Мир Кристины. Почему картина Эндрю Уайета стала культовой

Эндрю Ньюэлл Уайет

Эндрю Ньюэлл Уайет (англ. Andrew Newell Wyeth, 12 июля 1917, Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, США — 16 января 2009, там же) — американский художник-реалист, один из виднейших представителей изобразительного искусства США XX века. Сын выдающегося художника-иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета, брат изобретателя Нэтениела Уайета и художницы Генриетты Уайет Хёрд, отец художника Джейми Уайета.

Основная тема работ Уайета — провинциальный быт и американская природа. В основном, на его картинах изображены окрестности его родного города Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, и города Кашинг, штат Мэн, где художник жил летом. Использовал темперу и акварель (за исключением ранних экспериментов с маслом).


Эндрю был младшим ребёнком в семье Ньюэлла Конверса и Каролины Уайетов. Обучался дома по причине плохого здоровья. Рано начал рисовать, учился живописи у отца. Историю искусства Уайет изучал самостоятельно.

Первая персональная выставка акварелей Эндрю Уайета состоялась в Нью-Йорке в 1937 году, когда ему было 20 лет. Все работы, выставленные на ней, были довольно быстро распроданы. В начале своей карьеры Уайет также немного занимался иллюстрированием книг, как его отец, но вскоре прекратил это.

В 1940 году Уайет женился на Бетси Джеймс. В 1943 году у супругов родился сын Николас, а ещё через три года появился на свет второй ребёнок Джеймс (Джейми). В 1945 году Уайет потерял отца (тот погиб в катастрофе). Примерно в это время окончательно сформировался реалистический стиль Уайета. (Википедия)

Мир Кристины, одна из самых известных картин Уайета


На картине изображена Кристина Ольсон, соседка Уайета по его летнему дому в штате Мэн, сидящая в поле и смотрящая на свой дом. Кристина Ольсон страдала от последствий полиомиелита, и её целеустремлённость и сила духа поражали Уайета. Несмотря на то, что на картине представлен образ Кристины, художнику позировала его жена, Бетси Уайет. Художник писал о ней: "Кристина была ограничена физически, но никак не духовно".

Дом, на который смотрит девушка, — ферма Ольсонов в Кушинге, штат Мэн. Кушинг был одной из главных тем творчества художника, который всю жизнь проводил здесь летние месяцы.

Эндрю Уайет — один из самых обожаемых и , вместе с тем , один из самых недооцененных американских художников XX века. Уайет писал в реалистичной манере — в эпоху модернизма это была самоубийственная смелость. Критики упрекали его в отсутствии воображения , в том , что он потакает вкусам домохозяек , в том , что он дискредитировал художественный реализм.

Уайет никогда не был модным художником: порой , покупая его картины , кураторы музеев старались делать это без лишнего шума — чтобы не прослыть ретроградами и сохранить реноме. Что касается домохозяек , они отвечали Уайету взаимностью. Его выставки проходили с неизменными аншлагами. «Публика любит Уайета, — писали в 63-м году в одной нью-йоркской газете, — за то, что носы у его героев — там, где им полагается быть».

Эндрю Уайет родился в 1917 году в крошечном городке Чеддс-Форд в Пенсильвании. Его отец - Ньюэлл Уайет - был известным иллюстратором. Известным настолько , что в его деревенский дом , случалось , приезжали погостить такие знаменитости , как Скотт Фицджеральд и Мэри Пикфорд.


Ньюэлл главным образом специализировался на детских книгах. И повседневная жизнь в поместье Уайетов тоже напоминала сказку: дом был битком набит пиратскими сундуками , рыцарскими плюмажами , индейскими томагавками и прочим реквизитом , который был нужен Ньюэллу для работы. Рядовое празднование Хэллоуина в доме Уайетов могло посоперничать с театральной постановкой средней руки. Каждую рождественскую ночь Ньюэлл Уайет , не считаясь с вероятностью бытового травматизма , забирался на крышу в костюме Санты и проникал в собственный дом через дымоход. Он делал все , чтобы разбудить в своих детях воображение и творческое начало.

Впрочем , не только в своих — у Ньюэлла были десятки учеников. Окрестности были густо уставлены мольбертами. Близлежащие амбары , гаражи и все , что только можно , было переоборудовано в художественные мастерские. Случись вам побывать в 20-е годы прошлого века в Чеддс-Форд , вы не прошли бы и ста шагов , не споткнувшись о какое-нибудь перепачканное красками юное дарование.

Неудивительно , что Эндрю начал рисовать едва ли не раньше , чем произнес первое слово. Эндрю Уайет всегда называл отца в числе своих учителей первым. Тем не менее , он быстро понял , что в творческом смысле ему с Ньюэллом не по пути.

Реальность влекла Эндрю Уайета сильнее книжных фантазий. Однако « волшебное» детство не прошло даром: в незатейливом северном пейзаже , в простых обветренных лицах соседей , в паутине заиндевевшей сорной травы он умел разглядеть что-то таинственное , иррациональное и нередко пугающее.

Когда Эндрю было 28 , автомобиль его отца столкнулся на железнодорожном переезде с товарным составом. С тех пор в его полотнах почти всегда угадывалось ощущение утраты. Частой гостьей на них стала незримая , но оттого не менее завораживающая героиня — Смерть.

Не будет большим преувеличением сказать , что Уайет жил затворником. Он не реагировал на нападки критиков , сторонился светской суеты и , казалось , не замечал , что за окнами ревет и беснуется двадцатый век. Однажды Уайету поставили в упрек , что его модели не носят наручных часов — вот как здорово , по мнению столичных искусствоведов , он опоздал на поезд.

Эндрю Уайет очень дорожил таким уединенным и размеренным образом жизни. Он редко покидал Чеддс-Форд (делая исключения для своего летнего дома на океанском побережье штата Мэн). Он рисовал только эти два места. «Из путешествия человек возвращается не тем, что прежде, — говорил он. — Я никуда не езжу, потому что боюсь утратить что-то важное — возможно, наивность».

По большей части Эндрю Уайет коммуницировал с цивилизацией через свою жену — Бетси Джеймс. Бетси хорошо понимала его творчество и к тому же обладала недюжинными организаторскими способностями. В интервью она сравнивала себя с режиссером , в чьем распоряжении оказался лучший в мире актер. Бетси давала картинам названия , она без устали общалась с галеристами и коллекционерами , составляла каталоги — словом , вела бизнес энергичной и твердой рукой. Младший сын художника —Джейми Уайет, тоже художник — шутил , что однажды обнаружил в ящике маминого стола фотографию отца с инвентарным номером на лбу.

Само собой , такой интроверт , как Уайет , ревниво оберегал границы своего мира даже от жены. Иногда — особенно от нее.

В 1986 году Уайет обнародовал серию картин под общим названием « Хельга». В начале семидесятых он познакомился с жившей по соседству с его летним домом в Кушинге Хельгой Тесторф. С тех пор Хельга была его постоянной моделью. Об отношениях (определенно выходящих за рамки профессиональных) знали только пара-тройка близких друзей. Когда журналисты , привыкшие , что от лица Уайета традиционно говорит Бетси , спросили ее , что все это значит , та лаконично ответила: «Любовь». Она была раздосадована: 15 лет жизни , почти 250 картин , и все это вне ее контроля. «Чего она ждала? Чтоб я всю жизнь писал старые лодки?! — говорил позднее Уайет. — Нет, я знаю, я — змея в овсе… Я — мастер уверток…» .

Как бы виртуозно не маневрировал Уайет , всенародная любовь и признание критиков его все-таки настигли. Когда схлынула волна повального увлечения абстракционизмом , стало ясно , что у домохозяек — отменный вкус , что старым лодкам тоже есть , что рассказать , что Эндрю Уайет — один из самых ярких и важных художников в человеческой истории. В 2007-м он получил из рук президента Буша-мл. Национальную медаль — высшую награду Америки в области искусств.

В 2009-м Эндрю Уайет умер во сне в возрасте 91 года. Разумеется , в своем доме в Чеддс-Форд. «Когда я умру, не беспокойтесь обо мне, — сказал он незадолго до смерти, — я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего» (из статьи Андрея Зимоглядова)


В 1913 году на «Армори-шоу» были выставлены произведения мастеров, которые относились к различным направлениям постимпрессионизма. Американские художники разделились: некоторые из них обратились к исследованию возможностей цветовой и формальной абстракции, другие: Чарлз Берчфилд (1893-1967), Реджинальд Марш (1898-1954), Эдвард Хоппер (1882-1967), Фэрфилд Портер (1907-1975), Эндрю Уайет (1917- 2009)..., развивали реалистической традиции.

Уайет, Эндрю (Wyeth, Andrew) - американский художник, представитель магического реализм а - певец нордического северо-востока США. Он писал акварелью и темперой трагические портреты домов, дорог, вещей, времен года, ручьев и людей. Его работы, отнесенные искусствоведами к категории реалистических, возбудили, тем не менее, бесконечные дебаты о природе модернизма, и разделили общественное мнение еще резче, чем дебаты по поводу его современника, Эндрю Уорхола .

Предпочитая темперную технику, позволяющую особенно тонко прорабатывать детали, Эндрю Уаёет продолжил традиции американского романтизма и магического реализма, посвятив свое творчество подчеркнуто «почвенным» пейзажным мотивам своего непосредственного окружения, а также своим соседям, представленным в виде архетипических фигур «американской мечты». Его пейзажи и жанровые портреты (Зимний день, 1946, Художественный музей Северной Каролины, Роли; Мир Кристины, 1948; Молодая Америка, 1950; Дальний гром, 1961...) с годами обретали все более символически-обобщенный характер. Обыденные ландшафты сельской глубинки, старые здания и интерьеры, люди провинции, выписанные кистью Уайета, выглядят как наглядные этапы национальной истории, представленные в живых, чуть сентиментальных образах. Среди его поздних циклов наиболее значительны Портреты Хельги, полные мягкой, поэтической эротики.

Музей реки Брэндивайн в Чаддс-Форде ныне в значительной мере посвящен искусству династии Уайетов. Известным художником, анималистом и светским портретистом является сын Эндрю Уайет а Джейми Уайет ( ).

«Там было жарко, я открыл окно, и вдруг, ветер вздул занавеску, которая не шевелилась, наверное, лет 30. Боже, это была фантастика! Тоненькая тюлевая сеть взлетела с пыльного пола так стремительно, словно это был не ветер, а привидение, дух, которому открыли выход. Потом я полтора месяца ждал западного ветра, но, к счастью, в памяти жил этот волшебный взмах, от которого - холод по спине».



Есть такое понятие - великий американский роман. В основном о нем говорят, вспоминая Маргарет Митчелл, Уильяма Фолкнера и Джерома Сэлинджера. Они отразили настроения жителей страны и сформировали литературную традициюи, в значительной степени, культуру в целом. И если представить художников, отразивших на холсте то, о чем писали Фолкнер и Сэлинджер, то одним из важнейшим среди них, несомненно, был бы Эндрю Ньюэлл Уайет.

У Рокуэ лла Кента и Эндрю Уайета очень разные судьбы... Кент всю жизнь странствовал по свету, как будто кто-то за ним гнался, искал единения с природой в самых отдаленных уголках мира. А жизнь Эндрю Уайета протекала между родной Пенсильванией и штатом Мэн, куда он выезжал на лето. Он был убежденным домоседом. И все же есть нечто, что роднит этих двух художников, а еще и Хоппера, и многих менее известных американцев - это Великое Американское Одиночество. Культ индивидуальности - это боль Америки и одновременно ее слава. Каждый американец, самостоятельно решая свои проблемы, создавал тем самым фундамент американского общества. Без этого культа не было бы

великой страны , как без Кента, Уайета, Хоппера не было бы Великой Американской Живопис и XX века.

Эндрю Уэйет и Великое Американское Одиночество

Эндрю Уайет родился в 1917 году в небольшом городе Чеддс-Форде, в Пенсильвании, в семье известного книжного иллюстратора и живописца Ньюэлла Конверса Уайета (). Его отец, иллюстрировавший Стивенсона, Вальтера Скотта и Фенимора Купера, стал в 20-х годах так знаменит, что в доме Уайетов гостили не только художники, но и Скотт Фицджералд, и Мэри Пикфорд и другие звезды. Поля и рощи вблизи дома были уставлены мольбертами. Праздники отмечались театрально. На Халлоуин появлялись такие монстры, что младшие дети дрожали от страха, пока не узнавали под маской знакомого художника. На Рождество отец, изображая Санта Клауса, топал ночью по крыше и спускал подарки в дымоход. Отец разрисовывал костюмы, и дети увлеченно играли в индейцев Фенимора Купера, в «Робин Гуда» и «Остров сокровищ». Энди обучался искусству у отца. Почти безвыездно жил в родных краях (долина реки Брэндивайн), а летние месяцы проводил в Кушинге (штат Мэн).

Взлёт.

Первая же выставка пейзажей 20-летнего Энди в Галерее Макбет принесла ему триумфальный успех - в течение одного дня все работы были распроданы. Успех сопровождал и следующие выставки акварелей, и привел к избранию Энди Уайета членом Национальной академии дизайна.

В 1955 Эндрю Уайет стал членом Американской академии искусств и литературы, в 1977 был избран членом Французской академии изящных искусств, в 1978 стал почетным членом Академии художеств СССР, а в 1980-м его избирают в Британскую Королевскую Академию.

Каков же он, этот романтик ХХ века? "Я сознательно не люблю путешествовать, - пишет в своих дневниках Эндрю Уайет. - После путешествия вы никогда не возвращаетесь такими же - вы делаетесь более эрудированными... Я боюсь утратить что-нибудь важное для моей работы, может быть, наивность".

"Великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет — серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто на земле трудится."

В 1940 Эндрю Уайет женился на Бетси Дже ймс, которой суждено было сыграть большую роль в его творчестве. Бетси была не только его моделью, но и секретарем, критиком, консультантом. Она придумывала сюжеты его картин, давала им названия, советовала ему отказаться от ярких красок. В 1943 у них родился первенец Николас, а три года спустя - Джеймс, который тоже стал довольно известным художником.

В октябре 1945-го, отец Эндрю и его трехлетний племянник, погибли, когда их автомобиль застрял на железнодорожных рельсах перед движущимся поездом. Гибель отца подвела черту под юностью Уайета. Откликом на смерть отца стала темпера "Зима". Через два года в штате Мэн, на ферме Ольсенов была написана картина мастер а "Мир Кристины".

Мир Кристины. 1948

В 1948 Уайет начал писать Анну и Карла Куернер, соседей по Чeддс-Форду. Их ферма располагалась всего в нескольких ярдах от того места, где погиб его отец.

Поля, луга, леса и холмы Чеддс-Форда, стали для него не просто родиной, но местом встречи с самой большой любовью. Это произошло зимой 1985 года. В своей автобиографии художник пишет: "И тут на вершине холма показалась маленькая фигурка в зеленом немодном пальто с пелериной. Покрытый жухлой прошлогодней травой, освещенный слепящим зимним светом бесконечный этот холм вдруг приблизился. В этой худенькой женщине, рука которой повисла в воздухе, я увидел себя, свою мятущуюся душу".



По словам Уайета, "это был решающий, поворотный момент в его жизни". Он смотрел в ее серые задумчивые северные глаза и понимал, что вновь хочет жить и писать. Он спросил: "Как тебя зовут?" . Но сердце уже знало - как бы ее ни звали, где бы она ни жила, - он не в его силах забыть эти светлые волосы, этот нежный пшеничный пушок над ее верхней губой, этот застенчивый румянец на бледных щеках.

Это самый известный цикл картин Уайета - всего их 240. Пожалуй, явление исключительное, если не единственное, в истории американской живописи. Свою любимую модель - немку Хельгу Тесторф с соседней фермы, он рисовал и писал её 15 лет, скрывая работу от всех, даже от жены. Это была главная тема и главная любовь всей его жизни.

Далёкое

Отношения между художником и его моделью не прерывались до кон ца жизни Уайета. Хельга вошла в семью и ухаживала за своим немолодым другом, когда пришла пора его физической слабости. Последний по счету портрет своей музы Эндрю Уайет создал в 2002 , когда Хельге было уже за семьдесят. Негоже тут что-то домысливать.

Сам художник не хотел отвечать на вопросы интервьюеров "о Хельге", лишь объяснял, что понятие "любовь" для него не значит плотское наслаждение, но чувство духовное - "к любимому предмету, природе, человеку, теплота отношения". Добавляя: "Так любимая собака садится к тебе на колени, и ты гладишь ее по голове. Любовь - нечто прекрасное и реальное". Эндрю Уайет подтвердил этим циклом свое удивительное творческое долголетие, сплетн и же в конце концов прекратились.

«Человек, освобожденный от случайных обстоятельств времени», вот, пожалуй, тема его работ с Хельгой. Интуиция и воображение — более верный способ познания истины, нежели абстрактна я логика или научный метод. Вслед за Уитменом художник Уайет выводит американское искусство ХХ века на мировой уровень, потому что видит в каждом человеке черты, которые свойственны не только жителям Америки, но и всем людям Земли. В простой женщине Хельге, которая трудилась на соседней ферме, он открывает целый мир и воспринимает его как часть Вселенной. Даже рисуя ее обнаженной, Эндрю

Уайет как бы понимает , что это всего лишь часть того материка, который называется душа. Глаза Хельги, ее неповторимая грустная улыбка пронизаны особым ощущением жизни. Через свою любовь художник размышляет о старости, юности, о смерти и жизни. Об их отношениях можно было догадаться по долгим прогулкам в окрестностях Мэна, которые так любили Эндрю Уайет и Хельга. Она шла и все время глядела вп еред, что-то высматривая, часто не могла разглядеть и оборачивалась на Эндрю. А он торопливо делал зарисовки. В его глазах Хельга видела отражение того, что впереди, а он к этому отражению добавлял что-то от себя.



Что они искали на этом маленьком пятачке Чэддс-Форда под огромным снежным небом над головой? Здравый смысл? Счастье? Или мир и покой, в котором так нуждается человеческое сердце? Самые обыкновенные вещи: поворот головы любимой, ветер за ее спиной, открытое окно — Уайет с великой силой художника сумел поднять на необычайно эмоциональную высоту. Он, как сэлинджеровский герой Холден Колфилд, бережно охраняет свою девочку, играющую во ржи.

На холсте с необычайным чувством нежности изображена спящая девушка. В открытое окно боится залететь ветер, чтобы ненароком не помешать ее долгому сладкому сну. Это модель Эндрю Уайета Хельга, которую он рисовал и писал в течение 15 лет. Пожалуй, явление исключительное, если не единственное, в истории американской живописи

Конечно, опыт поколений не прошел для Уайета даром, в его творческом сознании произошел своеобразный сплав, и в портретах Хельги можно с одинаковым успехом видеть и дюреровскую законченность, и ренессансные принципы картинного пространства. Но это только сумма слагаемых. Главное - не это. Главное - эти всегда живые глаза цвета студеной воды, это ласковое озорство в уголках пухлого рта, и еще ее нежность, как легкий снег, стремительная, летящая...

В творчестве Эндрю Уайета ощутимы черты, свойственные американской реалистической традиции: идеализация фермерской Америки, пристрастие к родным местам, к точности изображения видимого, порою близкое к топографической иллюзо орности. Но все это в сочетании с присущим ему тонким поэтическим восприятием реальност и позволило связать его с направлением магического реализма. В картинах Эндрю Уайета чувствуется некая напряженность. Он, скорее, даже сюрреалистичен, нежели реалистичен.

В 2007 году художник был удостоен Национальной медали искусств, которую ему в Белом доме вручил президент США.

Эндрю Уайет - самый спорный художник в американской живописи 20-го века. Дело в том, что официально признанный стиль Уайета - реализм. А время его творчества пришлось на эпоху модернизма. И он оказался в такой ситуации: модные и влиятельные критики его не признавали, публика толпами валила на его выставки (отдохнуть от заполонившей все выставочные залы абстрактной живописи), музеи втихаря покупали его картины (кураторы часто лучше чувствуют живопись, чем критики)... и только художники, включая абстракциониста Поллака, - точно знали, что имеют дело с мощным и загадочным даром.

Отец Эндрю был популярным художником-иллюстратором. Он учил сына, что в живописи главное колорит, особенно если ты рисуешь такую страну, как Америка.

Эндрю же считал, что великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет - серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто на земле трудится.

Однажды, выглянув из окна своей "студии" на чердаке, он увидел на поле совсем невдалеке девушку, которая прилегла и явно отдыхала. У Эндрю мелькнула мысль: как можно отдыхать в такой неудобной позе? Но потом случилось совсем невероятное. Кристина ползком стала перемещаться по полю в сторону дома вдали. Хотелось броситься ей помочь, но что-то словно сковало все тело Эндрю, словно бы парализовало. Картина была ирреальной: выжженное солнцем поле и на нем женская фигурка в розовом платье.

Позже Уайет узнал, что Кристина в детстве перенесла тяжелую болезнь и на всю жизнь осталась парализованной. Но, внучка шведского моряка, она в наследство получила не только бревенчатый дом, но и мужество.

В то лето в Кушинге (штат Мэн) художник Эндрю Уайет понял главное: не надо искать лазейку в мир Кристины. Просто нельзя о нем забывать. Художнику сделать это легче, чем всем остальным - для памяти своей и потомков можно запечатлеть его на холсте. Тем более, что название этому уже придумала жизнь - "Мир Кристины". В нем выжженное солнцем поле, много-много неба и сердце под розовым платьем, захлебывающееся жизнью.

Эта картина его прославила.

Однажды Уайет поднялся на второй этаж дома Кристины, куда сама она не поднималась, где никогда не прибирали...

«Там было жарко, я открыл окно, и вдруг, ветер вздул занавеску, которая не шевелилась, наверное, лет 30. Боже, это была фантастика! Тоненькая тюлевая сеть взлетела с пыльного пола так стремительно, словно это был не ветер, а привидение, дух, которому открыли выход. Потом я полтора месяца ждал западного ветра, но, к счастью, в памяти жил этот волшебный взмах, от которого - холод по спине».

Эндрю Уайет проводил долгие часы на натуре: в доме Олсонов, в доме соседей Кёрнеров, которых он часто рисовал, часы - на берегу ручья, на жаре, часы - под деревом, на морозе. Никто в доме не знал, куда и зачем он уходит. Свобода и секретность работы была его привилегией. Родным было запрещено спрашивать, где он был. Художники удивлялись, зачем он мучается и не рисует по фотографиям. Вот что отвечал на это Уайет:

«Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем... Делать фон - это как строить дом, чтобы потом там жить.. Если сдержать себя, дождаться правильного момента, он может решить все дело».

В выборе объектов Уайетом не обязательно руководила любовь или восхищение, но обязательно - сильное чувство. Например, соседа-немца Карла Кёрнера Эндрю больше боялся, чем любил. Он привязался к Карлу после смерти отца (такие же жестокие немецкие губы, - говорил он). Кёрнеры отдали Эндрю под студию светлую кладовку с крюками для подвешивания колбас на потолке, и под одним таким крюком Уайет сделал портрет Карла - вояки, немца, гордеца - один из лучших американских портретов.

Он погружал зрителя в мир повседневный, в котором жили обыкновенные люди. В этом мире не присутствовала современная цивилизация, индустриальный век. Как-то критик заметил, что его герои не носят… ручные часы. Поставив ему это в упрек.

Важнейшая особенность творчества Эндрю Уайета в том, что художник всю свою жизнь прожил только в двух местах: в Чеддс Форд, штат Пенсильвания, и на океанском побережье Мэйна, где у семьи был летний дом. Он рисовал ТОЛЬКО два эти места.

Он делал портреты ТОЛЬКО жителей этих городков - своих друзей и соседей. Так что если говорить о «мире Эндрю Уайета» в терминах географических, то он - крошечный.

Но... другая особенность Эндрю была в том, что он находился в долгих, теснейших, интимных отношениях с людьми, которых он писал, и с их домами, и с видами, которые открывались из их окон. И он испытывал сильнейшие чувства ко всем своим объектам.

Ему однажды позвонили из Госдепа и сказали, что в Советском Союзе хотят выставить его портреты негров. Эндрю сказал: «Я не пишу НЕГРОВ. Я пишу своих друзей». И отказался.

Ричард Меримен:
Я как-то спросил его, как он смог перевести свои эмоции в плоскость картин. Он сказал: «Если чувства сильные, рука это знает».

В документальном фильме «Реальный мир Эндрю Уайета» художник, вспоминая об отце, рассказывает и более важные вещи:
«Отец говорил: «Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему».

Я очень рано начал рисовать, и отец считал, что колледж художнику не нужен: меня учили приходивший на дом преподаватель, сам отец и его друзья-художники. И он добился своего. Еще немного, и я навсегда остался бы в Шервудском лесу Робин Гуда. Оттуда я все-таки выбрался, но ушел в свой мир».

Ричард Меримен: Однажды в доме Кёрнеров он услышал незнакомый голос, говоривший по-немецки. Это была Хельга, дочь знакомых Карла, которую наняли помогать по дому. Она была молодой, красивой, естественной и в ней было обаяние иностранки... Эндрю воодушевился. Дело в том, что он почти сознательно устраивал свою жизнь так, чтобы в ней постоянно создавалось эмоциональное напряжение: восторг, страх, предчувствия, и всё - неуемной, заражающей силы... Началась тайная работа над серией картин «Хельга».

Секретные сессии продолжались почти десятилетие. Об отношениях художника со своей новой моделью можно только догадываться. В конце концов Уайет исчерпал этот источник. У него появились другие модели. Он вернулся к пейзажам. Но Хельга - не жена Бетси, для нее внимание и любовь Эндрю стала единственным смыслом жизни, и, заброшенная Уайетом, она впала в глубочайшую депрессию. Уайет нанял ей сиделку, устроил на несколько месяцев в психиатрическую лечебницу, и в конце концов съехался с ней. «У меня теперь две жены, - говорил он другу». Он жил то с Хельгой, в своей студии, в помещении старой школы, то переезжал к сестре, и тогда Хельга снова впадала в депрессию. В конце 80-х он написал картину «Убежище»: Хельга, в пальто, с опустошенным лицом, стоит, прислонившись к стволу дерева. Это был финал.

Сестра Эндрю обвиняла его жену Бетси в том, что та бросила мужа на произвол судьбы еще до появления Хельги, что она увлеклась его делами, забыв о чувствительной и ранимой субстанции его таланта. Мучимая чувством вины, Бетси решила навестить Хельгу в ее заброшенной школе.

«Помещение выглядело, как незастеленная кровать. Все завалено пустыми пакетами из-под картофельных чипсов и крекеров. На постели в углу вдруг медленно приподнялась какая-то фигура. Я сказала: «Боже правый, вы - Хельга?.. Миллионы людей не поверили бы в это». Она не ответила, но все-таки подошла поближе. В ее лице была такая глубокая печаль, что мне сразу стало стыдно. Я объяснила ей, что Эндрю заболел и потому не приехал. Она молчала. Уходя, я увидела в углу новую картину - сухую акварель. Я сказала: «Замечательная работа... Только не говорите Энди, что я ее видела». Хельга разжала губы: «Я не скажу». Это были единственные слова, которые она произнесла».

Ричард Меримен: Я думаю, Эндрю Уайет, больше, чем любой современный американский художник, поднял знамя «эмоционального реализма». Другой термин даже лучше для его стиля - «магический реализм».

На эмоции Уайета откликаются зрители, не знающие ни его героев, ни обстоятельств его жизни. Коллекцию «Хельга» купили за огромные миллионы японцы. Выставка Уайета имела огромный успех в России в 87-м году. Я думаю, секрет живописи Эндрю Уайета (как и всякого искусства) в том, что она способна выразить чувства, которые для большинства людей НЕВЫРАЗИМЫ, но УЗНАВАЕМЫ».

Работы американского художника Эндрю Уайта пленят, притягивают как магнит, будоражат сердце и душу. Волшебник, работающий в стиле магического реализма. В Америке его называли художником простых людей и певцом севера, я же считаю его романтиком и иконой американского искусства ХХ столетия.

Эндрю Уайет родился в 1917 году в Пенсильвании в семье художника-иллюстратора Ньюела Уайета и художницы Генриетты Уайет Хёрд. Его отец, иллюстрировавший книги Стивенсона, Вальтера Скотта и Фенимора Купера, стал в 20-х годах так знаменит, что в доме Уайетов гостили Скотт Фицджералд, Мэри Пикфорд и другие знаменитости. Но главными и постоянными его гостями были художники. Поля и рощи вблизи дома были уставлены мольбертами. Праздники отмечались театрально. На Хэллоуин появлялись такие монстры, что младшие дети дрожали от страха, пока не узнавали под маской знакомого художника. На Рождество отец, изображая Санта-Клауса, топал ночью по крыше и спускал подарки в дымоход. Разрисовывал самодельные костюмы, и дети увлеченно играли в индейцев Фенимора Купера, в “Робин Гуда” и в пиратов из “Острова сокровищ”.

В документальном фильме “Реальный мир Эндрю Уайета” (1980) художник, вспоминая об отце, рассказывает и более важные подробности своего детства: “Рисовать я начал очень рано, и меня учили приходивший на дом преподаватель, сам отец и его друзья - отец считал, что художнику колледж не нужен. Он говорил: ‘Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему’. И он почти добился своего. Еще немного, и я навсегда остался бы в Шервудском лесу Робин Гуда. Оттуда я все-таки выбрался, но ушел не в колледж, а в свой мир”.


"Moon madness", 1982


Что же это был за мир? Отчасти о нем дает представление биограф Уайета Ричард Меримен: "Важнейшая особенность творчества Эндрю Уайета в том, что художник всю свою жизнь прожил только в двух местах: в Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, и на океанском побережье Мейна, где у семьи был летний дом. Он рисовал только два этих места. Он делал портреты только жителей этих городков - своих друзей и соседей. Так что если говорить о “мире Эндрю Уайета” в терминах географических, то он - крошечный. Но другая особенность Эндрю была в том, что он находился в долгих, теснейших, интимных отношениях и с людьми, которых он писал, и с их домами, и с видами, которые открывались из их окон. И испытывал сильнейшие чувства ко всем своим объектам. Ему однажды позвонили из Госдепа и сказали, что в Советском Союзе хотят выставить его портреты негров. Эндрю сказал: “Я не пишу негров. Я пишу своих друзей”. И отказался. Я как-то спросил его, как он смог перевести свои эмоции в плоскость картин. Он сказал: “Если чувства сильные, рука это знает”.


"Оторвавшиеся от земли", 1996


В Мейне Эндрю познакомился с Кристиной Олсон, больной полиомиэлитом. Кристина могла передвигаться в коляске, но тогда бы ей пришлось все время просить близких возить ее. Она не хотела их утруждать, ей хотелось, пусть даже таким образом, но сохранить свободу передвижения, а значит и определенную личную свободу. Эндрю Уайет однажды увидел ее из окна своей мастерской, ползущую домой по полю. В первый момент художник хотел броситься на помощь соседке, но что-то остановило его. Он говорил позже, что Кристина своими нелепыми, но упорными движениями к дому напомнила ему выброшенную на берег и раздавленную раковину омара, который продолжает двигаться к морю. В ее движении он увидел квинтэссенцию внутренней силы Кристины - духовного (не раздавленного) панциря, благодаря которому она с достоинством переносила телесные немощи. Увиденное настолько вдохновило Эндрю Уайета, что он взялся за создание картины. После Кристина еще не раз становилась персонажем, моделью картин художника. Кристина кажется юной, хотя ей было в ту пору 53 года (умерла она в 1969 году). Уайет никогда не рисовал Кристину калекой. Ее тяжкий крест, ее тихое мужество стали качествами его картин о ней: колдовскими чарами ее дома, пустотой холма... и не только в картине “Мир Кристины”, которая стала американским символом.


"Christina"s world", 1948


Одна из лучших картин Уайета - “Ветер с моря” - тоже связана с Кристиной Олсон. Однажды Уайет поднялся на второй этаж дома Кристины, куда сама она не поднималась и где никогда не прибирали... " Там было жарко, я открыл окно, и вдруг ветер вздул занавеску, которая не шевелилась, наверное, лет тридцать. Боже, это была фантастика! Тоненькая тюлевая сеть взлетела от пыльного пола так стремительно, словно это был не ветер, а привидение, дух, которому открыли выход. Потом я полтора месяца ждал западного ветра, но, к счастью, в памяти жил этот волшебный взмах, от которого - холод по спине." И от картины - холод по спине...


"Wind from the sea", 1947


Именно полотно "Мир Кристины" не только поразило современников и всемирно прославило автора, но и вызвало ожесточенные нападки критиков. Как, впрочем, и всё его творчество. Возмущало отсутствие у Уайета "оригинальности", новаторства, "прогресса", социальной критики и политики, его противостояние моде в искусстве послевоенных лет. Его и в последующие десятилетия упрекали то в иллюстративности, то в излишней чувствительности, "приторной сентиментальности", слезливости, то в болезненном пристрастии к болезненному, ужасному, извращенному, в патологии.

Эндрю Уайет проводил долгие часы “на натуре”: в лесу, на берегу ручья, летом - на жаре, зимой - на морозе, в доме Олсонов или на ферме у соседей Кёрнеров, которых он часто рисовал. Никто в семье не знал, куда и зачем он уходит. Свобода и секретность работы была его привилегией. Родным было запрещено спрашивать, где он был. Художники удивлялись, зачем он мучается с портретами и не рисует по фотографиям. Вот что отвечает на это художник в документальном фильме 1980 года “Реальный мир Эндрю Уайета”: "Мне важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал “Мир Кристины”, я пять месяцев работал над полем. Делать фон - это как строить дом, чтобы потом в нем жить. Если сдерживать себя, дождаться правильного момента, он может решить все дело".

Как технически художник добивался такого эмоционального эффекта? Он начинал с акварелей, но перешел на древнюю темперу - порошковые краски, размешанные яичным желтком. " Акварель слишком открыто выявляла его порывистость, - писал биограф художника Меримен. - Это просто видно, как его кисть летит... всё в движении. Слишком откровенная, слишком стремительная живопись, почти свирепое выражение чувств. А темпера делается мелкими тоненькими мазками, очень точными и подробными. Для Уайета такая скрупулезность служила компрессором чувств. Обманчиво гладкий покров темперы - как крышка на котле, из которого рвутся эмоции."


"Open and c losed", 1964

Отрицая в своем творчестве реализм, он называл себя сюрреалистом: "Пишу не то, что вижу, но то, что чувствую". Говорил, что не чувствует приверженность к какой-то одной школе, считая, что главное в творчестве -- не техника, но эмоциональная напряженность.


"Full moon", 1980


В выборе объектов Уайетом не обязательно руководила любовь или восхищение, но обязательно - сильное чувство. Например, соседа-немца Карла Кёрнера Эндрю больше боялся, чем любил. Он привязался к Карлу после смерти отца (“Такие же жесткие немецкие губы”, - говорил он). Кёрнеры отдали Эндрю под студию светлую кладовку с крюками для подвешивания колбас на потолке, и под одним таким крюком Уайет сделал портрет Карла - вояки, немца, гордеца - один из лучших американских портретов.


"Карл", 1948

Ферма Кёрнеров тоже стала музеем и доступна посещению. Обе семьи, Олсенов и Кёрнеров, вошли благодаря художнику в историю искусства. Соседскую девочку Сиру Эриксон он рисовал обнаженной много лет, но показал сделанные им ню людям только тогда, когда ей исполнился 21 год. Она начала ему позировать обнаженной в 13 лет, не испытывая смущения: "Он весь постоянно в работе, смотрит на тебя как на дерево". Так она вспоминает о своем общении с "Энди" (близкие люди называли его по-простому), когда ей уже исполнилось 32 года.


Он любил писать обнаженную натуру. Не пользуясь в сельской глуши услугами профессиональных натурщиц, он просил позировать ему соседок, молодых и не очень, те доверяли его скромности и целомудрию и не стеснялись его, как то было в случае с Сирой Эриксон. При этом художник не хотел никого смущать эротическими картинами, особенно семьи своих добровольных натурщиц, да и собственную жену. Вот и отлеживались годами полотна и рисунки, сделанные "для себя", прежде чем попасть в поле публичного обозрения. Доходы от продажи двух-трех картин в год удовлетворяли его материальные потребности, и он мог не спешить с обнародованием своих работ.

В интервью журналу "Тайм" художник говорил о себе: "Чем дольше я остаюсь с объектом, вещью или живым натурщиком, или пейзажем, тем больше я вижу то, чего прежде в нем не замечал, был слеп. И начинаю проникать в суть, глубже видеть".

Когда Уайету был двадцать один год, он встретил в Мейне восемнадцатилетнюю Бетси Джеймс, девушку из старинной, уважаемой семьи. Она устроила ему тест - повела знакомиться с парализованной Кристиной Олсон и инквизиторски следила за его реакцией. Он тоже провел тест - пригласил Бетси на свою небольшую выставку и спросил, понравилось ли ей что-нибудь. “Эта”, - сказала Бетси и показала на ту единственную картину, которой Эндрю гордился. На следующий день он сделал Бетси предложение, которое было принято.

Когда я познакомился с его женой, в 1963 году, - рассказывает Меримен, - я решил, что это самая потрясающая женщина, которую я когда-либо видел. Она была такой красивой, такой обаятельной, веселой, живой. Время, проведенное с ней, всегда было наслаждением. Для Эндрю важно было и то, что она абсолютно понимала его работу. У нее была вдобавок редкая способность анализировать и обсуждать картины с поразительной проницательностью. Она стала менеджером и агентом Эндрю, она давала названия его работам. Ее влияние и вклад в его творчество исключительно важен.

Но будучи сама свободной и смелой душой, Бетси, похоже, не заметила, как поработила тоже рвущийся к свободе эльфовский, причудливый дух художника. Она энергично и умело продавала и распространяла его картины, каталогизировала их, создавала архив, пока не вызвала у Уайета ощущение (как он пишет), что он - “предмет купли-продажи”. Младший из двух сыновей Уайетов - Джеми, тоже художник - то ли шутя, то ли серьезно рассказывал, что однажды полез в ящик стола и увидел фотографию отца с номером на лбу. Отношения между супругами напряглись, Эндрю все чаще исчезал с мольбертом. Биограф рассказывает: " Однажды в доме Кёрнеров он услышал незнакомый голос, говоривший по-немецки. Это была Хельга, дочь знакомых Карла, которую наняли помогать по дому. Она была молодой, красивой, естественной, и в ней было обаяние иностранки. Эндрю воодушевился. Дело в том, что он почти сознательно устраивал свою жизнь так, чтобы в ней постоянно создавалось эмоциональное напряжение: восторг, страх, предчувствия, и все - неуемной, заражающей силы... Началась тайная работа над серией картин “Хельга”. Мне и еще двум друзьям он сказал: “Если со мной что-нибудь случится, на чердаке у Кёрнеров - коллекция картин”. Раскрой он свой секрет Бетси, это убило бы его внутреннее возбуждение, и тогда - конец всей затее."

Секретные сессии продолжались почти десятилетие. Об отношениях художника со своей новой моделью можно только догадываться. Но когда Бетси увидела, наконец, картины, она была ранена сильнее, чем Эндрю мог предположить. Журналисты привыкли обращаться к Бетси, как к “споуксмену” Эндрю Уайета, поэтому на открытии выставки они замучили ее вопросом: “Что все это значит?” И тогда она коротко ответила: “Любовь”. А дальше все, что мы имеем, - лишь обрывки сведений. Читаем в биографии Меримена “Засекреченная жизнь Эндрю Уайета”: " Эндрю говорил друзьям о Бетси то с раскаянием, то с раздражением: “Чего она ждала? Чтоб я всю жизнь писал старые лодки?!. Нет, я знаю, я - змея в овсе. Я - мастер уверток. Художник не должен жениться - где начинается брак, там кончается роман. Единственным мудрецом среди американских художников был Уинслоу Хомер, проживший всю жизнь холостяком."

Мудрая Бетси самоотверженно заявляла, что “искусство важнее отношений”. Тем не менее, сделав это мудрое заявление, она практически ушла из дома. Она проводила большую часть времени или в Нью-Йорке, или в Мейне, где устроила дом по своему вкусу. Они чаще перезванивались, чем виделись. Уайет писал Хельгу еще пять лет, то есть всего - пятнадцать, но...


В конце концов Уайет исчерпал этот источник. У него появились другие модели: Энн Колл, Сюзан Миллер. Он вернулся к пейзажам. Но Хельга - не Бетси, для нее внимание и любовь Эндрю стала единственным смыслом жизни, и, брошенная Уайетом, она впала в глубочайшую депрессию. Уайет нанял ей сиделку, устроил на несколько месяцев в психиатрическую лечебницу и в итоге съехался с ней. “У меня теперь две жены, - говорил он другу. - В моем возрасте я могу делать все, что хочу”. Он жил то с Хельгой в своей студии в помещении старой школы, то переезжал к сестре, и тогда Хельга снова впадала в депрессию. Старый друг Эндрю Уильям Фелпс писал о нем в письме: “Эндрю загорается людьми, испытывает к ним теплые чувства. Но я сомневаюсь, чтобы он их любил”.


Эндрю Уайет за работой


В 2007 году президент Буш вручил ему Национальную медаль искусства. То был отнюдь не первый его орден: в 1963 году он стал первым художником в истории Америки, удостоенным Президентской медали свободы, а в 1988 году получил Золотую медаль Конгресса, высшую награду, которой удостаиваются гражданские лица. Еще в 1970 году прошла его выставка в Белом доме, первая в истории страны художественная выставка в президентской резиденции, при Никсоне. Признание следовало не только от американских, но и от иностранных учреждений: он был одним из немногих "прогрессивных художников США", которых привечала Москва в пору жесточайшего преследования "искусства в оковах" -- поп-арта, абстракционизма.

Ретроспектива произведений Уайета в Художественном музее Филадельфии в 2006 году привлекла более 175 000 посетителей, что стало мировым рекордом посещаемости выставки современного художника. Последним прижизненным признанием таланта Уайета стало присуждение ему в 2007 году. Национальной медали искусств США, а с 2008 году он перестал появляться на публике и давать интервью. В ответ на просьбы желавших с ним встреться журналистов он говорил: «Всё, что я мог сказать, уже висит на стенах». Эндрю Уайет мирно ушёл из жизни во сне в своём доме в Чедз-Форде 16 января 2009 году в возрасте 91 года.

...мне тоже очень нравится словосочетание "магический реализм"...

Пару лет назад мне надо было написать про магический реализм Габриэля Гарсии Маркеса ... могу сказать, что тогда этот термин вызвал у меня недоумение. Как-то казалось странно надуманным и притянутым за уши казалось это определение...
А вот недавно я поняла, что всё-таки он есть, этот магический реализм.
*а ещё я сейчас подумала, что наверное только Эндрю Уайет смог бы проиллюстрировать Маркеса, не исказив сути...

Да, всё это прекрасно, но сначала семья!

Да, да... опять семейственность...

Отец Эндрю Уайета, Ньюэлл Конверс Уайет.

Ньюэлл Конверс Уайет (англ. Newell Convers Wyeth, также известный как N.C. Wyeth, 1882—1945) — живописец, иллюстратор, основатель династии Уайетов. Известен как иллюстратор детских книг издательства «Чарльз Скринберс Санс», в том числе «Том Сойер», «Робинзон Крузо», «Остров сокровищ».

Ньюэлл Конверс принимал искусство всерьёз. Он имел устойчивую сконцентрированность, интеллектуальную страсть и в центре была жизнь его мастерской. Когда дети Уайета занялись своим собственным делом, они были свидетелями рабочих привычек их отца и устойчивого потока издателей и художественных директоров к его мастерской в Чэддс Форд. Они были поощрены самим начинать своё дело. Их независимые рабочие места были в пределах легкодоступного расстояния и они интересовались работой друг друга. Сообщалось, что они прятались, как улитки, когда так называемые «любопытствующие», приходили в их усадьбу, чтобы впустую отбирать у них время. В то же самое время Ньюэлл Конверс сделал из своей мастерской развитую и неофициальную школу. Он покровительствовал молодым многообещающим художникам и часто находил для них размещение поблизости. Каждый в его семействе был поддержан в следовании по своему собственному направлению: Энн Уайет создала первую симфонию, когда ей ещё не было двадцати лет; Натаниэль Уайет стал изобретательным учёным; Эндрю Уайет стал одним из лучших известных живописцев своего времени.
(Википедия)

Сын Эндрю Уайета, „Джейми“ Уайет.

Джеймс Браунинг „Джейми“ Уайет (англ. James Browning Wyeth, род. 6 июля 1946, Уилмингтон, штат Делавэр, США) — современный американский художник-реалист. Сын художника Эндрю Уайета и внук выдающегося художника-иллюстратора Ньюэлла Уайета.

Джейми Уайет родился в Уилмингтоне (штат Делавэр), вырос неподалёку в местечке Чеддс-Форд (штат Пенсильвания). С отрочества он привлекал к себе внимание публики как третье поколение известных американских художников. В 1966 году состоялась его первая персональная выставка. Его работы стали широко известны с открытием в 1971 году Музея Брендиуайн-ривер в Чеддс-Форде, где находится большая коллекция трёх поколений Уайетов.

Дважды в 1975 и 1987 годах посещал СССР. В 1987 году открывал в Ленинграде выставку Американский взгляд: Три поколения искусства Уайетов (An American Vision: Three Generations of Wyeth Art). (Википедия)

И, наконец, сам... Эндрю Ньюэлл Уайет.
(англ. Andrew Newell Wyeth, 12 июля 1917, Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, США — 16 января 2009, там же) — американский художник-реалист, один из виднейших представителей изобразительного искусства США XX века. Сын выдающегося художника-иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета, брат изобретателя Нэтениела Уайета и художницы Генриетты Уайет Хёрд, отец художника Джейми Уайета.

Основная тема работ Уайета — провинциальный быт и американская природа. В основном, на его картинах изображены окрестности его родного города Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, и города Кашинг, штат Мэн, где художник жил летом. Использовал темперу и акварель (за исключением ранних экспериментов с маслом).

Эндрю был младшим ребёнком в семье Ньюэлла Конверса и Каролины Уайетов. Обучался дома по причине плохого здоровья. Рано начал рисовать, учился живописи у отца. Историю искусства Уайет изучал самостоятельно.

Первая персональная выставка акварелей Эндрю Уайета состоялась в Нью-Йорке в 1937 году, когда ему было 20 лет. Все работы, выставленные на ней, были довольно быстро распроданы. В начале своей карьеры Уайет также немного занимался иллюстрированием книг, как его отец, но вскоре прекратил это.

В 1940 году Уайет женился на Бетси Джеймс. В 1943 году у супругов родился сын Николас, а ещё через три года появился на свет второй ребёнок Джеймс (Джейми). В 1945 году Уайет потерял отца (тот погиб в катастрофе). Примерно в это время окончательно сформировался реалистический стиль Уайета. (Википедия)

"Мы рождаемся и живем в мире фантастичной реальности" (Г. Маркес)

Мир Кристины, одна из самых известных картин Уайета

На картине изображена Кристина Ольсон, соседка Уайета по его летнему дому в штате Мэн, сидящая в поле и смотрящая на свой дом. Кристина Ольсон страдала от последствий полиомиелита, и её целеустремлённость и сила духа поражали Уайета. Несмотря на то, что на картине представлен образ Кристины, художнику позировала его жена, Бетси Уайет. Художник писал о ней: "Кристина была ограничена физически, но никак не духовно".