Что такое быть культурным человеком. Культурный человек

Беседа " Что значит культурный человек "

Краткое описание диспута

Что значит быть культурным человеком? Культурный человек - это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся ее.

Д.С. Лихачев писал: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего, счастье всех людей.

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять...».

Но нельзя полагаться на добро, образование и «правильное» поведение. В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре, а многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни, тем самым проявляя невежество, лень, эгоизм, лицемерие.

Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре, то есть инкультурация, а также приобщение к культурным ценностям и знаниям через социальные институты, то есть социализация, происходят с детства. Ребенок приобщается к традициям, переходящим из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и окружающей среды. Ведь в жизни, чем опытней человек, тем он более конкурентоспособен, а если ему есть откуда брать этот опыт, значит, у него есть преимущества.

В заключении, нужно отметить: сколько бы не говорилось о культуре, но «только по делам познается человек».

1.Организационный момент. Вступительное слово воспитателя.

Ребята, сегодня мы поговорим на тему «Культурный человек, какой он?». Мы будем говорить о том, что определяет культурного человека. «Итак, культурный человек». Я предлагаю вам сейчас, в начале нашего разговора, дать ваше определение. Каков он, культурный человек?

(Ребята дают свои определения. воспитатель записывает на доске: «Культурный человек – это…»

Я сейчас записала ваши определения культурного человека. Посмотрим в конце нашей беседы, что же вы забыли упомянуть. Вы правильно сказали, что культурный человек – это…

2.Содержательная часть.

Хочу напомнить, что культура человека начинается с правил поведения. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей, сделать его более организованным, приличным, красивым.

Нередко о воспитании человека судят лишь по его поведению. Но не только это отличает культурного человека. А что же? Какие качества присущи культурному, воспитанному человеку? Доброжелательность, тактичность, деликатность, честность, благородство. Выручить из беды, бескорыстно помочь в трудную минуту, пожертвовать для другого, даже не очень близкого, а порой и незнакомого человека чем – то важным, не поскупиться для него на время, хлопоты, труды – все это норма поведения для воспитанных, благородных людей. Но вот в чем беда, в последнее время все больше ощущается дефицит душевности, доброты – милосердия. И нужно сделать так, чтобы эти качества сохранились у вас, чтобы они были вашим достоинством. Воспитанный человек всегда вежлив, деликатен, доброжелателен по отношению к окружающим людям. Мы сегодня упомянули о том, что воспитанный человек вежлив и к малознакомым, и даже к незнакомым людям. Он вежлив в любую минуту.

Итак, мы говорим о вежливости, доброжелательности, деликатности, о тактичности. Нетактичным считается чрезмерное любопытство, чтение чужих писем, записей. Недопустимо высмеивать физические недостатки людей, подслушивать чужие разговоры, писать анонимные письма.

Важнейшее качество воспитанных людей – скромность. Скромный человек самокритичен, требователен к себе, не переоценивает свои возможности и способности. Он не стремится выделиться внешне: не будет громко разговаривать в автобусе, среди прохожих, не станет хвастаться своими заслугами.

Многие считают, что уважение, вежливость, такт не обязательно проявлять по отношению к родителям.

Вопрос:

А как считаете вы? (ответы детей)

Сын, который не может помочь родителям убрать квартиру, сходить в магазин, включающий громкую музыку даже тогда, когда домашние отдыхают, - это воспитанный человек? Задумайтесь, а каковы вы с родителями? Приветствуете ли их, когда утром просыпаетесь, говорите ли: «Доброе утро», «Спокойной ночи», когда ложитесь спать? Говорите ли волшебные слова: «спасибо», «извини»? Послушайте, что произошло с героем стихотворения «Перестарался» Сергея Погореловского. (чтение стихотворения)

Значит, вежливыми мы должны быть не только с окружающими людьми, но и с родителями: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестренкой, братишкой.

Еще одно качество культурного человека – обязательность и точность. Еще в древности установлено: договоры надо выполнять. Помните пословицу: «Точность – вежливость королей»? Бывает, что человек заранее знает, что свое обещание не выполнит, слово не сдержит. Порой дает обещание сгоряча, необдуманно, и даже оказывается, что оно просто невыполнимо. Порядочный человек стремится быть пунктуальным, всегда выполняет свое обещание.

Подумайте, пожалуйста, всегда ли вы точны, выполняете ли вы всегда данные обещания.

Вопрос:

Назовите, пожалуйста, полезные и вредные привычки.

Вы часто слышите такое выражение: «Люди должны соблюдать этикет». А что такое этикет? Этикет (от греческого «этика» - нрав, обычай) – свод правил поведения людей в их отношении к окружающим, он регулирует внешние формы поведения человека. Послушайте, пожалуйста, задачи и попробуйте их решить.

Задача 1.

Лена сидела в трамвае. Она все время болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

Девочка, сиди спокойно, пожалуйста.

А что я сделала? – Возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

(Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным?)

Задача 2.

Шел Боря домой из школы. Видит: идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошел своей дорогой.

(Как бы ты поступил на месте мальчика?)

Задача 3.

Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики побежали мимо, и лишь через одну минуту где – то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна» Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.

(Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в поведении)

Задача 4.

Петя пришел в школу, поздоровался с уборщицей, учительницей Марией Ивановной. В коридоре он увидел директора и поздоровался с ним. На перемене мальчик вновь встретил директора. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать: поздороваться еще раз или пройти, будто не видишь.

(Как должен поступить Петя?)

3.Заключительная часть.

Итак, ребята, какие же качества еще определяют культурного человека? Об этом мы можем говорить долго, приводить множество примеров. Мне хотелось бы, чтобы вы с сегодняшнего дня все взяли на вооружение, постарались бы соблюдать правила поведения, о которых мы сегодня говорили, и были культурными людьми во всех жизненных ситуациях.

Составитель: Белоусова О. И., воспитатель КОУ СКОШИ

Шербакуль, 2015

Культура поведения — это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.

Каждый член общества обязан выполнять действующие нормы поведения, основные принципы которых: уважение к окружающим, уважение к старшим и женщине, понимание собственного достоинства.

Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.

Культурный человек всегда знает и готов соблюдать основные нормы поведения, при этом он внутренне убежден в их необходимости. Подлинно воспитанный человек ведет себя подобающим образом не только на официальных приемах, не выставляет напоказ свои изысканные манеры, а проявляет свою воспитанность в самых незначительных поступках повседневной жизни.

Соблюдение правил приличия, вежливость, доброжелательность должны выполняться естественно, непринужденно, без притворства и ложной скромности.

Соблюдая общие требования, необходимо выработать свой стиль поведения. Но этот стиль должен выражать личность человека, а не его стремление выделиться. Для человека очень важно понимать, что жизнь — не сцена, и поэтому надо в своей жизни быть, а не казаться. «Быть» — это быть самим собой, таким, каким подсказывают собственные убеждения, собственная совесть, быть со своими недостатками и достоинствами.

Казаться — это подстраиваться под других, изворачиваться по обстоятельствам, играть кем-то написанную роль.

По-настоящему культурный человек живет по принципу «быть», как бы трудно это ему не давалось, он всегда естественен, ведет себя непринужденно, не заискивает и не лицемерит, его не смущают должность или общественное положение собеседника. Наоборот, тот, кто старается «казаться», в первую очередь пытается продемонстрировать свой, самим придуманный «авторитет», образ «умного и самого хорошего». Как это ни странно на первый взгляд, тем, кто живет по принципу «быть», труднее в жизни, более того, с ними труднее жить и работать, ибо честность, объективность, смелые суждения, невзирая на … далеко не всем по вкусу. Куда проще соседствовать (в том числе и на работе) с недалеким подхалимом, двуличным трусом, имитатором, который сам ничего не может и с других много не требует.

Но прогресс двигают именно те, с кем трудно. Надо отметить, что в большинстве случаев именно они самокритичны, ответственны за свои действия, способны сомневаться и критически относиться и к своим, и к чужим мыслям и действиям. Доброта и культура таких людей не лезет в глаза, она незаметна, потому что это их человеческая сущность.

Воспитанный человек — это не только образованность, не только правильные привычки, усвоенные в семье, а в первую очередь внутренняя культура, основанная на постоянном, непрерывном самообразовании и самовоспитании, на уважении к другому человеку, на желании быть интеллигентным, в самом лучшем понимании этого слова.

Часто задается вопрос: какого мужчину, какую женщину назвать красивыми? Проводятся конкурсы «мисс» и «мистер», определяются внешние параметры красавиц и красавцев, демонстрируются приемы и рецепты увеличения бицепсов и уменьшения талии, удлинения ног и укорачивания волос на теле и т.д. Заканчивается конкурс, и вот первая красавица или красавец в улыбках и блицах фото- и видеокамер дает интервью — и что же?

Вся прелесть пропадает — ни одной своей мысли, ни одного умного слова, тонкой шутки и обычной искренности. Сиюминутный лоск, внешний стандарт, предварительно навязанный зрителю — вот и все. Поэтому главное в красоте человека — обаяние, обаяние как внешнее проявление внутренней красоты.

Обаятельный человек — обязательно умный, деликатный, тактичный, он исключительно из тех, кто живет по принципу «быть», а не «казаться», его красота — в красоте его души.

Уместно спросить, а почему в обществе еще много внешне эффектных пустышек, подлиз, подхалимов и прочее? К сожалению, еще велик на них социальный заказ как со стороны добившихся служебного положения имитаторов и лицемеров, так и со стороны высокопоставленных циников. Цинизм, даже в сочетании с умом, знаниями, соблюдением правил поведения, несовместим с понятием истинной культуры и воспитанности. Основные проявления цинизма заключаются в наглом, бесстыдном поведении, откровенном презрении к общепринятым нормам морали и этики, неуважении к людям и обществу в целом.

Придти к цинизму не так сложно: сначала — самовлюбленность, потом — самовлюбленность, доведенная до неприятия другого мнения и другого человека вообще, далее — просто безнравственность и ее апофеоз — цинизм.

Проблема же воспитанного, высококультурного, благородного человека — это доверчивость в сочетании с непониманием: как может быть иначе? Он не понимает, как можно жить дрязгами и склоками, как можно жить без высокой литературы и подлинного искусства, ему непонятен смысл подмены настоящей работы имитацией, он не понимает, зачем ради степени или звания идти на плагиат или псевдонауку.

На чем же основывается поведение воспитанного человека?

Во-первых, на уважительном отношении к людям. воспитанному человеку проще разочароваться потом, чем изначально настраивать себя против всех или против большинства.

Конечно, он видит недостатки и просчеты окружающих, но его надо долго убеждать в отрицательных качествах, ибо положительные начала в человеке — для него главное. И это во-вторых. То есть воспитанный человек готов к тому, что людям свойственны и достоинства, и недостатки.

В-третьих, воспитанный человек всегда постарается своим поведением, своими действиями обеспечить добрые взаимоотношения между коллегами. Однако по-настоящему честный человек не должен терпеть хамства, двуличия, бестолковости, наглости и обязан давать им отпор. Но этот отпор должен пресечь зло, а не разжигать его, должен быть направлен на ошибки и недостатки, а не на самого человека.

Культура поведения зависит не столько от знания общепринятых норм и правил, сколько от черт характера, которыми каждый человек обязан управлять.

Тактичность — одно из основных таких качеств, оно основывается на понимании того, что другому человеку может быть не по себе, что кто-либо может доставить ему неприятность или вызвать неприязнь. Тактичный человек всегда готов понять переживания другого и старается предупредить возможный инцидент, не применяет (по крайней мере первым) повышенных тонов, а тем более грубости.

Очевидной бестактностью будет демонстративное проявление своей неприязни, но и бестактно будет на людях чрезмерно изливать свою симпатию. Бестактно излишнее любопытство, тем более если оно проявляется в подглядывании и подслушивании. Тактичный человек сделает вид, что он не заметил неловкость, поможет другому в трудном положении, никогда не будет злословить и сплетничать. Особенно недопустимо смеяться над физическими недостатками и над проблемами, возникшими у коллеги или знакомого, обсуждать его личную жизнь.

Культурный человек неприметен в проявлении такта, он всегда считается с окружающими, но не приспосабливается к ним.

Культурного человека всегда отличает вежливость, антиподом которой является грубость. Вежливый — значит желающий добра, не допускающий даже возможности обидеть другого. Грубость — характеристика хама, грубость — проявление низменной самовлюбленности, желание унизить собеседника, несдержанности. Когда нечего сказать, нет разумных доводов, в дело вступают оскорбления, ругательства и неприличные выражения.

Воспитанного человека отличает скромность, которая обязательно сочетается с требовательностью к себе. Но скромность не должна проявляться в застенчивости, в собственной недооценке, в боязни сказать что-либо, неумении отстаивать свои убеждения.

Культурный человек, будучи скромным и проявляя тактичность, обладает чувством собственного достоинства, высшим проявлением которого является понятие чести. «Честь имею» — так высшим образом оценивали в России уважающие себя люди. Для такого человека не приемлемы подлость и низкие поступки. собственная честь, честь любимой женщины, честь и достоинство Родины для него превыше всего и в экстремальных условиях — выше и дороже самой жизни.

Воспитание в себе положительных качеств (а значит, сильной и обаятельной личности) может быть только многогранным и сочетает в себе высокую мораль и требовательность, уважение к труду и образованность, любовь к жизни и ее любым проявлениям, уважение к старшим и женщинам, любви к детям и стремлении помочь слабым; важную роль играет эстетическое самовоспитание выражающееся в развитии способности понимать прекрасное, потребности в постоянном общении с литературой, театром, живописью, музыкой, другими видами искусства.

Следует заметить, что религия закладывает в сознание людей чувство греха, обязанность творить добро и не допускать зла. Истинно верующий человек не может быть аморален во всех проявлениях жизни: в быту, на работе, среди других людей.

Перед высококультурным и воспитанным человеком всегда стоит проблема выбора. Он не только не боится, а поощряет в себе сомнения и раздумья над возможной дилеммой, принятие принципиального решения для него — нравственная проблема.

Такой проблемы нет у имитатора, подхалима, подлеца, эгоиста — они всегда готовы к имитации, к подлизыванию, к подлости, готовы любить только себя. Сиюминутная выгода, постоянная слабина к себе, нежелание решать проблемы на основе высокой требовательности и самокритичности упрощают жизнь. Но в конечном итоге от этого страдают все и вся. Полезные люди не могут в полной мере реализовать себя и свои достоинства, страдает общее дело, а мелкий человек мельчает еще больше, личность его разрушается не в меньшей мере, чем у опустившегося человека. Недаром многие гиганты человеческой мысли всегда подчеркивали, что оказавшийся в силу обстоятельств внизу социальной лестницы человек может сохранить свою личность и достоинство, а поднявшийся наверх подонок и дурак этих качеств от своего положения не приобретет. Достаточно вспомнить героев Толстого, Достоевского, Пушкина, Чехова, Гоголя, Грибоедова, Горького.

Мир не стоит на месте и развивается. Однако в любые времена существвовали определенные рамки и ограничения, которые человек просто обязан соблюдать. Именно поэтому сейчас хочется разобраться, что значит быть культурным и цивилизованным человеком.

Немного о терминологии

Как известно, начинать разбираться в вопросе нужно с определения основных терминов. В чем же состоит различие, или все-таки существует общность понятий "цивилизованный" и Нужно отметить, что версий существует несколько.

  1. Термины «цивилизация» и «культура» рассматриваются как синонимы, неотделимые друга от друга понятия. В данном контексте цивилизация определяется уровнем развития общества, его культурных традиций.
  2. Термины «культура» и «цивилизация» являются противостоящими друг другу. Об этом любил рассуждать еще Так, согласно его мнению, культура - это нечто нравственное, то, что заложено в человеке. А цивилизация требует от человека только лишь внешнего соблюдения общепринятых человеческих правил сосуществования в обществе.
  3. Весьма интересно мнение О.Шпенглера о Так, он рассматривает культуру как нечто циклическое. И когда культурное развитие общества достигает своего пика, то есть цивилизации, происходит деградация и угасание. И культура сменяется.
  4. Н.А.Бердяев утверждал, что культура - это что-то индивидуальное, особенное, присущее определенной группе людей. А вот цивилизация - это повсеместное и самое обычное явление, которое может повторяться во многих обществах.

То есть, можно сделать вывод, что это термины точно взаимосвязаны друг с другом, независимо от той теории, которая их рассматривает.

О людях

Подобная ситуация возникает и в том случае, если надо разобраться, что значит быть культурным и цивилизованным человеком. Опять же, так как нет единого мнения насчет данных терминов, то и определиться с обозначением культурного или цивилизованного человека очень сложно. Тут многое зависит от того общества, в которое интегрирована личность. То есть в одной социальной группе нормальными могут быть одни действия и высказывания, в то время как в иной они полностью неприемлемы. Такое, к слову, часто встречается, если сравнивать развитых стран и африканских диких племен.

Культура человека

Но все же: что значит быть культурным и цивилизованным человеком в обычном европейском обществе? Это значит - придерживаться тех норм и правил, которые были ранее приняты. К слову, одни могут уходить в небытие, другие - возникать. К примеру, сегодня уже никто не здоровается, приподнимая шляпу. Зато, увидев знакомого человека, нужно вынуть наушники из ушей, чтобы поздороваться.

Также надо отметить еще и то, что понятие «культура человека» тесно связана с термином «образованный человек». То есть личность должна быть духовно богатой. Это начитанные люди, которые стараются развиваться и учиться, независимо от места работы, социального принадлежности или наличия высшего образования. Человек может не иметь вузовского дилома, но быть богатым духовно.

Примеры культурных людей

Если группе людей задать вопрос «что значит быть культурным и цивилизованным человеком?», в ответ можно услышать множество самых разных мнений. Для одного культурный человек - это тот, что не мусорит на улице. Другой же выдвигает к личности более широкие и глубокие требования. Но все же можно постараться выделить и рассмотреть примеры культурного и цивилизованного человека.

  • Это они уважительно относятся даже к незнакомцам.
  • Культурный человек также должен быть в меру эрудированным.
  • Постоянное обучение и познание чего-то нового - отличительная черта культурного человека.
  • Культурный человек придерживается правил сожительства в обществе. То есть не сорит на улицах, поддерживает порядок дома и в родном городе.

Некультурным же человеком называют того, кто не соблюдает данных правил и является асоциальной личностью.

Прежде чем разобраться, кто же такой культурный человек, важно дать четкое определение «культуре». Данное понятие с трудом поддается трактовке, так как является очень многоаспектным и проявляет себя в совершенно разных ипостасях. В соответствии с различными подходами, культуру необходимо рассматривать:

  • В общем смысле. Как совокупность характеристик, присущих определенной общности.
  • В более конкретном смысле. Как системообразующий элемент социальной действительности.

Не будет лишним каждый из них рассмотреть в отдельности.

О первом подходе

Он предполагает рассмотрение культуры как сочетания всех результатов исторического развития человеческих общностей. В данном контексте она включает в себя:

  • Особенности ментального склада ума.
  • Духовное наследие, включающее традиции, обычаи, культово-обрядные практики, праздники, быт, фольклор и искусство.
  • Систему ценностей, выработанных и устоявшихся на протяжении истории.

В широком смысле язык и вероисповедание так же воспринимаются как составные элементы культуры.

О втором подходе

Он рассматривает данное явление как основной социально-образующий фактор и концентрирует внимание на таких показателях индивида, как:

  • Духовная организация.
  • Полноценное разностороннее развитие.
  • Склонность к гносеологической (познавательной) деятельности.
  • Нравственное воспитание и моральные ориентиры.
  • Склонность к взаимодействию с другими представителями общества, эстетическое начало.

Культура, как социально-образующий фактор, является индикатором развитости обозначенных показателей у конкретного индивида и у групп людей, формирующих общество. В социальной психологии, чем она выше, тем в большей степени развиты приведенные показатели. В каждом отдельном обществе параметры культуры отличаются. Из чего следует вполне логичный вывод. И звучит он так: культуры неоднородны, разнообразны и уникальны.

Роль культуры в социальной жизни

Социум, или общество, являет собой одну из форм общностей. Это нужно запомнить. Каждому обществу, в свою очередь, независимо от его размера и состава, присущи отличительные черты, обеспечивающие его уникальность. Говоря о роли культуры в социальной жизни, целесообразно прибегнуть к теории систем.

Тут всё просто. Социальная жизнь - это своего рода система. И культура в данном случае выступает системообразующим элементом. Наравне с экономической формацией, политическим строем, формой устройства государства, в котором проживает общество.

Основополагающим постулатом рассматриваемой теории является следующее утверждение: «Изменение или удаление одного из элементов системы неминуемо влечет за собой изменение всей структуры в целом и в конечном счете ведёт к её распаду».

Но роль культуры в жизни социума носит витальный характер. И даже теоретическое рассмотрение исключения культуры из общественной жизни является не то, что бессмысленным. Оно просто логически невозможно.

Уровни проявления культуры

Как уже было сказано, трудность понимания и восприятия изучаемого понятия напрямую связана с плюрализмом форм его проявления.

Самый высокий уровень дифференцирования культур - цивилизационная принадлежность. К примеру, проявляется в разности совокупностей культур Африканских и Европейских народов. Самой яркой разделительной линией, отделяющей культуры между собой на сегодня, является национальная принадлежность.

Учитывая их многообразие, это как ничто лучше демонстрирует контраст различных культур. Существуют и другие, менее масштабные уровни культуры, которые способны существовать как в рамках одной национальности, так и за их пределами. Выходя за них, они объединяют людей на основе общности интересов, жизненных взглядов и убеждений, идеологии и т. д.

Такие проявления культуры могут быть основаны на совершенно разных фундаментах. И чаще всего именуются субкультурами. Примеры всем известны - неонацисты, хип-хоп-сообщество, косплееры, геймеры.

Материальная и духовная ипостаси

Рассматривая понятие культурного человека, их тоже стоит отметить вниманием. Тут имеет место быть как материальная, так и духовная ипостась. Причем в совершенно разных аспектах жизни.

Материальная культура воплощена в картинах, архитектурных памятниках, в произведениях кинематографа, музыки и поэзии, признанных классическими и приобщенными к историческому и национальному достоянию.

Материальная культура проявляет себя даже в конкретных брендах, напитках, наименованиях музыкальных групп. Последние три случая являются примерами проявления популярной культуры - как американские «Кока-кола», «Металлика», «Макдональдс» на рубеже девяностых-двухтысячных. Или Apple, «Майкрософт», «Старбакс» в наше время. Также она проявляется в национальных одеяниях, прическах, кухне и т. д. Это уже не просто составляющие культурного человека, а проявление самобытности социума, к которому он относится.

Что же касаемо нематериальных проявлений культуры? Они чаще всего обнаруживают себя в качестве признаков, используемых социологами и философами при описании психосоциологических особенностей разных обществ. Об этом будет более подробно сказано позже.

Кто такой культурный человек?

Это понятие теперь можно рассмотреть в подробностях. В современном понимании он воплощает собой личность, перманентно стремящуюся к удовлетворению баланса потребностей, включающих стремление к духовному, ментальному, нравственному и эстетическому самосовершенствованию.

В намерении гармонизировать и в равной степени развить эти 4 элемента, человек растет культурно. Духовное самосовершенствование предполагает приоритет интересов к творчеству, искусству и другим продуктам когнитивно-конструктивной деятельности личности над материальными ценностями. Данное стремление - ключевое качество культурного человека.

Что касательно ментального развития? Оно подразумевает стремление приумножать и расширять знания. Нравственное самосовершенствование - воспитание в себе основных благодетелей. Таких как честность, верность, справедливость, скромность.

Эстетическое самосовершенствование - любовь и осознание ценности красоты. Подразумевает склонность к прекрасному, или тягу к красоте. Имеется в виду не только слабость к красивому извне, но и приверженность к индивидуальному облагораживанию. Всё это - качества культурного человека.

Признаки культурной личности

Тоже интересная тема, и её стоит затронуть вниманием. На самом деле, при первой встрече с той или иной личностью нельзя точно определить, что это - культурный человек. Ведь духовное, ментальное и нравственное богатства не всегда способны отчетливо проявить себя при первом общении. В то же время существует ряд отличительных качеств и особенностей, которыми непременно обладает культурный человек.

Это, в первую очередь, наличие правильного воспитания, отвечающего нормам общества, в котором он проживает. А ещё соблюдение правил этикета во взаимодействии с другими людьми, умеренное поведение и негативное отношение к вычурности и эпатажу.

Обязательный «атрибут» культурного человека - это учёт и уважение комфорта окружающих. А ещё склонность не реагировать на явные провокации, способность защищать собственное достоинство, не прибегая к низостям и не теряя самообладания.

Физическими, визуально заметными признаками культурного человека могут выступать и особенности гардероба. Такая личность, как правило, избегает пестроты и скабрезности в одежде. Поскольку это может создать образ несерьезного, незрелого индивида.

В некоторых случаях аскетизм в быту и имидже может быть качеством культурного человека. Не стоит путать с безвкусием, низким качеством и пренебрежением к собственной внешности. Культурный человек умело проецирует на своем внешнем образе личные внутренние достоинства.

Социальная культура

Об этом - напоследок. Ранее было оговорено - что такое культура и культурный человек, были описаны качества и признаки, определяющие его. Но! Добавление к формуле «культурный человек» понятия социальности предполагает включение индивида с ярко выраженными духовными, ментальными, нравственными и эстетическими характеристиками в систему межличностных взаимоотношений в пределах организованной общности.

Это если углубляться в изучение понятия. Другими словами, социально-культурный человек - тот, кто способен применять свои развитые качества в процессе взаимодействия с другими членами социума, тем самым способствуя поступательному движению в процессе общественного развития.

Древние римляне называли культурными тех, кто окружал себя достойными попутчиками среди вещей, людей и мыслей. Немецкий философ Гегель наделял культурного человека универсальными способностями, характерными для всех остальных. Что сегодня значит быть культурным человеком – в этой статье.

Что значит быть культурным и цивилизованным человеком?

Такого человека нередко называют воспитанным и интеллигентным, ведь только такой может идеально вести себя в обществе с точки зрения общепринятых норм морали. Если он соблюдает этакий обывательский кодекс чести, то для общества в любой ситуации будет оставаться культурным человеком, а вот наедине с собой, то есть за «закрытыми дверями» может быть кем угодно – тираном, деспотом, маргиналом и пр. Выйдя за пределы своего жилища, у культурного человека должен автоматически включаться тумблер самоконтроля по соблюдению общепринятых ритуалов и правил . Если к данным характеристикам культурного человека прилагалось еще и хорошее образование, то в глазах окружающих он поднимался до уровня интеллигента. В принципе, другие требования к «культурному человеку» общество не предъявляло.

Как менялось понятие о культуре?

Однако, само понятие «культура» в ходе развития человечества претерпевало различные изменения. Сначала оно больше относилось к сельскохозяйственной науке, что находит отражение в трактовке толкового словаря Ушакова: «культурный человек» – человек «возделанный». С развитием мировой урбанизации и появлением «городской культуры» термин стали рассматривать в контексте передаваемой из поколения в поколение информации. Это и традиции, и обычаи, и социальные нормы, и правила, которые регулируют поведение живущих ныне и тех, кто придет после них. То есть к качествам культурного человека стали относить способность усваивать и анализировать большой объем информации, умение ее трактовать и выстраивать причинно-следственные связи.

История показывает, что многие выдающиеся личности были культурными людьми. Они обладали энциклопедическими знаниями, а их мастерство отличалось исключительным совершенством. К таковым несомненно можно отнести Леонардо да Винчи – великого художника, инженера и ученого. Возможно, именно в связи с этим появилось выражение: «Талантливый человек талантлив во всем». Сегодня возможности культурного человека необычайно выросли. Но основные характеристики базируются на тех же постулатах: знаниях, их объеме и глубине, умениях, их высокой квалификации и мастерстве, а также нравственном и эстетическом воспитании и самоконтроле.

Признаки культурного человека

  1. В первую очередь это внешние признаки. Культурный человек всегда следит за своим внешним видом. Он хорошо и по ситуации одет, грамотно говорит, соблюдает правила этикета и нормы поведения в обществе.
  2. К чертам характера такого человека относят вежливость, доброту, ответственность, искренность и великодушие, уверенность в себе и умение владеть своими эмоциями. Его отличает чувство меры и такта, толерантность, отсутствие хамства, сострадание и готовность прийти на помощь.
  3. Тем, кто интересуется, каким должен быть культурный человек, стоит ответить, что высокоразвитым, образованным и эрудированным. Он открыт ко всему новому и готов учиться и расти. Он умеет созидать и ценить прекрасное.
  4. Такой человек умеет работать в команде и готов сотрудничать с другими людьми. Он умеет жертвовать собой ради высоких целей.
  5. Предан Родине и ее культуре, чтит ее историю, народ и национальные традиции.

Таким образом, культурным человеком можно назвать того, кто соблюдает нормы поведения в цивилизованном обществе, но при этом остается