Рассказ о писателе распутине. Писатель Распутин Валентин Григорьевич

Среди наиболее известных прозаиков ушедшего столетия можно назвать и такого знаменитого автора, как Валентин Распутин. Краткая биография каждого великого человека начинается с описания его детства.

Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда (нынешняя Иркутская область). Затем семья переехала в другой посёлок. Однако и оттуда Валентин Григорьевич был вынужден уехать, чтобы продолжить образование. После окончания школы будущий писатель поступил на историко-филологический факультет, став студентом Иркутского государственного университета.

Писательский талант проявился у Распутина ещё в студенческие годы. Валентин Григорьевич работал внештатным сотрудником молодёжной газеты. Уже тогда один из его очерков заставил обратить на себя внимание редактора.

В конце 1970-х годов Распутин начала работу в Восточно-Сибирском книжном издательстве, став одним из членов редакционной коллегии для серии «Литературные памятники Сибири». Через несколько лет Валентин Григорьевич вошёл в редакционную коллегию журнала «Роман-газета».

Последние годы жизнь писателя были непростыми. Летом 2006 года в автокатастрофе погибла дочь Валентина Григорьевича. Мария Распутина была органисткой. В 2012 году писатель овдовел. За 2 дня до своего 78-летнего дня рождения писатель был госпитализирован, а через сутки скончался.

Социально-политические изменения в стране не смогли оставить равнодушным советского писателя. В годы «перестройки» Валентин Григорьевич начал общественно-политическую борьбу. Распутин осуждал новый строй, пришедший на смену советской идеологии. Он был в числе некоторых других литераторов, подписавших «Письмо писателей России». Послание было адресовано Верховному Совету СССР. Валентину Распутину принадлежит идея выхода России из состава СССР. В 1989 и 1990 годах писатель был народным депутатом.

Несмотря на все усилия, СССР прекратил своё существование. Распутин искренне раскаивался в том, что начал политическую борьбу. Он считал, что то время, которое он посвятил борьбе за сохранение прежней идеологии, было временем, потраченным напрасно. Однако общественно-политическая деятельность писателя на этом не была окончена. В середине 90-х Распутин стал одним из инициаторов создания Православной гимназии для девочек.

Конфликт взглядов

Кроме этого, писатель принял участие в издании православно-патриотической газеты. Религиозные взгляды не мешали Валентину Григорьевичу быть ярым сторонником коммунистической партии. Писатель открыто поддерживал Зюганова.

Распутин положительно оценивал политику Сталина и не имел никаких негативных ассоциаций, связанных с этим политическим деятелем. Образ генералиссимуса Распутин связывал с победой в Великой Отечественной войне. Забыть о Сталине в день празднования 65-ой годовщины победы писатель считал огромным неуважением к памяти великого вождя.

Творчество писателя

Произведения Валентина Распутина отличаются небольшим объёмом и доходчивостью изложения. Писатель предпочитал создавать краткие и ёмкие повести о жизни современной ему деревни. Во многих произведениях Валентина Григорьевича читатель замечает негативное отношение к городской жизни. Родившийся и выросший в деревне автор был уверен в том, что деревенские жители отличаются более высокой нравственностью. В селе ничего невозможно скрыть от односельчан. В городе человек предоставлен самому себе, что приводит его к искушению отступать от моральных норм.

“Пожар”

Повесть рассказывает о пожаре, который произошёл на складе в деревне Сосновка. Иван Петрович Егоров, один из главных героев повести, участвует в тушении пламени вместе с другим односельчанами. Борьба с огнём не мешает Ивану Петровичу размышлять о жизни. Он вспоминает, какими бескорыстными и приветливыми были жители его родной деревни. Когда-то и Сосновка ему нравилась. После появления в посёлке архаровцев жизнь кардинально изменилась. Многих односельчан Егорова теперь не интересовало ничего, кроме пьянства. В Сосновке появилось воровство. Люди стали жестокими и корыстными.

В повести «Пожар» автор делится своими переживаниями и мыслями о грядущем. Несмотря на то, что людей, подобных Егорову, в стране немало, возврата к прежним ценностям уже не будет. Работа на благо потомков не приносит радости. Отныне каждый хочет жить здесь и сейчас и трудиться только ради личного счастья.

“Живи и помни”

Сельская девушка Настёна рано осиротела и воспитывалась в семье тётки, где не знала ни ласки, ни простого человеческого к себе отношения. Настёна мечтает выйти замуж, чтобы обрести всё то, чего ей не досталось в детстве. Но и в замужестве девушка не находит долгожданного счастья. В семье Андрея и Настёны Гуськовых нет детей, в чём муж постоянно обвиняет жену.

Распутин рассказывает о нелёгкой судьбе сельской женщины, её ежедневном непосильном труде, к которому она приучена с ранних лет. Настёна олицетворяет собой покорность, присущую сотням таких же деревенских девушек, как она. Главная героиня, никогда не любившая мужа, самоотверженно скрывала Андрея-дезертира. Судьба подарила Гуськовым долгожданного ребёнка, который, однако, не принёс счастья ни отцу, ни матери. У Настёны остаётся два пути: или солгать, что ребёнок зачат не от мужа и покрыть себя позором, или признаться в том, что всё это время «предатель» находился поблизости. Не имея никакого выхода из положения, молодая женщина выбирает смерть.

“Прощание с Матёрой”

Строительство гидроэлектростанции требует затопления острова Матёра с расположенным на нём посёлком. Молодёжь давно покинула Матёру. Деревня населена преимущественно представителями старшего поколения. Пожилые люди хотят закончить свою жизнь в родной деревне и быть похороненными на местном кладбище, где покоится прах их предков. Дарья Пинигина, одна из жительниц Матёры, уверена в том, что если она и её односельчане допустят затопление кладбища, всех их после смерти будут судить умершие родственники. Старшее поколение не желает приспосабливаться к новой жизни в городе, к городским квартирам. Дарья поднимает восстание против «пришельцев», решивших затопить её родную деревню.

В повести Распутина противопоставлены два мира: дореволюционный, ещё не успевший исчезнуть до конца, и новый, ещё не вступивший в свои права. Каждый из этих миров по-своему прав. Старики Матёры всего лишь мечтают умереть в родной деревне. Им не нужны благоустроенные квартиры. Те же, кто запланировал строительство гидроэлектростанции, не имеют возможности ждать, пока остров опустеет. Прогресс движется вперёд. Городу необходима электроэнергия. Конфликт остаётся неразрешимым. Будущее не может быть построено на одних традициях. Но и без прошлого нельзя продолжать свой путь.



Р аспутин Валентин Григорьевич – русский прозаик, классик русской литературы, выдающийся представитель так называемой «деревенской прозы», общественный деятель, член Союза писателей СССР.

Родился 15 марта 1937 года в посёлке городского типа Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье Григория Никитича (1913-1974) и Нины Ивановны (1911-1995) Распутиных. Детские годы будущего писателя прошли в селе Аталанка, в 400 км от Иркутска. В 1954 году окончил среднюю школу. В 1959 году окончил историко-филологический факультет Иркутского университета, в течение ряда лет – до того, как стать профессиональным писателем, – работал журналистом в Сибири. Жил в Москве и в Иркутске.

Его творчество во многом автобиографично, что подчеркнуто названием первого сборника его рассказов «Я забыл спросить у Лёшки» (1961), за которым последовали «Край возле самого неба» (1966) и «Человек с того света» (1967). Основное место действия его произведений – Приангарье: сибирские деревни и посёлки. Повесть «Деньги для Марии» (1967), конфликт которой основан на столкновении традиционных нравственных ценностей и материальных реалий современной жизни, принесла Распутину широкую известность. Следующая повесть «Последний срок» (1970) ознаменовала начало, самого продуктивного этапа творчества Распутина (1970-е годы). К нему также относятся сборник рассказов «Вверх и вниз по течению» (1972), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976) – вершина творчества писателя. Из произведений Распутина, созданных в последующие, во многом кризисные для писателя и, как ему представляется, для всей русской литературы годы, выделяется повесть «Пожар» (1985), воспроизводящая целый ряд мотивов повестей 1970-х годов, окрашенных в апокалиптические тона.

В 1967 году он стал членом Союза писателей СССР.

В.Г.Распутин в 1970-х годах изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У.Фолкнером и Г.Гарсиа Маркесом. Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси «земля» – «небо» – как система восходящих окружностей: от «житейской круговерти» до «вечного круговорота жизни» и круговращения небесных светил. В своём творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.

Главная героиня повести «Последний срок» – умирающая старуха Анна, воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность к вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо её детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться рядом с ней три дня, на которые Бог отсрочил её уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки (авторское повествование включает в себя обширные пласты не собственно прямой речи, представляющей мысли и переживания героев повести, прежде всего, самой Анны).

«Последний срок» – элегический пролог трагедии, которую запечатлевает В.Г.Распутин в повести «Живи и помни» (1974; Государственная премия, 1977): старуха Анна и её непутевые дети всё же собираются в её «последний срок» под общей отцовской крышей, а вот дезертировавший из армии Андрей Гуськов (события, описываемые в «Живи и помни», относятся к концу Великой Отечественной войны) целиком отрезан от мира. Символ его безысходного одиночества и нравственного одичания – волчья нора на острове посреди Ангары, где он скрывается от людей и властей. Его жене Настёне, тайком от людей навещающей мужа, всякий раз приходится переплывать реку – преодолевая водную преграду, которая во всех мифах отделяет мир живых от мира мертвых. Настёна – подлинно трагическая героиня, оказывающаяся в положении невозможного выбора между любовью к мужу, (Андрей и Настёна – венчанные в церкви муж и жена) и необходимостью жизни в миру, среди людей, ни в одном из которых она не может найти ни сочувствия, ни поддержки. Поселковая жизнь, окружающая героиню повести – уже не тот цельный гармоничный замкнутый в своих границах крестьянский космос, символом которого в «Последнем сроке» предстает изба Анны. Самоубийство Настёны, уносящей с собой в глубокие воды ещё одну народившуюся жизнь: ребёнка Андрея, которого страстно желала и зачала с ним в его волчьем логове, становится трагическим искуплением вины Андрея, но не может вернуть ему человеческого облика.

Звучащие уже в «Последнем сроке» темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести «Прощание с Матёрой» (1976) в миф о гибели всего крестьянского мира. На «поверхности» сюжета повести – история затопления расположенного на острове сибирского села Матёры волнами «рукотворного моря». В противоположность острову из «Живи и помни», остров Матёра (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, – символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый посёлок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни – крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев – Павел – навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настёне он плывет из мира «мертвых» (механической цивилизации) в мир живых, но это – погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.

Девять лет спустя в повести «Пожар» (1985) В.Г.Распутин вновь обращается к теме гибели общинного мира – на сей раз не в воде, а в огне, в пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка, символически возникшего на месте затопленной деревни. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Главный герой повести шофер Иван Петрович, с точки зрения которого описывается происходящее на горящих складах, – уже не прежний распутинский герой-праведник: он находится в неизбывном конфликте с самим собой, ищет и не может найти «простоту смысла жизни». Соответственно, усложняется и дисгармонизируется авторское видение мира. Отсюда – эстетическая двойственность стиля «Пожара», в котором запечатленный во всех подробностях образ горящих складов, соседствует с символико-аллегорическими обобщениями и публицистическими зарисовками «кочевого» быта леспромхоза.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения писателю Распутину Валентину Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Эти же публицистические интонации становятся всё более ощутимы в прозе В.Г.Распутина второй половины 1980-х – 1990-х годов. Аляповато-лубочное изображение в рассказах «Видение», «Вечером», «Нежданно-негаданно», «Новая профессия» (1997) нацелено на прямолинейное (а порой и агрессивное) обличение происходящих в России в постперестроечное время перемен. Вместе с тем, в лучших из них, таких как «Нежданно-негаданно» (история городской девочки-побирушки Кати, подброшенной в деревню сквозному персонажу последних распутинских рассказов Сене Позднякову), сохраняются следы былого стиля В.Г.Распутина, тонко чувствующего природу, продолжающего разгадывать тайну человеческого бытия, всматриваясь туда, где лежит продолжение земного пути.

По произведениям В.Г.Распутина поставлены фильмы: «Уроки французского» (1978), «Прощание», «Продаётся медвежья шкура» (оба – 1980), «Живи и помни» (2008).

В последние годы В.Г.Распутин занимается в основном публицистикой, пишет статьи. В 2004 году опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000).

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников «поворота северных рек». В 1989-1991 годах депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А.Столыпина о «великой России» («Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»). В июле 1991 года подписал обращение «Слово к народу».

Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР В.Г.Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. В 1990-1991 годах член Президентского совета СССР.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (1984, 14.03.1987), орденами Трудового Красного Знамени (1981), «Знак Почёта» (1971), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й (08.03.2007) и 4-й (28.10.2002) степени, Александра Невского (1.09.2011), медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987), Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2012), премии Президента РФ (2003), премии Правительства РФ (2010), премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина (1968), премии имени Л.Н.Толстого (1992), премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994), премии имени Святителя Иннокентия Иркутского (1995), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (1996), премии Александра Солженицына (2000), литературной премии имени Ф.М.Достоевского (2001), премии имени Александра Невского «России верные сыны» (2004), Всероссийской литературной премии имени С.Т.Аксакова (2005), премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (2005, Китай), премии Международного фонда единства православных народов (2011), премии «Ясная Поляна» (2012).

Почётный гражданин Иркутска (1986) и Иркутской области (1998).

Советский писатель, Валентин Распутин, был одним из самых читаемых прозаиков в Советском Союзе и послесовковой России. Родился 15 марта 1937 года в Усть-Уда (село) Восточно-Сибирской области. Детство, как отмечают биографы, было тяжелым: деревенская жизнь крестьян не отличалась современными почестями и свободой. Тяжелый труд с зари до вечера был реалиями семьи Распутиных.

Валентин ходил в простую начальную школу в селе. Когда возникла потребность переходить в среднее образовательное заведение, появились и трудности, так как большинство сел были приурочены к поселкам городского типа с более развитой инфраструктурой – Валентин Распутин ходил бы пешком, если бы семья не переехала поближе. Детские воспоминания нашли отображение в произведении «Уроки французского»:

  • «Не знаю, как в математике, но в жизни самое лучшее доказательство – от противного»
  • «Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому».

После окончания школы Валентин Распутин, открыв в себе тягу к знаниям, поступил на Историко-философский факультет в Иркутский университет , нашел работу в университетской газете, корреспондируя сводки новостей. Первые работы появляются именно в этот период: «Я забыл спросить у Лешки», «Сибирь».

По окончанию университета, работал в газете Иркутская, а позже – Красноярска. Заметный сдвиг в писательской карьере начался с 1965 года, когда Валентин Распутин познакомился В. Чивилихином, чьими работами глубоко зачитывался. Валентин также ориентировался на таких классиков, как Достоевский, Бунин. В 1967 году издается серия рассказов «Человек с этого света», а позднее – «Деньги для Марии». В 1970 году была напечатана повесть «Последний срок», которая проявила уникальный голос писателя. В 1974 году читателям полюбились «Живи и помни», «Прощание с Матерой», а в 1981 году «Наташа», «Век живи – век люби», «Что передать вороне», «Пожар».

С 1966 года Валентин Распутин был уже профессиональным писателем с наградами от Союза литераторов. Последние годы своей бурной трудовой деятельности провел, занося мысли на лист бумаги: в 2004 году опубликованы «Дочь Ивана, мать Ивана», «Сибирь, Сибирь». В 2010 году Валентина Распутина номинировали на Нобелевскую премию , а произведения занесли в обязательный к прочтению список для школьников. Повезло писателю приблизиться и к политической сфере – состоял в советниках у Михаила Горбачева. Умер 14 марта 2015 года в Москве. Похоронен в Иркутске.

Личная жизнь Валентина Распутина

Был женат на Светлане Распутиной. У пары родились сын и дочь, однако девушка погибла в 2006 году в автокатастрофе. Жена умерла 1 мая 2012 года.

Валентин Распутин, высказывания:

  • «Пересудов людских ты боишься. Что они тебе? Люди, как собаки: кто где не так пошевелился – они в шум. Полаяли и перестали – и опять ждут, кто бы себя чем выдал».
  • «Все, что ни происходит, — к лучшему; к тому, чтобы жить было интересней. Ну и живи: не оглядывайся, не задумывайся».
  • «Чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо – чтобы не понимать».

«До чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла».

(Пока оценок нету)

15 марта 1937, село Усть-Уда, Восточно-Сибирская область, РСФСР, СССР - 14 марта 2015, Москва, Российская Федерация.

Русский прозаик, представитель т. н. «деревенской прозы».
Герой Социалистического Труда (14.03.1987).

Окончив начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» - 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).
Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями В. Распутин считает Достоевского и Бунина.

С 1966 года - профессиональный литератор. С 1967 года - член Союза писателей СССР.

Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия».
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).
В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби».
Появление в 1985 году повести «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997), Нежданно-негаданно (1997), По-соседски (1998).
В 2004 году опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана».
В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000).
В Иркутске произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению.

призы и награды

Орден Александра Невского (1 сентября 2011).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (8 марта 2007).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 октября 2002).
Два ордена Ленина (1984, 14.03.1987).
Орден Трудового Красного Знамени (1981).
Орден «Знак Почета» (1971).

Лауреат Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года (2013).
Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003).
Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010).
Лауреат Государственной премии СССР (1977) - за повесть «Живи и помни» (1974).
Лауреат Государственной премии СССР (1987) - за повесть «Пожар» (1985).
Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968).
Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992).
Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994).
Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995).
Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева.
Лауреат премии Александра Солженицына (2000).
Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001).
Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004).
Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005).
Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005).
Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011).
Лауреат премии «Ясная поляна» (2012).
Почётный гражданин Иркутска (1986).
Почётный гражданин Иркутской области (1998).

Есть гениальный писатель жизненное восприятие, которого неотъемлемо отражено в его плодотворном творчестве. Проза Валентина Распутина сориентирована личной оценке гармонии обычного сибирского села и возвышенному началу мироздания.

Основным стержнем его творческого восприятия является обычный человек . Сельский житель, который живет в гармонии чистой совести и его природы. Это прослеживается во всех его творческих работах и отражается в литературных образах.

Юность и зрелость

В семье Распутина Григория Никитича и его супруги Распутиной Нины Ивановны холодной весной 15 марта 1937 года родился мальчик. Родительский дом располагался в старинном таежном поселении Усть-Уда, на берегу великой сибирской реки Ангары. Первые поселенцы появились в устьях рек Ангары и Уды еще в начале 17 века. Казачьим ватажкам полюбились вольные земли суровой и бескрайней Сибири.

Позже семья Распутиных переедет на местожительства, в родное село отца, в Аталанку. Сибирский паренек с первого мгновения жизни вдохнул первозданную красоту дикой природы , жизнь и быт сибирской деревни. Эти чувства, которые как зерна проросли в нем, он пронесет по всей своей жизни. Они будут воспеты им в прозе, которая сделает его знаменитым на весь мир.

После осуждения Григория Никитича за утрату государственных денег, их у него украли на пароходе. На плечах Нины Ивановны осталось трое маленьких детей, которых необходимо было ставить на ноги. Учился Валентин в поселке Усть-Уда и приезжал домой только на каникулы . Недостаток и скудный быт ему заменяли книги, он много читал и хорошо учился. Учительница пыталась поддержать талантливого мальчика и всячески его поддерживала.

Этот отрезок его жизни позже ляжет в основу замечательного и захватывающего своей правдивостью рассказа «Уроки французского». Его врожденный талант, природная смекалка и аттестат с отличием позволили легко поступить в Иркутский университет . Он выбрал специальность филолога. Там же он увлекся творчеством Хемингуэя, Ремарка и другими классиками мировой литературы. В это время он начал писать небольшие рассказы и заметки.

Творчество

Уже студентом он начал подрабатывать в газете «Советская молодёжь», печатая небольшие заметки.

Это был первый опыт журналисткой словесности. С 1962 года он покидает Иркутск и перебирается в Красноярск, где его журналистике масштабы достигли уровня большого мастера и требовали более широких писательских просторов. Читателям на суд вышел искренний, слегка угловатый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки».

Его публикации издает «Ангара», позже эти очерки войдут в книгу «Край возле самого неба». В Чите он знакомится с прозаиком Владимиром Чивилихиным. Его рекомендации и поддержка помогают ему издать рассказы в «Комсомольской правде».

В тоже время «Литературная Россия» выпускает его рассказ «Василий и Василиса», который круто изменит его судьбу. Это рождение главных героев всех его последующих произведений — тружеников и простых людей, любящих жизнь и свою природу. С этого времени он будет отдавать всего себя только писательскому ремеслу .

В этом же году литературное сообщество увидело повесть «Деньги для Марии», после которой он становиться членом Союза писателей СССР. Его имя навечно увековечено в мировой литературе. Он при жизни стал признанным классиком:

  • Написано более пятидесяти литературных работ прозаика;
  • Экранизировано по произведениям семь художественных фильмов.

Государственные награды и премии

Присвоено звание Героя Соц. Труда, кавалер шести орденов. Более двадцати государственных и других премий.

Семья

Жена Светлана Ивановна Молчанова(1939-2012).

Сын - Сергей (1961). Дочь - Мария (1971- 2006), погибла в авиакатастрофе в городе Иркутск.

После тяжелой и продолжительной болезни в 14.03.2015 году ушёл из жизни гениальный прозаик современности и человек эпохи, воспевающий самобытную жизнь простых людей, проживающих в глубинке России. В день его рождения, его друзья, творческая интеллигенция и простые люди приходят почтить память в Знаменский монастырь города Иркутска. В этот день в иркутских театрах идут пьесы по мотивам произведений Валентина Распутина.

Несмотря на свое депутатство, Распутин власть не жаловал, проводил большую и очень важную общественную работу по защите экологии уникального озера Байкал. Проявлял инициативу по закрытию Мавзолея. Он не воспевал дифирамбы коммунистической партии. Помогал молодым талантам печатать свои произведения. Будучи по своему состоянию души человеком православным, он со смирением в 1980 году принял обряд крещения. Был человеком совести, свою жизнь и великий талант никогда не выпячивал, жил скромно с достоинством русского человека