Какие ризы хотели бы носить батюшки? Одежда и облачения священнослужителей. Виды одежды священника

«Не напрасно святая Церковь усвоила благолепие и славу архиереям, священникам и диаконам, облекая в великолепие одежд священных – ибо они подобают их сану. Священники носят сан Самого Христа…» Так писал об облачениях священников святой праведный Иоанн Кронштадтский, видя в священных одеждах глубокий символический смысл.

В Ветхом Завете Самим Господом были установлены правила для облачения священнослужителей, служащих в Скинии – храме, который сделал Моисей во время странствования израильтян в пустыне.

Священные одежды не только должны были отличать служителей храма от всего народа, но и символизировать их служение, духовную жизнь, состояние их сердца, души и ума…

Являясь выражением материального и духовного миров, церковные облачения являются святыней и зримым образом Божественной Славы: "И принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись". Не сшитый, а весь тканый сверху хитон Христа стал символом единства Церкви - Тела Христова.

Священник есть воин Божий, и каждая деталь одежды означает готовность к сражению с духами тьмы, а также призвание к охранению от них и своей паствы.

В Православной Церкви в церковных облачениях сохранились лишь некоторые детали одеяния ветхозаветного, но смысл и предназначение остались неизменными.

По церковному уставу, в облачение священнослужителей высшего чина всегда входит облачение низших. Следуя правилам облачения, в начале одевают одежды, присвоенные низшему чину. Так, диакон сначала надевает стихарь – длинную одежду без разреза спереди и сзади с широкими рукавами.

Стихарь знаменует чистую и спокойную совесть, непорочную жизнь и духовную радость. Священнослужитель, облачающийся на литургии в стихарь, произносит молитву: "Возрадуется душа моя о Господе: ибо облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня». Подобное состояние духовной радости должно быть присуще всем участникам богослужения, поэтому все - от диакона до епископа - облачаются в стихарь.

Затем диакон надевает узкие нарукавники, именуемые поручами. Поручи означают, что священнослужители, совершая Таинства или участвуя в их совершении, выполняют это не собственными силами, а силой и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы или веревки на руках Спасителя во время Его страданий.

В символическом толковании диаконы изображают собой ангелов - херувимов и серафимов, и в этом смысле ангельские крылья символизирует орАрь. Это длинная широкая лента, означающая благодать Божию, которую диакон получил в Таинстве священства. Диакон прикрепляет орарь на левое плечо поверх стихаря.

Иерей или священник сначала облачается в диаконские одежды – подризник – это стихарь в несколько измененном виде; поручи, а затем - в иерейские. Основным отличием которых являются: епитрахиль, пояс и фелонь.

Риза или фелонь надевается священником сверх других одежд. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен Спаситель во время своих страданий.

Епитрахиль по своему значению то же что орарь у диакона. Эта широкая лента складывается вдвое так, что, огибая шею, спускается спереди вниз двумя концами, соединенными между собой. Эта часть облачения знаменует особенную благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон – без ораря.

Епископ сперва облачается в одежды диакона, потом в одежды иерея и затем уже - в принадлежащие ему как епископу. Риза у епископа заменяется саккосом. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.

Омофор это длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа и символизирует заботу о спасении верующих подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах. Первый епископский омофор был, по преданию, соткан собственноручно Девой Марией для праведного Лазаря. Богородица посетила его на Кипре, где он тридцать лет служил епископом после того, как его воскресил Господь.

Омофор, или мафорий изображают на иконах как часть одежды Пресвятой Богородицы. Эта часть облачения символизирует заботу и молитвенное заступничество Божией Матери за всех христиан. Эта традиция своими корнями уходит в историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В X веке во время нашествия язычников на Константинополь, верующие молились Небесной Владычице о спасении своего города во Влахернском храме. И в это время святой Андрей Юродивый увидел, как Пресвятая Богородица сняла со Своей головы покрывало и простерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов. Это и был Ее мафорий.

В песнопении праздника Покрова Пресвятой Богородицы христиане просят: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным твоим омофором».

Какие ризы хотели бы носить батюшки? Какие требования к облику священника предъявляет церковная дисциплина в наши дни? В подготовке этого материала нам помогали священники и церковные швеи, ризничные и руководители швейных мастерских.

Для начала – разберемся с основными терминами.

Во внебогослужебное время священник облачается в подрясник и рясу , а также в черную скуфью . Подрясник имеет узкие рукава, ряса – широкие и длинные, находящие на ладонь.

Скуфейка может иметь русский (более распространенный) или греческий фасон. В дониконовские времена форма скуфьи отличалась от современной и напоминала куполок.

Зимняя ряса может быть утеплена ватином или синтепоном и использоваться как пальто. Воротник зимней рясы – отложной, часто делается из меха или бархата. Впрочем, многие батюшки, даже постоянно ходящие в подряснике, предпочитают обычное пальто или куртку черного цвета. Вместо скуфьи нередко надевают обычную шапку. До революции было распространено ношение духовенством шляп: в частности, сохранились фотографии праведного Иоанна Кронштадтского в шляпе с довольно широкими полями.

При совершении всех служб, кроме Божественной Литургии, поверх подрясника батюшки надевают фелонь, пояс, поручи и епитрахиль .

При совершении треб, а также таинства исповеди, батюшка может быть без фелони, но в епитрахили и поручах.

Для служения Литургии священник снимает рясу и надевает вместо нее подризник из тонкой белой или цветной ткани, а поверх него – богослужебные облачения .

За многолетнюю беспорочную службу священник получает церковные награды, являющиеся дополнениями к облачению: цветную скуфью, набедренник, палицу, камилавку, митру .

Архиерей, как и священник, в обычное время носит подрясник и рясу , а также особый архиерейский клобук на голове. Во время богослужения архиерей облачается в подсаккосник, епитрахиль, пояс, саккос, омофор, палицу, поручи, митру .

Диакон во время службы бывает облачен в подрясник, стихарь и орарь .

Алтарники надевают стихари поверх обычной одежды.

Немного истории

На протяжении истории Церкви богослужебные облачения и повседневная одежда священнослужителей видоизменялись в соответствии с культурой и условиями жизни общества. Изначально они произошли от одежд, которые носили древние иудеи, а также жители античных полисов. Считается, что подрясник и ряса напоминают хитон, который носил Спаситель. Одним из прототипов как священнической фелони, так и монашеской мантии стал палий – длинная накидка без рукавов, которую носили первые христиане в знак отречения от соблазнов языческого мира. Ризы, в которой совершается богослужение, в общих чертах сформировались к VI столетию.

В Византии облачения приобрели пышность и благолепие, заимствовав многие детали из придворного церемониала. Например, поручи и архиерейский саккос произошли от одежд императора ромеев.

В Древней Руси самым распространенным материалом для пошива церковных риз был неокрашенный лен, доступная и недорогая ткань. Из нее же шили и рясы, подрясники, а также монашеские одеяния. Также ризы шили из сукна. Парчу ввозили из заморских стран, стоила она очень дорого, а потому облачения из нее были в основном принадлежностью кафедральных соборов и богатых монастырей.

Традиция использовать облачения разных цветов в соответствии с церковными праздниками начала формироваться на Западе в XII столетии. На Руси она прижилась с XVII – XVIII веков, а в Греции не стала повсеместной и по сей день: в этой стране часто можно увидеть священников в многоцветных, украшенных цветочными орнаментами ризах, которые сложно отнести к какому-либо одному богослужебному цвету.

Ряса и подрясник

В наши дни в России священники носят два основных фасона ряс и подрясников: русский и греческий . Это допускается церковным уставом, но на некоторые официальные мероприятия духовенство обязывается являться в рясах русского покроя.

Церковная дисциплина требует, чтобы на богослужении священник был одет в достаточно длинный подрясник, рясу или подризник – находящий на край ботинок. Обувь должна быть черной, без узоров, закрытой.

Русский крой

Русские подрясник и ряса происходят от кафтана-однорядки, который носили наши предки. Кстати, до XVII столетия духовенство носило именно такие кафтаны, а не рясы, формирование же русской рясы произошло под влиянием проникновения в нашу страну греческих одеяний для духовенства. Кафтаны, в которых ходили батюшки, могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зеленого. Они имели узкие рукава – в отличие от возникшей позднее русской рясы.

Русская ряса застегивается «встык», без запаха, имеет приталенный фасон. У подрясника рукава узкие, у рясы – узкие у плеч и сильно расширяющиеся книзу. Ворот застегивается на пуговицу. Такой фасон подходит к суровому климату нашей страны: он позволяет сберегать тепло.

Есть две вариации русской рясы: киевская – приталенная только с боков и оставляющая спину прямой, и русская – приталенная со всех сторон.

Известно, что вплоть до самой революции духовенство любило одеяния ярких цветов , например, малиновые. В наши дни приоритет устойчиво держит черная одежда , но используются и другие тона: темно-синий, серый, бежевый, кремовый – особенно в теплое время года. Летние подрясники чаще всего шьют из хлопка со льном в соотношении 80 на 20, 50 на 50 или из чистого льна. Зимой котируются шерсть и синтетика.

Греческий крой

Греческие ряса и подрясник пришли на Русь еще в XVII веке, когда Большой Московский Собор 1666-1667 годов позволил духовенству носить их. Они имеют воротник-стойку. Они намного шире русских, не приталены. На груди у подрясника устроены карманы. Ряса застегивается только на вороте и груди. По сути, такая ряса – трансформация восточного халата. Рукава у греческой рясы широкие по всей длине. Это отвечает требованиям жаркого южного климата, где сформировался данный тип одежды, – особенно хороши в этом плане греческие рясы из натурального шелка. Русские батюшки с удовольствием надевают такие одеяния летом, многие священнослужители предпочитают их в любое время года, ценя свободу движений. В Греции священники носят рясы и подрясники черного цвета, российская традиция цветных одежд духовенства вызывает у них некоторое удивление. Распространены рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. Эти отвороты могут быть и цветными – например, фиолетовыми.

Подрясник, именуемый болгарским, имеет «греческий» воротник-стойку и полы «в стык», как у русского подрясника.

Вот мнение одного из наших российских батюшек:

«Русская ряса мне нравится, в ней есть что-то родное. А греческая – хороший выход в летнюю жару.

Некоторые швеи допускают ошибку, не учитывая разницу между мужской и женской фигурой, и талия русской рясы, сшитой ими, оказывается в районе подмышек. Конечно, это неправильно: ряса – не женское платье, и талия у нее должна находиться на своем месте.

Часто продают рясы и подрясники с не подрубленным низом – имеется в виду, что каждый подошьет их под свой рост. Но если надо, можно и подшитое облачение укоротить. Все же приятнее покупать одежду, которую можно сразу надеть».

Главное отличие русской фелони от греческой – в наличии у первой твердого стоячего оплечья, которое придает облачению форму. Имеет национальные варианты и архиерейское облачение: у русского омофор имеет такую же твердую форму, как оплечье фелони, а у греческого – лежит на плечах. Существует версия, что русская фелонь приобрела свою форму из-за холодной погоды в нашей стране: стоячий ворот защищает от сквозняков. К тому же, он выглядит торжественно и нарядно, отдаленно напоминая высокие воротники русских бояр.

Греческие фелони сегодня распространились и в России, хотя и значительно уступают в популярности более привычным для нашей страны облачениям русского кроя. На территории Украины дело обстоит сложнее: там грекокатолики и автокефалисты носят фелони, у которых оплечье лежит на плечах, а представителям канонической Церкви остается выбирать русские фелони, чтобы паства сразу видела, что храм относится к Русской Православной Церкви.

Греческая фелонь имеет ряд практических преимуществ: она меньше весит, ее легче шить, стирать, перевозить. Твердое оплечье русской фелони требует деликатного отношения, чтобы не терять форму, поэтому перед стиркой его снимают.

Передняя часть у классической греческой фелони несколько длиннее, чем у русской. Поскольку некоторым русским батюшкам это непривычно, появился русифицированный вариант – с укороченной передней частью.

Старообрядцы и единоверцы носят особое облачение, представляющее собой вариацию наших риз. На передней части такой фелони пришиваются 7 пуговиц – по числу Таинств Церкви. Пояс застегивается на пуговицы и имеет так называемые истоки – спускающиеся вниз, на всю длину фелони, ленты-ответвления.

Иерей Алексий, сельский священник:

«В облачении должно быть легко двигаться, делать поклоны, воздевать руки на молитве, поднимать руку для благословения. Оно не должно съезжать, перекашиваться.

Облачение летом должно быть легким, а зимой можно надеть и достаточно плотные ризы.

Важно учитывать детали. Например, хорошо, когда передняя часть облачения заканчивается сантиметров на 20 ниже наперсного креста. Во время богослужения священник воздевает руки и передняя часть фелони заворачивается. Если ниже креста еще достаточно ткани, он оказывается в образовавшемся «кармане», поднимается и опускается вместе с краем ризы. Таким образом, мы не показываем прихожанам перевернувшийся крест. Священник не может постоянно думать, как он выглядит: он молится. Забыл поправить облачение, все перекосилось, крест перевернулся и так застрял – возникают искушения, потому что новоначальные, к сожалению, вместо того, чтобы думать о Боге, смотрят на священника».

Матушка Анна, супруга священника, ризничная и церковная швея с многолетним опытом:

«В основном священники просят, чтобы облачение было легким, удобным и натуральным; чтобы ткань «дышала». Тут особое внимание стоит уделить подкладке – чтобы и она была сшита из «дышащей» ткани. Помню, один пожилой священник просил меня: «Аннушка, ты мне сделай так, чтобы я дышал. Чтобы мне было в ризах легко. Ты представляешь, я Литургию служу: надеваю рубашку, подрясник, подризник – и еще облачение такое тяжелое! К концу службы я уже не дышу и не хожу».

Алина Сергейчук

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Священнослужители и их священные одежды (облачения)

По примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященник, священники и левиты, святые Апостолы установили и в новозаветной христианской Церкви три степени священства : епископов, пресвитеров (т. е. священников) и диаконов .

Все они называются священнослужителями , потому что через таинство священства они получают благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.

Епископы составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы называются еще архиереями , т. е. начальниками иереев (священников). Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.

По степени священства все епископы между собою равны , но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами , столичные же епископы называются митрополитами , так как столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами .

В период с 1721 года по 1917 год, Русская Православная Церковь управлялась Святейшим синодом. В 1917 году собравшимся в Москве Священным Собором был избран снова для управления Русской Православной Церковью "Святейший патриарх Московский и всея России".

В помощь епископу иногда дается другой епископ, который, в таком случае, называется викарием , т. е. наместником.

Священники , а по-гречески иереи или пресвитеры , составляют второй священный чин после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т. е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов.

Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом .

Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея , т. е. главного иерея, или первенствующего священника, а главному между ними - звание протопресвитера .

Если священник является в то же время монахом , то он называется иеромонахом , т. е. священномонахом. Иеромонахам, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита . Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы.

Диаконы составляют третий, низший, священный чин. "Диакон" слово греческое и означает: служитель.

Диаконы служат епископу или священнику при Богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут.

Участие диакона в Богослужении не обязательно, а потому во многих церквах служба происходит без диакона.

Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона , т. е. перводиакона.

Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом , а старший иеродиакон - архидиаконом .

Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари . Они, принадлежа к числу церковнослужителей , поставляются на свою должность не через таинство Священства, а только по архиерейскому на то благословенно.

Псаломщики имеют своей обязанностью читать и петь, как при Богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан.

Пономари имеют своею обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее.

Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священный одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.

Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды . Священные одежды изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украшаются крестами.

Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи .


Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.

Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.

Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.


Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).

Подризник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.

Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон - без ораря.

Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

Риза , или фелонь , надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.

Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный крест .

За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник , то есть четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо ва два угла на правом бедре, означающий меч духовный, а равно и головные украшения - скуфья и камилавка .

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи , только риза у него заменяется саккосом , а набедренник палицею . Кроме того, епископ надевает омофор и митру .

Саккос - верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.

Палица , это - четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на правом бедре. В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой. У архимандритов же как и у архиереев палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.


На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор . Омофор есть длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор - слово греческое и означает наплечник. Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы. Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.

На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и панагия , что значит "Всесвятая". Это - небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными камнями.

На голову епископу возлагается митра , украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.

При Богослужении епископы употребляют жезл или посох , как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.

Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы . Это - небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.

Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник (полукафтанье) и ряса . Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию , а священник - крест .

всё о санах священников, саны русской православной церкви и их облачения

По примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященник, священники и левиты, святые Апостолы установили и в новозаветной христианской Церкви три степени священства: епископов, пресвитеров (т. е. священников) и диаконов.Все они называются священнослужителями, потому что через таинство священства они получают благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.

Епископы составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы называются еще архиереями , т. е. начальниками иереев (священников). Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.

По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами , так как столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами. В период с 1721 года по 1917 год, Русская Православная Церковь управлялась Святейшим синодом. В 1917 году собравшимся в Москве Священным Собором был избран снова для управления Русской Православной Церковью "Святейший патриарх Московский и всея России".

Митрополиты

В помощь епископу иногда дается другой епископ, который, в таком случае, называется викарием , т. е. наместником. Экзарх — титул главы отдельного церковного округа. В настоящее время существует только один экзарх — митрополит Минский и Заславльский, управляющий Белорусским экзархатом.

Священники, а по-гречески иереи или пресвитеры , составляют второй священный чин после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т. е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов.

Христианская община, подчиненная ведению священника, называется егоприходом.
Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея , т. е. главного иерея, или первенствующего священника, а главному между ними - званиепротопресвитера.
Если священник является в то же время монахом (черное священство), то он называется иеромонахом , т. е. священномонахом.

В монастырях существует до шести степеней подготовки к ангельскому образу:
Трудник / трудница — проживает и работает в монастыре, но ещё не выбрал монашеский путь.
Послушник / послушница — прошедший в монастыре послушания трудник, получивший благословение носить подрясник и скуфейку (для женщин апостольник). При этом у послушника остаётся мирское имя. Семинарист или приходской пономарь принимается в монастырь в чин послушника.
Рясофорный послушник / рясофорная послушница — послушник, которому благословлено носить некоторые иноческие одежды (например рясу, камилавку (иногда клобук) и чётки). Рясофорный или иноческий постриг (инок / инокиня) — символическое (как при крещении) пострижение волос и наречение нового имени в честь нового небесного покровителя, благословляется носить рясу, камилавку (иногда клобук) и чётки.
Мантийный или монашеский постриг или малый ангельский образ или малая схима (монах / монахиня ) — даются обеты послушания и отречения от мира, постригаются символически волосы, изменяется имя небесного покровителя и благословляются монашеские одежды: власяница, подрясник, тапочки, параманный крест, четки, пояс (иногда кожаный ремень), ряса, клобук, мантия, апостольник.
Схима или великая схима или великий ангельский образ (схимник, схимонах / схимница, схимонахиня ) — даются повторно те же обеты, постригаются символически волосы, изменяется имя небесного покровителя и добавляются одежды:аналав и куколь вместо клобука.

Монах

Схимонах

Иеромонахам, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита . Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы .

Игумен Роман (Загребнев)

Архимандрит Иоанн (Крастьянкин)

Диаконы (Дьяконы) составляют третий, низший, священный чин. "Диакон" слово греческое и означает: служитель. Диаконы служат епископу или священнику при Богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут.

Участие диакона в Богослужении не обязательно, а потому во многих церквах служба происходит без диакона.
Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона , т. е. перводиакона.
Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом , а старший иеродиакон - архидиаконом .
Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числуцерковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство Священства, а только по архиерейскому на то благословенно.
Псаломщики имеют своей обязанностью читать и петь, как при Богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан.

Псаломщик

Пономари имеют своею обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее.

Пономарь

Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священный одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.


Иподиаконы

Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды. Священные одежды изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украшаются крестами. Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.

Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.

Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.
Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).

Подризник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.

Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон - без ораря.

Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной

Риза, или фелонь, надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.

Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный крест.

За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник, то есть четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо ва два угла на правом бедре, означающий меч духовный, а равно и головные украшения - скуфья и камилавка .

Камилавка.

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.

Саккос - верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.

Палица, это - четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на правом бедре. В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой. У архимандритов же как и у архиереев палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.

На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор. Омофор есть длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор - слово греческое и означает наплечник. Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы. Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.

На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и панагия, что значит "Всесвятая". Это - небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными камнями.

На голову епископу возлагается митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.

При Богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей. Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы. Это - небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.

Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник (полукафтанье) и ряса. Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию, а священник - крест

Повседневная одежда священнослужителей Православной Церкви, рясы и подрясники, как правило, изготавливаются из ткани черного цвета , который выражает смирение и непритязательность христианина, пренебрежение внешней красотой, внимание к внутреннему миру.

Во время богослужений поверх повседневной одежды надеваются церковные облачения, которые бывают различных цветов.

Облачения белого цвета используются при совершении богослужений в праздники, посвященные Господу Иисусу Христу (за исключением Вербного Воскресения и Троицы), ангелам, апостолам и пророкам. Белый цвет этих облачений символизирует святость, пронизанность нетварными Божественными Энергиями, принадлежность горнему миру. При этом белый цвет является воспоминанием о Фаворском свете, ослепительном свете Божественной славы. В белых облачениях совершается литургия Великой Субботы и Пасхальная утреня. В этом случае белый цвет символизирует славу Воскресшего Спасителя. В белых облачениях принято совершать погребение и все заупокойные службы. В данном случае этим цветом выражается надежда на упокоение усопшего в Царстве Небесном.

Облачения красного цвета используются во время литургии Светлого Христова Воскресения и на всех богослужениях сорокадневного пасхального периода.Красный цвет в данном случае - символ всепобеждающей Божественной Любви. Кроме того, красные облачения используются в праздники, посвященные памяти мучеников и в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. В этом случае красный цвет облачений - это воспоминание о крови, пролитой мучениками за христианскую веру.

Облачения голубого цвета , символизирующего девственность, применяются исключительно на богослужения Богородичных праздников. Голубой цвет - это цвет Неба, с которого сходит на нас Дух Святой. Поэтому голубой цвет - это символ Духа Святого. Это символ чистоты.
Вот почему голубой (синий) цвет используется в церковном богослужении в дни праздников, связанных с именем Божией Матери.
Пресвятую Богородицу Святая Церковь называет сосудом Духа Святого. Дух Святой сошёл на неё и Она стала Матерью Спасителя. Пресвятая Богородица с детства отличалась особой чистотой души. Поэтому Богородичным цветом и стал голубой (синий) цвет.Мы видим священнослужителей в голубых (синих) облачениях в праздники:
Рождества Божией Матери
В день Её Введения во храм
В день Сретения Господня
В день Её Успения
В дни прославления икон Божией Матери

Облачения золотого (желтого) цвета используются на службах, посвященных памяти святителей. Золотой цвет - символ Церкви, Торжества Православия, которое утверждалось трудами святых епископов. В этих же облачениях совершаются воскресные службы. Иногда в золотых облачениях совершаются богослужения в дни памяти апостолов, создававших первые церковные общины проповедью Евангелия. Не случайно поэтому жёлтый цвет богослужебных облачений является наиболее часто используемым. Именно в жёлтые одеяния облачаются священники в воскресные дни (когда прославляется Христос, его победа над силами ада).
Кроме того, облачения желтого цвета полагаются и в дни памяти апостолов, пророков, святителей - то есть тех святых, которые своим служением в Церкви напоминали Христа Спасителя: просвещали людей, призывали к покаянию, раскрывали Божественные истины, совершали таинства, будучи священниками.

Облачения зеленого цвета используются на богослужениях Вербного Воскресения и Троицы. В первом случае зеленый цвет связан с воспоминанием о пальмовых ветвях, символе царственного достоинства, которыми жителями Иерусалима встречали Иисуса Христа. Во втором случае зеленый цвет - символ обновления земли, очищенный благодатью ипостасно явившегося и всегда пребывающего в Церкви Святого Духа. По этой же причине зеленые облачения надеваются на богослужениях, посвященных памяти преподобных, святых подвижников-монахов, которые были боле, чем другие люди, преображены благодатью Святого Духа. Облачения зелёного цвета используются в дни памяти преподобных - то есть святых, ведущих подвижнический, монашеский образ жизни, уделивших особое внимание подвигам духовным. Среди них - и преподобный Сергий Радонежский, основатель Свято-Троице-Сергиевой Лавры, и преподобная Мария Египетская, проведшая много лет в пустыне, и преподобный Серафим Саровский и многие-многие другие.
Связано это с тем, что подвижническая жизнь, которую вели эти святые, изменила их человеческую природу - она стала иной, она обновилась - её освятила Божественная благодать. В своей жизни они соединились со Христом (Которого символизирует жёлтый цвет) и со Святым Духом (Которого символизирует второй цвет - голубой).

Облачения фиолетового или багряного (темно бордового) цвета надеваются на праздники, посвященные Честному и Животворящему Кресту. Они же используются на воскресных службах Великого поста. Этот цвет является символом крестных страданий Спасителя и связан с воспоминаниями о багрянице, в которую облачили Христа, смеявшиеся над ним римские воины (Мф.27, 28). В дни воспоминания крестных страданий Спасителя и Его крестной смерти (воскресные дни Великого поста, Страстная седмица - последняя неделя перед Пасхой, в дни поклонения Кресту Христову (День Воздвижения Креста Господня и др.)
Оттенки красного цвета в фиолетовом напоминают нам о крестных страданиях Христа.Оттенок же синего цвета (цвета Духа Святого) означает, что Христос есть Бог, Он неразрывно связан с Духом Святым, с Духом Божиим, Он - одна из ипостасей Пресвятой Троицы. Фиолетовый цвет в ряду цветов радуги седьмой. Это соответствует седьмому дню сотворения мира. Господь творил мир шесть дней, седьмой же день стал днём покоя. После крестных страданий закончился земной путь Спасителя, Христос победил смерть, победил силы ада и упокоился от дел земных.

Если для мирских дел при важных торжественных случаях одеваются в лучшие одежды, то при служении Богу облачаются в особые одежды. Под священными одеждами подразумевается одежды, употребляемые при Богослужении. Каждому чину священнослужителей и церковнослужителей назначены при Богослужении свои особые одежды. При этом высший чин священнослужителей всегда имеет облачения низших чинов.

Диакон облачается в стихарь -длинная одежда с широкими руковами, в стихарь так-же облачаются алтарники и чтецы, орарь -длинная широкая лента, которую он носит поверх стихаря на левом плече. На руки диакон одевает поручи -короткие нарукавники, охватывающие только запястье.

Священник облачается в подризник (стихарь с узкими руковами), епитрахиль -сложенный в двое орарь, озночает что священнику даётся двойная благодать, большая чем диакону, по уставам Церкви, священник без епитрахили, как диакон без ораря, не может совершать ни одной службы. Пояс -одежда одеваемая поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу и Божественную силу, укрепляющую священнослужителей в прохождении их служения.Набедренник и палица -это одежды, носимые на поясе при бедре. Первая представляет собой четырёхугольный, несколько продолговатый плат, а вторая-плат квадратный. Фелонь , или риза -это длинная круглая одежда без рукавов с отверстием для головы, фелонь напоминает священникам об одежде правды, которой они должны быть облачены как служители Христовы. На голове во время богослужения священники носят скуфьи -небольшие шапочки из материи, или камилавки -высокие бархатные шапки, которые даются как награда или отличие. В отличие от диаконов священники носят на облачении, и на своей домашней одежде наперсный крест.

Облачением епископа служат все священнические облачения, только вместо фелони, епископ носит саккос, поверх него омофор . Омофор означает ту заблудившуюся овцу, которррую Христос, Добрый Пастырь, взял на плечи, чтобы отнести к Отцу. Митра -состовляет головное украшение епископа, она служит символом пастырской власти, такое же значение имеют скуфьи и камилавки, даваемые священникам. Панагия -небольшой круглый образ Спасителя или Божьей Матери, носимый епископами на груди. Жезл , или посох , употребляемый епископами при священнослужении, указывает на их пастырскую обяззаность: направлять свою паству на путь спасения, не допускать её до заблуждений и отражать нападающих на неё духовных волков. Орлецы -круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Они полагаются во время богослужения под ноги епископу и напоминают ему, что он должен своими помыслами и делами стремится к небесам. На груди епископ носит наперсный крест.

Частью церковно-литургической символики являются разнообразие цветов священничиских облачений. Их цветовую гамму составляют все цвета радуги: красный, жёлтый, ораньжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый; а кроме того ещё и белый.
Белый цвет , является символом Божественного нетварного света. В белых облачениях священники служат в великие праздники: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, в них начинается Пасхальная утреня. При крещении и погребениии священник тоже одет в белое.
Красный цвет вслед за белым продолжает богослужение Пасхи и в красных ризах служат до праздника Вознесения. Этот цвет символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но красный также цвет крови поэтому в красных облачениях проходят службы в честь мучеников.
Жёлтый, или золотой и ораньжевые цвета являются символами славы, величия и достоинства. В таких облачениях служат в воскресные дни и в дни памяти пророков, апостолов и святителей.
Зелёный цвет принят в дни памяти приподобных и свидетельствует о том, что их монашеских подвиг оживотворяет человека соединением со Христом и возводит его на небо. В зелёных цветах служат в день Святой Троицы, вербное воскресенье,понедельник Святого Духа.
Голубой или синий цвет Богородичных праздников. Это цвет неба, и он соответствует учению о Богородице, носившей в своём чреве Христа-Небожителя.
Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня.
В чёрный цвет облачаются священники в дни Великого поста. Это символ отречения от пышности, от мирской суеты, цвет покаяния и плача.