Повесть Куприна "Гранатовый браслет". Смысл названия

Одно из самых известных произведений Александра Куприна - «Гранатовый браслет». К какому жанру относится история о безответной любви скромного чиновника Желткова? Чаще это произведение называют рассказом. Но в нём присутствуют и черты, характерные для повести. Определить жанр «Гранатового браслета», оказывается, непросто.

Для того чтобы сделать это, следует вспомнить содержание произведения Куприна, а также рассмотреть особенности и рассказа, и повести.

Что такое рассказ?

Под этим литературным термином понимают сочинение малой прозы. Синоним к этому слову — «новелла». Рассказами обычно называли свои произведения русские писатели. Новелла — понятие, присущее больше зарубежной литературе. Существенной разницы между ними нет. И в первом, и во втором случае речь идет о произведении небольшого объёма, в котором встречается всего несколько героев. Важная особенность — наличие только одной сюжетной линии.

Структура такого произведения довольно проста: завязка, кульминация, развязка. В русской литературе XIX века повестью часто называли то, что сегодня принято именовать рассказом. Яркий пример — всем известные произведения Пушкина. Писатель создал несколько рассказов, сюжет которых ему якобы поведал некий Белкин, и назвал их повестями. В каждом из этих произведений персонажей немного и всего по одной сюжетной линии. Так почему же Пушкин не назвал свой сборник «Рассказы Белкина»? Дело в том, что литературная терминология XIX века несколько отличается от современной.

А вот жанровая принадлежность произведений Чехова сомнений не вызывает. События в рассказах этого писателя вращаются вокруг каких-либо, на первый взгляд, мелких происшествий, позволяющих героям взглянуть на свою жизнь иначе. Лишних персонажей в произведениях Чехова нет. Рассказы его четки, лаконичны. То же самое можно сказать и о прозе более поздних авторов — Леонида Андреева, Ивана Бунина.

Что такое повесть?

Произведение этого жанра занимает промежуточную позицию между рассказом и романом. В зарубежной литературе понятие "повесть" отсутствует. Английские и французские авторы создавали либо новеллы, либо романы.

В Древней Руси повестью называли любое прозаическое произведение. Со временем термин приобрел более узкое значение. До середины XIX века под ним понимали сочинение небольшого размера, но большего, нежели рассказ. Героев в повести обычно значительно меньше, чем в эпопее «Война и мир», но больше, чем в чеховском «Бумажнике». Все же современные литературоведы порой затрудняются определить жанр того или иного произведения, написанного более 200 лет назад.

В повести события вращаются вокруг главного героя. Действия происходят в небольшой период времени. То есть если в произведении рассказано о том, как герой появился на свет, окончил школу, университет, сделал успешную карьеру, а затем, ближе к семидесятилетию, благополучно скончался в своей постели, то это роман, но никак не повесть.

Если показан всего один день из жизни персонажа, а в сюжете присутствуют два-три действующих лица, это рассказ. Пожалуй, самым четким определением повести будет следующее: «произведение, которое нельзя назвать ни романом, ни рассказом». Каков жанр «Гранатового браслета»? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним содержание.

«Гранатовый браслет»

Произведение к жанру рассказа с уверенностью можно отнести, если в нём идёт речь о двух-трех персонажах. Здесь героев больше.

Вера Шеина замужем за добрым и благовоспитанным человеком. Ей нет никакого дела до телеграфиста, который регулярно пишет ей любовные письма. Более того, она и лица его никогда не видела. Равнодушие Веры сменяется чувством тревоги, а затем жалостью и сожалением после того, как она получает в подарок от телеграфиста гранатовый браслет.

Жанр этого произведения можно было бы определить с легкостью, если бы Куприн исключил из повествования таких персонажей, как генерал Аносов, брат и сестра Веры. Но эти герои не просто присутствуют в сюжете. Они, а в особенности генерал, играют определенную роль.

Вспомним несколько историй, включённых Куприным в «Гранатовый браслет». Жанр произведения можно определить в процессе его художественного анализа. А для этого следует снова обратиться к содержанию.

Безумная любовь

Офицер влюбился в жену полкового командира. Эта женщина не отличалась привлекательностью, к тому же была морфинисткой. Но любовь зла… Роман длился недолго. Опытной женщине молодой возлюбленный вскоре надоел.

Гарнизонная жизнь скучна и однообразна. Жене военного, видимо, захотелось скрасить будни острыми ощущениями, и она потребовала от прежнего возлюбленного доказательств любви. А именно броситься под поезд. Он не погиб, но остался на всю жизнь инвалидом.

Любовный треугольник

Еще об одном случае из гарнизонной жизни повествует другая история, включенная в «Гранатовый браслет». Жанр ее можно было бы с легкостью определить, если б она представляла собой отдельное произведение. Это был бы классический рассказ.

Жена отважного офицера, весьма уважаемого солдатами, влюбилась в поручика. Завязался страстный роман. Изменница отнюдь не скрывала своих чувств. Более того, муж был хорошо осведомлён о ее отношениях с любовником. Когда же полк отправили на войну, она пригрозила ему разводом в случае, если что-то случится с поручиком. Мужчина ходил на саперные работы вместо любовника своей супруги. Проверял сторожевые посты за него по ночам. Делал всё, чтобы сохранить здоровье и жизнь своему сопернику.

Генерал

Эти истории приведены неслучайно. Их поведал Вере генерал Аносов - один из наиболее ярких персонажей «Гранатового браслета». Жанр этого произведения не вызывал бы сомнения, если бы в нём не было этого колоритного героя. В таком случае это был бы рассказ. Но генерал отвлекает читателя от основной сюжетной линии. Помимо вышеприведённых историй, Вере он также рассказывает о некоторых фактах из своей биографии. Кроме того, Куприн уделил внимание и другим второстепенным героям (например, сестре Веры Шеиной). Структура произведения от этого стала более сложной, сюжет глубоким и интересным.

Истории, рассказанные Аносовым, производят впечатление на главную героиню. А его рассуждения о любви заставляют взглянуть княгиню иначе на чувства безликого телеграфиста.

К какому жанру относится «Гранатовый браслет»?

Выше было сказано о том, что в литературе раньше не было четкого разделения между такими понятиями, как рассказ и повесть. Но так было лишь в начале XIX века. Произведение, о котором речь идёт в этой статье, Куприн написал в 1910 году. К тому времени уже сформировались понятия, которыми пользуются современные литературоведы.

Писатель определил свое произведение как повесть. Называть «Гранатовый браслет» рассказом неправильно. Впрочем, ошибка эта простительная. Как сказал не без доли иронии один известный литературный критик, отличить рассказ от повести в совершенстве не умеет никто, но на эту тему любят спорить студенты-филологи.

Урок литературы по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" "Великая сила любви"

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Задачи:

Обучающие:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
  • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

Воспитательные:

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Вступительное слово преподавателя.

"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви …”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

Преподаватель:

В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

Преподаватель:

2. “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера .

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее.)

Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Викторина по произведению.

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?

5 . Работа в группах .

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Задание 1.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельз.я)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ .

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.

Любовь – это:

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Преподаватель:

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить

Задание 2.

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа : Способна ли она на пылкую, страстную любовь? (В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? (Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)

Четвертая группа : “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?

Задание 3.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа : Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Задание 4.

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?

Третья группа : Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа : Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

6. Работа с высказываниями героев повести .

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

IV. Подведение итога занятия.

Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...


Роман «Гранатовый браслет» А. Куприна по праву считается одним из лучших, раскрывающего тематику любви. В основу сюжетной линии взяты реальные события. Та ситуация, в которой оказалась главная героиня романа, была пережита на самом деле матерью друга писателя - Любимова. Данное произведение названо так не по простой причине. Ведь для автора «гранат» является символом страстной, но весьма опасной любви.

История создания романа

Большинство рассказов А. Куприна пронизано извечной темой любви, а роман «Гранатовый браслет» наиболее ярко воспроизводит ее. А. Куприн начал работу над своим шедевром осенью 1910 г. в Одессе. Задумкой данной работы послужил один визит писателя к семье Любимовых в Петербурге.

Однажды сын Любимовой поведал одну занимательную историю о тайном поклоннике своей матери, который на протяжении долгих лет писал ей письма с откровенными признаниями в безответной любви. Мать была не в восторге от такого проявления чувств, ведь была уже давно замужем. При этом, она имела более высокий социальный статус в обществе, нежели ее поклонник - простой чиновник П. П. Желтиков. Обострил ситуацию подарок в виде красного браслета, подаренном на именины княжны. В то время, это было дерзким поступком и могло положить плохую тень на репутацию дамы.

Муж и брат Любимовой нанесли визит к поклоннику домой, тот как раз писал очередное письмо своей возлюбленной. Они вернули подарок владельцу, попросив впредь не беспокоить Любимову. О дальнейшей судьбе чиновника никто из членов семьи не знал.

История, которая была поведана за чаепитием, зацепила писателя. А. Куприн решил положить ее в основу своего романа, который был несколько видоизменен и дополнен. Нужно отметить, что работа над романом шла тяжело, о чем автор писал своему другу Батюшкову в письме 21 ноября 1910 г. Работа вышла в свет только в 1911 г., впервые напечатана в журнале «Земля».

Анализ произведения

Описание произведения

В свой День рождения княгиня Вера Николаевна Шеина получает анонимный подарок в виде браслета, который украшен зелеными камнями - «гранатами». К подарку прилагалась записка, из которой стало известно, что браслет принадлежал еще прабабушке тайного поклонника княгини. Подписывался неизвестный инициалами «Г.С. Ж.». Княгиня смущена данным презентом и вспоминает о том, что на протяжении уже долгих лет ей пишет один незнакомец о своих чувствах.

Муж княгини, Василий Львович Шеин, и брат, Николай Николаевич, который работал помощником прокурора, разыскивают тайного писателя. Им оказывается простой чиновник под именем Георгий Желтков. Ему возвращают браслет и просят оставить в покое женщину. Желтков испытывает чувство стыда от того, что Вера Николаевна могла потерять свою репутацию из-за его поступков. Оказывается, что еще давно он влюбился в нее, случайно увидев в цирке. С тех пор он пишет ей письма о неразделенной любви до самой смерти несколько раз в год.

На следующий день семья Шеиных узнает о том, что чиновник Георгий Желтков застрелился. Он успел написать последнее письмо Вере Николаевне, в котором просит прощения у нее. Он пишет, что его жизнь больше не имеет смысла, но он любит ее по-прежнему. Единственное, о чем Желтков просит,- чтобы княгиня не винила себя в его смерти. Если данный факт будет мучить ее, то пусть она послушает в его честь Сонату №2 Бетховена. Браслет, который чиновнику вернули накануне, он перед смертью приказал служанке повесить на икону Божьей Матери.

Вера Николаевна, прочитав записку, просит разрешения у мужа взглянуть на покойного. Она приезжает на квартиру чиновника, где видит его мертвым. Дама целует его в лоб и возлагает букет цветов покойному. Когда она возвращается домой, то просит сыграть произведение Бетховена, после чего Вера Николаевна расплакалась. Она понимает, что «он» простил ее. В конце романа Шеина осознает потерю большой любви, о которой только может мечтать женщина. Здесь же она вспоминает слова генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».

Главные герои

Княгиня, женщина средних лет. Она замужняя, но отношения с мужем давно уже переросли в дружеские чувства. Детей у нее нет, но она всегда внимательна к своему мужу, заботиться о нем. Она имеет яркую внешность, хорошо образованна, увлекается музыкой. Но уже больше 8 лет к ней приходят странные письма от поклонника «Г.С.Ж.». Этот факт смущает ее, она рассказала о нем мужу и родным и не отвечает взаимностью писателю. В конце произведения, после смерти чиновника, она с горечью понимает всю тяжесть утраченной любви, которая бывает в жизни только раз.

Чиновник Георгий Желтков

Молодой человек лет 30-35. Скромный, небогатый, воспитанный. Он тайно влюблен в Веру Николаевну и пишет о своих чувствах ей в письмах. Когда ему вернули подаренный браслет и попросили прекратить писать княгине, он совершает акт суицида, оставив прощальную записку женщине.

Муж Веры Николаевны. Хороший, веселый человек, который искренне любит свою жену. Но из-за любви к постоянной светской жизни, он находится на грани разорения, чем тянет свою семью на дно.

Младшая сестра главной героини. Она замужем за влиятельным молодым человеком, от которого имеет 2 детей. В замужестве она не теряет свою женскую натуру, любит кокетничать, играет в азартные игры, но весьма набожна. Анна очень привязана к своей старшей сестре.

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский

Брат Веры и Анны Николаевны. Работает помощником прокурора, очень серьезный по своей натуре, строгих правил парень. Николай не расточителен, далек от чувств искренней любви. Именно он просит Желткова прекратить писать к Вере Николаевне.

Генерал Аносов

Старый боевой генерал, бывший друг покойного отца Веры, Анны и Николая. Участник русско-турецкой войны, был ранен. Не имеет семьи и детей, но близок к Вере и Анне как родной отец. Его даже называют «дедушкой» в доме Шеиных.

Данное произведение насыщено разными символами и мистикой. В основе лежит история трагической и безответной любви одного человека. В конце романа трагизм истории приобретает еще больших масштабов, ведь героиня осознает тяжесть потери и неосознанной любви.

Сегодня роман «Гранатовый браслет» очень популярен. В нем описаны великие чувства любви, местами даже опасной, лиричной, с трагичным окончанием. Это всегда было актуально среди населения, ведь любовь бессмертна. К тому же, основные герои произведения описаны очень реалистично. После выхода повести в свет, А. Куприн приобрел высокую популярность.

Смысл названия «Гранатовый браслет»

Смысл названия. Название рассказа необычайно поэтично. Уже по названию можно сделать некоторые предположения о со­держании рассказа «Гранатовый браслет». Символ круга (солнце, колесо, браслет, кольцо) издавна почи­тался разными народами, круг являлся символом сближения, со­вершенства и бессмертия. Круговая символика делает браслет эмб­лемой завершенности, силы, защиты и непрерывности. Такая же символика вкладывается в обручальные и свадебные кольца. Та­ким образом, браслет объединяет в себе небесную символику круга (совершенство) и кольца (вечность, прочность союза). Обратимся к символике граната, которыми был украшен браслет. Слово «гранат» произошло от латинского granatus, по названию зер­нышек гранатового дерева. Впервые название «гранат» было исполь­зовано теологом и философом Альбертусом Магнусом еще в 1270 го­ду. Гранаты весьма многообразны по цвету, но особым таинством и очарованием обладают камни красного оттенка. Не случайно такие гранаты называются пироны, что означает при переводе с греческого языка «огнеподобные». Именно о таких гранатах писал известный немецкий минеролог Макс Бауэр: «В отблеске граната - отблески свежей капли крови, просвечивающей на солнце, капли благородно­го вина. Его огонь - огонь красной искры, вылетевшей из раскален­ной плиты во мглу и сумерки земного вечера». С гранатом связано множество легенд. Так, согласно преданию, большой красивый гранат, установленный Ноем посреди ковчега, служил ему светильником во время долгого путешествия. Гранаты, по поверьям, символизируют силу чувств, постоянство, преданность в любви и дружбе. Этим камнем чаще всего обменивались возлюб­ленные. Таким образом, само название рассказа «Гранатовый браслет» позволяет предположить, что это произведение о великой и в тоже время трагической любви. Известно, что А.И. Куприн был знатоком самоцветов, о которых он писал с большим пониманием. Так, в рассказе «Гранатовый браслет» он дает точное описание камня: «…перед огнем электриче­ской лампочки … в них глубоко … вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. Без сомнения, в браслете были вправ­лены живые огни». Название рассказа полностью раскрывает его содержание.

Любовь - необыкновенное чувство, которое, к сожалению, познать дано не каждому человеку. Тема сегодняшней статьи - повесть Куприна " Гранатовый браслет" . Смысл названия произведения более глубокий, чем может показаться на первый взгляд . Какова проблематика повести? Что символизирует украшение, подаренное главной героине?

"Гранатовый браслет": содержание

Утонченную графиню однажды полюбил неприметный телеграфист. Он не искал с ней встреч, не был навязчив, лишь только письма, которые светская красавица получала изредка, говорили о его чувствах. В день своих именин княгиня получила в подарок от мужа жемчужные серьги. Это был утонченный , изысканный подарок. А вечером посыльный вручил горничной небольшую квадратную коробку со словами " Передайте лично в руки барыне" . В ней был запечатан гранатовый браслет.

Смысл названия повести Куприна объяснить довольно просто. Безответно влюбленный телеграфист однажды всё-таки осознал, что его томления ни к чему хорошему не приведут. Написал княгине еще несколько писем, и к одному из них приложил украшение из низкопробного золота и плохо шлифованных камней. Этот подарок вызвал негодование у родственников главной героини.

Муж и брат княгини отправились к телеграфисту, дабы прекратить череду любовных писем, угрожающих репутации дворянского семейства. Им это удалось. Телеграфист покончил с собой. И только после его смерти княгиня осознала, что в ее жизни случилась любовь, о которой грезят миллионы женщин, но на которую уже неспособны мужчины.

В чём же смысл названия " Гранатового браслета" ? Телеграфист мог бы подарить княгине серьги из бирюзы или Однако Куприн предпочел , чтоб его героиня получила от своего воздыхателя украшение, изготовленное из камней ярко-красного цвета - цвета любви. Смысл названия " Гранатового браслета" следует искать в символике драгоценных камней. Гранат всегда ассоциировался с любовью, верностью, страстью.

Итак, телеграфист погиб. Княгиня поняла, что никогда уже не встретит человека, который будет ее любить столь самоотверженно. Таково краткое содержание " Гранатового браслета" . Сюжет произведения, правда, не так прост. В нём есть еще немало персонажей. Кроме того, повесть Куприна наполнена символами.

Вера Шеина

Так зовут главную героиню повести Александра Ивановича Куприна " Гранатовый браслет" . Она красива, образована, в меру высокомерна. У Веры Шеиной нет детей, но есть умный, добрый, понимающий муж. Василий - предводитель дворянства. Отношения супругов давно стали скорее дружескими. Между ними нет страсти. И была ли она когда-нибудь?

Для того чтобы раскрыть тему любви в " Гранатовом браслете" , следует рассказать о том, как относилась героиня к своему поклоннику. Звали его Желтков. Он отправлял княгине письма не год, и не два. Ещё за семь лет до событий, описываемых в повести, он одолевал Веру Затем надолго замолчал. И только в день именин напомнил ей снова о себе. Вера распечатала небольшую посылку, обнаружила в ней браслет. Как и все женщины, сперва обратила внимание на украшение, и только потом на письмо. " Ах, опять это он" - подумала княгиня. Желтков вызывал у нее только раздражение.

В глубине души Вера Шеина мечтает о страстной любви. Но как и миллионам женщин на земле, это чувство ей не знакомо. Настоящая любовь прошла мимо нее в образе непримечательного телеграфиста. О том, насколько велико было чувство несчастного Желткова, княгиня поняла лишь после его смерти.

Генерал Аносов

Это второстепенный персонаж. Но без него тема любви в " Гранатовом браслете" не была бы полностью раскрыта. На момент публикации повести Куприн уже преодолел сорокалетний рубеж. Он был не стар, но, вероятно, грустные мысли об ушедшей молодости посещали его иногда. Для писателя главной темой творчества стала любовь. Он, как уже было сказано, полагал, что не каждый способен на это чувство. И совсем редко, по мнению прозаика, оно встречалось в кругу последних представителей русского дворянства.

Генерал Аносов в повести высказывает точку зрения автора. Он представитель старшего поколения. Именно генерал помогает княгине оценить чувства Желткова. Именно после разговора с ним Вера по-другому взглянула на любовь телеграфиста. У Аносова, в отличие от других гостей, присутствующих на именинах Шеиной, история о несчастном авторе любовных посланий вызвала не усмешку, а скорее восхищение.

Немалую роль в раскрытии любовной темы в " Гранатовом браслете" сыграли истории, рассказанные старым генералом. Он поведал молодой женщине о двух случаях, произошедших много лет назад в гарнизоне, где он служил. Это были истории любви, завершившиеся весьма трагично.

Анна

Автор дает довольно подробную характеристику героям, которые не имеют прямого отношения к основной сюжетной линии. Именно это даёт право назвать " Гранатовый браслет" повестью, а не рассказом. Анна - сестра Веры. Это молодая, привлекательная женщина, которая лишена настоящей любви так же, как и главная героиня. Но в отличие от Веры, она натура очень страстная. Анна беспрестанно кокетничает с молодыми офицерами, посещает званые вечера, тщательно следит за своим обликом. Она не любит своего мужа, а потому не может быть счастлива.

Образ гранатового браслета

Стоит ещё несколько слов сказать о главном " персонаже" повести Куприна. А именно о гранатовой браслете. Желтков - скромный служащий. У него нет денег на дорогой подарок для любимой женщины. Когда-то гранатовый браслет принадлежал его прабабке. Последней это украшение носила мать Желткова.

Камни со старого браслета перенесены на новый, изготовленный из золота, хотя и низкопробного. Вероятно, он долго копил на подарок княгине. Но дело, конечно, не в стоимости этого украшения. Желтков подарил княгине самое дорогое - браслет, принадлежавший матери.

Последнее письмо

Повесть Куприна о трагедии одинокого человека, безгранично любящего женщину, которая никогда не ответит ему взаимностью. После разговора с братом княгини телеграфист написал последние, предсмертное письмо. А затем покончил с собой. После его гибели Вера попросила пианистку Женни Рейтер сыграть симфонию Бетховена, которую так любил Желтков. Когда она слушала эту удивительную музыку, вдруг поняла: он простил ее .