Сергей васильевич рахманинов. Презентация по музыке на тему "Рахманинов С.В." Презентация на тему рахманинов сергей васильевич

Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа вв.. Его творчество отличает жизненная правдивость, искренность. Тема Родины, любовь к русской земле, к истории народа, к православной вере - центральное звено в его творчестве. Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа вв.. Его творчество отличает жизненная правдивость, искренность. Тема Родины, любовь к русской земле, к истории народа, к православной вере - центральное звено в его творчестве. Основные черты музыки – мелодизм и колокольность. Основные черты музыки – мелодизм и колокольность. Писал в разных жанрах: оперы, симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, хоровая, камерная вокальная и инструментальная музыка Писал в разных жанрах: оперы, симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, хоровая, камерная вокальная и инструментальная музыка


Родился в дворянской семье, в имении Онег Новгородской губернии. Родился в дворянской семье, в имении Онег Новгородской губернии. Род Рахманинова уходит к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию. Род Рахманинова уходит к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию. С 4 лет играл на фортепиано. С 4 лет играл на фортепиано. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки.


Несколько лет Рахманинов провёл в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанниками которого были и другие выдающиеся русские музыканты. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.И.Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта. Несколько лет Рахманинов провёл в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанниками которого были и другие выдающиеся русские музыканты. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.И.Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.



Рахманинов был замкнутым, сдержанным в общении, очень тяжело сходился с людьми. Рахманинов был замкнутым, сдержанным в общении, очень тяжело сходился с людьми. Чувство одиночества постоянно его сопровождало, и единственной отрадой в жизни была музыка. Чувство одиночества постоянно его сопровождало, и единственной отрадой в жизни была музыка. В 19 лет блестяще окончил Московскую консерваторию с золотой медалью как пианист, а через год как композитор. В 19 лет блестяще окончил Московскую консерваторию с золотой медалью как пианист, а через год как композитор.











Революция 1917г. Революционный переворот Рахманинов воспринял как катастрофу. «Россия шагнула в пустоту», «лица людей превращаются в зверские дикие рыла». Спустя месяц после прихода к власти Большевиков Рахманинов навсегда покидает Россию. Он стал изгнанником родины, скитальцем, утерявшем самые дорогие стимулы к творчеству. «Лишившись родины, я потерял самого себя».




Эмиграция В годы эмиграции Рахманинов много гастролировал, выступал на лучших сценах мира. Слава выдающегося исполнителя виртуоза возрастала. Ему рукоплескали в Европе и Америке. Но писать музыку в течение первых 10 лет эмиграции не мог. Боль утраты родины не покинула его до конца дней.




Война гг.. Нападение фашистов на СССР Рахманинов воспринял как личную трагедию. Забыв старые обиды на большевиков, он пытался оказать влияние на богатых русских эмигрантов, призывая их материально поддержать свою родину в трудный для неё час. Свои гонорары от концертов он тоже перечислял в фонд обороны страны. Нападение фашистов на СССР Рахманинов воспринял как личную трагедию. Забыв старые обиды на большевиков, он пытался оказать влияние на богатых русских эмигрантов, призывая их материально поддержать свою родину в трудный для неё час. Свои гонорары от концертов он тоже перечислял в фонд обороны страны.


Изменилось отношение советского правительства к Рахманинову. Осенью 1942г. Советская общественность отметила 50-летний юбилей артистической деятельности великого русского музыканта. А в Америке эта дата осталась незамеченной. Изменилось отношение советского правительства к Рахманинову. Осенью 1942г. Советская общественность отметила 50-летний юбилей артистической деятельности великого русского музыканта. А в Америке эта дата осталась незамеченной. Умер Рахманинов, не дожив нескольких дней до своего 70-летнего юбилея. Умер Рахманинов, не дожив нескольких дней до своего 70-летнего юбилея.



Он остался русским композитором и русским человеком. Его всегда волновала судьба его страны. Он остался русским композитором и русским человеком. Его всегда волновала судьба его страны. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».

Описание слайда:

Список сочинений оперы-Алеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне "Ада" из "Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр); для солистов, хора и оркестра-кантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913); для оркестра-3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю. Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940); для фортепиано с оркестром-4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция 1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934); камерно-инструментальные ансамбли-Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти великого художника, d-moll, ор. 9, 1893); для фортепиано-2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10 прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917); для фортепиано в 4 руки-6 пьес, ор. II (1894); для 2 фортепиано-2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01); для хора с оркестром-Три русские песни, ор. 41 (1926); для голоса с фортепиано-6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21 (1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916); транскрипции и переложения (для фортепиано)-своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н. Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки); юношеские сочинения (не изданные автором)-1-я часть симфонии (1891), симфоническая поэма Князь Ростислав (по стихотворению А. К. Толстого, 1891), Andante и скерцо для струнного квартета (1889), Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели g-moll, 1-я часть (1892), 3 ноктюрна для фортепиано (1887-88), 4 пьесы для фортепиано (1889), 2 пьесы для фортепиано в 6 рук (1890-91), Русская рапсодия для 2 фортепиано (1891), 5 романсов (1890-91), Бурлацкая песня для голоса с фортепиано (1891), Deus meus для хора a cappella (1890-91). для хора с фортепиано-Шесть хоров для женских или детских голосов, ор. 15 (Славься, слова Н. А. Некрасова; Ночка, слова В. Н. Лодыженского; Сосна, слова Лермонтова; Задремали волны, слова К. P.; Неволя, слова Н.Г.Цыганкова; Ангел, слова Лермонтова; 1894-96); для хора а сappellа-Литургия Иоанна Златоуста, ор. 31 (1910), Всенощное бдение, ор. 37(1915).

Слайд 2

Родился 1 апреля 1873 г. в усадьбе Семенове Новгородской губернии в дворянской семье. В 1882 г. Рахманиновы перебрались в Петербург. В том же году Сергей поступил в консерваторию. С осени 1886 г. он стал одним из лучших учеников и получил стипендию имени Н. Г. Рубинштейна. На заключительном экзамене по гармонии П. И. Чайковскому так понравились сочинённые Рахманиновым прелюдии, что он поставил пятёрку, окружённую четырьмя плюсами.

Слайд 3

Знаменательным событием в истории русской музыки стал приход Рахманинова осенью 1904 г. в Большой театр на пост дирижёра и руководителя русского репертуара. После двух сезонов Рахманинов ушёл из театра и поселился сначала в Италии, а затем в Дрездене.

Весной 1899 г. Рахманинов закончил знаменитый Второй концерт для фортепиано с оркестром; в 1904 г. композитору была присуждена за него Глинкинская премия.

Слайд 4

Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной (урождённой Сатиной, из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул) и дочерьми покинул Россию. Он не предполагал, что покидает страну навсегда. После гастролей по Скандинавии Рахманинов прибыл в Нью-Йорк.

Слайд 5

В эмиграции

  • Слайд 6

    В 20-х годах прошлого века переехали в Дрезден родственники семьи Рахманиновых - родители его жены Сатины, и с 1922 по 1939 год Рахманинов ежегодно бывал у них в гостях, приезжая из Америки вместе с женой и дочерьми, готовясь к турне по миру. А в 1924 году Ирина, дочь Сергея Васильевича, венчалась с князем Петром Волконским в Дрезденской православной церкви преподобного Симеона Дивногорца.

    Слайд 7

    Несколько лет жил в селе Веггис, точнее в деревни Хертенштейн, где построил дом - виллу "Сенар". Выступал с концертами на люцернском фестивале. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

    1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926-1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918-1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки
    .
    Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873
    года.

    Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного
    Рахманиным
    . Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова
    .
    Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр - А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и - главным образом - из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897-1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.
    Источники информации

    wikipedia.org

    Рахманинов Сергей Васильевич.
    Автор:
    Каланда
    Сергей
    9а класс
    МБОУ СОШ
    № 10 г.Новоалтайска
    ________________________________________
    В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И.
    Зилоти
    ) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера - «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
    Рахманинов умер 28 марта 1943 года в
    Беверли-Хиллз
    , штат Калифорния США, не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище
    Kensico

    Cemetery
    .
    Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич
    Зилоти
    , Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич
    Пресман
    и
    др
    ). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.
    Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти
    .
    Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д.
    Орнатская
    . При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В.
    Демянского
    . Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву
    .
    Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.