Мысли леонардо да винчи. Идеи леонардо да винчи

Леонардо да Винчи жил на рубеже XV и XVI веков, но такое ощущение, что он прилетел туда из будущего. Многие его открытия, изобретения и идеи очень трудно объяснить иначе. Тем не менее есть десятка основных идей и концепций, без которых наш сегодняшний мир был бы другим.

Витрувианский человек.

Леонардо да Винчи разработал свою концепцию идеального телосложения на основе пропорций, предложенных римским архитектором и механиком Витрувием. У сердитого мужчины, изображенного да Винчи, сейчас есть повод для радости: это один из самых узнаваемых в мире эскизов.

Геохронология.

Большинство современников да Винчи считали, что окаменелые моллюски в горах оказались там из-за Великого потопа. Итальянский художник и изобретатель думал иначе. Именно ему первому пришла в голову идея о движении тектонических плит.

Самодвижущаяся повозка.

Конечно, это не Ferrari, но для эпохи да Винчи конструкция этой повозки была поистине революционной. Деревянный «автомобиль» двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. В 2004 году ученые в одном из музеев Флоренции создали точную копию повозки и обнаружили, что она действительно едет так, как задумал изобретатель.

Идеальный город.

Да Винчи жил в Милане во времена чумы, но мечтал о более чистом и продуманном городе, которым мог бы гордиться. Он оставил после себя очень подробные архитектурные чертежи, в которых предусмотрены даже крытые конюшни с системой вентиляции. Да Винчи предлагал построить двухуровневый город, где верхний уровень предназначался бы для пешеходных и наземных дорог, а нижний - для связанных с подвалами домов тоннелей и каналов, по которым бы двигался грузовой транспорт.

Вертолет.

Современные ученые сходятся во мнении, что эта конструкция вряд ли когда-то летала, но концепт вертолета, придуманный да Винчи, до сих пор является одним из самых известных. Этой штуковиной должна была управлять команда из четырех человек. Есть версия, что дизайн вертолета был навеян детской игрушкой в виде ветряной мельницы, популярной во времена изобретателя.


Пулемет.

Будучи больше мыслителем и ученым, чем бойцом, да Винчи все-таки нередко задумывался о концепциях оружия. Например, он предложил более эффективную конструкцию пушки, у которой три ствола вместо одного.

Крылатый параплан.

Воображение да Винчи было до предела наполнено идеями летающих машин, в том числе несколькими концепциями парапланов с хлопающими крыльями.


Вращающийся мост.

Будучи поклонником быстрого передвижения, да Винчи считал, что его вращающийся мост лучше всего пригодится в военных действиях. Согласно концепции, мост из легких, но прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе на колесиках, позволял армии быстро разворачиваться и сворачиваться в нужном месте.

Скафандр для ныряния.

Да Винчи также был очень увлечен морем, и это вдохновило его на создание концептов аппаратов для исследования подводного мира. Его подводный костюм был сшит из кожи и соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который плавал на поверхности воды. Изобретатель предусмотрел даже мешочек для сбора мочи.

Зеркальное письмо.

Был ли знаменитый почерк Леонардо попыткой избежать плагиата или же да Винчи писал так, чтобы не размазывать рукой чернила по бумаге? Как бы там ни было, ему это нравилось: большая часть его записей сделана справа налево.

Леонардо да Винчи жил на рубеже XV и XVI веков, но такое ощущение, что он прилетел туда из будущего. Многие его открытия, изобретения и идеи очень трудно объяснить иначе. Тем не менее есть десятка основных идей и концепций, без которых наш сегодняшний мир был бы другим.

Витрувианский человек. Леонардо да Винчи разработал свою концепцию идеального телосложения на основе пропорций, предложенных римским архитектором и механиком Витрувием. У сердитого мужчины, изображенного да Винчи, сейчас есть повод для радости: это один из самых узнаваемых в мире эскизов.

Геохронология. Большинство современников да Винчи считали, что окаменелые моллюски в горах оказались там из-за Великого потопа. Итальянский художник и изобретатель думал иначе. Именно ему первому пришла в голову идея о движении тектонических плит.

Самодвижущаяся повозка. Конечно, это не Ferrari, но для эпохи да Винчи конструкция этой повозки была поистине революционной. Деревянный «автомобиль» двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. В 2004 году ученые в одном из музеев Флоренции создали точную копию повозки и обнаружили, что она действительно едет так, как задумал изобретатель.

Идеальный город. Да Винчи жил в Милане во времена чумы, но мечтал о более чистом и продуманном городе, которым мог бы гордиться. Он оставил после себя очень подробные архитектурные чертежи, в которых предусмотрены даже крытые конюшни с системой вентиляции. Да Винчи предлагал построить двухуровневый город, где верхний уровень предназначался бы для пешеходных и наземных дорог, а нижний — для связанных с подвалами домов тоннелей и каналов, по которым бы двигался грузовой транспорт.

Вертолет. Современные ученые сходятся во мнении, что эта конструкция вряд ли когда-то летала, но концепт вертолета, придуманный да Винчи, до сих пор является одним из самых известных. Этой штуковиной должна была управлять команда из четырех человек. Есть версия, что дизайн вертолета был навеян детской игрушкой в виде ветряной мельницы, популярной во времена изобретателя.

Пулемет. Будучи больше мыслителем и ученым, чем бойцом, да Винчи все-таки нередко задумывался о концепциях оружия. Например, он предложил более эффективную конструкцию пушки, у которой три ствола вместо одного.

Крылатый параплан. Воображение да Винчи было до предела наполнено идеями летающих машин, в том числе несколькими концепциями парапланов с хлопающими крыльями.

Вращающийся мост. Будучи поклонником быстрого передвижения, да Винчи считал, что его вращающийся мост лучше всего пригодится в военных действиях. Согласно концепции, мост из легких, но прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе на колесиках, позволял армии быстро разворачиваться и сворачиваться в нужном месте.

Скафандр для ныряния. Да Винчи также был очень увлечен морем, и это вдохновило его на создание концептов аппаратов для исследования подводного мира. Его подводный костюм был сшит из кожи и соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который плавал на поверхности воды. Изобретатель предусмотрел даже мешочек для сбора мочи.

Зеркальное письмо. Был ли знаменитый почерк Леонардо попыткой избежать плагиата или же да Винчи писал так, чтобы не размазывать рукой чернила по бумаге? Как бы там ни было, ему это нравилось: большая часть его записей сделана справа налево.

Важнейшие изобретения: 1485-1505 годы.

Поздним вечером 15 апреля 1452 года в тосканском селении родился Леонардо да Винчи. Селение называется... Винчи! Какое необыкновенное совпадение, скажете вы. Но нет! «Винчи» - не фамилия, означает: Леонардо из селения Винчи.

Мама Леонардо, Катерина, была молоденькой официанткой, а его отец, сер Пьеро — нотариус. Пьеро влюбляется в Катерину, но в тот же год женится на очень богатой Албьере. Спустя какое-то время Катерина выходит замуж за другого мужчину, и оставляет сыночка на воспитание своему отцу и мачехе, потому что они могли содержать его лучшее неё.

Маленький Леонардо задавал тысячи вопросов о природе, о животных, которых видел в полях. Подрастая, любил убежать с блокнотом под мышкой и проводить дни рисуя скалы, животных и деревья. Один из его первых рисунков изоражает двух уток в пруду.

Наблюдать природу завораживает Леонардо, фонами его картин являются на свет удивительные пейзажи. Художник берёт за привычку делать заметки, фиксировать идеи и любознательность к увиденному или воображаемому прежде чем новые захватывающие идеи сотрут предыдущие. Многочисленные большие листы бумаги, дошедшие до нас, полны эскизов, надписей и ребусов — Леонардо обожал игры в слова, кроссворды — демонстрируют интересы будущего Мастера по всем предметам: ботаника, анатомия, зоология, инженерия, гидравлика и архитектура.

Мальчик часто ест овощную похлёбку, любимое блюдо. Обучение проходит с местным священником. Он — левша; и это может ему дорого стоить — до недавнего времени, всего лишь несколько лет назад детей, пишуших левой, заставляли переучиваться на правую, потому что левая считалась рукой дьявола! Его же наставник, к счастью, не верит в это и оставляет право выбора руки для письма за чудо-ребёнком.

В один поистине прекрасный день сер Пьеро возвращается из очередного путешествия с новостью: хочет навсегда покинуть Винчи и увезти с собой Леонардо. Его сын счастлив: наконец они будут вместе! Уезжают во Флоренцию, мировую столицу культуры, моды и искусства. Флоренция пятьсот лет назад — как Нью-Йорк сегодня. Леонардо узнаёт мир во время многочисленных путешествий, продолжая рисовать, оформлять театральные спектакли и ставить опыты. Оставляет нам бесконечное множество портретов, фресок и знаменитых открытий, возглавляют которые прототипы ВЕЛОСИПЕДА и АЭРОПЛАНА!

В первую очередь выставка предлагает детям примерить «шкуру» великого изобретателя и попробовать придумать какую-либо новую, свою, в настоящий момент небходимую человечеству «машину» - в значении более широком, чем мы с вами привыкли. Для Леонардо весь мир был машиной, приводимой в действие силой ума и духа.

Леонардо да Винчи — гений универсальный в понимании интеллекта, воплотивший в полной мере наивысшие несоизмеримые формы выражения в сфере не только искусства, но и знаний. Был великим художником, скульптором, архитектором, инженером, математиком, анатомистом, музыкантом и изобретателем — в целом, очень вероятно, самой известной личностью «всех времён и народов ».

Выставка дарит посетителям уникальную возможность попробовать сенсорное восприятие в изучении великого Леонардо, почувствовать тотальное погружение в экстраординарное прошлое его эпохи. В числе «дидактических познавательных материалов» римского музея - настоящие механизмы, изобретённые по знаменитым кодам да Винчи; его знаменитые машины, как требовательно воплощённые и использованные в жизни, так и не оконченные мастером, часто огромных размеров, здесь представлены как модели, выполненные из дерева, что потребовало определённых, иных навыков и мастерства.

Таким образом, интерактивность музея — его основная и особенная функция.

Что же могло сподвигнуть создателей нового музея страстно (как Hostinato vigore — «непреодолимая сила», понятие великого мастера) следовать идее? Обращаемся к эпохе, в которой успех и признание получали благодаря умению ориентироваться на простые, но безжалостные правила экономического прагматизма и рыночную конкуренцию рынка потребления.

Благополучие как отдельной личности, так и целого народа, зависит от количества поставок и предложений рынка, скорости смены жадно потребляемых материальных ценностей, способности опережать в завоевании торгового пространства и занятости.

Не хватает времени на созерцание, развитие и обработку абстрактного мышления, на вкус почувствовать внутри себя быстроту жизненного течения и процесс творчества тебя переполняющего; сжигающую тревогу доверить такую идею кому-либо даже близкому по духу; желание разделить и вместе растить проект, в который верим; необходимость быть полезными и завоёвывать друзей друзей теми прекрасными вещами, что умеем делать: всё это, а также многое другое, что составляет жизнь человека; и всё это вымирает, и всё это нужно вернуть, и как можно скорее.

Вероятно, именно это было целью, которую должна была достигнуть эта выставка, и Леонардо еще раз использует случай как инструмент правильного развития человеческой природы. Кто лучше Великого учёного способен напомнить, что человек — это благородный и пытливый дух, исследовательский ум и динамическая материя, созданная для действия?

Благодаря исключительному успеху римской выставки, она теперь открыта каждый день с 9.30 до 19.30.

Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи. Он 15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Матерью была по одной версии крестьянка, по другой - хозяйка таверны, известная под именем Катерина.

Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения чувственного познания. Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей. В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом.

Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, - человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения - изображения. Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания.

Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство. Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством.

Следует отметить, что фантазия, начиная с античности, считалась «дурной субъективностью». Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу. Леонардо да Винчи в качестве высшей ценности провозглашает творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека - по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, отмечал Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически-познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в специальной инженерной конструкции. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых.

«Витрувианский человек» - общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492 г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека».

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновения геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.

Им проводились многочисленные эксперименты по изучению поведения разных животных с целью изучения их двигательной активности, была создана экспериментальная модель спинномозговой лягушки, ставшая классической для нервно-мышечной физиологии ХIХ в. Многие его идеи и замыслы сохранились в набросках, эскизах, чертежах, и они свидетельствуют об оригинальности мысли и гениальности его замыслов.

Он стремился быть в обществе ученых - естествоиспытателей, т.е. мятежников, а не художников. Много размышлял о познании. Считал, что опыт - главный источник знаний о человеке и о мире. Познание, не прошедшее через опыт, и ощущения, с которых оно начинается, не дают истины о действительности.

Опыт понимался им широко - это и наблюдение над природными явлениями, и физический эксперимент, и рисунок, и инженерная конструкция. Он выдвигает тезис о единстве теории и практики.

Леонардо да Винчи - пантеист. Он считал, что в природе размыто «разумное божественное начало, которое открыто человеку как части природы». Верил в силу разума и знания, в созидательную мощь человека.

Особо велики, как он полагал, возможности художника, создающего нечто новое. Художника он приравнивал к ученому.

В более чем 7 тысяч страниц дневников и манускриптов Леонардо да Винчи, которые сохранились до наших дней, особое место он отводит исследованиям человека. На протяжении всей жизни Леонардо собирал и накапливал всесторонние знания о человеке, анатомии и телосложении, движениях и поведении, душевных состояниях и их выражении во внешнем облике. Анализ рукописного наследия художника позволяет исследователям предполагать, что он подготавливал материалы для своего рода энциклопедии Человека. Среди работ Леонардо даже обнаружен подробный план предполагаемого грандиозного труда, который должен был включить сведения обо всех этапах жизнедеятельности человека -- от пренатального периода до старости.

В изысканиях Леонардо большое место занимают записи и зарисовки наблюдений за особенностями поведения и психики человека, свидетельствуя о той исключительной важности, которую великий художник и мыслитель придавал данным вопросам. Необычная для своего времени по глубине и масштабу направленность творческого мышления Леонардо на познание «проблемы психического» и попытка решения ее средствами искусства отмечена и оценена в искусствознании, и его не случайно относят к основоположникам художественного психологизма (отображении языком искусства представлений эпохи о внутреннем мире человека) в европейской живописи.

Приблизиться к раскрытию психолого-исторического значения художественного творчества Леонардо помогают высказанные им идеи о целях и задачах живописи как выражения высшего уровня в познании мира и человека. Содержание этих идей кратко может быть сведено к главной мысли о том, что познание должно быть обращено к видимому и выражено в чувственном образе. «Разве ты не знаешь,-- обращается художник к воображаемому оппоненту в своих заметках,-- что наша душа состоит из гармонии, а гармония зарождается только в те мгновения, когда пропорциональность объектов становится видимой или слышимой». Следовательно, считал он, «та наука полезнее, плод которой наиболее поддается сообщению, и также наоборот, менее полезна та, которая менее поддается сообщению. Живопись в состоянии сообщить свои конечные результаты всем поколениям вселенной, так как ее конечный результат есть предмет зрительной способности».

Многие его идеи были воплощены в жизнь только через несколько сотен лет. Давайте разглядим 10 самых именитых концепций, сделанных величавым Леонардо.

10 – Зеркальное письмо

Была ли это уловка для сохранения конфиденциальности собственных записей либо просто необходимость избежать размазывания чернил, ведь Леонардо писал левой рукою? Какими бы ни были предпосылки, большая часть записей Леонардо да Винчи изготовлена в зеркальном отражении.

9 – Акваланг

Увлечение Да Винчи морем вылилось во огромное количество набросков устройств для исследования подводной жизни. Его костюмчик для погружений под воду был выполнен из кожи и присоединен к тростниковой трубке, ведущей к колоколу на поверхности. Практичность художника обосновывает проработка даже таких деталей, как емкость для сбора мочи ныряльщика.

8 – Крутящийся мост

Этот тип мостов, разработанный Леонардо да Винчи, мог бы понадобиться армиям тех пор. Состоящий из 1-го просвета мост крепился к берегу вертикальным шарниром, что позволяло ему крутиться. Такие мосты были бы достаточно стремительно установлены.

7 – Крылатый планер

Покорение стихии воздушной заинтересовывало гения более чем покорение стихии морской. Вот один из планеров, разработанных Да Винчи. Планер с открытой кабиной был оборудован системой управления для пилота, но приводился в движение двигающимися крыльями.

6 – Трехствольная пушка

Невзирая на собственный, в общем-то, дружелюбный характер, Леонардо разрабатывал и военные машины. К примеру, более действенные пушки. Этот легкий концепт полностью мог бы стать ужасным орудием на поле боя.

5 – Воздушный винт

Современные ученые в один глас говорят, что эта конструкция не сумеет взлететь. Все же, эта мысль Леонардо до сего времени остается одной из самых узнаваемых. Конструкция должна была приводиться в движение силой 4 человек. К огорчению, в XV-XVI веках идеи движков еще не было.

4 – Безупречный город

Видя Милан окутанный чумой, Да Винчи грезил о более обмысленном и чистом городке, который бы не постыдно было именовать домом. Его строительные эскизы очень детальны и содержат даже описание вентиляции в конюшнях. К разочарованию современных миланцев, стадиона в городке предвидено не было.

3 – Самодвижущаяся повозка

Естественно, это не Ferrari, но для тех пор мысль была просто революционной. Кстати, древесную машину по чертежам Леонардо таки выстроили. Но вышло это исключительно в 2004 году. Ученые 1-го из музеев Флоренции воплотили задумку гения в жизнь и к их большому удивлению она заработала в точности так, как подразумевал Да Винчи.

2 – Геологическое время

Окутать идеей такие большенные отрезки времени, на которых могут происходить значительные конфигурации ландшафта – задачка не обычная. Тем паче, когда уже предлагается готовый ответ на вопрос. Все же, Леонардо да Винчи не был согласен с воззрением, утверждавшим, что ракушки на верхушках гор являются следствием глобального потопа. Он подразумевал, что горы когда-то были берегами морей и со временем очень медлительно подымалиь ввысь, пока не стали такими, как мы их лицезреем. Современная наука приняла сторону Леонардо.

1 – Витрувианский человек

Прямо за древним архитектором Витрувием, Леонардо да Винчи обрисовал безупречного человека. Сейчас этот набросок именуют каноническими пропорциями. Кстати, Витрувианский человек является одним из самых известных изображений в мире.