Мое отношение к картине шишкина рожь. И

Известный русский живописец Иван Иванович Шишкин является непревзойденным мастером русского пейзажа. Шишкина можно назвать поэтом природы в живописи, которая является для него образом России.

Картина «Рожь» написана в 1878 году, в самом расцвете творчества художника. Шишкин был мастером полуденного пейзажа, что в среде живописцев считается высшим мастерством. И на картине «Рожь» изображен полуденный пейзаж. На картине – жаркий летний день, колосья ржи от тяжести согнулись к земле, среди хлебного поля стоят мощные вековые сосны. Создается впечатление, что эти могучие сосны стоят на страже ржаного поля. Рожь уже поспела, и ее жёлтый цвет еще больше подчеркивает ощущение летнего пекла, так и кажется, что воздух просто звенит.

На переднем плане картины изображена дорога, поросшая травой. В ее яркой и сочной зелени видны незатейливые луговые цветы. Низко над дорогой проносятся ласточки, они предсказывают приближение дождя. Дальше дорога теряется в колосьях ржи, поле уходит вдаль, создавая ощущение бесконечности, это даже видно и по маленьким соснам в глубине поля. Настолько оно широко раскинулось, что сосны кажутся меньше колосьев на переднем плане.

На фоне голубого неба изображены величественные сосны. Деревья как – бы раскинули свои ветви над полем, и тоже замерли в ожидании дождя.

Когда смотришь на картину, чувствуешь гордость за свою страну. Кажется, что великий художник изобразил на этом полотне Россию. Необъятное поле ржи говорит о ее великих просторах, тучные колосья олицетворяют богатство и щедрость страны, а деревья – великаны говорят о ее силе и могуществе. Дорога, уходящая вдаль, символизирует дальнейший путь развития страны. Вся картина поражает своей мощью и величавостью, вызывает чувство умиротворения и спокойствия. Небольшие тучки, собирающиеся на небе в глубине картины, скоро прольются дождем, и все очистится и задышит чистотой и свежестью.

Великолепный пейзаж И. И. Шишкина считается самым лучшим и известным изображением России.

Вариант 2

Эта картина наполняет светом. Часто лето не очень солнечное и жаркое, хочется солнца… Вот почему я особенно рад, что узнал о такой солнечной, теплой картине как «Рожь».

Там изображено ржаное поле с золотыми (совсем созревшими колосьями). По полю идёт извилистая дорога, около дорожки этой растёт зеленая сочная трава. Видно, что дорога эта не заброшенная, а по ней частенько проезжают телеги, ходят люди. Да, тут следы явно не от автомобильных колес. И написана картина уже очень-давно.

Над полем – голубое небо с облаками. Может пройти дождь… И ещё тут сосны. Одна погибла, возможно, в предыдущей грозе. Сосны, нам говорили, растут на песчаных почвах, то есть тут явно не чернозем. (И на дороге мы видим песок!) Но несмотря на это, рожь уродилась знатно. Такие яркие летние краски, и хотя почти нет цветов (только маленькие ромашки на переднем плане), но ощущение праздника от картины. Дорога как будто приглашает пройтись по ней к зеленому лугу. Думаю, что там вдали – водоём.

Зимой или просто в плохую погоду приятно смотреть на такую картину. Ещё от нее ощущение изобилия, так как урожай богатый. Сейчас его соберут крестьяне, испекут много-много вкусного хлеба. Лишнее зерно продадут, станут богатыми…

Хорошие мысли навевает картина. Я показывал ее родным, она всем понравилась. У автора картины (Ивана Шишкина) ещё много красивых пейзажей. Но этот мне понравился больше остальных. С удовольствием посмотрю на неё в музее.

Сочинение по картине Рожь Шишкина

На переднем плане картины изображена солнечно-золотистая рожь, аккуратно разделённая на две части тоненькой тропинкой. Рожь блестит на свете, переливаясь причудливым образом на фоне отдалённых деревьев и летящих птиц, подобный контраст зелёного, синего и голубого цвета создаёт гедоническую и праздничную картину, которой восхитится каждый эстетический сибарит, да и просто человек, пылко любящий природу с её солнечным и волшебным настроением.

В подобную красоту можно долго вглядываться и засматриваться, упиваясь своими мыслями и воспоминаниями о минувшем и вновь наступившем, о будущем для нас счастье. Длинные деревья гордо склонились над золотистой рожью и как бы наблюдают за солнечной иллюстрацией, горящей яркими красками под блики солнышка и пение птиц в дневном деревенском пейзаже. Периферия всегда оставляет впечатление нескончаемой, вечно зрелой радости со всеми её блаженными достоинствами: чистота мыслей, ясность рассудка, благоразумный настрой и расслабленность, предвкушение даутамовской нирваны, когда мысли навсегда покидают человека, унося его вдаль вместе с ветром и опавшими в рожь веточками деревьев.

В траве, недалеко ото ржи, расположились белые цветочки, мягко рассыпанные по тропинки, создавая картину незыблемой нежности для захожего странника, ищущего покоя и уединения. Когда смотришь на такую замечательную игру красок и цветов, создаётся приятнейшее ощущение своей причастности ко всеобщему замыслу, как будто сам леший нарисовал эту картину, в процессе своей необъятной фантазии, ведь сие картина захватывает разум каждого, только взглянувшего на неё, потому что поражает зрителя своей необъятной яркостью, нежностью и светом, который мерцает с каждого угла и придаёт этому пространству особый, сакральный и волшебный облик.

Вдали так же красуются статные и косматые деревья, то загибаясь от ветра и пения птиц, будто прислушиваясь к ним, то вновь разгибаясь, словно выдыхают тёплый весенний воздух и вкушают всю красоту вместе с нами, переживая неописуемые ощущения, и синхронно с каждым, смотрящим на эти чудеса природы, умиляются, нежно и беззаботно улыбаясь. Вдали так же видно голое, осиротевшее листьями дерево, которое явно потеряло своё зеленисто-звенящее потомство и пришло в уныние, но нежные белесые облака будто согревают его своими густыми объятиями, как заботливая мать согревает и умиляет своё загрустившее дитя.

Несколько интересных сочинений

    Каждый день мы употребляем большое количество слов. Есть слова хорошие, а есть слова плохие. Родителя стараются приучить нас с детства говорить красиво и грамотно

  • Анализ повести Бедная Лиза Карамзина 8 класс

    Карамзин своими повестями в нес большой вклад в развитие русской литературы, в том числе и прозы. Он решился применить новые приемы в повествовательной прозы. Он отказался от традиционных сюжетов произведений взятых

  • Сочинение Смысл моей жизни рассуждение

    Наверное, самым неоднозначным и трудным является вопрос о смысле человеческого существования. Самое трудное в этом – потребность решения этой темы для себя самого. Причем каждым человеком.

  • За день очень большое расстояние люди проезжают на машине. Если даже это простая поездка на работу и обратно, все равно, она занимает несколько часов в день.

  • Сочинение по произведению Убиты под Москвой Воробьева

    Писатель Константин Воробьев – очень талантливый человек, а также, что важно – литератор. Ведь он смог в своем прекрасном произведении передать такие мысли, которые может и у многих были

1 вариант

Иван Иванович Шишкин занимает одно из самых важных и значительных мест среди выдающихся художников-пейзажистов XIX века. Одним из лучших его произведений является картина «Рожь». Тихий вечер гонит неторопливые волны по бескрайнему колосящемуся морю.

Стремительные ласточки носятся над самой дорогой - неужели скоро будет дождь? Небо еще светлое, и могучие, величественные сосны зелеными великанами заглядывают за горизонт: там, далеко-далеко, наливается фиолетом полоса облаков.

Клонятся к земле тяжелые налитые колосья. Вьется, змеится по полю дорога. Тихо, спокойно, безлюдно вокруг, лишь две русые макушки двоеточием плывут над рожью. Вот бы побежать следом, познакомиться. Но это, к сожалению, невозможно. Талантливый художник с удивительным мастерством передал на полотне яркий, пронзительный, узнаваемый с первого взгляда образ нашей прекрасной родины.

2 вариант

Иван Иванович Шишкин - выдающийся русский художник, мастер пейзажа, сумевший органично соединить в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.

Его картина «Рожь», написанная в 1878 году, относится к эпическим произведениям. В ней художник с любовью раскрывает красоту, мощь и богатство русской природы.

М. Н. Соколов так писал об этой картине: «Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного летнего спета...»

На картине изображено уходящее к горизонту поле золотистой ржи.

Под тяжестью налитых колосьев стебли пригибаются к земле. Изумрудная зелень окаймляет поле, зовет вдаль извивающаяся ере ди колосьев дорога.

Посреди поля растут огромные величественные сосны. Создается впечатление, что своими раскидистыми верхушками они касаются голубого неба. С проникновенным вниманием выписывает И. И. Шиш кин приметы и особенности этого уголка, каждого конкретного дере ва, колоска, травинки, мастерски отображая, их характер и настро ение.

Картина Шишкина «Рожь» ПРОИЗВОДИТ радостное впечатление и воспринимается как обобщенный эпический образ родного края.

Если домашнее задание на тему: » И. И. ШИШКИН «РОЖЬ» (сочинение по картине) оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Знаменитые русские поэты Ф. И. Тютчев и А. А. Фет знали и горячо любили родную природу. Их стихи вобрали в Цель: дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота (сочинение но картине) Картину «Три царевны подземного царства» В. Васнецов написал в 1881 году. Замысел этого полотна на тему сокровищ земных (сочинение но картине) Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что «всказках, песне, былине, драме и прочем
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Иван Иванович Шишкин, бесспорно, является самым сильным среди русских пейзажистов. Рассматривая его картину «Рожь» замечаешь, что художник с тонким пониманием воспроизводит растительные формы: как основные объекты, так и самые мелкие черты породы дерева, колосьев ржи.

Без преуменьшений, но и без прикрас художник в своей работе отразил климат, в котором приходится выживать центральным растениям картины - это и суровые ветреные, морозные зимы; это и жаркий летний полуденный зной. Но именно благодаря кисти Шишкина на картине «Рожь» мы понимаем, как тяжело приходится не только работнику, ухаживающему за будущим урожаем, но и как сам урожай стремится не упасть под тяжестью зерен, с таким трудом вызревших.

Деревья, растущие в поле, создают двойственное впечатление: они вроде и будут мешать при уборке урожая, а вроде и дают тень для отдыха во время уборки урожая. Еще одна мысль закрадывается при взгляде на деревья: а не русская ли лень мешает срубить эти деревья? Ведь одно из них явно давно уже не питается соками земли - засохло.

На дальнем плане еле видна стая птиц. Кто это - грачи, вороны, голуби? Понятно, что это довольно крупные птицы, желающие полакомиться созревшим ароматным зерном. Для чего автор изобразил их на своей картине? Возможно для того, чтобы выразить свое недовольство теми, кто пользуется плодами чужого труда, а сам ни на йоту не готов продвинуться ради собственного же блага.

Тяжелое небо на горизонте, скорее всего, не предвестник дождя, а предвестник пыльной бури: в это время года (скорее всего, август-сентябрь) влажность очень низкая, поэтому ветер тоже угрожает готовым к уборке полям. Но от границы горизонта глаз все равно скользит к золотому покрывалу из колосьев - они, кажется, вот-вот тяжело вздохнут. Шишкин настолько четко прорисовал каждый колосок, что кажется, будто с картины сейчас посыпятся зерна!

Кроме ощущения веса колосьев невольно начинаешь осознавать, что улавливаешь запах поля, запах понятой колесницей пыли (дорога, разбивающая поле на две части, указывает на свою нужность людям), аромат полевых цветов (их немного, но они являются неотъемлемой частью любого возделываемого участка земли).

В заключении хотелось бы сказать, что картина Шишкина «Рожь» сочетает в себе не только науку форм, но и науку колорита, став сильной и гармоничной композицией. Этот гимн трудолюбию на холсте пронесет через века любовь русского человека к земле и ее дарам.

Вариант 2.

Очень емкое название картины И.Шишкина – «Рожь» – говорит само за себя: на картине главное действующее лицо – ржаное поле. Еще присутствуют небо, сосны, трава, дорога, стайка ласточек. И все эти персонажи вместе создают удивительный мир, наполненный запахами, звуками и красками июльского дня, когда рожь уже созрела и готова к уборке (обычно рожь убирают на Ильин день – 2 августа).

Июль издревле был известен как самый жаркий и самый богатый на грозы месяц – вот и на картине И.Шишкина видно приближение грозы. Грозовой фронт еще далеко, но край неба на горизонте уже потемнел, и вся природа перед грозой замерла. Особо монументальность картины подчеркивают могучие сосны – одно из любимейших деревьев художника, присутствующее на многих его полотнах. Раз есть сосны – значит, на картине запечатлены северные широты. А ведь рожь ценится именно тем, что, в отличие от пшеницы, неприхотлива и дает щедрый урожай именно в суровых краях.

Шишкинская рожь на картине – полная силы, клонится к земле под тяжестью налитых колосьев, местами даже полегла. Но главное, что ржаное поле – бесконечно, а значит, и урожай будет богатый. Любимые шишкинские сосны как бы охраняют покой ржаного поля. Дорога, вьющаяся по полю, серпантином уходит куда-то вдаль, но не мешает ржи расти, а как бы обрамляет ее желтый цвет в зеленую рамку придорожных трав и цветов. Над дорогой будто скользит стая ласточек, чувствующая приближение грозы, но общей монументальности картины она не нарушает.

Глядя на «Рожь» И.Шишкина, чувствуешь истинную красоту русской природы – и дикой, и возделанной руками человека. Гордость за все богатства русской природы – вот главное чувство, которое переполняет зрителя этого выдающегося полотна.

Когда-то, гостя у бабушки и перебирая ее старые книги, я наткнулся на учебник «Родная речь. Книга для чтения в 1 классе» издания 1963 года. На обложке учебника помещалась репродукция картины «Рожь». Значит, миллионы советских детей учились не только читать – они учились чувству прекрасного, глядя на эту замечательную картину великого русского пейзажиста.

На уроках русского языка школьники часто пишут творческие работы, изложения, диктанты. В 4 классе - сочинение по картине Шишкина «Рожь», одной из известнейших работ этого неповторимого художника. Давайте посмотрим, на какие детали обратить внимание и что вы должны продемонстрировать преподавателю, чтобы получить отличную оценку.

Общие вопросы

Прежде чем начать писать, ознакомьтесь с самой работой. Сочинение по картине Шишкина «Рожь» вы сможете написать только в том случае, если внимательно её изучили.

Чего хочет от вас учитель? Что вы должны ему предоставить, чтобы получить хорошую оценку? Здесь есть три составляющих: ваши собственные мысли, умение облечь их в красивую форму и следование правилам написания творческой работы. Рассмотрим каждую составляющую отдельно, чтобы вы смогли поэтапно написать в 4 классе сочинение по картине «Рожь», а в последующем - любое другое сочинение.

План

Первым делом вам необходимо продемонстрировать свою осведомленность о существовании понятия структуры работы. Если вы начнете словами «На картине изображено…» вам немедленно снизят оценку на балл. Потому что читатель ещё даже не знает, о чем идет речь!

В Шишкина «Рожь» в 4 классе вы должны сперва упомянуть название полотна и его автора. Вслед за этим расскажите некоторые факты о художнике. Затем перейдите к описанию, разбавляя его собственными рассуждениями. Наконец, красиво завершите текст, не забыв отметить важность творчества Шишкина для отечественной культуры.

Об авторе

Что вы знаете о художнике? Чем примечательна данная работа? Когда она была написана - в каком веке, в каком году? Может быть, вы даже сможете указать местность, изображенную на полотне. Помните: в сочинении по картине Шишкина «Рожь» вы можете проявить эрудицию, заработав дополнительный «плюсик» в глазах преподавателя.

Каковы любимые сюжеты в его произведениях? Знаете ли вы другие его работы? Далеко не каждый ученик может похвастаться знаниями биографии великого художника - будьте умнее, почитайте о нем заранее. Тем более, что данный представитель русской школы живописи является поистине выдающимся автором.

Основная часть

Приглядитесь к полотну. Благодаря фотографической точности художника вы можете различить самые мелкие детали: колосья гнутся, но ветра нет: деревья спокойны. Значит, уже поспел урожай, и вы можете безошибочно определить время года. В траве вы можете увидеть множество васильков - их синие лепестки четко выделяются на фоне, если присмотреться повнимательнее.

В сочинении на тему "Картина Шишкина «Рожь»" каждая деталь стоит упоминания. Куда летят птицы? Как вы думаете, какова их «порода»? Посмотрите, откуда на деревья падает свет: какое время дня изображено на картине? Расскажите, как вы считаете, умело ли автор передал настроение пейзажа и почему.

Художественная речь

Учитель всегда хочет увидеть прогресс у своего ученика. Используйте красивые слова, не ленитесь посмотреть их в словаре. Сформулируйте основную мысль устно, а затем приукрасьте её: подберите синонимы, эпитеты, метафоры. Постарайтесь в сочинении по картине Шишкина «Рожь» в 4 классе использовать хотя бы несколько слов, которые не использовали в предыдущих творческих работах. Это обязательно отметит преподаватель при выставлении оценки.

Грамотность

Какими бы красивыми словами вы ни говорили, за грамматические ошибки и косноязычность балл вам непременно снизят. Если вы забыли какие-то правила: путаете «-тся» и «-ться», «в течение» и «в течении», это поправимо - интернет сегодня позволяет проверить себя в реальном времени. Главное - не лениться. Кроме того, в сочинении по картине «Рожь» вам следует использовать сложные предложения, не ограниченные подлежащим, сказуемым и парой второстепенных членов.

Ошибки

Вы можете обратиться к родителям за помощью, если возникают определенные проблемы, но не просите их делать какие бы то ни было домашние задания вместо вас! В этом случае вы ничему не научитесь, а в будущем количество сложных и непонятных работ только увеличится. Напишите в 4 классе сочинение по картине Шишкина «Рожь» самостоятельно и отдайте взрослым на проверку, чтобы они отметили ошибки, которые следует исправить. Так вы и попрактикуетесь, и получите хорошую оценку.

Использование интернета

Ни в коем случае не списывайте готовую работу из интернета! Безусловно, там вы сможете найти их, но какой в этом смысл? Самые важные в вашей школьной жизни творческие работы вы списать уже не сможете, поскольку они выдаются индивидуально, а своих ошибок вы знать не будете. Отсутствие опыта и умения рано или поздно сделает своё дело, поэтому расценивайте данное сочинение по картине «Рожь» как способ попрактиковаться. Успешное его написание станет маленьким достижением на пути к большой цели.

Заключение

Чтобы текст выглядел единым художественным произведением, необходимо его завершить на наивысшей эмоциональной точке. Если в середине сочинения по картине «Рожь» вы занимаетесь анализом полотна, отмечаете какие-либо эстетические тонкости, то в финале необходимо перейти на больший уровень обобщения.

Отметьте красоту русской природы, её просторы, леса и поля; редкий талант художника и мастерство его владения кистью. Нескольких предложений будет вполне достаточно.

Таким образом, сочинение по картине «Рожь» состоит из трёх частей: введения, основной части и заключения. Вся работа займет у вас не больше часа, даже с учетом того, что вы будете писать её от руки. Вложите немного сил и вдохновения в данный текст, и преподаватель обязательно оценит его по достоинству.

С.Н.КРУПИНА,
средняя школа N 76,
г.Ярославль

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ
ПО КАРТИНЕ И.И.ШИШКИНА "РОЖЬ"

5 класс

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.

Н.А. Некрасов

Цель: обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе.

Оборудование: 1) репродукции картин Шишкина «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали» и др.;
2) запись части I Первой симфонии В.Калинникова.

I. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике И.И. Шишкине (1832–1898).

Уроженец Елабуги – маленького уездного городка на берегу Камы – Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан). Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей.
– Что означает слово пейзаж ?
Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он подружился с художниками В.Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 г. Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств.
В 1894–1895 гг. Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.
Шишкин прославился как пейзажист. Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера – «Рожь». Перед вами репродукция картины.
– Что означает слово репродукция ?
– Кто знает, где хранится подлинник? (Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)
Давайте рассмотрим репродукции с других картин И.Шишкина: «Корабельная роща», «Лесные дали».
В.Стасов называл пейзажи Шишкина «пейзажами для богатырей».
– Вы согласны с мнением известного русского критика? Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пейзаж для богатырей? Почему?
Именно к этой картине такие слова относятся больше, чем к любому другому произведению мастера.

II. Беседа по картине. Выбор ключевых слов. Составление плана.

– Что изображено на картине? (На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.)
– Какое время дня написал художник? (Полдень.)
Вспомните стихи о ржаном поле. (Перечитаем стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...». См. приложение.)
– Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)
– Что можно сказать о колосьях? (Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)
– Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)
– Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.)
– Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.
(Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.)
– Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.
– Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж? (Определить трудно. Скорее всего это средняя полоса России.)
– Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».
– О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
– Прочитаем слова поэта Н.А. Некрасова, которые мы поставили эпиграфом к нашему уроку. Почему Некрасов выбрал определение врачующий к существительному простор?

Прослушаем фрагмент из Первой симфонии русского композитора XIX века Василия Сергеевича Калинникова. Эта мелодия созвучна картине Шишкина, также воспевает широту, простор родной природы.

IV. Заключительное слово учителя

Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Картина «Рожь» – это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу.
Закончить беседу по картине можно стихотворением И.Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...».

1. О художнике-пейзажисте И.Шишкине.
2. Описание картины И.Шишкина «Рожь».

1) Желтеющее море ржи.
2) Огромные сосны среди ржи.
3) Как хорошо в поле!

(Использованы материалы книг: Порудоминский В. «Первая Третьяковка»; Осокин В. «Рассказы о русском пейзаже»; и др.)
Во время беседы учитель выписывает ключевые слова (и их синонимы), которые дети могут использовать в своем сочинении-описании.

Золотистая рожь, золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колосья, наклониться к земле, желтеющее поле, колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой, убегает вдаль, сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь, низко нависает, легкие, воздушные облака, скользят по голубому небу, раздолье, широкий простор, русское богатство.

Приложение

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.