Философские и этические взгляды Базарова (Тургенев И. С.)

8. О каком герое идет речь? Завершить сравнение. Что является основой характера героя? (1 балл).

…он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у____________________. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. 9. О каком герое идет речь? Как выражено авторское отношение к герою? Охарактеризуйте ситуацию, в которой были произнесены эти слова. В чем особенности пейзажа в данном отрывке? Какой типичный конфликт романтического произведения реализуется в этом отрывке? (1 балл).
Повел их _________. Дружно пошли все за ним – верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они… Все гуще становился лес, и вес меньше было сил! И вот стали роптать на ____________, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

представь, что ты увидел радостное осеннее дерево.сочени о нём расказ.можешь построить его как ответы на вопросы.

1)в какое время ты увидел дерево?где оно росло?
2)какая была погода в этот день?какое у тебя было настроение?
3)какие у дерева были листья,стволы,ветки?что они тебе напомнили?
4)почему дерево показалось тебе радостным?
*придумай и другие вопросы.прежде чем соченить рассказ,определи,в каком порядке будешь отвечать на вопросы.ПОМОГИТЕ СОЧИНИТЬ РАССКАЗ

Бунтующее сердце (образ Е. Базарова).

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и глав­ный его герой - разночинец-демократ Базаров явились, по определению самого автора, «выраже­нием новейшей современности».

Роман создавался во время подготовки и про­ведения крестьянской реформы, в условиях обо­стрения борьбы между двумя силами общества - либералами и революционными демократами. Столкновение этих двух сил и отразилось в романе Тургенева «Отцы и дети».

Все те проблемы, вокруг которых возникали разногласия между либералами и демократами (отношение к реформе, вопросы науки, искусства, философии, истории и другие), явились предме­том горячих споров в романе. Тургенев стремился показать не только борьбу основных направлений общественной мысли 60-х годов, но и характерные особенности ее выражения.

Главный герой романа - разночинец-демо­крат, выступающий принципиальным противни­ком всего дворянства, всех понятий дворянского общества, в особенности же либерального, роман­тического идеализма. Писателю казалось, что люди, отрицающие эти понятия, тем самым уж ничего не признают и заслуживают названия «ни­гилистов». Но такое представление о мировоззре­нии демократов не помешало Тургеневу очень об­стоятельно и вдумчиво осмыслить характер своего главного героя. Ему хотелось найти в нем нечто привлекательное, поэтому писатель подчеркивает трезвость, утилитарную направленность мышле­ния и своеобразный скептицизм Базарова - скеп­тицизм практического деятеля, доверяющего только своему делу.

Изображая Базарова, Тургенев слегка намека­ет на какие-то революционные возможности, та­ившиеся в людях его типа: «от копеечной свечки Москва сгорела», «нас не так мало, как вы думае­те». Но никаких намеков на активную деятель­ность самого героя в романе все же нет.

Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он уверен, что либералы-обличители «ни­куда не годятся», что аристократы - «дрянь», что реформа «едва ли пойдет нам впрок», что народ полон грубых суеверий, что русские мужи­ки склонны к пьянству. Не видя созидательной силы ни в правительстве, ни в дворянстве, он не видит ее и в народной, крестьянской среде. Сло­вом, у Базарова нет последовательной социально-политической теории, явно выраженных идеалов. Он стремится сокрушить твердыню дворянского идеализма с помощью утилитарного, материалис­тического миропонимания, поэтому и не признает никаких авторитетов, никаких принципов, при­нятых на веру. Он ни во что не верит, кроме прак­тического опыта и научного эксперимента, поэто­му он так спокоен, холоден, трезв, иногда даже циничен.

Материалистические взгляды Базарова выяв­ляются в романе очень четко. Его материализм - естественнонаучный, физиологический, экспери­ментальный, стремящийся по-своему объяснить даже то, что выходит далеко за пределы физиоло­гии. Но материализм Базарова не кабинетный, не академический. Он имеет очень активную общест­венную направленность: материалистические убеждения заставляют Базарова объявить себя за­клятым врагом всей дворянской культуры и по­борником культуры демократической. Именно здесь он выступает активным проповедником новой демократической идеологии, которая опи­рается на естественнонаучные знания. Смысл ее - идейное и моральное раскрепощение русского общества.

С едкой иронией Базаров разоблачает иллюзии дворянского общества. Он отрицает преклонение перед красотой природы и не хочет видеть в ней «храм», он не признает искусства как служения красоте и принижает гениальных художников Ра­фаэля, Пушкина. Над романтической любовью, обожествляющей женщину, он прямо глумится. Но в своем отрицании Базаров не скептик, не «ни­гилист». Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает как «мастер­скую», в которой человек - «работник».

Видя в разночинце-демократе представителя чуждого себе мира, Тургенев тем не менее показал в нем такую трезвость и убежденность мысли, прямоту чувств, собранность воли, которые дела­ли его необычайным явлением в изображаемой со­циальной среде.

Осуждая в романе утилитарные убеждения де­мократа и противопоставляя им романтико-идеалистические убеждения либералов, Тургенев все же не нашел среди них никого, кто мог бы уверен­но и успешно переспорить «нигилиста», одержать над ним верх в идейных столкновениях. В семье Кирсановых Базаров сразу находит своих поклон­ников и идейных противников. Но это не стойкие поклонники и слабые противники.

Старший из Кирсановых - по существу, не­удачник и приживал. Тургенев подчеркивает ко­мичность его аристократических замашек и пре­тензий. Но все же именно его писатель делает главным противником Базарова в ссорах, а затем и на дуэли.

Николай Кирсанов также не в силах серьезно противостоять Базарову. Он либеральный поме­щик, который завел на своей земле «ферму», хо­зяйство, основанное на вольном, наемном труде. Он требует агрономических улучшений, для этого учится и старается «стать в уровень с современны­ми требованиями». Однако на деле Николай Пет­рович оказывается человеком недалеким. Самое большее, что от него можно ждать: ферма не про­горела и стала бы приносить доход. А в остальном ему вполне довольно Пушкина, виолончели и Фенички.

Таковы «отцы» в дворянстве 60-х годов, но и «дети» ни в чем не сильнее их. Молодого дворяни­на Аркадия автор изобразил робким учеником во­инствующего разночинца-демократа, человеком столь же недалеким, как и его отец, способным променять свои передовые идеи на любовь к де­вушке и счастливое прозябание в кругу семьи. И к Аркадию Базаров относится снисходительно, иронически. Таким образом, среди дворян у Ба­зарова нет ни достойных противников, ни нас­тоящих единомышленников. Последние у него, несомненно, должны были быть среди разночинно-демократической молодежи. Автор, конечно, понимал такую возможность, но не счел нужным ее раскрыть в сюжете романа. Ему хотелось показать Базарова одиночкой. Ведь даже когда он при­езжает в провинциальный город, он не встречает людей своего уровня и круга. Здесь перед ним за­искивают люди, извращающие передовые идеи эпохи, стремящиеся прикрыть свою духовную пустоту новейшими понятиями, модными слова­ми. И Базаров с презрением отворачивается от них. Сопоставив Базарова с Ситниковым и Кукшиной, писатель оттенил этим всю значитель­ность его характера, всю серьезность его идейных запросов. Но последующим развитием сюжета Тургенев попытался доказать несостоятельность материалистических взглядов своего героя. Испытанием его характера и его убеждений стали отношения с Одинцовой, благодаря которым он дол­жен был на собственном опыте убедиться в том, что существуют романтические чувства и что они бывают очень глубоки и сильны.

Однако привести Базарова на любовное свида­ние могла героиня, не похожая на прежних геро­инь Тургенева, юных девушек с наивностью и не­посредственностью переживаний. Одинцову писа­тель изобразил как человека незаурядного, умно­го, пытливого и в то же время как женщину при­влекательную, красивую, с аристократическими манерами. Такая женщина оказалась способной увлечь «нигилиста», возбудить в его душе неведо­мые до этого чувства; Поэтому так мучителен и трагичен для него отказ Анны Сергеевны. Куль­минацией этой сюжетной линии является призна­ние Базарова в любви. Но здесь нет авторской иро­нии, так как для Тургенева любовь всегда была проявлением высших человеческих качеств, кри­терием его нравственности, чести, добродетели. Базаров не только страдает от любовной неудачи, не только теряет былой оптимизм и уверенность, но и по-новому мыслит, по-новому относится к жизни. Он говорит Аркадию, что человеческая личность представляется ему теперь чем-то ни­чтожным в бесконечном пространстве и времени. Базаров долго хандрит в доме родителей, затем легкомысленно любезничает с Феничкой и прини­мает вызов Павла Петровича на дуэль, нелепость которой сам хорошо понимает. Вскоре мрачный скептицизм, подавленность приводят к небреж­ности при вскрытии трупа, он получает заражение крови и умирает в расцвете сил, назвав себя перед смертью ненужным для России человеком.

Такой конец главного героя глубоко символичен. Писатель не связывает с людьми типа База­рова обновления России, однако как замечатель­ный художник предвосхищает появление людей, способных на великие дела и благородные поступ­ки. На дуэли нравственное превосходство Базаро­ва над Кирсановым проявляется еще отчетливее, чем в их спорах. А свою случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой стойкостью, на какую не были способны его идейные противники и которая превращает гибель героя в его апофеоз.

Написанный в переломный момент исторического развития России роман “Отцы и дети” показал острые проблемы современности, которые еще долго после появления этого произведения волновали российское общество. Этот роман И. С. Тургенева - отражение общественного конфликта 60-х годов XIX века, глубина которого показана на примере вечного конфликта отцов и детей. В романе мы видим типичного представителя разночинцев, для которых при всех их различиях в общественно-политических взглядах, был характерным глубокий демократизм. Основной конфликт романа держится на противопоставлении и столкновении демократизма и аристократизма и состоит в проблеме отцов и детей.
Базаров - демократ-разночинец. Эти люди, чаще недворянского происхождения, трудом пробивали себе дорогу в жизнь и не признавали сословного деления общества. Стремясь к знанию, они ценили человека не по знатности и богатству, а по его делам, пользе для окружающих людей. “Мой дед землю пахал”, - говорит Базаров о своем происхождении. При этом он умалчивает о предке со стороны матери, показывая тем самым отсутствие всякого интереса к деду-дворянину.
Демократизм свойствен не только убеждениям Базарова, но и его внешности. Появление героя романа в дворянской среде в “балахоне” уже само по себе - вызов условностям, умышленное пренебрежение ими. Мы обращаем внимание и на “обнаженную красную руку” Базарова - это рука человека, не чуждого фи-зическому труду. Она слишком отличается от холеной руки дворянина, чтобы ее можно было не заметить. В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало: ум и самоуважение.
Мы видим, что жизнь праздного аристократического общества проходит в безделье, чего нельзя сказать о Базарове. Непрерывный труд является содержанием его жизни. Тургенев раскрывает характер его работы: “Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился”, он проводит “физические и химические опыты”, то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия.
Каково же отношение к Базарову основных героев романа? Николай Петрович - добрый и мягкий человек, поэтому он относится к Базарову несколько отчужденно, с непониманием и даже боязнью: “Николай Петрович побаивался молодого “нигилиста” и сомневался в пользе его влияния на Аркадия”. Чувства Павла Петровича сильнее и определеннее: “...Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем”. Окончательно утвердился в своей неприязни к Базарову и “по-своему... аристократ не хуже Павла Петровича” старик Прокофьич. Он называл его живодером и прощелыгой и уверял, что он “с своими бакенбардами - настоящая свинья в кусте”.
Зато простые люди всей душой тянутся к Базарову. Застенчивая и робкая Фенечка “до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его”, когда заболел ее сын. А “дворовые мальчишки бегали за “до-хтуром”, как собачонки”. Симпатизируют ему и горничная Дуняша, и Петр, они чувствовали, что он “все-таки свой брат, не барин”.
Столкновение Базарова и Павла Петровича как представителей не только разных поколений, но и людей разных убеждений, было неизбежным. Павел Петрович “ждал только предлога, чтобы накинуться на врага”. Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы, но уклониться от схватки не мог. Страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с “невыразимым спокойствием”. Душевная сила, уверенность в своей правоте, глубокая убежденность звучат в самом голосе его, в кратких, отрывочных репликах.
Образ Евгения Базарова более полно раскрывается именно в сравнении с Павлом Петровичем. В словах последнего чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа (“чувствительно вам обязан”, “честь имею кланяться”...). Обилие в речи этого героя иностранных выражений раздражает Базарова: “Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”. Речь же самого Базарова отличают остроумие, находчивость, великолепное знание народного языка и умение владеть им. В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума - трезвый, здравый и ясный.
В частых спорах “господина нигилиста” Базарова и “феодала” Кирсанова затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы: о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу. Мы видим, что все принципы Павла Петровича сводятся в сущности к тому, чтобы защитить старый порядок, а взгляды Базарова - к обличению этого порядка.
Когда спор зашел о народе, они будто бы сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ “свято чтит преданья, он патриархальный, он не может жить без веры”. Но если Кирсанов убежден в ценности этих качеств, то Базаров готов всю жизнь посвятить тому, чтобы это было не так. Главный герой романа, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он выступает не против них самих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, невежеством.
Порой позиция Базарова, “который ко всему относится с критической точки зрения”, отличается край-ностью. Это можно сказать о его эстетических взглядах. Так, Базаров насмешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Он не замечает красоты окружающей природы, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней - огромные ресурсы, которые можно использовать на благо человека (“природа - не храм, а мастерская”).
Когда пишешь о Евгении Базарове, нельзя не сказать главного - того, что этот человек крайне одинок. В Марьине Базаров - гость, резко отличающийся от хозяев-помещиков. И для слуг, и для хозяев там он свой. В деревне же своего отца Базаров в глазах крепостных - барин. На деле он далек и от помещиков, и от простых людей. Он одинок.
Он одинок еще и потому, что в романе мы не видим ни одного единомышленника Базарова. Есть только его мнимые ученики. Это прежде всего “маленький либеральный барин” Аркадий. Однако его увлечение Базаровым - не более чем дань молодости. При этом он все-таки лучший из изображенных в романе учеников Базарова. Другие его “последователи” изображены сатирически. Ситников и Кукшина видят в нигилизме отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой “моде”. Базаров одинок не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как глубокая сильная натура.
Сам Тургенев признавал, что этот герой “все-таки стоит еще в преддверии будущего”. Автор “Отцов и детей” признается: “Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обреченная на погибель”. Мне кажется, что Тургеневу удалось создать именно такой образ. И он занял свое достойное место в ряду литературных героев XIX века. Д. И. Писарев дал такую оценку главному герою “Отцов и детей”: “...у Печориных есть воля без знания, у Рудиных - знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое”.

Роман "Отцы и дети» создавался Тургеневым в горячее для России время. В то время общество раскололось на два лагеря: в одном были революционеры-демократы, идеологи крестьянских масс, в другом - либеральное дворянство, стоявшее за реформаторский путь. Поэтому великий русский писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет роман построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений.

В романе мы видим типичного представителя разночинцев, для которых при всех их различиях в общественно-политических взглядах, был характерным глубокий демократизм. Основной конфликт романа держится на противопоставлении и столкновении демократизма и аристократизма и состоит в проблеме отцов и детей.
Личность Базарова, выразителя идей революционной демократии, интересует Тургенева, ведь это герой времени, вобравший в себя отличительные черты эпохи социального перелома. Тургенев выделяет в Базарове демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства. С одной стороны, пример родителей, с другой - суровая жизненная школа, учеба в университете на медные гроши. Эта черта выгодно отличает его от Кирсановых и для Базарова является основным критерием оценки человека. Кирсановы - лучшие из дворян, но они ничего не делают, не умеют взяться за дело. Николай Петрович играет на виолончели, читает Пушкина. Павел Петрович тщательно следит за своей внешностью, переодевается к завтраку, обеду, ужину. Приехав к отцу, Базаров говорит: "Я работать хочу”. И Тургенев постоянно. подчеркивает, что "лихорадка работы” характерна для деятельной натуры героя. Черта поколения демократов 60-х годов - увлечение естественными науками. Окончив медицинский факультет, Базаров вместо отдыха "режет лягушек”, готовя себя к научной деятельности. Базаров не замыкается только в тех науках, которые имеют непосредственное отношение к медицине, а обнаруживает обширные познания и в ботанике, и в агротехнике, и в геологии. Понимая ограниченность своих возможностей вследствие плачевного состояния медицины в России, Базаров все-таки никогда не отказывает в помощи нуждающимся, не считаясь со своей занятостью: лечит и сына Фенички, и крестьян окрестных деревень, помогает отцу. И даже смерть его произошла из-за заражения при вскрытии. Гуманизм Базарова проявляется в его желании принести пользу народу, России.

Базаров - человек с большим чувством собственного достоинства, ничуть не уступает в этом отношении аристократам, а в чем-то даже их превосходит. Стремясь к знанию, они ценили человека не по знатности и богатству, а по его делам, пользе для окружающих людей. "Мой дед землю пахал”, - говорит Базаров о своем происхождении. При этом он умалчивает о предке со стороны матери, показывая тем самым отсутствие всякого интереса к деду-дворянину. Демократизм свойствен не только убеждениям Базарова, но и его внешности. Появление героя романа в дворянской среде в "балахоне” уже само по себе - вызов условностям, умышленное пренебрежение ими. Мы обращаем внимание и на "обнаженную красную руку” Базарова - это рука человека, не чуждого физическому труду. Она слишком отличается от холеной руки дворянина, чтобы ее можно было не заметить. В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало: ум и самоуважение. Мы видим, что жизнь праздного аристократического общества проходит в безделье, чего нельзя сказать о Базарове. Непрерывный труд является содержанием его жизни. Тургенев раскрывает характер его работы: "Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился”, он проводит "физические и химические опыты”, то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия. Молодой человек отрицает все то, что не представляется лично ему нужным и интересным. В эту категорию входят стихи, музыка, искусство. Базарова можно сколь угодно осуждать, но нельзя не признать, что его мнение также имеет право на существование. Базаров признает только то, что можно непосредственно ощутить, грубо говоря, потрогать. Таким образом, Базарова можно с полным правом назвать материалистом. И Евгений обладает всеми качествами, свойственными этой группе. Безусловно, он очень трудолюбив. Причем его материалистический взгляд на окружающую действительность в совокупности с трудолюбием представляется в высшей степени положительным качеством. Базаров - это реалистичный и практичный человек. Подобного рода качества относятся к положительным. Так что нельзя отрицать, что поколение "детей” может принести пользу обществу. Материализм Базарова - поверхностный, грубый материализм. Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Тургенев огрубил и обеднил образ своего героя, заставив его высказать мысль о том, что между женщинами «свободно мыслят… только уроды», показав его безразличие к делу освобождения женщины от общественного и семейного угнетения, лишив его мечты о социалистическом будущем родины.

Базаров отличается большим умом и вследствие этого производит сильное впечатление на сталкивающихся с ним людей. Базаров - самолюбивый и гордый человек. Он смотрит на людей сверху вниз и редко скрывает свои полупрезрительные, полупокровительственные отношения к тем, кто его ненавидит, и к тем, кто ему подчиняется. Он никого никогда не любил, ни в ком никогда не нуждался, никого не боялся и поэтому никого не щадил. Ироническое отношение Базарова к мечтательности, к романтизму, художественным произведениям литературы, искусства, к лирическим порывам переходит в глубокий цинизм. Но вместе со всеми своими недостатками Базаров очень сильная натура, благородный и истинный человек, где-то даже искренний: он относится к людям так, как их воспринимает, если ему нравится человек, то нравится искренне, без задней мысли, если же нет, то нет, но тоже искренне. Базаров - это образ, в котором воедино собраны все качества, которые, по крохам, были во всех передовых и прогрессивных людях его времени.

Роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал о себе различные мнения и толкования. Одни читатели обвиняли писателя в оскорблении молодого поколения, другие, напротив, с негодованием упрекали его в низкопоклонстве перед этим молодым поколением. Рисуя фигуру Базарова, Тургенев придал ему резкость и бесцеремонность тона не из желания оскорбить молодое поколение, а потому что видел в жизни подобных людей среди демократов-шестидесятников. Во многом он считал себя согласным с Базаровым, но он не видел реального будущего у своего героя, поэтому и дал ему погибнуть. Базаров был своего рода переходный тип к настоящим революционерам. Базаров умирает, но идеи его остаются в обществе, и обязательно найдётся человек нового поколения, который подхватит их и воплотит их в жизнь.

ПЛАН.

I. Вступление. Основная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

II. Главная часть. Характеристика Базарова как представителя революционно настроенной разночинной интеллигенции.

1. Социальные черты Базарова:

а) происхождение, воспитание, образование;

б) привычка к труду и лишениям.

2. Общественно-политические взгляды Базарова:

а) стремление изменить общественный строй; .

6) отрицание прогрессивной роли дворянского класса;

Проблема поколений. Сравнительная характеристика Е. Базарова и П. Кирсанова. (по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети»)

Цели : 1.Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей. 2. Уметь определять нравственные и идейные позиции героев произведения. 3. Развивать мышление учащихся, устную речь. 4. Развивать интерес учащихся к чтению романа.

Оборудование: Портрет И. С. Тургенева, презентация « Отцы и дети».

Ход урока.

    Оргмомент .

    Сообщение темы и целей урока.( На экране – портрет И. С. Тургенева) Мы продолжаем изучение романа И. С. Тургенева « Отцы и дети». «Вся моя жизнь – в моих сочинениях» ,- писал он. У Тургенева- особое чувство времени. « Наше время требует уловить современность в ее приходящих образах; слишком запаздывать нельзя». В своих произведениях он « улавливал» то новое, что только зарождалось в русской жизни. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить с вами на вопросы: -В чем смысл заглавия романа? -Как и почему идет спор между представителями разных поколений? Ребята, дома вы составляли сравнительную характеристику образов П. П. Кирсанова и Е. Базарова. 3. Работа по таблице.

Сравнительная характеристика Е. Базарова и П. П. Кирсанова.

Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена. - В каких произведениях рассмотрена эта проблема? (Шекспир « Ромео и Джульетта», А. Островский « Гроза» и др.) В середине 19 века,в канун отмены крепостного права в России, резко обострились споры между либералами и революционными демократами, аристократами и разночинцами. Об этом и рассказывает нам И. С. Тургенев в своем романе.

Кто из героев романа противостоит друг другу?

Как называют таких людей? (антиподы)

Антипод –человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.(Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)

Назовите антиподы в русской литературе.(Гринев и Швабрин, Обломов и Штольц, Чацкий и Молчалин…) Сегодня мы проведем сравнительную характеристику новых героев романа.

- 1. Что вы можете сказать о происхождении, социальной принадлежности героев ? П.Кирсанов – дворянин, аристократ, сын генерала,офицер в отставке, либерал-консерватор. Е. Базаров -сын военного лекаря, имел крестьянские корни, студент мед. Факультета Петербургского университета, разночинец, демократ- нигилист».

2.Портрет. Базаров - «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Лицо «длинное и худое,с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зелеными глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…» .У него « обнаженные красные руки».

П. П. Кирсанов- во всем внешнем виде «лоск и щегольство» ,облик «изящный и породистый», красивые руки с длинными розовыми ногтями .

3. Речь - П. П. Кирсанов употребляет в разговоре французские выражения, речь изысканная,часто искажает русские слова на иностранный манер (принСипы и др.) Е. Базаров- говорит просто и бесхитростно, речь простонародна, часто употребляет поговорки и афоризмы.(читаем из текста)

    Между героями много различий, но, пожалуй, самое главное,что делает их непримиримыми противниками- это философские позиции каждого.

- О чем же спорят наши герои?

1. Об отношении к дворянству

П. Кирсанов . Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности

Е. Базаров. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. От аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

2.О принципе деятельности нигилистов

Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы

Е. Базаров . Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня.

3.Об отношении к народу

П. Кирсанов . Русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Е. Базаров . Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

4.О взглядах на искусство

П. Кирсанов. Новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Художники- передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости».

Е. Базаров. Отрицает и старое и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».

Кто одерживает верх в спорах?

Имеет ли Базаров право так унизительно судить о своем оппоненте и его « принсипах»? (Надо уважать чужое мнение, возраст..)

5. Отношение к любви. (слайд « Сцена признания в любви Е. Базарова к А. Одинцовой»)

П. П. Кирсанов всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. , которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, поседел и потерял интерес к жизни.

Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина», - замечает он. Любовь показалась испытанием для Базарова… Любовь побеждает эгоизм, просветляет мир, это чувство оказалось не физиологией, как предполагал герой, это чувство потрясает и травмирует. На словах он отрицал любовь, а на деле жизнь заставила её признать.
Для Базарова подобная же драма означает унижение и воспринимается как проявление позорной слабости.

6. Образ жизни, интересы.

Имеются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, “читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо”. Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это “романтизм”, “чепуха”. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: “Вы не предполагаете во мне художественного смысла - да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической”. Базаров пытается развенчать бездейственные „принсипы", не принимает иллюзорную мечтательность, отказываясь от достижений культуры (“Рафаэль гроша медного не стоит”) и утилитарно воспринимая природу. Кирсанов и Базаров остаются каждый при своем мнении. Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.

7.Отношение друг к другу.

Базаров не должен забывать об уважении к поколению старших. Он перечеркивает всю жизнь П. Кирсанова, который считал, что ведет жизнь благородную и достоин уважения.

4.Подведение итогов урока.

- Есть ли победитель в споре?

Хотели герои найти истину или просто выясняли отношения?

Как вы считаете, на чьей стороне автор? (Он относит себя к поколению «отцов», пытается донести до нас мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Нельзя отрицать весь накопленный человеческий опыт,искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Автор пытался донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями.

5.Выставление оценок.

6. Домашнее задание. Анализ последних глав романа. «Смерть Базарова».