Что означают кельтские татуировки? Кельтский орнамент.История и символика.

О культуре Греции, Рима, Египта знают все. Эти цивилизации являются образцом искусства и культуры. Но на территории Европы некогда существовал народ, мастерство и наследие которого просто поражают. Назывались они кельтами.

Время их не пощадило: от некогда могущественного народа осталась только память в виде сложных орнаментов, названий на карте и крестов, покрытых орнаментами, на полях Ирландии.

Значение которых не до конца понятно, притягивают взор, завораживают, гипнотизируют. Глядя на них, поневоле поверишь, что эти странные переплетения линий имеют мистическую силу. Как и в рисунках других народов, в орнаментах и плетениях кельтов отражены их верования и мировосприятие.

Если посмотреть на кельтские узоры, значение их уже не будет казаться такой огромной тайной. Все линии не имеют ни конца, ни начала, как в представлениях кельтов не имела ни конца, ни начала человеческя жизнь. В мире все взаимосвязано и переходит друг в друга, меньшее всегда является частью чего-то большего. Кельты верили, что человек - часть с которым ему предстоит слиться, пройдя через множество смертей, рождений и перерождений. Когда индивид выбирал себе рисунок для оберега, он выбирал и свою судьбу, поскольку существовали орнаменты, которые приносили владельцу удачу, здоровье, счастье и любовь.

Значение кельтских узоров можно попробовать разгадать, глядя на медальоны и немногочисленные сохранившиеся подвески.

Линии извиваются, закручиваются, пересекаются в пространстве как гигантский лабиринт. Именно это и скрывают в себе кельтские узоры. Значение их здесь прозрачно - в котором блуждает человек до того, как придет к осознанию истины, то есть до того, как попадет в центр лабиринта.

Другой необычный кельтский символ - крест, но не простой, а с окружностью. Он олицетворял гармонию четырех элементов. Примечательно, что на конце он расширяется (как символ к саморазвитию, к выходу за рамки).

Кельты считали, что человек одновременно живет как в реальном, так и в нереальном мире. Причем символы последнего помогают жить в этом мире, способны на него влиять и изменять ход событий.

Еще один известный символ - триксел, или трилистник. Изначально он обозначал три ноги, исходящие из одного центра, которые олицетворяли гармонию Огня, Воздуха и Воды.

Значительно позже орнамент изменился, став похожим на три спирали, которые образуют в центре треугольник.

Кельты изображали и животных. Причем кролик имел двойственное значение. Это символ процветания, любви, достатка, но также и хитрости, изворотливости и похоти. Как и у многих народов, змеи у кельтов считались священными хранителями волшебных секретов и врачевания. Олень - символ возрождения, так как каждую весну сменяет рога.

Интересно, что у кельтов в мифологии встречаются драконы. Это довольно необычно, так как данный "зверь" обитает в основном в Китае и символически изображают кельтские узоры. Значение данного символа - защита, мудрость и способность даровать бессмертие.

Подводя итоги всему вышесказанному, стоит отметить, что многочисленные сохранившиеся орнаменты поражают красотой и сложностью исполнения. Кельтские узоры и их значение всегда будут привлекать к себе внимание людей.

Древний мир состоял из известных всем цивилизаций: Египта, Рима, Греции и Китая, о которых много написано. Изучением античности занимается отдельная ветвь археологии. Но мало известно о племенах, заселявших просторы Европы, например о кельтах. Они считаются варварами, но стоит взглянуть на - эти узлы и завитки, как возникает невольный вопрос: как варвары могли создать нечто подобное?

Кто такие кельты?

Кельты - это народ, заселявший территорию Северной Европы в 500-250 гг. до нашей эры, а именно - территории Ирландии, Шотландии, Уэльса и часть Северной Франции. К сожалению, памятников кельтской культуры на сегодняшний день очень мало, а те, что есть, разбросаны по местам их бывшего обитания. К таковым относятся знаменитые кресты оригинальной формы и различные ювелирные украшения из золота и серебра, каждая из находок украшена уникальным орнаментом, вариации которого известны нам как кельтские узоры. Эти замысловатые хитросплетения линий, складывающиеся в единую картинку, являлись отображением жизненного пути человека, всех испытаний и событий, которые преподнесет ему судьба. Кельты не верили в конечность жизни, они считали, что человек бесконечно проходит череду смертей и рождений. Эти верования нашли отображения и в орнаментальной культуре, ведь любые кельтские узоры не имеют ни начала, ни конца.

Значения узоров

Огромное множество видов орнамента поражает, и каждый из них уникален и имеет свою собственную смысловую нагрузку, пропитан только ему свойственной магической силой. Один из излюбленных символов - все нити которого направлены к центру. Означает это духовное стремление человека к высшему началу. Вышеупомянутый имеет окружность в своем центре, которая обозначает единство и взаимосвязь Неба и Земли, а расширяющиеся концы символизируют стремление человека и его сознания к совершенству. Три спирали, образующие в центре треугольник, - это трискел, знак единения трех основных стихий: Воздуха, Воды и Огня. Он также символизирует радость и благосостояние. Очень часто в хитросплетениях нитей, которые и образуют кельтские узоры, можно встретить изображения птиц и животных, каждое из которых имеет свое значение. Например, цапля олицетворяет бдительность, куропатка - хитрость, а вот голубь - любовь и духовное развитие. Змеи занимают особое место в кельтской культуре, они имели значение мудрости и целительных сил, а также являлись хранителями тайных знаний, дарованных им богами. Священным у кельтов считался заяц, который одновременно был символом хорошей жизни, бессмертия и обмана, по следам этого животного кельты предсказывали свою судьбу. Практически каждое животное имеет свое отображение в узорах этого славного народа, даже рыбы не остались без внимания: они стали символом прорицания.

Выбор тату «кельтские узоры»

Несмотря на относительную древность, кельтские узоры выглядят по-современному благодаря абстрактности и графичности. Эта особенность делает их популярными во всем мире, но, естественно, выходцы из этих племен особенно трепетно относятся к своему наследию. Сейчас эти символы используют для украшения ювелирных изделий, для окантовки страниц. Однако большинство людей предпочитают делать татуировки, основой которых служат кельтские узоры. Эскизы таких тату можно найти в любом салоне и выбрать подходящий, но стоит обратить внимание, что каждый из орнаментов несет мощную смысловую нагрузку.

Сегодня кельтские узоры популярны среди любителей тату, и салоны, специализирующиеся на этом виде нательной живописи, предлагают множество различных вариантов рисунков. Но яркие и завораживающие узоры и орнаментальные композиции, созданные мастерами этого древнего народа, не только украшение, но и символический язык, рассказывающий о том, во что верили и как видели окружающий мир кельты много веков назад.

Кто такие кельты?

Такие индоевропейские племена, как белги, гельветы, битуриги, арверны, сеноны, бойи и многие другие, имевшие близкие культуру и язык, называли кельтами. Более трех тысяч лет назад они населяли обширные территории Западной Европы, но разрозненные и очень воинственные племена не стремились к объединению, что и послужило причиной падения довольно мощной кельтской культуры. Немало способствовало этому и Великое Переселение народов, когда множество новых племен и народностей прибывало на территорию Европы и ассимилировалось с кельтами, также значительно сокращая границы их владений. Однако на завоеванных ими землях Бретани и Уэльса, Ирландии, Шотландии и Гренландии существуют кельтские общины, хранящие искусство, верования, традиции и обычаи.

Плодами развитой технологической и материальной кельтской культуры пользовались соседствовавшие с ними племена. Ранний европейский фольклор взял из памятников литературного творчества этого народа множество сюжетов и персонажей, таких как Изольда и Тристан, чародей Мерлин, рыцари Ланселот и Персифаль. Кельтские орнаменты и узоры, украшавшие предметы быта и памятники искусства, перешли на страницы рукописных книг и стали популярны в декорировании светских и религиозных строений.

Когда возникло кельтское искусство?

Самые древние образцы декоративно-прикладного творчества кельтов можно увидеть на различных предметах быта, ювелирных и металлических изделиях, оружии. Они украшены разнообразными геометрическими, растительными и животными узорами.

Сегодня принято считать началом кельтского художественного стиля примерно 800 год н. э., когда монахами был создан англо-ирландский богато иллюстрированный манускрипт, известный под именем Book of Kells - «Келлская книга». Благодаря этой и другим подобным книгам мы можем узнать об истории и культуре этого народа, так как сами кельты не оставили после себя никаких письменных свидетельств.

Особенности «островного» искусства

Именно так еще называют искусство кельтов, вобравшее в себя как языческие, так и раннехристианские особенности. Отличается оно нестандартностью, декоративностью и изяществом. Кельтские узоры в большинстве случаев не имеют ни начала, ни конца и образуют сложнейшие переплетающиеся прямые или криволинейные конструкции.

Кельты верили, что первозданных форм жизни всего семь:

  • растения;
  • насекомые;
  • рыбы;
  • рептилии;
  • птицы;
  • млекопитающие животные;
  • люди.

Все они включались в кельтские узоры, но только в очень сильно преобразованной и стилизованной форме, дабы не обидеть Творца копированием. Фигуры животных и птиц изображались с переплетающимися и образующими различные спирали ногами, ушами, языками и хвостами.

Геометрические и абстрактные узоры

Самые ранние кельтские узоры - правильные круги и ромбы, различные геометрические изломанные формы, а также S-образные спирали и завитки - украшали посуду. К ним мастера довольно часто добавляли те или иные растительные элементы, такие как позаимствованные с юга изображения листьев пальмы, цветков лотоса или вьюнка.

Сегодня наиболее известны следующие формы кельтских орнаментов: узлы, кресты, лабиринты и спирали. Разбираясь, что означает кельтский узор, следует помнить о веровании древних кельтов в множественность смертей и жизней, через которые каждый человек проходит на своем пути к совершенству мирового Духа.

Исходя из этого, каждый узел кельтского орнамента создается одной-единственной нитью жизни. Таким образом, узоры, узлы и орнаменты являются как символами, так и картами жизненного Пути.

Анималистические кельтские узоры и их значение

Примерно в V веке до н. э. в кельтском искусстве появляются изображения различных, в том числе и фантастических, птиц и зверей. Так, птицы символизировали собой свободу, а также дух, который может общаться с Высшими силами и передавать их послания на землю. Кроме того, именно они сопровождают живых в путешествиях, а умерших - в их пути на тот свет. Но и у каждой из изображаемых птиц было особое значение:

  • цапля - бдительность;
  • голуби - любовь, духовная жизнь;
  • утка - соединяет силу земных вод и небес (Богов);
  • фазаны - помогают прорицателям;
  • ворон - символ предзнаменований и неизбежных перемен.

Змеи часто включались в кельтские узоры, и их значение было довольно разноплановым. Эти рептилии считались не только защитниками здоровья, приносящими из глубин Земли волшебные знания для богинь-целительниц, таких как Сирона или Бригантия, но и символами мудрости. Ежегодная смена змеями кожи сделала их символом возобновления и регенерации.

Также довольно часто использовались изображения белого оленя, зайца, лошади, дельфины и собаки, каждый из которых имел своего божественного покровителя и служил ему. Из мифологических животных наиболее часто в узорах и орнаментах встречаются драконы, защищающие нашу планету от враждебных воздействий.

развитию народных промыслов. Особенно славились ювелирные украшения с характерными орнаментами.


Кельтское искусство и декоративно, и духовно. Тесно связанное с традициями и верованиями

кельтского народа, оно выполняло три основные функции:
- наглядно изображало историю;
- украшало;
- несло религиозную символику.

Согласно мировоззрению того времени, существует семь первозданных форм жизни:

растения, насекомые, рыбы, рептилии, птицы, млекопитающие и люди. Все они отражались в кельтском

искусстве, но в стилизованной и образной форме, поскольку копировать Создателя запрещалось.

Человеческие фигуры (антропоморфные существа) изображены с вытянутыми конечностями,

бородой, животные (зооморфные существа) представлены с переплетающимися ушами, хвостами и языками.

Кельтские узоры весьма разнообразны. Они могут быть как прямолинейными, так и криволинейными.

Прямолинейные узоры включают геометрические орнаменты, например прямоугольные

или ступенчатые, а также их измененные формы с диагональными линиями.

Криволинейные узоры содержат спирали, переплетающиеся полосы и узлы.

Древние декоративные формы были достаточно простыми; набор ограничивался линиями, крестами и кругами.

Они основывались на наблюдениях за такими небесными телами, как Солнце и Луна.

Так, крест означал четыре ветра, четыре сезона, четыре стороны света.

При отгибании концов креста на 90 градусов фигуре придавалось движение.

Этот орнаментальный узор известен как свастика – один из наиболее распространенных

художественных символов древнего мира. Он означал хорошее предзнаменование и благословение

и, что мало кому известно, использовался христианской церковью.

Слово «свастика» (производное от англ. svasti) – «процветание». Трискелис, трехконечная свастика,

считался символом солнца начиная с бронзового века (самые ранние узоры датируются 1500 гг. до н.э.)
Сегодня этот символ изображен на гербе острова Мэн (слово «трискелис» образовано из греч. tri и skelos – «три ноги»).

Спиральные узоры произошли из свастики и трискелиса.

­­
(Трискелис)

Колесо символизировало солнечные лучи. Множество колес самых разнообразных форм

было захоронено в могилах, чтобы освещать путь покойного в загробной жизни.

На скандинавских резных камнях 1500 гг. до н.э. обнаружены колеса в виде квадрата с закругленными углами.

Между 3000 и 1500 гг. до н.э. египтяне использовали спиральные узоры для росписи потолков гробниц

фараонов: одни из них образовали узорчатое кружево, а другие составляли бордюры.

Важное место играл цвет, наиболее распространенным был красный, желтый, синий, зеленый, черный и белый.

Часто включались растительные мотивы, связанные между собой спирали и завитки.

Последние применялись для окаймления деталей, а концентрическими кругами украшали печати.

Спиральный мотив распространился из Скандинавии в Шотландию и Северную Великобританию

(в музеях этих стран можно увидеть множество предметов, украшенных спиральным орнаментом, например рукоятки мечей).

Кельты научились создавать новые виды спиралей, а также выводить две полосы или более

из центра круга. Наличие множества полос подразумевает возможность их пересечений.

Полосы заканчиваются зооморфными мотивами или огибают другие спирали, образуя подобие непрерывного узора.

Скандинавские предметы бронзового века украшались главным образом спиралями, соединенными

S- или С-образными кривыми. В природе, например, в раковине улиток большинство спиралей

закручено по часовой стрелке, в то Время как кельтские спирали могут иметь разные направления.

Это чередование в узоре создает сбалансированность,­ и в этом заключается главная особенность кельтских мотивов.

В более поздних кельтских узорах спирали расположены друг от друга на значительном расстоянии

и соединены длинными сужающимися кривыми – спиралями-воронками­, названных так потому,

что две линии расходятся из центра мотива наподобие воронки, формируя широкую кривую.

Затем линии возвращаются, чтобы снова соединиться и затем разойтись. В результате возникают узоры

из спиралей и изящных кривых; пустые участки нередко закрашиваются или заполняются декоративными деталями.

Спирали-воронки возникли на Крите и оттуда в бронзовом веке пришли в Великобританию, где и были приняты

кельтами, которые стали украшать ими ювелирные и другие изделия.

В Великобритании такие спирали можно найти на старинных кельтских предметах,

датируемых 200 г. до н.э. – 200 г. н.э.
Самый ранний мотив – спираль – первым исчез в начале Х столетия.

Спиральные узоры использовались главным образом в ювелирном деле и других

художественных работах. Чаще всего выполнялись в виде эмалей, а не рисовались красками или чернилами.

Множество рисунков были вырезаны на камне и не окрашены. Рукописные шедевры были созданы

с помощью простых материалов – гусиного или вороньего пера. В качестве основы служил пергамент.

Кельтские художники отлично знали химические свойства пигментов, поэтому их рукописи изобиловали яркими красками.

­
­

СИМВОЛИКА

Историки и искусствоведы давно пытаются определить корни кельтского искусства.

Существует множество гипотез о происхождении кельтов, но нельзя не заметить очевидную связь

кельтских орнаментов с орнаментами восточных стран (Индии, Тибета) и с узорами славянскими.

Что это - случайность или закономерность? Следы ли это одного народа, пронесшего свою культуру

через огромные расстояния, или простое совпадение? Хочется верить, что не совпадение.

Хочется верить, что древние люди, назовем ли мы их ариями или как-то по-другому, в разных формах

пытались донести простые, универсальные знания, мудрость, истинную для всех.

Древние кельты верили, что человеческий дух является частицей мирового Духа.

Что через множество жизней, смертей и возрождений человек проходит путь к божественному совершенству.

Каждый путь - особенный, каждый путь - неповторимое переплетение событий, судеб, испытаний и преодолений.

Кельтские орнаменты - это символические карты Пути. Законы кельтов строго запрещали совершенствовать

или менять ключевые детали орнаментов, считая, что их дали боги. Но, с другой стороны, это не мешало

проявлять мастерам врожденный дар творчества.

Каждый орнамент составлен из отдельных узлов. Каждый узел создается из отдельной нити - нити жизни.

Нить жизни, нить орнамента нигде не прерывается, она переходит из одного элемента в другой, а потом,

через множество переплетений, возвращается обратно. Это символ непрерывности и связи всех вещей во вселенной.

Широко известные кельтские кресты зачастую в своем оформлении имеют много сходств с лабиринтами.

Самые ранние кресты были простыми камнями крестовидной формы и находятся, в основном,

в Ирландии и Северной Умбрии. Сам крест является универсальным древним символом союза

небесных и земных сил, мужского и женского начала. Концы кельтского креста символизируют

бесконечное духовное расширение сознания. Внутренний круг символизирует объединение

и консолидацию земных и небесных сил в центральной точке, источнике духовной энергии.

Созданием более сложных орнаментальных форм креста кельтская культура, видимо, обязана пиктам,

имевшим давнюю и сложную традицию каменной резьбы. Считается, что именно пикты начали резать

большие прямоугольные камни с тщательно выполненными сложными крестами на фронтальной поверхности

и богато украшенными орнаментом боковыми и задней сторонами. По крайней мере именно этот тип

крестов быстро распространился во всей кельтской культуре, появившись впервые в Северной Шотландии.

Спирали символизируют духовный рост. Кельтские спирали обычно тройные. Это демонстрирует тройственную природу

духа, сконцентрированную в центральной точке, фокусе. Тройственность духовной природы выражена христианами в их божественной Троице.

Классические кельтские плетенки, воспринимаемые как обычное украшение и окантовка

сложных орнаментов, символизируют Путь, земной и духовный. Мастер, создавая узор в ознаменование

какого-то деяния, мог в плетенке заложить “запись” не только о том, сколько героев

приняли участие в свершении, каков был их путь, но и кто, какие силы помогали или препятствовали героям.

Птицы – небесные посыльные, символы свободы и трансцендентности, символы духа,

освобожденного от земных связей и общающегося с небесными силами.

Возвращаясь на землю, они приносят весть богов – прорицания и указания.

Птицы помогают смертным в их духовных и земных путешествиях. Стоит вспомнить, что в русской

традиции птица, бьющаяся в окно – предвестник скорой кончины кого-то из живущих в доме.

В кельтской традиции ворон – птица конкретных предзнаменований. Голуби – птицы духовной жизни,

любви и духовного благосостояния. Фазаны – птицы прорицания вообще, помогают прорицателям.

Куропатка – птица хитрости. Утка – мост, соединяющий живительные силы земных вод с океаном небесных сил.

Цапля – птица бдительности.

Заяц был священным животным кельтов, символом процветания, изобилия, хорошей жизни.

В духовном плане заяц представляет рассвет, возрождение, бессмертие Духа.

Это животное посвящено лунным богиням, властительницам и пряхам судеб.

Заяц – небесный посыльный, посредник между смертными и богами.

Но он также великий обманщик, обладающий силой трансформировать, изменять события и вещи.

Петли заячьих следов на снегу читались кельтами как предзнаменования грядущих событий, рисунок узоров судьбы.

Более всего заяц связан с Остерой или Естерой (Астарту, Иштар??), Богиней Весны,

чье празднество возрождения жизни 11 апреля послужило основой созданию христианского праздника Пасхи.

Древние кельты приписывали змеям целительные силы. Живущие в глубинах Матери-Земли,

они должны обладать знанием ее волшебных сил. Змеи приносят это знание на поверхность,

чтобы Бригантия, Сирони и другие богини-целительницы­ могли их использовать.

Вода священных источников, рек и озер насыщена живительной силой Земли.

Волнообразные движения змей и приверженность многих из них к влажным местам

очевидно связали их с водной стихией. Змеи, однако, не только защитники здоровья, но и символы

глубин мудрости. В этом качестве они часто изображались на украшениях королей и жрецов.

Меняя кожу каждый год, змея становится еще и символом регенерации,

возрождения, возобновления жизненной энергии и духовной стойкости.

Одинокий, дикий, не поддающийся приручению, олень был главным солнечным животным кельтов.

Рога, спадающие и вырастающие вновь каждый год, символизировали священное Древо Жизни,

вместилище космических сил, центра, от которого распространяется и возобновляется жизнь,

источник духовного возрождения и перерождения. Как символ избытка, процветания и мужества,

рогатый олень представлял мужскую сторону баланса природы и был священным животным Рогатого Охотника.

Великий Рогатый сам часто принимал облик белого оленя. Белый олень, сам бог, или его посланник,

часто в кельтских легендах служит проводником герою в поисках волшебного.

Лошадь – символ Эпоны и Махи, кельтских богинь плодородия. Эти две богини покровительствовали­

конюшням и всем тем, кто работал с лошадьми. Как защитницы природы, они давали смертным

пользоваться землей для своих нужд, не позволяя, однако, захватывать слишком большие территории

в ущерб дикой природе. Для этого они охраняли вспаханные и возделанные земли, способствуя изобилию,

защищая урожай. Обе богини связывались с целительными источниками и в таких местах археологи

находят немало резных изображений лошади. Как богини плодородия и материнства, Э

пона и Маха сопровождали и защищали смертных от рождения до смерти в течение всей жизни.

Вдоль побережий, мест обитания древних кельтов, стоят камни со стилизованными изображениями дельфинов,

посвященных богине Nehalennia, “Указывающей Путь”. Как Богиня-Покровительн­ица, она дает защиту

путнику и на земных дорогах и после смерти. Кроме того, она представляет изобилие Матери-Земли,

обеспечивая процветание людей, и часто изображается с Деревом Жизни и Рогом Изобилия. Ее силы

воплощены в дельфинах, воронах и собаках. Дельфины – проводники души через воды Океана к

Священному Острову и представляют духовное очищение. Вороны предсказывают опасность и требуют

быть настороже. Собаки – символ верности, защиты и осторожности. Собаки защищают дорожную землю.

Путник, оказавшийся в лесу или незнакомом диком месте может чувствовать себя в безопасности,

устроившись на ночлегна краю дороги – никакие враждебные волшебные силы не посмеют

тронуть того, кто находится под защитой собак Богини. Nehalennia часто связывается с таинственными

силами жизни и целительными свойствами океанов, рек, священных родников.

Рыбы – символ Высшей Мудрости и прорицания. Морские рыбы, свободно путешествующие в океанских глубинах,

были когда-то священными спутниками Владыки Мирового Океана – Лиира. Упоминаний об этом боге

почти не сохранилось. Это самый древний из богов, самый старший. Океан, владыкой которого он был,

это не вода, покрывающая большую часть планеты, а безбрежность Космоса. Земной океан лишь символизировал

просторы Вселенной. Кроме рыб Лиира сопровождал альбатрос – его священная птица. Альбатрос

символизирует вечное движение к совершенству и поиск божественной мудрости.

Различные формы драконов существуют во многих культурах. Греческое слово дракон по некоторым источникам

означает “видеть несомненно, ясно”. Т.е., возможно, драконы – видящие истину. Драконам,

действительно, приписывается дар прорицания. Крылатый змей кельтов – Дух-Защитник,

соединяющий небесные и земные силы для создания защитного покрывала Планеты.

В этой роли драконы являются стражами врат в иные миры, охраняя землю и ее жителей от

вторжения враждебных сил. Они же защищают источники знания и пророческой мудрости

от вторжения непосвященных. Их часто изображают в виде стилизованных спиралей и лабиринтов.

Логова Драконов – священные места, источники энергий земли и места обретения духовной силы.

Часто священные каменные круги Британских Островов обозначали именно такие места.

В геральдике драконы символизируют независимость, мудрость и лидерство.

Священное дерево символизирует духовную энергию, жизнь и мудрость.

Одиноко стоящие деревья имели для кельтов особое значение, являясь земным воплощением

сакрального Древа Жизни. Священное дерево и ритуалы, совершаемые в тени его кроны,

давали новые жизненные силы, долголетие, способствовали духовному развитию.

Это символ щедрости Земли. Древо Жизни пьет своими корнями священные воды жизни из сердца Матери-Земли.

Раскрывая ветви своей кроны в небесах, оно обеспечивает связь между всем сущим, соединяя Небо и Землю.

Этот союз создает священное место духовной силы и мудрости, средоточие силы народа, источник магии.

Около таких деревьев часто воздвигались стоячие камни и каменные кресты.

Впоследствии на этих местах Силы часто строились христианские церкви.

Листья, часто включаемые в кельтские орнаменты, символизируют силу конкретных пород деревьев и помощь

богов, которым эти деревья посвящены. Поскольку культ деревьев был развит и весьма сложен

у кельтов, символика листьев и плодов требует отдельного рассмотрения.

Котел в кельтской мифологии – символ вдохновения и знания, а также источник

трансформирующих, преобразующих и возрождающих сил. Магия Священного Котла

стирает границы между человеком, животным и божеством. Любая форма может преобразоваться

в любую другую посредством этой магии. Хранительница Котла – Серридвен, богиня

преобразования, метаморфоз. Кельты знали о бессмертии Духа и возможности его возрождения,

как в физическом плане существования, так и в духовном. Священным животным Серридвен

был кабан – символ богатства, гостеприимства и праздника.

Дочь Дагды, отца богов, Бригантия очень важное божество у кельтов. Бригантия – солнечная богиня

и ее стихии – свет и огонь. Поскольку она также Богиня-Целительница­, она связана с водой и змеями.

Змеи обладают тайным знанием, а вода – источник жизни. Поэтому святилища Бригантии часто

расположены у священных источников. Туда приходили беременные женщины, чтобы получить помощь

Богини в родах. Многие реки в мире кельтов носят различные формы ее имени, свидетельствуя о ее связи с водой.

Будучи владычицей всех форм огня, Бригантия покровительствует кузнецам, защищает домашний очаг и наказывает пожаром.

Духовный свет – тоже ее стихия. Поэтому она – муза для музыкантов, поэтов и всех творческих людей.

Ее имя означает яркость, сияние света.

Близнецы или пара – один из важнейших символов кельтской мифологии.

Это – союз мужского и женского начал, дарующий новые жизни и сохраняющий динамический баланс

в природе на пути эволюции. Это священный союз небесных и земных сил, который дает мир и гармонию,

благословение земле и людям. Божественная пара представляет собой двойственность природы,

партнерство, единение, в котором каждый партнер сохраняет свою независимость в общем равновесии.

Символы, связанные с божественной парой – рог изобилия, ковш, плоды, цветы, сосуды с вином и животные. Все это – эмблемы изобилия и благосостояния.
­
­

Как правило, кельтское искусство ассоциируется прежде всего со сложными переплетениями шнуровых орнаментов. Они появились позднее всех остальных элементов, лишь в VI-VII веках, но в христианский период истории кельтского искусства стали его символом. Шнуровые орнаменты очень разнообразны: они могут иметь четкую геометрическую форму или извиваться пышной вязью. Кельты не любили оставлять пустые пространства, а узлы идеально подходят для заполнения любой поверхности. Такие орнаменты напоминают переплетающиеся ленты и позволяют сымитировать плетеные изделия. Самые красивые и замысловатые узоры представляют собой извивы одной-единственной линии.
Есть лишь одно правило, которое надо, по возможности, соблюдать, работая со шнуровыми орнаментами: при перекрещивании полосу нужно пропускать то сверху, то снизу другой полосы. Если один раз линия прошла под пересекающей, то в следующий раз она должна пройти над встретившейся на ее пути полосой. Правда, порой соблюсти это правило не удается, и тогда приходится идти на компромисс.
­
­
Прямоугольные орнаменты
Прямоугольные орнаменты, лабиринты и узоры из базовых геометрических фигур состоят из диагональных и прямых линий, образующих полосы одинаковой ширины. Все эти мотивы характерны для кельтского декоративного искусства.
Прямоугольные мотивы не предполагают широкого использования цвета только потому, что отдельные участки получаются незамкнутыми и отсутствуют линии, которые отделяли бы область одного цвета от другого.
­
­
Зооморфные, антропоморфные и растительные мотивы
Зооморфные мотивы представляют собой рисунки, изображающие животных.

В те или иные исторические периоды кельтов интересовали разные животные: на древнейших памятниках,

в сценах охоты или войны обычно изображали коней и вепрей. Ко времени появления первых рукописей

кельты стали чаще рисовать лесных зверей, птиц и рептилий – как правило, в сложных, переплетающихся узорах.
Есть три типа изображений животных, каждый из которых имеет свои особенности.

Проще всего выглядят змеи, больше напоминающие переплетенные ленты с головой и хвостом, к тому же одинаковой

толщины по всей длине. В некоторых узорах от каждого глаза отходят заплетающиеся украшения

с узлами на конце. Птиц рисуют со множеством перьев и завитушек, а из их обычных

с виду тел вырастают причудливо изогнутые шеи. Длинные хвостовые перья образуют

сложные переплетения, а от затылка также может тянуться завитой отросток.
В древних рукописях, если верить тексту, рядом с рисунками явно изображены львы,

но на самом деле эти звери выглядят, как собаки, поэтому сейчас их считают собаками.

В месте соединения их ног с телом часто рисовали спирали, так что одно Изображение

имело три основных признака позднекельтского искусства: обилие переплетений, зооморфные мотивы и спирали.
Антропоморфные мотивы. Кельты считали голову местом пребывания бессмертной души.

Они верили, что, изображая голову врага, можно получить над ним власть и управлять его духом.

Эту часть человеческого тела, одна сторона которого присоединяется к туловищу, а другая –

разделяется на части для образования переплетающихся конечностей, изображали с опущенными

уголками рта и широко открытыми глазами. Длинная борода и волосы формировали дополнительные полосы.

Антропоморфные мотивы часто создаются в форме свастики и включают животных и птиц.
Растительные мотивы. Узоры, включающие растительные элементы, особенно цветы лотоса,

считались самыми ранними художественными формами в Древнем Египте, возникшими из спиралей и завитков.

Они были преобразованы в мотивы, в которые вплетались животные и птицы.
Пальметта представляет собой стилизованный веерообразный лист. Она появилась в Египте

около 3000 гг. до н.э. и часто использовалась для украшения бордюров; в греческих узорах

сочетались листья аканта и цветок лотоса. В древних кельтских узорах соединялись пальметта

и цветок лотоса, наряду с узором в виде лиры, состоявшей из двух S-образных кривых.
В растительных орнаментах листья создавали арабески. Кривые завитки переплетались между собой

по обеим сторонам от стебля и часто заканчивались спиралями.
Виноградная лоза имела особое теологическое значение, поэтому ее Изображение нередко встречается

на кельтских каменных крестах, сохранившихся на севере Англии.
­
­
Спиральные узоры
Спирали – один из древнейших известных человеку декоративных элементов,

который дошел от языческого кельтского искусства до позднехристианского­.

Однако к концу христианского периода их потеснили переплетения и зооморфные изображения.

Впервые спиральные мотивы были обнаружены в Ньюгрейндже (Ирландия) на каменном памятнике,

созданном примерно в 3200 году до н.э., за тысячи лет до появления кельтского искусства.
Спиралевидные формы встречаются и в природе – вспомните раковины улиток и завивающиеся

побеги папоротника. Возможно, именно поэтому древние кельты наделяли мотивы спиралей

символическим смыслом. В течение всей истории человечества спираль привлекала внимание ученых.

«Рост» спирали происходит согласно числам Фибоначчи (ряд чисел, в котором

каждое следующее число – сумма двух предыдущих).
По разнообразию и изощренности спиральных мотивов кельты превзошли все прочие народы.
Самая характерная особенность кельтских узоров этого типа – то, что группы спиралей

в них соединяются С или S-образными кривыми. Раскручиваясь, спирали приобретают форму

воронки и встречаются с другими спиралями и воронками, образуя соединения миндалевидной формы.
В сочетании с центральными завихрениями, которые тоже могут выглядеть по-разному,

и строгой соразмерностью частей рисунка это может по-настоящему гипнотизировать.
­
­
Образы святых и ангелов
Обычно в произведениях кельтского искусства не бывает подобных сюжетов,

однако рукописи составляют исключение – в частности, в Келлской Библии огромное

количество рисунков иллюстрируют содержание. Здесь есть изображения евангелистов,

их символов, ангелов, монахов, Девы Марии, Иисуса Христа и даже Бога-Отца. Чаще всего попадаются
Ангелы, так как считалось, что они постоянно незримо присутствуют на земле.
Келлская Библия полна символических образов: кресты, львы, змеи, павлины,

чаши и виноградные лозы соотносятся с Христом. Важное место занимают и рисунки,

представляющие четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна –

и соответствующие символы (ангела, льва, быка и орла).
Шест с круглым диском на конце, который держат два ангела, называется flabellum (знамя);

этот символ пришел в раннее христианство с востока, где таким опахалом отгоняли

мух во время богослужений. Возможно, кельты-христиане считали, что его Изображение защищает от нечистой силы.

Кельтские узоры впечатляют красивыми и бесконечными линиями, пропитанными глубоким смыслом древних племен. В статье мы поведаем обозначение кельтских татуировок, наиболее популярных в России, и разберемся, какие изображения больше всего подойдут для девушек и мужчин. Подборка фото и эскизов поможет визуально оценить красоту и магнетизм каждого изображения.

Замысловатые узоры были частью кельтской культуры. Древние племена наносили их на оружие, одежду, посуду, стены храмов. Каждый орнамент имел свой смысл, однако значение большей части навсегда потеряно. Ирландские монахи в 800 году создали рукопись «Келлская книга», где запечатлели все орнаменты, перерисовав их с камней, бытовых предметов, ювелирных украшений, металлических изделий.

Кельты были искусными, но свирепыми воинами, нападали на соседские народы, чтобы расширить свои земли и увеличить достаток. Несмотря на жестокость, они были мудрыми и верили в перерождение души. На поле боя кельты словно перевоплощались в зверей, пугали противника своим бесстрашием, кличами и странными нательными изображениями.

Культура завоеванных государств повлияла на кельтские тату узоры и их значения, особенно попав под влияние христианства. В каждом орнаменте переплетаются славянские, византийские, индоарийские мотивы. В 20-м веке многие нательные картинки имеют несколько смыслов и привлекают не только символичностью, но и красотой, совершенством линий.

Татуировки в кельтском стиле на первый взгляд состоят из несколько элементов: завитушек, петель, замысловатых узлов, спиралей, геометрических фигур, напоминая плетеную корзину разных форм . Если внимательно присмотреться, то каждый узор – одна линия, а ее конец соединен с началом. Исходя из этого, практически все рисунки означают бесконечность, тесную связь всего живого с Вселенной, земли с небом, постоянный цикл жизни, ведь племена верили, что человек может пережить несколько смертей и вновь прийти на землю. Среди кельтских татуировок есть .

Самые древние изображения:

Растительный и животный мир в кельтских татуировках

Воины на поле боя старались перевоплотиться в зверей. Они считали, что унаследовать темперамент животных можно только через пищу, поэтому перед сражением пили кровь волка, чтобы быть храбрыми и выносливыми, и ели мясо кабана, чтобы получить его свирепость и силу. Кельтские тату зверей пропитаны этой символикой, только в более позитивном оттенке.

Олень – мужественность, благородство и процветание. Его считали солнечным животным и олицетворяли с перерождением души, так как он сбрасывает рога (дерево жизни), и на их месте вырастают новые. Их прибивали при входе в дом, чтобы привлечь достаток. Часто бог спускался на землю в виде белого оленя, чтобы помощь герою в поисках истины.

Кельтская татуировка дельфин – проводник души к священным островам, духовному миру, а также защитник путников и моряков. Его считали помощником богини, указывающей дорогу на земле и на небе. Рыбы у жрецов воинственного племени были символом высшей мудрости. Они были спутниками самого древнего бога Лиира, владыки океанов. Водные просторы они сравнивали с Вселенной.

Кельтские татуировки дракона – символ могущества. Племя считали их прорицателями и стражами порталов в другой мир.

Жрецы кельтов (друиды) наносили нательные рисунки на все видные части тела: лицо, кисти рук, плечи. Основную нишу занимали птицы – символ духовной свободы и прорицания, но они символизировали и смерть, так как первыми прилетали после сражений, чтобы забрать души убитых и отнести на небо. Значение птиц очень разнообразное: фазан и ворон помогали увидеть будущее, был символом чистоты, голубь – любовь и духовность, утка способствовала объединению земли и небес. Воины набивали изображение цапли, чтобы в бою не потерять бдительность, или куропатку для хитрости и смекалки.

Трилистник (клевер с тремя листиками) – часть ирландской культуры. В основном обозначает любовь к Ирландии, ее традициям, но у католиков ассоциируется со святой Троицей. Клевер с четырьмя листами – символ веры, любви и надежды с удачей, может быть дополнен другими знаками ( , картами, ).

Татуировки в кельтском стиле для мужчин – сила и характер

Мужчины выбирают большие нательные картины. Набивая мужские кельтские тату на спине, можно подчеркнуть свою решительность и мужество. Картинка смотрится очень эффектно на мускулистом теле. Для худеньких парней можно подобрать изображение, которое визуально увеличит мышцы, однако их не желательно наносить на переднюю часть ноги и от локтя к кисти.

Орнамент будет отлично выглядеть на плече, шее и предплечье. Мужчины выбирают простые кельтские узоры, драконов, кресты, древо жизни, хищников, реже — собак.

Женские татуировки в кельтском стиле

Миниатюрные нательные картины смотрятся не так красиво, как большие. Плетенные и закрученные линии обычно плотно прилегают друг к другу и могут слиться в черное пятно, но можно подобрать и аккуратные узорчики. При выборе участка тела для изображения стоит подумать о долговечности тату . На растяжках, шрамах и увядшей коже она может исказиться и потерять привлекательность. Кельтские тату оригинально смотрятся на плече, предплечье, лодыжке, спине, руке.

Красиво выглядит кельтское солнце в виде круга, в центре которого переплетаются замысловатые спирали с узлами. На спине прекрасно смотрится симметричный орнамент, напоминая ажурные крылья. Частенько девушки набивают изображение собак. Картинка защищает от всего злого, является символом осторожности и верности.



Кельтская тату лошадь, дух богинь плодородия, приносит красоту и дает жизнестойкость, тайные знания, неукротимость. Обычно ее размещают на спине, а на плече изображают только голову. Древние племена олицетворяли животное со скоростью и движением.

– священное животное, спутник богини Луны, приносит процветание, изобилие, прибавляет силу и здоровья молодым мамам. Племена верили, что он плетет судьбу человека. Изящно смотрится бабочка, особенно на лодыжке или плече. Ее часто изображают небольшого размера и с красивыми изящными крыльями.

Хотя в кельтских татуировках преобладает черно-серая цветовая гамма, девушки могут дополнить картинку другим оттенком, сделать ее более женственной. Если грамотно подобрать ажурные орнаменты, можно подчеркнуть свою неповторимость.

Фото тату с кельтскими узорами

Для девушек


Кельтский орнамент

На плечо

На руке

Мужские

Кельтский дракон

Кельтский узел

Кельтское солнце

Кельтский лев

Кельтские рукава

На шее

На ноге

На запястье

Кельтская вязь

На спине

Кельтское дерево

На пояснице

Эскизы татуировок в стиле кельтские узоры