Организационно-правовые формы и методы государственного управления финансами. Управление финансами предприятия: методы и оценка

Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.

В экономической литературе планирование определяют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. Финансовое планирование - это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития и направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность ее отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:

Особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;

Отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов. В целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на 3-летний период.



В 2007 году федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые были приняты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило заложить основу для формирования в 2015 году бюджетных проектировок на 2016 - 2017 годы в формате «скользящей трехлетки». Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также утвердили свои первые 3-летние бюджеты.

Финансовые планы внебюджетных фондов (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) отражают движение их финансовых ресурсов. В доходной части показываются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг от друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и бюджетным фондом.

Составление финансовых планов страхового фонда необходимо для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан и учета потребностей всех хозяйствующих субъектов. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной - возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.

Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов - БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта РФ и муниципальных образований. Эти документы разрабатываются Минэкономразвития России при активном участии Минфина России и других учреждений финансового аппарата. В БФР отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного и внебюджетных фондов, страхового и кредитного фондов, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан.

Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов РФ, местных администраций, эффективно и обоснованно перераспределить средства между ними. БФР объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного, кредитного и других финансовых планов.

В настоящее время особое внимание уделяется среднесрочному финансовому планированию (на два-три года) в качестве основы для разработки годовых и перспективных бюджетов.

Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть средне- (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет).

Финансовое прогнозирование предполагает:

Построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

Корреляционно-регрессионный анализ;

Непосредственную экспертную оценку.

Финансовое программирование - метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен:

Для установления приоритетов государственных расходов по направлениям;

Повышения эффективности расходования государственных средств;

Прекращения финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

В настоящее время в Российской Федерации широко используются целевые комплексные программы, представляющие систему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Финансовый контроль - стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов (эффективности). Таким образом, объект финансового контроля - это денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции управления; он призван обеспечивать интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для эффективного использования бюджетных средств. В первую очередь он предусматривает контроль за составлением, рассмотрением, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и других финансовых посредников, а также финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики касается лишь выполнения денежных обязательств перед государством, включая уплату налогов и других обязательных платежей, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных ассигнований и использовании кредитов, выполнение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Непосредственным предметом финансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относятся практически все операции, совершаемые с использованием денег.

Финансовый контроль способствует:

Сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

Обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

Выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов;

Обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

Эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

Максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль).

Таким образом, финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества. Важную роль в осуществлении эффективного финансового контроля играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, бюджетного, налогового). Отчетная документация - главный объект финансового контроля.

Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной и исполнительной власти всех уровней. На федеральном уровне по линии законодательной власти его осуществляет Федеральное Сּобрание РּФ. Пּарламентский финансовый контроль на всех стадиях бюджетного процесса входит в компетенцию соответствующих комитетов и комиссий. Пּостояּнно действующим органом государственного финансового контроляּ, образованным Фּедеральным Сּобранием РּФ и подотчетным ему, яּвляּется Сּчетная палата РּФּ. Еּе деяּтельность направлена на все субъекты хозяּйствованияּ, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности, органы месּтного сּамоуправленияּ, общесּтвенные организации, есּли они оперируют сּредсּтвами федерального бюджета, исּпользуют или управляּют федеральной сּобсּтвенносּтью либо есּли им предосּтавлены налоговые, таможенные льготы или иные преференции.

Пּо результатам обсּледований сּотрудники Сּчּетной палаты РּФ сּосּтавляּют предсּтавления и направляּют их руководителяּм проверенных организаций для приняּтия мер по усּтранению нарушений, а в сּлучּае выяּвления хищения госּударсּтвенных сּредсּтв дела передаютсּя в правоохранительные органы. Пּри выяּвлении нарушений даютсּя обяּзательные для исּполнения предписּанияּ. Пּри неоднократных нарушенияּх, по сּогласּованию с Гּосּударсּтвенной Дּумой, может быть приняּто решение о приосּтановлении всּех видов расּчּетных операций организации. Пּри этом Сּчּетная палата РּФ не наделена правамּи примּенения к нарушителяּм адмּинисּтративных мּер воздейсּтвияּ.

Вּажнейшим органом госּударсּтвенного финансּового контроля по линии исּполнительной власּти яּвляּетсּя Мּинфин Рּосּсּиּиּ, на который возложен контроль за формּиּрованиּем и иּсּполнениּем бюджета, расּходованиּем госּударсּтвенных сּредсּтв. Оּсּобая роль в осּущесּтвлениּи фиּнансּового контроля отводиּтсּя находяּщейсּя в его ведениּи Фּедеральной сּлужбе фиּнансּово-бюджетного надзора (ФּСּФּБּНּ), иּмּеющей сּвои терриּториּальные органы. ФּСּФּБּН - это федеральный орган иּсּполниּтельной власּтиּ. Еּго главная задачּа - контроль за обесּпечּениּем целевого и эффектиּвного иּсּпользованиּя бюджетных сּредсּтв, госּударсּтвенной сּобсּтвенносּтиּ, налоговых и бюджетных льгот, предосּтавляּемּых госּударсּтвомּ, а также за сּвоевремּенносּтью возврата и целевым иּсּпользованиּем бюджетных сּсּуд. Пּроведениּе контрольных мּероприּяּтиּй ФּСּФּБּН осּущесּтвляּетсּя в сּоответсּтвиּи с Пּланом контрольной работы, по поручּениּяּм Аּдмּиּниּсּтрациּи Пּрезиּдента РּФּ, полномּочּных предсּтавиּтелей Пּрезиּдента РּФ в федеральных округах, Сּовета Фּедерациּи и Гּосּударсּтּвенной Дּумּы, Аּппаратּа Пּравиּтּельсּтּва РּФּ, мּиּниּсּтּерсּтּв РּФּ, а тּакже в сּлучּаяּх обращениּй Сּчּетּной палатּы РּФּ, Гּенеральной прокуратּуры и правоохраниּтּельных органов РּФּ.

В сּреднесּрочּной персּпектּиּве органам фиּнансּового контּроля тּребуетּсּя сּущесּтּвенно пересּтּроиּтּь сּвою работּу по мּере перехода на бюджетּиּрованиּе, ориּентּиּрованное на результּатּ. Оּно позволиּт досּтּатּочּно чּетּко определяּтּь результּатּиּвносּтּь бюджетּных расּходов, а, сּледоватּельно, дасּт возмּожносּтּь расּсּчּиּтּыватּь эффектּиּвносּтּь иּсּпользованиּя сּредсּтּв. В сּвяּзи с этּиּм одной иּз осּновных задач контּрольּно-ревиּзиּонных органов сּтּанет разработּка мּетּодиּчּесּкиּх мּатּериּалов по формּалиּзациּи контּрольּных процедур и оценке эффектּиּвносּтּи госּударсּтּвенных расּходов по досּтּиּгнутּым резульּтּатּамּ.

Финансовая деятельность государства по управлению финансами - деятельность государственной власти, содержанием которой является непосредственная организация выполнения задач пополнения государственных фондов денежными средствами, справедливого их распределения и законного использования.

Управление представляет собой сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государственное воздействие на бизнес осуществляется через налоговую политику, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда, систему государственной поддержки предприятий через субсидии. То есть государство воздействует через финансы на экономику и социальную сферу, в основном, при реализации финансовой политики. Управление ведется через принятие финансового законодательства, утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных налогов, утверждение предельных размеров государственного долга и др.

Управление государственными финансами - набор стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной политики

Объектом управления выступает система финансов или совокупность денежных отношений.

Субъекты управления - финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций и др. Управление финансами выражается в финансовой политике - совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Основными субъектами управления государственными и муниципальными финансами в РФ являются Президент и Правительство РФ, законодательные органы власти, Минфин РФ, ФНС РФ, ЦБ РФ, Федеральное казначейство и другие.

Целями управления выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного долга, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.

Выделяют несколько форм и методов управления финансами государства:

Финансовое планирование;

Прогнозирование;

Программирование;

Финансовое регулирование;

Финансовый контроль;

Принятие финансового законодательства;

Система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Финансовое планирование - это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.

Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов.

Финансовое программирование - метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен:

Для установления приоритетов государственных расходов по направлениям;

Повышения эффективности расходования государственных средств;

Прекращения финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества.

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность уполномоченных органов по проверке соблюдения законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития государства.

Управление финансами регулируется высшими законодательными органами через принятие фин. законодательства , утверждение гос. бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и других финансовых параметров.

Основные методы мобилизации финансовых ресурсов гос-вом: налоги, кредит, страхование. Налог – обязательный, безвозмездный денежный платеж, взимаемый гос-вом с организаций и ФЛ. Кредит – предоставление ссуды кредитором заемщику в денеж. или товар.форме на условиях возвратности, срочности за опр. вознаграждение (в форме процента за пользование кредитом), где кредиторами и заемщиками выступают ЮЛ и ФЛ, гос. органы управления, правительство. Страхование – отношения по защите имущ. интересов ФЛ и ЮЛ при наступлении опр. событий (страховых случаев) за счет денеж. фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Управление финансовыми ресурсами предприятия - это совокупность целенаправленных методов, операций, способов и приемов воздействия на финансы для достижения необходимого результата. Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: регулирование, прогнозирование, планирование, страхование, самофинансирование, кредитование .

Данные методы можно разделить на две группы: первая группа - методы формирования финансовых ресурсов. К ним относятся регулирование, прогнозирование и планирование. Вторая группа - это методы управления финансовыми ресурсами, а именно, самофинансирование, кредитование, страхование.

Рассмотрим основные методы управления финансовыми ресурсами, которые могут использоваться на любом предприятии. К таким методам относится прогнозирование и планирование.

Прогнозирование деятельности предприятий - это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период. Результаты прогнозирования деятельности предприятий учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, при оценке ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров. Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю. Основная цель прогноза - определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка. При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные - на 1-1.5 года, среднесрочные - на 4-6 лет и долгосрочные - на 10-15 лет. В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

Прогнозирование необходимо так же для составления экономических планов развития.

Планирование - это процесс разработки и установления руководством предприятия, системы количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия, как в текущем, так и на перспективу.

Разработка и обоснование планов развития предприятия осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов. Наиболее совершенный метод разработки норм - расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются путем всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем изучения влияния различных факторов. Используются также и такие методы как хронометраж, фотография рабочего дня и др. В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде .

Составными элементами приведенных методов являются специальные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и т.д. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

бухгалтерская отчетность;

сообщения финансовых органов;

информация учреждений банковской системы;

информация товарных, фондовых, валютных бирж;

прочая информация.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

Управление финансами

дипломная работа

1.1 Основные задачи и методы управления финансами предприятия

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

Функциональное назначение. Оно состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

Единство финансовой системы - предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур. Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

Управление финансовыми ресурсами предприятия - это совокупность целенаправленных методов, операций, рычагов, приемов воздействия на разнообразные виды финансов для достижения определенного результата. В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование и планирование финансового состояния, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

бухгалтерская отчетность;

сообщения финансовых органов;

информация учреждений банковской системы;

информация товарных, фондовых и валютных бирж;

прочая информация.

Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.

Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

Планирование занимает одно из важнейших мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Существует оперативное управление, которое представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования. В условиях рыночной экономики одной из ключевых фигур на предприятии становится финансовый менеджер. Он ответствен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий. Однако если поставленная проблема имеет существенное значение для предприятия, он может быть лишь советником высшего управленческого персонала. Наконец финансовый менеджер, как правило, ответственный исполнитель принятого решения, он также осуществляет оперативную финансовую деятельность. Его деятельность включает в себя:

Общий финансовый анализ и планирование;

Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);

Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Финансовый менеджер часто входит в состав высшего управленческого персонала фирмы, поскольку принимает участие в решении всех важнейших вопросов.

В наиболее общем виде деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом: общий финансовый анализ и планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств); распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Логика выделения таких областей деятельности финансового менеджера тесно связана со структурой баланса, как основной отчетной формой, отражающей имущественное и финансовое состояние предприятия.

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел

В условиях рыночной экономики искусство управления предприятием всё в большей мере сосредотачивается на использовании внутреннего потенциала предприятия, на экономическом обосновании принимаемых управленческих решений, что требует совершенствования приёмов и методов финансового управления. Отсюда следует, что управление финансами предприятия - это эффективное управление потоками его денежных средств, складывающихся из двух взаимосвязанных направлений: поступления денежных средств и их использования. Другими словами, управление финансами представляет собой процесс, цель которого - улучшение финансового состояния предприятия и получение определённых финансовых результатов. Другими словами он связан с оптимизацией финансовых средств предприятия с целью получения собственниками максимального дохода.

Исходя из этой цели, среди основных задач эффективного управления финансами предприятия (финансового менеджмента) можно выделить:

1. Планирование и прогнозирование финансов предприятия (среди главных показателей финансового плана выделим объем капитальных вложений и реализации; прибыль; рентабельность).

2. Принятие целесообразных решений при инвестировании (среди показателей выделим оптимальные темпы роста объема реализации, структура привлекаемых средств, методы их мобилизации, способы инвестирования - за счет кредитов банка, выпуска акций или облигаций, срок кредита).

3. Координация финансовой деятельности фирмы со всеми ее службами.

4. Проведение операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, в том числе реализация собственных акций и облигаций.

Исходя из финансовой стратегии предприятия, обеспечение ликвидности и рентабельности является обязательным условием его экономического развития, причем обеспечение рентабельности может сочетаться с такими задачами, как завоевание рынка или просто выживание предприятия.

Финансовые результаты предприятия в значительной мере зависят oт того, чему на каждом конкретном этапе своего развития предприятие отдает предпочтение, - обеспечению ликвидности или рентабельности. Так, нацеленность на увеличение рентабельности, как правило, повышает риск возникновения неплатежеспособности и, следовательно, ликвидности. И наоборот, повышение ликвидности обратно пропорционально рентабельности. При умелом управлении финансами первичным должно быть обеспечение ликвидности предприятия на основе точной сбалансированности потребности и наличия денежных средств в обороте.

Если предприятие будет ориентироваться на максимальную прибыль и рентабельность, то оно будет мобилизовать все свои ресурсы,. в том числе за счет снижении ликвидности, отказа от финансовых pезервов, вовлечения в оборот заемных ресурсом в больших объемах и т. д. Если целью является завоевание ринка, тогда максимальная рентабельность приносится в жертву, здесь резко возрастают требования к ликвидности и наличию достаточно больших резервов. Если целью является выживание, главное для предприятия - удержать уровень нулевой прибыли при минимальных отклонениях от него при обеспечении ликвидности и наличии определенных резервов, причем основной опорой должны быть собственные источники.

Предприятие взаимодействует с другими предприятиями - поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, участвует в союзах и ассоциациях, в качестве учредителя вносит долю в формирование уставного капитала, вступает во взаимоотношения с банками, бюджетом, внебюджетными фондами и пр.

Финансовые отношения возникают только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия и его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, и их использование на цели развития предприятия.

Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения, т. е. первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала. Это важнейший источник формирования имущества любого предприятия. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия.

При создании предприятия уставный капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно-хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции.

Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми оно распоряжается самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.

Назначение амортизационных отчислений -- обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и нематериальных активов. В отличие от амортизационных отчислений, прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отношений, которые возникают между предприятием и государством по поводу распределения созданного чистого дохода.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные нужды ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление, и потребление определяют перспективы развития предприятия.

Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получения прибыли.

Направления инвестирования денежных средств могут быть различными: связанными как с основными видами деятельности предприятия по производству продукции (работ, услуг), так и с чисто финансовыми вложениями. Для получения дополнительных доходов предприятия вправе приобретать ценные бумаги других предприятий и государства, вкладывать средства в уставный капитал вновь образуемых предприятий и банков. Временно свободные средства предприятия могут обособить из общего денежного оборота и поместить в банк на депозитные счета.

Самофинансирование -- обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы предприятия и означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности средств потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита (для покрытия текущих затрат) и долгосрочных банковских кредитов (для использования на капитальные вложения).

Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счет:

* амортизационных отчислений;

* прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности;

* дополнительных паевых взносов участников в товариществах;

* средств, получаемых от выпуска облигаций;

* средств, мобилизуемых при помощи выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов;

* долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов);

Детализация методики анализа зависит от целей и задач, а также от различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения.

Основной целью деятельности предприятий в условиях рынка является удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

Выпускать высококачественную продукцию, обновлять ее в соответствии со спросом;

Рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

Разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятий на

рынке и корректировать их в соответствии с меняющимися обстоятельствами;

Внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

Заботиться о работниках, росте их квалификации, повышении

жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

Обеспечивать конкурентоспособность предприятия;

Проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие

Система управления финансами включает в себя следующие элементы:

Финансовые методы;

Финансовые рычаги (инструменты);

Правовое обеспечение;

Информационно-методическое обеспечение.

Финансовые методы это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов

Финансовые рычаги это инструменты, используемые в финансовых методах. К ним относят экономические показатели, через которые оказывается влияние на хозяйственную деятельность: прибыль, доход, налоги, финансовые санкции, цена, дивиденды и проценты, заработная плата, а также амортизацию, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции и др. Финансы важнейший инструмент, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику хозяйствующего субъекта (страна, регион, предприятие).

Финансовый механизм представляет собой систему организации, планирования и использования финансовых ресурсов.

В состав финансового механизма входят: финансовые инструменты, финансовые приемы и методы, обеспечивающие подсистемы (кадровое, правовое, нормативное, информационное, техническое и программное обеспечение).

Под финансовыми инструментами понимаются различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на фондовых рынках: денежные средства, ценные бумаги, опционы, форвардные контракты, фьючерсы и свопы.

Существуют различные подходы к трактовке понятия "финансовый инструмент". В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Финансовые активы включают:

· денежные средства;

· контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов;

· контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;

· акции другого предприятия.

К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:

выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию; обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).

Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).

Существует и более упрощенное понимание сущности понятия "финансовый инструмент". В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

В рыночной экономике на эффективность работы предприятия и организацию его финансовых отношений влияют разнообразные факторы, которые можно объединить в следующие группы:

Позитивные факторы - положительно, благотворно влияющие на деятельность предприятия;

Негативные факторы - отрицательно влияющие на его деятельность;

Внутренние - зависящие от деятельности самого предприятия;

Внешние - не зависящие от него.

К внутренним относят факторы связанные:

С личностью руководителя;

С ускорением НТП;

Совершенствованием организации производства, труда и управления (менеджментом) предприятием;

С организационно-правовой формой хозяйствования;

Со спецификой производства и отрасли;

С качеством и конкурентоспособностью продукции;

С амортизационной и инвестиционной политикой и т.п.

К внешним относят факторы, связанные с изменениями:

Конъюнктуры мирового и внутреннего рынка;

Политической обстановки;

Инфляционных процессов и экономической политики государства

Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами:

выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

лидерство в борьбе с конкурентами;

максимизация рыночной стоимости фирмы;

приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;

рост объемов производства и реализации;

максимизация прибыли;

минимизация расходов;

обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

Приоритетность той или иной цели может выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения на данном сегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбранной цели во многом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсами предприятия.

Управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. В ее рамках решаются следующие вопросы:

Каковы должны быль величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:

Финансы коммерческих предприятий и организаций,

Финансы некоммерческих организаций.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Исходя из вышеизложенного становится понятно, управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами.

Под термином «управление» понимается сознательное воздей­ствие на объект управления в целях его развития и совершенствова­ния. В управлении финансами, как ив любой другой управляемой си­стеме, выделяют объекты и субъекты управления.

Объекты управления финансами - разнообразные виды (сферы) финансовых отношений. Разным подсистемам финансов (объектам управления) соответствуют определенные субъекты управления. Гос­ударственными финансами управляют органы государственной власти и управления. Финансами хозяйствующих субъектов управляют их
высшие исполнительные органы управления, включая финансовые службы. Государство регламентирует финансовую деятельность хо­зяйствующих субъектов, т.е. в условиях рыночной экономики финан­сы хозяйствующих субъектов управляются ими самостоятельно, но по правилам, которые устанавливает государство.

Совокупность всех организационных структур, осуществляю­щих управление финансами, составляет финансовый аппарат, соот­ветственно, государства или хозяйствующего субъекта.

Процесс управления финансами включает в себя не только управление объектами, но и совершенствование деятельности и орга­низации самих субъектов управления.

Цель управления финансами государства - обеспечение финан­совой устойчивости, проявляющейся в макроэкономической сбалан­сированности, профиците бюджета, оптимизации государственного долга, твердости национальной валюты, снижении темпов инфляции, повышении благосостояния населения.

Цель управления финансами хозяйствующих субъектов - обес­печение финансовой стабильности предприятия, создание устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.

Общее (стратегическое) управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления: Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, Президент РФ и Прави­тельство РФ.

Федеральное Собрание РФ утверждает федеральный бюджет и отчет о его исполнении, принимает законы о налогах, сборах, обяза­тельных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Президент РФ определяет цели финансовой политики, регла­ментирует деятельность финансовой системы, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государ­ственную Думу РФ федеральный бюджет и обеспечивает его испол­нение, выступает как координирующий центр управления финансами.

Основным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку и осуществление финансовой политики государства, явля­ется Министерство финансов РФ. В частности, Минфин России вно­сит на рассмотрение Правительству РФ проекты федеральных зако­нов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и других документов, по которым требуется решение вопросов, относящихся к сфере ведения Минфина России и федеральных служб, находящихся в его подчинении.

Федеральное казначейство отвечает за кассовое исполнение бюджета.

Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими фе­деральными органами исполнительной власти, исполнительными ор­ганами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ.

Важнейшим органом реализации денежно-кредитной и финан­совой политики является ЦБ РФ. Банк России имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, он является юридическим лицом и может осуществлять определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками, государством (бюджетом) и другими субъ­ектами. С другой стороны, он же наделен широкими полномочиями по управлению денежно-кредитной системой России.

В управлении финансами можно выделить такие важнейшие ме­тоды и формы (функциональные элементы), как планирование (в том числе программирование), прогнозирование, оперативное управление, контроль.

Применительно к финансовому планированию - это деятель­ность по обеспечению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.

Финансовое программирование является методом финансового планирования, использующим программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их до­стижения.

Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства и хозяйствующих субъектов. Цель финансового прогнозирования состоит в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их образования и использования их в прогнозируемом периоде.

Прогнозные и плановые расчеты базируются на использовании различных методов: экстраполяции, нормативного, математического моделирования, балансового.

Метод экстраполяции заключается в том, что плановые финан­совые показатели определяются на основе анализа их динамики за ряд предшествующих периодов и выявления наметившихся тенденций ро­ста или снижения.

Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов (экономических, технических, финансовых и др.). Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономиче­ских, социальных и финансовых процессов.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми заданиями, выявлять резервы роста эффективности.

Управление финансами основано на знании объективных эконо­мических законов, закономерностей развития общества, а также на знании и неукоснительном соблюдении финансового, бюджетного, налогового и других законодательств.