Конспект занятия. Рисование на тему «Город (село) вечером

Наблюдение за движениями детей на прогулке, во время игр. Рассматривание скульптуры малых форм.

Занятие 15. Рисование "Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице)"

Программное содержание. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами.

Методика проведения занятия. Напомнить детям о пропорциях фигур взрослого и ребенка, их соотношении по величине. (Воспитатель показывает пропорции и соотношение на себе, взяв за руку какого-либо ребенка.)

Уточнить с детьми последовательность работы: фигуры надо сначала нарисовать простым карандашом, а затем аккуратно закрасить. Направлять внимание детей на использование разного нажима на карандаш при закрашивании.

При рассматривании и оценке работ обращать внимание детей на передачу соотношения фигур по величине, на технику выполнения рисунков.

Примечание. Важно направить внимание детей на творческое решение темы: можно нарисовать и маму, и папу, и детей. Можно также предложить создать иллюстрацию к произведению С. Михалкова "Дядя Степа", но программные задачи остаются теми же (вместо взрослого и ребенка дети рисуют обычного человека и дядю Степу).

Материалы. Бумага формата А4, простой графитный и цветные карандаши.

Занятие 16. Лепка "Петушок с семьей" (по рассказу К. Д. Ушинского)

(коллективная композиция)

Программное содержание. Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Методика проведения занятия. Напомнить детям, что летом на даче они видели кур, петухов, цыплят. Вспомнить кратко содержание рассказа К. Д. Ушинского "Петушок с семьей".

Предложить детям подумать, кого и как нужно лепить; распределить, кто каких птиц вылепит. В процессе работы обращать внимание на отчетливую передачу формы, частей, пропорций и т. п.

Вылепленные фигуры дети располагают на общей подставке.

Материалы. Подставка для коллективной композиции. Глина или пластилин, стеки, доски для лепки.

Связь с другими образовательными областями. Чтение и пересказ рассказа К.Д. Ушинского "Петушок с семьей". Беседы о летних впечатлениях, о домашних птицах.

Занятие 17 Рисование "Город (село) вечером"

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке картину вечернего города, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Учить оценивать выразительное решение темы.

Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить, каким бывает город вечером: как он освещен, как выглядят дома. Обсудить цветовое решение рисунка. Напомнить о разнообразии домов (пропорции, расположение на улице). Предложить ребятам приступить к работе.

При анализе готовых работ направлять внимание детей на выбор рисунков, интересных по композиции (дома разных пропорций, удачно размещены на листе), по цвету (выразительно передан колорит вечернего города).

Материалы. Бумага темного тона, краски акварель, гуашь, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Рекомендация родителям понаблюдать с детьми картину вечернего города. Рассматривание иллюстраций.

Программное содержание. Учить детей украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (типичным главным элементом росписи декоративных изделий). Учить использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки). Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе (украшение ветки элементами слева и справа). Развивать чувство композиции. Продолжать учить анализировать рисунки.

Методика проведения занятия. Показать детям на доске 2–3 варианта рисования ветки-завитка плавным неотрывным движением (горизонтально, вертикально, по диагонали). Затем предложить всем ребятам показать это рисовальное движение рукой в воздухе. Предложить сначала поупражняться в рисовании ветки-завитка на бумаге (заранее подготовить половинки альбомных листов). Когда у ребенка будет получаться завиток, дать лист бумаги, на котором будет выполняться рисунок.

Все готовые рисунки выставить на доске, предложить детям выбрать плавно, слитно нарисованные и красиво украшенные завитки, объяснить свой выбор. Попросить какого-либо ребенка сравнить выбранный рисунок со своим, отметить, что лучше в его рисунке, а что в рисунке товарища.

Материалы. Простой графитный и цветные карандаши, полосы бумаги (20 × 10 см).

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание народных узоров.

Занятие 19. Рисование "Поздняя осень"

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе). Учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы: гуашь, цветные восковые мелки, простой графитный карандаш. Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло-серый), учить использовать эти цвета при создании картины поздней осени. Развивать эстетические чувства.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, задавая им вопросы, что характерно для поздней осени (идет дождь, иногда снег, листья почти облетели, деревья потемнели, гнутся от сильного ветра, по небу часто движутся темные тучи). Поговорить с ребятами об использовании в рисунке разных материалов. Предложить приступить к рисованию.

По окончании работы рассмотреть с детьми рисунки и выбрать наиболее выразительные, где сразу видно, что нарисована поздняя осень. Составить из детских рисунков бордюр и вывесить его в вестибюле.

Материалы. Альбомные листы, цветные восковые мелки (если в детском саду их нет, можно предложить другие материалы: простой графитный карандаш, краски акварель, гуашь разных цветов, белила).

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения на прогулках, заучивание стихотворений об осени. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций (подчеркивая разнообразное решение сюжета, колорит).

Занятие 20. Рисование по замыслу "Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце"

Программное содержание. Учить детей отбирать из получаемых впечатлений наиболее интересные; развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. Закреплять умение рисовать карандашами, красками. Учить наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. Развивать воображение.

Методика проведения занятия. За несколько дней до занятия индивидуально или с небольшими группами детей поговорить об интересном в их жизни. Подумать вместе с ребятами о том, как это можно нарисовать.

"Петрушка танцует на празднике"

Никита Д., подготовительная группа

В процессе занятия помогать тем, кто будет затрудняться в выборе темы. Направлять внимание детей на наиболее полное решение замысла.

По окончании работы вывесить все рисунки на доску, попросить ребят рассказать о наиболее интересных изображениях.

Материалы. Простой графитный карандаш , краски акварель, бумага белая или цветная светлого тона (на выбор) формата А4.

Связь с другими образовательными областями. В течение месяца отслеживать наиболее интересные события из жизни детей в детском саду, дома (беседы с детьми, родителями), чтобы хорошо знать, о чем каждому ребенку можно напомнить, если ему будет трудно выбрать тему; иногда обговаривать, как было бы красиво это нарисовать.

Занятие 21. Рисование "Мы идем на праздник с флагами и цветами"

Программное содержание. Учить выражать впечатления от праздника, рисовать фигуры детей в движении (ребенок идет, поднял руку с флагом и т. п.). Закреплять умение передавать пропорции человеческой фигуры. Продолжать учить рисовать контуры основных частей простым карандашом и красиво закрашивать цветными карандашами. Учить передавать в рисунке праздничный колорит. Направлять на поиск удачного расположения фигур на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции).

Методика проведения занятия. Напомнить детям, как выглядит идущий ребенок, рассмотреть детей, стоящих, подняв руки, с флагами и цветами. Уточнить пропорции человеческого тела.

Светлана Лобанова
Тематическая неделя «Мой город» в подготовительной группе

(ПОНЕДЕЛЬНИК )

Индивидуальная работа По развитию речи с Ариадной Викой Андреем, цель

Игры : малоподвижные «Летает – не летает»

Дидактические «Кто работает в нашем городе цель : воспитание уважения к труду взрослых.

Беседа «Мой родной Красноярск»

Рассматривание (цель) Познакомить с родным городом , его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувство уважения к далеким предкам.

Н/Т «Полив комнатных цветов» . Цель : обогатить опыт детей в умении ухаживать за цветами : правильно поливать…Развивать любознательность. Воспитывать чувство ответственности.

С/Д

Г Утренняя гимнастика 1-2 неделя ноября (картотека)

П/Д Поручения/дежурства стирка кукольной одежды : цель : воспитывать ответственность за начатое дело.

С/ГКН Развитие навыков самообразования, формирование КГН, этикет за столом Воспитывать привычку. Быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду сушить после прогулки.

Познавательное развитие

явл. о. ж. Волчкова В. Н с. 112 «Памятные места родного города » Цель : продолжать знакомить детей с достопримечательностж. родного города : рассказать о защитниках Отечества, познакомить с памятниками Красноярска; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

Лепка/Аппликация

10.40 -11.10 Пластилинография «Город » Цель :Знакомить детей с техникой пластилинографии; учить детей создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому; развивать эмпатию, воспитывать стремление помочь герою, который попал в беду.

Физическая культура

Пензулаева Л. И. с. 32№28

Цель

Н Наблюдение Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги, проводит беседу. Где положено ходить пешеходам? (По тротуарам.) Придерживаться надо правой стороны, чтобы не спотыкаться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу. Воспитатель подводит детей к переходу. Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.

ХС Художественное слово Должен помнить пешеход : Есть сигналы светофора - Подчиняйся им без спора! Желтый свет - предупреждение : Жди сигнала для движения. Зеленый свет открыл дорогу : Переходить ребята могут! Красный свет нам говорит : - Стой! Опасно! Путь закрыт! На улице будьте внимательны, дети, Твердо запомните правила эти!

И Игры дидактические «Посчитай до десяти» Сосчитать до десяти, проговаривая, например, одна снежинка, две снежинки, три снежинки (дерево, дом, звезда и т. д.)

О Опыты «Пар – это тоже вода»

цель : ознакомление детей с некоторыми свойствами воды.

Цель : продолжать работать сообща.

Физические упражнения : Развитие движений. Цель : закреплять навыки метания предметов на дальность

Индивидуальная работа по закреплению ОВД

Подвижные игры : «Шоферы» . Цели : учить придумывать различные действия и изображать их; рассказывать о воображаемых событиях.

Самостоятельная деятельность – игры по желанию детей

Вторая половина дня

Закаливающие процедуры, гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика после сна с элементами массажа выполняется сидя на кровати. (Картотека) «Солнечные зайчики» .

Упражнения для глаз.

Артикуляционная гимнастика (Картотека)

Ч Чтение, рассказывание

«Заплатка» , Н. Носов

И Игры настольно-печатные Лото, Пазлы.

Прогулка Игры П/и «Спящая лиса» - формировать умение по сигналу менять направление движения, развивать координацию движений, ловкость.

С/Р Сюжетно –ролевая игра

М/Т Музыкально-театрализованная деятельность/ драматизация Кружок по ритмопластике по плану руководителя

ОБЖ «Как вести себя в общественных местах»

Художественно творческая деятельность :

Самостоятельная деятельность – игры по желанию детей

Работа с родителями Предложить родителям поучавствовать вместе с ребенком в конкурсе «Рамочки для мамочки»

(ВТОРНИК)

Утро Включить детей в общий режим работы, создать бодрое настроение

Индивидуальная работа Формировать умение рассматривать и описывать игрушку. _Сеня, Глеб, Слава.

Игры : малоподвижные «Скажи наоборот»

Дидактические «Я начну, а ты продолжи» , цель : обобщение знаний о достопримечательностях города .

Беседа «Почему дома строят из кирпича»

Рассматривание (цель) Цель : расширить знания детей о домах, их строительстве.

Наблюдение и труд в уголке природы Цель : Расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения.

Самостоятельная деятельность – игры по желанию детей

Утренняя гимнастика 1-2 неделя ноября (картотека)

Поручения/дежурства в уголке природы, цель : уточнить знания детей об уходе за комнатными растениями (полив, рыхление почвы) .

С/ГКН Развитие навыков самообразования, формирование КГН, этикет за столом формировать умение организовывать игровое взаимодействие, договариваться с партнёрами по игре.

Познавательное развитие

(ФЭМП)

Помораева И. А

С 55, №5 Цель : Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 15; упражнять в измерении длины предметов с помошью условной меры; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Рисование Комарова Т. С. с. 47№17 «Город (Село) вечером» Цель : Учить детей передавать в рисунке картину вечернего города , цветовой колорит : дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции) . Учить оценивать выразительное решение темы.

Музыка По плану муз. работника.

Прогулка Снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

Наблюдение за елочкой. Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. Веточки у ели короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка пахнет

Художественное слово

Две больших сосны стояли рядом, А меж ними елочка росла, Две сосны подружку укрывали Чтоб вершинку ветры не сломали, Чтоб красивой елочка была.

Игры дидактические Д/и «Когда это бывает? – систематизировать знания о временах года и их признаках.

Опыты «Вода и снег» Цель : - опытным путем закрепить у детей знания о том, что вода имеет различные состояния.

Труд Сгребание снега к корням деревьев.

Физические упражнения : Упражнение на развитие равновесия

Цель : учить вбегать на горку и сбегать с нее

Индивидуальная работа по закреплению ОВД Родион, Андрей, Глеб.

Подвижные игры : «Удочка»

Самостоятельная деятельность – игры по желанию детей

Вторая половина дня

Закаливающие процедуры, гимнастика

Пальчиковая игра ««Дружба» ,».

«Жучки» (Картотека)

Артикуляционная гимнастика (Картотека)

Чтение, рассказывание

«Вместе тесно, врозь скучно» , К. Ушинский

Игры настольно-печатные Пазлы

Прогулка Игры : подвижные, творческие, режиссёрские, конструктивные дидактические

к\и «Здания нашего города » .

д\и «Назови правильно» .

Цель : развивать наблюдательность, внимание детей; учить группировать предметы по какому-либо признаку.

С/Р Сюжетно – ролевая игра "Семья"

М/Т Музыкально-театрализованная деятельность/ драматизация Самостоятельная деятельность в театральном уголке : драматизация любимых сказок – развивать артистизм, воспитывать дружеские взаимоотношения.

ОБЖ «Как вести себя на улицах города » Цель : обогатить опыт детей в опасных жизненных ситуациях.

Х/Т Художественно творческая деятельность : Аппликация из салфеток «Сказочный дом»

Игры в игровых зонах по желанию детей.

Р/Р Работа с родителями Раздать родителям квитанции об оплате и напомнить, что оплатить нужно до 20 ноября.

(СРЕДА)

Утро Включить детей в общий режим работы, создать бодрое настроение «Я дарю тебе улыбку»

Цель : утро радостных встреч.

Индивидуальная работа Коля, Слава Сеня. Цель : закрепление умений классифицировать предметы.

Игры : малоподвижные «Съедобное – несъедобное» . Цель : развивать у детей внимание, ловкость, выдержку. Воспитывать интерес к совместным играм.

Дидактические «По дорожкам слов» - закреплять умение выделять звук в начале и в конце слова.

Беседа «Мой город , Дивногорск»

Рассматривание (цель) обогащение детей новыми знаниями о родном городе .

Наблюдение и труд в уголке природы Познакомить детей с термометром, прибором, с помощью которого измеряют температуру воздуха. Рассказать, как это делается. Расширить представление детей об окружающем мире.

Самостоятельная деятельность – игры по желанию детей

Утренняя гимнастика 1-2 неделя ноября (картотека)

Поручения/дежурства Дежурство по столовой – формировать умение взаимодействовать в процессе совместной трудовой деятельности : распределять обязанности, договариваться между собой

С/ГКН Развитие навыков самообразования, формирование КГН, этикет за столом Продолжать формировать понимание значимости труда для других. Учить решать проблемные ситуации, находить наиболее подходящий вариант с помощью воспитателя.

ОД 9.00– 9.30

Обучение грамоте Варенцова Н. С. №10 Цель : Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Познавательное развитие

Волчкова В. Н с. 115 «Люди прославившие наш город » Цель : познакомить с гордостью нашего города - поэтами , прозаиками, музыкантами, художниками; воспитывать чувство уважения к талантливым дивногорцам; побуждать стремление учиться так, чтобы в дальнейшем прославить свой город .

Физическая культура

(на улице)

Пензулаева Л. И

Цель : Закреплять навыки бега с преодолением препятствий,. бы с остановкой по сигналу; повторить игровые упражнения в пры и с мячом.

Прогулка Снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

Наблюдение за птицами. Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.

Художественное слово Стихотворение О. Г. Зыковой «Синицы» :

Ох, и хитрые же птицы, Желтогрудые синицы. Только лишь в большую стужу Эти птицы с дятлом дружат. Ну, а летом все синицы

Сами могут прокормиться.

Игры дидактические «Третий лишний» (птицы) Цель : - закреплять знания детей о многообразии птиц.

Опыты доказать детям, что воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха; - развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования.

Труд Сгребать снег к клумбам, «чтобы цветочки не замерзли» .

Физические упражнения : Бег приставными шагами, с подскоками

Индивидуальная работа по закреплению ОВД Вика, Слава, Артем, Саша Ф. Бег приставными шагами, с подскоками

Подвижные игры : «Пустое место» (ОД – бег)

Самостоятельная деятельность – игры по желанию детей

Вторая половина дня

Закаливающие процедуры, гимнастика : бодрящая, пальчиковая, для глаз, дыхательная. Корригирующая (плоскостопие, сколиоз, психогимнастика

Комплекс гимнастики после сна «Часики» (Картотека)

Упражнения для глаз.

Артикуляционная гимнастика (Картотека)

Пальчиковая игры «Прогулка»

Чтение, рассказывание

«О мальчиках и девочках» , С. Маршак

Игры настольно-печатные Лото «Буквы и цифры»

Игры : подвижные, творческие, режиссёрские, конструктивные дидактические

П/и «Удочка» - развивать ловкость, быстроту реакции

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель : учить детей определять предметы на ощупь.

тв\и «Шнуровка» .

Сюжетно – ролевая игра

Музыкально-театрализованная деятельность/ драматизация Кружковая работа «В гостях у сказки» . Лобановой С. Ю.

ОБЖ Рассматривание иллюстраций по правилам безопасного поведения во дворе – учить детей определят потенциальные опасности в своём окружении и избегать их.

Художественно творческая деятельность :

Самостоятельная деятельность – игры по желанию детей

Работа с родителями Индивидуальная беседа с мамой Родиона о поведении.

(ЧЕТВЕРГ)

Утро Включить детей в общий режим работы, создать бодрое настроение

Индивидуальная работа по конструированию из бумаги – Родион, Данил, Лиза К. Цель : обогатить опыт детей в правильном сгибании бумаги. Развивать мелкую моторику.

Игры : малоподвижные «Любопытная Варвара»

Дидактические «Мой день» .

Цель : рассказать о режиме дня, учить объяснять и доказывать свою точку зрения

Беседа Достопримечательности города Дивногорска

Рассматривание (цель) цель : формирование представлений о родном городе .

Наблюдение и труд в уголке природы

Отметить с дежурными в календаре погоду.

Самостоятельная деятельность – игры по желанию детей Учить детей выполнять конструкции из строительного материала по схемам, объёмным изображениям, развивать пространственное восприятие.

Утренняя гимнастика 1-2 неделя ноября (картотека)

Поручения/дежурства Дежурство по занятиям – учить детей подбирать раздаточный материал, отсчитывать нужное количество материалов для занятия, раскладывать их на рабочих столах; воспитывать ответственность, трудолюбие.

С/ГКН Развитие навыков самообразования, формирование КГН, этикет за столом Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища, культуру поведения в раздевалке.

ОД 9.00– 9.30

Познавательное развитие

(ФЭМП)

Помораева И. А С 58, №6

Цель : Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; совершенствовать навыки счета в пределах 20; упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры; продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Рисование

«Улица нашего города » Цель : Учить передавать в рисунке различные дома, здания, расположенные на одной стороне улицы; закреплять технические навыки и умения; упражнять в умении самостоятельно, выбирать средства выразительности, используя традиционные и нетрадиционные способы закрашивания; учить располагать изображение по всей поверхности листа, определяя место отдельных предметов.

По плану муз. работника.

Прогулка

Наблюдение за голубем. Еще у древних людей голубь считался символом мира и дружбы. Птица, редкая по красоте, очень легко приучается, быстро привязывается к человеку. " Но у голубя есть и другое качество - он прекрасный почтальон. Человек давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой дом даже на больших расстояниях. А вы знаете, что дикие голуби занесены в Красную книгу? В природе почти не осталось диких голубей, вот и в наших краях дикий голубь не встречается.

ХС Художественное слово

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей.) Кто летает, кто стрекочет -

Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)

Игры дидактические «Наоборот» Цель : развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное (в кругу с мячом) .

Опыты Сравнить голубя и дятла.

Труд Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур.

Цель : учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

Физические упражнения : Развитие движений.

Цели :совершенствовать приемы метания предметов в горизонтальную цель.

Индивидуальная работа по закреплению ОВД Маша, Сеня, Глеб.

Подвижные игры : «Мы - веселые ребята» , «Затейники» .

Цель : учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.

С/Д Самостоятельная деятельность – игры по желанию детей

Вторая половина дня

З/Г Закаливающие процедуры, гимнастика : бодрящая, пальчиковая, для глаз, дыхательная. Корригирующая (плоскостопие, сколиоз, психогимнастика Комплекс гимнастики после сна «Жучки» (Картотека)

Артикуляционная гимнастика (Картотека)

Дыхательное упражнение «Кошка» .

Пальчиковая игра : «Кто живет в моей квартире?»

Чтение, рассказывание

«Грипп» , «Прививка» , А. Барто

Игры настольно-печатные Игра – бродилка «Путешествие по городу »

Игры : подвижные, творческие, режиссёрские, конструктивные дидактические

П/и «Вышибалы» - развивать ловкость, быстроту реакции в играх с мячом.

Д/и «Подбери пару» . Совершенствовать умение подбирать пары предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный -короткий, пушистый -гладкий, теплый -холодный) .

С/Р Сюжетно – ролевая игра «Библиотека» - учить передавать в игре трудовые действия библиотекаря.

М/Т Музыкально-театрализованная деятельность/ драматизация «Викторина по русским народным сказкам» .

Цель : вспомнить с детьми русские народные сказки, их название и содержание.

ОБЖ «Как вести себя во время экскурсии»

Художественно творческая деятельность :

Раскрашивание раскрасок «Семья» , «Дом» .

Р/Р Работа с родителями Беседа с семьей Самусевых о том, чтобы распечатать раскраски детям.

(ПЯТНИЦА)

Утро Включить детей в общий режим работы, создать бодрое настроение

Индивидуальная работа «Назови одним словом» Цель : активизировать в речи обобщенные слова. Данил, Родион, Андрей,Коля.

Игры : малоподвижные «Кто больше знает вежливых слов?»

Цель : упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.

Дидактические «Когда это бывает?»

Цель : развивать умения детей ориентироваться в частях суток.

Беседа «В каком городе ты живешь (Овсянка)

Рассматривание (цель) Цель : Формировать представления детей о родном селе.

Наблюдение и труд в уголке природы Полив цветов.

Цель : учить работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Самостоятельная деятельность – игры по желанию детей

Утренняя гимнастика 1-2 неделя ноября (картотека)

Поручения/дежурства «Ремонт книг» .

Цель : учить детей подклеивать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами.

С/ГКН Развитие навыков самообразования, формирование КГН, этикет за столом Продолжать учить детей выворачивать на лицевую сторону свитер и рубашку. Учить вежливо обращаться за помощью к сверстникам

ОД 9.00 – 9.30

Развитие речи

Гербова В. В с. 31№5 Составление рассказа «Вот такая история» .

Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта. Затем заслушивает рассказ первого ребенка. Отмечает удачное начало или, наоборот, говорит, что рассказ выиграл бы, если начать его примерно так (предлагает варианты) .

Ход : Педагог интересуется, выполнили ли дети домашнее задание.

Физическая культура

Пензулаева Л. И с. 34 № 29

Цель : Упражнять детей в ходьбе с изменением направления движения; прыжках через короткую скакалку; бросании мяча друг другу; ползании по гимнастической скамейке на четвереньках с мешочком на спине.

Прогулка

Наблюдение Предложить детям понаблюдать за снегом, как он красиво и тихо падает на землю. Рассмотреть снежинки, упавшие на темные варежки или перчатки. Они все разные – игольчатые и красивые. Снять варежки и понаблюдать, как снежинки тают, так снег превращается в воду

ХС Художественное слово

Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (Снег.) Он все время занят делом, Он не может зря идти. Он идет и красит белым Все, что видит на пути. (Снег.)

Игры дидактические «Какая она, снежинка?» Предложить детям охарактеризовать снежинку (красивая, холодная, белая)

Опыты «Из чего состоит снег?» , цель : формирование умений рассматривать через лупу снежинки и делать умозаключения.

Труд Сбор снега в кучу для постройки горки. Цель : продолжать работать сообща.

Физические упражнения : Прыжки на одной ноге.

Цель : - развивать чувство равновесия.

Индивидуальная работа по закреплению ОВД Дана, Вика, Саша Ф.

Подвижные игры : «Белки в клетках» (ОД – бег) разучивание Цель : - развивать внимание и быстроту реакции.

Самостоятельная деятельность – игры по желанию детей

Вторая половина дня

Закаливающие процедуры, гимнастика : бодрящая, пальчиковая, для глаз, дыхательная. Корригирующая (плоскостопие, сколиоз, психогимнастика.

Пальчиковая игра «семья» .

Комплекс гимнастики после сна «Жучки» (Картотека) .

Упражнения для глаз.

Артикуляционная гимнастика (Картотека)

Чтение, рассказывание

Заучивание стихотворения «Если был бы я девчонкой» , Э. Успенской

Игры настольно-печатные «Определи, чего не стало» Цель : развивать мышление, умение анализировать предметы и находить общее.

Игры : подвижные, творческие, режиссёрские, конструктивные дидактические

Д/и «Кого не стало (дом. животные) – развивать наблюдательность, закреплять названия дом. животных.

к\и «Сказочные домики из кубиков» Цель : вызвать эмоциональное отношение к постройке, развивать художественный вкус, фантазию

П\и ОБЖ ««Поводырь» Цель : развивать чувство ответственности за другого человека.

С/Р Сюжетно – ролевая игра «Водители» Цели : учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

М/Т Музыкально-театрализованная деятельность/ драматизация Показ фильмов познавательного характера. «Крошка Енот» Цель : мультфильм Крошка Енот покажет деткам, как правильно нужно дружить и с чего начинается дружба.

ОБЖ «Осторожно, гололед!»

Художественно творческая деятельность :

Лепка "Семейный талисман"

Самостоятельная деятельность – игры по желанию детей игры по желанию детей в игровых зонах.

Работа с родителями

Беседа с родителями поучаствовать в конкурсе «рамочки для мамочки»

Некрасова И. В., воспитатель высшей квалификационной категории, г. Губкин, Белгородской обл.

Программные задачи:

Учить детей создавать образ празднично украшенного города;

Уточнить представление о том, что дома в городе бывают разные по высоте, строению крыш, по назначению (жилые дома отличаются по архитектуре от магазинов, культурных центров, церквей).

Закреплять умение передавать эти отличия в рисунке.

Продолжать учить согласовывать свои действия с действиями товарищей при составлении улицы города, располагать изображения по всему листу, определять место отдельных предметов.

Закреплять умение дошкольников отвечать на вопросы педагога полным предложением.

Развивать мелкую моторику рук, имеющиеся навыки рисования.

Предварительная работа:

1. Экскурсии по улицам города.

2. Рассматривание иллюстраций и фотографий достопримечательностей города.

3. Рисование в свободное от занятий время.

4. Беседы о родном городе.

5. Чтение стихов о родном городе.

Стихи о Губкине

В. Груздов

И Губкину хвала и честь

Мильоны тонн богатых руд

Здесь на-гора горой идут.

Но не цена бесценных руд

Свои права диктует тут.

Здесь каждый житель –

Кладь сама,

Рожден для подвигов на КМА.

И с верой твердой на успех

Мы Губкин строили для всех,

Для всех для нас и для друзей.

Наш город – чистоты музей:

И зелень есть,

И есть цветы,

И тротуары, и мосты.

А в летний зной,

И в час звезды

Фонтаны дивной красоты

Покой и радости уют

Здесь отдыхающим дают.

Колоколов пречистый звон

Зовет на утренний поклон.

И Губкин был!

И Губкин есть!

И Губкину хвала

С. Воронов, 11 лет

Это Губкин наш родной

Что за зверь такой под елкой

Поселился к нам надолго?

Ежик, видно по всему.

Похожу, боюсь иголок,

Жду, сейчас он зафырчит

И к дороге побежит…

Мирно ежик улыбнулся

И листочками качнулся:

“Я не колкий, рукотворный,

И фырчать я не могу –

Всех вас губкинцев люблю.

Подходите, отдохните,

На лужайке посидите,

Полюбуйтесь красотой –

Это Губкин наш родной!”

В. Волога

Мой Город

Город празднично одет –

Жители любуются.

Тротуарный разноцвет

Украшает улицы.

Клумбы – яркие цветы

С разными узорами.

А за городом – сады,

Не охватишь взором их.

Перекресток. Пешеход

Не идет раскованно.

Всюду сделан переход,

Белый, разлинованный.

Вдоль дорожек городских

Зеленеют травы.

Но особенно красив

Сквер шахтерской славы.

Слышен звон колоколов.

Утро разгорается,

В позолоте куполов

Город отражается.

Н. Щербаков

В день города, в день города

В улыбках город мой.

Собор сияет золотом,

Звенят колокола

И радостно, и молодо

Округа ожила.

Оборудование и материалы:

Иллюстрации, фотографии красивых зданий города, различных по архитектуре и назначению; садов, парков.

Тонированная бумага формата А3 (общий лист).

Бумага белого цвета (1/2 альбомного листа) на каждого ребенка.

Гуашь, восковые мелки, простые карандаши на каждого ребенка.

Ножницы, клей.

Индивидуальная работа:

с детьми со слабо развитой мелкой моторикой рук по рисованию предметов квадратной и прямоугольной формы (здания), закрашиванию (штриховке) изображений.

Ход мероприятия:

В изостудии оформлена выставка иллюстраций и фотографий зданий города, различных по архитектуре и назначению.

Воспитатель предлагает детям рассказать, как называется наш город, нравится ли он детям, чем, почему. Напоминает, как много строится в городе домов и что все они разные (спортивные комплексы, детские сады, школы, церкви, храмы, дворцы культуры…) Какой наш город красивый, зеленый – у нас много садов, скверов и парков. Напоминает, то наш город стал победителем во всероссийском конкурсе “Самый благоустроенный город России”. Особое внимание в ответах детей обращает на подробное описание внешнего вида зданий города, что у них у всех общего и чем они отличаются друг от друга (низкие, высокие – многоэтажные; различная форма крыш, окон, дверей, цвет и т.д.). Рассматривает вместе с детьми фотографии и иллюстрации городских пейзажей.

Напоминает, что недавно в городе был праздник. Предлагает детям рассказать, что это за праздник (День города); как он отмечался; как изменился внешний вид города в это время – как были украшены дома, улицы, площади (флаги, шары, разноцветные лампочки, лозунги – растяжки и т.д.). Следит за тем, чтобы дети отвечали полным предложением.

Предлагает нарисовать любимый город, украшенный к празднику. Обращает внимание детей на то, что мы обязательно должны нарисовать здания по которым можно узнать наш город (Храм, дворец спорта, многоэтажки и т.д.).

Перед началом работы воспитатель с детьми делает пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика “Порисуем”

Дети стоят рядом со столами.

Раз, два, три, четыре, пять –

Пальцы сжаты в кулаки.

Показать цифры, поочередно разгибая пальцы.

Будем вместе рисовать.

Вращение кистями рук в одну сторону.

Домик папе,

Домик маме.

Показать домик из пальчиков.

Этот домик для тебя.

Этот домик для меня.

Показать трубу домика пальцами рук.

Нарисуем сад вокруг,

В нем деревья там и тут.

Одна рука на поясе, другую отвести в сторону.

Затем меняем положение рук.

В сад пойдем мы погулять

И начнем игру опять.

Ходьба на месте.

Дети договариваются между собой, кто будет рисовать жилые дома, кто храм, кто дворец спорта, кто многоэтажки… Делают наброски и рисуют каждый на своем листе. Воспитатель уточняет способы изображения домов, говорит, что сначала надо рисовать простым карандашом общую форму дома, затем характерные для него части, детали (крыша, окна, двери, балконы). И только после этого приступать к раскрашиванию.

По окончании воспитатель помогает каждому ребенку расположить свой дом на общем листе бумаги – “улице города”. Обращает внимание на то, что улицы города смотрятся пустынно и голо без деревьев, цветов, людей. Дети добавляют на общий лист деревья, цветы, людей…

В конце занятия рассматривают всю композицию в целом, и все работы отдельно. Каждый ребенок рассказывает что и как он изобразил.

Ефремова Оксана Вячеславовна

"Ночной город " - граттаж .

В подготовительной группе

Когда дети учатся рисовать и знают , что есть специальные приёмы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании , радость творчества становится более доступным.

Вот и я решила показать и рассказать об этом нетрадиционном приёме "граттаж " своим воспитанникам.

"Я о граттаже расскажу вам ,

Он вызывает интерес.

Ты словно фокусник царапкой,

Рисуешь целый мир чудес. "

1. Ребята активно разукрашивают цветными восковыми мелками на плотной бумаге.

2. Натирают фон свечой

3. Покрывают лист чёрной гуашью,куда добавляли жидкость для мытья посуды.



Когда работы подсохли, дети процарапывают деревянной шпажкой или стержнем от ручки.

В своих работах дети показывают знания, о том,как они изображают на переднем плане и как рисовать в дали .


Детям эта техника доставила много радости, с удивлением наблюдая, как на графито- черном фоне проступают яркие линии, штрихи, требуемого сильного нажатия на изобразительный инструмент. В работах видно, какой был нажим при процарапывании.

Итог работ :


Воспитывает у ребёнка чувство последовательности, внимания, усидчивости.

Чувствуют себя раскованнее и смелее.

Создаёт у детей бодрое, рабочее настроение.

Публикации по теме:

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОСВОЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ.

Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования «Ёлочка» Задачи: *Учить детей передавать в рисунке впечатление от новогоднего праздника, создавать образ нарядной ёлки, используя нетрадиционные.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Отражение в воде». Нетрадиционная техника рисования Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Отражение в воде» Цель и задачи занятия: 1. Развивающее.

Конспект занятия в старшей группе по теме «нетрадиционные техники рисования» (рисование по клею) " Аленький цветочек" Выполнила воспитатель.

Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.

Здравствуйте дорогие коллеги! У нас в саду проводится много конкурсов изобразительной деятельности, мы всегда стараемся участвовать и удивлять.

Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.

В настоящее время большой популярностью среди детей, родителей и педагоговпользуются так называемая нетрадиционная или неклассическая техника.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в художественном воспитании детей, их умственном и нравственном развитии. В процессе творческой деятельности развивается чувство формы, цвета, пропорций, композиции и чувство ритма. Старшие дошкольники используют на занятиях по рисованию, аппликации и лепке обобщённые способы передачи изображения, что предоставляет свободное продумывание творческого замысла и широкий выбор тем.

В подготовительной к школе группе рисование по-прежнему занимает ведущее место в обучении изобразительной деятельности. Ребята создают выразительные образы и сюжеты, используя разнообразные техники и приёмы рисования.

Подготовка к занятию по рисованию в подготовительной группе детского сада

В дошкольном образовательном учреждении детей обучают рисованию трёх видов: предметному, сюжетному и декоративному. Общая задача обучения рисованию в детском саду - развитие умения изображать предметы и объекты окружающей действительности через активное познание таковой. Творческие способности детей развиваются год от года. Для каждой возрастной группы доступны для освоения и успешного применения определённые изобразительные средства.

Особенности обучения рисованию детей 6–7 лет

Вид рисования Основная задача Задачи обучения в подготовительной группе Используемые техники и приёмы рисования
Предметное Обучение реалистичной передачи в рисунке характерной формы предмета или его частей, с соблюдением пропорций, цвета, объёма, движения. Научить изображению предмета с натуры или по представлению, соблюдая особенности его строения, размера, пропорционального соотношение частей/деталей, характерных движений.
Развитие композиционных умений через правильное расположение предмета на листе в соответствии с его формой и величиной.
Развитие цветового восприятия через использование в работе разнообразных оттенков одного цвета.
Развитие технических умений: смешивание красок, рисование штриховкой и мазками по форме предмета.
Самостоятельный выбор расположения рисунка на листе бумаги (горизонтально или вертикально) в соответствии со строением изображаемого предмета или композиции (использование аналитических способностей у детей).
Рисование с натуры игрушек простой формы, веток деревьев.
Рисование по представлению сказочных героев (Дед Мороз и Снегурочка, Баба-Яга, Царевна-Лягушка и т. д.).
Использование предварительного карандашного наброска: развивается умение планировать предстоящую работу и анализировать изображаемый предмет.
Сюжетное Обучение передаче своих ощущений от окружающей действительности (отражение смысловых связей между предметами). Научить выбирать сюжет по заданной теме занятия.
Обучить передаче характерных движений при рисовании фигуры человека или изменения формы движущегося предмета.
Научить заполнять изображением всю площадь листа в соответствии с замыслом.
Развитие композиционных умений: рисование полосы не одной линией краски, но расширение изображённого на рисунке пространства неба и земли; изображение приближенных и удалённых предметов (чем дальше предмет расположен по замыслу, тем выше он расположен на листе с сохранением начального размера).
Обучение рисованию отдельного сюжетного момента.
Декоративное Обучение различиям стилей народных промыслов и применению их особенностей в своём творчестве.
Привитие детям чувства прекрасного.
Воспитание любви к родному краю и уважения к ручному труду.
Развитие композиционных способностей: умения выбирать узор и располагать его на плоской или объёмной поверхностях различных предметов.
Развитие цветовосприятия.
Научить использованию элементов народной росписи в создании узоров.
Умение работать на различных по форме плоскостных основах (заготовки в форме ромба, прямоугольника, по контуру самовара, балалайки, игрушки) и на выпуклых заготовках (из папье-маше).
Использование карандашей в декоративном рисовании.
Применения различных видов орнамента (полоса, сетчатый).
Знакомство с понятием зеркальной симметрии.

Старшие дошкольники на занятиях по рисованию создают работы не только красками, но и карандашами. В возрасте 6–7 лет ребёнок может выполнять равномерную яркую штриховку грифельными и восковыми цветными карандашами. Он может достигнуть в карандашном рисунке различных оттенков одного цвета (за счёт интенсивности нажима).

Акварельные краски часто используются на занятиях по рисованию. Рисуя грифельными карандашами или акварелью, ребята учатся видеть красоту светлых оттенков.

Гуашь используется в декоративном рисовании или при создании тех предметных и сюжетных работ, в которых по замыслу предполагается нанесение цвета на цвет.

Для обучения дошкольников графическому рисованию можно использовать фломастер чёрного цвета. Необходимо перед приступлением к работе напомнить ребятам, что при рисовании фломастер нужно быть особенно аккуратным: чернила фломастера плохо оттираются с рабочей поверхности и смываются с кожи рук, а с одежды могут не отстираться.

Для занятий нужны наборы бумаги для рисования, специальной бумаги для акварели и для гуаши. Рисуют красками также на ватмане и полуватмане. Для рисования гуашью существуют наборы разноцветной тонированной бумаги, но её закупка в детском саду нецелесообразна: перед воспитанниками стоит задача научиться создавать продуманный фон, белый цвет основы подходит. Для рисования городских и сельских пейзажей ночью зачастую используют плотную бумагу или картон чёрного цвета, рисование на основе непривычного цвета, конечно, вызывает сильный интерес у воспитанников.

Рисование можно сочетать с другими техниками изобразительной деятельности - аппликацией и лепкой. Высохшие рисунки ребята дополняют деталями или фигурками по замыслу. Например, на рисунке города карандашами можно приклеить тучки и падающие капли, вырезанные из бумаги. Пластилиновыми и бумажными элементами часто украшают низ картинки (трава, цветы, морские волны, камушки и да.), прорабатывают детали изображения (окна на домах, черепицы на крыше, кирпичики на стене) и т. д. Материалы для создания аппликации на рисунке возможны разнообразные: ватные диски, шарики из салфеток, природный материал, вырезанные мотивы из фантиков и журналов. Привлекается использование пластилинографии - нетрадиционной техники рисования путём размазывания пластилина. Пластилиновые мазки помогают красиво и оригинально оформить фон рисунка: песчаный пляж, пшеничное поле, предзакатное небо.

Сочетание рисования с другими изо-техниками

Рисунок с элементами аппликации из оригами Коллективный рисунок с элементами аппликации Рисунок с элементами бумагопластики и лепки Рисунок с элементами бумагопластики и лепки Рисунок с элементами аппликации из природного материала

Применение нетрадиционных техник рисования: ночная улица

Рисование мелом по трафаретам Рисование мелом на наждачной бумаге Применение техники набрызга Рисование в технике граттаж Рисование технике граттаж Рисование восковыми мелками и акварелью Рисование восковыми мелками и акварелью Рисование пастелью Рисование в технике граттаж Рисование в технике монотипии (лист с нанесённым изображением сгибается пополам, чтобы невысохший рисунок отпечатался)

В процессе образовательной деятельности современные педагоги реализуют концепцию личностно-ориентированного подхода. Для занятий по рисованию в подготовительной группы этот подход осуществляется через соблюдение воспитателем следующих принципов и методов работы:

  • Знание индивидуальных особенностей психофизического развития воспитанников. Давать задания необходимо с учётом особенностей группы.
  • Стимулирование познавательной деятельности, желания делиться с другими собственным опытом, примерами из жизни.
  • Создание условий и ситуаций (игровых или проблемных) для проявления воспитанниками своих способностей.
  • Предоставление свободы выбора (конкретной темы, методов и приёмов выполнения задания).
  • Эмоционально-позитивная атмосфера внутри коллектива (налаженная обратная связь «воспитатель-воспитанник», воспитание культуры о внутри группе).

На уроках рисования личностно-ориентированный подход реализуется через тщательную разработку воспитателем программы занятий и подготовку к каждому занятию. Закрепляя в процессе создания рисунка ранее полученные навыки, ребёнок ощущает значимость того, что он выполнял ранее. На каждом занятии он узнаёт новое или учится чему-то - у ребёнка есть интерес и стимул развиваться. Он анализирует готовую работу, учится принимать конструктивную критику и заслуженную похвалу.

Объявляемая в начале занятия тема рисунка может быть обобщённой - это даёт воспитанникам определённую свободу фантазии. Например, тема «Город вечером» может предоставить детям простор в творческой деятельности по критериям: время года (зимний, весенний, летний, или осенний вечер), в какой стадии вечер (закат, сумерки, поздний вечер), погодные условия (ветреный, пасмурный, ясный вечер или идёт дождь, снег). Ребята самостоятельно выбирают форму домов для изображения (квадратные, прямоугольные, многоэтажные или невысокие постройки, башни) и цветовую гамму рисунка.

Воспитателю рекомендуется оформить в помещении, где проводятся занятия по изобразительной деятельности, оформить шкаф или стеллаж с теми материалами и инструментами, которыми пользуются ребята: наборы бумаги для рисования карандашом (возможно, белый и тонированный картон), акварелью или гуашью, листы ватмана и полуватмана, наборы красок, пластиковые палитры или тарелочки для смешивания красок, кисти различной формы и толщины, цветные карандаши. Материалы для нетрадиционных способов рисования (трубочки для раздувания краски, восковые мелки, пастель, пальчиковые краски и др.) должны храниться отдельно. У детей должен быть постоянный доступ к традиционным материалам. Необычные краски, к примеру, привлекают внимание, но может быть недостаточно развито умение работать с ними.

К каждому занятия воспитателю нужно продумать дополнительные задания для успевающих ребят. Если кто-то выполняет основное задание раньше, то начинает отвлекать тех, кто ещё работает, и может потерять интерес к дальнейшей творческой деятельности (слишком просто). Удачные варианты индивидуальных заданий по теме «Город»: дополнить рисунок аппликацией (звёзды, облака, совы в небе, мостовая из камней, окна) или пластилиновыми фигурками на переднем плане (трава, цветы, сугробы, деревья, снеговики, фонари); попробовать зафиксировать на листе полуватмана работы нескольких воспитанников и попросить совместно дорисовать белый лист-основу - расширить город.

Варианты индивидуальных и коллективных композиций по теме «Город»

Для детей 6–7 лет характерно стремление к групповой деятельности. Воспитателю необходимо стимулировать и поощрять интерес ребят к продуктивному и творческому взаимодействию. Поскольку ведущей формой познания окружающего мира у старших дошкольников по-прежнему остаётся игра, занятия по созданию коллективной работы должны содержать в себе элемент игры. Возможна также работа в подгруппах по 2–3 человека: продумывание сценки для сюжетного рисования, распределение объектов и предметов для рисования, согласованное создание композиции и фона.

Тема занятия Форма организации деятельности Обучающие и развивающие задачи Используемые приёмы
«Город вечером» Индивидуальная. Обучение правильной цветовой передаче вечернего пейзажа (возможно обучение рисованию на бумаге/картоне тёмного цвета).
Развитие чувства цвета (плавные переходы красок при изображении вечернего неба).
Закрепление композиционных навыков: находящиеся дальше дома располагаются на листе выше.
Обучение анализу готовой работы.
Рисование акварелью и гуашью: смешивание оттенков одного цвета; нанесение плавных линий; создание цветовых переходов.
Рисование цветными карандашами: штриховка карандашом с разным нажимом для получения оттенков одного цвета.
«Мой город» Коллективная. Обучение техники графического рисования.
Обучение рисования на общем рулонном листе, объединения своего рисунка с работами других воспитанников.
Упрощённое (условное) изображение отдельных деталей пейзажа.
«Улица нашего города» Индивидуальная. Обучение анализированию предметов (дома отличаются по высоте, ширине постройки, материалу, цвету стен, форме крыши, количеству окон и дверей, наличию наверху антенны или трубы).
Закрепление знаний о перспективе, положении объектов относительно линии горизонта.
Штриховка цветными карандашами с различным нажимом (для раскрашивания стен надо держать карандаш дальше от кончика - нажим ослаблен, так как стены обычно светлого тона; для штриховки окон, дверей, антенны или трубы взять ближе к кончику - нажим интенсивнее).
Создание контура предметов при помощи фломастеров.
«Село вечером» Коллективная. Обучение взаимодействию в продумывании композиционного замысла работы.
Обучение передаче цветового колорита (создание плавных переходов небесных красок, окрашенные солнцем облака на тёмном небе).
Рисование красками или карандашом, согласую создание изображения с общим замыслом.
Индивидуальная. Закрепление знаний о перспективе, правильному расположению предметов на переднем и дальнем плане.
Обучение рисованию тёмными оттенками, изображению тени.
Рисование предметов цветными карандашами, создание контуров фломастерами тёмных цветов.
Развитие умения рисовать падающую от предмета тень.
Индивидуальная. Обучение аккуратной работе с фломастерами (закрашивание внутри контура).
Обучение созданию предварительного карандашного наброска.
Создание наброска простым карандашом (рисуются контуры предметов без детализации: прямоугольники домой и квадраты окон, машины на дороге, деревья, фонари, луна и др.).
Закрашивание контуров наброска фломастерами.
Обводка контуров чёрным фломастером.
«Мой город - моя страна» Коллективная. Расширение и закрепление знаний о родном городе и стране.
Обучение созданию изображения на основе увиденного материала (плакаты, открытки с видами города).
Эта тема рекомендована для реализации проектной деятельности (возможно приурочить демонстрацию проекта ко Дню города).
Рисование обобщённых деталей городского пейзажа с выделением одно-двух композиционно значимых объектов (здание городского театра - детально, жилые дома вокруг - условно; детский сад - детально, деревья на прилегающей территории - условно).
Создание коллективного панно.
«Праздничный город» Индивидуальная. Развитие чувства цвета и композиции, пространственных представлений.
Закрепление навыка рисования объёмных предметов (зданий, различных построек).
Закрепление навыка выделения значимых деталей рисунка более яркими оттенками основной краски.
Совершенствование умения рисования гуашью (рисуются предметы на разных частях листа, чтобы успевали полностью просохнуть те, что нарисованы раньше, и можно было дополнить их мазками другого цвета).
Для этой темы удачно совмещение рисования акварелью и гуашью: основной рисунок наносится акварелью (тёмно-синее или чёрное небо, дома, дорога), а салют рисуется гуашью - яркой краской.
«Золотые купола Москвы» Коллективная. Расширение знаний воспитанников об особенностях храмовой архитектуры (какие фигуры лежат в основе здания, строение купола, наличие ступеней, колонн, арок и дуг).
Закрепление умения создавать предварительный набросок простым карандашом.
Приёмы рисования объёмных деталей (купола, основание купола, колонны): одна часть закрашивает светлым оттенком, вторая - тёмным.
Условное рисование элементов фона (лес на заднем плане, отдельные деревья или кусты по бокам здания), детальная прорисовка изображения храма. Отрабатывается умение создавать рисунок по наглядному образцу (фотографии или открытке).

Мотивирующее начало занятия на тему «Наш город»

Рисование неодушевлённых объектов (зданий, деревьев, заборов) может ослабить интерес воспитанников к изобразительной деятельности. Начальным этапом занятий по теме «Город» должно быть создание игровой ситуации с последующим вовлечением в творческий процесс. Также активизируют воображение и желание творить проведение беседы, основанной на обсуждении личного опыта и образной памяти ребят, совместное изучение наглядного материала, прослушивание стихотворений и отрывков из прозаических произведений, содержащие описания городских пейзажей.

Целью занятий по рисованию на эту тему является создание городских (сельских) пейзажей в различных временных, погодных и ситуативных условиях. Занятие по рисованию в подготовительной группе детского сада должно длиться не более 30 минут и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент 1–2 минуты.
  • Мотивирующее начало 6–7 минут.
  • Практическая работа 15–17 минут.
  • Демонстрация и анализ готовых работ 2–3 минуты.
  • Подведение итогов 1 минута.

Воспитателю необходимо составлять подробный план каждого занятия с последующим обязательным проведением анализа: были ли достигнуты поставленные цели и задачи, эффективны ли были применяемые методы и приёмы обучения, как вели себя дети на различных этапах занятия, анализ работ воспитанников, примерные пути совершенствования проведения занятия.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе на тему «Вечерний город».
Активизация интереса к изобразительной деятельности.
Развития цветового и пространственного восприятия.
Закрепления умения построения композиции. Материалы Рассматривание открыток и альбомов с фотографиями (возможно, иллюстрациями художников) города. Предварительная работа Листы бумаги, восковые карандаши, изображения городских пейзажей в вечернее время. Ход занятия Художественное слово: чтение стихотворения Татьяны Живовой «Есть особая прелесть в больших городах…» с последующей беседой. Изучение иллюстративного материала.
Воспитатель создаёт игровой момент: предлагает ребятам попробовать себя в роли волшебных художников и нарисовать город в вечернее время суток.
Обсуждение практического выполнения задания (как можно расположить объекты на листе, какие цвета использовать и т. д.).
Проведение физкультминутки под музыкальное сопровождение.
Самостоятельное выполнение воспитанниками практической части.
Демонстрация готовых работ, поощрение наиболее красивых рисунков, благодарность каждому за проделанную работу.
Подведение итогов занятия, оценка, уборка рабочих мест.

Порядок выполнения рисунков на тему «Город»

В подготовительной группе воспитатель не должен проводить прямой показ выполнения действий перед началом выполнения ребятами практической части. Дети развивают умение следовать устным инструкциям, поэтому стоит обсудить с ними, какими способами и в какой последовательности они будут рисовать пейзаж, и путём наводящих вопросов и подсказок подвести их к рекомендуемому порядку действий.

«Осень в городе»

Обозначение линии горизонта Зарисовка переднего плана Рисование контуров зданий Раскрашивание контуров Раскрашивание окон Рисование осеннего неба Рисование тени от зданий Прорисовка деталей фона Стволы деревьев Рисование мазками красных листьев Рисование мазками жёлтых листьев Рисование штрихами дождя

«Дом, в котором я живу»

Обозначение линии горизонта Создание контура дома Раскрашивание контура Раскрашивание переднего плана Детализация переднего плана Рисование заднего плана Раскрашивание окон (основная часть дома высохла) Рисование заднего плана Дополнительные детали