Что было на спасской башне до звезды. Спасская башня московского кремля

С 1935 по 1937 годы звёзды были установлены только на четыре башни (за исключением Водовзводной) и были инкрустированы самоцветами. В 1937 году они были заменены на рубиновые. Современные звёзды выполнены по эскизам народного художника СССР Фёдора Федоровского .

Выбор символики

Пятиконечная звезда - один из древнейших символов человечества, её изображение найдено археологами в наскальных рисунках Ближнего Востока , Греции , Японии и доколумбовой Америки . В разных культурах она означала военную доблесть, защиту от опасности, верный путь, 5 ран Иисуса Христа и 5 ежедневных молитв мусульманина . Пифагор считал пентаграмму математическим совершенством, а Леонардо да Винчи - символом витрувианского человека . Римляне считали её знаком бога Марса , а каббалисты - знаком Мессии . Перевёрнутая звезда в Средние века считалась знаком сатаны . Пентаграммы присутствуют в символике США , Евросоюза , Китая и многих других стран .

Кто именно выбрал красную пятиконечную звезду символом советского государства - неизвестно. 7 мая 1918 года символ «марсова звезда с плугом и молотом» утвердил своим приказом наркомвоенмор Лев Троцкий . В агитационных листовках большевиков объяснялось: «Красная звезда - это звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих.» Первоначально представляла собой военный атрибут; согласно приказу Троцкого, гражданским лицам грозил трибунал за её ношение. После Гражданской войны звезду сделали элементом флагов и гербов СССР и союзных республик . Пятиконечная красная звезда стала символом государства и господствующей идеологии, дополняющим сложный в изображении официальный герб. В те же годы появилось её новое символическое значение: 5 лучей - это 5 материков, которые скоро объединятся под знаменем коммунизма .

История

Демонтаж двуглавых орлов

До сих пор не существует единого мнения, из какого материала были изготовлены орлы - металл или позолоченное дерево. Так, к примеру, некоторые исторические данные указывают на то, что их туловище было деревянным, а прочие детали - металлическими . В 1930 году по заказу НКВД искусствовед и реставратор Игорь Грабарь провёл экспертную оценку орлов:

20 июня 1930 года управляющий делами Совнаркома Николай Горбунов написал секретарю президиума ВЦИК Авелю Енукидзе :

31 декабря 1931 года на заседании секретариата ЦИК СССР постановили выделить на снятие орлов и замену их гербами СССР 95 000 рублей . К выполнению операции приступили в августе 1935 года. Проведение работ курировали НКВД и комендант Кремля Пётр Ткалун . Орла Троицкой башни из-за старой конструкции разобрали прямо на вершине и спустили по частям. Существуют слухи о хранении демонтированных орлов в подвалах Кремля, но свидетельства подтверждают, что их отправили на переплавку. Последним документальным напоминанием о них стал фильм «Цирк » 1936 года - орлов можно увидеть с 21:36 минуты и в финальной сцене парада физкультурников на Красной площади .

Звёзды с самоцветами

Вопрос о замене царских орлов красными звёздами возник вскоре после революции . Доподлинно неизвестно, кому принадлежала эта идея: в разных источниках авторство отдают комиссарам Николаю Полянскому и Константину Еремееву , а также безымянным кронштадтским матросам . Но осуществить замену в первые годы Советской власти было невозможно из-за высокой стоимости работ .

Решение о замене орлов пятиконечными звёздами с серпом и молотом появилось в августе 1935 года и сопровождалось сообщением ТАСС :

Совет Народных Комиссаров СССР , ЦК ВКП(б) решили 7 ноября 1935 года снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях Кремлёвской стены, и 2 орла со здания Исторического музея . К тому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом .

Первый эскиз звезды сделал художник Евгений Лансере . Иосиф Сталин сделал замечание: «Хорошо, но надо бы без круга в центре». На исправленном варианте эскиза Сталин также отметил: «Хорошо, но надо бы без скрепляющей палки». После этого Евгения Лансере отстранили от работы и перепоручили её театральному художнику Фёдору Федоровскому . Федоровский определил форму и размеры и сделал зарисовки .

Для каждой башни создавалось индивидуальное художественное оформление звёзд. На Спасской лучи расходились от центра к вершинам, на Троицкой лучи были в виде колосьев, на звезде Боровицкой башни был вписанный контур, а звезда Никольской осталась без рисунка. Размеры между концами лучей также были разными: 4,5 м на Спасской и Никольской, 4 м на Троицкой и 3,5 на Боровицкой .

Оригинальные звёзды решили изготовить из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди с золотым покрытием . Сначала изготовили лёгкий каркас, после чего на него наложили обрамляющие позолоченные медные листы. Для покрытия золотом 130 м² листовой меди построили специально новый гальванический цех . Толщина золотого покрытия листов меди составляла от 18 до 20 микрон . В работе участвовали сотни людей разных специальностей. Народный комиссар тяжёлой промышленности Григорий Орджоникидзе помог специалистам, он обратился с письмом к Лазарю Кагановичу :

Звёзды для Спасской и Троицкой башен изготовили в мастерских ЦАГИ, а для Никольской и Боровицкой - на московских передовых заводах под руководством главного конструктора . На Ленинградском заводе № 2 ОКС (обработка камней-самоцветов ) украсили бронзово-стальной каркас серпа и молота уральскими самоцветами , для этого использовали горный хрусталь , аметисты , александриты , топазы и аквамарины . Каждый драгоценный камень крепился отдельно в оправе из позолоченного серебра. На каждую звезду пришлось около 1300 самоцветов, а на все эмблемы потребовалось около 7000 камней от 20 до 200 карат . На работу порядка 250 ювелиров ушло полтора месяца .

Инкрустированные эмблемы серпа и молота размером в 2 м и весом в 240 кг укрепили в центре каждой звезды с двух сторон . Конструкция была рассчитана выдерживать ураганный ветер. Звёзды установили на шариковые подшипники, что позволяло им вращаться и становиться лобовой стороной против ветра .

…Мне было поручено снять к 7 ноября орлы с кремлёвских башен и с Исторического музея, заменив их звёздами. Доношу, что это задание Политбюро выполнено… Из докладной начальника Оперативного отдела ОГПУ Карла Паукера Иосифу Сталину и Вячеславу Молотову от 4 ноября 1935 года

Новые символы государственной власти представили на всеобщее обозрение 23 октября 1935 года: звёзды доставили в ЦПКиО имени Горького и установили на постаментах, обитых кумачом . Рядом со сверкающими от света прожекторов золотыми звёздами поставили снятых орлов с содранной позолотой. Монтаж на башни начался на следующий день и продолжалась по 27 октября . Первой установили звезду на Спасской башне, затем - на Троицкой, Никольской и Боровицкой . Над каждой звездой монтажники работали около полутора часов, звезду на Троицкой башне пришлось монтировать 2 часа из-за плохих погодных условий .

Рубиновые звёзды

Проектирование и изготовление

Недостатки первых звёзд обнаружились быстро: драгоценные камни от климата потускнели, а сами звёзды, по общему мнению, получились несоразмерно большими - своими видом и размером они нарушали архитектурный ансамбль Кремля . В мае 1937 года было решено установить новые, рубиновые звёзды на пяти башнях , в том числе на Водовзводной вместо флюгера .

Над созданием новых звёзд работали специалисты 20 предприятий чёрной и цветной металлургии, машиностроительной, электротехнической и стекольной промышленности, научно-исследовательские и проектные институты . Народный художник Фёдор Федоровский заново определил форму и рисунок звёзд, он предложил рубиновый цвет стекла . По его предложению изменили размеры, чтобы звёзды с земли казались одинаковыми, поэтому на Водозвзводной башне установлена самая маленькая звезда, расстояние между концами лучей которой 3 м, у Боровицкой и Троицкой расстояние 3,2 и 3,5 м соответственно, у самых крупных звёзд на Спасской и Никольской башнях - по 3,75 м .

Каркас изготовили на подмосковном заводе «Электросталь ». По новому проекту основой звезды должен был стать объёмный каркас из высококачественной нержавеющей стали, лучи сами по себе представляли многогранную пирамиду (у Никольской звезды она была 12-гранная, у остальных - 8-гранная), а основания пирамид были сварены между собой в центре звезды . Этот каркас был рассчитан на давление ураганного ветра, он опирался в основании на трубу, в которой располагались подшипники для вращения звезды. Внешний контур и узоры звёзд также изготовили из позолоченной гальваническим методом меди. Толщина золотого покрытия составила 40 микрон, всего на медные детали было израсходовано 11 кг золота, из экономии покрывали только наружную сторону .

Создание рубинового стекла стало серьёзной задачей для стекольной промышленности. Оно должно было соответствовать определённым параметрам, например, иметь разную плотность и пропускать только красные лучи определённой длины волны. Это стекло должно было быть устойчиво к внешним факторам - погоде, резким переменам температур, не должно было обесцвечиваться и разрушаться под воздействием солнечной радиации . Рабочее задание поручили Константиновскому стекольному заводу «Стройстекло» . А рецепт рубинового стекла составил специалист-стекольщик Никанор Курочкин , он же руководил варкой и обработкой материала. За высокие достижения в области стекольного производства Никанор Курочкин был удостоен Государственной премии .

Курочкин придумал создать звёзды с двойным остеклением. Внутренняя поверхность была изготовлена из молочного стекла толщиной 2 мм, воздушный зазор между рубиновым составляет 1-2 мм. Это было нужно, чтобы сделать более рассеянными источники света внутри звезды, также без молочного рубиновое стекло днём выглядело чёрным .

Яркой и равномерной освещённости поверхности звезды удалось добиться коллективу специалистов светотехнической лаборатории под руководством профессора Сергея Майзеля и кандидатов технических наук Н. В. Горбачёва и Е. С. Ратнера . Специально для звёзд на Московском электроламповом заводе главный инженер Р. А. Нелендер разработал уникальные лампы накаливания , мощность которых была 3,7 кВт для звёзд Водовзводной и Никольской башнях, и 5 кВт - для звёзд Спасской, Троицкой и Боровицкой башен. Колбы ламп изготовили из теплостойкого молибденового стекла, потому что внутри было установлено две параллельно подключённые спирали, температура нитей накала которых достигала 2800°. Чтобы добиться равномерного света каждая нить была заключена в рефрактор - объёмную пустотелую пятнадцатигранную фигуру, так что при сгорании одной спирали на пульт управления поступал сигнал . Специалисты «Стальпроммеханизации» создали уникальные устройства, которые позволяли заменять перегоревшие лампы за 20-30 минут. В звёзды были также встроена вентиляционная система, которая охлаждала лампы и очищала воздух от пыли. Эта система состояла из основного и запасного вентиляторов: второй включался вместо остановившегося первого, когда останавливались оба - звезда гасла . Система пропускала около 600 м³/ч воздуха .

Установка и обслуживание

Монтаж первой звезды закончили в конце сентября 1937 года, остальные звёзды установили в октябре . Старую звезду со Спасской башни перенесли на шпиль Северного речного вокзала . Новые звёзды зажглись 2 ноября 1937 года .

Управление освещением звёзд велось дистанционно - оно было сосредоточено на пультах управления в каждой башне, центральный пульт расположился в Троицкой башне . Дежурство на пультах велось круглосуточно, пока не убедились в надёжности работы вентиляционной системы, после этого оно осталось только на центральном пульте .

Рубиновые звёзды выключали во время Великой Отечественной войны . Тогда же были замаскированы и перекрашены кремлёвские стены, некоторые здания, золотые купола церквей. Звёзды даже накрыли защитными чехлами, но по распоряжению Иосифа Сталина их открывали и включали на время военного парада 1941 года . Несмотря на защиту, стекло на звёздах было повреждено во время бомбардировок Москвы . После расчехления звёзд 10 мая 1945 года их отмывали три дня и приводили в порядок механизмы .

Капитальный ремонт было решено провести в конце августа того же года. Требовалось реконструировать стекло, пробитое осколками, помимо этого оно значительно потускнело и покрылось пятнами, несмотря на то, что звёзды мыли два раза в год. Освещение внутри также стало тусклее, края лучей оставались тёмными. Температура ламп повреждала стекло изнутри, оно трескалось и частично рушилось. Несмотря на вентиляционные фильтры, внутри звёзд оседала пыль, копоть и влага, которые невозможно было вымыть - конструкция не предусматривала смотровые люки .

Изготовлением новых звёзд по согласованию с комендатурой Кремля занялись в Куйбышеве . Главным инженером назначили профессора Александра Ланда (Фишелевич) . Пять альбомов чертежей хранятся в городе до сих пор . Реконструкцию звёзд проводили с 7 сентября 1945 года по 7 февраля 1946 года. Во всех лучах появились смотровые люки. Конструктивные элементы звёзд выполнялись из высококачественной нержавеющей стали на подмосковном заводе «Электросталь» . В этот раз обрамляющие медные детали внешней поверхности позолотили с двух сторон, а толщина покрытия увеличилась до 50 микрон .

Золота для огранки было истрачено 30 кг, на сумму 650 тысяч рублей - большая сумма для тех цен Ирина Давыдова, директор самарского филиала Российского государственного архива научной и технической документации

Звезда Спасской башни сделана в ЦАГИ , а Никольской башни - на Заводе имени Молотова . Новые звёзды похожи на контуры ордена Красной звезды . Слоёные стеклянные листы изготовили на заводе «Красный май» в Вышнем Волочке . Первый подобный заказ был получен заводом ещё в 1944 году, а рецепт многослойного стекла разрабатывался мастерами полтора года. Сперва они соединяли белое и красное стекла, но оно трескалось. После этого стёкла пытались соединить с прозрачным. Финальный вариант получился четырёхслойным: красное, белое и два прозрачных стекла. Работа была длительной и ювелирной - мастера учитывали коэффициент расширения каждого слоя, а масса стекла выверялась до миллиграмма .

Послевоенной реставрацией стекла занимался Николай Шпигов , он изобрёл трёхслойную технологию, в котором помимо рубинового и молочного был ещё хрустальный слой, его задача была не дать разрушиться рубиновому, если молочный растрескался, и наоборот. Согласно его рецепту, стеклодув создавал большую рубиновую колбу, ещё горячая она обволакивалась расплавленным хрусталём, а затем - молочным стеклом. Полученная форма разрезалась и выправлялась в стеклянные листы выпуклой формы, что делало звёзды более нарядными . На остекление каждой звезды пошло около 100 м³ стекла .

Обновлённые звёзды загорелись в начале 1946 года. Через три десятилетия, с мая по ноябрь 1974 года, был проведён комплексный план реставрации и реконструкции Красной площади и историко-архитектурных памятников Кремля, куда вошёл и первый капитальный ремонт звёзд. Помимо замены стекла, изготовленного по новому рецепту, работники проверили механизмы и лампы . Основные работы по реставрации были закончены в 1977 году .

В верхних частях башенных шатров существуют специальные люки для обслуживания звёзд. Верхолазы добираются туда по винтовой лестнице внутри башни. Выйдя из люка на открытую площадку, они поднимаются по металлической лестнице у кровли. Находясь у шпиля, работники крепят консоли, с помощью которых на тросах поднимают люльку с инструментами и материалами. Ремонт ведётся из этой же люльки, обычно поднимается пара специалистов - они открывают смотровые люки, очищают звезду от пыли, по необходимости проводят сварочные работы, меняют дефектные стёкла . Звёзды визуально осматривают дважды в сутки снизу, профилактические подъёмы проводятся каждый месяц, а раз в пять лет звёзды моют .

Освещение звёзд включено круглосуточно, причём для сохранения рубинового цвета днём лампы горят интенсивнее, чем ночью . У них автономное питание, звёзды не погаснут даже при отключении электричества. В энергосберегающих лампах нового поколения не появляется нагар на стенках, что позволяет сиять звезде с постоянной яркостью .

Не считая военного времени, звёзды отключали один раз: в середине 1990-х во время съёмок фильма «Сибирский цирюльник » Никиты Михалкова .

Современность

Внешние изображения
Архивные фотографии
Орлы на башнях и музее , парад 1935 года
Спуск демонтированного орла
Макеты первых звёзд
Серп и молот на Никольской звезде
Лампа кремлёвской звезды
Обслуживание рубиновых звёзд
Макет первых звёзд в сравнении с человеком
Самоцветы из серпа и молота

Дискуссии о замене звёзд обратно на двуглавых орлов ведутся с начала 1990-х . В 2010 году появилось обращение к президенту Дмитрию Медведеву о возвращении на Спасскую башню двуглавого орла , во время реконструкции Спасской башни пошли слухи в возможной замене звёзд на орлов . Фракция КПРФ обращалась к руководству Госдумы с просьбой прояснить ситуацию, и получила ответ от коменданта Кремля Сергея Хлебникова: «Звезда останется на своём месте. Мы рассматриваем вопрос о замене лампы на менее затратную в плане энергосбережения… Когда с башни снимут леса, вы увидите не двуглавого орла, а звезду: отмытую, начищенную, сияющую» .

На протяжении всего времени обсуждения коммунисты выступали последовательно против замены звёзд. Сергей Обухов считает, что предложение авторов обращения к президенту о замене звёзд на двуглавого орла «антиисторично, антигосударственно и антиправославно», по его мнению, звёзды на кремлёвских башнях - это «не только подтверждение заявления Российской Федерации о своей правопреемственности с Советским Союзом, но эти звёзды также воспринимаются всеми как символ нашей Победы в Великой Отечественной войне, а также как символ современной российской государственности». .

См. также

Примечания

  1. , с. 18.
  2. , с. 135.
  3. Артём Кречетников. Звёзды Кремля: большевистская твёрдость и путинская эклектика (неопр.) . Русская служба BBC (2 ноября 2017). Проверено 7 февраля 2018.
  4. Лев Устинов.

Московский Кремль — древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы. Его стены и башни были возведены из белого камня в 1367 году, а в 1485-1495 годах — из кирпича. В современном Кремле насчитывается 20 башен .

В 50-х годах XVII века на вершине шатра главной башни Кремля (Спасской) водрузили герб российской империи — двуглавый орел. Позднее гербы были установлены на самых высоких проездных башнях Кремля: Никольской, Троицкой, Боровицкой.

После революции 1917 года неоднократно возникал вопрос о замене царских орлов на башнях Кремля на фигуры, символизирующие новый период в жизни страны, — гербы СССР, золоченые эмблемы с серпом и молотом, или на простые флажки, как на других башнях. Но в итоге решили установить звезды . Однако это требовало больших денежных расходов , которые не могла себе позволить советская власть в первые годы существования.

В августе 1935 года было опубликовано решение Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) о замене двуглавых орлов на башнях Кремля пятиконечными звездами с серпом и молотом к 7 ноября 1935 года . До этого, еще в 1930 году власти запрашивали известного художника Игоря Грабаря об исторической ценности орлов. Он выяснил, что они менялись на башнях раз в столетие, а то и чаще. Самым старым оказался орел на Троицкой башне — 1870 года, а самым новым — на Спасской — 1912 года. В докладной записке Грабарь сообщил , что "ни один из существующих сейчас на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем".

Двуглавых орлов с башен Кремля сняли 18 октября 1935 года . Какое-то время они экспонировались на территории Парка культуры и отдыха, а затем .

Первая пятиконечная звезда была водружена на Спасскую башню 24 октября 1935 года при большом скоплении народа на Красной площади. 25 октября звезду установили на шпиле Троицкой башни, 26 и 27 октября — на Никольской и Боровицкой башнях.

На протяжении всех лет существования кремлевским звездам был обеспечен самый тщательный уход. Моют их, как правило, каждые пять лет. Ежемесячно для поддержания надежной работы вспомогательного оборудования проводятся плановые профилактические работы; более серьезные работы проводятся каждые восемь лет.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Кремлевские звезды - бренд, известный во всем мире. Их рубиновый цвет вспоминается в десятках песен и стихов, а образ безошибочно ассоциируется с российской столицей. Москва и кремлевские звезды прочно связаны друг с другом в сознании каждого россиянина.Однако мало кто задается вопросом, насколько сложно в производстве изделие, достойное украшать сердце России. Сейчас технологией и возможностями изготовления кремлевской звезды владеет едва ли не единственное предприятие в стране.«Звезда» побеседовала с заместителем директора НПК «Стекло» ОНПП «Технология» имени Ромашина Вячеславом Самсоновым. Именно этот научно-производственный комплекс владеет секретами производства кремлевских звезд.Как делали звезды до войны Кремлевские звезды не всегда изготавливались из рубинового стекла, изначально создатели думали производить их из драгоценных и полудрагоценных материалов. В 30-е годы были сделаны опытные образцы таких изделий, однако позже от идеи пришлось отказаться, поскольку с высоты сделанные из драгоценных камней звезды выглядели совсем невзрачно, рассказал Самсонов.

«В 37-м году сделали уже из рубинового стекла, однако попытка была неудачной, так как осветительный элемент - лампа накаливания, которая стоит и подсвечивает эти звезды. Она была видна через стекло. То есть не было такого эффекта, чтобы звезда горела, была видна сама лампа изнутри», - отметил заместитель директора НПК «Стекло».
Учтя ошибки, создатели исправили проект, добавив внутренний слой молочного стекла на расстоянии в два миллиметра от рубинового. Молочное стекло рассеяло свет лампы, и именно тогда звезды обрели знаменитое на весь мир рубиновое сияние.Как делали звезды после войны С 37-го по 47-й год на Кремле стояли звезды, произведенные на предприятии «Автостекло» в украинской Константиновке. После войны звезды надо было ремонтировать, и следующий вариант был создан на заводе «Красный май» в Вышнем Волочке. Там проект доработали, добавив демпферный слой из хрусталя, и технология производства кремлевской звезды приобрела современный вид.
«В Вышнем Волочке сделали другой вариант, рабочий. Это накладное стекло. Что такое накладное стекло? Набирается рубиновое красное, выдувается цилиндр из красного стекла, и тут же из второй печи, которая рядом, на него набирается хрустальное стекло, бесцветное. И сверху еще третий слой, это уже опаловое, или молочное стекло. Вот такой сэндвич из трех слоев. Из него и сделали звезды, эти звезды себя хорошо зарекомендовали», - поделился Вячеслав Самсонов.
Созданные таким образом звезды стоят на Кремле уже около 70 лет. Они оказались очень прочными, демпферный слой и усовершенствованная технология сыграли свою роль. Однако время берет свое, и кремлевские звезды рано или поздно придется менять. В частности, уже сейчас требует замены звезда на Троицкой башне.Как делают звезды сейчас По словам Самсонова, сотрудники ФСО обращались к его предприятию по этому поводу. Предприятие занимается всеми видами стекла, нужного для производства кремлевской звезды, и обладает необходимыми компетенциями. Не хватает только многогоршковой печи, но о ней НПК «Стекло» уже договорилось со стекольным предприятием из Гусь-Хрустального. Сотрудники ФСО объехали всю страну, утверждает Самсонов, и только его НПК совместно с Гусь-Хрустальным сможет произвести настоящие кремлевские звезды.
Сложность производства не в последнюю очередь заключается в сложном химическом составе стекол. Самое сложное из них - рубиновое, оно содержит около десяти различных элементов.
«Получить их (рубиновые стекла - прим. ред.) сложно. Они содержат по составу порядка десяти элементов, кварцевый песок, сода, цинковые белила и борная кислота… в качестве красителя используется селен металлический и углекислый кадмий, которые в определенных пропорциях дают такую насыщенность цвета. Селеновые стекла варить очень тяжело, это очень летучий материал, если температурные режимы ушли, то он может потемнеть, стать светлым или вообще улетучиться», - рассказал Самсонов.
Несмотря на сложность производственного процесса, заместитель директора уверен, что созданные его НПК звезды смогут простоять не менее 50 лет. При составлении сметы сотрудники даже не закладывали прибылей, поскольку собрать на своем предприятии звезды, на которые еще 50 лет будет смотреть вся страна, само по себе стоит дорогого.

Спасская башня (до 1658 - Фроловская) - наиболее известная из 20 башен Московского Кремля, выходит на Красную площадь вблизи Лобного места и Покровского собора. Шатёр башни украшают часы-куранты, сделавшие Спасскую башню собирательным символом Кремля и Москвы в целом.

Башня была построена в 1491 году по проекту миланского архитектора Пьетро Антонио Солари, впоследствии надстроена английским архитектором Христофором Галовеем совместно с русским мастером Баженом Огурцовым. Изначально возведена из красного кирпича, в разные годы в зависимости от эстетических предпочтений.

Форма основания башни - четверик, который венчает многоярусное шатровое завершение с часами-курантами и богатым декоративным оформлением. Верхняя часть четверика украшена кружевным арочным поясом с башенками по углам и фигурами фантастических зверей, также в резном оформлении пояса можно обнаружить изображения цветов и ракушек, а над курантами - фигуры павлинов. Выше курантов расположена звонница, венчает башню шатёр с красной звездой на вершине.

Общая высота Спасской башни со звездой составляет 71 метр. К башне примыкает массивная отводная стрельница с проездными воротами.

История Спасской башни

В период правления Ивана III в Москве началась радикальная перестройка Кремля, в ходе которой в 1485-1495 годах взамен старых белокаменных стен и башен были возведены новые - из обожжённого кирпича. Строительство Спасской башни по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари из Милана стало начальным этапом возведения восточной линии укреплений Московского Кремля; до неё на этом месте находилась Фроловская стрельница. Так как под кремлёвскими стенами был вырыт ров, от башни через него перекинули мост.

В память о строительстве башни над воротами установлены 2 белокаменные таблички с памятной надписью на латинском (со стороны Красной площади) и русском (со стороны Кремля) языках:

В конце 16 века башню венчал деревянный шатровый верх с двуглавым орлом, но в 1624-1625 годах была проведена ещё одна перестройка: по проекту английского архитектора Христофора Галовея при участии московского мастера Бажена Огурцова над башней был возведён многоярусный верх в готическом стиле, украшенный обнажёнными фигурами-"болванами". Нагие фигуры на башне были восприняты неоднозначно, и по указу царя Михаила Фёдоровича для них были сшиты специальные кафтаны, однако, жить "болванам" в любом случае оставалось недолго - в 1628 году они сгорели при пожаре. В середине 17 века на вершину башни был вновь водружён двуглавый орёл - герб Российского государства, впоследствии установленный также на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

До Революции 1917 года слева и справа от Спасских ворот располагались часовни - сначала деревянные, затем отстроенные в камне, но в 1925 году они были снесены.

Изначально башню, как и предшествующую ей стрельницу, называли Фроловской - по церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из ворот - вплоть до 1658 года, когда царь Алексей Михайлович повелел называть её Спасской, так как над Спасскими воротами были размещены иконы Спаса Смоленского (со стороны Красной площади) и Спаса Нерукотворного (со стороны Кремля).

Спас Смоленский и Спас Нерукотворный

Одной из особенностей башни, благодаря которой она получила своё современное название, стали размещённые над проездными воротами иконы Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного.

Образ Спаса Смоленского был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска и помещён над воротами со стороны Красной площади. В 1521 году, когда Москве удалось избежать осады войсками хана Мехмед-Гирея, взамен иконы на стене была нарисована фреска, на которой изображён Спаситель с раскрытым Евангелием и припадающие к его ногам святые преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. В годы советской власти образ был заштукатурен и долгое время считался утраченным, так как в официальных документах не было зафиксировано, что с ним произошло, а у специалистов не было точных сведений о том, был ли он нарисован на стене или являлся отдельным элементом. Когда в 2000-х годах был поднят вопрос восстановления иконы, её долго искали в запасниках художественных музеев, но в итоге образ был обнаружен под слоем штукатурки на своём законном месте: в 2010 году его расчистили и восстановили.

Появление образа Спаса Нерукотворного на внутренней стороне ворот (со стороны Кремля) связано с эпидемией чумы, прокатившейся по России в середине 17 века. Москва сильно пострадала от эпидемии, но один из городов - Хлынов (совр. Киров) - она обошла стороной; пошли слухи, что причина избавления Хлынова от болезни - чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились жители города. В 1648 году по приказу царя Алексея Михайловича образ доставили в Москву. Разместив оригинал иконы в Новоспасском монастыре, с неё сделали два списка: первый отправили в Хлынов, второй разместили на внутренней стороне ворот Спасской башни. К сожалению, в советские годы образ был уничтожен, а оригинальная икона пропала; на сегодняшний день киот на внутренней стороне ворот Спасской башни остаётся пустым.

Куранты Спасской башни

- вероятно, самые известные часы России, ведь именно по ним россияне встречают Новый Год - перезвон кремлёвских курантов стал одной из самых ярких новогодних традиций мира.

Куранты установлены на верхнем четверике башни со всех четырёх сторон и имеют внушительные размеры:

Диаметр циферблата - 6,12 метра;

Длина минутной стрелки - 3,27 метра;

Длина часовой стрелки - 2,97 метра;

Высота римских цифр - 0,72 метра.

Часы имеют музыкальный механизм: в 00:00, 06:00, 12:00 и 18:00 исполняется гимн Российской Федерации, в 03:00, 09:00, 15:00 и 21:00 - мелодия хора "Славься" из оперы Глинки "Жизнь за царя".

Впервые часы на Спасской башне появились ещё в 16 веке и о них практически ничего неизвестно. В 1625 году по проекту Христофора Галовея старые часы заменили новыми, которые имели уникальное строение: часы отсчитывали дневное и ночное время, обозначенное славянскими буквами и арабскими цифрами, при этом стилизованная под Солнце стрелка была неподвижна - вращался сам циферблат. В 1705 году по указу Петра I часы были переделаны на немецкий лад: с циферблатом на 12 часов, а в 1770 на башню установили английские часы. Современные куранты были изготовлены братьями Николаем и Иваном Бутенопами в 1851-1852 году.

Звезда Спасской башни

Звезда на вершине Спасской башни появилась в 1935 году, когда советская власть пожелала водрузить на кремлёвские башни новый символ взамен идеологически устаревшего двуглавого орла.

Первые кремлёвские звёзды были изготовлены из нержавеющей стали и красной меди, в середине размещались позолоченные серп и молот, выложенные уральскими самоцветами. Звезду на Спасской башне, помимо прочего, украшали расходящиеся из середины лучи. К сожалению, звёзды 1935 года быстро потускнели под воздействием погоды, и уже в 1937 году их заменили светящимися рубиновыми, которые можно увидеть и сегодня.

Размах лучей звезды на Спасской башне составляет 3,75 метра.

Спасская башня на сегодняшний день является одним из символов Москвы и видной достопримечательностью туристических маршрутов.

Добраться до Спасской башни можно пешком от станций метро "Охотный ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.

Осенью 1935 года было приказано долго жить последнему символу русской монархии - двуглавым орлам на кремлевских башнях. Вместо них были установлены пятиконечные звёзды.

Символика

Почему символом советской власти стала именно пятиконечная звезда доподлинно неизвестно, но известно то, что лоббировал этот символ Лев Троцкий. Серьёзно увлекавшийся эзотерикой, он знал, что звезда, пентаграмма, обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых сильных символов. Символом нового государства вполне могла стать и свастика, культ которой был очень силен в России начала XX века. Свастика была изображена на «керенках», свастики рисовала на стене Ипатьевского дома императрица Александра Фёдоровна перед расстрелом, но почти единоличным решением Троцкого большевики остановились на пятиконечной звезде. История XX века ещё покажет, что «звезда» сильнее «свастики»... Звёзды засияли и над Кремлем, сменив двуглавых орлов.

Техника

Водрузить тысячекиллограммовые звёзды на башни Кремля было делом непростым. Загвоздка была в том, что подходящей техники в 1935 году просто не было. Высота самой низкой башни, Боровицкой, 52 метра, самой высокой, Троицкой - 72. Башенных кранов такой высоты в стране не было, но для русских инженеров не существует слова «нет», существует слово «надо». Специалисты Стальпроммеханизации спроектировали и построили для каждой башни специальный кран, который мог устанавливаться на ее верхнем ярусе. У основания шатра через башенное окно монтировалось металлическое основание - консоль. На ней собирали подъемный кран. Так, в несколько этапов, проводился сначала демонтаж двуглавых орлов, а затем водружение звёзд.

Реконструкция башен

Вес каждой из звезд Кремля доходил до тонны. Учитывая высоту, на которой они должны были расположиться и парусную поверхность каждой звезды (6,3 кв.м.), существовала опасность того, что звёзды попросту вырвет вместе с верхушками башен. Башни решено было проверить на стойкость. Не зря: верхние перекрытия сводов башен и их шатры пришли в ветхое состояние. Строители усилили кирпичную кладку верхних этажей всех башен, в шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен дополнительно ввели металлические связи. Шатер Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось сооружать заново.

Такие разные и вертятся

Делать одинаковые звёзды не стали. Четыре звезды отличались друг от друга художественным оформлением. На гранях звезды Спасской башни были исходящие от центра лучи. На звезде Троицкой башни лучи были сделаны в виде колосьев. Звезда Боровицкой башни представляла собой два контура, вписанных один в другой, а лучи звезды Никольской башни рисунка не имели. Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковыми по величине. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 метра. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были меньше. Расстояние между концами их лучей составляло соответственно 4 и 3,5 метра. Звёзды - это хорошо, но крутящиеся звёзды - вдвойне хорошо. Москва большая, людей много, всем надо видеть кремлевские звезды. В основание каждой звезды установили специальные подшипники, изготовленные на Первом подшипниковом заводе. Благодаря этому, несмотря на значительный вес, звезды могли легко вращаться, поворачиваясь «лицом» к ветру. По расположению звезд, таким образом, можно судить о том, откуда ветер дует.

Парк Горького

Установка кремлевских звезд стала для Москвы настоящим праздником. Звёзды не стали везти под покровом ночи на Красную площадь. За день до водружения на башни Кремля звёзды выставили на обозрение в Парке им. Горького. Вместе с простыми смертными на звезды приехали посмотреть секретари городского и районных ВКП(б), в свете прожекторов сверкали уральские самоцветы и искрились лучи звёзд. Орлов, снятых с башен, установили здесь же, наглядно демонстрируя ветхость «старого» и красоту «нового» мира.

Рубин

Кремлевские звёзды не всегда были рубиновыми. Первые звёзды, установленные в октябре 1935 года были из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. В середине каждой звезды, с обеих сторон, сверкали выложенные из драгоценных камней эмблемы серпа и молота. Драгоценные камни через год потускнели, да и звезды были слишком большими, и плохо вписывались в архитектурный ансамбль. В мае 1937 года было решено установить новые звезды - светящиеся, рубиновые. Тогда же к четырем башням со звездами прибавилась еще одна - Водовзводная. Рубиновое стекло было сварено на стекольном заводе в Константиновке, по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология - «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото; селен - это и дешевле, и цвет глубже.

Лампы

Кремлевские звёзды не только вертятся, но и светятся. Чтобы избегать перегрева и повреждения, через звезды пропускается около 600 кубометров воздуха в час. Звездам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно. Лампы для кремлевских звезд разработали на Московском электроламповом заводе. Мощность трех - на Спасской, Никольской и Троицкой башнях - 5000 ватт, и 3700 ватт - на Боровицкой и Водовзводной. В каждой смонтированы две нити накаливания, включенные параллельно. При перегорании одной лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Для смены ламп к звезде не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут. За всю историю звезды гасли два раза. Один раз - во время войны, второй - во время съемок «Сибирского цирюльника».