Именины война и мир. Л

” Война и мир ” – одна из тех книг, которую нельзя забыть. “Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота – надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе”, – сказал Л. Толстой в этом романе. В самом его названии – вся жизнь человеческая. А еще “Война и мир” – модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира – глобус-шар. “Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров”. Вся поверхность его состояла из капель, плотно сжатых между собой. Капли двигались, перемещались, то сливаясь, то разделяясь. Каждая стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, сжимаясь, иногда уничтожали друг друга, иногда сливались воедино.

“Вот жизнь”, – сказал старичок учитель, когда-то учивший Пьера географии. “Как это все просто и ясно, – подумал Пьер, – как я не мог знать этого прежде?”

“Как это все просто и ясно”, – повторяем мы, перечитывая

Полюбившиеся страницы романа. И эти страницы, как капли на поверхности глобуса, соединяясь с другими, составляют часть единого целого. Так, эпизод за эпизодом, мы продвигаемся к бесконечному и вечному, что есть жизнь человека. Но писатель Толстой не был бы философом Толстым, если бы не показал нам полярные стороны бытия: жизнь, в которой пре обладает форма, и жизнь, вмещающая всю полноту содержания. Именно с этих толстовских представлений о жизни и будет рассмотрен эпизод именин в доме Ростовых.

Курьезный и нелепый случай с медведем и квартальным вызывет в доме Ростовых у одних добродушный смех (у графа Ростова), у других – любопытство (преимущественно у молодежи), а кто и с материнской ноткой (Марья Дмитриевна) грозно пожурит бедного Пьера: “Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел”. Ох, побольше бы таких грозных наставлений Пьеру Безухову, может быть, и не было бы непростительных ошибок в его жизни. Интересен и сам образ тетушки – графини Марьи Дмитриевны.

Она всегда говорила по-русски, не признавая светских условностей; надо заметить, французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит). И то, как почтительно все встали перед ней, отнюдь не фальшивый обряд вежливости перед “никому не нужной тетушкой” Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме.

Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с движениями души. А каково же младшее? Всех представил здесь Толстой: Веру, Николая, Наташу, Петю, родственницу Соню, друга Бориса, не обошел вниманием и будущего мужа Веры – Берга.

Об этой паре хочется сказать отдельно. “Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно… голос у нее был приятный…” Вера слишком умна для этого семейства, но ум ее обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома. От нее веет холодом и непомерным высокомерием, недаром она станет. женой Берга – именно ему она под стать, этому наивному эго-центрику. “Спокойно и учтиво” размышлял Берг о преимуществе пехоты против кавалерии, не замечая “ни насмешки, ни равнодушия” окружающих. Вполне серьезно, совсем в духе полковника Скалозуба, мечтал о вакансиях, полученных за счет убитых на войне. “Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, – сказал Шиншин, трепля его по плечу”.

Берг и Вера, увы, несут в себе шаблоны салонной противоестественной жизни. Они не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне. Противоестественно также будет их желание не иметь детей… В этом их обоюдном согласии (тогда как для Толстого любовь к детям есть одно из самых естественных свойств человека) – какая-то машинная расчетливость, неприкрытый эгоизм. Так и пройдут они по жизни, извращая подлинное человеческое бытие. Да, прав был старый граф, говоря: “Что греха таить… Гра-финюшка мудрила с Верой…” Вот и намудрила, что младшая дочь в день своих именин поразительно честно и открыто заявляет: “Ты этого никогда не поймешь… потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет”. Этой тринадцатилетней девочке уже дано понять душевную пустоту старшей сестры.

“Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка” – такой мы впервые видим Наташу. И с ее образом входит в роман тема “живой жизни”. Переполненная оптимизмом, она стремится везде поспеть: утешить Соню, по-детски наивно объясниться в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого, спеть с Николаем романс “Ключ”, станцевать с Пьером. Толстой пишет, что “сущность ее жизни – любовь”. В ней и соединились самые ценные качества человека: любовь, поэзия, жизнь.

Конечно, мы не верим ей, когда она “на полном серьезе” говорит Борису: “Навсегда… До самой смерти”. “И, взяв его под руку, она со счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную”.

“Умна она?” – спросит впоследствии Пьера Княжна Марья. Пьер задумался./Я думаю, нет,” – сказал он, – а впрочем – да. Она не удостаивает быть умной”. Не удостаивает быть умной? Поразительно! Т0 есть она изначально отдается бессознательному следованию жизни, не снисходя до размышлений о своем месте в ней. Вот Вера и Берг находят свое место – “жить ради общества”. Все действия Наташи определены требованиями ее натуры, а не рациональным выбором, поэтому она не просто участница определенной частной жизни, ибо не принадлежит одному семейному кругу, а миру всеобщего движения.

И может быть, именно ее имел в виду Толстой, говоря об исторических персонажах романа: “Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью”.

Она и не пытается понять свою роль, тем самым уже определив ее для себя и для других. “Весь мир разделен для ‘меня на две половины: одна – она и там все – счастье, на дежда, свет; другая половина – все, где ее нет, там все уныние и темнота”, – скажет князь Андрей четыре года спустя. Но пока она сидит за именинным столом, смотрит на Бориса по-детски влюбленным взглядом. “Этот же самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться, не зная чему”.

Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном движении, и мы видим ее натуральность, то качество, которое составит неизменное свойство ее жизни. Между Наташей-девочкой, с ее импульсивным порывом навстречу всему живому, между Наташей-девушкой, восхищенной глубокой красотой лунной ночи в Отрадном, и Наташей-матерью, с радостным лицом показывающей пеленку с желтым пятном, нет существенного различия, ибо все это натурально, не фальшиво. Радость матери при здоровье ребенка так же поэтична, как и первый поцелуй, как и восторг перед необозримостью и неохватностью жизни.

Схожі твори:

  1. 26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н. Толстого – это момент наивысшего напряжения, момент концентрации народной ненависти к захватчикам и одновременно...
  2. Читаючи “Війну й мир”, ми завжди почуваємо відношення автора до людей і подій. Воно розкривається й у портретах діючих осіб, і в прямих оцінках, характеристиках, і в авторській інтонації. У...
  3. Эпилог Часть первая Глава I Рассуждения автора о движущих силах истории в связи с ролью Александра I и Наполеона. Автор говорит, что нельзя сказать, вредна или полезна была деятельность обоих,...
  4. Среди “белых пятен” нашей истории, загадок, овеянных легендами, масонство занимает особое место. Долгое время эта тема была закрыта для изучения: не было литературы. Сейчас все больше появляется новых публикаций о...
  5. Рядом с Наташей выступает другая героиня романа – Марья Болконская, внешне некрасивая девушка, но наделенная подлинной и глубокой духовностью. Несмотря на то что в тексте произведения ей уделено меньше места,...
  6. В центре романа ” Война и мир ” находится Отечественная война 1812 года, которая всколыхнула весь русский народ и показал а всему миру его мощь и силу, выдвинула простых русских...
  7. Замысел и его воплощение. Замысел “Войны и мира” (1863-1869) восходит к роману “Декабристы”, над которым Толстой начал работать в 1856 г. Героем этого произведения должен был стать декабрист, возвращающийся вместе...
  8. В. И. Белов Такая война Ваню – сына Дарьи Румянцевой – убило на фронте в 42-м г., а бумага с печатью и непонятной, но уж больно подозрительной подписью (один крючок...
  9. …и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие… Л. Толстой Слово “война” понятно каждому и ассоциируется у всех примерно одинаково. Война-это ужасные физические условия:...
  10. Психологизм романа “Дворянское гнездо” огромен и очень своеобразен. Тургенев не развертывает психологического анализа переживаний своих героев, как это делают его современники Достоевский и Л. Толстой. Он ограничивается самым необходимым, сосредоточивая...
  11. Роман Германа Канта (род. в 1926 г.) “Выходные данные” (1972) начат упрямо взволнованным возгласом героя, главного редактора общественно-политического журнала: “Да не хочу я быть министром!” Давид Грот, интеллигент, вышедший из...
  12. Лорд Генри зашел к своему приятелю, художника Бэзила Голуорда, который писал портрет юного красавца Дориана Грея. Красота юноши чрезвычайная. Голуорд не хочет, чтобы лорд Генри видел Дориана, поскольку лорд Генри...
  13. Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194… году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведется от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными...
  14. Воссоздавая на страницах ” Войны и мира ” грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных,...
  15. Тихая жизнь в сельском поместье, “старая добрая Англия”. Реджинальд Уэллард счастлив – он женат на прекрасной женщине, такой красивой, что посторонние люди, увидев ее, вскрикивают от восторга. Ему сорок лет,...
  16. Часть первая I В 1865 г. бывший студент юридического факультета Родион Раскольников окончательно “задавлен бедностью”, его каморка напоминает собой не квартиру, а шкаф. Молодого человека терзают болезненные и тревожные мысли....
  17. Особую страницу в мировой литературе составляют те произведения, центральной темой которых является I мировая война. Первая мировая война 1914-1918 была воистину мировой. Втянуты в нее были многие государства. Антанта против...
  18. Первоначально “Анна Каренина” (1873-1877) была задумана Толстым как семейно-бытовой роман о неверной жене. В процессе работы замысел углублялся и расширялся. В центре внимания писателя оказались не только семейные, но и...

.
Изложение эпизода из романа “Война и мир”: Именины Наташи Ростовой

Одним из лучших произведений русской классической литературы, несомненно, является роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир», в котором автор с первых страниц подчеркивает противоестественность всяких конфликтов. Этому способствуют сцены с описанием мирной жизни в кругу родных и близких людей, всегда готовых понять и прийти на помощь. А понять, какие больше всего привлекали писателя в людях, поможет анализ эпизода «Именины у Ростовых».

Место сцены в романе-эпопее

Практически вся 1 часть первого тома посвящена знакомству с героями и сложившимися в их домах и обществе в целом устоями.

После описания знати, собравшейся в салоне Шерер, Л. Толстой показывает, как отмечают именины в доме Ростовых. С этой семьей связана в произведении очень важная для писателя мысль - семейная, как он сам ее обозначил. И начинается знакомство с Ростовыми и повествование об их дальнейшей судьбе со сцены, в которой собираются вместе родные и знакомые. В течение всего дня здесь царит радостная, доброжелательная обстановка, подчеркивающая, что хозяева рады каждому, кто переступил их порог. И хотя графиня, уставшая от визитов, бросает: «Ну довольно», ее слова не воспринимаются как нежелание видеть гостей. Это, в большей мере, проявление искренности и простоты - главных достоинств всех членов семьи за исключением старшей дочери Веры. Вот в этом-то и заключается главное отличие Ростовых от других "дворянских гнезд", представленных в романе.

Утренний прием

Дом графа был известен всей Москве, в том числе, хлебосольством и радушием, что докажет анализ эпизода «Именины у Ростовых». В этот день с самого утра стали подъезжать гости, чтобы поздравить мать и дочь. Графиня, женщина лет сорока пяти, принимала всех в гостиной. Рядом с ней сидела уже повзрослевшая Вера. Молодежь же, включая именинницу, тринадцатилетнюю Наташу, считала это занятие довольно скучным и потому занималась своими, более интересными делами.

Всех подъезжавших с приветливой улыбкой и теплыми словами - здесь, кстати, вместо модного французского предпочитали родной русский - встречал сам граф. Он отводил их к своей жене, а провожая, приглашал каждого гостя непременно быть на праздничном вечернем ужине, который устраивали по традиции, даже несмотря на финансовые трудности.

История с Пьером

Показательной можно считать сцену, в которой одна из гостий рассказывает историю, произошедшую накануне с незаконнорожденным сыном графа Безухова, в пьяном разгуле привязавшем полицейского к спине медведя. Это вызвало всеобщий смех и искреннее веселье. Особенно позабавился граф, живописно представивший всю описанную сцену. Стоит отметить, что у Шерер, к примеру, гости непременно попытались бы дать нравственную оценку столь неумному поведению Пьера и даже навесить на него соответствующи ярлыки.

Таким образом, именины у Ростовых - анализ эпизода это подчеркивает - говорят о простоте, естественности, отсутствии притворства и показного гостеприимства в этой семье.

Начало вечера

Граф всегда, даже в такое сложное для них время, старался устроить все по правилам - к деньгам здесь никогда не относились как к самой главной ценности в жизни. Приехавшие женщины собрались в гостиной, а мужчины отправились в кабинет хозяина: там им предстояло полюбоваться его замечательной коллекцией трубок и, естественно, обсудить политические новости, главной из которых была война. Каждый из гостей высказывал свое мнение относительно сложившейся политической обстановки, но делалось это как-то ненавязчиво и без лишних дискуссий. Особо выделялся молодой поручик Берг, который не случайно приехал на именины Наташи Ростовой (дочери) и самой графини: его прочили в женихи Вере. Часто он предпочитал молчать, наблюдая за происходящим и оценивая обстановку. Теперь же Берг увлек собравшихся рассказом о том, какое выгодное положение занимал в гвардии и как быстро продвигался по службе. При этом он совершенно не замечал, что интерес к нему скорее был вызван проявлением хвастовства и самолюбования, мало принятых в подобном кругу и вполне уместных у Анны Павловны. Это подчеркнула заключительная фраза одного из гостей, что с таким подходом к жизни Берг везде пойдет. Однако и здесь все происходило естественно, без притязаний на превосходство со стороны кого-либо из гостей или самого графа.

Долгожданная гостья

Подошло время обеда, и мужчины вернулись в гостиную. Хозяева все посматривали на дверь, что красноречиво говорило об одном: еще не все гости прибыли. Наконец, раздался шум в гостиную вошла, можно сказать, ввалилась, пятидесятиледняя Марья Дмитриевна, из-за отсутствия которой все еще не начинали праздновать именины у Ростовых. Анализ эпизода, когда все без исключения гости встали при появлении дамы, сразу же подчеркивает ее значимость в этом кругу. Несколько грубовато, но исключительно по-русски, она обращалась к встречавшему ее графу и к любимой крестнице - Наташе-"казаку", сделав по ходу пару замечаний присутствовавшему здесь Пьеру Безухову. Но именно за эту прямоту и простоту общения ее уважали и даже несколько побаивались в обеих столицах. Хотя нужно сказать, что если, как показывает анализ, именины у Ростовых без нее не начинались, то в салоне, подобном Шерер, появление Ахросимовой было бы в принципе невозможным - уж сильно отличалась она от великосветской знати с их «высокими» манерами, надменностью и притворством.

Только теперь, когда яхонтовые сережки были подарены крестнице, а молодой граф Безухов отчитан гостьей за историю с медведем, все отправились к столу.

Описание ужина

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» показывает, что за ужином все шло, как полагается - т.е. в целом соблюдались принятые в приличия. Женщины сидели на одном конце стола, мужчины на другом. Интересно замечание автора относительно того, что хозяин, бросая взгляды на сидевшую напротив супругу, незаметно подливал гостям и себе вина, а графиня, в свою очередь, старалась не спускать с мужа глаз и замечала, как его лицо и лысина становятся все краснее. Эта деталь подчеркивает, насколько хорошо супруги изучили друг друга за годы совместной жизни.

Оживившиеся мужчины вскоре вновь заговорили о войне. Но этот вопрос волновал их больше в связи с тем, что приходилось отправлять на фронт сыновей. К примеру, вскоре должен был покинуть дом сын Ростовых, Николай. Гости вполне искренне удивляются: «И чего этот Бонапарт вздумал воевать?» Постепенно в разговор вмешиваются и молодой Николай, готовый победить или умереть за Россию, и Марья Дмитриевна, отметившая, что на все воля божья (у нее у самой на фронте были четыре сына). Таким образом, война здесь воспринималась, как страшное событие, участие в котором являлось не способом достижения званий и наград, а необходимостью и долгом каждого патриота.

Смелая шалость

Эпизод «Именины у Ростовых» подчеркивает, что за общим столом собралась вся семья, в том числе младшие ее члены. Между ними установились свои, особые отношения, на которые чувствовавшая себя уже взрослой Вера посматривала с иронией. Молодежь больше волновали взаимные симпатии и увлечения. Так притихшая Соня, бедная родственница Ростовых, весь вечер наблюдала за Николаем, с которым вскоре предстояло расстаться. Именинница Наташа переглядывалась с Борисом, также готовившимся ехать на фронт. Иногда ее внимание привлекал своим необычным видом большой и неуклюжий Пьер.

И вдруг, когда спор о войне понемногу утих и гости на каждой половине стола заговорили о своем, раздался звонкий голос Наташи. Ее обращение к матери в этот момент выглядело дерзким и противоречащим нормам этикета. Поспорив с младшим братом, она решила непременно узнать, что подадут на десерт. Ее вопрос сначала всех шокировал, однако невероятная смелость девочки, посмевшей затем вступить в диалог с самой Марьей Дмитриевной, всех изрядно повеселил. А именинница почувствовала себя настоящей героиней, и весь вечер пребывала в восторженном состоянии.

Развлечения после ужина

Именины Наташи Ростовой и ее матери продолжаются описанием игры в карты, в которой участвовали мужчины и сама Марья Дмитриевна, пением под аккомпанемент и, конечно же, танцами. Наташа допустила здесь еще одну вольность, пригласив незнакомого ей Пьера. А затем она сидела в его обществе и, обмахиваясь веером, изображала светский разговор, вызвав восхищение у своей крестной: «Какова?» Но настоящим событием стал танец в исполнении графа и Марьи Дмитриевны. Столько простоты, естественности, искренности было в их идущем из глубины души веселье и пусть не всегда ловких, но естественных движениях, что ими нельзя было не восхищаться.

Так Л. Толстой подчеркивает истинно народный характер своих любимых героев в романе-эпопее «Война и мир».

Именины Ростовых: выводы

Как уже было отмечено, в первой части произведения завязываются основные сюжетные линии и читатель знакомится с героями, чья судьба впоследствии пройдет перед его глазами. В этом плане показательно, что рядом оказываются описания приема в салоне Шерер и доме Ростовых. Их контрастное изображение помогает лучше понять достоинства русских людей, чья душа не была испорчена светом, увидеть автора и определение того, какова роль семьи, где все построено на взаимной любви, сердечности, искренности, в

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» подтверждает и главную идею романа: человек рожден, чтобы жить в согласии с миром и с самим собой, а любая война разрушительна по своей сути.


“Война и мир” - произведение, в основе которого лежит вся человеческая жизнь. В романе представлена модель мироустроения. Неслучайно в IV части романа автор представляет нам символ мира, который приходит к Пьеру Безухову во сне – это глобус-шар, не имеющий размеров, живой, подвижный, колеблющийся. Поверхность этого шара состоит из капель, которые плотно соединены друг с другом. Все капли находятся в непрестанном движении, сливаясь и разделяясь. При этом каждая капля, разливаясь, старалась завоевать как можно больше пространства, иногда капли уничтожали друг друга, а порой сливались в единое целое. Глядя на движение капель, Пьер удивился, как же он не замечал этого раньше.

Само построение романа тоже похоже на движение капель. Соединяясь, они образуют целостную структуру – роман. Читая эпизод за эпизодом, мы движемся к пониманию жизни, ее основ и смысла. С этой позиции мы рассматриваем эпизод именин Наташи Ростовой. По-разному герои относятся к случаю с медведем и квартальным. Так, у графа Ростова эта ситуация вызывает добродушный смех, у молодежи – любопытство, а Марья Дмитриевна укоризненно журит Пьера за его ребячество, которое неуместно в его положении.

Сам образ графини Марьи Дмитриевны тоже заслуживает внимания. Она не признавала светских условностей, говорила по-русски, хотя в доме Ростовых французская речь вообще звучит значительно реже, чем в салонах Петербурга.

При виде тетушки все почтительно вставали, желая выразить свое уважение графине.

Старшее поколение Ростовых живет в согласии и мире, им свойственно движение души. Младшее поколение – более разнородное, в нем представлены разные характеры.

Автор представляет всех героев: Наташу, Николая, Петю, Соню, Веру, даже ее будущего мужа Берга и друга семьи Бориса. Остановимся сначала на паре Вера – Берг. Вера во всех отношениях хороша: умна, прекрасно училась, имела приятный голос, но вот души за всем этим мы почему-то не видим. Вера отличается от Ростовых, она не вписывается в эмоционально-душевную стихию этого дома. Она холодна и высокомерна, под стать своему будущему мужу Бергу, который спокойно рассуждает о том, что лучше: пехота или кавалерия, не замечая при этом, как относятся к его размышлениям окружающие.

Вера и Берг не имеют своей жизненной позиции, они даже не хотят иметь детей. В их желании жить для общества скрывается желание жить исключительно для себя. В этом есть некая расчётливость и открытый эгоизм.

Наташа, в день своих именин очень точно выскажется в адрес Веры: «…ты никогда никого не любила». Она даже отметит, что у сестры нет сердца, поэтому она такая равнодушная и никогда не сможет понять и почувствовать душевные порывы.

Наташа, тринадцатилетняя девочка, уже способна видеть душевную пустоту сестры. С образом Наташи в произведение входит мотив «живой жизни». Автор описывает свою героиню правдиво: некрасивая, большим ртом, черноглазая, удивительно живая девочка. Наташа полна чувств и эмоций, она стремится всюду успеть: вот она утешает Соню, вот объясняется в любви Борису, наивно, по-детски неумело, через минуту она уже спорит о сорте мороженого, потом поет романс “Ключ” в дуэте с Николаем, или танцует с Пьером. В центре образа Наташи – любовь, которая является сущностью героини. Автор соединил в ней наиболее ценные, по его мнению, качества человека: жизнь, любовь и поэзию. Интересны рассуждения Толстого о внутреннем мире Наташи. В разговоре с княжной Марьей Пьер отвечает на вопрос, умна ли Наташа. Он не может ответить на него однозначно. Но он делает замечание: она «не удостоивает быть умной». А это значит, что героиня не осознает своего предназначения в жизни, не задумывается о ее смысле, она живет лишь движением души. Здесь особенно ярко проявляется противопоставление пары Вера – Берг Наташе. Если Вера говорит, что живет для общества, а оказывается, что ее жизнь посвящена исключительно себе, то Наташа, на первый взгляд, живет для себя, а на самом деле – для общества. Все, что делает Наташа, определяется не разумом, а требованием ее натуры. Героиня не стремится понять свою роль в жизни, она ее уже четко определила, хотя и не задумывается об этом. Позже, через четыре года Андрей Болконский будет влюблен в нее и скажет, что там, где она присутствует, - счастье, свет и надежда, и уныние и тьма там, где ее нет.

Но сейчас она еще совсем ребенок, ее взгляд полон радости, света, любви к окружающему миру и людям. Она влюблена в Бориса, но иногда этот же взгляд обращается на Пьера, которому от этого взгляда становится радостно и хочется смеяться.

Уже тогда натуральность и естественность, живость Наташи заряжали оптимизмом всех вокруг. В эпизоде именин Наташи мы видим ее тринадцатилетней девочкой, позже мы увидим ее повзрослевшей девушкой, которая восхищается красотой лунной ночи, и в эпилоге мы встретимся с Наташей-матерью, которая будет радостно показывать желтое пятно на пеленке. Наташа не меняется, она остается прежней, такой же живой, естественной, импульсивной. Она натуральна и нефальшива и поэтому остается лучшим женским образом в русской литературе.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Как определял сам Толстой, в "Войне и мире " одна из главных мыслей - мысль семейная.И это правда.Нам представлены подробно три дворянских семьи: Болконских,Курагиных,Ростовых.Но любимыми героями автора являются представители семьи Ростовых.С какой любовью описывает Толстой именины двух Наташ - графини и ее дочери -Наташи Ростовой!!!
На именинах царит дух щедрого русского гостеприимства,расточительного,доброго,веселого,лишенного чопорности,надменности,бездушной светскости и фальши,что читатель мог видеть на вечере А.Шерер.
Изображая сцены именин у Ростовых,писатель дал нам свое видение нравственных семейных ценностей.В доме собрались родные и знакомые Ростовых.На именинах царит атмосфера радости доброжелательности.Хозяева рады приехавшим гостям..Всех здесь встречал сам граф. Он отводил их к своей жене, а провожая, приглашал каждого гостя непременно быть на праздничном вечернем ужине.Хлебосольство и радушие - отличительные черты данного раута.Графиня,хотя и устала,сидит в гостиной и принимает поздравления вместе со старшей дочерью -Верой.Младшая именинница Наташа занята более интересными делами: у нее происходит объяснение с Борисом.Наташе 13 лет.Она непосредственная и живая.Все эти ее качества проявятся и на вечере по поводу именин.
Ужин не начинали,ожидая знатную гостью -Марию Дмитриевну Ахросимову,влиятельную барыню,тоже простую,прямолинейную,правдивую,искреннюю.При ее появлении все встали.Она попеняла мимоходом Пьеру за его выходки с квартальным и прошла в гостиную.Она любит Ростовых искренне.Но ее невозможно представить в скучном и неестественном обществе салона Шерер с их надменностью и притворством.Ахросимова говорит исключительно по - русски,как и все Ростовы.Свою крестницу Мария Дмитриевна называет "казак".
За столом зашла речь о войне с Наполеоном.На войну собираются Борис,Николай,Берг. У Ахросимовой четыре сына в действующей армии.Война коснулась всех.Вызывает недоумение воинственность Наполеона.Об этом говорят без ложного пафоса,просто и искренне.И на войну собираются не за наградами,а потому что всех охватило чувство патриотизма.
Ярким эпизодом этого ужина стала дерзкая шалость юной Наташи,которая,нарушив все правила этикета,спросила у маменьки громко через стол: что подадут на десерт.Выходка Наташи вызвала улыбки,и сама Наташа чувствовала себя героем.
Интересны занятия гостей и после ужина:игра в карты,пение под аккомпанемент и,конечно,танцы.Наташа дерзко пригласила танцевать Пьера,а после,разыгрывая из себя взрослую,вела с ним беседу и обмахивалась веером.
Но самым ярким событием стала пляска графа с Марией Дмитриевной.Столько грациозности,величия,красоты и достоинства было в этом танце,что гости не могли не восхищаться.
Вывод: Интересно, что рядом в романе оказываются описания приема в салоне Шерер и доме Ростовых. Их противопоставление помогает лучше понять достоинства русских людей, близких народу,чья душа не испорчена светом.Мы видим нравственные идеалы писателя и понимаем,какова роль семьи, где все построено на взаимной любви, сердечности, искренности.
Об этом рассказал нам эпизод именин в доме Ростовых.

Тест на знание текста «Война и мир» (1 том, 1 часть).

    Пьера Безухова

    А. П. Шерер

    Князя Василия

    Маленькую княгиню Болконскую

2. С каким животным сравнивает Л.Н.Толстой маленькую княгиню Болконскую?

    Кошкой

    Мышкой

    Белкой

    Лисицей

    Чей это портрет: «лицо было отуманено идиотизмом»?

    Князь Василий

    Ипполит

    Князь Андрей

    Пьер Безухов

    Какой совет не даёт Андрей Болконский Пьеру во время их первого разговора?

    Жениться стариком

    Перестать ездить к Курагиным

    Не участвовать в кутежах

    Идти воевать

5 . Чей это портрет: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка»?

    Наташа Ростова

    Элен Курагина

    Княжна Марья Болконская

    Соня

6. Что подарила Наташе Марья Дмитриевна на именины?

    Коралловые бусы

    Яхонтовые серёжки

    Серебряный браслет

    Золотую брошь

7. Сколько детей было у графини Ростовой:

8. Кто самый главный гость у Ростовых, которого ждут все?

    Марью Дмитриевну Ахросимову

    Марию Львовну Карагину

    Пьера Безухова

    Полковника Павлоградского полка, Шуберта

9. Как зовут куклу Наташи, с которой она вбегает к гостям на именинах?

    Люси

    Лили

    Мими

    Мари

10. Сколько, по мнению Бориса, нужно подождать, прежде чем просить руки Наташи?

    1 год

    3 года

    4 года

    5 лет

11. Какую черту в портрете Веры постоянно отмечает автор?

    Весёлая

    Злая

    Худая

    Красивая

12. Какую кличку дали дети Вере?

    Мадам Жанлис

    Мадам Элоиза

    Мадемуазель Жорж

    Мадам де Сталь

13. Какие фамильные черты, присущи Ростовым (вычеркните лишнее)?

    Доброта

    Гостеприимство и радушие

    Размеренность и спокойствие

    Искренность

14. О чём говорят сидящие за столом и взрослые, и дети на именинах у Ростовых?

    О последних известиях в городе

    О войне

    О детях

    Об именинницах

15. Как называется имение Ростовых?

1. Спасские горы

2. Лысые горы

3. Отрадное

4. Тригорское

16. Что дети взяли без спроса из комнаты Веры?

1. Шкатулку

2. Чернильницу

3. Книгу

4. Перо

17. Какую шалость совершила Наташа за столом на именинах?

1. Спросила, какие пирожные будут подавать

2. Спросила, какое мороженое будут подавать

3. Уронила масло в чай одного из гостей

4. Попросила ещё пирожных

18 Кто из героев не присутствовал на именинах у Ростовых?

1. Пьер Безухов

2. Княжна Марья

3. Жюли Карагина

4. Анна Михайловна Друбецкая

19. Как называется имение Болконских?

1. Спасские горы

2. Лысые горы

3. Отрадное

4. Тригорское

20. Какую композицию исполняли Наташа и Николай на именинах?

1. «Ключ»

2. «Мальбрук в поход поехал»

3. «Гром победы раздавайся»

4 «Среди долины ровныя»

21. От кого княжна Марья узнаёт о смерти графа Безухова?

1. От отца

2. От княгини Лизы

3. От Андрея Болконского

4. От Жюли Карагиной

22. Что посоветовал князь Болконский маленькой княгине при встрече в связи с её беременностью?

1. Меньше есть

2. Больше спать

3. Больше гулять

4. Меньше волноваться

23.Что попросила княжна Марь взять с собой князя Андрея на войну?

1. Крестик

2. Образок

3. Перстень

4. Книгу

24.Чем был занят князь Болконский, когда князь Андрей вошёл к нему попрощаться?

1. Писал письма

2. Читал книгу

3. Смотрел в окно

4. Дремал за столом

25.О чем не говорил князь Болконский своему перед его отъездом?

1. О жене князя Болконского

2. О его службе

3. О княжне Марье

4. О Кутузове