От чего умерла дженис джоплин. Невероятная и трагичная судьба дженис джоплин

Дженис Джоплин (Джэнис Джоплин, англ. Janis Lyn Joplin; 19 января 1943, Порт-Артур, штат Техас - 4 октября 1970, Лос-Анджелес) - вокалистка, работавшая с рядом коллективов в жанре блюз-рока и психоделического рока. Многими считается величайшей вокалисткой в истории рок-музыки.

Дженис Лин Джоплин родилась 19 января 1943 года в Порт-Артуре, Техас, в семье Сета Джоплина, рабочего компании Texaco (с братом и сестрой, Майклом и Лорой). В школе (Thomas Jefferson High School, Порт-Артур) Дженис была примерной ученицей, выставляла собственные рисунки в местной библиотеке и в целом соответствовала нормам общественных ожиданий. Однако подруг у нее не было: она общалась исключительно с парнями. Один из них, футболист по имени Грант Лайонс, и познакомил ее с творчеством Лидбелли, сделав страстной поклонницей этой музыки. Вскоре Дженис начала и сама исполнять блюз. Психологические проблемы (связанные, основном, с лишним весом) начались в подростковом возрасте: Дженис тяжело переживала издевательства одноклассников и страдала от ненависти к себе и окружающему миру. В эти годы сформировался взрывной характер Дженис Джоплин, которая «стилизовала» себя под своих блюзовых героинь (Бесси Смит, Биг Мама Торнтон, Одетта).

В 1960 году, закончив школу, Дженис поступила в колледж Ламар (Бомон, Техас); лето 1961-го провела в Венеции (районе Лос-Анджелеса) среди битников, а осенью, вернувшись в Техас, поступила в университет, где и вышла впервые к микрофону на сцену, продемонстрировав выразительный вокал с трехоктавным рабочим диапазоном.

Первой группой Дженис Джоплин стала Waller Creek Boys, где играл Р. Пауэлл Сент-Джон, писавший песни для 13th Floor Elevators (и позже основавший Mother Earth). Здесь в её голосе и появилась первая хрипотца, позже разросшаяся до неимоверных масштабов. Разрыв со студенческой средой произошёл в январе 63-го. После того, как одна из университетских газет присвоила ей титул «самого страшного из ребят», Дженис собрала вещи и с приятелем по имени Чет Хелмс на попутках отправилась в Сан-Франциско, где очень скоро стала популярной фигурой на «кофейной» сцене выступая с Йормой Кауконеном (позже - гитаристом Jefferson Airplane).

25 июня 1964 года дуэт записал семь блюзовых стандартов («Typewriter Talk», «Trouble In Mind», «Kansas City Blues», «Hesitation Blues», «Nobody Knows You When You’re Down And Out», «Daddy, Daddy, Daddy» и «Long Black Train Blues»), которые позже были выпущены бутлегом («The Typewriter Tape»). В качестве перкуссии здесь была использована пишущая машинка, на которой стучала Маргарита Кауконен.

Первые эксперименты с амфетаминами поначалу помогли певице избавиться - как от депрессии, так и от лишнего веса, но уже через два года она оказалась в реабилитационой клинике, истощенная и опустошенная.

Весной 1966 года старый знакомый Чет Хелмс пригласил Джоплин в Big Brother & the Holding Company - группу, делами которой управлял он сам. Хелмс, один из лидеров хиппи-коммуны Family Dog, владел концертным залом Avalon Ballroom: здесь и обосновался в качестве резидентов ансамбль в составе: Сэм Эндрю (вокал, гитара), Джеймс Герли (гитара), Питер Албин (бас), Дэвид Гетц (ударные) и Дженис Джоплин (вокал).

10 июня 1966 года состоялось первое выступление нового состава группы в «Авалоне». Певица мгновенно установила контакт с аудиторией и тут же сделалась местной звездой. Спустя два месяца Big Brother подписали контракт с независимым лэйблом Mainstream Records и отправилась в студию записывать дебют, который выпущен был лишь год спустя, после того, как Дженис Джоплин произвела фурор на фестивале в Монтерее (июнь 1967 года), где она «привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения». Её выступление с «Ball and Chain» стало центральным эпизодом фильма «Monterey Pop», который и по сей день считается шедевром рок-документалистики.

После фестиваля новый менеджер Алберт Гроссман (который вел также дела Боба Дилана) обеспечил группе котракт с Columbia Records. Mainstream Records все-таки выпустили залежалый (но при этом не вполне доработанный) дебют Big Brother & the Holding Company, который в августе 67-го появился на 60-м месте в списках Биллборда (позже Columbia выкупила права на пластинку и сделала её хитом).

16 февраля 1968 года группа начала свое первое турне по Восточному побережью, которое завершилось 7 апреля большим концертом в Нью-Йорке памяти Мартина Лютера Кинга, где также выступили Джими Хендрикс, Бадди Гай, Ричи Хэвенс, Пол Баттерфилд и Алвин Бишоп.

Дженис не назовешь красавицей в привычном смысле слова, но она, несомненно, - секс-символ, пусть и в несколько неожиданной „упаковке“. В её голосе соединились душа Бесси Смит, блеск Ареты Фрэнклин, драйв Джеймса Брауна… Взмывая к небесам, этот голос не знает границ и словно бы порождает в себе божественную многоголосицу. - Village Voice, 22 февраля 1968 года о концерте группы в нью-йоркском Anderson Theatre.

В марте 68-го группа приступила к работе над вторым альбомом, Cheap Thrills (первоначальный вариант заголовка: «Dope, Sex and Cheap Thrills» по понятным причинам пришлось сократить). 12 октября того же года пластинка, обложку которой оформил знаменитый в андерграунде карикатурист Роберт Крамб, возглавил списки «Биллборда» и продержался на вершине 8 недель. Способствовал успеху группы в чартах и хит Piece Of My Heart. Live at Winterland ‘68, записанный в зале Winterland Ballroom 12-13 апреля 1968 года также собрал восторженные отзывы прессы.

Едва только альбом уступил место на вершине Джими Хендриксу («Electric Ladyland»), как Джоплин с гитаристом Сэмом Эндрю покинула Big Brother и собрала собственный ансамбль Janis & the Joplinaires, вскоре переименованный в Janis Joplin & Her Kozmic Blues Band. Этот постоянно менявшийся состав просуществовал год, но успел провести европейское турне, завершившееся триумфальным концертом в лондонском Альберт-Холле 21 апреля 1969 года. Летом группа выступила в серии фестивалей (Ньюпорт, Атланта, Новый Орлеан, Вудсток), и её увидели более миллиона зрителей.

В октябре 1969 года I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! вошёл в первую пятерку «Billboard 200» и вскоре стал золотым. В целом, однако, группа была принята хуже, чем Big Brother. Свой последний концерт она дала 21 декабря 1969 года в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден.

Распустив коллектив, Джоплин собрала The Full Tilt Boogie Band - в основом, из канадских музыкантов (бас-гигитарист Джон Кемпбелл, экс-Pauper, гитарист Джон Тилл, пианист Ричард Белл, органист Кен Пирсон, ударник Кларк Пирсон). В апреле группа собралась на первую репетицию, а в мае дала свои первые выступления (в Сан-Рафаэле, Калифорния). Прежде чем начать летнее турне с The Full Tilt Boogie Band, Дженис 4 апреля 1970 года выступила в концерте-реюнионе с Big Brother & The Holding Company в зале Fillmore West в Сан-Франциско.

Летом 1970 года Джоплин и The Full Tilt Boogie Band приняли участие в суперзвездном канадском турне вместе с The Band и The Grateful Dead. Из-за финансовых неурядиц гастроли пришлось приостановить. Документальные кинокадры выступлений Джоплин были обнародованы лишь спустя тридцать лет после её смерти.

В сентябре Дженис Джоплин с группой приступила к работе над альбомом Pearl, пригласив в студию продюсера Пола А. Ротшильда, прославившегося работой с The Doors. К этому времени она уже катилась вниз по наклонной плоскости, подгоняемая героином и алкоголем, которые лишь усугубляли нараставшую депрессию. 4 октября 1970 года после возлияния в «Барниз Бинери» на Бульваре Санта-Моники, Дженис Джоплин была найдена мертвой в номере отеля «Лэндмарк» - в тот самый день, когда должна была записать вокал к последнему треку альбома, «Buried Alive in the Blues» (буквально: «заживо похороненная в блюзе»). Ей было всего 27 лет. На причину смерти недвусмысленно указывали следы от свежих инъекций. Её последними записями стали «Mercedes Benz» и аудиопоздравление Джону Леннону с днем рождения от 1 октября, которое прибыло к нему в день смерти певицы. Останки Дженис были кремированы и пепел рассеян по калифорнийскому побережью.

Вскоре после смерти Дженис Джоплин вышел альбом Pearl. 27 февраля 1971 года пластинка возглавила Billboard 200 и продержалась на вершине 9 недель. Отсюда же вышел и единственный чарт-топпер Дженис Джоплин в Billboard Hot 100 - композиция Криса Кристоферсона «Me and Bobby McGee» (20 марта 1971 года), финальный аккорд стремительной и яркой творческой жизни, оставившей неизгладимый след в истории рок-музыки.

В 1979 г. любимая актриса Джоплин, Бетт Мидлер, сыграла певицу в фильме «Роза» и была представлена за эту роль к премии «Оскар» за лучшую женскую роль. В 1990-х одним из самых популярных бродвейских мюзиклов был «Love, Janis», основанный на биографической книге сестры Дженис. На 2008 год запланирован выход нового боевика о её судьбе - «Евангелие от Дженис».

Дискография:
Janis Joplin & Jorma Kaukonen:
The Typewriter Tape (1964)
Big Brother and the Holding Company:
Big Brother & the Holding Company (1967)
Cheap Thrills (1968)
Live at Winterland ‘68 (1998)
Kozmic Blues Band:
I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! (1969)
Full Tilt Boogie Band
Pearl (1971, посмертно)
In Concert (1972)

Janis Joplin
ДЖОПЛИН, ДЖЭНИС (1943–1970), американская рок-певица, по мнению критиков – воплощение рок-культуры 1960-х годов. Родилась в Техасе 19 января 1943 в благополучной семье. В 17-летнем возрасте ушла из дома и в надежде стать певицей отправилась в Калифорнию. В середине 1960-х годов выступала в маленьких клубах Сан-Франциско, исполняя вещи из репертуара своих кумиров – фолксингеров и блюзовых исполнителей. Привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения. В это время группа «Биг бразер энд холдинг компани» искала вокалистку, и кто-то вспомнил про удивительную певицу из Техаса. Джэнис вернулась в Сан-Франциско и стала солисткой группы. Первый успех пришел к ней в 1967 на рок-фестивале в Монтерее, где она поразила слушателей пронзительно-энергичными рок-версиями блюзов и кантри-баллад. Джоплин не пела, а выкрикивала строчки песен, передавая всю горечь, боль и страдания блюзовых композиций. В начале 1968 состоялись первые гастроли Джэнис Нью-Йорке. Студия «Коламбия» быстро распознала в солистке «Биг бразер» многообещающий талант, и группа получила контракт. Альбом Дешевые страсти (Cheap Thrills, 1968) почти сразу стал бестселлером. Однако Джэнис решила бросить группу ради сольной карьеры. Ее дебютный альбом Опять меня охватила эта вселенская тоска, мама (I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama!), где соединились стили блюз, соул и рок, вышел в 1969 и сразу попал в хит-парады. Осенью 1970 Джэнис отправилась в Лос-Анджелес работать над записями для очередного альбома, но закончить работу не успела. Умерла Джоплин в Лос-Анджелесе 3 октября 1970. Вышедший посмертно альбом Жемчужина (Pearl, 1971) разошелся миллионным тиражом, а сингл Я и Бобби Макги (Me and Bobby McGee) возглавил хит-парад журнала «Биллборд». В 1980-е годы вышли два альбома с ранее не издававшимися записями певицы 1960-х годов – Прощальная песня (Farewell Song, 1982) и Биг бразер энд холдинг компани лайв (Big Brother and Holding Company Live, 1985). О жизни и творчестве Джоплин снят фильм Роза (The Rose) c Бетт Мидлер в главной роли, издано несколько биографий, в частности Заживо погребенная (Buried Alive) Майры Фридмана. Из творческого котла Хэйт-Эшбери вышли также Big Brother and the Holding Company, с которыми выступала самая интересная певица того периода Janis Joplin. Как и многие музыканты, выросшие в районе Калифорнийского залива, она воспитывалась на блюзе и фолке. Но летом ‘67 переработки блюзовых номеров все чаще перемежались солнечными фантазиями мягкого рока, а затем музыка стала более тяжелой, более резкой.Jeremy Pascall «The illustrated history of rock music», Глава 4. Эра рока: 1967 - 1970.В музыкальном плане Джэнис дала року совсем немного: она оставила после себя всего лишь несколько пластинок. Ее значение в другом: она доказала, что женщины могут петь рок не хуже мужчин. Это была разбитная девка: много пила, принимала наркотики, о ее сексуальных победах ходит много легенд. На сцене она была неподражаема: мощный голос, абсолютная раскованность, личный магнетизм. Она орала свои блюзы так, как прочувствовала их. Нелегкая жизнь болью и ненавистью ворвалась в ее песни. Публика любила ее, любила страстно и похотливо. На сцене она была счастлива, вне сцены - нет. Однажды она призналась: «На сцене я занимаюсь любовью с 25 тысячами людей, а потом иду домой одна».
Она умерла 4 октября 1970 года в номере одного голливудского отеля. Jeremy Pascall «The illustrated history of rock music», Глава 5. Расколотые семидесятые.

Ты помнишь Дженис Джоплин?
Ты помнишь, как она просила тебя вернуться? А как она любила? Дженис и любовь подобны электрическому заряду. Ты когда-нибудь видел, как зажигаются на небе звезды? Вот так зажглась одна из них…
Маленькая Дженис Лин родилась в 9-45 19 января 1943 года в Порт Артуре, Техас. Ну разве не начало для доброй сказки? Сказки с грустным концом…
Дженис влюблялась с самого детства. Одним из первых ее мальчиков был парнишка с незатейливым именем Джек Смит. Вместе они читали книги, среди которых было Евангелие. Детство еще шло: однажды Дженис пришла к Джеку, чтобы он пригласил ее на фильм «10 заповедей». У бедного мальчишки не появилось лучшей идеи, чем разбить свинью-копилку и со всей этой мелочью придти в кино. Пока он разбирался с билетершей, Джен стояла в стороне. «Извините, я проиграл деньги в пари с другом», – сказал он. Похлопывая его по плечу, девочка засмеялась: «Не надо врать, если ты идешь посмотреть фильм о боге…»
Ближе к 14 годам она начала меняться. По словам ее сестры Лоры, в доме начинались военные баталии, если матери приходило в голову постирать вещи Дженис («Они же были в недостаточной кондиции загрязнения!»). Она пробовала быть «одной из» среди мальчишечьей компании. Они были старше, но позволили ей стать таким же оборванцем, какими были сами. Вместе они слушали Одетту и Лидбелли, читали Керуака и мечтали о романтике больших дорог.
Дженни и была смешным и милым пацаненком. Когда компания обсуждала кто поведет машину в очередной раз, она кричала: «Ведет тот, у кого самые большие яйца» и, смеясь, садилась за руль. Возможно, ощущение себя девочко-мальчиком и привело Дженис к свободной любви конца 60-х.
После первой поездки в Сан-Франциско компания Дженис устроила вечеринку. Теперь у каждого ее приятеля была девушка или жена. Это давило на нее: «Здесь Джек и Нова, Джим и Рей, Эдриан и Глория, тот и этот, но здесь всегда одна Дженис Джоплин».
Вскоре у нее появился друг Сетт, который просил ее руки и сердца. Свадьба планировалась через несколько месяцев после Рождества. Казалось, маленькая девочка нашла то, что ей было нужно. Однажды вечером Дженни сказала своей сестре: «Я бы хотела, чтобы у меня были длинные, красивые волосы. Днем я бы их убирала, но каждый вечер я бы расплетала волосы перед своим мужем. Прядка за прядкой».
Они вели переписку, но вскоре он перестал писать совсем. О свадьбе больше не говорили.
В своей книге «Заживо погребенная» Мира Фридман говорит о том, что внутренний эмоциональный мир Дженис был слишком маленьким, чтобы переживать за людей, стараться доставлять им радости. Ей больше нравилось, когда кто-то заботился о ней, любил ее…
Еще одним ее пунктиком было то, что она обожала распространять про себя разного рода истории. О начале своей известности она предпочитала рассказывать так: «I was fucked into being in Big Brother» (непереводимая игра слов…). Сейчас уже сложно и, наверное, не нужно узнавать так ли это было или нет.
Говорят, что все «Большие братья» были так или иначе близки с Дженис, говорят, что свидания на одну ночь были обыденным для нее делом (но не главным, уж точно), говорят, что среди ее мужчин были Джим Моррисон и Джими Хендрикс.
Хотите верьте, хотите – нет, но с Джимом Дженис встретилась единственный раз и этот раз был неудачным. Пол Ротшильд (продюсер Дженис и Doors) организовал вечер для прессы. Между глотками своего любимого виски Дженис указала пальцем на Моррисона и сказала: «Я хочу этот кусок мяса». Когда же он попытался залезть к ней в машину и быть максимально ближе, она начала сопротивляться и запустила пустой бутылкой ему в голову. Надо сказать, Джим был без ума от таких женщин. Он любил насилие.
В одном из интервью она сказала: «Я готова бросить все то, что у меня есть, если в моей жизни появится человек, способный любить меня».
Наверное, «тем самым» должен был стать Девид Ниехаус, с которым Дженис познакомилась во время карнавала в Рио, в феврале 1970. Само знакомство было своеобразным:
- Хей, ты напоминаешь мне какую-то рок-звезду. Джоплин что ли…
- Я и есть Дженис Джоплин!
Не смотря на ее известность и тщеславие, Девид увидел человека, а не икону. Им было хорошо, когда они были вместе. А когда им пришлось расстаться на пару дней, к Джен пришла ее старая «подруга» Пегги Казерта.
Что говорить… главным в жизни Дженис Джоплин всегда была музыка. Она сбегала от нее к любовникам, но как-никак «час выступления на сцене это как сто оргазмов сразу», потому что «ты можешь все бросить, бросить дом и друзей, детей и друзей, стариков и друзей, все что угодно что есть в этом мире, за исключением музыки».
Быть Дженис Джоплин и не страдать от камня на шее, прозванного эфемерным словом «любовь» нельзя. Она пропустила все свои пассии через свое творчество и отпустила их.
А ты ушел, хлопнув дверью.
И она ушла, сказав лишь: «I’ve got a secret».


Из всех рок-звезд Дженис Джоплин, пожалуй, единственная, судьба которой сложилась особенно трагично. Ее жизнь - это сплошные любовные неудачи, бесчинства, пьянки, наркотики. И за всем этим неприглядным фасадом единственное желание: любить и быть любимой.



Дженис Джоплин родилась в 1943 г. в Техасе. В ее семье и окружении традиции соблюдались в высшей степени строго. И она очень скоро восстанет против них, уже в лицее заявляет о себе, как о непокорной личности.

Техас в то время был расистским штатом, и ее товарищи не понимали, какона осмеливается выступать в защиту негров.

Дженис не была привлекательной, кроме того, у нее были проблемы с весом. Из чувства противоречия, а также потому, что ее внешность не позволяла ей разыгрывать карту женственности, она бросается в другую крайность и строит из себя девицу с мальчишескими замашками: одевается только в брюки и рубашку, не красится, ругается матом и не идет не на какие компромиссы.

"По этим причинам, - вспоминает один ее товарищ, - другие ученики издевались над ней и преследовали. Она вела себя как бунтарь в то время, когда даже у взрослых возникали серьезные неприятности, если они пытались нарушить установленные порядки. А это была девочка".

В 18 лет Дженис отправляется на несколько дней в Лос-Анджелес и попадает в квартал, где обосновалась колония хиппи. Оттуда она возвращается в восторге. "Наконец я встретила таких же людей, как и я", - говорит она своим друзьям.

В то время движение хиппи в Соединенных Штатах все больше и больше набирало вес. Хиппи протестовали против войны во Вьетнаме и отвергали все ценности капиталистического общества.

Дженис немедленно примкнула к этому движению, приняв не только взгляды хиппи, но и их непомерное увлечение наркотиками и сексом. "В течение долгого времени, - вспоминает одна ее подруга, - Дженис очень робела в присутствии мальчиков. Я думаю, она комплексовала из-за своей внешности. Она общалась с ними, но отказывалась от всякого сближения. Затем, начав курить марихуану, она почувствовала себя раскрепощенной и стала отдаваться всякому, кто носил брюки. Мне кажется, что таким образом она мстила другим девушкам, у которых уже давно были парни, тогда как к ней никто даже не приближался".

Ее сексуальные подвиги стали притчей во языцех в маленьком городке, где даже сейчас люди вспоминают об одном вечере, когда Дженис отдалась всем членам местной футбольной команды в честь их победы.

Дженис начала петь с одной местной группой и принимать все больше наркотиков. Она курила марихуану, принимала ЛСД и поглощала огромное количество секонала. "В некоторые вечера, - вспоминает Джули Пол, - под воздействием наркотиков она полностью теряла над собой контроль. Выбегала посреди ночи на улицу и кидалась под машины или билась головой о стены". Когда эйфория проходила, Дженис неизменно впадала в тягчайшие депрессии, так как ничто в мире не могло скрыть правду: она была отвергнута всеми. Она была одна.

Без всякого сожаления она покидает Техас и уезжает в Сан-Франциско. Для Дженис это был рай на земле.

Ведь город переживал культурную социальную революцию. Молодые люди, приехавшие сюда со всего света, старались построить новое общество, девизом которого стало бы "Любовь и мир". Парни носили длинные волосы, девушки - длинные цветастые юбки. Секс и наркотики воспринимались здесь спокойнее, чем в Техасе. Кроме того, это был центр музыки.

Дженис сразу же почувствовала себя, как дома. Она присоединилась к одной группе и стала выступать в местных клубах, пока один менеджер не заметил ее и не записал первый диск.

"Дженис была необычайно талантлива, - вспоминает один из ее гитаристов. - Проблема заключалась только в том, что она рассматривала жизнь как нескончаемый праздник. Она думала только о том, чтобы выпить и заняться любовью. Иногда на сцене она была великолепна, а иногда - совершенный нуль. Публика никогда не знала, сможет Дженис петь или нет".

Но в 1965 г. Дженис внезапно осознает, что физически деградирует. Она решает покинуть этот "рай", вернуться в Техас и выйти замуж. Она познакомилась с одним молодым канадцем, который представился ей фармацевтом (он основал компанию по импорту лекарств только для того, чтобы иметь возможность доставать наркотики). С короткими волосами, в костюме и галстуке, он оказался антиподом длинноволосым хиппи. Поэтому он показался Дженис спасителем, посланным для того, чтобы вытащить ее из ада, в котором она жила. Дженис провела год в Порт-Артуре, готовясь к браку.

Жених навещал ее несколько раз, дата была уже назначена. Мать Дженис сшила ее подвенечное платье, но в день церемонии жених не явился в церковь.

Для Дженис это был страшный удар. Она, которая в глубине души стремилась к нормальной жизни, отреагировала с пугающей злобой самоубийцы. Она решила, что жизнь - это сплошной обман, и с головой окунулась в поиск развлечений. Вернулась в Сан-Франциско, стала постоянной клиенткой заведений для лесбиянок и перешла к сильным наркотикам.

В профессиональном плане ей сопутствовала удача. Она заключила контракт, и ее первый альбом сразу же поставил ее в один ряд с самыми крупными звездами. Мощный, волнующе-хрипловатый голос Дженис завораживал публику.

Деньги, которые ей начали поступать, она тратила на алкоголь и наркотики. На фестивале в Монтерсе, на котором она была звездой, ей повстречался Джимми Хендрикс. "Они мгновенно признали друг друга, - вспоминает ее ударник. - Они одинаково прожигали свои жизни и, кроме того, оба испытывали сексуальный голод". Джимми и Дженис провели вместе ночь и встретились еще несколько раз. У них мог начаться настоящий любовный роман, но через три недели Дженис решила порвать с Хендриксом из-за его жестокости; он любил бить своих партнерш. Джимми мог быть даже опасен и несколько раз вынужден был заплатить крупные суммы своим случайным любовницам, чтобы они не подавали на него в суд. Именно с Джимми Дженис открыла и полюбила героин.

После Хендрикса у Дженис была еще любовная связь с рок-звездой Джимом Моррисоном. "Джим и Дженис спали вместе, хотя и не переносили друг друга, - рассказывает владелец клуба, в котором они познакомились. - Они без конца скандалили".

Дженис с оркестром на долгие месяцы уезжала в турне. Каждый вечер после концерта она шла в какой-нибудь ночной клуб и искала любовника или любовницу на ночь. Часто ее поиски были безуспешными, и она проникалась завистью к своим товарищам, у которых не было недостатка в выборе. Однажды в одном итальянском ресторане в Нью-Йорке она взорвалась: "Это нечестно, парни! У вас всегда есть девушки, которых вы хотите, а мне нужно таскаться, чтобы найти типа, который бы не боялся меня трахнуть". Она повернулась к своему секретарю и приказала: "Давай, иди на улицу и приведи мне первого симпатичного парнишку, которого встретишь".

Через четверть часа секретарь вернулся с длинноволосым парнем, одетым в африканское пальто и говорящим с британским акцентом. Дженис оглядела его с ног до головы. "Неплох, - одобрила она. - Садись, красавчик. Знаешь, кто я? Дженис Джоплин. А кто ты?" Парень ответил: "Эрик Клептон".

Начиная с 1969 г., окружение Дженис начало серьезно беспокоиться за нее. Она все больше пила и кололась. Нужно было регулярно отменять выступления, так как она была не в состоянии подняться на сцену.

В 1970 г. Дженис встретила человека, который предложил ей руку и сердце. Его звали Сет Морган, он был дилер, и они познакомились, когда он приносил ей кокаин. Дженис влюбилась в него и начала строить планы: они откажутся от наркотиков, поженятся, она порвет с миром рок-н-ролла. Ее интересовало кино, и в этот момент молодой артист, режиссер Джек Николсон предложил ей роль в фильме. Дженис записалась на курсы драматического мастерства, но ни разу там не появилась. Ее связь с Сетом принимала для нее нежелательный оборот. Он все время отсутствовал, и она, наконец, поняла, что он не собирается на ней женится.

4 октября 1970 г. после сеанса записи в Сансет Саунд в Лос-Анджелесе она заперлась в своей комнате и ввела огромную дозу героина. Дженис умерла быстро, но ее нашли только через восемнадцать часов. Следователь заявил, что смерть наступила в результате передозировки. "Доза настолько огромная, чтоэто явное самоубийство", - говорил он.

Цитаты Дженис:
Быть интеллектуалом — значит задавать себе множество вопросов, не находя на них ответа. Ты можешь посвятить всю свою жизнь какой-то идее — и всё равно возвращаться домой в одиночестве…

Быть свободным — сложно, но это стоит того!

Хиппи верят в то, что мир может стать лучше. Битники же знают, что лучше не станет, и говорят: да пошёл бы этот мир к чёрту, будем отрываться и хорошо проводить время

На сцене я занимаюсь любовью с 25 000 человек, а домой возвращаюсь в полном одиночестве…

Зачем я живу? Для чего я? В чем смысл моего существования

По-моему, я думаю слишком много. Вот почему я пью!

Какая я вам звезда! После концерта, разбитая, прихожу в гримерку, волосы всклокочены, одежда запачкана, нижнее белье разорвано... У меня страшная мигрень, я не могу найти второй ботинок. Мне не к кому возвращаться домой, и я, подвыпивши, умоляю своего менеджера подбросить меня в пустую квартиру. Разве так бывает у звезд?..

Дженис Лин Джоплин родилась 19 января 1943-го, а умерла 4 октября 1970 года, но за свою короткую жизнь благодаря эмоциональному исполнению песен и вулканическим перфомансам она успела завоевать миллионы сердец по всему миру и оставить неизгладимый след в истории рока. Детство певицы прошло в небольшом техасском городке Порт Артур. С ранних лет девочка, слывшая среди сверстников "гадким утенком", интересовалась литературой и рисованием, а больше всего ее привлекала музыка. В подростковом возрасте Дженис попала в среду битников, в чьих кругах были популярны фолк, джаз и блюз. Джоплин очень понравился блюз, и она стала копировать манеру таких исполнительниц жанра как Бесси Смит. Сначала Дженис выступала в небольших техасских кофейнях, а затем вместе с битниками начала кочевать по другим штатам. Эта свободная жизнь привела певицу к знакомству с алкоголем и наркотиками, с которыми она теперь неразрывно связывала музыку.

Изрядно попутешествовав, Дженис вернулась домой, но сидеть на одном месте было неинтересно, и она отправилась в Калифорнию. Поводом для этого вояжа послужило предложение старого приятеля Чета Хелмса пройти прослушивание в одной группе. По прибытии в Сан-Франциско Джоплин быстро растворилась среди хипповой коммуны и стала участницей ансамбля " ".

Эта команда, исполнявшая психоделический блюз, гастролировала по калифорнийскому побережью и за пределами региона была не слишком известна. "Большой Брат " заключил контракт с "Mainstream Records" и выпустил на этой фирме один альбом и два сингла. Однако, поскольку лейбл был маленьким и раскруткой дисков практически не занимался, первые релизы не произвели почти никакого эффекта. Когда наступило "лето любви", "Big Brother And The Holding Company " выступили на международном поп-фестивале в Монтерее, и это оказался их звездный час. Сногсшибательное исполнение песни "Ball And Chain" привлекло к группе большое внимание, и тут же за дело взялся известный менеджер Альберт Гроссман. Он перевел "Большого Брата " с "Mainstream" на "Columbia Records", где в августе 1968-го вышел альбом "Cheap Thrills".

Пластинка уже по предзаказам завоевала золотой статус, а такие хиты как "Piece Of My Heart" и "Summertime" вывели команду на большие площадки. Кстати, поскольку львиная доля успеха принадлежала Дженис Джоплин, группу теперь стали представлять как "Janis Joplin With Big Brother And Holding Company ". Доходы музыкантов резко подскочили, и они пересели на дорогостоящие наркотики. На фоне происходящего отношения в коллективе стали портиться, и группа вскоре распалась.

Дженис начала сольную карьеру и, прихватив из "холдинга " гитариста Сэма Эндрю, набрала себе новый сопровождающий состав "Kozmic Blues Band". Поскольку она теперь была полновластной хозяйкой, то от психоделики певица вернулась к своему любимому соул-блюзу. Смена направления, обозначенная на альбоме 1969 года "I Got Dem Ol" Kozmic Blues Again Mama!", вызвала в Штатах неоднозначную реакцию, зато Европа захлебывалась от восторга. Между тем увлечение Дженис алкоголем и наркотиками продолжалось, но однажды певица попыталась вырваться из порочного круга и сократила потребление "спида". Собрав новую команду "Full Tilt Boogie Band", Джоплин взялась за запись второго сольного альбома. На "Pearl" певица окончательно сформировала свое видение белого блюза и была очень счастлива с этой музыкой. К сожалению, во время сессий Дженис опять съехала на героин, и это оказался ее конец. В один далеко не прекрасный момент она не рассчитала дозу и умерла.

"Pearl" с хитами "Me And Bobby McGee" и "Mercedes Benz" вышел уже после кончины певицы. Впоследствии публиковались всевозможные концертники и сборники, многие из которых носили платиновый статус и имели тенденцию обязательно присутствовать в чартах "Billboard". В 1995 году имя Дженис появилось в Зале Славы Рок-н-Ролла, а спустя 10 лет ей посмертно была присуждена "Grammy Lifetime Achievement Award".

Last update 07.02.15

Дженис Джоплин часто повторяла, что публика любит блюзовых исполнителей только несчастными. И чтобы они умирали молодыми.

Еще в детстве, в родном Техасе, Дженис не чувствовала особой радости по поводу того, что рождена на свет. Природа наделила ее не слишком красивой, мягко говоря, внешностью. Над полноватым прыщавым подростком с непослушными, вечно спутанными волосами смеялись одноклассники. В 1963 году она сбежала из колледжа, после того как« выиграла» местный конкурс на звание« Самого уродливого человека общежития».

Дженис старалась избегать зеркал, чтобы лишний раз не расстраиваться. И уже в старших классах искала спасение от проблем в алкоголе. А еще запиралась в своей комнате, перебирала струны гитары и без конца слушала величайших фолк-, джаз- и блюз-исполнителей ХХ века. По иронии судьбы последний день в колледже стал днем ее первого мини-триумфа. Дженис сидела на крыльце домика в кампусе и напевала под гитару, когда кто-то из проходящих мимо студентов вдруг произнес: «Страшила, да ты отлично поешь!» Дженис подняла глаза и недоумевающе спросила: «Правда? А я не знала».

Просто музыка и просто секс

Автостопом Джоплин добралась до Сан-Франциско и устроилась в ближайший бар певицей. Два года она провела среди битников, ярых борцов с буржуазной моралью. Они были близки ей, ведь еще в Техасе Дженис смело выступала против притеснения чернокожих.

Однако чувство одиночества и собственной ненужности не прошло. Она впервые попробовала наркотики. Дженис понимала, что ей надо вернуться домой, разобраться в себе и решить, что делать дальше. Кто-то в баре дал ей денег на билет. Но и дома найти себя не удалось. Родители поощряли увлечение дочери музыкой, однако совершенно не понимали ее.

Джоплин стало тесно в провинциальном городке. Было ясно, что если она не вернется в Сан-Франциско, то окончательно потеряет себя. Как раз в тот момент она получила письмо от одного из знакомых. В нем между прочим говорилось, что какая-то группа ищет вокалистку. Дженис вернулась в Сан-Франциско. И совершенно не узнала города, заполненного хиппи в яркой одежде с нечесаными волосами. Они курили дурь и без конца слушали музыку. Среди них и была та самая группа — Big Brother And The Holding Company.

Популярное

Не прошло и двух недель, как у Дженис завязался роман с одним из участников группы — Джеймсом Герли. Для обоих это было воплощение свободы хиппи и просто секс. Обоих не остановил тот факт, что у Джеймса уже была жена Нэнси и ребенок. Нэнси же, застукав их в своей постели, выгнала мужа. Две недели он жил у Джоплин, но вскоре бросил ее и вернулся к жене. Инцидент был исчерпан: Нэнси и Дженис подружились, группа начала выступать.


«Публика любит блюзовых исполнителей только несчастными. И чтобы они умирали молодыми»

Сумасшедший идол 60-х

На международном музыкальном фестивале в Монтерее в 1967 году никому не известные Big Brother And The Holding Company произвели фурор. Режущий и одновременно нежный, «какой-то бархатный» голос Дженис, ее безумство на сцене и полная самоотдача сделали свое дело. Звукозаписывающая компания Mainstream заключила с коллективом контракт.

Началась совсем другая жизнь: успех, выпуск альбома, двух синглов, постоянные выступления, деньги, а также попойки и наркотики. Дженис стала идолом молодежи шестидесятых: ей подражали в сумасшедшей манере одеваться. Она надевала на шею и руки столько бус и браслетов, сколько могла выдержать, выступала летом в огромной меховой шапке и зеленых ботах, в красных шароварах и майке.

«Когда я на сцене, то занимаюсь любовью с 25 000 человек»

«Потрясающая женщина. Есть ее номер?»

В этот период Дженис познакомилась с лидером группы The Doors Джимом Моррисоном. Это произошло на голливудской вечеринке в честь Энди Уорхола. На Джоплин было что-то фиолетовое, в волосах торчали перья павлина, в руке была неизменная бутылка ликера. Джим подошел к ней и бесцеремонно обнял за талию. Он спросил Дженис что-то о ее жизни, она начала рассказывать про кошмарные университетские годы, Джим пил свое виски и слушал.

Через какое-то время Дженис рассмеялась над чем-то, что рассказывал Моррисон. Он вдруг оскорбился, схватил ее за волосы и резким движением зажал ее голову между ног. Дженис вскочила, страшно его матеря, хлестнула Джима по лицу и ушла, униженная. Он попытался ее догнать и, когда она уже садилась в свой психоделически разрисованный« порш», стал хватать ее за руки и просить прощения. Дженис ударила его бутылкой по голове. И уехала. На следующий день Джим ходил как сумасшедший, повторяя: «Какая женщина, какая потрясающая женщина. У кого-нибудь есть ее номер телефона?»

«Какая я вам звезда!»

Вскоре« Коламбиа Рекордс» вступила в схватку за права на произведения Big Brother And The Holding Company. Вышел альбом Cheap Thrills, несколько песен из которого взлетели на вершины хит-парадов. Между тем участники группы стали замечать, что публика любит и выделяет только Дженис. На афишах писали« Дженис Джоплин и Ко». В залах скандировали: «Дженис, мы тебя любим!» Газеты кричали о феномене белой певицы с «черным» голосом.


При этом Дженис удалось избежать звездной болезни, она говорила про себя: «Какая я вам звезда! После концерта, разбитая, прихожу в гримерку, волосы всклокочены, одежда заляпана, нижнее белье разорвано. У меня страшная мигрень, я не могу найти второй ботинок. Мне не к кому возвращаться домой, и я, подвыпивши, умоляю своего менеджера подбросить меня в пустую квартиру. Разве так у звезд?»

В плену своего внутреннего мира

На Рождество 1968 года группа сыграла вместе последний концерт. Дженис взялась за набор новых музыкантов. Без музыки она не представляла своей жизни: «Когда я на сцене, то занимаюсь любовью с 25 тысячами человек, а потом возвращаюсь домой одна».


Джоплин создала собственную группу Kozmic Blues Band, которая стала играть классический соул. Тогда же Дженис начала понимать, что у нее серьезные проблемы с наркотиками: «Я в плену своего внутреннего мира, я не знаю, что с этим делать, я ненавижу это чувство. Я уже научилась заставлять его работать на себя на сцене, но в обычной жизни оно меня угнетает». Это говорила и предшественница Дженис, ее любимая джазовая певица Билли Холлидей. Она умерла в 37 лет, и когда перед смертью ей предрекали, что она умрет от алкоголизма, она отвечала: «Нет. Я умру от одиночества».

«Мне не к кому возвращаться домой, и я, подвыпивши, умоляю своего менеджера подбросить меня в пустую квартиру. Разве так у звезд?»

Встреча с мужчиной мечты — на трезвую голову

В июле 1969 года Джоплин пришло известие о ее подруге Нэнси, той самой, у которой она на некоторое время уводила мужа. Нэнси была беременна во второй раз, когда умерла от передозировки. Дженис выкинула из дома все наркотические средства.

Тогда же Джоплин без памяти влюбилась в Сета Моргана. Он, правда, не интересовался ее творчеством и никогда не слушал ее песни, но Дженис это не волновало. Это был первый мужчина, который действительно что-то значил для нее. Все ее предыдущие отношения не складывались. В своем одиночестве Джоплин утешалась высказыванием одной певицы, которая после триумфа на сцене отозвала в гримерку мужчину, желавшего на ней жениться, и сказала: «Видел, что сейчас с публикой? Думаешь, ты способен дать мне то же чувство, что все эти люди?» Вот и Дженис повторяла, что ни один мужчина не сможет хотя бы приблизительно дать ей то, что дает сцена. Повторяла до тех пор, пока не встретила Сета.


Через месяц трезвости она вышла на сцену знаменитого рок-фестиваля Вудстока вместе с Джо Кокером, Карлосом Сантаной и своим другом Джимми Хендриксом. Ее выступление увидело рекордное по тем временам число зрителей — 450 тысяч. Тогда же она исполнила, пожалуй, лучшую свою песню Work Me Lord. Она пела о том, что везде искала, но нигде не могла найти своего мужчину. Просила Бога не покидать ее, ведь она чувствует себя такой ненужной на Земле. Пусть он возьмет ее к себе, она может оказаться полезной.


Как говорил Эрик Клэптон, «блюз — это песня мужчины, у которого нет женщины, или от которого ушла женщина». В случае с Дженис Джоплин блюз превращался в настоящий неистовый душевный стриптиз безнадёжно влюблённой женщины.

В её исполнении это была не просто песня с повторяющимися вокальными партиями. Это была, постоянно меняющаяся, калька душевных переживаний, когда жалобные мольбы переходили от тихих всхлипываний до хриплого отчаянного крика. Замшелая банальность «Любовь — это боль» обретала в исполнении Дженис такую подлинность и откровенность, что она пробирала слушателя буквально до костей.
Даже если вы не фанат традиционного блюза (как я), услышав пение Джоплин, вы не сможете его проигнорировать. Насчёт полюбить, не знаю, а вот проигнорировать — не сможете. Как говорится, откровенность — за откровенность.

Д. Джоплин:
«Все зависит от тех чувств, что уже есть внутри тебя, но которые ты пытаешься уничтожить, потому что о них не принято говорить или что-то в этом роде. Но если только ты позволишь им вырваться наружу.… В общем, это единственная причина, из-за которой я пою. Я поднимаюсь на сцену и позволяю своим эмоциям обрести свободу.
…На сцене я занимаюсь любовью с 25 тысячами людей, а потом иду домой одна».

Поначалу вряд ли кто-то подозревал, что белая девочка из ковбойского штата Техас станет одной из лучших исполнительниц блюза. Более того, будучи далеко не красавицей, Джоплин останется в памяти, как эталонная девчонка эпохи хиппи — начиная от безумных нарядов, как будто собранных на «блошиных рынках» (фенечки, огромные очки, меховые шапки) и заканчивая неумеренностью и неразборчивостью, как в сексуальных связях, так и в алкоголе и наркотиках.

Впрочем, независимый характер проявился у этой смышлёной живой девчонки ещё в школе, пребывание в которой она описала ёмкой фразой: «Чужая среди тупых». Друзей пришлось искать на стороне — в компании битников, где Дженис познакомили с блюзом и кое-чем ещё — не столь безобидным. Первое — принесёт ей славу, второе — сведёт в могилу…

Хотя уже тогда Дженис начала петь, она не сразу определилась с жизненными приоритетами. Закончила несколько высших учебных заведений и даже на какое-то время порвала с порочной средой, попытавшись зажить нормальной жизнью «среднего класса».
Однако стоило только молодой группе из Сан-Франциско BIG BROTHER AND THE HOLDING COMPANY призвать её в свои ряды, как она с радостью бросила опостылевший Техас и ринулась во все тяжкие.

Д. Джоплин:
«…я знала, что голос у меня хороший, им я всегда заработаю на пару пива. И вдруг кто-то словно швырнул меня в рок-бэнд. Слушайте, бросили на меня этих музыкантов! Звук пошёл из-за спины: заряжающий энергией бас, и я поняла — вот оно! Ни о чём другом я никогда и не мечтала! И от этого пошёл кайф, кайф — почище, чем с любым мужчиной!..»

Первый альбом группы пошёл далеко не сразу. Возможно, он так бы и пылился на прилавке, не выступи BIG BROTHER в июне 1967 г. на знаменитом фестивале в Монтерее. Сначала малоизвестную группу запихнули в дневную программу на разовое выступление. Но Джоплин спела так, что BIG BROTHER сразу вписали на следующий день — да ещё и в вечерний «прайм-тайм» <см. исполнение «Ball And Chain» на Monterey Pop Festival 1967>.



Джоплин и BIG BROTHER на Монтерейском фестивале.

Тут-то всё и началось. Альбом раскупили, а сама группа перешла под крыло могучего лейбла CBS.

Д. Джоплин, из письма родителям:
«Журналы наперебой просят меня об интервью и фотосессиях, и я никому не стану отказывать. Вау, я такая счастливая! Столько болталась заблудшей дитятей… — и вот, свалилось такое. Главное, похоже, на этот раз у меня действительно всё получится».

Ну, а теперь о песнях…


«Summertime» (1968)

Каясь перед всеми любителями джаза и испытывая лёгкое чувство стыда, признаю — о знаменитом произведении Джорджа Гершвина я узнал от Джоплин. Слышал, наверное, и до этого, но внимания не обращал.

Впрочем, и на саму оперу Гершвина «Порги и Бесс» 1935 года выпуска внимание обратили лишь после смерти автора — в 1950-е годы. Особую популярность приобрела песня под названием «Summertime», где Гершвин обработал мотивы украинской колыбельной «Ходить сон коло вікон» (т.е. «Ходит сон мимо окон»). Композитор услышал её на концерте хора Александра Кошица — эмигранта из Украины и пропагандиста песен своей родины.

Мотивы первоисходника в «Summertime» Гершвина, конечно, угадываются. Сохраняется и форма колыбельной — в опере её поёт своему ребёнку Клара. Но при всём при этом нельзя отрицать, что композитор создал на основе народной песни блестящее оригинальное произведение.
После того, как в 1957 году «Summertime» исполнили Элла Фитцджеральд и Луи Армстронг, песня окончательно «забронзовела» и обрела статус джазового стандарта.

То, что сделали с песней BIG BROTHER и Джоплин, стандартом, конечно, не назовёшь. В трогательной красивой колыбельной тут же появились тревога и драматизм, нагнетаемые голосом Дженис и экспрессивными электрогитарами. Из всех нестандартных исполнений арии Клары – это, наверно, самое интересное и эмоциональное.

Кстати, «Summertime» стала последней песней, которую Джоплин исполнила на публике. Произойдёт это в Гарварде 12 августа 1970 года. Но до этого…


«Piece of My Heart» (1968)

До этого были ещё два альбома певицы, наполненные прекрасными песнями. Большинство из них каверы, записанные ещё до Дженис, но именно она вдохнула в эти песни новую жизнь и принесла им популярность. Например, «Ball and Chain» («По рукам и ногам») — песня Большой Мамы Торнтон — с которой BIG BROTHER покорили публику на Монтерейском фестивале. Или «Maybe», впервые исполненная в стиле «ду-уоп» коллективом CHANTELS ещё в 1957 году.

Но, наверное, самой известной «чужой-своей» песней для Джоплин стала «Piece of My Heart» («Кусок моего сердца»). Её написал творческий тандем Джерри Рагового и Бертни Бернса для старшей сестры Ареты Франклин — Эрмы. Версия Эрмы вышла в 1967 году и стала №62 в американском национальном чарте.

BIG BROTHER с песней познакомил их рок-коллега из JEFFERSON AIRPLANE — Джек Кэссиди. Исполнение Дженис Джоплин и аранжировка гитариста Сэма Эндрю в духе психоделического рока так изменили первоисточник, что, когда Эрма Франклин услышала новую версию «Piece of My Heart» по радио, то поначалу не узнала свою песню. Как писал критик Эллен Уиллис, в отличие от Эрмы, Дженис использует блюз не для того, чтобы преодолеть боль, а чтобы заявить о её существовании.

Сэм Эндрю:
«Мы сделали её совершенно иначе: там было такое изящество! — а мы записали маниакальную, яростную версию белого парня».

Разве со мной ты не ощущал себя единственным?
Разве я не отдавала тебе почти всё,
Что может отдать женщина?
Милый, ты знаешь, я всё это делала!
И каждый раз я говорю себе,
Что с меня хватит,
Но я покажу тебе, милый,
Что женщина может быть жесткой.

Приди, приди, приди,
Приди и…
Возьми ещё одну частичку моего сердца, прямо сейчас!
О, разбей!

Хотя для Эрмы «Piece of My Heart» стала самым большим хитом за всю карьеру, версия BIG BROTHER оказалась куда успешнее. Она займёт 12-е место в чартах США, а альбом 1968 г. «Cheap Thrills» получит «золотой» статус ещё до выхода. Эту песню будут перепевать многие именитые исполнители (Дасти Спрингфилд, Бонни Тайлер и др.), но ассоциироваться она будет, прежде всего, с Джоплин.


«Kozmic Blues» (1969)

Довольно быстро стало понятно, что основной «жемчужиной» BIG BROTHER является голос Джанис, поэтому, как это часто бывает, певица покинула группу, чтобы создать новую — KOZMIC BLUES BAND. Название коллективу дала одноименная песня «Космический Блюз» — на этот раз написанная самой Джоплин с помощью продюсера Габриэля Меклера.


Это был очередная красивая и чувственная песня о любви и разочаровании. Лучше всего о ней рассказывает сама певица.

Д. Джоплин (из книги Д. Долтэна «Кусочек моего сердца»):
«…я не могу написать песню до тех пор, пока сама в действительности не переживу весь этот травматизм, эмоциональный всплеск; я прошла через череду расплат, и я серьезно опустошена. Никто никогда не полюбит тебя лучше, никто не полюбит тебя так, как надо.
…Так или иначе, но в конце этой песни у меня всплывает воспоминание-аналогия о муле, тянущем повозку с длинной палкой, с которой что-то свисает, ты знаешь, морковка свисает, ее держат перед его носом, побуждая мула двигаться вперед к недостижимой цели.
…однажды, сидя в баре, я прочухала, что нет никакого такого торного пути, знаешь, никогда ничего не встанет на свои места. На это просто уйдет вся твоя жизнь. Ты никогда не дотянешься до этой б….й морковки, слышь, вот тогда-то и наступает «Космический блюз», когда понимаешь, что никогда не достигнешь желаемого».

Искусственно собранный, KOZMIC BLUES BAND продержался ещё меньше, чем BIG BROTHER. В итоге Дженис приняла единственно правильное решение и отправилась в сольное плавание. К сожалению, оно оказалось ещё короче…


«Me and Bobby McGee» (1971)

В 1970 году ничего не предвещало трагедии. Напротив, Дженис очередной раз попыталась завязать с наркотиками, а её беспорядочная личная жизнь начала обретать твёрдую почву. Продюсировать первый сольный альбом вызвался Пол Ротшильд, прославившийся работою с DOORS, и работа шла с большим энтузиазмом.

П. Ротшильд:
«Никогда ещё я не видел её такой счастливой, как во время этих сессий. Она была на пике формы и радовалась жизни».

В новом альбоме певица перестала ограничивать себя рамками блюза. В её багаже кроме блюзов («Cry Baby») появились и типично роковые композиции (вроде «Move Over»), и даже кантри.

Д. Джоплин:
«Я бы не стала так уж сразу говорить: кантри. Скорее, приземлённый блюз… плюс немного слайд-гитары. Будем считать, что это — громкий электрический фанк-кантри-блюз».

Я, конечно, не американец, поэтому не очень понимаю, почему самым успешным хитом Джоплин стала именно кантри-композиция под названием «Me and Bobby McGee» («Мне и Бобби МакГи»). Но не написать о ней нельзя.
Эту песню Джоплин непосредственно от её автора — кантри-певца и бывшего любовника — Криса Кристоферсона. Впоследствии, Кристоферсон скажет, что хотя песня и не о Дженис, но частично связана с ней — например, строчка «Однажды неподалёку от Салинас я позволил ей ускользнуть» .

Интересно, что Кристоферсон услышал версию Джоплин уже после её смерти. До этого он давал исполнять свою песню исключительно мужчинам — Роджеру Миллеру и Гордону Лайтфуту. Дело в том, что изначально «Бобби» в песне было женским именем, и текст, соответственно, исполнялся от мужского лица.

Ну, а Дженис переделала его под себя, и Бобби стал мужчиной.

…я бы обменяла все свои “завтра” на одно-единственное “вчера” —
Если бы только в этом “вчера” Бобби был рядом со мной.

Свобода – всего лишь красивое слово,
означающее, что терять уже нечего;
Ничего – вот и все, что Бобби оставил мне.
Но, Боже – нам было так хорошо, когда мы пели вместе блюз,
И для меня этого было вполне достаточно, о да…
…Для меня и для моего Бобби МакГи.

Версия Джоплин стала не только самой успешной её песней, но и, редчайшим в истории поп-музыки, посмертным хитом №1 (подобное случилось только с Отисом Реддингом).


«Mercedes Benz» (1971)

1 октября 1970 года Дженис появилась в студии, попросила включить магнитофон на запись, подошла к микрофону и с улыбкой заявила, что сейчас исполнит песню «огромной политической и социальной важности» . После чего в полной тишине заголосила:

О, Боже, не хочешь ли купить мне «Мерседес Бенц»?
Мои друзья все ездят на «Порше», а мне как-то неудобно.
Я тяжко трудилась всю жизнь, а помощи ни от кого нет,
Так, Боже, не хочешь ли купить мне «Мерседес Бенц»?

Затем певица упоминает в тексте ТВ-передачу «Dialing for Dollars», где разыгрывались ценные призы, и просит у Господа ниспослать ей цветной телевизор и даже оплатить ночные гулянки. Думаю, не стоит пояснять, что смысл песни насквозь ироничен, а его хипповские иглы направлены прямо в сторону общества потребления, которое, как известно, всё-таки победило, а потом всё и загубило.

Кстати, сама Джоплин предпочитала ездить как раз на «Порше», разукрашенном в весёлые психоделические цвета.

Д. Джоплин:
«Именно желание иметь что-то наводит на тебя тоску. Несчастным делает не отсутствие чего-то, а стремление что-то заполучить».

Этот экспромт Джоплин сочинила на основе песни Майкла МакКлура, где собственно и была строчка «Боже, купи мне «Мерседес-Бенц». Когда певица доработала свою версию, то сразу показала её МакКлуру, но тот заявил, что ему больше нравится своя. В итоге на конверте пластинки Джоплин и МакКлура указали, как соавторов.

«Mercedes Benz» оказался последней песней, исполненной Дженис. 4 октября она не приехала в аэропорт встречать своего жениха Сета Моргана. В студии она тоже не появилась. Когда дверь в номере певицы взломали, то обнаружили её мёртвой, лежащей на полу и сжимающей в руке 4 доллара 50 центов. Как выяснилось, смерть наступила в результате большого количества опиатов, введённых в кровь. Самоубийство было крайне маловероятно, а вот версия об убийстве имела основания — наркотиков в доме не нашли, а комната выглядела подозрительно убранной. Впрочем, подозрения остались подозрениями…

Пластинка «Pearl» («Жемчужина» — прозвище Джоплин) вышла уже посмертно и очень быстро возглавила хит-парад США. Две композиции так и остались на ней незаконченными: инструментал «Buried Alive In The Blues» («Заживо погребённая в блюзе»), к которому певица не успела записать вокал, и «Mercedes Benz», который решили оставить в а-капелльном исполнении. Версия «Мерседлеса» с дописанной инструментальной подкладкой выйдет только в 2003 году.

В том, что касается посыла, содержащегося в песне, то его умудрятся испоганить жадные до денег родственники. Так в 1990-е годы сестра Джоплин разрешит использование этой композиции в рекламе «Мерседеса». Песня будет использоваться и как антиреклама. В ролике для автомобилей BMW водитель включает песню Джоплин, при слове «Мерседес» хмурится, а после упоминания «Порше» и вовсе выбрасывает кассету в окно.

Такова горькая судьба искусства в мире чистогана.:)

январь 2014 г.

This entry was posted in and tagged , .
Bookmark the .