Имре кальман биография кратко. Имре Кальман: биография и интересные факты

Я знаю, что полстраницы партитуры Листа перевесит все мои оперетты - как уже написанные, так и будущие... Большие композиторы всегда будут иметь своих поклонников и восторженных почитателей. Но наряду с ними должны существовать и театральные композиторы, которые не пренебрегают легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой музыкальной комедией, классиком которой был Иоганн Штраус.
И. Кальман

Он родился в курортном местечке, расположенном на берегу озера Балатон. Самыми первыми и неизгладимыми музыкальными впечатлениями маленького Имре стали занятия на фортепиано его сестры Вильмы, игра на скрипке профессора Лильде, отдыхавшего в Шиофоке, оперетта И. Штрауса «Летучая мышь ». Гимназия и музыкальная школа в Будапеште, класс композиции X. Кеслера в Академии имени Ф. Листа и одновременно изучение права на юридическом факультете университета - вот основные этапы образования будущего композитора. Сочинять музыку он начал уже в студенческие годы. Это были симфонические произведения, песни, фортепианные пьесы, куплеты для кабаре. Кальман испытал себя и на поприще музыкальной критики, работая 4 года (1904-08) в газете «Пешти Напло». Первым театральным произведением композитора стала оперетта «Наследство Переслени» (1906). Ее постигла несчастливая судьба: усмотрев в ряде эпизодов политическую крамолу, правительственные власти постарались, чтобы спектакль был быстро снят со сцены. Признание пришло к Кальману после премьеры оперетты «Осенние маневры». Поставленная сначала в Будапеште (1908), затем в Вене, она впоследствии обошла многие сцены в Европе, Южной Африке и Америке.

Мировую славу композитору принесли его следующие музыкальные комедии: «Солдат в отпуске» (1910), «Цыган-премьер » (1912), «Королева чардаша » (1915, более известная как «Сильва»). Кальман стал одним из самых популярных авторов этого жанра. Критика отмечала, что его музыка стоит на прочном фундаменте народной песни и ярко выражает глубокие человеческие чувства, его мелодии просты, но вместе с тем оригинальны и поэтичны, а финалы оперетт по разработке, первоклассной технике и блестящей инструментовке - настоящие симфонические картины.

Наивысшего расцвета творчество Кальмана достигло в 20-х гг. В это время он жил в Вене, здесь и проходили премьеры его «Баядеры » (1921), «Графини Марицы » (1924), «Принцессы цирка » (1926), «Фиалки Монмартра » (1930). Мелодическая щедрость музыки этих произведений создавала у слушателей обманчивое представление о беспечности и легкости композиторского пера Кальмана. И хотя это была лишь иллюзия, Кальман, обладавший прекрасным чувством юмора, в письме к своей сестре советовал ей не разочаровывать интересующихся его творчеством и рассказывать о его работе так: «Мой брат и его либреттисты встречаются ежедневно. Они выпивают несколько литров черного кофе, выкуривают бесчисленное количество сигарет и папирос, рассказывают анекдоты... спорят, смеются, ссорятся, кричат... Это продолжается много месяцев. И вдруг в один прекрасный день оперетта готова».

В 30-х гг. композитор много работает в жанре киномузыки, пишет историческую оперетту «Дьявольский наездник» (1932), ее премьера стала для Кальмана последней в Вене. Над Европой нависла угроза фашизма. В 1938 г. после захвата Австрии гитлеровской Германией Кальман с семьей был вынужден эмигрировать. 2 года он провел в Швейцарии, в 1940 г. переехал в США, а после войны, в 1948 г., вновь вернулся в Европу и жил в Париже.

Кальман наряду с И. Штраусом и Ф. Легаром является представителем так называемой венской оперетты. Им написано 20 произведений в этом жанре. Огромная популярность его оперетт объясняется прежде всего достоинствами музыки - ярко мелодичной, эффектной, блестяще оркестрованной. Сам композитор признавался, что на его творчество огромное влияние оказала музыка П. Чайковского и особенно оркестровое искусство русского мастера.

Желание Кальмана, по его выражению, «помузицировать в своих произведениях от чистого сердца» позволило ему необычайно расширить лирическую сторону жанра и выйти из заколдованного для многих композиторов круга опереточных штампов. И хотя литературная основа его оперетт не всегда равноценна музыке, художественная сила творчества композитора превосходит этот недостаток. Лучшие сочинения Кальмана до сих пор украшают репертуар многих музыкальных театров мира.

И. Ветлицына

Имре Кальман родился 24 октября 1882 года в небольшом венгерском городке Шиофок на берегу озера Балатон. Его музыкальная одаренность была разносторонней. В юности он мечтал о карьере пианиста-виртуоза, но, подобно кумиру сво­их юношеских лет Роберту Шуману, вынужден был расстаться с этой мечтой, «переиграв» руку. В течение нескольких лет он серьезно помышлял о профессии музыкального критика, буду­чи сотрудником одной из крупнейших венгерских газет «Пеш­ти напло». Его первые композиторские опыты удостоились публичного признания: в 1904 году в концерте выпускников будапештской Музыкальной академии была исполнена его дип­ломная работа – симфоническое скерцо «Сатурналия», за ка­мерно-вокальные произведения он был удостоен премии города Будапешта. В 1908 году в Будапеште состоялась премьера его первой оперетты – «Осенние маневры», которая вскоре обо­шла сцены всех европейских столиц и была поставлена за оке­аном (в Нью-Йорке). С 1909 года творческая биография Каль­мана на долгое время связана с Веной. В 1938 году композитор был вынужден эмигрировать. Он жил в Цюрихе, в Париже, с 1940 года – в Нью-Йорке. В Европу Кальман возвратился только в 1951 году. Он умер 30 октября 1953 года в Париже.

В творческой эволюции Кальмана можно выделить три пе­риода. Первый, охватывающий 1908-1915 годы, характеризуется становлением самостоятельного стиля. Из произведений этих лет («Солдат в отпуске», «Маленький король» и др.) вы­деляется «Цыган-премьер» (1912). И сюжет этой «венгерской» оперетты (конфликт «отцов и детей», любовная драма в соче­тании с творческой драмой артиста), и его музыкальное реше­ние говорят о том, что молодой композитор, идя по стопам Легара, не копирует его находки, а творчески их развивает, выстраивая самобытную версию жанра. В 1913 году, после на­писания «Цыгана-премьера», он следующим образом обосновывает свою позицию: «Я пробовал в моей новой оперетте несколько отойти от излюбленного танцевального жанра, пред­почитая помузицировать от чистого сердца. Кроме того, я намерен придать большую роль хору, который в последние годы привлекался только как вспомогательный элемент и для заполнения сцены. В качестве образца я использую нашу опе­реточную классику, в которой хор был не только необходим, чтобы спеть в финалах "ха-ха-ха" и "ах", но и принимал боль­шое участие в действии». В «Цыгане-премьере» обратила на себя внимание и мастерская разработка венгеро-цыганского на­чала. Видный австрийский музыковед Рихард Шпехт (в целом не самый большой поклонник оперетты) выделяет в этой свя­зи Кальмана как «наиболее многообещающего» композитора, который «стоит на роскошной почве народной музыки».

Второй период творчества Кальмана открывается в 1915 го­ду «Королевой чардаша» («Сильвой»), а завершает его «Императрица Жозефина» (1936), поставленная уже не в Вене, а за пределами Австрии, в Цюрихе. В эти годы творческой зрелос­ти композитор создает свои лучшие оперетты: «Баядера» (1921), «Графиня Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926), «Герцогиня из Чикаго» (1928), «Фиалка Монмартра» (1930).

Над последними своими произведениями «Маринкой» (1945) и «Аризонской леди» (завершенной сыном композитора и поставленной уже после его смерти) – Кальман работает в эмиграции, в США. В его творческом пути они представляют собой своеобразное послесловие и не вносят принципиальных изменений в трактовку жанра, сложившуюся на центральном этапе эволюции.

Музыкально-сценическая концепция Кальмана индивидуаль­на. Ее характеризует, в первую очередь, такой уровень драма­тизма и конфликтности в развитии основной линии действия, какого прежде не знала оперетта. Тяготение к заостренным сценическим ситуациям сочетается с небывалой интенсив­ностью экспрессии: там, где у Легара завораживает лирика романтически окрашенного чувства, у Кальмана вибрирует неподдельная страсть. Резче выражены у автора «Баядеры» внутрижанровые контрасты, мелодраматическая патетика отте­няется у него блеском особенно виртуозно трактованных ко­медийных интермедий. Мелос, столь же богатый и разнообразный, что и легаровский, эмоционально насыщен и пропитан эротикой, в нем шире используются ритмы и интонации джаза.

Очень определенно проступают у Кальмана оперные про­образы жанра – и в трактовке сюжетов, и в музыкальной стилистике; неслучайно «Сильву» называют «опереточной парафразой "Травиаты"», а «Фиалку Монмартра» уподобляют пуччиниевской «Богеме» (с тем большим основанием, что сю­жетной основой обоих произведений послужил роман Мюрже). Оперная природа мышления Кальмана ярко обнаруживается и в области композиционно-драматургической. Ансамбли, и в особенности большие финалы актов, становятся у него опор­ными точками формы и узловыми моментами действия; в них велика роль хора и оркестра, они активно разрабатывают лей­тмотивный тематизм, насыщаются симфоническим развитием. Финалы координируют все становление музыкальной драма­тургии и придают ему логическую целенаправленность. Опе­ретты Легара не обладают такой драматургической цельно­стью, зато они демонстрируют некоторое разнообразие вариантов строения. У Кальмана же структура, в общих чертах намеченная в «Цыгане-премьере» и окончательно сложившаяся в «Королеве чардаша», с минимальными отклонениями вос­производится во всех последующих произведениях. Тенденция к унификации структуры, безусловно, создает опасность формирования некоего шаблона, однако в лучших творениях композитора эта опасность преодолевается убедительной реализацией испытанной схемы, яркостью музыкального языка, рельефно­стью образов.


Кальман, Имре
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Имре (Эммерих) Кальман (венг. Kаlman Imre, нем. Emmerich Kalman; 24 октября 1882 - 30 октября 1953) - венгерский композитор, автор популярных оперетт:
«Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты.

Биография

Имре Кальман родился в Шиофоке (Австро-Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в семье еврея-торговца Карла Коппштейна (Karl Koppstein). Ещё в школе сменил фамилию на Кальман. Учился на пианиста, однако из-за артрита переключился на композицию. Окончил в Будапеште музыкальную академию, где с ним вместе учились Бела Барток и Золтан Кодаи.

В 1904 году Кальман работал музыкальным критиком в будапештской газете, одновременно много времени уделяя композиции.

Романсы и симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби, Кальман решил попробовать силы в оперетте. Уже первая его оперетта (Tatarjaras, 1908, Будапешт) восторженно встречена публикой и была поставлена в Вене, Нью-Йорке и Лондоне (под названием «Осенние манёвры»).

В 1908 году Кальман переехал в Вену, где закрепил свой успех опереттой «Цыган-премьер» (1912).

В военный 1915 год появилась самая популярная оперетта Кальмана, «Королева чардаша (Сильва)». Её ставили даже на другой стороне фронта, в том числе - в России (изменив фамилии персонажей и место действия).

В 1920-е годы наибольший успех имели три оперетты Кальмана: «Баядера» (1921) (здесь, кроме традиционных для него вальсов и чардашей, Кальман решил освоить новые ритмы: фокстрот и шимми), затем «Марица» (1924) и «Принцесса цирка» (1926).

В 1930 году Кальман женился на юной русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой посвятил впоследствии оперетту «Фиалка Монмартра». У них родились сын Карой и две дочери Лили и Ивонка.

В 1934 году Кальман был награждён французским орденом Почётного легиона.

После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман эмигрировал - сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии, две сестры Кальмана погибли в концлагерях.

1942: Кальман разводится с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединяются.

После разгрома нацизма, зимой 1948/1949 года, Кальман приехал в Европу, возложил венок на могилу Легара, затем вернулся в США. В 1949 году после инсульта был частично парализован. Затем самочувствие несколько улучшилось, и в 1951 году Кальман по настоянию Веры переехал в Париж, где спустя 2 года умер.
Похоронен, согласно завещанию, в Вене на Центральном кладбище. В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана.

В жанре оперетты венгру Имре Кальману, пожалуй, не было равных ни до, ни после него. Ни Оффенбах, ни Штраус, ни Легар, вместе взятые, не написали столько "вечных шлягеров", сколько написал один Кальман. Из 17 его оперетт большая часть - признанные шедевры жанра.

В детстве он хотел стать портным, потом адвокатом, затем музыкальным критиком, но в итоге стал всемирно известным и признанным композитором. Автором почти двух дюжин оперетт. Мало кто, однако, знает, что, до того как написать столько шедевров лёгкого жанра, Кальману для начала пришлось утвердить себя в жанре классической композиции. Он буквально шлифует каждую из своих оперетт, опровергая все мифы о "необычайной лёгкости бытия" автора развлекательного жанра.

"Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту", - с досады "пугал" близких и друзей 25-летний композитор Имре Кальман после очередного симфонического концерта.

Опуститься до оперетты! Как так? Автор нескольких симфонических сочинений, с немалым успехом исполнявшихся даже в Будапештской опере, обладатель премии Роберта Фолькмана, достойный ученик профессора Будапештской консерватории Кеслера, в начале своей карьеры он лично глубоко презирал легкомысленные жанры.

Однако жизненные обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман и в самом деле "докатился" до оперетты. Как водится, помог случай. Его друг, композитор Виктор Якоби, к тому времени уже ставший автором нашумевшей оперетты "Ярмарка невест", посоветовал Имре попробовать свои силы в оперетте. Не всё же симфонии писать! Тем более что оперетта в начале ХХ века стала в Австро-Венгрии чуть ли не самым востребованным музыкальным жанром. Последнее десятилетие перед Большой войной Европа жила весело. Мало кто задумывался о будущем. Все жили днём сегодняшним. Время и публика требовали зрелищ и развлечений, музыки весёлой и лёгкой.

Вскоре после своей угрозы сочинить оперетту Имре, по совету Якоби, снял дешёвую комнату на чердаке в местечке Кройсбахе под Грацем, чтобы работать без помех.
Там-то он и сочинил свою первую оперетту "Осенние манёвры". Премьера постановки прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным успехом. Публика без устали аплодировала, вновь и вновь вызывая исполнителей на сцену. Стало ясно, что в Европе появился новый мастер оперетты, которому тогда еще не исполнилось и 26 лет.

Детство будущего маэстро прошло на берегах венгерского моря - озера Балатон. В 1882-м, когда в семье мелкого еврейского коммерсанта и основателя небольшого акционерного общества по развитию туризма по фамилии Коппштейн появился третий по счёту ребенок - Иммерих (Имре), Австро-Венгрия переживала эпоху подъёма.

Музыка окружала маленького Иммериха буквально с пелёнок. В доме Коппштейнов в курортном городке Шиофок на берегу Балатона она звучала днём и ночью. На фортепиано играли не только взрослые, но и дети.

Начиная с четырёх лет, Имре уже поклонялся "храму искусств" - театру, построенному по соседству. Если он находился не в театре, то, значит, его можно было найти дома, в музыкальной комнате. Забившись под рояль, он слушал, как разыгрывала музыкальные экзерсисы его сестра Вильма.

Так получилось, что первые двадцать лет жизни Имре Кальмана прошли под знаком раздвоения личности. Семья настаивала на получении "серьёзной" профессии - юриста, и он, как послушный сын, не мог этому противиться, а душа при этом постоянно рвалась к музыке, к исполнительству, а потом и к сочинительству.

В 1896-м семья Кальман переехала в Будапешт. Причиной стало разорение отца. Ученику пятого класса гимназии 14-летнему Имре Кальману пришлось зарабатывать репетиторством, а вечером помогать отцу переписывать деловые письма и отправлять их на почту. Для мальчика это были тяжёлые годы.

"Страшное чувство неуверенности за будущее никогда не покидало меня в течение всей жизни, - вспоминал Кальман. - Про меня рассказывали анекдоты, но никто не знал, насколько печальна была моя юность. Вот тогда-то и охватила меня невероятная тяга к музыке. Музыка помогала забываться от повседневных забот. Я решил любой ценой учиться и сделаться музыкантом".

Однако, подчинившись родительской воле, Кальман поступил на юридический факультет Будапештского университета и параллельно с полной нагрузкой продолжал учиться в Музыкальной академии.

Семья поощряла его занятия юриспруденцией, давая деньги на карманные расходы. А чтобы учиться музыке, он должен был сам изыскивать материальные возможности.
Играть на рояле он не мог: подвели руки. Артрит. Тогда он стал писать критические статьи в газете "Пешти напло", подумывая о карьере музыкального критика.
Свои заметки в прессе он обычно подписывал литерами "И.К.". Именно к этому периоду относится рождение его псевдонима Имре Кальман.

В 1902 году, когда Кальману исполнилось двадцать, на свет появилось его первое музыкальное сочинение - музыкальный цикл на стихи Людвига Якубовски. За первой серьёзной работой последовали другие. Среди них главное произведение, с которым он связывал все свои надежды, - "Сатурналии", поэма для большого симфонического оркестра.

На следующий год начинающий композитор Кальман удостоился премии Роберта Фолькмана, присуждённой ему Музыкальной академией. Полученные деньги позволяли провести шесть недель в Берлине. Имре воспользовался этой возможностью, чтобы предложить свои сочинения немецким издательствам, но, увы, безрезультатно. Вот тогда-то и закончился Кальман как автор симфонических произведений и родился будущий автор гениальных оперетт.

Главные перемены в жизни Имре Кальмана, как это бывает, случились почти одновременно. Первая оперетта, первый музыкальный успех, первая любовь. В конце января 1909-го в венском театре "Ан Дер Вин" 27-летний композитор праздновал триумф своей оперетты "Осенние манёвры". По окончании спектакля его окружила толпа почитателей. Маэстро не любил шума. Он быстро спрятался в ближайшей кофейне. Вдруг в зал вошла весёлая компания. Один из мужчин шёл под руку с дамой, которая недавно приехала в Вену из Зальцбурга. Её звали Паула Дворжак.

Сначала она не поверила, что полноватый брюнет с пивом - композитор, о котором говорит вся Вена. Она представляла его высоким красавцем, блондином.
Неожиданно Паула запела шлягер того времени. Кальман не растерялся, сел за пианино и перевёл мелодию в вальс из своей оперетты.

Из кофейни они вышли вместе. Так начался 18-летний роман Имре Кальмана и Паулы, которая была старше его на 10 лет. Вскоре после знакомства с Паулой Кальман переехал в Вену. Столица Австро-Венгрии надолго становится его вторым домом. Кальман уговаривает Паулу стать его женой, но она никак не соглашалась выйти за него замуж, потому что не могла родить детей. Её устраивало быть его любовницей, другом и заботливой хозяйкой. Пессимистический Кальман часто впадал в депрессию, паниковал перед каждой премьерой. Паула за свои деньги сняла ему небольшую квартиру, сама готовила, стирала, чистила одежду и обувь.

Бережливый Имре покупал лишь свою любимую ветчину, а откуда появляются вкусные обеды, цветы и всё остальное, даже не интересовался. Его мысли были заняты музыкой. С такой спутницей жизни, как Паула, он мог целиком посвятить себя творчеству. И работает как проклятый по 16 часов в сутки.

Если посмотреть, что создано Кальманом за эти счастливые восемнадцать лет жизни с Паулой, то окажется, что именно тогда создан практически весь "золотой фонд" его музыкального наследия. Оперетты "Цыган-премьер", которая закрепила успех "Манёвров" и потому была особо дорога композитору, "Фея карнавала", "Королева чардаша" ("Сильва"), "Барышня Жужа", "Баядера", "Принцесса цирка"... Шлягер за шлягером.

Чтобы понять причины столь феноменального успеха Имре Кальмана, надо иметь в виду не только его необычайную работоспособность и налаженный быт, обеспеченный Паулой. Ведь в оперетту Кальман пришёл уже профессионально подготовленным композитором, симфонистом и мелодистом, выросшим не только на классической музыке Шумана, Шопена или Листа, но и на венгерской, еврейской и цыганской народной музыке, которая окружала его в многонациональной Австро-Венгерской империи с самого раннего детства.

Триумфального шествия оперетт Кальмана не остановила даже Первая мировая война, потрясшая в 1914-м всю Европу. В начале войны Имре работал одновременно над двумя произведениями: лёгкой, весёлой "Барышней Жужей" и "Королевой чардаша".

Беда, как водится, не приходит одна. Вместе с войной пришли несчастья с близкими людьми. Глубоко потрясла Имре смерть старшего брата Белы, а тут и отец свалился: диабет не сулил ни малейшей надежды на выздоровление. Кальман опять в депрессии.

Как известно, лучшее средство от тоски - работа. Исписывая один за другим нотные листы, Имре забывал обо всём на свете. Он вновь создаёт яркие, зажигательные мелодии. Вслед за "Голландочкой" (1920), которая выдержала в одной только Вене более 450 представлений, талант Кальмана рождает один за другим ещё два шедевра: экзотическую "Баядеру" (1921), а вскоре и "Графиню Марицу" (1924). Над последней Имре работал особенно легко и увлечённо. 1924 год - високосный и, по убеждению Имре, счастливый. Мировой успех "Графини Марицы" лишь укрепил эту его убеждённость.

И действительно, казалось, что фортуна теперь уже никогда не отвернётся от Кальмана. С большим успехом прошла премьера "Принцессы цирка" (1926) с её знаменитой арией о чарующих очах. Но тут снова случилась беда. Любимая Паула, его муза, его ангел-хранитель, заболела туберкулёзом. В те годы это был приговор. Ни богатство, которые принесли его оперетты, ни новый роскошный дом уже не радовали Кальмана. Любимая женщина медленно угасала...

"Ты должен жениться на молодой и здоровой девушке, которая родит тебе сильных детей", - постоянно напоминала она Имре. Но тот не хотел и слушать. Тогда Паула решила найти для него любовницу. Она познакомила Кальмана со своей подругой, киноактрисой Агнеш Эстерхази из старинного княжеского рода. Сначала Имре увлёкся молодой актрисой. Однако впоследствии узнал, что у неё есть ещё один любовник. Мечтам о семье и детях пришёл конец и на этот раз. Он порвал с Эстерхази и вернулся к Пауле. Но 3 февраля 1928-го Паула умерла. На её могиле Имре поклялся, что до конца жизни проживёт в одиночестве. Однако судьба распорядилась по-своему.

В венской кофейне Saher, что рядом с Оперой, там, где и сегодня собирается местная богема, в один из осенних дней 1928 года 46-летний Кальман увидел юную руccкую эмигрантку Веру Макинскую. Ей шёл 17 год. Девушка из Перми, дочь царского офицера, погибшего в Первую мировую, вместе с матерью бежавшая в Европу от ужасов большевизма, хотела стать актрисой и надеялась, что какой-нибудь режиссёр обратит на неё внимание.

Случилось так, что Вера и Кальман одновременно встали из-за столиков кафе и направились получать пальто. И вот тут их знакомству помогла грубиянка-гардеробщица, не желавшая подать Вере её накидку прежде, чем обслужит маэстро, хотя девушка была первой в очереди. Возмущённый грубым обращением с молодой особой, композитор счёл нужным представиться Вере и предложить ей свою помощь.

"У меня возникло чувство, будто мне протягивают ту пресловутую соломинку, за которую я могу ухватиться", - вспоминала будущая жена композитора.

Так начался головокружительный роман композитора и Веры Макинской, ставшей в скором времени Верой Кальман...

В те дни Имре Кальман только что начал работу над новой опереттой "Фиалка Монмартра" и решил посвятить её молодой жене. Вера вскоре родила ему мальчика Карой Имре Фёдора, а потом ещё двух девочек, Лили и Ивонку. Казалось, Кальман был на вершине счастья. Теперь у него было всё: слава, богатство, семья, молодая любящая жена, дети, шикарный дом.

На вечерах в его новом доме - настоящем дворце в аристократическом районе на Газенауэрштрассе - появлялись самые влиятельные лица разных рангов. Приёмы устраивала молодая жена Вера, быстро полюбившая роскошь. Сам же Кальман до конца жизни отличался величайшей скромностью. Блистать в свете, закатывать балы и приёмы - это было по-прежнему абсолютно ему чуждо. Слишком памятно было трудное детство, когда репетиторством приходилось добывать кусок хлеба, а денег порой не хватало даже на персик.

Между тем облик Европы менялся изо дня в день. В соседней Германии к власти пришёл Гитлер. На континенте всё сильнее пахло порохом. В марте 1938-го танки Третьего рейха перешли австрийскую границу, превратив весёлую и беззаботную страну в провинцию гитлеровской Германии.

Вскоре после аншлюса Австрии Кальмана вызвали в правительственное учреждение, где дали понять, что распоряжением фюрера он будет объявлен "почётным арийцем".
Композитор вежливо отказался и спешно вывез жену и детей из Вены в Цюрих, а затем в Париж. В нацистской Германии его оперетты вскоре были запрещены.
Начинались годы странствий.

За месяц до начала Второй мировой войны Кальман получил визу на въезд в США, куда и прибыл в 1940-м. Приехав в Голливуд, куда его до войны усиленно приглашали, Кальман узнал, что ни одного фильма по его опереттам снимать не собираются. Он был несказанно разочарован.

Вскоре разочарование постигло Кальмана и в семейной жизни. В Нью-Йорке Вера познакомилась с молодым французским эмигрантом по имени Гастон, влюбилась в него без памяти и решила оставить семью. Кальман был потрясён, но согласие на развод дал.

На вокзал, где её встречал Гастон, пришёл и Кальман с детьми. Увидев мать, дети бросились ей на шею. Вера расплакалась. Вид Имре её ошарашил. На нём был потрёпанный костюм, из-под которого торчали грязная рубашка и мятый галстук. Оставив любовника, она бросилась к Кальману. Вскоре они обручились во второй раз.

Во время войны Имре Кальман следил за событиями в Венгрии. Когда узнал, что две его сестры погибли в концлагере, перенёс инфаркт. Немного придя в себя, в июне 1949-го решил вернуться в Европу. Сначала Кальманы поселились в Вене. Поначалу вроде всё шло хорошо. Но через полгода у Имре случился инсульт. Он не мог разговаривать и едва ходил. Семья решила переехать в Париж.

Медленно, с трудом превозмогая болезнь, Кальман дописал в Париже партитуру своей последней оперетты "Аризонская леди". 29 октября 1953-го он наконец поставил точку. А на следующий день за завтраком ему стало плохо. Маэстро пошёл к себе, уснул и не проснулся.

Http://news.day.az/unusual/381271.html

В заключение, по просьбе многочисленных читателей (не уникальных, а неизвестных, коих число иной раз доходит до шестисот за один день по счётчику племени Тумба-Юмба из Гвадалахары) приведу текст арии Эдвина "Много женщин есть на свете..." из оперетты ИМРЕ КАЛЬМАНА "Сильва":

Можно часто увлекаться,
Но один лишь раз любить.
Ненадолго повстречаться,
Чтоб навеки не забыть.

Клятвы не давал тебе я ложной,
Счастье ожидает нас.
В жизни увлекаться часто можно,
Но любить – один только раз!

Женщин много есть на свете,
Но к одной влечёт нас в сети:
Только в ней, лишь в ней одной
Весь мир земной.

Лишь любовь горит звездою,
Лишь к тебе я рвусь мечтою.
Да, в тебе весь мир.
Ты - божество, ты - мой кумир.

Задача данной стать - выяснить причину ухода из жизни короля оперетты ИМРЕ КАЛЬМАНА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.
Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

11 26 42 58 83 102 108 118 132 162 175 188 194 211 221 243
К О П П Ш Т Е Й Н Э М М Е Р И Х
243 232 217 201 185 160 141 135 125 111 81 68 55 49 32 22

30 43 56 62 79 89 111 122 137 153 169 194 213 219 229 243
Э М М Е Р И Х К О П П Ш Т Е Й Н
243 213 200 187 181 164 154 132 121 106 90 74 49 30 24 14

Неискушённому читателю эти цифры представляются некой " китайской грамотой ". Однако, это только на первый взгляд.

Читаем отдельные цифры: 89 - КОНЧИНА. 111-ГЕМОРРАГИЧ\ еский инсульт \. 122-ИНСУЛЬТ. 137-АПОПЛЕКСИЯ. 153-АПОПЛЕКСИЧЕС\ кий удар \. 169-ХВАТИЛ КОНДРАТИЙ. 219-НАСТУПЛЕНИЕ СМЕРТИ.

243 = 219-НАСТУПЛЕНИЕ СМЕРТИ + 24-ИН\сульт \ = УМИРАЕТ ОТ ИНСУЛЬТА.

243 = 121-ОБШИРНЫЙ + 122-ИНСУЛЬТ.

Проверим дешифровку таблицей:

10 24* 42* 62* 74* 103 122* 137**139 164*174 191 205 233 243*
И Н С У Л Ь Т О Б Ш И Р Н Ы Й
243*233 219*201*181*169*140 121**106*104 79* 69 52 38 10

В таблице мы видим один совпадающий столбец: 137**\\121**

Если сделать некоторую перестановку, то можно увидеть следующую картину:

14** 32* 52 64 93 112 127 129 154*164**181**195 223 233 243*
...Н С У Л Ь Т О Б Ш И Р Н Ы Й + И \нсульт \
243**229 211*191 179 150 131 116 114 89** 79** 62* 48 20 10

Таблица содержит 2 цепочки из 3 идущих последовательно друг за другом цифр: 62-79-89 и 154-164-181

А также 3 совпадающих столбца: 243**\\14** 79**\\181** 89**\\164**

Справка:

Обширный инсульт: последствия для головного мозга...
oserdce.com›sosudy/insulty/obshirnyj-ins.html
Обширный инсульт – смертельно опасное заболевание. ... Обширный инсульт – это поражение головного мозга.

Рассмотрим ещё одну дешифровку:

18 29 44 60 72 78 92 102*108** 119 136 151 154*164** 167 180 195 204 208 214 232*243**
С К О П Л Е Н И Е К Р О В И В М О З Г Е + С К \ опление \
243 225 214 199 183 171 165 151 141** 135*124 107 92 89** 79* 76 63 48 39 35 29 11**

В таблице мы также видим 3 совпадающих столбца: 108**\\141** 89**\\164** 11**\\243**

Справка:

Геморрагический инсульт: симптомы, причины...
lookmedbook.ru›Геморрагический инсульт
При скоплении крови в веществе головного мозга формируется гематома (локальное скопление крови). ... геморрагический инсульт с прорывом крови в желудочки
мозга

В то же время следует заметить, что речь идёт об ишемическом инсульте: ИШЕМИЧЕСКИЙ = 143.

Цифру 143 мы найдём, если код буквы "Х", равный 22 (в предложении...Х КОППШТЕЙН), РАЗДЕЛИМ НА 2:

22: 2 = 11. 132 + 11 = 143.

Рассмотрим две таблицы:

ИНСУЛЬТ М\ озга \ (иш)ЕМИЧЕСКИЙ и (иш)ЕМИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ М\ озга \:

10 24* 42* 62* 74* 103 122* 135* 141**154 164**188 194**212 223 233 243*
И Н С У Л Ь Т М \ озга \ ...Е М И Ч Е С К И Й
243*233 219*201*181*169*140 121* 108**102* 89** 79* 55** 49* 31 20 10

Мы видим совпадение трёх столбцов именно в слове (иш)ЕМИЧЕСКИЙ

6 19 29 53 59 77 88 98 108* 118**132**150 170 182 211*230 243*
...Е М И Ч Е С К И Й И Н С У Л Ь Т М \ озга \
243*237 224 214 190 184 166 155 145 135**125**111* 93 73 61 32* 13

Таблица содержит 2 цепочки из 3 идущих последовательно друг за другом цифр: 108-118-132 и 111-125-135

А также 2 совпадающих столбца: 118**\\135 132**\\125**

Относящихся к слову ИНСУЛЬТ М\ озга \.

Не все знают, по какой причине развивается инфаркт головного мозга, что это такое и к чему может привести. Инфаркт и ишемический инсульт - это одно и то же, то есть опасное состояние, которое угрожает жизни больного человека. Нередко инфаркт мозга приводит к летальному исходу.

Инфаркт головного мозга - это острое нарушение мозгового кровообращения, при котором наблюдается гибель нервных клеток и неврологическая симптоматика. Сердце и головной мозг очень чувствительны к недостатку кислорода. При прекращении кровотока на 6-7 минут в мозге возникают необратимые изменения. Инфаркт мозга не является самостоятельной патологией. Это осложнение после других сосудистых болезней (атеросклероза, ИБС, тромбоза).
saymigren.net›…infarkt…mozga-chto-eto-takoe.html

Принимая во внимание эту справку, можем провести следующую дешифровку:

243 = 108-\ 69-КОНЕЦ + 39-УМЕ(р)\ + 135-ИНФАРКТ МОЗГА.

11** 26** 40 46 69 89*102*108** 118**132**153*154*171 182 201* 214 229*238 242 243*
К О Н Е Ц + У М Е \ р \ + И Н Ф А Р К Т М О З Г А
243**232**217*203 197 174 154*141** 135**125**111* 90* 89* 72 61 42* 29 14* 5 1

Таблица содержит 2 цепочки из 4 идущих последовательно друг за другом цифр: 102-108-118-132 и 111-125-135-141

А также 5 совпадающих столбцов: 11**\\243** 26**\\232** 108**\\141** 118**\\135** 132**\\125**

Аналогично будет выглядеть таблица предложения 243 = 108-\ 69-КОНЕЦ + 39-УМЕ(р)\ + 135-ИНСУЛЬТ М\ озга \.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 146-СЕМЬДЕСЯТ + 44-ОДИН = 190 = 146-КРОВОТЕЧЕНИЕ + 44-В МОЗГ = ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ ИН\ сульт \.

Справка:

Medical-enc.ru›1/apoplexy.shtml
Апоплексия головного мозга приводит либо к смерти, либо оставляет тяжёлые последствия (параличи, потеря речи, психические нарушения и т. д.).

Homeopathy.academic.ru›427/АПОПЛЕКСИЯ_МОЗГА
АПОПЛЕКСИЯ МОЗГА это: Толкование Перевод. ... апоплексия мозга - (apoplexia cerebri) см. Инсульт геморрагический

Рассмотрим таблицы:

18** 24 37 66* 71 77* 95**127*146 161*166 176 190*
С Е М Ь Д Е С Я Т О Д И Н
190**172*166 153 124*119 113** 95* 63* 44 29* 24 14

1 17 32 48 60 66* 77* 95** 96 112 127*143 155 161*172*190**
А П О П Л Е К С \ ия \ + А П О П Л Е К С \ ия \
190*189 173 158 142 130 124*113** 95* 94 78 63* 47 35 29* 18**

В таблицах мы видим 2 совпадающих столбца: 18**\\190** и 95**\\113**

Так как цифры предложения СЕМЬДЕСЯТ ОДИН в коде ПОЛНОГО ИМЕНИ отсутствуют, используем второй вариант:

Идёт СЕМЬДЕСЯТ ВТОРОЙ год.

146-СЕМЬДЕСЯТ + 79-ВТОРОЙ = 225 = АПОПЛЕКСИЯ ГОЛОВНОЙ \ артерии \.

243 = АПОПЛЕКСИЯ ГОЛОВНОЙ АР\ терии \.

Проверим дешифровку таблицами:

18 24 37 66* 71 77* 95**127 146 149 168*183**200*215**225**
С Е М Ь Д Е С Я Т В Т О Р О Й
225*207 201 188 159*154 148**130* 98 79 76 57** 42* 25** 10**

1 17 32 48 60 66* 77* 95**105 137 141 156 168*183**186 200*215**225**
А П О П Л Е К С И Я Г О Л О В Н О Й \ артерии \
225*224 208 193 177 165 159*148**130*120 88 84 69 57** 42* 39 25** 10**

В таблицах мы видим 4 совпадающих столбца: 95**\\148** 183**\\57** 215**\\25** 225**\\10**

Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

56 = УМЕР
_____________________________________________________
200 = СЕМЬДЕСЯТ ВТОР\ ой \ = АПОПЛЕКСИЯ ГОЛОВН\ ой артерии \

200 - 56 = 144 = СМЕРТЬ МОЗГА.

243 = 169-КОНДРАТИЙ ХВАТИЛ + 74-УГАСАНИЕ.

243 = 102-КОНДРАТИЙ + 141-\ 67-ХВАТИЛ + 74-УГАСАНИЕ \.


Кальман наряду с Легаром получил всемирную известность как создатель так называемой неовенской оперетты, для которой характерно использование остродраматических коллизий. Так, в "Фиалке Монмартра" использован сюжет "Богемы" Мюрже, положенный и в основу одноименной оперы Пуччини, а содержание "Сильвы" является, в сущности, парафразом "Травиаты" Верди, но только со случайно благополучной развязкой. При этом, наряду с подлинным драматизмом и яркой эмоциональностью, в опереттах Кальмана ощутимы черты сентиментальности.

Искусство Кальмана празднично, нарядно и, несмотря на острые коллизии, глубоко оптимистично. Оно отличается щедростью мелодики, высоким профессионализмом, четкой и убедительной драматургией.

Кальман родился 24 октября 1882 года в венгерской деревне Шиофок на озере Балатон. С десяти лет он - в Будапеште, где учится в гимназии, затем на юридическом факультете университета и параллельно в Будапештской музыкальной академии-по теории музыки и композиции. В феврале 1904 года состоялся его композиторский дебют-исполнение симфонической поэмы "Сатурналии" в помещении Будапештского оперного театра. Продолжая свои юридические занятия, он с 1904 по 1908 год работал музыкальным критиком в одной из Будапештских газет, а также много сочинял, в основном романсы и инструментальные пьесы.

К 1908 году относится появление первой оперетты Кальмана "Осенние маневры". В это же время композитор переезжает в Вену, где живет

до 1938 года. В Вене появляются наиболее известные его оперетты-"Цыган-премьер" (1912), "Королева чардаша" ("Сильва", 1915), "Фея карнавала" (1917), "Голлан-дочка" (1920), "Баядера" (1921), "Марица" (1924), "Принцесса цирка" (1926), "Герцогиня из Чикаго" (1928), "Фиалка Монмартра" (1930), "Дьявольский наездник" (1932). "Императрица Жозефина" (1936), "Маринка" (1945), "Аризонская леди" (1954) увидели свет рампы уже за пределами Австрии.

Огромный успех приходит к Кальману в 1915 году после премьеры "Королевы чардаша" (впервые она была поставлена в Вене под названием "Княгиня чардаша"," а у нас получила известность под названием "Сильва"). Последующие годы утверждают за композитором славу одного из первых в своем ж

анре. К началу 30-х годов относится его большое турне по Швеции. В 1934 году он становится кавалером французского Почетного легиона. Перемена в жизни композитора наступила в 1938 году. Спасаясь от фашистов, он уезжает в Цюрих, а затем в Париж, где живет до 1940 года. Когда же и до Франции докатывается фашистская волна, Кальман эмигрирует в США. В течение восьми лет он живет в Америке, но почти ничего не сочиняет. Зимой 1948/1949 года Кальман возвратился в Вену, а в 1951 году снова переехал в Париж, где и умер 30 октября 1953 года.

Среди произведений Имре Кальмана, кроме двадцати оперетт,-сочинения для симфонического оркестра, различные инструментальные пьесы, романсы, вокальные циклы, а также статьи и рецензии.

Имре Кальман, венгр еврейского происхождения, родился на курорте близ озера Балатон. Первые воспоминания Имре были связаны с музыкой: порхание пальчиков сестры над черно-белыми клавишами, потертая скрипка отдыхающего профессора Лильде и «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Светлая пара детства быстро промелькнула, одним за другим последовали годы обучения в будапештской гимназии и музыкальной школе. Листовская академия стала для Франца последней ступенью музыкального образования.

Еще будучи студентом Имре сочинял музыку: он писал куплеты для кабаре, песни, симфонии, фортепианные пьесы. После окончания юридического университета он несколько лет работал в газете и писал в разделе музыкальной критики толковые рецензии на музыкальные сочинения. Оперетта «Наследство Переслени» была написана Имре для театральной постановки. К сожалению, это творение постигла несчастная судьба – высшие мира сего усмотрели в безобидной оперетте политическую провокацию и запретили к показу.

Неудача не сломила Кальмана, он продолжил работать и вознаграждение не заставило себя долго ждать. Успех пришел к нему после премьеры оперетты «Осенние манёвры». Волна постановок прокатилась по Европе и Америке. Имре Кальман угадал с жанром: европейцы и даже американцы отчаянно жаждали веселья.

Музыкальные комедии – «Королева чардаша» или «Сильва», «Цыган-премьер», «Солдат в отпуске» – полюбились зрителям. Имя Имре Кальмана во всем мире означало прекрасно проведенный вечер.

Музыкальные критики сходились во мнении, что творчество Имре питается народной песенной традицией. Они находили, что композитор извлекает на свет корень проблем, что он точно передает нюансы и характерные детали, что он верно расставляет акценты. Все критики до единого расписывались в том, что он обладает уникальным даром выражать человеческие чувства.

Блестящее исполнение, безупречная техника, яркие финальные сцены – выделяли его постановки из ряда других.

В 20-ые годы Имре Кальман достиг своего творческого пика. В Вене, где он жил и работал, под рукоплескания и смех публики шли его музыкальные комедии: «Баядера», «Графиня Марица», «Принцесса цирка», «Фиалки Монмартра». Его игривая музыка наталкивала на мысль, что написание оперетт не составляет никакого труда. Но за сверкающей феерией звуков скрывалась упорная работа. Иллюзию легкости рабочего процесса поддерживал и сам Имре Кальман. С иронией он писал, что оперетты рождаются за кофе и сигаретами в шутках, спорах и криках.

На Европу надвигались грозные 30-ые годы. В 1932 году Имре Кальман еще успел прокатить по европейским театрам историческую оперетту «Дьявольский наездник». Над этой комедией европейцы смеялись в последний раз перед войной Через шесть лет Австрию оккупировали нацисты, вынудив Кальмана эмигрировать в Швейцарию, где он прожил два года, прежде чем отправиться в Америку. Когда война закончилась и чуть зарубцевались раны, нанесенные разорвавшимися бомбами, Имре Кальман вернулся в Старый Свет и поселился в Париже. Человек, заставлявший целый мир самозабвенно смеяться, плакал, когда возлагал на могилы погибших друзей траурные венки.

Имре Кальман, как Штраус и , оригинально решил вопрос венских оперетт. Новаторский подход подарил миру около 20 музыкально-комедийный произведений. Грандиозный успех, который сопровождал его творения, объясняется просто: броская, энергичная, сверкающая музыка была просто необходима в годы, когда весь мир на всех парах летел к черту. Его творчество завершило развитие жанра оперетты, отыгравшей свое в XX веке.

Имре Кальман считал, что на формирование его сочинительского таланта оказал влияние русский композитор . Примечательно, что женой Легара стала актриса Вера Макинская, уроженка Перми, эмигрировавшая из советской России. Вера подарила мужу трех детей, а он жене – «Фиалку Монмартра». Семейная жизнь творческих людей была необычной: они ругались, расходились, но всегда возвращались друг к другу.

Имре Кальман музицировал, играя и шутя, от всего сердца, он не щадил устоев и щедро приправлял лирикой оперетты. Имре Кальман вышел за пределы опереточных клише, оставив далеко позади многих коллег и конкурентов. И хотя сюжетная канва почти всегда уступает его музыке, оперетты Имре Кальман затрагивают понятные каждому человеку чувства.

Имя его прогремело по всей Европе и оставило характерный след в музыкальном мире. Его лучшие произведения и сегодня разнообразят репертуар знаменитых исполнителей и собирают целые залы.

Имре Кальман никогда не равнял себя с большими композиторами, но он без лишней скромности считал, что его остроумная, веселая, жизнеутверждающая музыка спасает от душевных пожаров.

Музыкальные Сезоны