Роман анатоля франса. На исходе века: от Куаньяра до Бержере

Французский романист и критик Анатоль Франс (настоящее имя Жак Анатоль Франсуа Тибо) родился в Париже, в семье букиниста Франсуа Ноэля Тибо и Антуанетты (Галла) Тибо. В детстве Анатоль, единственный ребенок в семье, много времени проводил на набережной Сены, роясь в грудах книг («Это была библиотека длиной в три квартала», как он сам впоследствии писал) и слушая разговоры книгочеев, часто захаживавших в магазин его отца.


Франс (уменьшительное от Франсуа – имени отца) поступил в Коллеж Станислас, школу иезуитов в Париже Мальчик зачитывался греческими и римскими авторами, однако школы не любил У. него на всю жизнь осталось отвращение к школярскому преподаванию религии. Учеником он был посредственным, отличные оценки получал только за сочинения, и мать посоветовала ему стать писателем. Провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, он наконец сдал их в возрасте 20 лет.

Когда его отец в 1866 г. ушел от дел, Ф., вынужденный сам зарабатывать себе на жизнь, устроился в журнал Работая библиографом у издателя Альфонса Лемерра, он познакомился с недавно созданной литературной группой «Парнас» После выхода в свет его первого произведения, очерка творчества поэта Альфреда де Виньи, Ф. становится одной из центральных фигур в «Парнасе».

Во время франко-прусской войны Ф. некоторое время служил в армии, демобилизовавшись, он продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу. В 1875 г. у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, парижская газета «Темпе» ("Le Temps") заказала ему серию критических статей о современных писателях, а уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты Ф. ведет свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь» ("La Vie litteraire"). Статьи, появляющиеся в этой рубрике в течение нескольких лет, вышли отдельным изданием в четырех томах в 1889...1892 гг. под заглавием «Литературная жизнь». В предисловии к этому изданию Ф. выразил свое отношение к субъективности литературной критики «Хороший критик, писал Ф., – повествует не столько о прочитанном, сколько о приключениях собственной души». В 1876 г. Ф. назначается заместителем директора Библиотеки сената и в течение 14 лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. В 1877 г. он женится на Валери Герен де Совиль.

В это время писатель постепенно отходит от «Парнаса» и сближается с Кальманом Леви, который стал издателем двух его следующих книг. В первую (1879) вошли две повести – «Йокаста» ("Jocaste") и «Тощий кот» ("Le Chat maigre"), во вторую (1881) – роман «Преступление Сильвестра Боннара» ("Le Crime de Sylvestre Bonnard"), принесший Ф. известность и премию Французской академии «Преступление Сильвестра Боннара» до сих пор остается самой читаемой книгой Ф. Герой романа, старый ученый Сильвестр Боннар, скептик по натуре, обаятельный и снисходительный к людям, стал первым из литературных героев Ф., в которых воплотилась личность самого писателя и дух эпохи. Как отмечал литературный критик Жюль Леметр, литературными героями прежних эпох были гражданин, художник, рыцарь, священник, светский человек, «конец же XIX в. представлен одиноким пожилым ученым, умным, мыслящим, ироничным и очень мягким»

Благодаря успеху «Сильвестра Боннара» и популярности его еженедельной рубрики в «Темпе» Ф. входит в высшее парижское общество. В 1883 г. он знакомится с Леонтиной Арман де Канаве, которая держала один из самых блестящих литературных, политических и художественных салонов. Через 5 лет Леонтина становится его возлюбленной, а после того, как Ф. в 1893 г. развелся с женой, они с Леонтиной живут в неофициальном браке до самой ее смерти (1910). Леонтина проявляла трогательную заботу о писателе (сам Ф. в быту был совершенно беспомощным), учила его светским манерам и способствовала его литературной карьере.

К другим значительным произведениям этого периода относится роман о христианском фанатике и аскете, религиозном отшельнике Пафнутии «Таис» ("Thai"s", 1890) и «Харчевня королевы Гусиные лапки» ("La Rotissene de la reine Pedauque", 1893) – роман, где выведен еще один знаменитый литературный герой Ф. – аббат Жером Куаньяр, мудрец, бродяга и жизнелюбец XVIII в. Перестав вести литературную рубрику в газете «Темпе» (1893), Ф. решил использовать образ Куаньяра для социальной критики современной французской жизни и написал «Суждения господина Жерома Куаньяра» ("Les Opinions de M. Jerome Coignard", 1893). «Красная лилия» ("Ze Lys rouge", 1894) – это роман, навеянный любовью Ф. к Леонтине де Кайаве и их первой поездкой в Италию. В сборник новелл «Перламутровый ларец» ("L"Etui de nacre", 1892) вошел один из самых знаменитых рассказов Ф. «Прокуратор Иудеи» ("Le Procurateur de Judee"). В 1896 г. Ф. избирается членом Французской академии. В эти годы Ф. начинает интересоваться социальными и политическими вопросами и в 1897 г. приступает к работе над тетралогией под общим названием «Современная история» ("L"Histoire contemporame"), через которую проходит третий значительный герой Ф. – господин Бержере, провинциальный школьный учитель.

В 1898 г. Ф. принял участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста Ф. первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю» (1898). В этом письме осуждалась попытка обвинить в государственной измене офицера французской армии еврея Альфреда Дрейфуса и доказывалось, что это обвинение было сфабриковано, чтобы спасти от скандала высшее армейское командование, уличенное в коррупции. Ф. описывает дело Дрейфуса в 4-м томе «Современной истории», озаглавленном «Господин Бержере в Париже» ("Monsieur Bergeret a Paris", 1900) Благодаря активной политической деятельности Ф. становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

Следующее произведение писателя, двухтомный исторический труд «Жизнь Жанны д"Арк» ("Vie de Jeanne d"Arc", 1908), написанный под влиянием друга Ф., историка Эрнеста Ренана, был принят плохо. Католики возражали против демистификации Жанны, а историкам книга Ф. показалась недостаточно правдивой. Зато пародия на французскую историю «Остров пингвинов» ("L"Ile de pingouins"), опубликованная также в 1908 г., была принята с большим энтузиазмом. В «Острове пингвинов» близорукий аббат Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. В книге «Боги жаждут» ("Les Dieux ont soif", 1912), историческом романе о французской революции, Ф. опирался на знания, которые он почерпнул из книг, прочитанных в детстве в отцовском книжном магазине.

После 1913 г. Ф. возвращается к автобиографическим темам своих ранних произведений, он пишет очерки о детстве и отрочестве, которые впоследствии вошли в романы «Маленький Пьер» ("Le Petit Pierre", 1918) и «Жизнь в цвету» ("La Vie en fleur", 1922).

В 1921 г. Ф. присуждается Нобелевская премия по литературе «за блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом». В своей приветственной речи член Шведской академии Эрик Карлфелдт подчеркнул безупречность стиля Ф. и его роль в мировой культуре. «В наше время Ф. – самый авторитетный представитель французской культуры, – сказал Карлфелдт. – Он является последним великим классиком. Его даже называют последним европейцем». В ответной речи Ф. осудил всяческие войны и выразил поддержку пацифизму.

Ф. умер 13 октября 1924 г. в Туре, куда он переехал за 10 лет до смерти. На его похоронах присутствовали члены французского правительства. После смерти Ф. его популярность резко снизилась. Представители послевоенного поколения придерживались точки зрения английского романиста Арнолда Беннетта, который в свое время упрекал Ф. в «духовной анемии». С этого времени творчеством Ф. занимаются в основном ученые, текстологи и литературоведы. Например, Уэйн Бут исследовал иронию в произведениях Ф., Мюрей Сакс – вклад писателя в развитие французской новеллы. По мнению Поля Валери, Ф. наглядно показал, что на французском языке еще могут создаваться бесценные сокровища, продолжающие великую культурную традицию. Душан Брески, рассуждая о писателе, которого Джозеф Конрад однажды назвал «принцем прозы», заключил: «Несмотря на все превратности критической моды, Ф. всегда будет стоять рядом с [Джорджем Бернардом] Шоу как великий сатирик нашей эпохи и с такими писателями, как Рабле, Мольер и Вольтер, как один из величайших французских острословов».

Anatole France (псевдоним; настоящее имя Жак Анатоль Франсуа Тибо - Thibault). Французский критик, романист и поэт

1862 - оканчивает Колледж Станислауса - школу иезуитов в Париже.

1866 - когда отец Франса отходит от дел, он, вынужденный сам зарабатывать себе на жизнь, устраивается в журнал. Работая библиографом у издателя Альфонса Лемерра, он знакомится с недавно созданной литературной группой «Парнас» После выхода в свет его первого произведения, очерка творчества поэта Альфреда де Виньи, Франс становится одной из центральных фигур в «Парнасе».

1870-1871 - во время франко-прусской войны Франс некоторое время служит в армии, демобилизовавшись, он продолжает писать и выполнять различную редакторскую работу.

1873 - выходит первый стихотворный сборник «Золотые поэмы» (Les Poemes dores).

1875 - парижская газета «Темпе» (Le Temps) заказывает Франсу серию критических статей о современных писателях.

1876-1890 - Франс назначается заместителем директора Библиотеки Французского сената и в течение 14 лет занимает этот пост, что даёт ему возможность и средства заниматься литературой.

1876 - Франс становится ведущим литературным критиком газеты «Темпе». Он ведёт свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь» (La Vie litteraire). Статьи, появляющиеся в этой рубрике в течение нескольких лет, позже выйдут отдельным изданием в четырёх томах под заглавием «Литературная жизнь». В 1876г. выходит стихотворная драма «Коринфская свадьба» (Les Noces corinthiennes).

1877 - женится на Валери Герин де Совилль (брак был расторгнут в 1893г. по причине многолетней связи Франса с мадам Арман де Кайавэ, с которой Франс познакомился и 1883г. и которая содержала один из самых блестящих литературных, политических и художественных салонов. Их неофициальный брак продолжался до самой смерти Арман де Кайавэ в 1910г.).

В это время писатель постепенно отходит от «Парнаса» и сближается с Кальманом Леви.

1879 - выходят первый сборник новелл Франса, содержащий две повести - «Йокаста» (Jocaste) и «Тощий кот» (Le Chat maigre), изданный К.Леви. В них отражается увлечение молодого Франса позитивизмом, естественными науками, Ч.Дарвином.

1881 - выходит роман «Преступление Сильвестра Боннара» (Le Crime de Silvestre Bonnard), положивший начало известности Франса как выдающегося прозаика своего поколения и принёсший премию Французской академии. Издатель - К.Леви. Роман представляет собой дневник старого учёного-филолога, влюблённого в старину и в книги, наивного и беспомощного в практической жизни. Начиная с этого романа образ гуманиста, человека большой культуры и высокого душевного благородства становится одним из центральных в творчестве Франса.

Благодаря успеху «Сильвестра Боннара» и популярности его еженедельной рубрики в «Темпе» Франс входит в высшее парижское общество.

1885 - автобиографический роман «Книга моего друга» (Le Livre de mon ami).

1888-1894 - выходят четыре тома «Литературной жизни» (La Vie litteraire), в которых Франс выказывает себя проницательным и тонким критиком, однако крайняя субъективность заставляет его воздерживаться от каких бы то ни было оценок, поскольку в его глазах значимость произведения определяется не столько его достоинствами, сколько личными пристрастиями критика.

1891 - выходит роман о христианском фанатике и аскете, религиозном отшельнике Пафнутии «Таис» (Tais).

1892 - публикуется сборник новелл «Перламутровый ларец» (L"Etui de nacre), куда входит один из самых знаменитых рассказов Франса «Прокуратор Иудеи» (Le Procurateur de Judee).

1893 - опубликован роман «Харчевня королевы Гусиные лапы» (La Rotisserie de la reine Pedauque), герой которого - знаменитый литературный герой Франса - аббат Жером Куаньяр, мудрец, бродяга и жизнелюбец XVIII в. Перестав вести литературную рубрику в газете «Темпе» (1893), Франс решает использовать образ Куаньяра для социальной критики современной французской жизни и пишет роман «Суждения господина Жерома Куаньяра» (Les Opinions de M. Jerome Coignard), также давший блестящее сатирическое изображение французского XVIII в.

1894 - выходит первый роман на современный сюжет «Красная лилия» (Le Lys rouge, 1894), навеянный любовью Франса к Леонтине де Кайаве и их первой поездкой в Италию, и «Сад Эпикура» (Le Jardin d"Epicure), содержащий образцы его философских рассуждений о счастье, состоящем в достижении чувственных и интеллектуальных радостей.

1895 - сборник новелл «Колодезь святой Клары» (Le puits de Sainte Claire).

1896 - Франса избирают во Французскую Академию.

1897-1901 - публикация цикла «Современная история» (Histoire contemporaine), состоящего из четырех романов - «Под придорожным вязом» (L"Orme du mail, 1897), «Ивовый манекен» (Le Mannequin d"osier, 1897), «Аметистовый перстень» (L"Anneau d"amethyste, 1899) и «Господин Бержере в Париже» (M.Bergeret a Paris, 1901). Писатель изображает как парижское, так и провинциальное общество с лукавым остроумием, но вместе с тем резко критически. В «Современной истории» упоминаются актуальные события, в частности дело Дрейфуса.

1898 - Франс принимает участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста он первым подписывает знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю» (1898). В этом письме осуждается попытка обвинить в государственной измене офицера французской армии еврея Альфреда Дрейфуса и доказывается, что это обвинение было сфабриковано, чтобы спасти от скандала высшее армейское командование, уличённое в коррупции. Франс описывает дело Дрейфуса в 4-м томе «Современной истории». Благодаря активной политической деятельности Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

1900 - сборник новелл «Клио».

1901 - выходит новелла «Дело Кренкебиля» (L"Affaire Crainquebille), переработанная затем в пьесу «Кренкебиль» (Crainquebille, 1903), в которой разоблачается судебная пародия на правосудие.

1906 - выходит сборник эссе «К лучшим временам» (Vers les temps meilleurs), в котором виден интерес Франса к социализму.

1908 - опубликована сатирическая аллегория в духе Свифта «Остров пингвинов» (L"Ile des pingouins, 1908), герой которой - близорукий аббат Маэль - по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. Также выходит двухтомный труд «Жанна д"Арк» (Jeanne d"Arc), в котором Франс пытается отделить факты от легенд в жизнеописании национальной святой, хотя сам скептически относится к любому историческому исследованию, считая суждения о прошлом всегда в той или иной степени субъективными.

Анатоль Франс - известный французский писатель и литературный критик. В 1921 году получил Нобелевскую премию по литературе. Шведские академики отметили его изысканный стиль, гуманизм и классический галльский темперамент. Интересно, что все деньги он пожертвовал в пользу голодающих России, где в то время шла гражданская война. Среди его самых известных произведений романы "Таис", "Остров пингвинов", Боги жаждут", "Восстание ангелов".

Биография писателя

Анатоль Франс родился в Париже в 1844 году. Его настоящее имя иное. Франсуа Анатоли Тибо миру стал известен под своим литературным псевдонимом.

У его отца был собственный книжный магазин, который специализировался на литературе по истории Великой Французской революции. Герой нашей статьи в юности учился неважно, с трудом окончил иезуитский коллеж, несколько раз проваливаясь на выпускных экзаменах. Окончательно сдать их он смог только к 20 годам.

В 22 года Анатоль Франс начал сам зарабатывать себе на жизнь, устроившись на работу библиографом. Так он начал впервые знакомиться с литературным миром, вскоре оказался среди участников Парнасской школы. Это творческая группа, объединившаяся вокруг В своем творчестве они стремились противостоять поэтике романтизма, которая, по их мнению, к тому времени устарела.

Когда в 1870 году началась франко-прусская война, Анатоль Франс отправился служить в армию. После демобилизации вернулся к редакторской деятельности.

Работа журналистом

В 1875 году Франс начинает работать журналистом в парижской газете Le Temps. От издания он получает заказ на серию критических статей, посвященных современным писателям. Уже через год он становится ведущим критиком этого издания, открывает собственную рубрику под названием "Литературная жизнь".

В 1876 году герой нашей статьи получает место заместителя директора в библиотеке при французском Сенате. На этой должности он остается на протяжении следующих 14 лет. Эта работа позволяла уделять достаточно времени литературе.

В 1924 году Франс умер в возрасте 80 лет. Незадолго до этого он слег в постель с последней стадией склероза.

Интересный факт: его мозг был исследован анатомами, который установили, что масса органа превышает один килограмм, что невероятно много для обычного человека. Писателя похоронили на кладбище в небольшом городке Нейи-сюр-Сен. В этом местечке он и провел последние годы своей жизни.

Общественная позиция

В 1898 году Франс стал одним из самых активных участников дела Дрейфуса. Известно, что он в числе первых подписался под знаменитым письмом "Я обвиняю".

После этого писатель становится сторонником сначала реформистского, а затем и социалистического лагеря. Во Франции он участвует в создании народных университетов, участвует в митингах, организованных левыми политическими силами, читает лекции рабочим.

Со временем он становится близким приятелем лидера французских социалистов В 1913 году посещает Россию.

Личная жизнь

У Франса была супруга Валери, но его личная жизнь складывалась совсем не безоблачно. После успеха его произведений "Парижская хроника" и "Преступление Сильвестра Боннара" герой нашей статьи оказывается вхож в высшее французское общество.

В 1883 году он знакомится с владелицей одного из самых влиятельных литературных салонов Леонтиной Арман де Кайаве. Это была властная и образованная аристократка, которая высоко ценила труды Франса.

На протяжении многих лет после этого ему приходилось жить между двумя женщинами, а его супруге постоянно выяснять отношения и сводить счеты со своей соперницей. Главным недостатком Валери было то, что она не понимала духовной составляющей жизни своего супруга, из-за этого обстановка дома постоянно накалялась. Со временем супруги вовсе перестали общаться, обмениваясь только записками.

В конце концов, он ушел из дома, причем сделал это демонстративно, выйдя на улицу в халате и с подносом в руках, на котором была чернильница и начатая статья. Он снял меблированную комнату на вымышленное имя, окончательно разорвав семейные отношения. До конца жизни общался только с любимой дочерью.

Раннее творчество

Первой книгой Анатоля Франса, которая принесла ему популярность, стал роман "Преступление Сильвестра Боннара", изданный в 1881 году. Это было сатирическое произведение, в котором доброта и легкомыслие побеждали суровую добродетель.

К тому же периоду относится сказка Анатоля Франса "Пчелка", которую он сам призывал не читать никому из серьезных людей. Это его единственное произведение для детей, в котором он рассказывает трогательную историю молодого графа Жоржа и его названной сестры Пчелки, которые убегают из дома, чтобы оказаться в царстве ундин и гномов.

В своих последующих произведениях писатель воссоздает дух различных исторических эпох, используя свою эрудицию и тонкое психологическое чутье. Например, в повести "Харчевня королевы "Гусиные лапки" он делает главным героем аббата Жерома Куаньяра, который постоянно грешит, находя оправдания в том, что нарушение заповедей усиливает в нем дух смирения.

Во многих рассказах автора проявляется яркая фантазия. Например, в сборнике под названием "Перламутровый ларец" на первый план выходит тема христианского и языческого мировосприятия. Стоит отметить, что в этом он оказал определенное влияние на известного русского писателя и прозаика Дмитрия Мережковского.

В романе "Таис" Анатоля Франса, вышедшем в 1890 году, рассказывается история знаменитой древней куртизанки, которая превратилась в святую. Книга написана в духе христианского милосердия и в то же время эпикуреизма.

Роман Анатоля Франса 1894 года под названием "Красная лилия" посвящен живописным описаниям Флоренции, на фоне которых разворачивается классическая французская адюльтерная драма в духе популярного в то время романиста Поля Бурже.

Социальные романы

Новый этап в творчестве Франса посвящен социальным романам. Он выпускает целую серию острополитических по своему содержанию произведений, которые имеют общий подзаголовок "Современная история". Их появления совпадает по времени с его увлечением социалистическими идеями.

По сути, это разнообразная историческая хроника, в которой происходящие в мире события анализируются с философской точки зрения. Франс в данном случае выступает в качестве историка современности, который с беспристрастностью исследователя и иронией скептика оценивает происходящие вокруг события.

Часто в его романах этого периода можно встретить вымышленную фабулу, которая соединяется с общественными событиями, которые действительно происходили. Он уделяет внимание интригам провинциальных бюрократов, процессу Дрейфуса, уличным манифестациям, которые в то время стихийно возникают в разных уголках Европы.

Тут же Франс описывает теории кабинетных ученых, научные изыскания, неурядицы, которые происходят в его домашней жизни, например, измены жене. Перед нами предстает истинная психология близорукого в быте и озадаченного происходящим мыслителя.

Как правило, в центре повествования в романах из этой серии оказывается историк Бержере, который воплощает своеобразный философский идеал писателя. Это скептическое и немного снисходительное отношение к окружающей действительности, ироническая невозмутимость к поступкам, совершаемым окружающими лицами.

К этому периоду относятся романы, написанные с 1897 по 1901 годы: "Под городскими вязами", "Ивовый манекен", "Аметистовый перстень", "Господин Бержере в Париже".

Сатира Франса

Следующим этапом в творчестве Франса становится сатира. В 1908 году он завершает исторический труд "Жизнь Жанны д’Арк", который выходит в двух томах. Его он пишет под влиянием историка Эрнеста Ренана, книга была откровенно плохо принята публикой, подвергнута серьезной критике. Историкам она показалась недостоверной, а клерикалы были недовольны демистификацией Жанны.

Зато популярным стал пингвинов" Анатоля Франса. Он также вышел в 1908 году. В нем рассказывается о слабовидящем аббате Маэле, который принимает за людей, встреченных им пингвинов, и решает их окрестить. В связи с этим возникают серьезные осложнения на земле и небесах. В свойственной ему сатирической манере Франс описывает возникновение среди пингвинов зачатков государства и частной собственности, появление первой в их истории королевской династии. Перед глазами читателей проходят эпохи Возрождения и Средневековья. Есть в романе аллюзии и на современные автору события. Упоминается дело Дрейфуса, попытка организации переворота генералом Буланже, нравы французского министра Вальдек-Руссо.

"Боги жаждут"

Анатоль Франс пишет свое следующее большое и значимое произведение в 1912 году. Он его посвящает событиям Великой Французской революции.

Книга Анатоля Франса "Боги жаждут" рассказывает о событиях французской истории конца XVIII века. Это период диктатуры мелкобуржуазной партии якобинцев, которую возглавляет Робеспьер.

"Восстание ангелов"

Роман 1914 года "Восстание ангелов" является социальной сатирой. Франс его пишет с элементами игровой мистики. В книге героя нашей статьи на небе царит не Бог, а несовершенный и злой Демиург. Потому Сатане приходится поднять против него восстание, которое становится своеобразным отражением социалистических революций, происходящих в это время на Земле.

В конце своей жизни Франс обращается к автобиографическим трудам. Он пишет несколько книг о своем детстве и юности. Это романы "Жизнь в цвету" и "Маленький Пьер".

Анатоль Франс
Anatole France
267x400px
Имя при рождении:

Франсуа Анатоль Тибо

Псевдонимы:
Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

новелла, роман

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:
Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Отец Анатоля Франса был владельцем книжного магазина, специализировавшегося на литературе, посвящённой истории Великой французской революции . Анатоль Франс с трудом закончил иезуитский коллеж , в котором учился крайне неохотно, и, провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, сдал их только в возрасте 20 лет.

С 1866 года Анатоль Франс вынужден был сам зарабатывать на жизнь, и начал карьеру библиографом. Постепенно он знакомится с литературной жизнью того времени, и становится одним из заметных участников парнасской школы .

Умер Анатоль Франс в 1924 году. После смерти его мозг был исследован французскими анатомами, которые, в частности, установили, что его масса составляет 1017 г . Похоронен на кладбище в Нёйи-сюр-Сен .

Общественная деятельность

В 1898 году Франс принял самое деятельное участие в деле Дрейфуса . Под влиянием Марселя Пруста Франс первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя .

С этих времен Франс стал видным деятелем реформистского, а позже - социалистического лагеря, принимал участие в устройстве народных университетов, читал лекции рабочим, участвовал в митингах, организованных левыми силами. Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

Творчество

Раннее творчество

Роман, принёсший ему известность, «Преступление Сильвестра Боннара» (фр.) русск. , опубликованный в 1881 году - сатира, в которой легкомыслию и доброте отдаётся предпочтение перед суровой добродетелью.

В последующих повестях и рассказах Франса с огромной эрудицией и тонким психологическим чутьём воссоздан дух разных исторических эпох. «Харчевня королевы Гусиные лапки» (фр.) русск. (1893) - сатирическая повесть во вкусе XVIII века, с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Куаньяра: он благочестив, но ведёт греховную жизнь и оправдывает свои «падения» тем, что они усиливают в нём дух смирения. Того же аббата Франс выводит в «Суждения господина Жерома Куаньяра» («Les Opinions de Jérôme Coignard», 1893).

В целом ряде рассказов, в частности, в сборнике «Перламутровый ларец» (фр.) русск. (1892), Франс обнаруживает яркую фантазию ; его любимая тема - сопоставление языческого и христианского миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего Возрождения. Лучшие образцы в этом роде - «Святой сатир» («Saint Satyr»). В этом он оказал определённое влияние на Дмитрия Мережковского . Роман «Таис» (фр.) русск. (1890) - история знаменитой древней куртизанки, ставшей святой - написан в том же духе смеси эпикуреизма и христианского милосердия.

Характеристика мировоззрения из энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Франс - философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству . Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса. Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте , служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая .

Цитаты

«Религии, подобно хамелеонам, окрашиваются в цвет почвы, на которой они живут».

«Нет магии сильнее, чем магия слова».

Сочинения

Современная история (L’Histoire contemporaine)

  • Под городскими вязами (L’Orme du mail, 1897).
  • Ивовый манекен (Le Mannequin d’osier, 1897).
  • Аметистовый перстень (L’Anneau d’améthyste, 1899).
  • Господин Бержере в Париже (Monsieur Bergeret à Paris, 1901).

Автобиографический цикл

  • Книга моего друга (Le Livre de mon ami, 1885).
  • Пьер Нозьер (Pierre Nozière, 1899).
  • Маленький Пьер (Le Petit Pierre, 1918).
  • Жизнь в цвету (La Vie en fleur, 1922).

Романы

  • Иокаста (Jocaste, 1879).
  • «Тощий кот» (Le Chat maigre, 1879).
  • Преступление Сильвестра Боннара (Le Crime de Sylvestre Bonnard, 1881).
  • Страсть Жана Сервена (Les Désirs de Jean Servien, 1882).
  • Граф Абель (Abeille, conte, 1883).
  • Таис (Thaïs, 1890).
  • Харчевня королевы Гусиные Лапы (La Rôtisserie de la reine Pédauque, 1892).
  • Суждения господина Жерома Куаньяра (Les Opinions de Jérôme Coignard, 1893).
  • Красная лилия (Le Lys rouge, 1894).
  • Сад Эпикура (Le Jardin d’Épicure, 1895).
  • Театральная история (Histoires comiques, 1903).
  • На белом камне (Sur la pierre blanche, 1905).
  • Остров Пингвинов (L’Île des Pingouins, 1908).
  • Боги жаждут (Les dieux ont soif, 1912).
  • Восстание ангелов (La Révolte des anges, 1914).

Сборники новелл

  • Валтасар (Balthasar, 1889).
  • Перламутровый ларец (L’Étui de nacre, 1892).
  • Колодезь Святой Клары (Le Puits de Sainte Claire, 1895).
  • Клио (Clio, 1900).
  • Прокуратор Иудеи (Le Procurateur de Judée, 1902).
  • Кренкебиль, Пютуа , Рике и много других полезных рассказов (L’Affaire Crainquebille, 1901).
  • Рассказы Жака Турнеброша (Les Contes de Jacques Tournebroche, 1908).
  • Семь жен Синей Бороды (Les Sept Femmes de Barbe bleue et autres contes merveilleux, 1909).

Драматургия

  • Чем черт не шутит (Au petit bonheur, un acte, 1898).
  • Кренкебиль (Crainquebille, pièce, 1903).
  • Ивовый манекен (Le Mannequin d’osier, comédie, 1908).
  • Комедия о человеке, который женился на немой (La Comédie de celui qui épousa une femme muette, deux actes, 1908).

Эссе

  • Жизнь Жанны д’Арк (Vie de Jeanne d’Arc, 1908).
  • Литературная жизнь (Critique littéraire).
  • Латинский гений (Le Génie latin, 1913).

Поэзия

  • Золотые поэмы (Poèmes dorés, 1873).
  • Коринфская свадьба (Les Noces corinthiennes, 1876).

Издание сочинений в русском переводе

  • Франс А. Собрание сочинений в восьми томах. - М .: Государственное издательство художественной литературы, 1957-1960.
  • Франс А. Собрание сочинений в четырёх томах. - М .: Художественная литература, 1983-1984.

Напишите отзыв о статье "Франс, Анатоль"

Примечания

Литература

  • Лиходзиевский С. И. Анатоль Франс [Текст]: Очерк творчества. Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1962. - 419 с.

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Франс, Анатоль

Стелла «заморожено» стояла в ступоре, не в состоянии сделать хотя бы малейшее движение и округлившимися, как большие блюдца глазами, наблюдала эту невероятную, откуда-то неожиданно свалившуюся красоту...
Вдруг воздух вокруг сильно колыхнулся, и прямо перед нами возникло светящееся существо. Оно было очень похожим на моего старого «коронованного» звёздного друга, но это явно был кто-то другой. Оправившись от шока и рассмотрев его повнимательнее, я поняла, что он вообще не был похож на моих старых друзей. Просто первое впечатление «зафиксировало» такой же обруч на лбу и похожую мощь, но в остальном ничего общего между ними не было. Все «гости», до этого приходившие ко мне, были высокими, но это существо было очень высоким, вероятно где-то около целых пяти метров. Его странные сверкающие одежды (если их можно было бы так назвать) всё время развевались, рассыпая за собой искрящиеся хрустальные хвосты, хотя ни малейшего ветерка вокруг не чувствовалось. Длинные, серебряные волосы сияли странным лунным ореолом, создавая впечатление «вечного холода» вокруг его головы… А глаза были такими, на которые лучше никогда бы не выпало смотреть!.. До того, как я их увидела, даже в самой смелой фантазии невозможно было представить подобных глаз!.. Они были невероятно яркого розового цвета и искрились тысячью бриллиантовых звёздочек, как бы зажигающихся каждый раз, когда он на кого-то смотрел. Это было совершенно необычно и до умопомрачения красиво…
От него веяло загадочным далёким Космосом и чем-то ещё, чего мой маленький детский мозг тогда ещё не в состоянии был постичь...
Существо подняло развёрнутую к нам ладонью руку и мысленно сказало:
– Я – Элей. Ты не готова приходить – вернись…
Естественно, меня сразу же дико заинтересовало – кто это, и очень захотелось каким-то образом хоть на короткое время его удержать.
– Не готова к чему? – как могла более спокойно спросила я.
– Вернуться домой. – Ответил он.
От него исходила (как мне тогда казалось) невероятная мощь и в то же время какое-то странное глубокое тепло одиночества. Хотелось, чтобы он никогда не ушёл, и вдруг стало так грустно, что на глаза навернулись слёзы…
– Ты вернёшься, – как будто отвечая на мои грустные мысли произнёс он. – Только это будет ещё не скоро… А теперь уходи.
Сияние вокруг него стало ярче... и, к моему большому огорчению, он исчез…
Сверкающая громадная «спираль» ещё какое-то время продолжала сиять, а потом начала рассыпаться и полностью растаяла, оставляя за собой только глубокую ночь.
Стелла наконец-то «очнулась» от шока, и всё вокруг тут же засияло весёлым светом, окружая нас причудливыми цветами и разноцветными птицами, которых её потрясающее воображение поспешило скорее создать, видимо желая как можно быстрее освободиться от гнетущего впечатления навалившейся на нас вечности.
– Ты думаешь это я?.. – всё ещё не в состоянии поверить в случившееся, ошарашено прошептала я.
– Конечно! – уже опять весёлым голоском прощебетала малышка. – Это ведь то, что ты хотела, да? Оно такое огромное и страшное, хоть и очень красивое. Я бы ни за что не осталась там жить! – с полной уверенностью заявила она.
А я не могла забыть той невероятно-огромной и такой притягательно-величавой красоты, которая, теперь я знала точно, навечно станет моей мечтой, и желание когда-то туда вернуться станет преследовать меня долгие, долгие годы, пока, в один прекрасный день, я не обрету наконец-то мой настоящий, потерянный ДОМ…
– Почему ты грустишь? У тебя ведь так здорово получилось! – удивлённо воскликнула Стелла. – Хочешь, я покажу тебе что-то ещё?
Она заговорщически сморщила носик, от чего стала похожа на милую, смешную маленькую обезьянку.
И опять всё вверх ногами перевернулось, «приземлив» нас в каком-то сумасшедше-ярком «попугайном» мире… в котором дико кричали тысячи птиц и от этой ненормальной какофонии закружилась голова.
– Ой! – звонко засмеялась Стелла, – не так!
И сразу наступила приятная тишина... Мы ещё долго «шалили» вместе, теперь уже попеременно создавая смешные, весёлые, сказочные миры, что и вправду оказалось совершенно несложно. Я никак не могла оторваться от всей этой неземной красоты и от хрустально-чистой, удивительной девочки Стеллы, которая несла в себе тёплый и радостный свет, и с которой искренне хотелось остаться рядом навсегда…
Но реальная жизнь, к сожалению, звала обратно «опуститься на Землю» и мне приходилось прощаться, не зная, удастся ли когда-то хоть на какое-то мгновение её опять увидеть.
Стелла смотрела своими большими, круглыми глазами, как будто желая и не смея что-то спросить... Тут я решила ей помочь:
– Ты хочешь, чтобы я пришла ещё? – с затаённой надеждой спросила я.
Её смешное личико опять засияло всеми оттенками радости:
– А ты правда-правда придёшь?! – счастливо запищала она.
– Правда-правда приду… – твёрдо пообещала я...

Загруженные «по-горлышко» каждодневными заботами дни сменялись неделями, а я всё ещё никак не могла найти свободного времени, чтобы посетить свою милую маленькую подружку. Думала я о ней почти каждый день и сама себе клялась, что завтра уж точно найду время, чтобы хоть пару часов «отвести душу» с этим чудесным светлым человечком... А также ещё одна, весьма странная мысль никак не давала мне покоя – очень хотелось познакомить бабушку Стеллы со своей, не менее интересной и необычной бабушкой... По какой-то необъяснимой причине я была уверена, что обе эти чудесные женщины уж точно нашли бы о чём поговорить...
Так, наконец-то, в один прекрасный день я вдруг решила, что хватит откладывать всё «на завтра» и, хотя совершенно не была уверена, что Стеллина бабушка именно сегодня будет там, решила, что будет чудесно если сегодня я наконец-то навещу свою новую подружку, ну, а если повезёт, то и наших милых бабушек друг с другом познакомлю.
Какая-то странная сила буквально толкала меня из дома, будто кто-то издалека очень мягко и, в то же время, очень настойчиво меня мысленно звал.
Я тихо подошла к бабушке и, как обычно, начала около неё крутиться, стараясь придумать, как бы ей всё это получше преподнести.
– Ну, что, пойдём что-ли?.. – спокойно спросила бабушка.
Я ошарашено на неё уставилась, не понимая каким образом она могла узнать, что я вообще куда-то собралась?!.
Бабушка хитро улыбнулась и, как ни в чём не бывало, спросила:
– Что, разве ты не хочешь со мной пройтись?
В душе возмутившись такому бесцеремонному вторжению в мой «частный мысленный мир», я решила бабушку «испытать».
– Ну, конечно же хочу! – радостно воскликнула я, и не говоря куда мы пойдём, направилась к двери.
– Свитер возьми, вернёмся поздно – прохладно будет! – вдогонку крикнула бабушка.
Тут уж я дольше выдержать не могла...
– И откуда ты знаешь, куда мы идём?! – нахохлившись, как замёрзший воробей, обижено буркнула я.
Так у тебя ж всё на лице написано, – улыбнулась бабушка.
На лице у меня, конечно же, написано этого не было, но я бы многое отдала, чтобы узнать, откуда она так уверенно всегда всё знала, когда дело касалось меня?
Через несколько минут мы уже дружно топали по направлению к лесу, увлечённо болтая о самых разнообразных и невероятных историях, которых она, естественно, знала намного больше, чем я, и это была одна из причин, почему я так любила с ней гулять.
Мы были только вдвоём, и не надо было опасаться, что кто-то подслушает и кому-то может быть не понравится то, о чём мы говорим.
Бабушка очень легко принимала все мои странности, и никогда ничего не боялась; а иногда, если видела, что я полностью в чём-то «потерялась», она давала мне советы, помогавшие выбраться из той или иной нежелательной ситуации, но чаще всего просто наблюдала, как я реагирую на, уже ставшие постоянными, жизненные сложности, без конца попадавшиеся на моём «шипастом» пути. В последнее время мне стало казаться, что бабушка только и ждёт когда попадётся что-нибудь новенькое, чтобы посмотреть, повзрослела ли я хотя бы на пяту, или всё ещё «варюсь» в своём «счастливом детстве», никак не желая вылезти из коротенькой детской рубашонки. Но даже за такое её «жестокое» поведение я очень её любила и старалась пользоваться каждым удобным моментом, чтобы как можно чаще проводить с ней время вдвоём.
Лес встретил нас приветливым шелестом золотой осенней листвы. Погода была великолепная, и можно было надеяться, что моя новая знакомая по «счастливой случайности» тоже окажется там.
Я нарвала маленький букет каких-то, ещё оставшихся, скромных осенних цветов, и через несколько минут мы уже находились рядом с кладбищем, у ворот которого... на том же месте сидела та же самая миниатюрная милая старушка...
– А я уже думала вас не дождусь! – радостно поздоровалась она.
У меня буквально «челюсть отвисла» от такой неожиданности, и в тот момент я видимо выглядела довольно глупо, так как старушка, весело рассмеявшись, подошла к нам и ласково потрепала меня по щеке.
– Ну, ты иди, милая, Стелла уже заждалась тебя. А мы тут малость посидим...
Я не успела даже спросить, как же я попаду к той же самой Стелле, как всё опять куда-то исчезло, и я оказалась в уже привычном, сверкающем и переливающемся всеми цветами радуги мире буйной Стеллиной фантазии и, не успев получше осмотреться, тут же услышала восторженный голосок:
– Ой, как хорошо, что ты пришла! А я ждала, ждала!..
Девчушка вихрем подлетела ко мне и шлёпнула мне прямо на руки... маленького красного «дракончика»... Я отпрянула от неожиданности, но тут же весело рассмеялась, потому что это было самое забавное и смешное на свете существо!..
«Дракончик», если можно его так назвать, выпучил своё нежное розовое пузо и угрожающе на меня зашипел, видимо сильно надеясь таким образом меня напугать. Но, когда увидел, что пугаться тут никто не собирается, преспокойно устроился у меня на коленях и начал мирно посапывать, показывая какой он хороший и как сильно его надо любить...
Я спросила у Стелы, как его зовут, и давно ли она его создала.
– Ой, я ещё даже и не придумала, как звать! А появился он прямо сейчас! Правда он тебе нравится? – весело щебетала девчушка, и я чувствовала, что ей было приятно видеть меня снова.
– Это тебе! – вдруг сказала она. – Он будет с тобой жить.
Дракончик смешно вытянул свою шипастую мордочку, видимо решив посмотреть, нет ли у меня чего интересненького... И неожиданно лизнул меня прямо в нос! Стелла визжала от восторга и явно была очень довольна своим произведением.
– Ну, ладно, – согласилась я, – пока я здесь, он может быть со мной.
– Ты разве его не заберёшь с собой? – удивилась Стелла.
И тут я поняла, что она, видимо, совершенно не знает, что мы «разные», и что в том же самом мире уже не живём. Вероятнее всего, бабушка, чтобы её пожалеть, не рассказала девчушке всей правды, и та искренне думала, что это точно такой же мир, в котором она раньше жила, с разницей лишь в том, что теперь свой мир она ещё могла создавать сама...
Я совершенно точно знала, что не хочу быть тем, кто расскажет этой маленькой доверчивой девочке, какой по-настоящему является её сегодняшняя жизнь. Она была довольна и счастлива в этой «своей» фантастической реальности, и я мысленно себе поклялась, что ни за что и никогда не буду тем, кто разрушит этот её сказочный мир. Я только не могла понять, как же объяснила бабушка внезапное исчезновение всей её семьи и вообще всё то, в чём она сейчас жила?..
– Видишь ли, – с небольшой заминкой, улыбнувшись сказала я, – там где я живу драконы не очень-то популярны....
– Так его же никто не увидит! – весело прощебетала малышка.
У меня прямо-таки гора свалилась с плеч!.. Я ненавидела лгать или выкручиваться, и уж особенно перед таким чистым маленьким человечком, каким была Стелла. Оказалось – она прекрасно всё понимала и каким-то образом ухитрялась совмещать в себе радость творения и грусть от потери своих родных.
– А я наконец-то нашла себе здесь друга! – победоносно заявила малышка.
– Да ну?.. А ты меня с ним когда-нибудь познакомишь? – удивилась я.
Она забавно кивнула своей пушистой рыжей головкой и лукаво прищурилась.
– Хочешь прямо сейчас? – я чувствовала, что она буквально «ёрзает» на месте, не в состоянии более сдерживать своё нетерпение.
– А ты уверена, что он захочет придти? – насторожилась я.
Не потому, что я кого-то боялась или стеснялась, просто у меня не было привычки беспокоить людей без особо важного на то повода, и я не была уверена, что именно сейчас этот повод является серьёзным... Но Стелла была видимо, в этом абсолютно уверена, потому, что буквально через какую-то долю секунды рядом с нами появился человек.
Это был очень грустный рыцарь... Да, да, именно рыцарь!.. И меня очень удивило, что даже в этом, «другом» мире, где он мог «надеть» на себя любую энергетическую «одежду», он всё ещё не расставался со своим суровым рыцарским обличием, в котором он себя всё ещё, видимо, очень хорошо помнил... И я почему-то подумала, что у него должны были на это быть какие-то очень серьёзные причины, если даже через столько лет он не захотел с этим обликом расставаться.

Французский писатель и литературный критик. Член Французской академии (1896). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1921), деньги которой он пожертвовал в пользу голодающих России.
Анатоль Франс с трудом закончил иезуитский коллеж, в котором учился крайне неохотно, и, провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, сдал их только в возрасте 20 лет.
С 1866 года Анатоль Франс вынужден был сам зарабатывать на жизнь, и начал карьеру библиографом. Постепенно он знакомится с литературной жизнью того времени, и становится одним из заметных участников парнасской школы.
Во время Франко-прусской войны 1870-1871 Франс некоторое время служил в армии, а после демобилизации продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу.
В 1875 году у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, когда парижская газета «Время» («Le Temps») заказала ему серию критических статей о современных писателях. Уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты и ведёт свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь».
В 1876 году он также назначается заместителем директора библиотеки французского Сената и в течение последующих четырнадцати лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. В 1913 году посетил Россию.
В 1922 году его сочинения были включены в католический «Индекс запрещённых книг».
Был членом Французского Географического общества. В 1898 году Франс принял самое деятельное участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста Франс первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю». С этих времен Франс стал видным деятелем реформистского, а позже - социалистического лагеря, принимал участие в устройстве народных университетов, читал лекции рабочим, участвовал в митингах, организованных левыми силами. Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

Франс - философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству. Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса. Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая.