Сравнительная характеристика тихона и бориса с цитатами. Борис и Тихон: сравнительная характеристика данных героев

Тихон и Борис. Сравнительная характеристика (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

Пьеса «Гроза» была допущена драматической цен-зурой к представлению в 1859 году. Цензор И. Нордстрем, хорошо относившийся к А. Н. Островскому, по просьбе друзей драматурга представил «Грозу» как любовную, а не социально-обличительную, сатириче-скую и в своем рапорте не упомянул ни о Кабанихе, ни о Диком. Но любовный конфликт выливается в обще-ственный и объединяет все остальные: семейный, социальный. К конфликту Катерины и Бориса с окру-жающими присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Ди-ким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой.

Два мужских образа помогают нам понять харак-тер Катерины. Смирный, безответный Тихон, муж Катерины, любящий ее, но не умеющий защитить, и Борис, племянник Дикого, приехавший в Калинов из Москвы.

Борис поневоле приехал в Калинов: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жа-лели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сест-ру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с се-строй сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием ». Бо-рису неуютно в городе, он не может привыкнуть к ме-стным порядкам: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смот-рят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше рус-ское, родное, а все-таки не привыкну никак

Объединяет обоих героев подневольность, зависи-мость: Тихона — от родной матери, Бориса — от Дико-го. Тихон с малолетства находится во власти деспо-тичной матери, во всем с ней соглашается, не смеет пе-речить. Она настолько подавила его волю, что, даже женившись на Катерине, Тихон продолжает жить по материнской указке:

Кабанова: Если ты хочешь мать послушать, так ты как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов: Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Н. А. Добролюбов, рассматривая образ Тихона, подмечает, что он «сам по себе любил жену и готов бы для нее все сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем нет сильного чувства...».

Тихон не знает, как угодить матери («...только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рож-ден, что не могу вам угодить ничем »), и даже срывает-ся на ни в чем не повинную Катерину («Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая! »). И прав был Кулигин, когда го-ворил о том, что за запертыми воротами в семьях « раз-врату темного да пьянства!» Тихон пьет от безысход-ности, пытаясь этим скрасить жизнь. Он ждет поезд-ки, чтобы хоть на время вырваться из-под материнской тирании. Варвара хорошо понимает ис-тинные желания брата:

Варвара: С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.

Катерина: За что же?

Варвара: Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сдела-ет, как приказано.

Катерина: И на воле-то он словно связанный.

Варвара: Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы вырвать-ся-то поскорей.

Тихон не может, да это просто-напросто и не прихо-дит ему в голову, противоречить матери, не может за-щитить от нападок Катерину, хотя и жалеет ее. В сце-не прощания мы видим, как Тихон мучается, пони-мая, что обижает жену, давая наказы под нажимом матери:

Кабанова: Что ж ты стоишь, разве порядку не зна-ешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя.

Кабанов: Да она, чай, сама знает.

Кабанова: Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб я слышала, что ты ей приказываешь! А потом прие-дешь, спросишь, так ли все исполнила.

Кабанов: Слушайся маменьки, Катя!

Кабанова: Скажи, чтоб не грубила свекрови.

Кабанов: Не груби!

Кабанова: Чтоб почитала свекровь, как родную мать!

Кабанов: Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!

Кабанова: Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!

Кабанов: Работай что-нибудь без меня! И т. д.

Тихон предпочитает «непротивление», по-своему приспосабливаясь к домашней тирании. Он утешает Катерину, пытаясь загладить свою вину: «Все к серд-цу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай...»

Борис тоже находится в зависимом положении, ведь главным условием для получения наследства яв-ляется проявление почтительности к дяде, Дикому. Он сознается, что бросил бы «все да уехал. А то сестру жаль ».

Борис — новое лицо в городе, но также прогибается под действием «жестоких нравов» Калинова. Чем же он заслужил любовь Катерины? Возможно, Катерина обращает внимание на Бориса потому, что он приез-жий, не из местных; или, как писал Н. Добролюбов, «к Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных...; к нему ее влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и жен-щины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной сво-боды».

Катерина утверждает, что любит своего мужа, под-меняя понятие «любовь» на жалость. Как утверждает Варвара, «коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать!»

Я считаю, что и Бориса любить тоже не за что. Он знал, что эта запретная, греховная связь может иметь очень тяжелые последствия и для него, и особенно для Катерины. И Кудряш предупреждает: «Только вы смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свек-ровь-то больно люта ». Но Борис даже не пытается про-тивиться своему чувству или образумить Катерину. Но не это самое страшное. Поражает поведение Бори-са после того, как Катерина призналась в измене свек-рови и мужу. Борис тоже не в состоянии защитить Ка-терину. А ведь она предлагает выход из этой ситуа-ции — просит забрать ее в Сибирь, готова ехать с любимым хоть на край света. Но Борис малодушно от-вечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы ...». Борис не го-тов на открытый бунт, а именно так расценили бы калиновцы поступок, на который герой так и не решил-ся. Получается, что наследство ему все же дороже. Он готов только поплакать вместе с Катериной над своей и ее несчастными долями. И ведь он понимает, что ос-тавляет любимую женщину погибать («Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, что-бы ей не мучиться долго! »). Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. А. Добролюбова, что «Борис — не ге-рой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье... Он представляет одно из об-стоятельств, делающих необходимым фатальный ко-нец...» пьесы.

А вот Тихон, напротив, оказался человечнее, выше и сильнее Бориса! Несмотря на то, что Катерина изме-нила и опозорила его, он оказался способен на сочув-ствие к ней и к своему сопернику: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ру-гали, ругали — молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет ».

Любовь Тихона к Катерине в полной мере проявля-ется после ее смерти:

«Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам... Что мне без нее! » И вот в этот-то момент Тихон оказался способен сказать матери правду, обвинив ее в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы ...»

Эти-то слова и говорят о том, что настали новые времена, где не место деспотии, самодурству, притес-нениям.

    Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...

    Имя Александра Николаевича Островского - одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра. В. 1812 году великий русский писатель А.И. Гончаров, приветствуя Островского в день тридцатипятилетия его литературной деятельности, сказал: "Вы...

    Играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы...

    Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и...

    "В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее.Это "что-то" и есть по-нашему, фон пьесы, указанный нами и обнаружи вающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже...

    Каждый человек - это единственный и неповторимый мир, со своими поступками, характером, привычками, честью, моралью, чувством собственного достоинства. Именно проблему чести и собственного достоинства поднимает Островский в своей пьесе «Гроза». Для...

Два мужских образа помогают нам понять характер Катерины. Смирный, безответный Тихон, муж Катерины, любящий ее, но не умеющий защитить, и Борис, племянник Дикого, приехавший в из Москвы.

Борис поневоле приехал в Калинов:» Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием. Борису неуютно в городе, он не может привыкнуть к местным порядкам:» Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак.

Объединяет обоих героев подневольность, зависимость: Тихона — от родной матери, Бориса — от Дикого. Тихон с малолетства находится во власти деспотичной матери, во всем с ней соглашается, не смеет перечить. Она настолько подавила его волю, что, даже женившись на Катерине, Тихон продолжает жить по материнской указке:

Кабанова: Если ты хочешь мать послушать, так ты как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов: Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Н. А. , рассматривая образ Тихона, подмечает, что он» сам по себе любил жену и готов бы для нее все сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем нет сильного чувства….

Тихон не знает, как угодить матери («…только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем), и даже срывается на ни в чем не повинную Катерину («Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!). И прав был Кулигин, когда говорил о том, что за запертыми воротами в семьях» разврату темного да пьянства! Тихон пьет от безысходности, пытаясь этим скрасить жизнь. Он ждет поездки, чтобы хоть на время вырваться из-под материнской тирании. Варвара хорошо понимает истинные желания брата:

Варвара: С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.

Катерина: За что же?

Варвара: Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано.

Катерина: И на воле-то он словно связанный.

Варвара: Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы вырваться-то поскорей.

Тихон не может, да это просто-напросто и не приходит ему в голову, противоречить матери, не может защитить от нападок Катерину, хотя и жалеет ее. В сцене прощания мы видим, как Тихон мучается, понимая, что обижает жену, давая наказы под нажимом матери:

Кабанова: Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя.

Кабанов: Да она, чай, сама знает.

Кабанова: Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь, спросишь, так ли все исполнила.

Кабанов: Слушайся маменьки, Катя!

Кабанова: Скажи, чтоб не грубила свекрови.

Кабанов: Не груби!

Кабанова: Чтоб почитала свекровь, как родную мать!

Кабанов: Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!

Кабанова: Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!

Кабанов: Работай что-нибудь без меня! И т. д.

Тихон предпочитает» непротивление, по-своему приспосабливаясь к домашней тирании. Он утешает Катерину, пытаясь загладить свою вину:» Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай…

Борис тоже находится в зависимом положении, ведь главным условием для получения наследства является проявление почтительности к дяде, Дикому. Он сознается, что бросил бы» все да уехал. А то сестру жаль.

Борис — новое лицо в городе, но также прогибается под действием» жестоких нравовКалинова. Чем же он заслужил любовь Катерины? Возможно, Катерина обращает внимание на Бориса потому, что он приезжий, не из местных; или, как писал Н. Добролюбов,» к Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных…; к нему ее влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы.

Катерина утверждает, что любит своего мужа, подменяя понятие» любовьна жалость. Как утверждает Варвара,» коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать!

Я считаю, что и Бориса любить тоже не за что. Он знал, что эта запретная, греховная связь может иметь очень тяжелые последствия и для него, и особенно для Катерины. И Кудряш предупреждает:» Только вы смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее в беду невведите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта. Но Борис даже не пытается противиться своему чувству или образумить Катерину. Но не это самое страшное. Поражает поведение Бориса после того, как Катерина призналась в измене свекрови и мужу. Борис тоже не в состоянии защитить Катерину. А ведь она предлагает выход из этой ситуации — просит забрать ее в Сибирь, готова ехать с любимым хоть на край света. Но Борис малодушно отвечает:» Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы…. Борис не готов на открытый бунт, а именно так расценили бы калиновцы поступок, на который герой так и не решился. Получается, что наследство ему все же дороже. Он готов только поплакать вместе с Катериной над своей и ее несчастными долями. И ведь он понимает, что оставляет любимую женщину погибать («Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!). Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. А. Добролюбова, что» Борис — не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье… Он представляет одно из обстоятельств, делающих необходимым фатальный конец…пьесы.

А вот Тихон, напротив, оказался человечнее, выше и сильнее Бориса! Несмотря на то, что Катерина изменила и опозорила его, он оказался способен на сочувствие к ней и к своему сопернику:» Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали — молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет.

Любовь Тихона к Катерине в полной мере проявляется после ее смерти:

«Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее! И вот в этот-то момент Тихон оказался способен сказать матери правду, обвинив ее в смерти жены:» Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…

Эти-то слова и говорят о том, что настали новые времена, где не место деспотии, самодурству, притеснениям.

Островский, Сочинение

Борис и Тихон – одни из центральных героев драмы А. Островского«Гроза»....

Борис так же, как и Тихон связан с «тёмным царством».Он – племянник Дикого, молодой человек приехал к своему дяде, чтобы получить наследство, оставшееся от бабушки. Борис вынужден подчиняться всем капризам своего родственника, как и Тихон.

В отличие от Кабанова, племянник Дикого хорошо образован. До того, как приехать в Калинов, герой жил в Москве, порядки губернского города ему чужды: «Обычаев я здешних не знаю», точно так же, как и Катерине. Молодую женщину объединяло с Борисом то, что изначально герои жили в других условиях. «Такая ли я была! ...точно птичка на воле» - говорит однажды Катерина Варваре о прошлой жизни. Это сходство главной героини и Бориса, а также невыносимая жизнь в доме Кабановых, привели к зарождению чувству молодой женщины к племяннику Дикого. Борис тоже любит Катерину, но тем не менее, когда раскрывается их связь, он «мечется» и «плачет». Герой - трусливый человек, он не находит в себе силы, чтобы взять с собой любимую женщину в Сибирь. «Нельзя мне, Катя…» - говорит о ней. Таким образом, Бориса и Тихона, с одной стороны, объединяет любовь к Катерине. С другой стороны, то, что оба молодых человека оказались под гнётом «тёмного царства», которому не смогли противостоять.Главное различие двух героев – Тихон не знает жизни без деспотизма матери, её самодурства, в отличие от Бориса, который сознательно подчиняет себя Дикому, надеясь получить хоть ничтожную долю наследства.

Обновлено: 2017-09-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

В драме Катерины, главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», важную роль сыграла не только ее свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова, но и, разумеется, два героя этого «любовного треугольника» - Тихон и Борис. Тихон Кабанов - муж героини, купеческий сын. Он женился на Катерине, потому что этого требовала маменька, и считает, что он сам любит Катерину, но так ли это? Он сам безволен и полностью подчинен матери, он не решается даже защитить жену от нападок свекрови. Все, что он может ей посоветовать, - пропускать маменькины упреки мимо ушей. Он сам итак и делает всю жизнь, поддакивая матери и мечтая в то же время сбежать к соседу Савелу Прокофьеичу и выпить с ним. Счастье для Тихона - это отъезд на две недели в Москву по делам. Катерина в этом случае его уже не интересует, и, когда она просит его взять ее с собой, он откровенно признается: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Катерине жалко мужа, но может ли она его любить? Не видя от него ни понимания, ни поддержки, она невольно начинает мечтать об иной любви, и мечты ее обращаются к другому герою, и Борису. Герой ли он? Он отличается от жителей города Калинова - он образован, учился в Коммерческой академии, он единственный среди горожан ходит в европейском костюме. Но это все отличия внешние, а по сути Борис так же безволен и несамостоятелен. Он зависит от дяди, купца Дикого, материально, он связан условиями завещания покойной бабушки и не только из-за себя лично, но и из-за сестры. Если он не будет к дяде почтителен, она останется бесприданницей, не получив, как и он сам наследства. Но кажется, что его слова: «Я бы бросил все да уехал» - только отговорка. Борис ведь терпит от Савела Прокофьеича унижения и ругань, даже не пытаясь ему возразить, защитить свое достоинство. У него нет ни воли, ни силы характера. Он полюбил Катерину, несколько раз увидав ее в церкви, и его возвышенное чувство никак не принимает в расчет грубые реалии местного уклада жизни. Боясь «загубить свою молодость в этой трущобе», он не слушает Кудряша, который сразу предупреждает его, что любовь к замужней женщине «бросить надоть»: «Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите» - ведь за это в здешних краях Катерину «в гроб вколотят». Борис думает только о себе, о своем счастье, и все душевные переживания Катерины ему чужды, как и Тихону. Если бы не равнодушие мужа («…ты еще навязываешься…»), Катерина не пошла бы на роковой шаг, согласившись на встречу с Борисом. Но и Борис думает также только о себе, отметая терзания Катерины о страшном грезе, совершенном ею: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Для него встречи с Катериной - тайный роман, который надо скрыть: «Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!» Он совершенно не понял, что Катерина абсолютно не умеет лгать по примеру Варвары, поэтому ее поведение, когда приехал муж, для него полная неожиданность. Он жалеет обо всем происшедшем: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Но он бессилен что-либо изменить, взять с собой Катерину он не может - «не по своей я воле еду». Думая обо всем, он жалеет прежде всего себя, проклиная «злодеев» и «извергов»: «Эх, кабы сила!».

Тихон на словах также жалеет Катерину: «… я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть», - но противоречить маменьке он не в силах: и побил жену, как она приказала, и осуждает, повторяя маменькины слова: «Убить ее за это мало». Больше всего жалеет он самого себя: «Несчастный я теперь, братец, человек!» И только после смерти Катерины он осмелился возразить Марфе Игнатьевне: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы…»

Оба героя, Борис и Тихон, несмотря на внешние различия, не смогли стать для Катерины надежной защитой и опорой: оба эгоистичны, безвольны, не понимают тревожной, мятущейся ее души. И оба виноваты в ее трагедии, не сумев и даже не пожелав ее предотвратить.