Первая театральная роль федора шаляпина 7 букв. Федор шаляпин биография кратко

Федор Иванович Шаляпин - великий русский камерный и оперный певец, блистательно соединивший в себе уникальные вокальные данные с актёрским мастерством. Партии исполнял высоким басом, солировал в Большом и Мариинском театрах, а также в театре Метрополитен Опера. Руководил Мариинским театром, снимался в кино, стал первым народным артистом Республики.

Федор Иванович Шаляпин родился (1) 13 февраля 1873 года в Казани, в семье крестьянина Ивана Яковлевича Шаляпина, представителя древнего вятского рода Шаляпиных. Отец певца, Иван Яковлевич Шаляпин, был крестьянином, родом из Вятской губернии. Мать, Евдокия Михайловна (девичья фамилия Прозорова), тоже была крестьянкой из Кумёнской волости, где располагалась в то время деревня Дудинцы. В селе Вожгалы в церкви Преображения Господня Иван и Евдокия повенчались в самом начале 1863 года. И только через 10 лет у них родился сын Фёдор, позже в семье ещё появились мальчик и девочка.

Федор работал учеником сапожника, токаря, переписчиком. Одновременно пел в архиерейском хоре. С юношеских лет увлекался театром. С ранних лет стало понятно, что у ребёнка отменный слух и голос, он частенько подпевал маме красивым дискантом.

Сосед Шаляпиных, церковный регент Щербинин, услышав пение мальчугана, привёл его с собою в церковь Святой Варвары, и они вместе спели всенощную и обедню. После этого в возрасте девяти лет мальчик начал петь в церковном слободском хоре, а также на деревенских праздниках, свадьбах, молебнах и похоронах. Первые три месяца Федя пел бесплатно, а потом ему было положено жалование в 1,5 рубля.

В 1890 году Федор стал хористом оперной труппы в Уфе, с 1891 года с украинской опереточной труппой разъезжал по городам России. В 1892-1893 годах он занимался у оперного певца Д.А. Усатова в Тбилиси, где начал профессиональную сценическую деятельность. В сезон 1893-1894 годов Шаляпин исполнил партии Мефистофеля («Фауст» Гуно), Мельника («Русалка» Даргомыжского) и многие другие.

В 1895 году был принят в труппу Мариинского театра, спел несколько партий.

В 1896 году по приглашению Мамонтова поступил в Московскую частную русскую оперу, где раскрылось его дарование. Особое значение для Шаляпина имели занятия и последующая творческая дружба с Рахманиновым.

За годы работы в театре Шаляпин исполнил почти все основные партии своего репертуара: Сусанин («Иван Сусанин» Глинки), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Борис Годунов, Варлаам и Досифей («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Иван Грозный и Сальери («Псковитянка» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Олоферн («Юдифь» Серова), Нилаканта («Лакме» Делиба) и др.

Большой успех имел Шаляпин во время гастролей Московской частной русской оперы в Петербурге в 1898 году. С 1899 года он пел в Большом и одновременно в Мариинском театрах, а также в провинциальных городах.

В 1901 году с триумфом выступал в Италии (в театре «Ла Скала»), после чего начались его постоянные гастроли за рубежом, принесшие певцу мировую славу. Особое значение имело участие Шаляпина в Русских сезонах (1907-1909, 1913, Париж), как пропагандиста русского искусства и прежде всего творчества Мусоргского и Римского-Корсакова. Особая дружбы связывала Федора Ивановича с Максимом Горьким.

Первой супругой Фёдора Шаляпина была Иола Торнаги (1874 - 1965?). Он, высоченный и басистый, она, тоненькая и маленькая балерина. Он ни слова не знал на итальянском языке, она совершенно не понимала по-русски.


Итальянская молоденькая балерина была у себя на родине настоящей звездой, уже в 18 лет Иола стала примой венецианского театра. Затем последовал Милан, французский Лион. И тут её труппу пригласил на гастроли в Россию Савва Мамонтов. Здесь и произошло знакомство Иолы и Фёдора. Она понравилась ему сразу, и молодой человек стал оказывать всяческие знаки внимания. Девушка же напротив долгое время оставалась холодна к Шаляпину.

Однажды во время гастролей Иола заболела, и Фёдор пришёл её проведать с кастрюлей куриного бульона. Постепенно они стали сближаться, завязался роман, и в 1898 году пара обвенчалась в небольшой деревенской церкви.

Свадьба была скромной, а через год появился первенец Игорь. Иола оставила сцену ради семьи, а Шаляпин стал ещё больше гастролировать, чтобы зарабатывать на приличное содержание жены с ребёнком. Вскоре в семье родились две девочки, но в 1903 году произошло горе - первенец Игорь умер от аппендицита. Фёдор Иванович с трудом смог пережить это горе, говорят, что он даже хотел покончить жизнь самоубийством.

В 1904 году супруга подарила Шаляпину ещё одного сына Бореньку, а в следующем году у них родились близнецы - Таня и Федя.


Иола Торнаги, первая жена Федора Шаляпина, в окружении детей — Ирины, Бориса, Лидии, Федора и Татьяны. Репродукция. Фото: РИА Новости / К. Карташьян

Но дружная семья и счастливая сказка разрушились в один момент. В Петербурге у Шаляпина появилась новая любовь. Более того, Мария Петцольд (1882-1964), была не просто любовницей, она стала второй супругой и матерью трёх дочерей Фёдора Ивановича: Марфа (1910—2003), Марина (1912—2009, мисс Россия 1931, актриса) и Дасия (1921—1977). Певец разрывался между Москвой и Санкт-Петербургом, и гастроли, и две семьи, он наотрез отказывался бросать свою любимую Торнаги и пятерых детей.

Когда Иола всё узнала, долгое время скрывала от детей правду.

Константин Маковский - Портрет Иолы Торнаги

После победы Октябрьской революции 1917 года Шаляпин был назначен художественным руководителем Мариинского театра, но в 1922 году, уехав за границу на гастроли, он не вернулся в Советский Союз и остался жить в Париже. Шаляпин эмигрировал из страны со второй своей женой Марией Петцольд и дочерьми. Лишь в 1927 году в Праге они официально зарегистрировали свой брак.

Итальянка Иола Торнаги осталась в Москве с детьми, пережила здесь и революцию, и войну. На родину в Италию она вернулась лишь за несколько лет до своей смерти, прихватила с собой из России лишь фотоальбом с портретами Шаляпина. Прожила Иола Торнаги 91 год

Из всех детей Шаляпина последней умерла Марина в 2009 году (дочь Фёдора Ивановича и Марии Петцольд).

Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Портрет М.В.Шаляпиной. 1919

(Портрет Марии Валентиновны Петцольд)

В 1927 Шаляпина лишили гражданства СССР и отобрали звание. В конце лета 1932 года актер снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста "Приключения Дон Кихота" по одноименному роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках - английском и французском, с двумя составами актеров. В 1991 году Федор Шаляпин был восстановлен в звании.

Глубокий интерпретатор романсов М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна, Шумана, Шуберта - он был также проникновенным исполнителем русских народных песен.

Многогранная художественная одаренность Шаляпина проявилась в его талантливых скульптурных, живописных, графических работах. Он обладал также литературным даром.

К. А. Коровин. Портрет Шаляпина. Масло. 1911

Рисунки, портреты Федора Шаляпина можно посмотреть

  • В браке с

Шаляпин Фёдор Иванович - пожалуй, одна из самых ярких личностей в оперном искусстве. Солист Большого и Мариинского театров, обладатель множества почётных званий и наград. Имя этого человека навсегда жирным шрифтом вписано в историю оперы. Кроме этого, Шаляпин увлекался и показывал неплохие успехи в других видах искусства: живопись, графика, кино. При этом самые громкие достижения Шаляпина связаны именно с оперной музыкой, которая в его исполнении благодаря невероятному актёрскому дару и неподражаемому голосу, зазвучала совсем иначе.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Федору Шаляпину

Фёдор Шаляпин является очень интересной личностью для всех любителей классической оперы. Поклонников интересует всё: Рост, вес, возраст. Сколько лет Федору Шаляпину. И если с возрастом всё более-менее понятно, есть чёткая дата рождения и смерти артиста, позволяющая констатировать что прожил он 65 лет, то вот с ростом и весом несколько сложнее.

До наших времён сохранились данные, что рост Шаляпина достигал двух метров (195см.), а вот данных о весе до сих пор не сохранилось, поэтому чётко назвать массу артиста не представляется возможным.

Биография и личная жизнь Федора Шаляпина

Биография и личная жизнь Федора Шаляпина неразрывно связаны с музыкой и творчеством. Жизненный путь он начал 13 февраля 1873 года. Будучи ещё подростком стал статистом труппы В. Б. Серебрякова, а едва отметив совершеннолетие, в 1890 году, переехал в Уфу и стал участником хора С. Я. Семёнова-Самарского. В 1891 г. - стал участником труппы Г. И. Деркача, поступил в Тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова.

Через 5 лет получил предложение от мецената Мамонтова стать участником «Частной русской оперы». С 1899 работает в Большом театре. В 1918 году Шаляпин занял пост худрука Мариинского театра. Разразившаяся революция вынудила дирижера свои лучшие годы провести в эмиграции, где он популяризировал русскую оперу. Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938 г. В 1984г. перезахоронен на родине

Семья и дети Федора Шаляпина

Семья и дети Федора Шаляпина - это тема для отдельного разговора. Шаляпин был женат два раза и воспитывал 8 детей. Помимо этого певец воспитывал двоих детей от первого брака второй супруги. Все дети переняли у родителя творческое начало и заняли почётные места в истории театра, скульптуры, СМИ, оперы.

Можно констатировать, что дети Шаляпина стали достойным продолжением знаменитого отца, впрочем, в творческой семье по другому едва ли могло случиться. Ведь и жёны Шаляпина были творческими личностями (балерина и актриса).

Сын Федора Шаляпина - Борис

Борис родился 22 сентября 1904 года. Сын Федора Шаляпина - Борис стал известным скульптором и меценатом. Скульптура - увлечение детства Фёдора, которому он остался верен до последнего дня. Успех пришёл к нему в Лондоне, где в 1927 году состоялась дебютная выставка. Далее следовали мероприятия по всему мира, включая массу благотворительных проектов.

Умер творец 18 мая 1979 в эмиграции. Кстати даже за рубежом он делал щедрые пожертвования российским организациям, в частности Союзу Русских писателей и журналистов.

Сын Федора Шаляпина - Федор

Третий сын Фёдора Шаляпина - Фёдор посвятил себя кинематографу. Обрёл огромную популярность в Голливуде, известен как Фёдор Шаляпин(младший). Начинал он карьеру в Париже в немом кино. Настоящий успех пришёл к нему в достаточно зрелом возрасте.

Поклонники запомнили его по фильмам «Имя розы» «Власть луны» «Собор» и «Ближний круг». Умер Фёдор Шаляпин младший 17 сентября 1992 года, на тот момент артисту исполнилось 86 лет. Сниматься в кино он не переставал до последнего. Менее чем за год до смерти он завершил съёмки в фильме «Ближний круг»

Дочь Федора Шаляпина - Татьяна

Дочь Федора Шаляпина - Татьяна - первая дочь знаменитого артиста, сестра близнец Фёдора. Её имя связано с журналистикой. Работала на радио «Голос Америки». Татьяна была любвеобильной женщиной, трижды выходила замуж, родила Шаляпину троих внуков. Прожила она 93 года, умерла в 1993 году во время разгара юбилейных мероприятий, по случаю 120-летия со дня рождения Фёдора Шаляпина. Похоронена Татьяна рядом с отцом.

Татьяна, хоть и не внесла какого то значительно вклада в развитие искусства, но всё же осталась в памяти узких кругов, как дочь знаменитого Шаляпина.

Дочь Федора Шаляпина - Ирина

Дочь Федора Шаляпина - Ирина - четвёртый ребенок артиста родилась в самом начала 20 века, 22 февраля 1900 года. Татьяна стала артисткой театра и кино, преумножив известность своего отца. Она входила в состав самых разных артистических бригад. Позже занималась сохранением доброй памяти отца, является инициатором создания Маленькой студии им. Шаляпина, курировала Московский музей им. Шаляпина.

В своё время гастролировала по стране с «рассказом об отце» который сопровождался записями Фёдора Ивановича. Умерла Ирина Шаляпина в 1978 году.

Дочь Федора Шаляпина - Лидия

Дочь Федора Шаляпина - Лидия обучалась актёрскому мастерству, гастролировала по Европе, участвуя в разных театральных постановках. Осуществить все свои карьерные планы не удалось из-за создания семьи, которая на поверку оказалась не такой уж и прочной.

После расставания с мужем Лидия открыла вокальную студию, преподавала, иногда выступала на частных мероприятиях. Умерла Лидия Шаляпина в возрасте 84 лет в США. После смерти актрисы Йосиф Дарский выпустил книгу «Глазами дочери», на основе данных дневника Лидии.

Дочь Федора Шаляпина - Марфа

Дочь Федора Шаляпина - Марфа является «информационным пробелом» в биографии артиста. О ней прессе известно немного. До наших дней дошли самые скудные сведения о личности этой женщины. Её мужем был некто Данила Гартнер.

Он увёз Марфу в Лондон, где она провела всю свою сознательную жизнь, родила двоих детей, которые потом по разным подсчётам подарили её не менее 10 внуков. Марфа - единственная дочь Шаляпина не сделавшая существенного вклада в развитие искусства. Умерла Марфа Шаляпина в Ливерпуле в возрасте 93 лет.

Дочь Федора Шаляпина - Марина

Дочь Федора Шаляпина - Марина, в отличие от своих братьев и сестер, которые росли в России, провела детство уже во Франции, куда эмигрировал Фёдор Шаляпин. Там она увлеклась искусством балета, снималась в кино.

Она выучилась на кинорежиссёра, вышла замуж за приближённого к итальянскому кинематографу Луиджи Фредди и стала настоящей звездой итальянского кино, став в нём неким символом российского народа. Последние годы жизни занималась организацией музыкальных мероприятий на трансатлантическом лайнере. Умерла в 2003 г., похоронена в Италии.

Дочь Федора Шаляпина - Дарья

Дочь Федора Шаляпина - Дарья - самый младший ребенок Шаляпина. Информации о ней сохранилось крайне мало. Известно, что она всю свою сознательную жизнь провела в Америке, дважды была замужем, родила двоих детей. Работала актрисой театра, но в историю она вошла как единственная из потомков Шаляпина, которая была против перенесения праха отца в Россию.

Именно её позиция и затормозила процесс на долгие годы, а захоронение Шаляпина на родине, стало возможным лишь после смерти Дарьи. Стоит сказать, что она скончалась в довольно молодом, по сравнению с братьями и сёстрами, возрасте (56 лет).

Бывшая Жена Федора Шаляпина - Иола Ле-Прести

Бывшая жена Фёдора Шаляпина - Иола Ле-Прести была балериной. С ней он познакомился во время её гастролей в Нижнем Новгороде. Это был бурный и страстный роман. В 1898 году они повенчались. Иола отказалась от карьеры в пользу семьи. Но счастье длилось недолго, спустя несколько лет, Шаляпин сблизился с актрисой Марией Петцольд и стал жить на две семьи.

Долгое время Иола пыталась спасти брак и не давала супругу согласия на развод, но потом приняла факт неизбежности и опустила любимого к сопернице, несмотря на то что уже воспитывала четверых детей.

Жена Федора Шаляпина - Мария Петцольд

Жена Федора Шаляпина - Мария Петцольд - стала для Фёдора второй самой близкой женщиной. Второй она была по счёту, но в сердце знаменитого певца она занимала первое место, поэтому он не раздумывая бросил жену и стал жить гражданским браком с Марией, приняв двух её дочерей от первого брака, как родных.

Позже Мария родит Шаляпину ещё троих детей, через 20 лет сони оформят свои отношения. Как и Иола, Мария предпочла карьере семью, но в отличие от первой супруги Шаляпина она не прогадала, выбор в пользу Фёдора оказался верным.

Инстаграм и Википедия Федора Шаляпина

Инстаграм и Википедия Федора Шаляпина - звучит как то нелепо, принимая во внимание тот факт что Шаляпин жил и творил в 19-20 веках. Конечно тогда ещё знать не знали даже об интернете, не говоря уже о социальных сетях.

Тем не менее сегодня, историки по крупицам воссоздали жизнь знаменитого оперного певца и с фактами биографии артиста, его творческой деятельности можно ознакомиться на самых разных ресурсах, включая википедию, где на странице артиста представлены все творческие этапы жизни, указаны звания награды и перечислены памятные места, связанные с именем Шаляпина. Статья найдена на alabanza.ru

Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках.

"…По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне - не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил.

Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне другие роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого…

В этот первый мой сезон я спел еще Фернандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой могиле». Успех окончательно укрепил мое решение посвятить себя театру".

Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах. В 1894 году пел в спектаклях, проходивших в петербургском загородном саду «Аркадия», затем в Панаевском театре. Пятого апреля 1895 года дебютировал в партии Мефистофеля в опере «Фауст» Ш. Гуно в Мариинском театре.

В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова (1896); Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского (1897); Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского (1898) и др. «Одним великим художником стало больше», - писал о двадцатипятилетнем Шаляпине В. Стасов.

Общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России (В. Поленовым, В. и А. Васнецовыми, И. Левитаном, В. Серовым, М. Врубелем, К. Коровиным и другими) давало певцу мощные стимулы для творчества: их декорации и костюмы помогали в создании убедительного сценического образа. Ряд оперных партий в театре певец подготовил с тогда еще начинающим дирижером и композитором Сергеем Рахманиновым. Творческая дружба объединяла двух великих художников до конца жизни. Рахманинов посвятил певцу несколько романсов, в том числе «Судьба» (стихи А. Апухтина), «Ты знал его» (стихи Ф. Тютчева).

Глубоко национальное искусство певца восхищало его современников. «В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин», - писал М. Горький. В опоре на лучшие традиции национальной вокальной школы Шаляпин открыл новую эру в отечественном музыкальном театре. Он сумел удивительно органично соединить два важнейших начала оперного искусства - драматическое и музыкальное, - подчинить свой трагедийный дар, уникальную сценическую пластику и глубокую музыкальность единому художественному замыслу.

С 24 сентября 1899 года Шаляпин - ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролирует за рубежом. В 1901 году в миланском «Ла Скала» он с огромным успехом поет партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто с Э. Карузо, дирижировал А. Тосканини. Мировую славу русского певца утвердили гастроли в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913/14). Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект художественного перевоплощения изумлял слушателей, - тут не только внешний облик, но и глубокое внутреннее содержание, которое передавала вокальная речь певца. В создании емких и сценически выразительных образов певцу помогает его необычайная многогранность: он и скульптор, и художник, пишет стихи и прозу. Такая разносторонняя одаренность великого артиста напоминает мастеров эпохи Возрождения, - не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами Микеланджело. Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и повлияло на развитие мирового оперного театра. Многие западные дирижеры, артисты и певцы могли бы повторить слова итальянского дирижера и композитора Д. Гавадзени: «Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр… Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на всем стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди…»

"Шаляпина привлекали характеры сильных людей, охваченных идеей и страстью, переживающих глубокую душевную драму, а также яркие острокомедийные образы, - отмечает Д.Н. Лебедев. - С потрясающей правдивостью и силой раскрывает Шаляпин трагедию несчастного, обезумевшего от горя отца в «Русалке» или мучительный душевный разлад и угрызения совести, испытываемые Борисом Годуновым.

В сочувствии к человеческим страданиям проявляется высокий гуманизм - неотъемлемое свойство прогрессивного русского искусства, зиждущегося на народности, на чистоте и глубине чувств. В этой народности, наполнявшей все существо и все творчество Шаляпина, коренится сила его таланта, тайна его убедительности, понятности каждому, даже неискушенному человеку".

Шаляпин категорически против наигранной, деланной эмоциональности: «Всякая музыка всегда так или иначе выражает чувства, а там, где есть чувства, механическая передача оставляет впечатление страшного однообразия. Холодно и протокольно звучит эффектная ария, если в ней не разработана интонация фразы, если звук не окрашен необходимыми оттенками переживаний. В этой интонации… которую я признавал обязательной для передачи русской музыки, нуждается и музыка западная, хотя в ней меньше, чем в русской, психологической вибрации».

Для Шаляпина характерна яркая, насыщенная концертная деятельность. Слушателей неизменно восхищало исполнение им романсов «Мельник», «Старый капрал», «Титулярный советник» Даргомыжского, «Семинарист», «Трепак» Мусоргского, «Сомнение» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Соловей» Чайковского, «Двойник» Шуберта, «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал» Шумана.

Вот что писал об этой стороне творческой деятельности певца замечательный русский музыковед академик Б. Асафьев:

«Шаляпин пел истинно камерную музыку, бывало, так сосредоточенно, так вглубь, что казалось, он с театром ничего общего не имеет и никогда не прибегает к требуемому сценой акценту на аксессуарах и видимости выражения. Совершенное спокойствие и сдержанность овладевали им. Например, помню „Во сне я горько плакал“ Шумана - одно звучание, голос в тишине, эмоция скромная, затаенная, - а исполнителя словно нет, и нет этого крупного, жизнерадостного, щедрого на юмор, на ласку, ясного человека. Звучит одиноко голос - и в голосе все: вся глубь и полнота человеческого сердца… Лицо неподвижное, глаза выразительные донельзя, но по-особенному, не так, как, скажем, у Мефистофеля в знаменитой сцене со студентами или в саркастической серенаде: там они горели злобно, с издевкой, а тут глаза человека, ощутившего стихию скорби, но понявшего, что только в суровой дисциплине ума и сердца - в ритме всех своих проявлений - человек обретает власть и над страстями и над страданиями».

Пресса любила подсчитывать гонорары артиста, поддерживая миф о баснословном богатстве, о жадности Шаляпина. Что с того, что этот миф опровергают афиши и программы множества благотворительных концертов, известные выступления певца в Киеве, Харькове и Петрограде перед огромной рабочей аудиторией? Досужая молва, газетные слухи и сплетни не раз вынуждали артиста браться за перо, опровергать сенсации и домыслы, уточнять факты собственной биографии. Бесполезно!

В годы Первой мировой войны гастрольные поездки Шаляпина прекратились. Певец открыл на свои средства два лазарета для раненых солдат, но не рекламировал свои «благодеяния». Юрист М.Ф. Волькенштейн, который много лет вел финансовые дела певца, вспоминал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!»

После Октябрьской революции 1917 года Федор Иванович занимался творческим переустройством бывших императорских театров, был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил в 1918 году художественной частью последнего. В том же году был первым из деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики. Певец стремился уйти от политики, в книге своих воспоминаний он писал: «Если я в жизни был чем-нибудь, так только актером и певцом, моему призванию я был предан безраздельно. Но менее всего я был политиком».

Внешне могло показаться, что жизнь Шаляпина благополучна и творчески насыщенна. Его приглашают выступать на официальных концертах, он много выступает и для широкой публики, его награждают почетными званиями, просят возглавить работу разного рода художественных жюри, советов театров. Но тут же звучат резкие призывы «социализировать Шаляпина», «поставить его талант на службу народу», нередко высказываются сомнения в «классовой преданности» певца. Кто-то требует обязательного привлечения его семьи к выполнению трудовой повинности, кто-то выступает с прямыми угрозами бывшему артисту императорских театров… «Я все яснее видел, что никому не нужно то, что я могу делать, что никакого смысла в моей работе нет», - признавался артист.

Конечно, Шаляпин мог защитить себя от произвола ретивых функционеров, обратившись с личной просьбой к Луначарскому, Петерсу, Дзержинскому, Зиновьеву. Но находиться в постоянной зависимости от распоряжений даже столь высоких руководящих лиц административно-партийной иерархии артисту унизительно. К тому же и они часто не гарантировали полной социальной защищенности и уж никак не вселяли уверенности в завтрашнем дне.

Весной 1922 года Шаляпин не вернулся из зарубежных гастролей, хотя продолжал некоторое время считать свое невозвращение временным. Значительную роль в случившемся сыграло домашнее окружение. Забота о детях, страх оставить их без средств к существованию заставляли Федора Ивановича соглашаться на бесконечные гастроли. Старшая дочь Ирина осталась жить в Москве с мужем и матерью, Полой Игнатьевной Торнаги-Шаляпиной. Другие дети от первого брака - Лидия, Борис, Федор, Татьяна - и дети от второго брака - Марина, Марфа, Дассия и дети Марии Валентиновны (второй жены), Эдуард и Стелла, жили вместе с ними в Париже. Шаляпин особенно гордился сыном Борисом, который, по словам Н. Бенуа, добился «большого успеха как пейзажист и портретист». Федор Иванович охотно позировал сыну; сделанные Борисом портреты и зарисовки отца «являются бесценнейшими памятниками великому артисту…».

На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира - в Англии, Америке, Канаде, Китае, Японии, на Гавайских островах. С 1930 года Шаляпин выступал в труппе «Русская опера», спектакли которой славились высоким уровнем постановочной культуры. Особый успех в Париже имели оперы «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь». В 1935 году Шаляпина избрали членом Королевской академии музыки (вместе с А. Тосканини) и вручили диплом академика. В репертуаре Шаляпина было около 70 партий. В операх русских композиторов он создал непревзойденные по силе и жизненной правде образы Мельника («Русалка»), Ивана Сусанина («Иван Сусанин»), Бориса Годунова и Варлаама («Борис Годунов»), Ивана Грозного («Псковитянка») и многие другие. Среди лучших партий в западноевропейской опере - Мефистофель («Фауст» и «Мефистофель»), Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Лепорелло («Дон Жуан»), Дон Кихот («Дон Кихот»). Столь же велик был Шаляпин в камерно-вокальном исполнительстве. Здесь он привнес элемент театральности и создал своеобразный «театр романса». Его репертуар включал до четырехсот песен, романсов и произведений камерно-вокальной музыки других жанров. В число шедевров исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Р. Шумана, «Двойник» Ф. Шуберта, а также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень».

В 20-30-е годы им сделано около трехсот грамзаписей. «Люблю граммофонные записи… - признавался Федор Иванович. - Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей». Певец был очень требователен к записям, среди его любимых - запись «Элегии» Массне, русских народных песен, которые он включал в программы своих концертов на протяжении всей творческой жизни. По воспоминанию Асафьева, «широкое, могучее неизбывное дыхание великого певца насыщало напев, и, слышалось, нет предела полям и степям нашей Родины».

24 августа 1927 года Совет народных комиссаров принимает постановление о лишении Шаляпина звания народного артиста. В возможность снятия с Шаляпина звания народного артиста, о чем поползли слухи уже весной 1927 года, Горький не верил: «Звание же народного артиста, данное тебе Совнаркомом, только Совнаркомом и может быть аннулировано, чего он не делал, да, разумеется, и не сделает». Однако на деле все произошло иначе, совсем не так, как предполагал Горький…

Шаляпин Фёдор Иванович (1873─1938) – великий русский камерный и оперный певец, блистательно соединивший в себе уникальные вокальные данные с актёрским мастерством. Партии исполнял высоким басом, солировал в Большом и Мариинском театрах, а также в театре Метрополитен Опера. Руководил Мариинским театром, снимался в кино, стал первым народным артистом Республики.

Детские годы

Фёдор появился на свет 1 февраля 1873 года в городе Казани.
Отец певца, Иван Яковлевич Шаляпин, был крестьянином, родом из Вятской губернии. Мать, Евдокия Михайловна (девичья фамилия Прозорова), тоже была крестьянкой из Кумёнской волости, где располагалась в то время деревня Дудинцы. В селе Вожгалы в церкви Преображения Господня Иван и Евдокия повенчались в самом начале 1863 года. И только через 10 лет у них родился сын Фёдор, позже в семье ещё появились мальчик и девочка.

Отец трудился в земской управе в должности архивариуса. Мама занималась тяжёлым поденным трудом, мыла у людей полы, стирала бельё. Семья была бедная, денег на жизнь хватало с трудом, поэтому Фёдора с ранних лет начали обучать различным ремёслам. Мальчика отдавали на обучение к сапожнику и токарю, резчику по дереву, столяру, переписчику бумаг.

Также с ранних лет стало понятно, что у ребёнка отменный слух и голос, он частенько подпевал маме красивым дискантом.

Сосед Шаляпиных, церковный регент Щербинин, услышав пение мальчугана, привёл его с собою в церковь Святой Варвары, и они вместе спели всенощную и обедню. После этого в возрасте девяти лет мальчик начал петь в церковном слободском хоре, а также на деревенских праздниках, свадьбах, молебнах и похоронах. Первые три месяца Федя пел бесплатно, а потом ему было положено жалование в 1,5 рубля.

Уже тогда его голос не оставлял равнодушных слушателей, позже Фёдора приглашали петь в церкви соседних деревень. А ещё у него была мечта – играть на скрипке. Отец купил ему инструмент на барахолке за 2 рубля, и мальчик самостоятельно начал учиться тянуть смычок.

Один раз отец пришёл домой сильно пьяный и выпорол сына неизвестно за что. Мальчик от обиды убежал в поля. Лёжа на земле у озера, он горько рыдал, а потом ему вдруг захотелось петь. Затянув песню, Фёдор почувствовал, что стало легче на душе. А когда замолчал, ему показалось, что песня ещё где-то летает рядом, продолжает жить…

Юные годы

Родители, несмотря на бедность, заботились о том, чтобы дать сыну образование. Его первым учебным заведением стала частная школа Ведерникова, затем последовали четвёртое приходское казанское и шестое начальное училища. Последнее Шаляпин окончил в 1885 году, получив похвальный лист.

Летом этого же года Фёдор работал в земской управе писарем, зарабатывая 10 рублей в месяц. А уже осенью отец устроил его учиться в Арск, там только что открылось ремесленное училище. Юному Шаляпину почему-то очень сильно хотелось уехать из слободы, ему казалось, что впереди его ждёт прекрасная страна.

Но вскоре юноша вынужден был вернуться домой в Казань, потому что заболела мать, и надо было ухаживать за ней и младшими братом с сестрой.

Здесь ему удалось примкнуть к театральной труппе, которая гастролировала по Казани, он участвовал в спектаклях в качестве статиста. Однако это увлечение Фёдора не нравилось отцу, он говорил ему: «В дворники надо идти, а не в театр, тогда у тебя будет кусок хлеба». Но юный Шаляпин театром просто болел с того самого дня, когда впервые он попал на постановку пьесы «Русская свадьба».

Начало театрального пути

Когда юноше было 15 лет, он обратился к театральному руководству с просьбой прослушать его и принять в качестве хориста. Но в этом возрасте у Фёдора начал меняться голос, и во время прослушивания спел он не очень хорошо. Шаляпина не приняли, но это никак не повлияло на его любовь к театру, она только крепла с каждым днём.

Наконец в 1889 году его приняли статистом в драматическую труппу Серебрякова.
В начале 1890 года Шаляпин впервые выступил как оперный певец. Это был «Евгений Онегин» Чайковского П. И., партия Зарецкого. А уже осенью Фёдор уехал в Уфу, где поступил в местную опереточную труппу, во многих спектаклях ему доставались небольшие роли:

  • Стольник в «Гальке» Монюшко;
  • Феррандо в «Трубадуре»;
  • Неизвестный в «Аскольдовой могиле» Верстовского.

А когда закончился театральный сезон, в Уфу приехала малороссийская странствующая труппа, Фёдор примкнул к ней и поехал гастролировать по российским городам, на Кавказ и в Среднюю Азию.

В Тифлисе произошло знакомство Шаляпина с профессором Дмитрием Усатовым, когда-то служившим в Императорском театре. Эта встреча оказалась жизненно важной для Фёдора, профессор предложил ему остаться на обучение, причём денег за это с него не потребовал. Более того, он не только поставил голос юному дарованию, но и помогал ему материально. И в начале 1893 года Шаляпин дебютировал в Тифлисском оперном театре, где проработал почти год, исполняя первые басовые партии.

В конце 1893 года Фёдор переехал в Москву, а в следующем году в столицу Санкт-Петербург. Начинающий актёр, его прекрасный голос, правдивая игра и потрясающей выразительности музыкальная декламация обратили на себя внимание и публики, и критиков.

В 1895 году Фёдора Ивановича приняли в Мариинский театр.

Расцвет, успех и слава

Жил в то время в Москве известный меценат Савва Мамонтов, он держал оперный театр и уговорил Шаляпина перейти к нему, предложив жалование в три раза больше, чем в Мариинском театре. Фёдор Иванович согласился и проработал у Мамонтова в театре около четырёх лет с 1896 года. Здесь у него был тот репертуар, который позволил ему проявить весь свой темперамент и артистический талант.

С 1899 году Шаляпин поступил в Большой театр в Москве, успех его выступлений был грандиозным. Тогда часто любили повторять, что в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас (это о Шаляпине). А когда он приезжал с гастролями на Мариинскую сцену, для Санкт-Петербурга это становилось грандиозным событием в мире искусства.

В 1901 году прошли десять его выступлений в миланской Ла-Скале. Гонорар за гастроли был по тем временам неслыханный, теперь Фёдора Ивановича всё чаще стали приглашать за границу.

О Шаляпине говорят, что он лучший бас всех народов и времён. Его первого из русских певцов признали в мире. Он создал уникальные и великие образы в опере, которые по сей день никто не может превзойти. Говорят, что перепеть оперу можно, превзойти Шаляпина – никогда.

Критики утверждают, что только благодаря оперным партиям в его исполнении многие русские композиторы получили мировое признание.

Произведение Композитор Образ, созданный Шаляпиным
«Русалка» Даргомыжский А. Мельник
«Севильский цирюльник» Дж. Россини Дон Базилио
«Борис Годунов» Мусоргский М. монах Варлаам и Борис Годунов
«Мефистофель» А. Бойто Мефистофель
«Иван Сусанин» Глинка М. Иван Сусанин
«Псковитянка» Н. Римский-Корсаков Иван Грозный
Руслан Глинка М. «Руслан и Людмила»

В 1915 году Фёдор Иванович дебютировал в кино, исполнив роль царя Ивана Грозного.

С 1918 года он руководил Мариинским театром и в это же время первым получил звание Народного артиста Республики.

Общий репертуар певца состоит из 70 оперных партий и около 400 романсов и песен.
Недаром Максим Горький сказал о Шаляпине: «В русском искусстве он – эпоха, как Пушкин».

Личная жизнь

Первой супругой Фёдора Шаляпина была Иола Торнаги. Говорят, что противоположности притягиваются, наверное, следуя этому закону их, абсолютно разных, так сильно тянуло друг к другу.

Он, высоченный и басистый, она, тоненькая и маленькая балерина. Он ни слова не знал на итальянском языке, она совершенно не понимала по-русски.

Итальянская молоденькая балерина была у себя на родине настоящей звездой, уже в 18 лет Иола стала примой венецианского театра. Затем последовал Милан, французский Лион. И тут её труппу пригласил на гастроли в Россию Савва Мамонтов. Здесь и произошло знакомство Иолы и Фёдора. Она понравилась ему сразу, и молодой человек стал оказывать всяческие знаки внимания. Девушка же напротив долгое время оставалась холодна к Шаляпину.

Однажды во время гастролей Иола заболела, и Фёдор пришёл её проведать с кастрюлей куриного бульона. Постепенно они стали сближаться, завязался роман, и в 1898 году пара обвенчалась в небольшой деревенской церкви.

Свадьба была скромной, а через год появился первенец Игорь. Иола оставила сцену ради семьи, а Шаляпин стал ещё больше гастролировать, чтобы зарабатывать на приличное содержание жены с ребёнком. Вскоре в семье родились две девочки, но в 1903 году произошло горе – первенец Игорь умер от аппендицита. Фёдор Иванович с трудом смог пережить это горе, говорят, что он даже хотел покончить жизнь самоубийством.

В 1904 году супруга подарила Шаляпину ещё одного сына Бореньку, а в следующем году у них родились близнецы – Таня и Федя.

Но дружная семья и счастливая сказка разрушились в один момент. В Петербурге у Шаляпина появилась новая любовь. Более того, Мария Петцольд, была не просто любовницей, она стала второй супругой и матерью трёх дочерей Фёдора Ивановича. Певец разрывался между Москвой и Санкт-Петербургом, и гастроли, и две семьи, он наотрез отказывался бросать свою любимую Торнаги и пятерых детей.

Когда Иола всё узнала, долгое время скрывала от детей правду.

В 1922 году Шаляпин эмигрировал из страны со второй своей женой Марией Петцольд и дочерьми. Лишь в 1927 году в Праге они официально зарегистрировали свой брак.

Итальянка Иола Торнаги осталась в Москве с детьми, пережила здесь и революцию, и войну. На родину в Италию она вернулась лишь за несколько лет до своей смерти, прихватила с собой из России лишь фотоальбом с портретами Шаляпина.

Из всех детей Шаляпина последней умерла Марина в 2009 году (дочь Фёдора Ивановича и Марии Петцольд).

Эмиграция и смерть

В 1922 году певец уехал на гастроли в США, откуда уже больше никогда не вернулся в Россию. На родине его лишили звания Народного артиста.

Летом 1932 года он снялся в звуковом кино, где сыграл Дон Кихота. А в 1935─1936 годах состоялись его последние гастроли, он дал 57 концертов в Японии и Китае, Маньчжурии и на Дальнем Востоке.

Весной 1937 года врачи диагностировали у Шаляпина лейкоз. Через год, 12 апреля 1938 года, он умер в Париже на руках своей второй жены. Его похоронили на кладбище Батиньоль. В 1984 году прах певца перевезли из Франции в Россию. В 1991 году было отменено постановление о том, чтобы лишить Шаляпина звания Народного артиста.

Фёдор Иванович вернулся на Родину…

Биография певца Федора Шаляпина

Талантливый и знаменитый русский певец и драматический актер Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в семье простого вятского крестьянина, уроженца деревни Сырцово, Ивана Яковлевича Шаляпина. Достаточно рано маленький Федя начал обучаться ремеслу у сапожника, а несколько позднее и у токаря. Вскоре после освоения этих ремесел, он поступил в городское четырехклассное училище, по окончанию которого он получил похвальную грамоту. Вообще, Федор Шаляпин не боялся никакой работы, за всю свою жизнь попробовал множество занятий, он служил и писцом, и грузчиком, и певцом в хоре и даже бродяжничал.

Очень рано певческий талант молодого Шаляпина был очевиден, уже в детском возрасте он обладал красивым дискантовым голосом и любил подпевать своей матери, сливая голоса воедино. Регент церковного хора сразу же оценил его природную музыкальную одаренность и обучил Шаляпина пению по нотам. Самостоятельно Федор Шаляпин пытался научиться игре на скрипке.

О творчестве Ф. И. Шаляпина

Еще в юные годы он нанимается в увеселительный хор, в котором в то время состоит и писатель Максим Горький, но знакомство их тогда не состоялось. Интересно, что при зачислении в хор Горького приняли сразу, а Шаляпина нет. Познакомились Шаляпин с Горьким несколько позднее, в 1900 году в Нижнем Новгороде, где они стали друзьями на всю оставшуюся жизнь.

Впервые Федор Шаляпин оказался в театре а 1883 году, на громкой премьере П. П. Суконина под названием «Русская свадьба». Это обстоятельство в корне изменило судьбу Шаляпина, он настолько полюбил театр, что стремился попасть чуть ли не на каждый спектакль. К тому же в то время на сцене театра играли настоящие профессионалы, искренние любители своего дела, поэтому совсем неудивительно то, что мальчик десяти лет столь сильно увлекся театром.

Посетив оперу М. И. Глинки в 1886 году, юный Федор Шаляпин был настолько впечатлен, что он вскоре сделал свой выбор и решил стать артистом.

В то время Федор обучался в Арском училище и получал специальность столяра, но вскоре мать Шаляпина тяжело заболела и ей был необходим уход, в связи с чем Федор Шаляпин возвратился в Казань. Именно здесь на казанской сцене состоялись его первые концерты как певца и как артиста. Первой его работой в театре стала работа статиста, но уже в 1889 году он спел сольную партию во время премьеры «Пиковой дамы».

Позднее Федор Шаляпин уже исполнял партии, выступая на сцене Московской частной русской оперы, кроме того, он пел в Большом и Мариинском театре. Наиболее удачными партиями, который исполнил за свою творческую жизнь Федор Шаляпин, являются партия Мефистофеля из «Фауста» Шарля Гуно, партия Бориса из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, партия мельника из «Русалки» А. С. Даргомыжского, партия Ивана Грозного из «Псковитянки» Н. А. Римского-Корсакова, партия Сусанина из «Ивана Сусанина» М. И. Глинки и некоторые другие партии. Следует отметить, что голос певца отличался неповторимой красотой тембра.

Вообще, репертуар Федора Шаляпина был широк и разнообразен, он включал около 400 романсов, песен и разных вариантов камерно-вокальной музыки. Сегодня многим представителям старшего поколения знакомы и родны такие русские народные песни в исполнении Ф. И. Шаляпина, как «Прощай, радость», «Из-за острова на стержень», «Не велят Маше за реченьку ходить» и другие.

Великого певца Шаляпина знали многие поклонники искусства и за рубежом. Он блистал и вызывал искренний восторг зрительской публики в миланском «La Scala», ему рукоплескали поклонники оперного искусства в Риме, Монте-Карло, Берлине, Нью-Йорке, и Париже. По окончанию Октябрьской революции Ф. И. Шаляпин был назначен на должность руководителя художественной частью Мариинского театра в Москве.

Федора Шаляпина во все времена считали, в первую очередь, русским камерным певцом, ведь излюбленным жанром для него всегда оставалась русская песня. Вместе с тем, его многогранный талант и даровитость проявились и в некоторых самостоятельных режиссерских работах, среди которых были известные оперы М. П. Мусоргского «Дон Кихот» и «Хованщина», а также кинороли в фильмах «Иван Грозный» и «Дон Кихот». В течение своей жизни Федор Шаляпин пробовал создавать произведения скульптуры, живописи и графики, а в литературе оставил наследие в виде мемуаров.

К сожалению, до нашего времени дошли лишь немногие граммофонные записи певца весьма низкого качества, поэтому узнать некоторые детали о его творческой и личной жизни можно лишь на основе воспоминаний его современников. Большинство из них отмечает превосходную дикцию певца, его быстро варьируемый голос, который был слышен даже в наиболее удаленных от сцены местах. Безусловно, такую громкую популярность Федор Шаляпин заслужил не только как певец, но и как талантливый артист, искусный мастер перевоплощения и художественного слова. Также он хорошо писал масляными красками по холсту и лепил, в своих произведениях демонстрировал поразительные литературные способности и незаурядный острый природный ум, а также прекрасное чувство юмора и наблюдательность.

Его внешность располагала в большей степени к исполнению драматических ролей, Шаляпин был достаточно высокого роста, с резко выраженными чертами лица и с пронзительным взглядом, благодаря чему производил неизгладимое впечатление на зрителя. Несмотря на то, что в обычной жизни, голос Федора Шаляпина не отличался большой громкостью, выступая на сцене, его громогласное пение оказывало ошеломляющий эффект на зрительскую аудиторию. Он пропевал каждую ноту, подбирая наиболее точные и искренние интонации для каждого слова в песне, и, таким образом, выглядел на сцене всегда достоверно.

Личная жизнь Федора Шаляпина

Первой женой Шаляпина стала Иола Торнаги, итальянская актриса, которая родилась недалеко от Милана, в небольшом городке Монца. Они познакомились в городе Нижнем Новгороде, там же состоялась и их свадьба в 1896 году. В браке Шаляпина и Торнаги родилось шестеро детей, трое мальчиков — Федор, Игорь, который умер в четыре года, и Борис, а также три девочки - Татьяна, Ирина и Лидия.

Со временем, из-за разногласий с супругой, они прекратили совместное проживание. Тем не менее, официально первый брак не был расторгнут. Иола Торнаги еще долгое время продолжала жить в России, и только в конце 1950-х годов, по приглашению старшего сына Федора, решила переехать на постоянное место жительства в Рим.

А Федор Шаляпин между тем познакомился с другой женщиной - Марией Валентиновной Петцольд, но поскольку брак Шаляпина с Торнаги не был расторгнут, по началу они не смогли законно зарегистрировать эти отношения. Официально их брак был признан только в 1927 году, а произошло это в Париже.

От первого брака у Марии Петцольд было двое своих детей, а с Федором Шаляпиным у них родилось еще три дочери: Марфа, Марина и Дасия. Исследователи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина утверждают, что его дочь Марина прожила дольше всех его детей и ушла из жизни на 98-ом году жизни.

Примечательно то, что несмотря на большую известность и признание во всем мире, Федор Шаляпин всегда оставался человеком с широкой душой, ему были свойственны сострадание и милосердие к простым людям. Так, в 1927 году он пожертвовал деньги русскому священнику в Париже, чтобы помочь голодающим детям эмигрантов.

Талантливый русский певец и драматический актер Федор Иванович Шаляпин последние годы своей жизни провел в эмиграции, в Париже, где он и скончался от лейкемии 12 апреля 1938 года. В 1984 году был перенесен на Новодевичье кладбище в Москве.

Много лет спустя после смерти певца 29 августа 1999 года, в его честь в городе Казани, возле колокольни церкви Богоявления Федору Шаляпину был установлен памятник, создателем которого стал скульптор И. Башмаков. Кроме того, за особые достижения и вклад в области музыки на аллее славы в Голливуде Шаляпин получил свою звезду.

Жители Кировской области считают Федора Шаляпина своим земляком, ведь его родители оба были родом из вятских деревень. В течение долгих лет, являясь ведущим солистом императорских театров, Шаляпин имел документ, представляющий собой вид на жительство в Вятской губернии, как сын вятских крестьян. Шаляпин никогда не забывал свою малую родину, предков и своих корней. В течение жизни он поддерживал связи с известными вятскими художниками Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, он выделял средства голодающему населению Вятки в период неурожайного 1911 года и отправлял в небольшие населенные пункты Вятской губернии гонорары от своих концертов. Это именно Федор Шаляпин послал деньги на строительство Народного дома в селе Вожгалы, а также подарил книги для местной библиотеки, которая по сей день носит его имя.

Сегодня в Администрации Кировской области решается вопрос об установке памятника в честь великого русского певца Федора Шаляпина возле здания Кировского драмтеатра. Его фигуру планируется отлить в бронзе и установить на постаменте. Шаляпин будет изображен стоящим в распахнутой шубе и меховой шапке и смотрящий куда-то вдаль....