Картина дали с телефонной трубкой. Сюрреалистические скульптуры Сальвадора Дали, прикоснитесь к сюрреализму

/ Дали - дизайнер / Телефон-омар

За пределами холста. Сюрреалистические предметы - телефон-омар

Что будет, если соединить индустриальный предмет с объектом живой природы, вещь, имеющую практическое предназначение с тем, что несет в себе лишь символику? Сальвадор Дали не задавался этими вопросами, он просто объединял несовместимое, шокируя и наслаждаясь полученным результатом.

Непонятная и абсурдная на первый взгляд, завораживающая своим глубоким внутренним смыслом комбинация телефона с омаромом (лангустом) рождает предмет, в высшей степени сюрреалистический.

Телефон будущего, или Аппарат, усиливающий половое влечение

«Телефон-омар», также известный как «Телефон-афродизиак» (Aphrodisiac Telephone), родился в мозгу Сальвадора Дали в 1935 году. Выполняя заказ еженедельного нью-йоркского издания American Weekly, Дали нарисовал «телефон будущего» - аппарат, у которого вместо ручки… омар.


Как потом, в 1938 году объяснял сам Дали, в основе этой идеи лежит простой тезис, что лангусты в будущем заменят телефоны. Известно, что омары, как и многие другие морепродукты, - афродизиак. Для Дали это животное долгое время было символом сексуального желания. Омар появлялся и в некоторых других живописных и фотоработах работах маэстро.

Согласно замыслу Дали, гениталии омара находятся на уровне микрофона телефонной трубки. Таким образом, говорящий должен будет приблизить к ним свои губы. Пожалуй, это один из самых наглядных примеров символизации секса и сексуального желания посредством животных и продуктов.

Еще чуть позже, в своей «Тайной жизни…» Дали напишет: «Не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного лангуста, мне никогда не подают отварной телефон; а еще не понимаю, почему шампанское всегда пьют охлажденным, а вот некоторые телефонные трубки, которые обычно бывают такими отвратительно теплыми и неприятно липкими в прикосновении, никогда не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом».

В настоящее время существует 5 официальных цветных копий «Телефона-омара». Среди них есть как абсолютно похожие, так и различающиеся моделями телефонных аппаратов. Один телефон хранится в музее Дали в Лондоне, второй - в музее телекоммуникаций, в немецком Франкфурте, третий - в фонде Эдварда Джеймса,в Нью-Йорке, четвертый - в Австралийской национальной галерее, в Канберре, пятый выставлен в Tate Gallery, в Лондоне.


Существует также 6 белых копий удивительного телефона. Одна из них экспонируется в Институте искусств в Миннеанаполисе, вторая - в Сент-Петерсберге, штат Флорида, в музее Сальвадора Дали . Остальные находятся в частном культурном центре, расположенном в португальском Белеме и принадлежат коллекционеру Джо Берардо.


Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде Очень изящная и светлая скульптура. Не совсем характерный образ для Сальвадора Дали с его сумасбродным потоком подсознания. Я бы ее назвал «Ода фортепиано». :) Знаменитый слон из картин Сальвадора Дали «Искушения святого Антония» и «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».

А это образ и картины «Горящий жираф».
Мягкие часы — куда без них. Это, очевидно, неприступная Гала и влюбленный Дали.
Больше, еще больше мягких часов.
Похоже на Купидона на улитке. :)

Дали, конечно, в большей степени художник, нежели скульптор, однако, как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Остается сказать спасибо Исидро Клоту, благодаря которому эти замечательные творения увидели свет. Сам Сальвадор вряд ли бы когда-нибудь пошел бы дальше своих восковых прототипов, отчего искусство много бы потеряло. Должен сказать, что эти скульптуры понравились мне даже больше чем картины Дали. Скульптуры Сальвадора Дали лишены того шизофренического напряжения, которые присутствуют в его полотнах, они более легкие и светлые.

«Телефон-омар» — сюрреалистическая скульптура, которую создал известный испанский живописец Сальвадор Дали (1904-1989) во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Необыкновенная скульптура была создана совместно с другим живописцем-сюрреалистом Эдуардом Джеймсом.

Входит в цикл работ живописца называющиеся «война и Паранойя».

На данный момент скульптура находится в Галерее Тейт, Ливерпуль. Представляет собой совмещённые разноплановые вещи, каковые связаны неспециализированной идеей. В нижней части простой телефон тёмного цвета.

В верхней части — муляж омара, что создан из гипса. Суть для того чтобы совмещения, что думается сначала совсем бердовым, содержится в том, что Сальвадор Дали таковой акцией решил выразить собственный протест общему поклонению технике. Скульптура имеет приблизительно таковой подтекст:

Люди отделились от природы и сейчас отделяются друг от друга. С приходом телефонов людям кроме того не требуется видеться между собой, дабы пообщаться.

Сейчас живое общение заменяют провода и аудиокоммуникации. Не обращая внимания на то, что с приходом телефонов люди смогут общаться кроме того на громадных расстояниях, как раз телефоны и отдаляют людей друг от друга.

Совмещение омара и телефона тут может принимать самые значения и разные формы. Всё зависит от размышлений самого зрителя. Это возможно и намёк на необходимость быть ближе к природе.

Кроме этого Сальвадор Дали выразил в этом некую одноплановость двух вещей: телефон, как продукт индустриализации человека, и омар, как популярный продукт потребления. Помимо этого, омар есть афродизиаком и в данной скульптуре есть знаком сексуального жажды.

О том, что под омаром кроется некоторый сексуальный подтекст может сказать иллюстрация Сальвадора Дали, которая была создана годом ранее и именовалась «Телефон-афродизиак» (Aphrodisiac Telephone), где кроме этого вместо ручки телефона был омар.

Сам Сальвадор Дали сказал: «Не осознаю, из-за чего, в то время, когда я заказываю в ресторане жареного лангуста, мне ни при каких обстоятельствах не подают отварной телефон; и вдобавок не осознаю, из-за чего шампанское постоянно пьют охлажденным, а вот кое-какие телефонные трубки, каковые в большинстве случаев бывают такими отвратительно теплыми и не очень приятно липкими в прикосновении, ни при каких обстоятельствах не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом».

В первый раз произведение было представлено на первой Английской выставке сюрреалистического мастерства во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Дали, что воображал свои работы, выступил с лекцией в костюме володаза.

Всего существует пять экземпляров скульптуры «Телефон-омар». Первый выставлен в Галерее Тейт в Ливерпуле, второй - на выставке «Вселенная Дали» в Лондоне, третий — в Музее электросвязи во Франкфурте, четвёртый — в Национальной галерее Австралии, а пятый экземпляр в собственности фонду Эдуарда Джеймса.

Итак, после мы отправились в Фигейрос, который славен, прежде всего Театром-музеем великого Сальвадора Дали - мастера сюрреализма. Фигейрос - родной город Дали, он расположен в 40 км от Франции и считается вторым по посещаемости музеем Испании после мадридского Прадо.

На заглавном фото - площадь Гала-Сальвадор Дали с фасадом Театра-Музея и памятником руки Дали каталонскому философу Франсеску Пужольсу.

Под катом фотографии музея и много текста к ним. Не поленитесь, пожалуйста, прочитайте, т.к. возможно, это прольет свет на особенности творческого гения Дали и его шедевров.

01. Собственно памятник не только самому Пужольсу (его серый бюст установлен на голове Гомера), которого почитал Дали как философа, открывшего мир в Подсознательное. На заднем плане в виде фигуры с головой-яйцом Дали, предположительно, изобразил себя. Справа от фигуры памятник атому водорода - элемент образной системы Дали.

02. Инсталляция Дали - гигантская голова с телефизором во лбу. Возвышающаяся рядом скульптура - "Обелиск телевидения" Вольфа Фостеля:

03. Один из трёх памятников, посвящённых французскому живописцу Мейсонье, установленный на автомобильных шинах.

04. Водолаз в скафандре, символизирующий погружение в подсознание, рядом - фигуры с батоном хлеба - ещё одним излюбленным символом Дали.

Водолаз, возможно, отзывает зрителя, к одному событию в биографии Дали. Как-то по приглашению он читал лекции в таком виде в одном американском университете. Во время лекции что-то случилось с подачей кислорода, Дали начал задыхаться и только чудо в лице одного студента, догадавшегося как-то снять этот скафандр, спасло Дали от смерти.


05. Внутренний двор. Статуя-инсталляция Дали "Дождливое такси". Инсталляция представляет собой кадиллак, внутри которого при опускании монетки идёт дождь. На кадиллаке стоит фигура царицы Эсфири работы австрийского скульптора Эрнста Фукса, которая тянет столб из автомобильных шин. Венчает всю композицию Лодка Гала (по имени жены и музы Дали - Гала, или Елены Дьяконовой). Капли, падающие с нижей части лодки, по некоторым сведениям - презервативы, наполненные синей краской.

06. Лодка Гала, чёрный зонтик. Позади - геодезический купол музея.

07. Автомобиль - часто встречающийся иконографический элемент в творчестве Дали, в нём сочетается ископаемая материя и нечто из новейшей истории человека. Дали утверждал, что было сделано только 6 таких машин. и приписывал владение одной из них Аль Капоне (знаменитому "крёстному отцу"), объясняя разбитые стёкла в выставленном в музее экспонате. якобы как акт вандализма. По словам, художника, одна из машин принадлежала Рузвельту, одна - Кларку Гейблу и т.д. А эта 4-ая машина копия была подарена Дали своей жене Гала. Внутри кадиллака из сложного сплетения труб непрерывно капает дождь к большому удовольствию виноградных улиток, составляющих компанию парочке манекенов и их шофёру.

08. Внутренний двор инсталлирован также статуями, сделанными на манер (а может сознательно) под статуи "Оскар", которые приветствуют своих зрителей. Здесь представлены гротескные чудовища между центральными окнами двора.

09. Эти скульптурные группы фантастических существ, возникающих из мрака, состоят из множества различных элементов: улитки, камни с мыса Креус, срубленные ветки, обломки горгулий из соседней церкви св. Петра, китового остова, каменного рога, выдвижных ящиков (также излюбленный символ Дали в работе с подсознанием) - вся эта скульптура представляет собой мужское начало.

10. "Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна". Здесь Дали выступает как новатор идеи двойного образа.

11. Авторская копия на ткани картины "Галлюциногенный тореро", здесь Дали снова прибегает к идее двойного образа.

12. Одна из многочисленных инсталляций Дали. Видна библейская тема в виде распятой фигуры. По краям бюста - каталонский хлеб причудливой формы, который виден во многих произведениях Дали, в том числе и во внешней отделке театра-музея.

13. Сцену муниципального театра (а раньше здесь находился именно театр, который был затем передан в дар Дали местными властями) венчает поразительный прозрачный купол, ставший символом Театра-музея и всего Фигейроса в целом. Архитектором этого "геодезического купола", напоминающего строение глаза мухи (излюбленное насекомое Дали в его работах как символ паранойи) стал Эмилио Пинейро. Купол уникален по своей конструкции, он создаёт игру зеркальных отражений и являет собой символ единства и монархии по мнению Дали.

14. "Призрак сексуальной привлекательности" (одна из первых сюрреалистичических работ Дали). Художник часто использовал такой приём - огромная помпезная рама и небольшое в сравнении с ней изображение. В нижней правой части Дали изобразил себя ребёнком в матросском костюмчике, разглядывающим огромное чудовище, мягкое и жёсткое одновременно. Этот образ для художника символизировал сексуальность. Фоном явялется гиперреалистическкий пейзаж мыса Креус. Следует отметить и значимое присутствие костылей, у Дали это символ смерти и воскрешения.

15. Зал Мэй Уэст. В центре популярная трёхмерная инсталляция, посвящённая этой американской актрисе. Глазами изображения служат увеличенные отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос - это камин с поленьями, знаменитый диван-губы. Другими элементами являются веер с часами, старинные ходики, два кувшина, Венера Милосская и шеей жирафа и выдвижными ящиками.

16. Чтобы вся композиция превратилась в трёхмерное изображение лица актрисы нужно подняться по ступенькам к верблюду и посмотреть в линзу, подвешенную к животу верблюда.

17. Также в этом зале: ванная комната на потолке, перевёрнутая верх ногами:

18. Слева - гигантский парик - волосы Мэй Уэст, он вошёл в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой парик, заказанный Дали у одного известного парикмахера.

19. А вот собственно изображение, которое видят зрители через линзу, подвешенную к верблюду:

20. Дали был разносторонне одарённым человеком и пробовал себя также в оформлении витрин для различных магазинов. Это витрина носит название "Ретроспективный женский бюст". Этот бюст художник дополнил муравьями, кукурузными початками, лентой из старинного проекционного аппарата зоотропа, батоном хлеба с бронзовым чернильным прибором (намёк на профессию адвоката, коим был его отец) и фигурами из картины "Анжелюс" Милле, столь частыми в образной системе Дали. Роль постамента играет рука в чёрной перчатке и, вокруг которой обвивается другая рука из белого парафина. Завершают убранство витрины акулья челюсть, скелет летающей рыбы, реальная ложка с иллюзорной пластмассовой чашкой и многозначный рог носорога.

21. Во второй витрине Дали создаёт ансамбль образов, на фоне тех же фазаньих перьев выделяется жакет от Коко Шанель и скульптуры - "Цветок зла" в форме кувшина из стеклянной пасты со вставленными в него ступнями (одна - парафиновая, другая - анатомический муляж) и мифологические братья Диоскуры, Кастор и Поллукс. сыновья Зевса и Леды (здесь они представлены в виде 2 статуэток, круглые вершины которых сделаны со слепков попок младенцев). Следует отметить тот факт, что Дали сам всегда отождествлял себя Зевсом, а Гала - Ледой. Как известно из греческой мифологии - они были братом и сестрой. Так и Дали всю свою жизнь питал к Гала подобные чувства и считал кощунством нарушать их плотским желанием.

22. Дали утверждал, что вид на сцену или внутренний двор с инсталляцией "Дождливое такси" (как в данном случае) из окно галерей был одним из главных удовольствий, доставляемых ему Театром-музеем.

23. Одна из графический работ Дали. Меня привлекло в ней то, что Дали дерзко балансирует между мужским и женским, смело вплетаю в канву картины символы половой принадлежности.

24. Зал "Дворец ветра". Это помещение было особенно дорого Дали, потому что здесь впервые будучи 14 лет от роду, он выставил свои работы и получил много похвальных отзывов в прессе. Прежде всего в этом зале бросается в глаза восхитительная роспись на потолке. дали говорил, что эта картина таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака, небо и 2 поднимающиеся в воздух фигуры (Дали и Гала) - на самом деле это чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, а вместо земли - море, воплощённое в изгибе залива Розас. И, добавляет Дали, в центре, на месте солнца зияет дыра, а в ней - глубокая ночь, и из глубины человеческого подсознания всплывает подводная лодка. Края картины - это элементы наиболее значимых работ Дали, его символы и знаки. (Здесь они не видны)

25. Вход в рабочую студию Дали. Справа - бюст Веласкеса - одного из излюбленных художников Дали, которым он всегда восхищался. Посередине - графический портрет Гала. На потолке - панно "Дворец Ветра" с элементами образной системы Дали (см. предыдущее фото).

26. Студия Дали. Его мастерская, посвящённая теме Вечно Женственного. В центре комнаты - "Обнажённая" Вильяма Адольфа Бугеро, известного как салонный и академический художник. Над скульптурой привлекает внимание своеобразная лампа в модернистском стиле с головой богини Фортуны с завязанными глазами, возвышающейся над всем на подвешенной к потолку спирали из чайных ложек.

27. В углу комнаты на мольберте 2 картины - "Галатея сфер" и "Портрет Гала с симптомами оносороживания", относящимися к периоду ядерного мистицизма.

28. Фортуна с ложками.

29. Спальная комната. На стене гобелен с картины "Постоянство памяти", находящейся в музее Современного искусства в Нью-Йорке. В своей автобиографии "Тайная жизнь Сальвадора Дали" художник так описывает реакцию Гала, впервые увидевшую это полотно: "Я пристально следил за лицом Гала и увидел, как её удивление переходит в восхищение. Это меня убедило, что новый образ производит впечатление, ведь Гала всегда безошибочно определяла настоящую загадку. Я спросил её:
- Думаешь, через 3 года ты вспомнишь эту картину?

Стоит её раз увидеть и уже не забудешь."

30. Картина Милле "Анжелюс". Элементы этой картины уже встречались на бюсте в оформленной витрине под названием "Ретроспективный женский бюст". Дали не зря ввёл их в своё произведение, но... использовал их несколько с иной целью. Дело в том, что художник изобразил на своей картине молящихся мужчину и женщину. Во время работы в поле они прервались и совершают привычный для того времени обряд молитвы. На заднем фоне виднеется церковь. Но Дали не был бы Дали, если бы в этой безобидной картине не углядел тайный смысл. Он провёл целые исследования и пришёл к выводу, что женщина, стоя в определённой позе, так как стоит самка-богомола, которая после спаривания со своим самцом, убивает его. Так вот Дали решил, что женщина и мужчина склонились перед половым актом, после которого участь мужчины предрешена.

31. Здесь приведены документальные исследования Дали по поводу своей теории о самке богомола и фигуры женщины на картине Милле.

32. "Если уж падает, так падает". Натюрморт в голландском стиле, купленный художником в париже и "далинизированный". Художник сделал из этого натюрморта аллегорию в знак своей признательности другу, каталонскому философу Франсеску Пужольсу. На полотне отчётливо видны изменения, внесённые Дали, и надпись на столе - фраза Пужольса - "Если уж падает, так падает". Этой фразой, давшей название картине, заканчивался обширный и сложный философский текст, который чрезвычайно заинтересовал Дали. По мнению некоторых художников, здесь Дали пророчески написал дату своей смерти (на циферблате растёкшихся часов) - 23.01.1989.

33. Зал "Ложа", посвящённый оптическим трюкам - стереоскопии, анаморфозу и голографии.

34. И ещё раз "Ретроспективный женский бюст" с фигурками из "Анжелюса" Милле и муравьями на лице. Дали считал такой женский бюст идеальным и приходил в ужас от пышных размеров бюста. Очевидцы даже утверждали, что Дали падал в обморок при виде огромного бюста.

35. Сцена театра-музея с огромным панно "Лабиринт" по мифу о Тесее и Ариадне. Эта работа была декорацией для серии Дягилевских балетов, с успехом проходившими в Нью-Йорке. Здесь театральность Дали наиболее очевидна: в центре бюст - это человек-гора (его голова откидывает такую же тень, какую откидывает гора) со сквозным проёмом в груди. Позади - пейзаж мыса Креус, неизменно присутствующего в картинах Дали. Под этой сценой похоронен создатель всего этого театра-музея. В маленькое тёмное помещение, смежное с женским туалетом, в тот день нас не пустили. Гроб Сальвадора Дали помещён в стене. А на ней маленькая белая надгробная плита с надписью: "Salvador Dali Domenech Marques de Dali de Pubol 1904 - 1989".

Ещё при жизни Дали был присвоен титул маркиза.

36.

37. "Портрет Бетховена, написанный с помощью 2 осьминогов и пальца ноги Дали". Дали брал 2 осьминогов, окунал их в краску и просто бросал на полотно, они ползали, извивались и оставляли свои причудливые следы на полотне. А Дали потом просто дорисовывал портрет.

38. Инсталляция Дали под геодезическим куполом.

39. Ещё раз инсталляция "Дождливое такси" и вид на сцену позади.

40. Башня Галатеи, сделанная Дали специально для Гала. На фасаде тот самый каталонский хлеб, который я уже упоминала. Яйца - отсылают к древнегреческому эпосу о том, что дети Зевса и Леды родились именно из яиц. Впрочем, у Дали их можно интерпретировать и как зарождение новой жизни и как его неразрывную, "однояйцевую" связь с Гала. Его вечной музой, после смерти которой жизнь его потеряла всякий смысл.


Надеюсь, Вы не заскучали с Дали;)
От себя могу сказать, что Дали, хоть и не самый любимый мною художник, но гений и потрясающе трудоспособный человек. Прожить вот так жизнь, словно каждый день играешь сюрреалистическую пьесу, понятную лишь одному тебе, это не так уж просто.

В следующем посте испанская Таррагона - уютный городок в Каталонии!

В творчестве великий сюрреалист согласовывал свои сильные фобии с глубокими увлечениями. Дали был одержим эротикой, мастурбацией и снами.

Он изображал головы, яйца, слонов, ракообразных, бабочек. Появление каждого элемента на его холсте можно обосновать по Фрейду.

Сюрреалистические образы Сальвадора Дали сохраняют свою эффектность десятилетия спустя, на них всегда стоит взглянуть ещё раз.

«Постоянство памяти», 1931.

Насекомые

Ползающие и роящиеся чёрные муравьи, яркие бабочки, пролетающие поодиночке или в группах, небольшой кузнечик, сидящий на деформированной голове – картины мастера наполнены насекомыми, которые приводили его самого в ужас. Муравьи символизируют тлен и страх смерти. Кузнечики, которые появляются с определенной регулярностью, вызывали у Дали страх с самого детства.

Картина «Постоянство памяти» на стене музея. Фото ©Кристина Уайтинг.

Крошечные вещи

Сальвадор Дали бесконечно очаровывался множеством крошечных вещей. Кроме насекомых, конечно. Ему нравились оливки, хлебные крошки, песчинки. Художник считал, что мелочи обладают мощью, позволяющей разрушать существа, в сто раз более крупные, чем они сами. И многие из его ранних картин очень миниатюрны.

Знаменитейшее полотно «Постоянство памяти» имеет громадное значение в истории современного искусства, но размеры произведения всего лишь 24×33 см.

Здесь омар, там омар, повсюду омары.

Ракообразные

В символизме Дали панцирь представлял броню, которая защищает скрытое в ней мягкое существо. Эта концепция тесно вязалась с самим художником-отшельником, который нуждался в твёрдой оболочке, способной защитить его от внешнего мира.

Омары стали центральным элементом не только в его живописи. Сотрудничая с эпатажным дизайнером Эльзой Скиапарелли, Дали нарисовал огромного красного омара на белом шелковом платье. А в 1936 году он создал сюрреалистическую скульптуру «Телефон-омар», которая состояла из дискового телефона и прикреплённого к нему гипсового омара, заменявшего традиционную трубку.

«Eggs on the Plate without the Plate», 1932 (Неплоские яйца на плоской тарелке). Жёсткость снаружи, мягкость и хлипкость внутри.

Яйца

Как и ракообразные, яйца обладают твёрдой оболочкой, защищающей мягкое содержимое. Яйца – зародышевая форма, поэтому они символизируют рождение, новую жизнь и надежду. Дали явно питал к ним пристрастие. Яйца появляются в целостном виде, например в картине «Метаморфозы Нарцисса», и в разбитом, как на изображении выше. И здание Театра-музея Дали увенчано гигантскими яйцами.

«Приспосабливаемость желаний», 1929 (The Accommodations of Desire).

Женская сексуальность

По некой иронии, невзирая на любовь к яйцам, Дали был в ужасе от их происхождения. Женская сексуальность и её составляющие приводили его в ужас. В картине «Кровоточащие розы» он буквально изобразил кровь, истекающую из органов женской брюшной полости. В «Приспосабливаемости желаний» (выше) львиные головы обозначают зубастые влагалища. Этот мощный образ представляет потенциал женщины травмировать или даже кастрировать мужчину во время полового акта – основной фобии Дали.

«Великий мастурбатор», 1929.

Мастурбация

Сальвадор Дали испытывал отвращение к сексу, но был одержим мастурбацией. Даже распространено мнение, что это была почти единственная форма его сексуальной активности. К этой увлечённости обнаруживаются ссылки в картинах «Великий мастурбатор» и «Гитлер мастурбирует». В сюрреалистической работе «Мрачная игра» также присутствует мотив руки в различных вариациях.

«Балерина в мёртвой голове» (1939) и «Череп Сурбарана» (1956).

Черепа

Сохраняя верность своей парадоксальной природе, Дали боялся смерти, но не отходил от этой темы. Черепа как представление человеческой смертности, регулярно появляются в его картинах. В произведении «Испарившийся череп содомизирует рояль на коде» (1934) череп деформирован и встревожен. В картине «Лицо войны» символ смерти приумножен многократным изображением черепов в отверстиях уродливой головы.

Самые колоссальные изображения черепов в творчестве Дали это те, что составлены с помощью других элементов, как в произведении «Балерина в голове Смерти», вдохновившем многих художников.

«Антропоморфный шкафчик», 1936.

Ящики

Книги Зигмунда Фрейда, особенно «Толкование сновидений», привели художника в восторг. Они даже встретились незадолго до смерти психоаналитика. Дали откликнулся на подход Фрейда к скрытым тайникам подсознания, источнику снов и движущей силы творчества художника. Картины «Антропоморфный шкафчик» и «Жираф в огне» стали примером использования ящиков, встроенных в человеческую фигуру, чтобы показать скрытые аспекты личности.

Став известным художником, Дали обратился к религиозной тематике в конце 1940-х годов. Фото © Getty Images.

Религия

В детстве Дали столкнулся с противоречием. Его мать была глубоко верующей католичкой, а отец выказывал отвращение к религии. В зрелые годы художник пережил обновление веры и заинтересовался традиционной иконографией христианства. Он увлёкся её метафизическими аспектами и возможностью интеграции религии и науки. С конца 1940-х и в 50-х годах художник создал серию откровенно религиозных картин, написав «Тайную вечерю», несколько версий распятого Христа и Мадонну, в которой угадываются черты его главной вдохновительницы – Галы.