреты перевернуты, под ними конверты с заданиями). Как дети узнают – переворачиваем портрет.

  • Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала.

(Павел Петрович Бажов 1879-1950г.) (слайд.портрет)

  • Этот писатель родился в Уфе. Он отпрыск старинного дворянского рода, Учился в казанском университете. Очень любил своих сыновей, которые тоже стали известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков – 1791-1859г.) (Слайд).
  • Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями (Всеволод Михайлович Гаршин 1855-1888г.) (слайд)
  • Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом где, регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский 1803-1869г .) (слайд)

Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием.

2) Игра « Путаница»

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

Ну вот пришли к нам сказки и заблудились. Давайте поможем каждой сказке найти своего автора. (Соедини линией. На листочках напечатаны сказки и авторы ).(слайд- автор и сказка)

Ну что ж, вы молодцы, пройдем следующее испытание.

3) Отгадай загадку (Вам надо не только отгадать загадку, но и вспомнить, к какой сказке относится этот предмет)

  • Мордочка усатая, шубка полосатая. Часто умывается, а с водой не знается (кошка) –Серебряное копытце
  • Коль сожмешь её сильней-больше будет силы в ней (пружина) Городок в табакерке
  • На кустах в саду растет,

Запах сладкий, словно мед

Но не редко льются слезы

Тех, кто рвет их. Это …(розы) Сказка о жабе и розе

  • Выпуча глаза сидит,

Непонятно говорит,

Родилась в воде,

А живет на земле? (жаба) (можно показать картинки – разновидности жаб)

  • И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет -

Всё как есть ему покажет (зеркало)

Висит на стенке Блюдце

В Блюдце рожицы смеются.

(Зеркало.)

В школьном коридоре

Озорной Овал.

Девчонок и мальчишек

Вмиг нарисовал.

(Зеркало.)

4)-В каждой сказке есть свои герои. Какие герои бывают в сказке? (главные, положительные и отрицательные)

Назовите положительных героев каждой сказки. Дайте им характеристику.

В какой сказке есть отрицательные герои?

v . Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся

Взвился вверх и улетел

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется

VI. Следующий конкурс –творческий.

  1. – Работа с учебником. Выборочное чтение.

Сейчас будете работать в группе. Вам надо прочитать отрывок из сказки и нарисовать к этому отрывку рисунок. (1 ряд – Серебряное копытце- встреча Даренки с серебряным копытцем. 2 ряд – Аленький цветочек- Разговор отца с дочерьми перед отъездом) – чтение

А сейчас вам надо нарисовать рисунок к прочитанному эпизоду.(звучит музыка – в мире много сказок, ребята рисуют рисунки)

  1. А теперь, ребята, вам предстоит защитить свой рисунок. Для этого вы должны представить инсценировку прочитанного фрагмента.9 инсценировка «Аленький цветочек»

Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием.

VII. .Работа по вопросам (обобщение)

  1. Как роза повлияла на настроение мальчика? (он улыбнулся)
  2. Что сделали с розой?(Её засушили)
  3. Что в сказке олицетворяет роза, и что жаба? (роза – доброта, красота, жаба – зло)
  4. Почему Кокованя решил взять сиротку?(он узнал, что она одна и пожалел её)
  5. Сколько лет было Даренке?(6)
  6. Как Кокованя, Даренка и Муренка проводили время?
  7. На какой ноге у особенного козла было серебряное копытце?
  8. Какие рожки были у этого козла?
  9. Почему, по словам Коковани, серебряное копытце лучше искать зимой?(картинки оленей)
  10. – Кого увидела Даренка на покосном ложке?
  11. Почему Кокованя не узнал своего балагана?
  12. Что стали находить люди по тем покосным ложкам? (хризолиты)
  13. Кого любил купец из сказки Аленький цветочек больше своего богатства? (своих дочерей)
  14. Куда собрался купец и зачем? (в тридевятое царство, тридесятое государство по делам торговым)
  15. Какой гостинец попросила каждая из дочерей?
  16. Где купец нашел аленький цветочек?
  17. Что должен был сделать купец в обмен на свою свободу?
  18. Как младшая дочь оказалась во дворце?
  19. Что сделали старшие сестры?
  20. Почему младшая сестра вернулась раньше срока во дворец?
  21. Что произошло с хозяином купца?
  22. Что сказала младшая сестра чудовищу?
  23. Чем закончилась сказка?
  24. Почему Городок в табакерке назвали сказкой?
  25. Чему научился герой сказки, попав в табакерку?

Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете сказки. ,

VIII.Проверка д/з

Но у нас есть еще один конкурс. «Юный сказочник».

У вас было задание сделать книжку- малышку и сочинить свою сказку в соавторстве с соседом. Вы готовы рассказать нам свои сказки?(выставка работ детей)

IX . ИТОГ урока

И так,Ребята, а что же самое главное в сказке, для чего они нам нужны? (каждая сказка чему то учит)

Да, сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок .(слайд)

А чему же нас учит каждая из прочитанных сказок?

  • Городок в табакерке – с помощью фантастических героев мы узнали, как устроена музыкальная табакерка. Это познавательная сказка.
  • Сказка о жабе и розе – о доброте и зле. Роза-добрая, нежная, радуется жизни, а жаба – представляет собой жадность.

Люди, которые делают добрые дела – прекрасны, а жадные и ленивые –

отвратительны.

  • В сказке серебряное копытце каждый из героев верил в чудо и хотел это увидеть.
  • Аленький цветочек- сказка, в которой добро побеждает зло.

Какая сказка связана с реальностью? Серебряное копытце

Какой вывод можно сделать из нашего урока? (Добро лучше, чем зло)

Я хочу закончить наш урок такими словам:

СТИХОТВОРЕНИЕ

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей,

Но зло творится без труда_

Добро творить трудней.

Рождает зверя-зверь

Рождает птицу-птица

От доброго-добро,

От злого-зло родится

Добро, сколь ни было б мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

РЕФЛЕКСИЯ: -Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и совершайте добрые поступки.

X. Д/з Подготовить сообщение о жабах, о розах, о

Самооценка урока. Ребята, у нас тоже собрались хризолиты. Если вам было интересно на уроке, вы узнали из урока что то новое, то возьмите зеленый камешек, а если что то вам не понравилось, или вызвало затруднение, то возьмите – красный камешек.

Оценки за урок:

«Существительные общего рода» - Умница - ? Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умница. Сколько родов в русском языке? Итоги урока Что нового узнали на уроке? Словарная работа. Закрепление темы. Тихоня не торопился домой. Иголок очень много, А нитки ни одной. Новая тема. Все ли знаменательные части речи имеют значение рода?

«Мать Тереза» - В конце концов, все, что вы делаете, нужно не людям. Практические советы Матери Терезы. Есть только один язык – язык сердца. Мать Тереза - пример бескорыстия, любви, веры и милосердия. - Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас. Жить стоит. Надпись на стене основанного Матерью Терезой приюта для умирающих от СПИДа.

«Урок Древний мир» - Науки-помощницы. Новые слова. Карта мира. Вещественные. В чем отличие древнего человека от современного? Проверь себя. Археология - наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Знакомство с древним человеком. Лента времени. Назовите материки, где находились первые стоянки древних людей.

«Культура Древней Индии» - В основе хозяйства - ирригационное земледелие. В Древней Индии успешно развивалась наука. Агни – бог огня. Поклонение многим животным свидетельствует о сохранении фетишизма и тотемизма. Астрономы высказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Сегодня буддизм распространен в Китае, Японии и других странах.

«Женщина-мать» - Церковь Петра и Февронии. Через 9 лет муж был казнен. Зачем, господин, мое веселье По ковылю ты развеял?». Храм-часовня Ксении Петербургской. Ярославна. «О ветер, ветрило! Женщина! «Святые дочери России». «…Ольгу мы Сравним с зарей перед рассветом, С подснежником в конце зимы!». Камилла Ивашева. Петр и Феврония.

«Род имён прилагательных» - Не знаем. Проверь. Расшифруй слова брз пльт квр. 1.У существительных 3 рода (м.р., ж.р., ср.р.). 2. Способ определения рода у имен существительных. Береза пальто ковер. Знаем. Какое лишнее? ая, ой, ый, ий. Проблема. Алгоритм. Тема урока Род имен прилагательных. 1. Способ определения рода у имен прилагательных.

4 класс Чтение

Тема: КВН «Литературные сказки»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи: создать условия для развития умения называть специфические особенности жанра – литературная сказка, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; способствовать развитию индивидуальных творческих способностей в процессе чтения по ролям и инсценирования

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Метапредметные:

Познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, сказки народные и литературные.

Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.

Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения

Личностные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Ход урока

I . Организационный момент

(Дети вытягивают карточки, помеченные «X » и «О». Таким образом они делятся на две команды, которые так и называют­ся - «Крестики» и «нолики».)

Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на информа­ционно-развлекательной игре «Крестики-нолики». Вы разделились на две команды, вас ждут 6 конкурсов. Тема игры - «Литературные сказки». Перед вами поле, где ука­заны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать.
После каждого конкурса подводится итог, который от­мечается на игровом поле знаком команды. В игре побе­дит та команда, у которых знаков окажется больше.

II . Конкурсы

1. Конкурс «Разминка».

Кто из сказочных героев мог дать такие объявления?
(Вопросы задаются по очереди каждой команде.)

Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар.) Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан.)

Бюро знакомств «очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже тремя глазами. (Крошечка Хаврошечка.) Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит.)

Сплю и вижу принца. (Спящая красавица и царевна мо­ лодая.)

Охранному агентству на постоянную работу требует­ся 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор.)

Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда.)

Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (Бе­ лочка.)

2 . Конкурс «Загадки в пословицах и поговорках».

Капитан каждой команды вытянет карточку с загадкой в пословицах и поговорках. Вы должны отгадать слово, за­
тем вспомнить, в какой прочитанной на последних уроках сказке встречается этот предмет, и доказать отрывком.

Он поет месяц, а ворона каркает круглый год.

Ласточка день начинает, а он кончает.

Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка. (Соловей. В сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».)

Мал горшок, да ее варит.

Сам ее заварил, сам ее и расхлебывай.

Ее маслом не испортишь. (Каша. В сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».)

Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей. А вам нужно будет назвать полные их имена.

Родился он на Урале, в семье горнозаводского ма­стера. С детства привлекали его люди, предания, сказ­ки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов (1879-1950).)

Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в по­мещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизил­ся с кружком «Беседа любителей русского слова».

Очень любил двух своих сыновей, которые тоже ста­ли известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791- 1859).)

Пятилетним ребенком он пережил семейную дра­му, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яр­кими олицетворениями. (Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).)

Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать - в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писате­ли и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)

4. Конкурс «Живая картинка».

Сейчас вам будет включен фрагмент мультфильма
«Аленький цветочек», но без звука. Вам нужно будет оз­вучить кадры.

5. Конкурс «Рассуждай-ка».

Вам нужно ответить на вопросы, которые вы сейчас вы­тяните на карточках.

(Карточки см. в приложении.)

6. Конкурс «Сочини сказку»

Вам предлагаются слова, связанные известным вам сю­жетом, и одно постороннее слово. Каждый из играющих должен придумать фразу, называть их по очереди, чтобы сложился единый сюжет.

1-й команде: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вер­толет.

2-й команде: девочка, цветок, крот, жаба, ласточка, те­левизор.

Старайтесь играть как можно чаще, ибо, по словам не­мецкого поэта Ф. Шиллера, «...в игре человек испытыва­ет такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества».

III . Подведение итогов

Вот и закончилась игра.

Расходиться нам пора...

На табло взгляните все -

Подведем итог игре.

Подсчет «X » и «О».

Награждение.

IV . Проверка техники чтения

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Областной историко-культурный фестиваль «Декабристские вечера» стал причиной визита в Ишим потомка древнего русского княжеского рода Александра Одоевского.

Когда трескучий сибирский мороз сковал льдом реки и опушил снежным инеем деревья, превратив их в сказочное кружево, наш град на синей реке встречал званого московского гостя Алексея Максина. Его визит в Ишим взволновал культурную общественность. Алексей Борисович, потомок «самого крупного и популярного поэта декабристской каторги», оказался общительным собеседником. Составленное им родословное древо – от великого князя Новгородского Рюрика – принято Российским дворянским собранием как информационный документ.

– Алексей Борисович, какие родственные узы связывают вас с поэтом-декабристом?

– По линии матери Ирины Николаевны Кондаревой моя прапрабабушка княжна Софья Ивановна Одоевская (в замужестве Маслова) является родной сестрой Александра Ивановича Одоевского. Ее я, разумеется, не знал.

А прабабушку Варвару Николаевну Маслову (в замужестве Кондареву) помню. Формально род Одоевских угас, так как Александр Одоевский – единственный сын в первом браке отца, не был женат и не имел детей. По правилам геральдики потомками декабриста считаются дети, внуки его родных сестер и братьев по второму браку отца... Поэтому княжеский титул был присвоен Николаю Маслову 30 июня 1878 года в связи с отсутствием потомков рода Одоевских по мужской линии.
На декабристских мероприятиях меня представляют как наследника декабристов, так как дети сестры являются продолжателями рода, но не княжеского звания.

– Как вам удалось составить столь непростое родословное древо?

– В оригинале родословное древо занимает два чертежных листа. Часть документов Кондаревых и Одоевских находится в Пушкинской библиотеке на Арбате. Работая там, понял, что уложить все от Рюрика не в состоянии: от него произошло очень много княжеских родов. Цепочка прослеживается до того князя, который, прибыв в Одоев, стал Одоевским. Формально он и считается родоначальником рода Одоевских...

– Какие семейные традиции вашего рода незыблемы по сей день?

– Как бы правительство ни относилось к дворянам, раз в год наша семья Кондаревых собирается вместе...

– А сколько вас?

– Сейчас до тридцати человек. Политические разговоры не ведем. Встречаемся, общаемся, обсуждаем вопросы культуры.

– Интересно узнать о каком-нибудь славном представителе вашего рода.

– Архитектор-художник Александр Кондарев спроектировал главный дворцовый зал приемов Ливадийского дворца в Крыму, который возводился к 300-летнему юбилею династии Романовых.

В 1945-м дворец стал местом проведения Ялтинской конференции глав правительств антигитлеровской коалиции Сталина, Рузвельта, Черчилля. Александр Константинович не-обычно решил вопрос освещения зала дворца – использовал метод отраженного света. Его стали применять и на других объектах. Подобным образом освещается, к примеру, станция московского метро «Кропоткинская».

– Алексей Борисович, расскажите о ваших родителях.

– Отец Борис Максин из купеческой среды, а мать – из дворянской. Отец работал инженером-путейцем, большую часть времени проводил на изысканиях. Интересно, что он всегда лично проходил большую часть трассы, чтобы убедиться, что она выбрана правильно и все учтено, как надо. Моим воспитанием больше занималась мама, исключительная красавица и умница. С ней мы часто совершали маленькие походы в лес. Может быть, поэтому после окончания школы серьезно задумался о поступлении в лесной институт... Тем не менее отец многое сделал для формирования моего характера. Во время Великой Отечественной войны он был подполковником.

Родители воспитали меня в духе преданности театру, так как сами были заядлыми театралами. За билетами в Большой стояли трое суток: каждые шесть часов ходили с отцом на перекличку. Предпочтение отдавали Художественному театру. Помню впервые увиденную там постановку «Синей птицы» Метерлинка.

– Театру преданы и по сей день?

– Да, это увлечение я пронес через всю жизнь. В театре существует прямой психологический контакт между исполнителями и зрителями. Чувствую себя там комфортнее, чем перед экраном. Это совсем не означает, что не хожу в кино и не люблю фильмы. Большое впечатление произвел кинофильм военных лет «Поединок».

– А в годы войны ваша семья находилась в Москве?

– Оказались вынуждены полтора года жить в эвакуации в Армении. В Москве перед войной жили между двух заводов: шарикоподшипниковым и тем, что выпускал мотоциклы. В ноябре 41-го военные приказали покинуть дом, так как заводы могли быть взорваны. Нас увезли вместе с предприятиями в Ульяновск. Мама приняла решение ехать к знакомым в Армению.

– В вашей судьбе это единственная разлука с Москвой?

– В 1954 году после окончания судостроительного факультета Московского института рыбной промышленности я семнадцать с половиной лет трудился на Сахалине.

– Романтика позвала?

– Да. Сыграли роль рассказы отца, который был главным инженером проекта строительства тоннеля, соединяющего Южный Сахалин с материком железной дорогой... Не буду прятаться за одну романтику. При направлении на Сахалин у меня сохранялась московская прописка, то есть в любой момент мог вернуться
в столицу, что и сделал.

– Свою вторую половинку встретили на Сахалине?

– Да, моя жена Миниямал Минияровна – медицинский работник. В будущем году отпразднуем золотую свадьбу. Воспитали двух сыновей. Старший Виктор – филолог и экономист, а младший Андрей – журналист.

– Где трудились по возвращении в Москву?

– В Министерстве судостроительной промышленности, в Акустическом институте.

Поэтический дар Александра Одоевского не унаследовали?

– Больше люблю прозу. Работая на сахалинской судоверфи, однажды написал фельетон в местную газету. Через некоторое время узнал о его судьбе. Прочитав, редактор от души рассмеялся, а потом серьезно сказал: «Печатать не будем, а автору – выдать удостоверение внештатного корреспондента».

– Какому отдыху отдаете предпочтение?

– Под отдыхом понимаю какую-либо деятельность. 7 сентября отметил 80-летие, но продолжаю раз в неделю осуществлять лыжные походы. В Подмосковье имеем большой загородный участок. Читаю лекции об Александре Одоевском, декабристском восстании, малоизвестных событиях и фактах войны 1812 года. К таковым, к примеру, относятся оборона Петербурга от нашествия Наполеона и неосуществленный план включения в битву с Наполеоном дирижаблей.

– Какими источниками пользуетесь при составлении лекций?

– Литературными и архивными. Работал в военно-историческом архиве. Часто сталкиваюсь с противоположным толкованием фактов и событий в литературных источниках. Приходится логически сопоставлять, искать то, что ближе к истине...

– Алексей Борисович! Какое у вас впечатление от Ишима? Столь же светлое, как у Александра Одоевского?

– Считаю, что за Уральским хребтом – в Сибири (как и на Дальнем Востоке) люди более цельные, патриотичные. Чувствую себя здесь в родной среде.