Повесть детство произведение автобиографического характера. Трилогия - это произведение, состоящее из трех книг

Детство Максима Горького, одного из лучших русских писателей, прошло на Волге, в Нижнем Новгороде. Звали его тогда Алешей Пешковым, годы, проведенные в дедовском доме, были насыщены событиями, не всегда приятными, что и позволило в дальнейшем советским биографам и литературоведам толковать эти воспоминания как обличительное свидетельство порочности капитализма.

Воспоминания о детстве зрелого человека

В 1913 году, будучи зрелым человеком (а ему уже исполнилось сорок пять лет), писатель захотел вспомнить о том, как проходило его детство. Максима Горького, к тому времени автора трех романов, пяти повестей, доброго десятка пьес и нескольких хороших рассказов, читатель любил. Отношения с властями у него были сложными. В 1902 году он - почетный член Императорской академии наук, но вскоре его лишили этого звания за подстрекательство к беспорядкам. В 1905 году литератор вступает в РСДРП, что, по всей видимости, окончательно формирует его классовый подход к оценке собственных персонажей.

В конце первого десятилетия была начата автобиографическая трилогия, которую сочинил Максим Горький. «Детство» - повесть первая. Ее начальные строки сразу настраивают на то, что написана она не для публики, жаждущей развлечений. Начинается она с тяжкой сцены отцовских похорон, которую мальчик запомнил во всех подробностях, вплоть до глаз, закрытых пятикопеечными монетами. Несмотря на жесткость и некоторую отстраненность ребячьего восприятия, описание по-настоящему талантливо, картина яркая и выразительная.

Автобиографический сюжет

После смерти отца мать забирает детей и везет их на пароходе из Астрахани в Нижний Новгород, к деду. Младенец, брат Алеши, в дороге умирает.

Принимают их вначале доброжелательно, лишь возгласы главы семейства «Эх, вы-и-и!» выдают былой конфликт, возникший на почве нежелательного замужества дочери. Дед Каширин - предприниматель, у него собственное дело, он занимается окраской тканей. Неприятные запахи, шум, непривычные слова «купорос», «фуксин» раздражают ребенка. Детство Максима Горького проходило в этой суматохе, дядья были грубы, жестоки и, по всей видимости, глуповаты, а дед обладал всеми замашками домашнего тирана. Но все самое тяжелое, получившее определение «свинцовых мерзостей», было впереди.

Персонажи

Множество бытовых подробностей и разнообразие отношений между персонажами незаметно чаруют каждого читателя, взявшего в руки первую часть трилогии, которую написал Максим Горький, «Детство». Главные герои повести разговаривают так, что их голоса, кажется, витают где-то рядом, настолько индивидуальна манера речи у каждого из них. Бабушка, чье влияние на формирование личности будущего писателя невозможно переоценить, как бы становится идеалом доброты, в то же время драчливые братья, охваченные алчностью, вызывают чувство брезгливости.

Хорошее Дело, соседский нахлебник, был человеком чудаковатым, но при этом, очевидно, обладал незаурядным интеллектом. Именно он учил маленького Алешу выражать мысль правильно и внятно, что, несомненно, повлияло на развитие литературных способностей. Иван-Цыганок, 17-летний подкидыш, воспитывавшийся в семье, был очень добрым, что проявлялось порой в некоторых странностях. Так, отправляясь на рынок за покупками, он неизменно тратил денег меньше, чем следовало предположить, а разницу отдавал деду, стремясь ему угодить. Как выяснилось, чтобы сэкономить, он приворовывал. Чрезмерное старание и привело к его преждевременной смерти: он надорвался, выполняя хозяйское поручение.

Будет лишь благодарность…

Читая повесть «Детство» Максима Горького, трудно не уловить то чувство благодарности, которое испытывал автор к людям, окружавшим его в ранние годы. То, что он получил от них, обогатило его душу, которую он сам сравнивал с ульем, наполняемым медом. И ничего, что на вкус он порой был горек, а на вид грязен. Отправляясь из опостылевшего дедова дома «в люди», он был достаточно обогащен жизненным опытом, чтобы не пропасть, не сгинуть безвестно в сложном взрослом мире.

Повесть получилась вечной. Как показало время, отношения между людьми, часто даже связанными между собой кровными узами, характерны для всех времен и общественных формаций.

М. Горький. Слово о писате-ле. «Детство». Автобио-графический характер повести.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

Объясните значение слова автобиография .

Запись в тетрадях:

Что называется трилогией ?

Запись в тетрадях:

Трилогия - это произведение, состоящее из трех книг.

-

Запись в тетрадях:

Автобиографическая трилогия - это произведение, состоящее из трех книг, в котором автор описывает события собственной жизни.

Примерный план.

1) Рассказ Горького о себе.

2)

3)

Сведения о годах детства:

Родился в Нижнем в семье красильщика Каширина. Очень рано остался без родителей. С 9 до 15 лет работал в магазине обуви, иконописной мастерской, был поваренком на пароходе, помощником садовника.

Запись в тетрадях:

1) «Детство»

2) «В людях»

3) «Мои университеты».

Какие детали портрета бабушки помогают понять впечатление Алеши? (Глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», «вся она темная - но светилась изнутри - через глаза - неугасимым веселым и теплым светом», слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка - движения ласкового зверя.)

Какое впечатление производит на Алешу дом? (Дом производит на Алешу неприятное впечатление. Он описывается в темных красках, нахлобученная низкая крыша, окрашен грязно - розовой краской, маленькие, полутемные комнаты, всюду стоял едкий, незнакомый запах.)

Начертите в тетрадях схему:

ОБЕД В ДОМЕ

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

ТЕТКА НАТАЛЬЯ

«стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко - петухом - закричал: «По миру пущу!» «кричал дед, сверкая глазами, и было странно, что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно»

«встала из - за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною»

«заплакали»

Тетка Наталья

«отчаянно закричала»

«выгоняла из кухни детей»

Григорий Иванович

  1. Объяснение д/з.
  1. Подведение итогов урока.

Просмотр содержимого документа
«М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.»

М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.

познакомить учащихся с детством писателя, с его автобиографической повестью «Детство»; выяснить, каковы были первые впечатления Алеши от знакомства с семьей Кашириных (бабушка, дед, вся семья, дом деда);

развивать навыки анализа художественного текста;

воспитывать любовь к художественному слову.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Работа с литературоведческими терминами.

Объясните значение слова автобиография .

Запись в тетрадях:

Что называется трилогией ?

Запись в тетрадях:

Трилогия – это произведение, состоящее из трех книг.

- Что такое автобиографическая трилогия?

Запись в тетрадях:

Автобиографическая трилогия – это произведение, состоящее из трех книг, в котором автор описывает события собственной жизни.

    Работа со вступительной статьей учебника.

Откроете учебники, прочитайте вступительную статью и составьте простой план этой статьи.

Примерный план.

    Рассказ Горького о себе.

    История создания автобиографии.

    Павел Максимов о биографии Горького.

Выпишите из статьи основные сведения о детстве писателя.

Сведения о годах детства:

Родился в Нижнем Новгороде в семье красильщика Каширина. Очень рано остался без родителей. С 9 до 15 лет работал в магазине обуви, иконописной мастерской, был поваренком на пароходе, помощником садовника.

Таким образом, Горький рано ощутил всю тяжесть жизни. Уже в детстве на его долю выпало много испытаний. Об этом он и написал в своей автобиографической повести «Детство». Это название первой части трилогии. А как называются вторая и третья части? («В людях», «Мои университеты»).

Запись в тетрадях:

Части автобиографической трилогии Максима Горького:

    «Детство»

    «В людях»

    «Мои университеты».

Мы на уроках познакомимся только с первой частью трилогии, в которой автор пытается вернуться в свое детство, описывает взаимоотношения ребенка со взрослыми.

Какие произведения русских писателей о взаимоотношении детей и взрослых вы знаете?

(«Детство» Льва Толстого, «Цифры» Бунина).

Все эти произведения написаны на одну и ту же тему. Но основная мысль этих произведений различна. Толстой и Бунин основное внимание уделяют изображению внутреннего мира ребенка. Горького интересует не только история души ребенка. Что еще было интересно писателю, мы выясним в ходе работы над текстом повести.

    Работа с текстом произведения.

    Чтение начала произведения до слов «Пароход снова бухал и дрожал».

О каком событии из жизни Алеши мы узнаем? (Мы узнаем, что у Алеши умер отец, и он вместе с мамой и бабушкой едут в Нижний Новгород.)

    Отрывок от слов «Пароход снова бухал и дрожал» до «Мать хмуро улыбалась».

О ком говорится в этом отрывке? (О бабушке.)

Запишите в тетрадях «Бабушка». (В тетради лист разделить на два столбика.)

Какой видит Алеша бабушку? (Бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость.)

Еще раз перечитайте отрывок со слов «Говорила она…» до конца абзаца.

Чему уделяет Горький основное внимание? (Впечатлению, которое производит бабушка.)

Какие детали портрета бабушки помогают понять впечатление Алеши? (Глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», «вся она темная – но светилась изнутри – через глаза – неугасимым веселым и теплым светом», слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка – движения ласкового зверя.)

Что мы можем сказать о бабушке Алеши? (Она была доброй, жизнерадостной, веселой.)

Запишите эти прилагательные во второй столбик напротив слова бабушка.

Выпишите из текста, каковы были глаза бабушки? («ее темные, как вишни зрачки, расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом».)

Что сказано о лице бабушки? («лицо казалось молодым и светлым».)

Как двигалась бабушка? («двигалась легко и ловко».)

Что привлекает Алешу в бабушке? (Доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу.)

Кем стала для Алеши бабушка? Подтвердите свой ответ цитатой из текста. (Она «сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».)

Мог ли так сказать о бабушке ребенок? (Эти слова мог сказать только взрослый человек, проживший тяжелую жизнь.)

Так выглядела бабушка Алеши, теперь прочитаем о том, каким был дед Алеши. (Записать в тетрадях «дед».)

    Отрывок от слов «Когда пароход остановился» до слов «опасливое любопытство».

Прочитайте еще раз, каким предстает перед мальчиком дед? (Впереди всех шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками».)

Что можно сказать о деде исходя из этого описания? (Это был властный, энергичный человек, который своей внешностью настораживал людей, и Алешу в том числе.)

Какое впечатление произвел на Алешу дед? (Дед ему не понравился.)

Почему дед не понравился мальчику? (Он с ним плохо обращается: он выдергивает его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дожидается ответа; отодвигает его, как вещь.)

Почему Алеше не понравились все остальные? (Они были неприветливыми, равнодушными, молчаливыми.)

    Отрывок от слов «Дошли до конца съезда» до конца первой главы.

Какое впечатление производит на Алешу дом? (Дом производит на Алешу неприятное впечатление. Он описывается в темных красках: нахлобученная низкая крыша, окрашен грязно – розовой краской, маленькие, полутемные комнаты, всюду стоял едкий, незнакомый запах.)

Таковы первые впечатления Алеши.

Сейчас мы познакомимся с отрывком, в котором описывается обед в доме Кашириных.

    Отрывок от слов «Началась и потекла…» до слов «И пропьют они добро мое, промотают».)

Кто обедает в доме Кашириных?

Начертите в тетрадях схему:

ОБЕД В ДОМЕ

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

ТЕТКА НАТАЛЬЯ

Как вспыхнула ссора? («Дядья внезапно вскочили на ноги…»)

Как ведет себя каждый участник во время ссоры и драки?

«внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки»

«вдруг дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу; тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь»

«стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал: «По миру пущу!» «кричал дед, сверкая глазами, и было странно, что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно»

«болезненно искривив лицо, бабушка говорила: «Отдай им все, отец, - спокойней тебе будет, отдай!»

«встала из – за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною»

«заплакали»

Тетка Наталья

«отчаянно закричала»

«выгоняла из кухни детей»

«сел верхом на спину дяди Михаила»

Григорий Иванович

«спокойно связывал руки дяди полотенцем»

Рассказчик рисует обычный эпизод из жизни «неумного племени». Не случайно ему предшествует обобщенная авторская характеристика этой жизни. Мир Кашириных и им подобных отличается звериными законами, жестокостью, полным отсутствием уважения к личности.

Какое впечатление произвела сцена ссоры на Алешу? (Она вызвала у него изумление.)

Почему эта сцена вызывает у мальчика изумление? (В том доме, где он жил раньше, царила атмосфера любви, дружбы, взаимного уважения, творческого труда, бескорыстия.)

    Разобрать сцены «История с наперстком», «Наказание детей».

    Сравнить развлечения дядьев и Цыганка.

      Подведение итогов урока.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    гимназия № 4 г.Волгограда

    Конспект урока по литературе
    в 7 классе

    М. Горький. «Детство» (главы).

    Автобиографический характер повести.

    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Гузенко Ирина Владимировна

    г. Волгоград

    2013 год

    Цели урока:

    Исследовать жизненный и творческий путь писателя М. Горького;

    Углубить представление семиклассников о художественной автобиографии;

    Совершенствовать навыки анализа текста, его выразительно-изобразительных средств;

    Развивать эмоциональную отзывчивость школьников на содержание прочитанного произведения.

    Оборудование:

    Для учителя: к онспект урока, текст рассказа, портрет писателя (на доске), мультимедийный проектор, экра н, компьютер.

    Для учащихся: т екст рассказа, письменные принадлежности, тетрадь, дневник .

    Методические приемы : рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, комментированное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями.

    Запись на доске : «Дети - это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу троительства новых форм жизни». М.Горький Форма урока: синтетический урок.

    Ход урока

      Организационный момент.

    Здравствуйте. Приготовьте, пожалуйста, все необходимое к уроку.

      Постановка целей урока.

    Слайд 1 Вступительное слово учителя.

    Ребята, сегодня нам предстоит исследовать творческую биографию известного писателя, драматурга, литературного деятеля – Максима Горького, а также более подробно познакомиться с жанром художественной автобиографии.

    Начну я свой рассказ словами Владислава Ходасевича, писателя, современника М.Горького, который в 1916 году в Париже писал: «В известности не мог с ним сравниться ни один из русских писателей, которых мне приходилось встречать. Он получал огромное количество писем на всех языках. Слава приносила ему много денег, он зарабатывал около десяти тысяч долларов в год, из которых на себя тратил ничтожную часть. В пище, в питье, в одежде был на редкость неприхотлив. Горький раздавал деньги, не сообразуясь с действительной нуждой просителя и не заботясь о том, на что они пойдут. Я не видал человека, который носил бы свою славу с большим умением и благородством, чем Горький. Он был исключительно скромен и эта скромность была неподдельная».

    Ученики записывают тему урока в тетрадь.

    - Цель нашего занятия – познакомиться с жизнью и творчеством М.Горького, углубить представление о жанре автобиографии, а также проанализировать 1 главу повести.

    Слайд 2 Слово учителя. Коллективная работа .

    Ребята, внимательно послушайте мой рассказ о жизни и творчестве писателя и сформулируйте 2-3 вопроса, которые вы сможете задать любому ученику из класса.

    Примечание: такое задание способствует концентрации внимания каждого ученика, развивает умение систематизировать, обобщать полученные сведения. Необходимо предупредить учеников, что высоко будут оцениваться вопросы, не связанные с датами, которые чаще всего стараются задать ребята, а вопросы о самых важных событиях из жизни писателя.

    - Горький Максим, настоящие фамилия и имя Пешков Алексей Максимович, родился 16 марта 1868 в Нижнем Новгороде. Отец , Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. Мать , Варвара Васильевна Каширина (1842-79) - из мещанской семьи. Большая семья Кашириных - кроме Василия Каширина с женой, в доме, где поселились Максим и Варвара, жили их два сына с женами и детьми - не была дружной, отношения Максима Савватиевича с новой родней не ладились, и в первой половине 1871 года Пешковы уехали из Нижнего в Астрахань.

    Своего доброго, неистощимого на выдумки и веселого отца Алексей почти не помнил: он умер 31 года, заразившись холерой от четырехлетнего Алеши, за которым самоотверженно ухаживал. После смерти мужа Варвара с сыном вернулась к отцу в Нижний.

    Слайд 3

    Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения. К Кашириным мальчик попал в то время, когда их "дело" клонилось к упадку. Кустарный красильный промысел вытесняло фабричное крашение, и надвигающаяся бедность многое определила в жизни большой семьи. Дядья Алеши любили выпить, а выпив - били друг друга или своих жен. Попадало и детям. Взаимная вражда, жадность, постоянные ссоры делали жизнь невыносимой. Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания и одно из самых ярких - о бабушке Акулине Ивановне, "изумительно доброй и самоотверженной старухе", которую писатель всю жизнь вспоминал с чувством любви и уважения.

    Семи лет Алеша пошел в школу, но проучился всего месяц: заболел оспой и чуть не умер. В январе 1877 года его определили школу для городской бедноты. 5 августа 1879 года от скоротечной чахотки (туберкулеза легких) умерла мать, а через несколько дней после похорон дед сказал: - Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в люди... Алеше минуло одиннадцать лет. Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» - сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба». Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Позже Горький принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками.

    Слайды 4,5 .

    В 1896 году Горький женился на Екатерине Волжиной, которая работала корректором в «Самарской газете» и была на 10 лет моложе Горького. У них родился сын Максим, а позднее и дочь Екатерина.

    Слайд 6

    В 1900 году Горький вступил в издательское товарищество «Знание» и десять лет был его идейным руководителем, объединив вокруг себя писателей, которых считал «передовыми». С его подачи здесь вышли книги Серафимовича, Леонида Андреева, Бунина, Скитальца, Гарина-Михайловского, Вересаева, Мамина-Сибиряка, Куприна и др.

    Слайд 7

    В 1900 г. Горький познакомиться с Л. Толстым, и тот запишет в дневнике: «…он мне понравился. Настоящий человек из народа». И писателям, и читателям понравилось, что в литературу вошёл новый человек – не из «верхних», образованных, слоёв, а «снизу», из народа.

    Слайд 8

    1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36).

    В 1928 Горький возвратился на родину, организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

    - Теперь приступим к вопросам, которые вы сформулировали (ученики задают вопросы одноклассникам).

    Слайд 9 Беседа по вопросам. Понятие о художественной автобиографии.

    В годы реакции Горький начал писать автобиографическую трилогию. Первая часть - повесть «Детство» - появилась в 1913-1914 годах. Вторая часть- «В людях» - была напечатана в 1916 году, и третья - «Мои университеты» - уже после революции, в 1923 году. Что рассказал Горький о своем детстве? Сопоставьте факты биографии писателя, услышанные сегодня с эпизодами из повести «Детство».

    (Ученики отмечают, что в повести имя главного героя совпадает с именем автора. Алеша Пешков болел холерой летом 1871 года в Астрахани в возрасте 3 лет. Его отец ухаживал за сыном, заразился и умер. В главе 1 читаем: «Я был тяжко болен, - только что встал на ноги; во время болезни – я это хорошо помню – отец весело возился со мною, а потом вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек». После смерти отца мать с сыном возвращаются в семью матери. Находим подтверждение этого факта в повести. Ребята приводят и другие примеры.)

    - Итак, как вы уже поняли, повесть «Детство» автобиографическая. Но почему же мы считаем создание автора не просто автобиографией, а именно художественным произведением?

    ( Автобиография (с греческого: «собственное жизнеописание») - последовательное описание человеком событий собственной жизни, написанное, как правило, в публицистическом стиле, тогда как в повести есть много доказательств художественности текста: эпитеты, метафоры, сравнения, описания внешности героев, лирические отступления, размышления героев, диалоги и т.д. Задачей Горького было не только рассказать о своем детстве, но и обобщить все негативные стороны жизни целого социального слоя. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху).

    Дети записывают понятие автобиографии в тетрадях и приводят примеры использования писателем выразительно-изобразительных средств языка.

    Попробуем сравнить воспоминания некоторых писателей с впечатлениями М.Горького о детстве. Как вы считаете, есть ли то-то общее в восприятии детства авторами или они совершенно не похожи?

    Слайд 10

    Л.Толстой : «Вернется ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями к жизни?».

    Слайд 11

    Ф. Достоевский : «Знайте то, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома... прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

    Ребята обсуждают высказывания авторов, сопоставляют высказывания с впечатлениями от повести. - Мы видим, что с впечатлениями Горького они не созвучны. Давайте разберёмся, почему. IV . Комментированное чтение и обсуждение главы 1. Анализ основных героев повести.

    - «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». О ком эти строки? Какой предстает перед нами бабушка Алеши. Что вы можете рассказать о ней? Как она выглядит?

    Бабушка была «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…мягкая и удивительно интересна», «сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка». Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: «Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом». Жизнь у нее действительно «темная»: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое. Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все…Ты меня не больно жалей… я ведь тоже поди-ка и сама виновата».

    Слайды 12,13


    - Как раскрывается образ бабушки в сцене на пароходе? Как она говорит? Какую основную черту выделяет писатель?

    Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». «Сказок, былей и стихов она знала бесчисленно много», «плясала, словно рассказывала что-то», разговаривала с Богом («Он поймет. Ему что ни говори – он разберет…») и Богородицей («Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету!..») как с равными, с лошадьми («Что, дитятко? Что, котенок? Пошалить охота? Ну, побалуй, богова забава!»), птицами, растениями, домовым.


    Слайд 14


    - Что вспоминает Алеша о своей матери? Почему матери не хотелось возвращаться в дом отца? Как мы можем описать ее настроение и состояние, опираясь на текст?

    Мать редко выходила на палубу, молчала. «Ее большое, стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос – вся она, мощная и твердая, вспоминается мне как бы сквозь туман или прозрачное облако…» . Мать считала Алешу виноватым в смерти ее мужа, отца мальчика, поэтому была так молчалива и грустна. К тому же в семье Кашириных были разногласия из-за раздела наследства.

    Слайд 15


    - Какое первое впечатление производят на Алешу родственники? Перечислите их имена и родственную связь с Алешей.

    «Дед с матерью шли впереди всех. За ними молча двигались дядья: черный гладковолосый Михаил, сухой, как дед, светлый и кудрявый Яков, какие-то толстые женщины в платьях и человек шесть детей, все старше меня и все тихие. И взрослые и дети – все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась».


    Слайд 16


    - Каким Алеша увидел дом, двор деда Каширина?

    «Двор был тоже неприятный: весь завешен огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою…».

    Вывод: Алексей, выросший в доброй, заботливой семье, как-то сразу почувствовал холод, одиночество, неприязнь. Ему не понравились все его родственники и только бабушка оставалась единственной надеждой на спасение в это мрачном мире.

      Итог урока. Домашнее задание.

    Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с биографией М. Горького, определили, что повесть «Детство» автобиографична и в тоже время насыщена художественно-изобразительными средствами языка, которые проявляются и на уровне лексики, и на уровне синтаксиса. Также мы познакомились с главными героями повести.

    Слайд 17 Домашнее задание:

      ответить на вопрос: кто помог Алеше пережить его детские обиды, помог ему в постижении любви и добра? индивидуальные задания: подготовить сообщение «Алеша и Цыганок» (гл.2, 31) и «Алеша и Хорошее Дело» (гл.8). инсценировать эпизод «Ученье».
    Дополнительная литература для учеников: 1.Редакция газеты «1 сентября»: "Читая Горького" // Газета «1 сентября».-N17/2000. - 2. Генри Заднепровский. "Музей-квартира А.М. Горького в Нижнем Новгороде" // Газета «1 сентября».-N12/2007. -

    Список использованной литературы :

      Вайнберг И. Страницы большой жизни. Москва, 1980 г.

      Горький М. «Детство». Москва, Просвещение 1982 г.

      Горький в школе. Сборник статей под редакцией Голубкова В.В. Москва, 1960 г.

      Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 6 – 7 классах. Киев, 1977 г.

      Коровина В.Я. Литература в 7 классе: Методические советы. Книга для учителя. Москва, Просвещение, 1995 г.

      Снежевская М.А., Шевченко П.А., Курдюмова Т.Ф. и др. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии «Родная литература». 6 класс. Москва, Просвещение, 1986 г

      Ходасевич В. Ф. Колеблемый треножник: Избранное.- М.: Советский писатель, 1991.

    Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
      Биография М.Горького. // Урок в формате А4. - http :// www . a 4 format . ru / author . bio . php ? lt =195& author =27& dtls _ bio =1 Фотоальбомы М. Горького. // Урок в формате А4. - http :// www . a 4 format . ru / author . photo . php ? lt =195& author =27

      Бабушка и Алексей:

      http :// img . read . ru / images / illustrations /129723846926378914. jpeg

      Бабушка в кругу детей:

      http :// ussr . u - maxa . ru / post - image /2012-10/ detstvo _ gorkogo -786/ kadr -2. jpg

    1) История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой изобразил веху в становлении личности маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии. Через три года автором была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней описывается тяжёлая трудовая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии - «Мои университеты».

    2) Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горький создает повесть «Детство», повествование о жизни маленького мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого лица, от имени главного участника событий. Это даёт возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке - это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», В тексте повести герой признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя - не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего и жизни человека. Именно эта черта является характерной для жаира автобиографической повести. Цель М. Горького не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил - до и по сей день жннс: простой русский человек». События детства переданы шпателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться и июлях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой», Горьковское произведение «Детство)" небольшое по объему, имеет границы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а всё второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

    Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем автобиографическая повесть отличается от автобиографии писателя? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.) ,

    Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть J1.H. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство»)

    Что такое внутренний монолог? (размышления главного героя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» - Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

    3) Характеристика героев повести.

    Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь»)

    Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от отношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Атмосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоотношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.)

    Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед)

    Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имущество деда.)

    Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания)

    К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сироте-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григо-рию Ивановичу)

    Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж - Алёшу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

    С кем главный герой - Алёшка - едет на пароходе? (с бабушкой и матерью)

    Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри)

    Как мать ведет себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне)

    Какое первое впечатление произвел дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился)

    Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в котором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось неприятным)

    Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы)

    Как ведет себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжает кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие)

    Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливостью)

    Как ведет себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное)

    Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необычность, непохожесть на других людей)

    Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри... неугасимым, весёлым и тёплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она никогда не жаловалась на Жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству». Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям - основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено... да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

    Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка - примиряющее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природным материнским умом.)

    Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.)

    Образ деда.
    - Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? Почему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.)

    Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжелое детство, трудная окружающая жизнь)

    4) Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают раскрыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.

    Автобиографическая трилогия Горького – «Детство», «В людях» «Мои университеты» – одно из самых проникновенно-поэтических созданий не только русского, но и мирового искусства. По художественной силе, богатству идейно-философского содержания даже в русской литературе трилогия – явление исключительное. Это «рассказ о себе» и в то же время – широкое эпическое повествование о целом поколении русских людей 70–80-х годов, прошедших трудный, подчас мучительный путь идейных и нравственных поисков правды жизни. Жизнеописание Алексея Пешкова под пером Горького стало произве­дением о русской народной жизни и судьбах человека России в конце XIX в.

    Художественное исследование прошлого для Горького в те годы становится необходимой предпосылкой понимания современности. С этой точки зрения автобиографическая тема была для Горького темой глубоко современной. Он придавал тогда вообще особое значение автобиографическим произведениям, рассказу о жиз­ненных судьбах русских людей из народа.

    Центральная проблема повестей «Детство» (1913–1914), «В людях» (1916) –формирование характера человека нового типа –раскрыва­ется на автобиографическом материале. Идейный и композиционный стержень трилогии –духовный и нравственный рост Алексея Пешко­ва. Герой, отправившийся в жизнь на «поиски самого себя» с открытой душой и «босым сердцем», погружается в самую ее гущу. Повествование охватывает по времени почти два десятилетия, герой сталкивается со многими людьми, которые делятся с ним своими мыслями и думами, наблюдает жизнь «неумного племени» мещан, сближается с интелли­генцией. Перед читателем стремительно развертывается яркая цепь рассказов о русских людях. Цыганок, Хорошее Дело, Королева Марго, кочегар Яков Шумов, плотник Осип, старообрядцы, повар Смурый, удивительные мастера-иконописцы, студенты, ученые-фанатики и «ве­ликомученики разума ради» – вот герои рассказов, связанных между собой автобиографическим образом Алексея Пешкова. В произведе­ниях изображена чуть ли не вся Россия в переломный момент своего исторического развития. Эпический характер горьковских повестей определил своеобразие их композиции, позволившей максимально расширить связи автобиографического героя с жизнью. Герой не всегда является непосредственным участником событий, но он их переживает вместе с другими персонажами, до конца познавая их радости и муки. Между ним и другими героями повестей существует нерасторжимая внутренняя психологическая связь, обусловленная интересом к чело­веку, желанием помочь ему перестроить мир.



    В автобиографических повестях тема народной действительности и тема автобиографическая, художественно воплощающая глубинные процессы, происходящие в русской народной жизни и сознании русского человека, неотделимы . В «Детстве» и «В людях» на первый план выдвинут процесс постепенного, порой мучительного освобож­дения народного сознания от вековых традиций собственнического мира. Писателя интересует история формирования у героя нового отношения к человеку, объединившего любовь и веру в него с проте­стом против социальных и нравственных норм жизни . Поэтому в повестях столь важную идейную и композиционную роль, как и в рассказах сборника «По Руси», играют социальные и психологические контрасты.

    С первых страниц «Детства» звучит тема разительного несоответ­ствия красоты мира и тех отношений, которые сложились между людьми . Идея противоборства антагонистических жизненных начал определяет характер повествования . Герой, вступающий в жизнь, стоящий на пороге «открытия мира», полон бессознательного восхи­щенного удивления перед красотой земли. Дни общения его с природой во время поездки на пароходе были, как пишет автор, днями «насы­щения красотою». Мир раскрывается перед ним в его ничем еще не омраченном величии, он окрашен в самые яркие краски. Но это ощущение гармонии длится недолго. Горький сталкивает мальчика с противоречиями реальной жизни.

    Алексей Пешков – в семействе Кашириных. И сразу определился конфликт автобиографического героя и «неумного племени» мещан. Этот конфликт будет все более обостряться. В мире Кашириных нет ни смысла, ни гармонии, все враждебно человеку, «наполнено горячим туманом взаимной вражды всех со всеми...». Мастер Григорий очень памятно для мальчика объяснил, что «Каширины хорошего не любят». Талант, бескорыстие, нравственная чистота и великодушие вызывают у мещан, отдавшихся жажде стяжательства и наживы, откровенную тупую неприязнь.

    Казалось бы, жизнь, «обильная жестокостью», жуткие впечатления, ежедневно отравляющие душу мальчика, должны были озлобить и ожесточить его. Но этого не происходит: в душе героя растет и крепнет любовь к людям, стремление во что бы то ни стало помочь им, укрепляется вера в добрые, прекрасные начала жизни. Этот высокий гуманизм повестей связан прежде всего с образом бабушки Алексея – Акулины Ивановны, которая вселила в душу внука «крепкое чувство доверия» к миру.

    Не случайно старый Каширин называет ее матерью. Горький создал поэтический, величественный образ Матери с ее беспредельной, «не­истребимой любовью» ко всем людям – детям своим. Этот образ впервые появился в одноименном романе Горького в 1906 г., затем был воплощен в рассказах сборников «По Руси» и «Сказках об Италии».

    В первой части трилогии образ Акулины Ивановны занял цент­ральное место. Горький даже вначале предполагал назвать повесть «Бабушка». Акулина Ивановна олицетворяла для Алексея жизненную народную мудрость. Радостно воспринимая красоту окружавшего мира, поддерживая в мальчике веру в человека, она сыграла определяющую роль в формировании его нравственных идеалов. «Бессребреница» бабушка, в сознании Алеши, противостояла и деду, и всему «племени» стяжателей.

    Контрастно противостоящие образы деда Каширина и бабушки играли важную композиционную роль (особенно в первой части трилогии) – как воплощение двух противоположных начал жизни. Противоположность их характеров проявлялась в отношении к жизни и смерти, к правде и лжи, в любви и ненависти, в религии и молитве, автобиографический герой, столкнувшись с этими двумя началами, был поставлен перед необходимостью выбора. В бабушке он почувст­вовал друга, чья бескорыстная любовь к миру и людям наделяла его «крепкой силой для трудной жизни»; «мудрость» Каширина, который «всю жизнь ел всех, как ржа железо», оказалась чуждой Алексею Пешкову и навсегда враждебной ему.

    Герои Горького предстают в борении противоположных, иногда, казалось бы, взаимоисключающих мыслей и стремлений. Но эта внешняя «пестрота» характеров объясняется писателем конкретно-ис­торически, как результат социальных условий русской жизни. Подчер­кнуто противоречив характер и самого Каширина, в котором борются несоединимые силы. Он любит Алексея и близких, но любовь его, в отличие от любви бабушки, осложнена чувством собственника, хозя­ина, «старшего» в жизни. Своими силами пробился он «в люди», стал «хозяином», зашел на «чужую улицу» и здесь растерял все высокое, человеческое. О том, как нравственно нечистый процесс социального восхождения гасит в человеке все хорошее, рассказал Горький в 1910-е годы и в другом автобиографическом произведении – рассказе «Хо­зяин».

    Но даже в духовно близком герою характере бабушки Горький подметил глубокие противоречия, которые явились следствием под­спудных социально-исторических влияний. Бабушка, славя мир и красоту жизни, приняла «горькие слезы» ее как должное и неизбежное зло: молча терпит она издевательства деда, пытается примирить всех со всеми, понять и оправдать жестокость мира . И этого отношения к злу жизни не принимают ни автор, ни герой повестей, который очень скоро поймет, что кротость бабушки – не сила, а выражение слабости и беспомощности . Ее всепрощающая доброта вызывает в Пешкове вначале сомнение, а затем решительный протест, ибо, писал Горький, «я был плохо приспособлен к терпению». Это было время, когда в душе героя уже «прорезались молочные зубы недовольства существующим». Трагично складываются судьбы многих людей, окружающих Алек­сея, трагичны судьбы его сверстников: и нежного веселого Саньки Вихаря, и Гришки Чурки. Все более и более усложняются и омрачаются представления героя о мире и человеке. Тогда-то и возникает у него мысль, можно ли вообще достигнуть лучшего. Когда дед выгнал постояльца – ссыльного, раздражавшего Каширина тем, что он жил не по его правилам, герой особенно остро почувствовал свое одиноче­ство во враждебном дедовом мире: «Вспоминая эти свинцовые мерзо­сти дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе – стоит <...> Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти, расплющивая множество прекрасных душ, – русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их. Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит ц жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрожде­ние наше к жизни светлой, человеческой». Это убеждение и укрепляло силы автобиографического героя.

    Новаторство Горького состояло не в «максимальном» изображении «свинцовых мерзостей» прошлого, а в неуклонном утверждении рас­тущей изо дня в день «могучей силы света» , которая обнаруживается в самих отношениях горьковских героев к миру и людям и в мироощу­щении Алексея Пешкова. Горьковская мысль о том, что в глубине народной «Россия талантлива и крупна», «богата великими силами и чарующей красотой», находит свое завершенное художественное воп­лощение в автобиографических повестях.

    Раздумывая о своеобразии русского национального характера, о прошлом и будущем русского человека, Горький и здесь непримиримо выступал против обидной, унижающей человека проповеди пассивно­сти, смирения перед злом жизни, кротости, «каратаевщины» . На страницах того же «Русского слова», где печаталось «Детство», Горький публикует свои статьи о «карамазовщине», в которых зовет к «деянию», активному «познанию» жизни. «Познание есть деяние, направленное к уничтожению горьких слез и мучений человека, стремление к победе над страшным горем русской земли». Эта мысль Горького художест­венно воплотилась в повестях.

    В повести «В людях» складывается новое отношение героя к человеку и окружающему миру. Центральной проблемой этой части трилогии становится проблема формирования действенного гуманиз­ма. Название «В людях» имеет широкий обобщающий смысл. Человек со всеми его радостями и печалями, хорошим и дурным – вот что занимает ум, сердце, душу героя Горького. Горький видит нужду и горе, надругательство над человеческой личностью, труд бессмысленный, превращенный хозяевами в каторгу. Тогда, пишет Горький, «жизнь казалась мне более скучной, жестокой, незыблемо установленной навсегда в тех формах и отношениях, как я видел ее изо дня в день. Не думалось о возможности чего-либо лучшего, чем то, что есть, что неустранимо является перед глазами каждый день».

    На помощь герою пришли книги. Они, как позже вспоминал Горький, помогли ему преодолеть настроения растерянности и недоверия к людям, обостряли внимание к человеку, воспитывали «чувство личной ответственности за все «зло жизни» и вызывали «преклонение перед творческой силой разума человеческого», «роднили» с миром, убеждая, что в своей тревоге за людей он не одинок на земле. И автобиографический герой Горького мужественно пошел навстречу жизни. «Во мне,– пишет Горький, – жило двое: один, узнав слишком иного мерзости и грязи, несколько оробел от этого и, подавленный знанием буднично страшного, начинал относиться к жизни, к людям недоверчиво, подозрительно, с бессильной жалостью ко всем, а также к себе самому. Этот человек мечтал о тихой одинокой жизни с книгами, без людей... Другой, крещенный святым духом честных и мудрых книг, наблюдая победную силу буднично страшного, чувствовал, как легко эта сила может оторвать ему голову, раздавить сердце грязной ступней, и напряженно оборонялся, сцепив зубы, сжав кулаки, всегда готовый на всякий спор и бой. Этот любил и жалел деятельно», «сердито и настойчиво сопротивлялся...»

    Вторая часть трилогии–вдохновенный рассказ о людях земли русской – плотниках, каменщиках, грузчиках, иконописцах,– в ко­торых скрыты самобытные качества художников, поэтов, философов, артистов. Каждый из них по-своему важен для формирования личности горьковского героя, каждый из них обогащал его, открывал ему новую грань действительности и тем самым делал героя сильнее, мудрее. Чем ближе узнавал Пешков этих людей, тем ничтожнее представлялись ему «хозяева», их мир оказывался совсем не так устойчив и прочен . «Учителями» Пешкова были и Смурый, и иконописцы –люди пыт­ливой «фигурной» мысли, богатые духом, фантастически талантливые, исполненные подлинно художественного понимания и жизни, и ис­кусства.

    В годы этих скитаний рождается у Алексея Пешкова чувство огромной любви к человеку , которое он пронесет через всю жизнь. «Хорошо в тебе то, что ты всем людям родня»,– говорит ему один из героев трилогии, красавец силач Капендюхин. Чувство любви к чело­веку постепенно приобретает для него новые опенки. Все чаще ощущает он в своей душе вспышки ненависти к угрюмо терпеливым людям. В герое растет активное стремление разбудить волю человека к сопротивлению . В этой эволюции сознания своего героя Горький объективно отразил исторически закономерное развитие самосознания человека из народа. Почти пророчески звучали в повести слова Никиты Рубцова: «Ни бог, ни царь лучше не будут, коли я их отрекусь, а надо, чтобы люди сами на себя рассердились <...> Помяни мое слово: не дотерпят люди, разозлятся когда-нибудь и начнут все крушить–в пыль сокрушат пустяки свои...»

    В процессе познания жизни в сознании Алексея преодолевается разрыв между мечтой и действительностью. В поисках героического он обращается уже не только к книгам, песням, сказкам, но к самой жизни. Пешков приходит к мысли, что правда жизни – в идеалах народа. В конце повести «В людях» возникает многозначительный образ «полусонной земли», которую герою страстно хочется разбудить дать «пинок ей и самому себе», чтобы все «завертелось радостным вихрем, праздничной пляской людей, влюбленных друг в друга, в эту жизнь, начатую ради другой жизни – красивой, бодрой, честной...». Но и на этом этапе развития сознание героя еще не свободно от противоречий, не найден еще ответ на вопрос, что сделать, чтобы осуществился идеал разумного и справедливого мира для всех. Напря­женными драматическими раздумьями о необходимости во что бы то ни стало найти свое место в жизни заканчивается повесть «В людях»: «Надо что-нибудь делать с собой, а то пропаду...» И Алексей едет в «большой город Казань». Открывается новый, «университетский» этап познания им жизни.

    В повестях органически сочетаются трезвое видение мира с про­никновенным лиризмом, автобиографический, почти документальный рассказ с образами огромного обобщающего значения, передающими предгрозовую атмосферу русской жизни 1910-х годов.


    Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 4. С. 441.

    Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. С. 496–497.

    Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. С. 154.