Краткая биография матери терезы. Мать тереза и ее жизнь

Агнес Ґонджа Бояджиу (таково настоящее имя матери Терезы) родилась в Македонии в богатой семье и была младшей из троих детей. Лазарь, брат Агнес, вспоминал, что в детстве девочка была маленькой розовой толстушкой, поэтому дома ее называли Ґонджа, что в переводе с албанского означает «бутон цветка».

Отец Агнес был совладельцем крупной строительной фирмы, но когда девочке было всего 9 лет, он погиб во время албанского освободительного движения. С тех пор ее семья жила в нищете. И тем не менее женщина утверждала: «У меня было счастливое детство».

Дранафиле, мать Агнес, вынуждена была самостоятельно воспитывать троих детей. Несмотря на то, что ей пришлось тяжело работать, она находила время для их воспитания: приучила детей к ежедневной молитве, брала Агнес и Агату с собой в костел, посещала с ними больных и нуждающихся.

Когда Агнес было 18 лет, она покинула дом и вступила в ряды миссионерской организации сестры Лорето. Вскоре начала преподавать в монастырской школе. Она очень любила детей, но все больше ей хотелось помогать бедным.

«Одиночество и ощущение того, что ты никому не нужен, - самый ужасный вид нищеты», - говорила Мать Тереза. Она была убеждена, что голодных можно накормить, больных - подлечить, беспризорных - где-то поселить, но если человека никто не любит, он никогда не будет счастлив.

Орден сестер милосердия

В возрасте 40 лет мать Тереза основала Орден сестер милосердия. Сначала эта организация объединяла всего 12 членов, а сегодня в нее входят более 4500 сестер из 133 стран мира.

Женщины ухаживали за больными, раздавали лекарства и продукты бедным, помогали прокаженным. Никакой поддержки от государства не было. Кое-что они получали от благотворительных организаций или ходили по домам, где им отдавали лекарства, срок годности которых заканчивался, остатки пищи, старую одежду.

Дом для тяжелобольных

Через два года после основания Ордена мать Тереза открыла первый дом для тяжелобольных. Позже подобные учреждения стали называть хосписами. Этому предшествовало такое событие: мать Тереза увидела на улице едва живую женщину, ее тело было покрыто язвами и фурункулами. Монахиня увезла несчастную в больницу, но там женщину не захотели принять, потому что у нее не было ни денег, ни медицинского страхования. Тогда мать Тереза сказала, что не пойдет никуда, пока о несчастной не позаботятся, и добилась своего.

От этой маленькой победы мать Тереза искренне радовалась. Но когда по дороге домой она заметила, что на улицах лежат десятки людей, на которых никто не обращает внимания, ее сердце сжалось от боли. Именно тогда мать Тереза поняла, что необходимо создать особое учреждение, где об этих людях позаботятся.

Первый дом для тяжелобольных был назван «Нирмал хридаям», что в переводе означает «Чистое сердце». К тому времени, кстати, у матери Терезы было уже 26 помощников, которые вынуждены были придерживаться строгого режима сестер милосердия. Они спали на соломенных матрасах, ели только рис и овощи, работали по 16 часов в день, а также обязательно ежедневно молились в 4 часа утра.

Детский приют «Шишу Бхаван»

В 1955 году мать Тереза основала первый приют для брошенных детей под названием «Шишу Бхаван», что в переводе означает «Дом детей». Вот что об этом говорила мать Тереза: «Я стала матерью тысячи брошенных детей, оставленных на улицах и обочинах дорог, в мусорных ящиках и канавах. Я спасла их, обогрела и научила. Многие из них нашли себе хорошие семьи в Индии, Америке, Европе. Но все они помнят меня. Они присылают мне свои фотографии, и когда я рассматриваю их, я радуюсь за моих детей».

Деятельность матери Терезы была признана Ватиканом, и в 1979 году Калькуттская монахиня получила Нобелевскую премию мира. Папа Римский в знак благодарности «за ее всемирную миссию любви» подарил матери Терезе собственный роскошный белый Lincoln. Но ни одна из наград ей не была нужна: медаль лауреата Нобелевской премии она часто забывала где-нибудь в гардеробе, а на вырученные за машину средства основала лечебное учреждение.

Заповеди матери Терезы

Мать Тереза никогда не стремилась к популярности - она просто делала людям добро, потому что любила каждого. Вот каких заповедей она придерживалась:

  • Люди бывают неразумными, нелогичными и эгоистичными - и все же люби их!
  • Когда ты будешь делать добро, то люди будут обвинять тебя в затаенной личной пользе и самолюбии, - и все же проявляй доброту!
  • Если ты добился успеха, то может появиться много фальшивых друзей и настоящих врагов, - и все же достигай успеха!
  • Если ты честный и откровенный, то люди будут обманывать тебя, - и все же будь честным и откровенным!
  • То, что ты строил годами, может быть разрушено в одночасье, - и все же строй!
  • Люди нуждаются в помощи, но они впоследствии будут упрекать тебя за нее, - и все же помогай людям!
  • Если ты достиг безграничного счастья, тебе будут завидовать, - и все же будь счастливым!
  • Добро, которое ты сделал сегодня, люди забудут завтра, - и все же твори добро!
  • Делись с людьми лучшим, что у тебя есть, и этого никогда не будет достаточно - и все же делись лучшим!

26 августа 1910 года родилась католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», лауреат Нобелевской премии мира и причисленная в 2003 году Католической Церковью к лику блаженных Мать Тереза Калькуттская.

Сегодня мы решили продемонстрировать основные вехи ее жизненного пути и отобразить их в нашей классической фотоподборке.

Агнесса Гонджа Бояджиу родилась в семье албанского торговца в Македонии, в 1910 году. В 1919 году, когда Агнес было 9 лет, погиб её отец. Дружная и обеспеченная благодаря отцу семья пережила не только горе, но и впервые столкнулась с материальными трудностями.



Мать Тереза в юности

В 1928 году, в 18 лет, Агнесс окончила среднюю школу и задумалась о своём будущем. Однажды услышав, как священник читает письма от миссионеров из Индии, она заинтересовалась деятельностью бенгальской миссии и послушала внутренний голос, который «призывал её стать миссионеркой в Индии». На этот раз девушка не стала противиться зову сердца, а решила «отправиться и поведать о жизни Христа людям». Для этого она уехала в Дублин (25.09.1928) и вступила в ирландский Орден сестёр Лорето, имевший миссию в Индии.


Молодая Мать Тереза

Зимой 1929 года после двух месяцев пребывания в ирландском Ордене сестёр Лорето и изучения английского языка Агнесс прибыла в монастырь Ордена в предгорье Гималаев, где и провела срок своего послушничества, готовясь к пострижению в монахини. По окончании срока её направили в Калькутту преподавать историю и географию в школу Св. Анны для девочек из обеспеченных семей. Здесь она выучила хинди и бенгальский язык. Здесь же впервые столкнулась с ужасающей нищетой Калькутты. 24 мая 1937 года Агнесс приняла монашеские обеты и стала директором школы Св. Анны.

«Мир начинается с улыбки»

Агнесс Гонджа Бояджиу взяла себе монашеское имя Тереза в честь Святой Терезы де Лизье, французской монахини XIX века, которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу.


«Бог посылает нам испытания, чтобы мы, преодолевая их, укреплялись, а не отчаивались»

10 сентября 1946 года сестра Тереза отправилась на ежегодное Святое Говенье в Дарджилинг, позже эту поездку она назвала «самым важным путешествием в её жизни ».


Под мерный перестук колёс в поезде она задремала, но внезапно проснулась оттого, что услышала голос, который был внутри неё: «Иди и живи среди бедных, а Я буду с тобой ». Это было божественное видение, смысл которого ей был ясен — Калькутта, беднейшая из бедных.


«Если вы судите кого-либо, то у вас не остается времени его любить»


Она вспоминала позже: «Я должна была покинуть монастырь и жить среди бедных, помогая им. Это был приказ свыше, от самого Бога. Теперь я знала, что надо делать, но не знала как ».


Сестра Тереза была настойчива в своём стремлении — уйти из монастыря и жить среди бедных, но ни мать-настоятельница монастыря, ни сестры Ордена не поддержали её решения и даже стали относиться враждебно. Страдая от такого непонимания, сестра Тереза серьёзно заболела и едва не умерла. Во время болезни на неё снизошло видение, в котором она увидела себя на Небе стоящей перед Святым Петром. Между ними состоялся диалог:

- Зачем ты пришла сюда ? — спросил её Святой Пётр. — Тебе здесь нечего делать. На Небе нет бедных. О ком же ты будешь заботиться здесь ?
- Ладно, я уйду, но скоро и у вас появятся бедные. Я приведу их на Небо из трущоб , — ответила ему монахиня.


«Самое важное лекарство — это нежная любовь и забота»

Оповещённый обо всём этом архиепископ Калькутты не знал, как поступить, и отложил принятие решения на год. Год спустя сестра Тереза (37 лет), ещё более уверовав в своё предопределение, вновь обратилась к архиепископу, а тот — в Ватикан к Папе римскому и в Ирландию в руководство Ордена. И, наконец, ещё год спустя, 16 августа 1948 года (38 лет) сестра Тереза получила разрешение покинуть Орден при условии, что она продолжит следовать обету нищеты, целомудрия и поста.


«Ад — это место, где дурно пахнет и никто никого не любит»

Навсегда простившись со спокойной, размеренной жизнью монастыря, сестра Тереза по ускоренной программе окончила курсы медсестёр и пошла в самый бедняцкий квартал Калькутты — трущобы Моти Джил. В первый день она просто говорила с нищими и помогала им, чем могла. На второй день взялась учить пятерых ребятишек из бедных семей алфавиту, рисуя буквы прямо на песке. Спала на соломенном полу в хижине, питалась, чем приходилось. Но уже некоторое время спустя, сумела снять небольшое помещение для школы, чтобы учить детей читать, писать и обслуживать себя, а также говорить с ними о Боге, который, несмотря на всю эту убогость, любит их.


«Добрые слова сказать несложно, но их эхо долго живет в человеческих сердцах»

Вскоре у неё появилась помощница, потом вторая, третья, четвёртая. Через год их уже было семеро. Все они тщательно отбирались, по самым строгим правилам их начальницы. Сестра Тереза была очень деятельной и целенаправленной, к тому же, не лишённой трудолюбия и не боящейся трудностей.


1950 год. Матери Терезе 40 лет — «время нонагонов» (Многие события, происходящие в это время, особенно начатые по инициативе самого человека, следует воспринимать как долг. Взятые в это время обязательства придётся выполнять ).


Мать Тереза и Принцесса Диана

Орден Сестёр Милосердия был открыт. Можно сказать, с этого времени сестра Тереза стала Матерью Терезой. В уставе своего Ордена к трём монашеским обетам (нищеты, целомудрия и поста) она добавила четвёртый — всеми силами служить беднейшим, ничего не требуя взамен. Поэтому дальше была работа — тяжёлая, неприятная, гнетущая, изматывающая, но с радостью в сердце и улыбкой на устах.


«Добрые слова кратки, произнести их легко, но эхо их продолжает звучать в вечности»

Ватикан никакой помощи не выделял, и сестры справлялись сами. Следуя уставу, они не имели никакого имущества, кроме одной смены одежды, спали на соломенных матрасах прямо на полу, питались рисом и овощами. Ежедневно вставали в 4 часа утра, усердно молились, а затем по 16 часов в день работали среди бедных. Чем занимались? Выпрашивали у богатых еду, тряпьё и лекарства с истёкшим сроком годности. Подбирали на улицах стариков, детей-калек, прокажённых, мыли их, обрабатывали раны, кормили и пр. (за 40 лет существования домов для умирающих сестрами Ордена с улиц Калькутты было подобрано 54 000 человек!).


«Радость — это сети любви для уловления душ»


Дом для умирающих посетил папа Иоанн Павел II (4 февраля 1986 года). Он был настолько потрясён всем происходившим, что не смог произнести ни слова, «с того самого дня Мать Тереза стала его правой рукой, его вторым «Я» в женском обличье». Сегодня первый Дом для умирающих («Нирмал Хирдай») стал молельней, доступной для всех желающих. В одном из его углов стоит статуя Божьей Матери с диадемой из золотых колец на голове. Когда-то эти кольца носили в носу женщины, которые умерли в этом Доме. «Вот так те, кто не имел ни гроша, подарили Божьей Матери золотую корону », — говорила о них Мать Тереза.


Фото: Мать Тереза отпускающая голубя

Исцелить их было нельзя, им помогали умереть. И бедняги, которым более всего на свете нужна была простая человеческая любовь, умирали с улыбкой на устах. В христианскую веру их не обращали, хотя и говорили им: «Хвала Иисусу в твоём лице, ведь это ты сейчас делишь с ним его муки». Хоронили по индусским обычаям. И так изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом, без помощи и поддержки, всё только по воле Провидения…


«Легко любить дальних, но не так-то легко полюбить ближних»

Осенью 1950 года Орден Миссии Милосердия, в котором к тому времени было уже 12 сестёр, начал свою официальную деятельность (утверждён 7.10.1950 папой Пием XII). Сегодня тысячи сестёр Ордена Милосердия во всём мире отмечают 7 октября, как день основания единственного католического Ордена, возникшего в XX веке.


«Мы не можем творить великие дела — а только маленькие дела с большой любовью»

Мать Тереза сама удивлялась тому, как порой решались материальные проблемы. Сразу же после открытия Ордена один богатый господин продал им за бесценок свой дом, который стали называть «Домом Матери» (в нём жили сестры милосердия, прибывавшие из других городов Индии, а в дальнейшем — и со всего мира). Понемногу поступали подаяния от людей. С началом же экспансии Ордена по всему миру (1965 год) Мать Тереза стала получать премии и крупные пожертвования, которые всецело направлялись на помощь беднейшим из бедных.


«Слова ободрения и привета могут быть коротки, но у них бесконечное эхо»

Мать Тереза сама открывала новые отделения своего Ордена в разных странах. Сама или по просьбе Папы Римского отправлялась в зоны войн и катастроф; посетила палестинские лагеря беженцев в Ливане, Эфиопию во время засухи, Гватемалу после землетрясения, Советский Союз после Чернобыля и Спитака, Боснию и Герцеговину в годы их разрухи.


17 октября 1979 года мать Тереза получила Нобелевскую премию мира

Во время своих поездок Мать Тереза никогда не оставалась просто сторонним наблюдателем, она помогала людям, например, в разбомбленном Бейруте подобрала и чудом вывезла оттуда 60 изувеченных и больных малышей, в Спитаке открыла Дом милосердия для пострадавших от землетрясения. Когда же мир узнал о массовых изнасилованиях в Боснии, которые превратились едва ли не в орудие войны, Мать Тереза отправилась туда, в поездку по женским больницам. Она просила пострадавших боснийских женщин не делать аборты. «Отдайте их мне, если вы не хотите воспитывать их сами. У меня хватит любви для всех отвергнутых детей», — говорила им Мать Тереза.


«Я чувствую себя карандашом в руке Господа. Бог пишет нами, и пишет хорошо, даже если мы — несовершенное орудие»

Католический орден, организованный Матерью Терезой, не смотря на строжайший аскетизм, пользуется огромной популярностью во всём мире. На сегодняшний день это единственный религиозный орден, в который число желающих вступить превышает возможности конгрегации их принять.


«Любовь не должна и не может быть самоцелью, ибо в таком случае она теряет смысл и свое значение»

По данным 1997 года (года смерти Матери Терезы и подведения итогов её деятельности) в мире существовало 400 отделений Ордена Сестёр Милосердия в 111 странах, 700 Домов Милосердия в 126 странах, сотни тысяч людей получили медпомощь, в школах Ордена обучалось 20 000 детей. Бюджет Ордена составляет примерно 10−50 миллиардов долларов в год.


Памятник Матери Терезе в родном городе Скопье

Хотя Мать Тереза считала свою работу «каплей в море», её известность и признание в мире росли. Возросли и обязанности. Выйдя за рамки Калькутты, она стала посланником миссии милосердия в других городах и странах, а вместе с тем желанным и почётным участником многих общественных мероприятий и форумов. Её труд был отмечен многочисленными почётными наградами и премиями, особенно в 70-ые годы.


Мать Тереза и Папа Римский Иоанн Павел II.

Мать Терезу называют одной из самых известных и влиятельных женщин ХХ века, а ее жизнь – достойной подражания. За свои деяния она получила немало всевозможных наград, а в 2016 году Папа Римский Франциск канонизировал Мать Терезу Калькуттскую. Но среди этой, казалось бы, всеобщей любви к ней, упорно всплывали факты, которые никак не вязались с идеальным образом аскетичной монахини.


Агнес Годже Бояджиу (Мать Тереза) в юности.

Агнес Годже Бояджиу родилась в 1910 году в Скопье (Албания). В 18-летнем возрасте она переехала в Ирландию и вступила в монашеский орден «Сестры Лорето». Ей дали имя Тереза и отправили с миссией в Калькутту (Индия). Поначалу женщина работала при католической школе Святой Марии, а затем Терезе случилось «видение». По ее словам, к ней явился Иисус Христос, приказал снять монашеское облачение, надеть сари и посвятить себя служению бедным и страждущим.

Удивительным образом католическая миссия, при которой находилась Мать Тереза, и местные власти одобрили решение женщины. В 1948 году в ее распоряжение отдали храм темной богини Кали. Мать Тереза учредила орден «Сестры миссионерки любви», в который входило 12 монахинь, а храм назвала Домом для умирающих. Через несколько лет деятельность ордена получила официальное одобрение и поддержку Ватикана.


Мать Тереза - основательница ордена «Сестры миссионерки любви».

Всемирной известности Матери Терезы в 1969 году поспособствовало телевидение. Журналист канала BBC Малкольм Маггеридж снял фильм «Нечто прекрасное для Бога», в котором описывал деяния монахини как чудо, а съемки в помещении без освещения – «божьим благословением». Любопытно, но оператор, который работал в паре с Маггериджом, утверждал, что для фильма была использована инновационная пленка Kodak, позволяющая снимать в темноте. Однако людям больше хотелось верить в чудеса, нежели в научный прогресс.

Фильм возымел свое действие, и представительства ордена открылись в более чем ста странах по всему миру. В Домах для умирающих, как их продолжала называть Мать Тереза, оказывали помощь тяжелобольным, бездомным. Многие благотворительные организации стали жертвовать средства ордену, восхищаясь самозабвенной деятельностью маленькой хрупкой женщины.


Дом для умирающих.

Однако во всей этой большой «бочке меда» то и дело всплывали «ложки дегтя». В документальном фильме Мэри Лаудон, некоторое время проработавшей в одном из таких заведений, показывалась отнюдь не идеальная картинка помощи страждущим. По ее словам, да и показаниям многочисленных проверок, люди содержались в ужасных условиях: они были побриты наголо, лежали на деревянных койках. Но самое ужасное то, что им не оказывалось практически никакой медицинской помощи. Из медикаментов был только аспирин, а иглы для инъекций и капельниц мыли в обычной воде и использовались многократно.


Однажды в Дом для умирающих попал мальчик с болями в почках. День ото дня его состояние ухудшалось. Мэри Лаудон предложила монахиням дать ему антибиотики и оказать квалифицированную медицинскую помощь. Ей сказали, что в этом случае так нужно будет поступать со всеми. По словам Матери Терезы, прежде всего исцеление исходит от веры.


Мать Тереза возле тяжело больного мальчика.

Сама монахиня склоняла людей принимать католицизм прямо на больничных койках. Им на лоб клали мокрую тряпку, произносили молитвы и ждали. Если человек поправлялся, это объявляли чудесным исцелением, а если больной уходил в мир иной, значит он не до конца уверовал в бога.


Мать Тереза держит за руку Папу Римского Иоанна Павла II.

Стоит отметить, что у Матери Терезы имелась мощная поддержка Ватикана, ведь она проповедовала католические постулаты. Несколько десятилетий на орден за участие в благотворительности сыпались премии как из рога изобилия. Считалось, что все эти средства уходили на нужды страждущих.

Только к концу 1980-началу 1990-х в прессе и на телевидении все чаще стали появляться материалы, объективно отображающие деятельность благотворительной организации. Когда в 1993 году в одной из индийских провинций случившееся землетрясение унесло жизни 8 тысяч человек, а еще несколько сотен тысяч оставило без крова, Мать Тереза отправилась туда, чтобы выразить свое сожаление и сфотографироваться на фоне отстроенных жилищ. К слову сказать, ее организация не выделила ни цента на отстройку домов и не послала ни одной монахини в помощь пострадавшим.


Мать Тереза из автомобиля приветствует людей.

«Бескорыстные» стремления Матери Терезы поддерживала премьер-министр Индии Индира Ганди. Именно поэтому финансы, поступавшие на счета ордена «Сестры миссионерки любви», несколько десятилетий никто не контролировал. В 1991 году разразился большой скандал, связанный с финансами ордена. Авторитетный немецкое издание «Штерн» («Stern») провело анализ документации, связанной с пожертвованиями. Оказалось, что только 7 % средств уходило на реальное лечение людей, а остальные деньги уходили на расчетные счета Банка Ватикана. В 1990-х состояние Домов для умирающих оставалось таким же, как в 1950-х, когда они только открывались. Никто и не собирался модернизировать эти приюты, продолжая пропагандировать спасение тела через душу.

Мать Тереза и принцесса Диана.

В 1998 году в Индии опубликовали рейтинг благотворительной деятельности социальных организаций. Орден Матери Терезы не попал даже в первые две сотни. Когда монахиня получала Нобелевскую премию мира, она во всеуслышание заявляла, что ее организация оказала помощь 36 тысячам жителям Калькутты, но дальнейшие проверки показали, что таких оказалось не более 700.


В 2016 году Мать Тереза была причислена к лику Святых.

После кончины Матери Терезы Ватикан не оставлял попыток канонизировать известную монахиню. Это можно сделать, если человек совершает чудо. В Ватикане занялись тщательным изучением биографии монахини, и «чудо» было найдено. У индианки Моники Бесра была диагностирована огромная опухоль. Сестра приложила к больному месту иконку, которой прикасались к матери Терезе в момент ее смерти. Спустя несколько часов от болезни не осталось и следа. Это произошло ровно через год после смерти монахини.

Это было действительно похоже на чудо, пока муж «исцеленной» после домашнего скандала не сообщил газетчикам, что у Моники диагностировали не рак, а кисту яичника. Более того, что предоставил медицинские документы о ее лечении. После этого инцидента Ватикану пришлось отложить канонизацию монахини. Только в 2016 году Мать Терезу причислили к лику Святых. По скромным подсчетам ее деятельность принесла Ватикану более 3 миллиардов долларов.

Мать Тереза – католическая монахиня, известная своим милосердием по отношению к нуждающимся в помощи людям.

В XXI веке женщина была причислена к лику блаженных и святых. Биография матери Терезы (настоящее имя – Агне́с Го́ндже Бояджи́у) полна удивительных историй: многие люди боготворили монахиню, однако были и такие, кто обвинял ее во лжи. Некоторые факты из жизни святой до сих пор скрыты для нас завесой тайны, что вызывает повышенный интерес к личности великой женщины.

Краткая биография

Будущая всемирно известная святая родилась в Македонии. Дата ее рождения – 26 августа 1910 года. Судьба девочки была предопределена еще в детстве: ее родители почти все свое время посвящали служению Богу. Мать Дранфиле и отец Никола воспитывали детей согласно религиозным канонам и приучали их помогать нуждающимся: бедных людей радушно принимали в доме семьи Бояджиу.

Когда девочке исполняется 9 лет, ее отец погибает во время нападения на их деревню. Дранфиле продолжает воспитывать детей одна. Несмотря на материальные трудности и большую загруженность работой, женщина в дальнейшем взяла в своей дом шестерых детей-сирот. Дочь всегда восхищалась делами своих родителей, их добрые поступки вдохновляли ее, поэтому с 12 лет она начала мечтать о церковной стезе.

В 18 лет Агнес едет в Ирландию и вступает в монашеский орден. Уже в 21 год она принимает постриг. Агнес была вдохновлена служением монахини Терезы из Лизье, поэтому взяла себе имя в ее честь. Вступив на путь служения Господу, девушка отправляется в Калькутту обучать учениц женской школы Святой Марии.

Тереза в молодости начинает проявлять активную жизненную позицию и оказывать поддержку нуждающимся, одновременно собирая вокруг себя единомышленников. В 1948 году, в возрасте 38 лет, монахиня создает общину, название которой известно и по сей день – «Сестры миссионерки любви».

Служительницы создавали условия для развития и комфортной жизни детей: они строили школы и приюты. Больницы этого сообщества принимали любого человека, не обращая внимания на его религию и национальность. Уже через 18 лет община раздвигает свои границы, отделения начинают открываться в других странах. В настоящий момент около полумиллиона филиалов общины работает по всему миру.

С 1984 года у матери Терезы начались серьезные проблемы со здоровьем. Она пережила несколько сердечных приступов, переболела пневмонией, малярией. В 90-е годы современная медицина пыталась спасти здоровье монахини. Она проходила лечение в Калифорнии, помимо традиционных методов над ней проводился ряд обрядов для изгнания дьявола, которые в итоге не возымели эффекта. Архиепископ из Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза считал, что ухудшение самочувствия могло быть связано с вселением в тело Терезы злого духа.

В марте 1997 года мать Тереза поняла, что больше не может выполнять обязанности руководителя ордена, поэтому покинула свой пост. В первый день осени умерла при трагических обстоятельствах английская принцесса Диана. Монахиня была опечалена произошедшим и пообещала произнести молитву за упокой ее души 6 сентября, однако 5-го числа сердце матери Терезы остановилось и она не успела реализовать задуманное.

Похороны святой были масштабными. Смерть всеобщей любимицы вызвала шок, в Индии был объявлен траур. Проститься с матерью Терезой можно было в течение 7 дней: прозрачный гроб из стекла с ее телом находился в соборе Святого Томаса. К нему приходили как простые люди, так и известные актеры и политические деятели. Похоронена монахиня во дворе штаб-квартиры своего ордена.

Учение монахини

Мать Тереза Калькуттская говорила, что человек должен относиться к людям так же, как и к Господу. Именно это позволит ему выразить любовь к Всевышнему и жить в гармонии. Монахиня создала правила, которые позволяли бы человеку поступать правильно, – их назвали «10 заповедей матери Терезы».

Сама монахиня жила, беспрекословно следуя своим канонам. Заповеди матери Терезы просты для понимания и очень похожи на современные нормы морали, которые нам прививают с детства родители. Святая призывала воспитывать в себе такие качества, как:

  • Прощение.
  • Доброта.
  • Целеустремленность.
  • Откровенность.
  • Упорство.
  • Умение радоваться каждому дню.
  • Умение дарить добро окружающим.
  • Щедрость.
  • Следование своей миссии.
  • Служение Господу.

Тереза рекомендовала каждому человеку перестать думать о том, чего у него нет. По ее мнению, мы тратим слишком много времени на размышления о будущем и о материальных благах. Это забирает нашу энергию и ощущение счастья. Для того чтобы чувствовать радость жизни, необходимо помогать нуждающимся – именно в этом предназначение человека. Мир начинается с наших поступков – вот что она пыталась доказать своими делами и речами.

Немаловажно и то, что мать Тереза удостоена престижной награды, ей была присвоена Нобелевская премия мира – награда, которая дается за вклад в укрепление мира. 11 декабря 1979 года монахиня прочитала свою лекцию, традиционную при получении этой награды. В первую очередь она поблагодарила Господа за свершившееся, а также рассказала слушателям о ценностях жизни и преимуществах служения нуждающимся.

Критика монахини

Несмотря на то что для большинства людей несомненным авторитетом является мать Тереза, биография ее полна и провокационных, сомнительных фактов. Зачастую общественность критиковала монахиню, обвиняла ее в связи с преступниками и в краже доходов ордена. Однако по сей день данные факты до конца не доказаны, и правда о матери Терезе остается неясной.

Многие авторы утверждают, что мать Тереза входила в круг общения диктаторов и мошенников. В числе ее знакомых были Жан-Клод и Мишель Дювалье – правители Гаити, которые разграбили страну. Удивительно, но монахиня называла их поведение достойным – подобное положение дел было благоприятным для бедных слоев населения.

Другом Терезы также был Чарльз Киттинг, известный своим судебным скандалом. Его обвиняли в рэкете и мошенничестве, в то время как он выступал как борец с порнографией. Известно, что огромные суммы денег хранились на счетах мужчины, откуда часто поступали переводы на счет Терезы.

Когда Чарльза посадили в тюрьму, монахиня написала письмо с прошением о его освобождении, однако это не возымело действия на прокурора. В ответ он потребовал вернуть деньги, что были нечестным путем получены от обманутых людей и направлены в ее фонд. На это письмо мать Тереза никак не отреагировала.

Считается, что мать Тереза была аполитична, однако это не так. Она придерживалась правых политических взглядов и выступала за запрет абортов, разводов и контрацепции. Монахиня называла СПИД справедливым наказанием за разгульную сексуальную жизнь — такая мысль была ей навеяна современными для того времени политическими взглядами. Начинают появляться первые критические замечания в адрес монахини.

Многие авторы также отмечают несоответствие сумм, которые жертвовались в фонд, и качества помощи, которую предоставляли клиники Терезы. Иглы в шприцах могли использовать несколько раз, промывая их водой между применениями. Умирающим от тяжелых заболеваний зачастую предлагали только аспирин. В клиниках не было современного оборудования, поэтому пациенты часто умирали, не получив помощи.

Низкое качество оказываемых услуг подтверждает и поступок самой монахини – заболев, она выбирает для госпитализации современную клинику, а не свою больницу. Сама Тереза часто отмечала, что страдания необходимы человеку, они делают его лучше. Возможно, именно поэтому она не стремилась улучшить свои больницы.

Критике также подвергается тайное крещение в католическую веру умирающих людей в клиниках Терезы. Мусульмане и индуисты, находясь в тяжелом состоянии, принимали новую веру, даже не осознавая полностью происходящего. Таким образом монахиня насильно обращала людей в свою религию.

В подобных поступках обвиняли мать Терезу, разоблачение ее, однако, никогда не было открытым и массовым. Защитники Терезы объясняли происхождение подобных слухов завистью и злыми сердцами людей.

Краткая биография позволяет осветить лишь некоторые факты из жизни монахини. Более подробную информацию можно узнать в Википедии либо прочесть книги самой матери Терезы. Автор: Екатерина Липатова


Как сообщают, за 25 лет своего правления папа Иоанн Павел II произвел в святые 483 человека - больше, чем все предыдущие папы. Одна из тех, кого он причислил к лику блаженных, но не успел канонизировать - мать Тереза - католическая монахиня родом из Албании. Ее принимали с почетом богачи и знаменитости, и при этом прославляли как защитницу бедняков. Любимица СМИ и властей, сама знаменитость в стиле кинозвезд, мать Тереза долгие годы была самой почитаемой женщиной в мире. Ее осыпали похвалами и наградили Нобелевской премией мира в 1979 за ее «гуманитарные труды» и «духовное воодушевление».

Вот список ее наград и премий (списка десятки написанных ею книг я не нашел):

1962 год — орден «Великолепный лотос» от правительства Индии;
1971 год — награда «Добрый самаритянин» в Бостоне, США; премия Кеннеди в Вашингтоне; Ватиканская премия мира имени папы Иоанна XXIII в Риме;
1972 год — премия имени Джавахарлала Неру за Международное Согласие;
1973 год - Темплтонская премия;
1974 год - степень магистра богословия;
1975 год — международная премия Альберта Швайтцера; бесплатный билет на все виды транспорта для поездок по Индии, вручённый самой Индирой Ганди;
1977 год — степень доктора теологии в Кембриджском университете;
1979 год — Нобелевская премия мира;
1982 год — докторская степень в Брюссельском католическом университете;
1996 год — стала почётным гражданином США (до неё такой степени были удостоены всего лишь три человека).
В 1997 году награждена высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.
Почётный доктор теологии Оксфордского университета.

После ее смерти 5 сентября 1997 года, процесс канонизации был начат практически сразу, несмотря на то, что по канонам католической церкви канонизация не может быть начата до прошествия 5 лет со дня смерти. Для матери Терезы было сделано единственное в своем роде исключение. Почему? За что?

За то, что она была сестрой милосердия и помогала многим людям? Собирала огромные пожертвования на милосердные цели?
Кем она была? Символом католической христианской гордыни или бескорыстной сестрой милосердия? Финансовым проектом Ватикана? Почему Ватикан сделал все, чтобы создать из нее «звезду» телеэкранов и газет, чтобы прославить ее на всю вселенную как истинную католичку и самого милосердного человека на земле? И, все-таки, за что ее пытались канонизировать столь поспешно?

Откуда у матери Терезы деньги?


В разные годы, в разных странах и разными обозревателями высказывались предположения о суммах, пожертвованных для фонда матери Терезы - от 50 до 100 миллионов долларов в год, но подтверждений не было. В Великобритании закон обязывает организации, получающие пожертвования от населения, предоставлять отчеты об их реализации. Выяснилось, что за 1991-й год фонд М.Терезы собрал 2.6 миллиона долларов (в Великобритании), из которых только 7% были потрачены собственно на нужды бедных и обездоленных, а остальные 93% были переведены в Ватиканский банк в Риме и оприходованы на рутинные нужды католической церкви.

Как свидетельствует Кристофер Хитченс в своей книге «Миссионерская позиция: Мать Тереза в теории и практике», Тереза была знакома с поразительным числом неприятных личностей. Двое из них - Дювалье, Жан-Клод и Мишель, которые правили Гаити, как полицейским государством с 1971 года, пока не были свергнуты народным восстанием в 1986 году. (Они разграбили страну, и украли большую часть государственной казны, когда бежали.) Тереза посетила их лично в 1981 году и дала высокую оценку Дювалье и их режиму, как "дружественному" по отношению к бедным слоям населения, и ее выступление крутилось на государственном телевидении несколько недель. Тогда она получила от режима Дювалье 1.5 миллиона долларов. Посещая Гаити в другой раз и получая орден Легиона Славы из рук президента Жан-Клода Дювалье (и еще 1 миллион долларов в придачу), мать Тереза сказала,что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью». Через З года после этого визита Дювалье был свергнут любящим народом и бежал, прихватив с собой несколько сотен миллионов долларов.

Удивительно, она также посетила могилу жестокого коммунистического диктатора Энвера Ходжи в 1990 году, положив венок на могилу человека, который подавлял религию в родной для Терезы Албании. Она получала и регулярные пожертвования от газетного магната Роберта Максвелла, обворовавшего пенсионный фонд своих же работников на 450 миллионов фунтов стерлингов. Список ее друзей и спонсоров также включает никарагуанских "контрас", католической террористической группы, которая организовывала «эскадроны смерти» в отношении гражданского населения в попытках завоевать страну. Получала деньги она и от Ясера Арафата, которого называла своим другом и с которым встречалась в Ливане. Еще более зловещие слухи связывали деятельность ордена в некоторых странах Латинской Америки с пожертвованиями людоедских наркокартелей. Деньги на помощь больным и нищим были пропитаны кровью и пахли кокаином.

Но наибольший негативный общественный резонанс вызвала дружба матери Терезы с американским банковским мошенником Чарльзом Киттингом, который ограбил своих вкладчиков на 252 миллиона долларов, за что получил 10 лет тюрьмы. А Фонд матери Терезы получил от Киттинга 1 миллион 250 тысяч долларов и право пользоваться его личным воздушным транспортом в любой момент - видимо, этот факт заставил мать Терезу написать письмо прокурору с горячей просьбой о помиловании Киттинга (просьба, естественно, не была удовлетворена). Прокурор предложил ей вернуть подарок Киттинга, потому, что это были краденные деньги. Она этого не сделала и на письмо прокурора не ответила.

«Можно сказать, что жертвовать матери Терезе стало очень популярным у людей, в отношении которых у богобоязненных верующих не оставалось сомнений, что они продали свою душу дьяволу. Поскольку никто из них и не думал после этого как-то менять род своих занятий, похоже, эти пожертвования рассматривались ими как своего рода индульгенции. "Прощенные", они с новыми силами возвращались к своему служению сатане.» - пишет один из христианских источников.

К матери Терезе много раз обращались с просьбой вернуть грязные деньги тем, у кого они были украдены. Каждый раз следовал решительный отказ: «Они пожертвовали эти деньги от чистого сердца не мне, а тому делу, которым я занимаюсь. Я не могу их отдать.»

Деятельность матери Терезы


Несмотря на широко распространенное мнение о том, что Тереза стремилась облегчить страдания бедных слоев населения, правда была совсем не такой. Как документирует Хитченс, она фактически полагала, что страдание было выгодным. Это - то, почему она держала свои клиники настолько примитивными - не для того, чтобы больные люди могли быть вылечены, а для того чтобы они могли стать ближе к Богу через их страдания. Как писали критики, такие как Майкл Хаким: «Мать Тереза была насквозь пропитана примитивным фундаменталистским религиозным мировоззрением, которое видит боль, лишения и страдания, как облагораживающий опыт и прекрасное выражение связи с Иисусом Христом и его мучениями на кресте». На ее взгляд, страдания не были злом, которое нужно уменьшать, а благословением, которое нужно прославлять.

Бесплатные клиники Терезы оказывали помощь, которая была в лучшем случае примитивной и бессистемной, в худшем - антисанитарной и опасной, несмотря на огромные суммы пожертвований, которые она получала. Несколько добровольцев в клиниках Терезы, таких как Мэри Лоудон и Сьюзен Шилдс, свидетельствовали о недостаточной помощи, оказываемой умирающим. Несмотря на регулярно получаемые миллионы долларов в виде пожертвований, Тереза сознательно держала свои клиники неэффективными и плохо оборудованными, неспособными оказывать никакой, кроме самой примитивной, помощи.

Эти условия не были результатом недостаточного финансирования. Организация Терезы регулярно получала многомиллионные пожертвования, которые скрывались на банковских счетах, в то время как добровольцам говорили просить у спонсоров больше денег, аргументируя крайней нищетой и отчаянной нуждой. На деньги, которые она получала, вполне можно было построить полдюжины полностью оборудованных современных больниц, но эти деньги никогда не использовались для этой цели. Небрежная и примитивная помощь больным была не случайной.

На деле Мать Тереза создала только Дом Смерти и детский приют в Калькутте. После ее смерти доверители фонда долго и безуспешно пытались найти те самые школы, на содержание которых собирались ежегодно огромные средства - этих школ просто никогда не было. Как не было и больниц. Но зато нашлись документальные свидетельства о продаже детей из детского приюта, который немедленно тихо прикрыли во избежание скандала.

Врачи из разных стран Запада, поддавшиеся харизме Терезы, благородной идее помощи бедным и несчастным и подписавшиеся на волонтерство в стенах Дома Смерти, очень скоро приходили в недоумение, которое сменялось возмущением. Большинство пациентов можно было бы запросто вылечить, и без дорогостоящих операций - элементарными лекарствами, например, антибиотиками, которых в Доме Смерти не водилось (из всех лекарств был только аспирин). Иглы и шприцы мылись под краном, инфекционные больные лежали вперемешку с остальными, а терминальные онкологические больные, страдавшие от нестерпимых болей, так и умирали в мучениях, без болеутоляющих лекарств. В комнатах Дома Смерти не было ни стульев, ни вообще никакой мебели, кроме матрасов, брошенных на пол без постельного белья.

В Доме Смерти никогда не работал квалифицированный мед.персонал - только профессионально неграмотные монахини и волонтеры. И это вполне отражает философию Матери Терезы, считавшей,что «наш мир становится лучше благодаря страданиям обездоленных. Бедные люди должны быть счастливы своей прекрасной миссией и возможностью разделить ее с Христом ». Поэтому на многочисленные просьбы и призывы превратить Дом Смерти в больницу или хотя бы в хоспис, так как средства более чем позволяли, ответом было неизменное "нет". Все, к чему стремилась мать Тереза в своей деятельности - это возложить крест на чело умирающего и таким образом приумножить царство Христово.

"Предполагается, что человек, попадающий в дом милосердия, хоспис или лечебницу, должен жить в соответствии с теми же убеждениями, которые исповедуют сестры и сама мать Тереза, — возмущается один из работников независимой службы помощи больным СПИДом. — То есть если сестры полагают, что боль, испытываемая ими, — жертва Христу, то и все их пациенты автоматически должны думать точно так же". По его словам, он неоднократно слышал жалобы пациентов лечебниц ордена, которым не позволяют пользоваться болеутоляющими средствами (им ставилась в пример сама мать Тереза, всегда отказывавшаяся от болеутоляющих).

В 1994-м году Д-р Робин Фокс, главный редактор одного из самых уважаемых медицинских журналов мира "Ланцет", провел собственное расследование Дома Смерти - все факты подтвердились - и подверг условия содержания больных и уход за ними резкой критики на страницах журнала. Однако фонд критику проигнорировал. Следующая статья Дональда Мак-Интайра, опубликованная в 2005 году в The New Statesman, рассказала о содержании детей в приюте матери Терезы - грудные и новорожденные лежали все в одной большой кровати, больные и здоровые, а тех, кто постарше, просто привязывали.

Ее «больницы» для бедных в Индии и в других местах были не более чем складами людей, в которых тяжелобольные лежали на циновках, иногда по 50-60 в комнате, без врачебной помощи. Их болезни обычно не диагностировались. Еда была скудной и санитарные условия - плачевными. Там почти не было квалифицированного медперсонала, обычно только не обученные монашки и монахи.

Однако, когда сама Тереза заболевала, она ложилась в самые дорогие больницы и санатории, получая первоклассную медицинскую помощь и лицемерно отыскивала для себя самые передовые технологии на западе.

Тереза как личность


«Невозможная смесь Святого Франциска с фельдфебелем», - сказал о ней один из сотрудников Красного Креста.

Она ездила по всему миру, проповедуя против разводов, абортов и противозачаточных средств. На церемонии награждения Нобелевской премией она провозгласила, что «величайшая угроза миру во всем мире - аборты». Однажды она предположила, что СПИД может быть справедливым наказанием за предосудительное сексуальное поведение. "Мы не позволим ни одного аборта и запретим все противозачаточные средства" - говорила мать Тереза с трибуны перед многочисленной толпой во время посещения Ирландии. И в то же время поддерживала закон о насильственной стерилизации населения Индии, проводимой премьер-министром Индирой Ганди и ее сыном и последователем Самджаем Ганди, за что, кстати, заслужила порицание католической церкви.

Тереза постоянно занималась саморекламой, при этом не гнушалась ложью. Она утверждала, что ее миссионерская организация в Калькутте кормила в день более тысячи человек. Иногда она называла цифры в 4000, 7000 и 9000 человек. На самом деле ее благотворительные столовые кормили не более 150 человек шесть раз в неделю, включая монашек, послушниц и монахов из ее свиты. Она утверждала, что ее школа в трущобах Калькутты учит 5000 детей, а на деле их было меньше 100.

Тереза утверждала, что в Калькутте у нее 102 центра помощи семьям, но житель Калькутты Ароуп Чаттерджее, который много времени потратил на изучение ее миссионерской деятельности, не смог найти НИ ОДНОГО такого центра. За долгие годы ее миссионерской деятельности в Калькутте случилось более десяти наводнений и многочисленные эпидемии холеры, с тысячами жертв. Различные организации помогали жертвам, но Тереза и ее команда не принимали в этом никакого участия, кроме краткого появления во время одного из бедствий.

Во время пресс-конференции в Вашингтоне, когда ее спросили: «Учите ли вы бедных смиряться со своей участью?», она ответила: «Я думаю, это прекрасно, когда бедные смиренно принимают свою участь, деля ее со страстями Христовыми. Я думаю, что страдания бедняков очень помогают миру».

Но сама она жила более чем в достатке, останавливаясь в роскошных гостиницах во время заграничных поездок. Похоже, оставалось незамеченным, что эта знаменитость проводила большую часть своего времени вдали от Калькутты, подолгу задерживаясь в богатых домах Европы и США, летая из Рима в Лондон, а оттуда в Нью-Йорк на частных самолетах.

В результате ее деятельности, по самым скромным подсчетам, Ватикан заработал 3-5 миллиардов долларов, поступивших в ватиканские банки и никак не использовавшихся ни для помощи больным ни для милосердия... Следы значительной части денег, остававшихся у матери Терезы, канули в неизвестность после ее смерти. Официально счетов в банках у нее не было, но где-то же эти деньги хранились? Потраченное на благотворительность пренебрежимо мало даже по сравнению с небольшим остатком, который не был переведен на счета Ватикана...