Праздник славянской письменности в доу. Сценарий праздника «Путешествие в страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

Сценарий праздника

«День славянской письменности и культуры»

Подготовила

учитель начальных классов

Еременко В.Д.

Провели: Еременко В.Д.

Федоренко И.Н.

Сухойванова Г.С.

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.

Оборудование : славянский алфавит; стенд с книгами о славянской письменности; портреты Кирилла и Мефодия; музыкальное сопровождение.

Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом. (Слайд 1)
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
- Как называется наша страна, где мы с вами живем? (ответы детей)
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
А это значит, что славяне – славный народ.
Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.(Слайд 2)

По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!

Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!

Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие на паровозе в прошлое, чтобы узнать, как развивалась письменность.
Дети садятся в «поезд» и под песню едут на станцию. (Слайд 3)

1 станция. «Первобытная». Наскальные символы – буквы, иероглифы.
Слайд 4 .Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Слайд 5 .Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
Слайд 6 . Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.
Слайд 7 - Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
Дети садятся в поезд и едут дальше. (Слайд 8)

Слайд 9 . 2 станция. «Историческая». Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица
Ведущая: Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием.(Слайд 10) Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло очень давно.
Педагог показывает кириллицу - славянскую азбуку, подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д. (Слайд 11)
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди... Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой. Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.

Входят буквы Аз и Буки.

Аз. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Аз!)

Правильно, меня зовут Аз. Назовите слова, которые начинаются с меня. (Арбуз, Африка, аптека, аквариум и др.)

Буки . А теперь угадайте, как меня зовут? (Буки)

Буки. Верно, меня зовут Буки. Вспомните, сколько вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. (Бублик, булочка, баранка, бутерброд, блинчик и др.)

Аз. А теперь назовите нас по порядку. (Азбука)

Ведущий 1 . Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала аз и буки, а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Ребята, вспомните пословицы о пользе учения. («Ученье - свет, а неученье - тьма», «За одного ученого двух неученых дают, да и то не берут», «Век живи - век учись»)

Ведущий 2 . А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!

Веди . Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я все знаю, про все ведаю.

Ведущий 1.

Hy тогда слушай мою загадку.

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Березы)

Дети встают в хоровод и поют русскую народну песню «Во поле березонька стояла».

Ведущий 2 . Продолжим знакомство со славянской азбукой.

Глаголь . Здравствуйте, дети! Я буква Глаголь.

Ведущий 1. Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? (Говорить)

Ведущий 2 . Верно, глаголить - значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая Глаголь, надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ.

Заплатка на заплатке,

А ни одного стежка. (Капуста)

Ведущий 1 . Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

Добро . Добрый день, дети! Меня зовут Добро.

Ведущий 2 . Какое у тебя хорошее имя! Доброта - лучшая черта характера человека.

Чтец 1.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Чтец 2.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет.

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущий 1 . А к нам из азбуки идет новая гостья!

Люди. Здравствуйте, Дети! Я буква Люди.

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Дети поют песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).

А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
В ту пору книги писали от руки, одну книгу писали несколько лет. Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, поэтому люди стали думать, как бы упростить этот процесс. (Слайд 12)
А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Заглавные буквы были красиво украшены.(Слайд 13)
Отправляемся на следующую станцию. (Слайд 14)

3 станция. «Музыкально - игровая». Народные игры. (Слайд 15)
Учитель: Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.
Проводится музыкальная игра «Передай платок» по выбору
У кого остался платочек становится в круг и танцует, остальные повторяют.
Песня «У моей России»
Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы

.

А мы с вами отправляемся на следующую станцию. (Слайд 16)

4 Станция «Сказочно - загадкино" (Слайд 17)
1) 33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)

2)Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)
3)Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь)

Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.

Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.

Пословицы, ЧИТАЮТ ДЕТИ
Ум без книги, как птица без крыльев.
Что писано пером, не вырубишь топором.
Не красна птица пером, красна умом.
Хорошую книгу читать не в тягость.
Испокон века растит человека.
Золото добывают из земли, а знания с книги.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.

Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.

Какие вы сказки знаете? А давайте проверим? (Слайд 18)

1)Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

2)Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

3)Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

4) В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

5)Исполнила три желания,
Но старику в наказание
За старухины три ошибки
Все обратно взяла (Золотая рыбка)...

6) Бабка старая, бабка древняя,
Черный кот, костяная нога,
В русских сказках злодейка первая.
Дети, это же (Баба Яга)...

Ведущий 1 . Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Чтец 1.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки.

Шить, варить и рисовать,

Звонко петь и танцевать.

Мы путешествовали из прошлого в настоящее и узнали как сложно создавалась книга, над её созданием трудилось очень много людей, она наш верный друг, и многому нас учит, по этому давайте будем беречь книгу.
Вот ребята, и закончилось наше сказочное путешествие, я предлагаю сесть на свои места и отправиться обратно в школу. (Слайд 19)

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать. (Слайд 20)

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым...

Все (хором).

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Ведущий 1 . Наш праздник закончен. Спасибо за внимание!

Тематическое развлечение

для детей старшего дошкольного возраста.

«Праздник славянской письменности и культуры»

Цель: Знакомить дошкольников со славянской культурой.

Задачи: 1. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор.

2. Пополнить словарь детей новыми словами "кириллица", «Русь», славяне.

3. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Звучит праздничный колокольный звон. Воспитатели и дети в народных костюмах заходят в зал останавливаются лицом к гостям.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.

Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Ребёнок: По широкой Руси нашей, матушке, колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий за труды свои прославляются.

Выходит Сказитель:

Гой вы, славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки. Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых.

Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки.

Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли. Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы. Но одно огорчало славян – не было у них грамоты, азбуки, не знали они букв и не могли ни писать ни читать. И тогда отправились они к царю со словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь мы не знаем ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их»

Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Кирилла и Мефодия, и уговорил их царь и послал их в славянскую Землю (показ слайдов с комментариями).

Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками. Потом книги изготавливались из телячьей кожи. Над созданием книг трудилось много мастеров, это был очень тяжелый труд, поэтому книга была дорогой и ценной (показ слайдов).

Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев, однако позже празднование было забыто. Теперь этот праздник возвратился в России и в других славянских государствах. Этот праздник отмечается 24 Мая и носит название – День славянской письменности и культуры. В этот день вспоминают братьев – Кирилла и Мефодия, создателей азбуки. В их честь в Москве поставили памятник.

Показ слайдов (памятник Кириллу и Мефодию в Москве)

Наша азбука удивительна! И сейчас она поражает нас простотой и удобством. А сколько замечательных книг написано и напечатано. Из книг мы узнаём много интересного об истории нашей России.

Ведущий : В монастырской келье узкой, в четырех глухих стенах,

О земле о Древнерусской быль записывал монах.

Он писал зимой и летом, озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год про великий наш народ.

(Сказитель садится на лавку, имитирует игру на гуслях.)

Сказитель : Возьму я гусли звонкие, да настрою их на старинный лад.

Заведу старину стародавнюю, бывальщину о делах славных русских богатырей.

Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание.

Из того ли из города, из Мурома, из того ли из села, да Карачарова

Выезжает добрый молодец, славный богатырь – Илья Муромец («выезжает» богатырь).

Сказитель: Услыхал старый казак Илья Муромец да про сильного,

Могучего богатыря Добрыню Никитича, и решил испытать его силу богатырскую;

Вот поехал Илья во чисто поле,

А навстречу ему молодой богатырь Добрыня Никитич скачет («скачет Добрыня Никитич»).

Илья Муромец: Здравствуй – ка, добрый молодец!

Ты скажи-ка про свою родину, да про Отчизну!

Добрыня : А как скажет тебе про то моя палица тяжёлая,

Как отсеку тебе да буйну голову!

Сказитель: Соскочили они да с добрых коней, схватились во схваточку боротися,

Двое суток боролись, а на третьи сутки запросил Добрыня прощения:

Добрыня: Не моги меня казнить – моги миловать.

Назовёмся – ка мы братьями крестовыми, будем ездить по чисто полю,

Биться с нечистью басурманскою, да охранять нашу мать-землю.

Сказитель : Много времени прошло иль мало - про то неведомо…

А только родился на Руси ещё один богатырь - Алёша Попович.

(появляется Алёша Попович)

Сказитель: Рос он не по дням, а по часам.

В ту пору повадился на Русь Тугарин – царь похаживать:

Земли русские жечь, девушек в плен уводить.

А Алёша Попович горяч был, закричал он громким голосом:

Алёша Попович : Уж ты, гой еси, дружина храбрая!

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Напустимся мы на рать - силу несметную, освободим от напасти Русь – матушку!

Сказитель: Услыхал о том Илья Муромец,

В Киев - град с Добрыней приехали, на большом пиру побраталися

Богатыри меж собой: старшим назвали Илью Муромца,

Средним – Добрыню Никитича, младшим – Алёшу Поповича.

Богатыри: А теперь поедем мы на заставе богатырской стоять,

Станем землю русскую от недругов оборонять! (богатыри кланяются)

Сказитель: На том былина и кончилась, а над Русью-матушкой взошло ясно солнышко –

Всем добрым людям на радость, да на веселье.

Ведущий: А теперь давайте вспомним, что славяне любили не только учиться, трудиться, но и веселиться!

Детьми исполняется хоровод «На горе то калина».

Ведущий; Русоволосые, сероглазые, лицом все светлые и сердцем славные.

Древляне, русичи, скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Своею статью все пригожие, все разные и все похожие,

Зовёмся ныне россияне, издревле кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Мы чтим берёзы белоствольные, мы любим песни наши вольные.

Зовёмся Маши, Юли, Тани скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Ведущий: Русь талантами богата, Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята, значит, будет жить она.

Звучит песня «Пошла, млада за водой».

Ведущий: теперь, ребята, встречайте современную азбуку.

Звучит «Величальная».

(Двое детей заносят плакат с изображением современного алфавита).

Ребёнок: Буква к букве – будет слово. Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна, музыкой звучит она.

Ребёнок: Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит наш славянский алфавит!

Ребёнок: Два брата, Кирилл и Мефодий, спасибо хотим вам сказать,
За буквы, что очень нужны нам, чтоб научить нас читать.

Праздник продолжается на улице:

Проводятся русские народные игры и хороводы.

Рисование красками на мольбертах на тему «Украсим сарафан»

Чаепитие

(На сцене двое ведущих, рядом с ними стенд, на котором буквы славянского алфавита)

1-й ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.

Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита — великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке — богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.

1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.

2-й ведущий: Создатели славянской письменности писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

1-й ведущий : Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами — учителями веры в Бога.

2-й ведущий : Братья — Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец — болгарин. Всё население Солуни говорило на двух языках, только латинский язык не был известен солунцам.

1-й ведущий: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2-й ведущий: После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

(На сцену выходят «Кирилл» и «Приезжий человек»)

“Кирилл” : Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

“Приезжий человек” : Зачем тебе это нужно? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы пояснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, мне много пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

“Кирилл” : И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

“Приезжий человек” : Попробуй. Только я тебе в этом не помощник.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят, затем вновь возвращаются)

1-й ведущий : Через год приезжий человек повстречал Кирилла.

“Приезжий человек” : Послушай мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своём желании?

“Кирилл” : Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

“Приезжий человек” : Как можно самому научиться незнакомому языку?

“Кирилл” : Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят за кулисы)

2-й ведущий: Так ещё в детстве Константин обручился с богиней мудрости Софией, которую в семилетнем возрасте увидел в пророческом сне — теперь для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

1-й ведущий: В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом.

2-й ведущий : Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. Знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.

1-й ведущий: По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности — непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату — Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

2-й ведущий : После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

1-й ведущий: В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

(Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица» читает Марина Липунова )

Так вот они – наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно – строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрёл у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твёрдость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» — заявила Вселенной,

«Я есмь!» — заявила векам.

1-й ведущий: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.

2-й ведущий:

Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников.

1-й ведущий: Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.

2-й ведущий: Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.

1-й ведущий : Послушайте отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой «Смерть Кирилла», читают Морев Антон и Башков Вова

Морев

В колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки,

Видение вставало зримо,

И чудо тонких строчек плыло…

Башков

И мудрый сеятель изрек:

«Взошли на ниве семена

И стала полем целина,

Рукой засеянная щедрой»

2-й ведущий:

После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку, но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.

1-й ведущий : Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,

М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

2-й ведущий: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом — стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

1-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения поэта Сергея Крыжановского

Читает Ильичёва Вика

«Старославянский язык»:

Отчего, обжигая горло,

Разбирая часами подряд

Сочетания «оло»и «оро» —

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы :

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык!»

2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1-й ведущий: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

(Ведущий показывает на стенде названные буквы)

2-й ведущий: Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Это буквы “Й” и “Ё”.

(Показывает на стенде)

1-й ведущий : В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.

(Подходит к стенду, показывает устаревшие буквы алфавита)

2-й ведущий : Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, содержит оптимальное количество букв — 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами «ch», “Ш” — двумя «sh».

В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков -я, -ю.

1-й ведущий: Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

2-й ведущий: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:

» Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!


1 –чтец – Зайцев Павел
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

2 чтец – Авдеева Ксюша
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!

3 чтец – Анисимова Света
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей .

1-ведущий: Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей:

1 чтец — Морев

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

2 чтец — Башков

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилли

В славянстве будут жить века!

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл? (Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. («Повесть временных лет», «Русская правда» — свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась? (в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)Далее — просмотр док. фильма о слав просветителях.

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы, посвященное Дню славянской письменности.

« О России петь - что весну встречать»

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в

которой мы живем, уважение к народным традициям.

Звучит праздничный колокольный перезвон.

1- ведущий :

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

2-ведущий : Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и

культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия - создателей

славянской азбуки. Они решили собрать все буквы, расположить

их в определенном порядке и записать в своей книге.

Книгу решили назвать « Азбука» по названию первых двух букв

«Аз» и « Буки». Так родилась азбука. , а порядок расположения

В России праздник был возрожден в1985

присвоен статус государственного. Было время, когда люди не

1-ведущий : Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные

сообщения, когда не было букв? (ребята отвечают)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось,

как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень

давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов еще

не было.А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды

люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам

и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки.

Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили

когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно

нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.

Но дорога оказалась долгой.

2-ведущий: 10 лет назад в Москве в честь создателей Азбуки был открыт

памятник Кириллу и Мефодию, а сами они стали считаться

Звучит веселая музыка. Появляется Буквовешка.

Ведущий: Здравствуйте, вы кто?

Буквовешка: Здравствуйте, я Буквовешка! Я знаю все про буквы и пришел

к вам на праздник Дня славянской письменности, чтобы

поиграть с вами, познакомить вас с буквами.

Ведущий: Спасибо, Буквовешка, мы с удовольствием с тобой поиграем., ну

а буквы наши дети уже знают.

Буквовешка: Интересно! Я хочу проверить!

Проводится игра « Буква и слово»

Буквовешка показывает букву, дети называют ее и придумывают на эту букву слово.

Буквовешка: Надо же. И вправду знают буквы. Но у меня есть задание

потрудней. Угадайте, какую букву я не дописал?

Проводится игра «Недописанная буква»

Буквовешка показывает букву, у которой не хватает одного или несколько

Элементов. Дети называют варианты названия букв. Буквовешка хвалит детей.

Ведущий: Ну теперь ты убедился, что наши дети знают все буквы в

алфавите? И я предлагаю спеть всем вместе песню про

Исполняется песня « Алфавит» муз. Р. Паулса.

Буквовешка показывает буквы по порядку, дети называют, взрослые поют.

Буквовешка: Вы правильно назвали все 33 буквы. Но в древнем алфавите,

его называли кириллицей, буквы имели другие названия.

1-ребенок : Помним мы с детства знакомые звуки,

Вот это вот Аз, а это вот Буки,

Кириллу с Мефодием слава и честь,

За то, что славянская письменность есть.

2-ребенок : И ценит весь мир нашу культуру,

Читает взахлеб нашу литературу,

Пусть годы проходят, проходят века,

Культура славянская будет всегда!

Буквовешка : Правильно, ребята! Мы очень гордимся нашей письменностью.

Каждая буква неповторима и имеет свое имя: веди, люди,

буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать

людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро»,

« живете», « люди», «покой».

Слушайте и запоминайте названия некоторых букв:

А- «аз» , Б - «буки», В - «веди», Г - «глаголь» , Д - «добро». А

теперь повторите.

Проводится игра «Назови буквы кириллицы»

Буквовешка называет букву современного алфавита, дети дают ее старое название.

1- ведущий : Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать

стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных

пещерах можно было увидеть множество изображений птиц,

зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией,

или рисуночным письмом.

2-ведущий: Ребята, а сейчас, в современной жизни, используются где-

либо пиктограммы, то есть рисунок - письмо?

(Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы городов, государств)

(ребята отвечают )

Конкурс « Нарисуй пословицу»

(Ребятам раздаются карточки с пословицами. Нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать ее)

Аз, буки и веди, страшат, как медведи.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Азбука - к мудрости ступенька.

Буквовешка: Ох и устал я что-то.

1-ведущий: А ты сядь, отдохни. А наши девочки - красавицы тебе

исполнят танец. Да не какой-нибудь, а славянский!

Исполняется хоровод под звуки славянской музыки.

Буквовешка: Да, славно девочки танцуют! Вижу вы не только буквы

Знаете, но еще и танцуете! А в школу вы идете? Тогда

Специально для вас я приготовил школьный кроссворд.

Отгадайте загадки, впишите ответы в горизонтальные клеточки,

И узнаете название самой первой школьной книги.

Вносится мольберт с нарисованной сеткой кроссворда и цветные маркеры.

Буквовешка : Итак, первый вопрос.

Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она,

Сеет, сеет семена.

Не на поле, не на грядке-

На листах твоей тетрадки.

(ручка)

Хоть я и не прачка, друзья,

Стираю старательно я.

(резинка)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква З.

С виду черные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

(буквы)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква Б.

Заливается звонок,

Начинается …

(урок)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква У.

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

(линейка)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква К.

Стоит дом, кто в него войдет,

Тот ум приобретет!

(школа)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква А.

1-ведущий: Вот спасибо тебе, Буквоведушка! Многому ты научил наших

ребят! Очень интересно с тобой, но наш праздник подходит

2-ведущий: Братья Кирилл и Мефодий –гордость всего славянского

Мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце,

Разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит

Земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед

Господом, и всем нужна грамота. Россия гордилась и будет

Гордится своей письменностью!

1-ребенок: О России петь - что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

2-ребенок: О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать..

3-ребенок : О России петь - что тоску забыть.

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

1-ведущий: На Руси всегда была традиция отмечать праздники

танцами и песнями. Громче музыка играй, громче песню

Исполняется русская народная песня « Земелюшка - чернозем»

2-ведущий: На этом наш праздник, посвященный Дню письменности,

заканчивается. Спасибо за внимание.