Страны русофобы. Русофобия - это что такое? Проблема русофобии

Что такое Русофобия? Значение и толкование слова rusofobija, определение термина

1) Русофобия - - страх перед русскими, Россией.

2) Русофобия - ненависть к русскому народу со стороны определенной части западного мира и еврейства. Русофобия является результатом коренных религиозных и цивилизационных различий между Россией и Западом. Если для России Бог - Господь наш Иисус Христос, смерть поправый и дьявола упразднивый, пришедший в мир грешных спасти, то у Запада бог совершенно иной - это князь мира сего, бог наживы и беспредельного эгоизма, бог тщеславия и корысти, о котором Священное Писание предупреждает: "Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Сол. 2: 3-4). Борьба антихриста против Христа - такова в последней своей духовной глубине первопричина антагонизма между Западом и Россией (митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн). Русофобия имеет древние корни. Еще в высказываниях иностранцев, посещавших Русь в XV-XVII вв., чувствуется нескрываемая ненависть и недоброжелательность. Приписывая русским все общечеловеческие пороки и слабости, свойственные и им самим, иностранные путешественники насыщали свои путевые очерки массой фактических выдумок, сплетен и клеветнических слухов, вызывавших у их соотечественников неприязнь и отвращение к России. Как писал А.С. Хомяков: "И сколько во всем этом вздора, сколько невежества! Какая путаница в понятиях и даже в словах, какая бесстыдная ложь, какая наглая злоба! Поневоле родится чувство досады, поневоле спрашиваешь: на чем основана такая злость, чем мы ее заслужили? Вспомнишь, как того-то мы спасли от неизбежной гибели; как другого, порабощенного, мы подняли, укрепили; как третьего, победив, мы спасли от мщенья и т.д. Досада нам позволительна; но досада скоро сменяется другим, лучшим чувством - грустью истинной и сердечной. В нас живет желание человеческого сочувствия; в нас беспрестанно говорит теплое участие к судьбе нашей иноземной братии, к ее страданьям, так же как к ее успехам; к ее надеждам, так же как к ее славе. И на это сочувствие, и на это дружеское стремление мы никогда не находим ответа: ни разу слова любви и братства, почти ни разу слова правды и беспристрастия. Всегда один отзыв - насмешка и ругательство; всегда одно чувство - смешение страха с презрением. Не того желал бы человек от человека. Недоброжелательство к нам других народов, очевидно, основывается на двух причинах: на глубоком сознании различия во всех началах духовного и общественного развития России и Западной Европы и на невольной досаде перед этою самостоятельной силою, которая потребовала и взяла все права равенства в обществе европейских народов, отказать нам в этом праве они не могут, но и смириться с тем - тоже". По мере усиления России в XVIII-XIX вв. увеличивалась и русофобия. "К самым примечательным явлениям момента, - писал в 1902 германский канцлер Бюлов, - принадлежит постепенное выявление антирусского течения, даже там, где это меньше всего ожидаешь... Для меня растущая русофобия - установленный факт, в достаточной мере объясняющийся событиями последней четверти века". "Для Запада русское инородно, беспокойно, чуждо, странно и непривлекательно. Их мертвое сердце мертво и для нас. Они горделиво смотрят на нас сверху вниз и считают нашу культуру или ничтожной, или каким-то большим и загадочным "недоразумением"... В мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди - враждебные России, особенно православной России, тем более императорской и не расчлененной России. Подобно тому, как есть "англофобы", "германофобы", "японофобы", так мир изобилует "русофобами", врагами национальной России, обещающими себе от ее крушения, унижения и ослабления всяческий успех. Это надо продумать и почувствовать до конца" (И.А. Ильин). Наиболее полно понятие "русофобия" было разработано в 1980-х в одноименной книге выдающегося русского ученого И.Р. Шафаревича. О. Платонов

Русофобия

Страх перед русскими, Россией.

ненависть к русскому народу со стороны определенной части западного мира и еврейства. Русофобия является результатом коренных религиозных и цивилизационных различий между Россией и Западом. Если для России Бог - Господь наш Иисус Христос, смерть поправый и дьявола упразднивый, пришедший в мир грешных спасти, то у Запада бог совершенно иной - это князь мира сего, бог наживы и беспредельного эгоизма, бог тщеславия и корысти, о котором Священное Писание предупреждает: "Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Сол. 2: 3-4). Борьба антихриста против Христа - такова в последней своей духовной глубине первопричина антагонизма между Западом и Россией (митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн). Русофобия имеет древние корни. Еще в высказываниях иностранцев, посещавших Русь в XV-XVII вв., чувствуется нескрываемая ненависть и недоброжелательность. Приписывая русским все общечеловеческие пороки и слабости, свойственные и им самим, иностранные путешественники насыщали свои путевые очерки массой фактических выдумок, сплетен и клеветнических слухов, вызывавших у их соотечественников неприязнь и отвращение к России. Как писал А.С. Хомяков: "И сколько во всем этом вздора, сколько невежества! Какая путаница в понятиях и даже в словах, какая бесстыдная ложь, какая наглая злоба! Поневоле родится чувство досады, поневоле спрашиваешь: на чем основана такая злость, чем мы ее заслужили? Вспомнишь, как того-то мы спасли от неизбежной гибели; как другого, порабощенного, мы подняли, укрепили; как третьего, победив, мы спасли от мщенья и т.д. Досада нам позволительна; но досада скоро сменяется другим, лучшим чувством - грустью истинной и сердечной. В нас живет желание человеческого сочувствия; в нас беспрестанно говорит теплое участие к судьбе нашей иноземной братии, к ее страданьям, так же как к ее успехам; к ее надеждам, так же как к ее славе. И на это сочувствие, и на это дружеское стремление мы никогда не находим ответа: ни разу слова любви и братства, почти ни разу слова правды и беспристрастия. Всегда один отзыв - насмешка и ругательство; всегда одно чувство - смешение страха с презрением. Не того желал бы человек от человека. Недоброжелательство к нам других народов, очевидно, основывается на двух причинах: на глубоком сознании различия во всех началах духовного и общественного развития России и Западной Европы и на невольной досаде перед этою самостоятельной силою, которая потребовала и взяла все права равенства в обществе европейских народов, отказать нам в этом праве они не могут, но и смириться с тем - тоже". По мере усиления России в XVIII-XIX вв. увеличивалась и русофобия. "К самым примечательным явлениям момента, - писал в 1902 германский канцлер Бюлов, - принадлежит постепенное выявление антирусского течения, даже там, где это меньше всего ожидаешь... Для меня растущая русофобия - установленный факт, в достаточной мере объясняющийся событиями последней четверти века". "Для Запада русское инородно, беспокойно, чуждо, странно и непривлекательно. Их мертвое сердце мертво и для нас. Они горделиво смотрят на нас сверху вниз и считают нашу культуру или ничтожной, или каким-то большим и загадочным "недоразумением"... В мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди - враждебные России, особенно православной России, тем более императорской и не расчлененной России. Подобно тому, как есть "англофобы", "германофобы", "японофобы", так мир изобилует "русофобами", врагами национальной России, обещающими себе от ее крушения, унижения и ослабления всяческий успех. Это надо продумать и почувствовать до конца" (И.А. Ильин). Наиболее полно понятие "русофобия" было разработано в 1980-х в одноименной книге выдающегося русского ученого И.Р. Шафаревича. О. Платонов

Русофобия - предвзятое, неприязненное, подозрительное, враждебное отношение к русским и/или России; частный случай ксенофобии, представляет собой специфическое направление в этнофобии.

Известен также противоположный по значению термин «русофильство» - любовь ко всему русскому, к России, к русской культуре, а также к самим русским.

Федор Иванович Тютчев. Портрет работы Александровского

Впервые слово «русофобия» встречается в 1867 году, в письме великого русского поэта и дипломата Фёдора Ивановича Тютчева своей дочери. Реплика у Тютчева получилась настолько хорошо, что её можно вставлять в современные статьи, не поправляя в ней ни одного слова:

«Это русофобия некоторых русских людей - кстати, весьма почитаемых. Раньше они говорили нам, и они, действительно, так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д., и т.п., что потому именно они так нежно любят Европу, что она, бесспорно, обладает всем тем, чего нет в России. А что мы видим ныне? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили пристрастия к ней. Словом, в явлении, которое я имею ввиду, о принципах как таковых не может быть и речи, здесь действуют только инстинкты, и именно в природе этих инстинктов и следовало бы разобраться.»

Возникновение русофобии на Западе

Русофобия как направление идеологии возникло на Западе в XVI веке, что было связано с экспансионистской политикой Польши, стремившийся подчинить земли на Востоке (то есть, русские земли).

Польша была ближайшей к России крупной католической страной, и значительная часть сведений о Московии приходила в Европу от поляков, немало потрудившихся для формирования на Западе негативного образа «варварской» «азиатской» России, с которой Польша неоднократно на протяжении XVI-XVII веков воевала. Затем эти русофобские идеи были подхвачены другими западными странами, вступавшими в конфликт с Россией по мере усиления её геополитических позиций в XVIII-XX веках.

6 Самых известных русофобов в истории России

Шевалье д’Эон, он же Мадемуазель де Бомон (1728-1810)

Французский тайный агент, известный фехтовальщик, трансвестит, первую половину жизни провёл как мужчина, а вторую половину - как женщина. Вопрос об истинной половой принадлежности шевалье остаётся открытым.

Согласно утверждению публикаторов, д’Эон «обнаружил» в Петербурге и вывез во Францию так называемое . Данная фальсификация была опубликована на французском языке в 1812 году (сразу после краха нашествия Наполеона на Россию) в книге Лезюра «О возрастании русского могущества с самого его начала и до XIX столетия». По утверждению публикаторов, документ представлял собой стратегический план действий для преемников Петра Великого на многие века вперед, с целью установления Россией мирового господства; ставилась цель «приблизиться елико возможно ближе к Константинополю и к Индиям». Эта фальшивка изначально была создана в политических интересах французских правящих кругов и затем широко использовалась в антироссийской пропаганде XIX-XX века, в особенности во время войн (Крымской и Первой мировой). Происхождение «завещания» до конца не ясно, но по крайней мере часть историков считает, что д’Эон, шпионивший за русской императрицей Елизаветой (дочерью Петра I) и пытавшийся расстроить российско-австрийский союз, мог быть действительно причастен к фабрикации первоначальной версии этой подделки.

Михал Сокольницкий (1760-1816)

Польский генерал, участник Русско-польской войны 1792 года, восстания Костюшко и наполеоновских войн на стороне Наполеона.

Написал в феврале 1812 г. подробный план нападения на Россию и последующего ее расчленения «О способах избавления Европы от влияния России, а благодаря этому - и от влияния Англии». В последние годы считается, что этот документ сыграл важнейшую роль в начале войны 1812 г. Летом 1812 г. Сокольницкий был прикомандирован к Наполеону как главный «эксперт» по России, которую он называл в своем сочинении «Империей Тьмы». При этом сам Сокольницкий охотно выдавал типичные русофобские мифы за реальные разведданные. Вот, например, что он писал, обосновывая возможность возбудить волнения на окраинах России:

«что касается крымских татар, то на них можно было бы легко повлиять с помощью их соседей - татар, проживающих в Литве. При всей своей необразованности и забитости эти народности наделены определенной природной смекалкой, и даже некоторой возвышенностью чувств, что вовсе не свойственно русской нации».

Само собой, что в плане Сокольницкого нашлось место Польше от моря до моря. Однако, реальное значение этого плана в том, что Наполеон, отнюдь не сочувствуя столь грандиозным польским планам, тем не менее принял уничижительные характеристики, данные Сокольницким России и ее народу, за чистую монету и, в результате, начал войну 1812 г.

Астольф де Кюстин (1790-1867)

Французский аристократ и ярый монархист, предположительно бисексуал; известность приобрел изданием своих записок о России. «Кюстина считают классиком мировой русофобии, ее чемпионом и рекордсменом».

Автор многократно переизданной в Европе русофобской книги «Россия в 1839 году», где описал Россию как страну «варваров» и «рабов», «всеобщего страха» и «бюрократической тирании».
Автор мема о России как о «тюрьме народов», в которой царь Николай I - «надсмотрщик».

Обвинил Николая I в том, что тот якобы «погряз в распутстве и обесчестил огромное количество порядочных девушек и женщин», при том что и современники и историки считают императора Николая человеком крайне строгих правил и однолюбом, всю жизнь любившим свою жену.

Красочно описал лютые русские морозы, хотя путешествовал по России летом.

Чарльз Стратфорд-Каннинг, виконт Стратфорд де Редклифф (1786-1880)

Английский дипломат. Уже к 1832 году создал себе такую репутацию, что Николай I наотрез отказался пускать его в Санкт-Петербург, когда его назначили послом в России.

Позднее, в 1841-1858 гг. (с перерывами в 1847 и 1852-1853 гг.) был послом в Турции, где всеми методами способствовал началу и разрастанию Крымской войны. По выходу в отставку в 1858 году также занимался написанием русофобских статей по Восточному вопросу.

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)

Основоположники коммунизма. Много лет со всеми удобствами жили и работали в Британии - центре мирового капитализма - призывая оттуда к революциям в своей родной Германии и в иных странах. По причине большого числа русофобских пассажей в их работах, в Советском Союзе (где Маркс и Энгельс считались корифеями науки и высочайшими авторитетами) так никогда и не издали их полного собрания сочинений.

Cчитали Россию главным препятствием для осуществления своих замыслов о мировой революции: «Славянские варвары – природные контрреволюционеры, особенные враги демократии» (Маркс).

Энгельс создал и распространил миф об угрозе панславизма «цивилизованным нациям» Европы: «это нелепое, антиисторическое движение, поставившее себе целью ни много, ни мало, как подчинить цивилизованный Запад варварскому Востоку, город - деревне, торговлю, промышленность, духовную культуру - примитивному земледелию славян-крепостных… За этой нелепой теорией стояла грозная действительность в лице Российской империи… в каждом шаге которой обнаруживается претензия рассматривать всю Европу как достояние славянского племени».

Энгельс писал о том, что необходима «безжалостная борьба не на жизнь, а на смерть с изменническим, предательским по отношению к революции славянством… истребительная война и безудержный террор». «Да, ближайшая всемирная война сотрет с лица земли не только реакционные классы и династии, но и целые реакционные народы, - и это также будет прогрессом!».

Франц-Иосиф I (1830-1916)

Император Австрии, а позднее - Австро-Венгрии почти до самого конца существования последней. На 1848 год был очень близок к российскому Императору Николаю I, который считал Франца-Иосифа в буквальном смысле сыном и даже помог удержать в 1848 году Австрию от распада в ходе Венгерской революции. За это Франц-Иосиф «отплатил» во время Крымской войны, потребовав от России принять условия ультиматума западных союзников.

Вскоре Австрия была сурово наказана за предательство чужими руками - у лишившейся ключевого союзника страны тут же отобрали значительную часть владений в Италии, а затем лишили лидерства в Германском союзе и превратили в неустойчивую Австро-Венгерскую конфедерацию, но Франц-Иосиф не успокоился на этом и принял активнейшее участие в лишении России каких-либо достижений по итогам Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. Всё время его правления на Подкарпатской Руси и, особенно, на Галичине, продолжались гонения на Православие и местных русских. При нём же с помощью специально созданных кафедры «истории» Львовского университета и НКО «Просвiта» сочинена история и идеология «украинства».

В 1908 году, подставив недостаточно осторожного министра иностранных дел России, спровоцировал Боснийский кризис. В 1914 году стал одним из поджигателей Первой Мировой войны, во время которой устроил геноцид русского населения Галичины и Подкарпатской Руси. Знаменит также тем, что императрица Александра Фёдоровна, вдова Николая I, на смертном одре на призыв священника простить всех заявила, что «Да, я прощаю всем, кроме императора Австрии!»

Специалистам, и не только им, известно невероятное количество различных фобий. К примеру, кто-то до ужаса боится пауков, а у кого-то наблюдается чётко выраженный страх одиночества, закрытого пространства, высоты и многого другого. Доходит даже до совсем абсурдных - боязнь получения подарков, вида пуговиц и т. п. Но существуют и более серьёзные, в глобальном смысле, фобии, в число которых входит и русофобия.

Что это означает, несложно догадаться - термин имеет непосредственное отношение к России и русскому народу . Причём такое понятие на сегодняшний день объясняет не только страх перед этой страной, но и представляет собой целое собрание однородных концепций, а также идей, касающихся русского населения.

По сути, russophobia - это ярко выраженное чувство неприязни, подозрения и враждебности как к самому русскому народу, так и к России в целом.

С точки зрения некоторых специалистов, русофобия является отдельным проявлением этнофобии. Другие же полагают, что, по сравнению с другими национальными фобиями, эта разновидность национальной неприязни приняла форму некой идеологии, имеющей своё развитие, генезис, терминологию, строение и даже особенное проявление, а также хранящей в себе некий исторический контекст.

Немного истории

Сам термин «русофобия» стал широко известен благодаря великому русскому поэту Ф. Тютчеву, который, по мнению некоторых исследователей, противопоставлял этому слову ещё одно понятие - панславизм.

Что же касается возникновения самой идеологии, то появилась она в XVI веке, когда враждебной пропагандой занимались польские и литовские деятели, выступающие против государства Российского. К их числу относились не только политики, но и писатели, историки, а также служители церкви. Подобное мировоззрение возникло на фоне происходящих в то время исторических событий, когда многие хотели обладать русскими землями. Помимо этого, появилось противостояние между православными и католиками. В число наиболее известных и агрессивных русофобов входит и польский король Сигизмунд.

Среди наиболее известных ярых русофобов можно отметить также следующих деятелей:

  • Шевалье д, Эон (1728-1810).
  • Михаил Сокольницкий (1760-1816).
  • Астольф де Кюстин (1790-1867).
  • Чарльз Страдфорд Каннинг (1786-1880).
  • Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).
  • Франц-Иосиф (1830-1916).

Также в XVI появилась так называемая европейская русофобия, возникновение которой было было обусловлено открытием России народами Западной Европы. Европейцы стали знакомиться со славянскими традициями и бытом, кто-то из них относился к этому с большим интересом, кого-то же, наоборот, всё, что касается славян, приводило в ужас.

Сейчас в архивах можно ознакомиться с негативными отзывами иностранцев, посещавших Русь в те времена. Несмотря на это, русофобия XVI века всё же не представляла собой целую систему. В то время подобной идеологии либо не существовало вовсе, либо она была тщательно завуалирована по причине сильного страха перед турками. Ведь европейцам Россия представлялась в качестве силы, способной сдерживать Османскую империю.

Полное формирование русофобской идеологии стало наблюдаться только к концу XVIII века, когда по происходившим изменениям было понятно, что русофобия превратилась в систему, которая работает на продвижение враждебной политики государств против Руси. Сначала это наблюдалось во Франции, а после поражения наполеоновских войск, русофобия захватила и Англию. С точки зрения большинства историков, окончательное формирование русофобской системы произошло именно там.

Специалисты, анализируя причины появления русофобии, полагают, что подобное поведение западноевропейских государств связано с их желанием указать русскому народу на его «несоответствие» европейским нормам.

Классификация определения

Хотя многим из нас слово русофобия хорошо известно, но вот классифицировать это понятие довольно сложно. На самом деле, существует две теории разделения русофобской идеологии на виды. Согласно первой, которая принадлежит Семёну Чарному, русофобия подразделяется на элитную и низовую:

  • Элитная носит политический характер и предполагает совершение антирусских действий какой-либо державой или её регионами.
  • Низовая же относится к широким массам, которые настроены против России.

Две эти разновидности не всегда существуют параллельно друг от друга. Бывает так, что они объединяются, сформировав таким образом цель, ведущую к изгнанию или ликвидации народа.

А вот автор второй концепции А. И. Фурсов уверен, что русофобия не всегда может быть целостной идеологической системой, а просто представлять собой временное ухудшение отношения к русскому народу, вызванное наступлением определённых событий.

Причины появления

Точные причины возникновения русофобии до сих пор не установлены. Между тем, условно можно выделить три концепции:

  • Агрессия . Согласно первой, принадлежащей Никите Соколову (историк), всемирная ненависть к россиянам появилась вследствие ведения государством агрессивной внешней политики. Причём это касается как Древней Руси, так и современной России. Точку зрения Соколова разделяет также философ Александр Ципко, по утверждениям которого русофобская идеология возникла в результате непродуманной пропаганды российского руководства против фашизма.
  • Страх . Ещё одной причиной появления русофобии считается конкуренция. По мнению Юрия Пивоварова, формирование русофобской системы связано не только с конкуренцией, но и с ксенофобией, которой страдают европейские народы. А Дмитрий Рогозин ко всему этому добавлял ещё и неприязнь европейских народов друг к другу, что послужило причиной возникновения европейской русофобии. Некоторые исследователи полагают, что ненависть к России возникла благодаря европейским средствам массовой информации, которые постоянно всяческим образом это поддерживают. Но такое отношение СМИ опять-таки вызвано желанием европейских государств превосходить Россию как в экономическом, так и в политическом плане.
  • История русофобской идеологии предполагает также наличие ещё одной причины возникновения этого понятия - культурно-идеологической. Появилась она благодаря уверенности западных государств в том, что русский народ, по сути, является варваром, не имеющим материальной культуры, для которого характерна сильнейшая автократия.


Подобные утверждения вновь появились после падения «железного занавеса». Помимо этого, такое отношение к России подогревалось вовлечённостью русских в преступную деятельность за границей.

В XIX веке русскоязычные средства массовой информации за рубежом стали вести активную пропаганду против русских мигрантов. В наше время для этих целей широко используются просторы интернета.

Однако, несмотря на сложившуюся ситуацию, некоторые специалисты всё же полагают, что простые европейцы относятся к русским довольно лояльно, поэтому о тотальной русофобии речи быть не может.

Отдельно стоит поговорить о русофобии на Украине. После распада Советского Союза во всех бывших союзных республиках начался процесс возрождения и культивирования национального сознания. Народы, бывшие некогда одной большой семьёй, дистанцировались от России. Особенно в этом преуспели украинцы, когда к власти в стране пришли оппозиционеры, которые яро выступали за единение со Штатами и против России. История переписывалась на ходу, начиная с Московского княжества, когда якобы свободная Украина попала под гнёт русских.

Подменённые ценности и переделанная история сыграли немаловажную роль в процессе воспитания детей и подростков, в результате чего страна получила целое поколение истинных русофобов. Именно они принимали активное участие в организации Майдана и кровавой революции в 2014 году. Происходящие события затронули сознание миллионов украинцев, а для жителей Крыма послужили толчком к проведению референдума о присоединении к большой и сильной России.

В то же время юго-восток Украины (Донбасс) потребовал от властей федерализации. Две области Донбасса провозгласили себя независимыми республиками. С того самого момента отношение украинского народа к русским окончательно испортилось, возникла лютая ненависть к русским. Россию объявили агрессором, а на Украине вновь возродился побеждённый когда-то фашизм.

Даже несмотря на то, что около четверти населения «Незалежной» считает себя русскими, а больше 50% говорят на русском языке, русофобство стало чуть ли не национальной гордостью. Средства массовой информации Украины неустанно поддерживают в сознании народа ненависть ко всему русскому, позиционируя Россию как главного противника украинского народа.

В последнее время борьба с русофобской идеологией приобретает всё большее значение на фоне подъёма национального патриотического сознания. Причём это касается не только мирового пространства, но и отдельно взятых регионов внутри страны.

Поскольку обычаи, быт и уклад жизни русского народа до сих пор остаются загадкой для иностранцев, очень важным аспектом является культурное взаимодействие. Необходимо вести активную просветительскую деятельность среди населения других стран, донося до людей истинные сведения о сущности русской нации и о России в целом.

Особенно актуальным это представляется для жителей Украины, сознание которых попало под влияние западных средств массовой информации, ведущих пропаганду против России, предоставляя ложную искажённую информацию. Боязнь русских на Западе имеет глубокие корни, поэтому считается, что победить её полностью невозможно. Однако, изучать этот вопрос всё же необходимо с целью определения динамики и выработки способов воздействия на проявления русофобии.

Так уж исторически сложилось, что ненависть к русским присутствовала практически постоянно, особенно в западных странах, которые считали себя наиболее цивилизованными и всячески старались навязать русскому народу свою культуру и быт. Но русские всегда были независимы и самолюбивы, что позволило России выстоять даже в самые неблагоприятные времена, сохранив целостность государства, а также национальные обычаи и устои.

В мире можно найти огромное количество фобий, которых даже сложно перечислить. Есть страх пауков, высоты, одиночества и т. д. Среди фобий огромное количество абсурдных: боязнь длинных слов, получения знания, пуговиц, подарков и так далее.

В более глобальном смысле есть и особые фобии. К примеру, ксенофобия - это боязнь или даже ненависть к чему-то чуждому, восприятие этого в качестве опасности и враждебности. Ныне считается, что эта фобия возведена в ранг мировоззрения. Именно ксенофобия дает нам объяснение того, что такое «русофобия», определение этого понятия и история толкования.

Что это

Нетрудно догадаться, что данный термин связан с Россией и русским населением. Кроме того, это понятие является не просто толкованием определенного страха, но и ныне можно считать явлением, которое содержит в себе целое собрание идей и концепций.

Русофобия - это чувство к России или русским, выраженное враждебностью, неприязнью, предвзятостью и подозрением. Многие специалисты полагают, что этот термин является особым направлением в этнофобии. Другие же абсолютно уверены, что, глядя на другие национальные фобии, русофобия все же стала некой идеологией, которая хранит в себе исторический контекст, имеет свое строение, терминологию, генезис, развитие, и даже особое проявление.

Зарождение

Слово «русофобия» стало известно благодаря русскому поэту Федору Тютчеву. Некоторые исследователи полагают, что она начал употреблять это понятие, противопоставляя ему еще один термин - панславизм.

Касательно самой идеологии, то её можно заметить еще в XVI веке. Тогда подобного рода пропагандой занимались литовцы и поляки, которые активизировались против Русского государства. Причем к их числу были причастны политические деятели, историки, писатели, после и богослужители. Такое поведение было вызвано историческими событиями. Многие хотели овладеть землями Руси. Кроме того, в то время начинается конфессиональная борьба католиков с православными. К агрессивным русофобам того времени можно смело отнести короля Сигизмунда.

Также тут стала проявляться так называемая европейская русофобия, которая была вызвана тем, что в XVI веке Россия стала открытием для Западной Европы. Многие стали узнавать о славянах, их традициях, некоторые относились к этому с интересом, некоторые, наоборот, с ужасом. Сейчас можно найти архивные записи, в которых свои негативные отзывы фиксировали иностранцы, попадавшие в Россию того времени.

Все же тогда русофобия не была трансформирована в идеологию или систему. Возможно, тогда идеология была либо не сформирована вовсе, либо создана, но не проявляла себя из-за страха перед турками: европейцы видели Россию союзником по сдерживанию Османской империи.

Формирование

А вот уже в конце XVIII века происходят изменения, и становится понятно, что русофобия - это система, работающая на враждебную политику государства против России. Сначала она появляется во Франции, после поражения Наполеона отправляется в Англию. Считается, что сама система была полностью сформирована именно там. Апогея она достигает уже в период Крымской войны и Венгерской революции.

Сейчас, анализируя исторические события, многие исследователи полагают, что такое поведение западных стран было вызвано тем, что они старались указать русскому населению, что те живут не по европейской «норме», что они не являются государством западного типа.

Несмотря на все гипотезы, понять, когда сформировался термин русофобии как системы, сложно. Есть исследователи, которые полагают, что толчком стала книга Роберта Вильсона. Есть мысль, что именно политика Николая I стала толчком к формированию целой идеологии против державы и его населения. Многие европейские державы тогда принимали Россию как врага их интересам.

Классификация

Сейчас многие понимают и знают слово «русофобия». Что это значит, догадаться не трудно, но вот при исследовании этого понятия, оказалось, что существует ориентировочная классификация. Дело в том, что существует две концепции разделения русофобии на виды. Первая принадлежит Семену Чарному, вторая - Андрею Фурсову.

Итак, по мнению первого эксперта, русофобия бывает низовой и элитной. Первая относится к массовой системе, она являет собой резкое отношение к русским, которое исходит от широкого слоя общества. А вот элитная имеет политический характер. Под ней подразумевают антирусские действия, которые проводит держава или её регион.

Эти виды не всегда бывают параллельными. Иногда случается так, что низовая и элитная русофобия объединяются, таким образом, формируя цель, которая ведет к ликвидации или изгнанию народа.

А вот Андрей Ильич Фурсов утверждает, что русофобия может быть как идеологической системой, так и просто являть собой резкое отношение к русским, вызванное определенными событиями.

Агрессия

Само понятие этого явления понятно, а вот причины русофобии до сих пор точно определить невозможно. Фактически существует три концепции. Первая принадлежит историку Никите Соколову, который полагал, что всемирная неприязнь к России появилась из-за агрессивной внешней политики как современного государства, так и прошлых систем.

Также стоит различать осуждение политики России и русофобию в принципе. Его позицию поддерживал и философ Александр Ципко. Тот считал, что появление такой идеологии было вызвано плохо продуманными пропагандами российских властей против фашизма.

Страх

Следующей причиной являлась конкуренция. Как считает Юрий Пивоваров, русофобия могла быть вызвана не только конкуренцией, но и традиционной европейской ксенофобией. Дмитрий Рогозин добавлял, что ко всему этому, существует еще и нелюбовь европейских наций друг к другу, отсюда и появление европейской русофобии.

Еще один исследователь предполагал, что ненависть к русским живет в Европе только благодаря СМИ, которые всячески поддерживают ее. А их подобное отношение снова-таки связано с политическими и экономическими «соревнованиями» государств.

Назад в прошлое

История русофобии также может назвать третью причину появления этого понятия - культурно-идеологическая почва. Она была вызвана тем, что ранее западные страны полагали, что русские - варвары, которые не имеют материальной культуры, также подвластны автократии.

Эти мысли возобновили свое существование после падения «железного занавеса». Кроме всего прочего подогревало это отношение с вовлеченностью русских и мигрантов в преступную деятельность.

В XIX веке стала наблюдаться и русофобия мигрантов, которые проявляли себя в русскоязычных СМИ за границей. Сейчас подобной платформой для высказывания идеологических взглядов является интернет.

Несмотря на достаточно тревожную ситуацию, все же некоторые специалисты считают, что относительно простых европейцев, русофобия неприменима. Негативный образ, который годами создается против России, является лишь работой СМИ.

Мировой взгляд

Русофобия - это понятие достаточно широкое, оно ныне может проявляться разными путями. К примеру, в начале 21 века был проведен опрос среди жителей Земли. Это всемирное исследование показало отношение все людей на планете к государствам «Большой восьмерки». В итоге наиболее негативные чувства люди испытывают к США и России.

Имел место инцидент со шведской группой, которая создала конкурсное выступление, которое позже назвали русофобским. В нем имелся изобразительный ряд, который показывал основные символы-стереотипы, связанные с Россией: матрешки, медведь, казаки и т. д. Кроме того, в песнях иногда звучали слова «До свидания, Путин» или «На здоровье, Ленин».

Америка

Русофобия в мире является действующей системой, особенно учитывая последние события. Эта тема является очень противоречива. Например, в США проходил Конгресс русских американцев, которые пытались защитить русский народ от неприязни всего мира. Многие журналисты и исследователи посчитали, что американские русофобы нарочно компрометируют власть из-за того, что Россия препятствует их мировому господству.

Хотя были и те, кто наоборот полагал, что люди, которые поддерживают действующую власть России, и являются самыми ярыми русофобами.

Западная Европа

С европейской русофобией все более-менее понятно. Она, как уже говорилось ранее, появилась еще в XVIII веке. Тогда Российская империя стала чем-то новым для европейцев. Они воспринимали население России как жестокое, чужеродное. Кроме того, не раз называли русских варварами.

Истинные русофобы

Пожалуй, не удивительно, что именно Германия и Австрия являются наиболее ярыми поклонниками русофобства. Изначально все было связано со славянофобией, которую пропагандировала Австрия. Ну а позже, особенно во время Великой Отечественной войны, Германия является источником этой идеологии.

Политика русофобии здесь была очень широко развернута. Третий Рейх считал своим долгом присоединить земли Восточной Европы, а местное население не просто депортировать или ассимилировать, но и уничтожить.

Нацисты были убеждены, что русские - наименее германизируемый народ, поэтому к 1942 году был разработан план, который должен был привести мир к полному уничтожению русского населения. Немцы должны были выселить практически весь русский народ с оккупированной территории в Западную Сибирь. Некоторые все же были подвергнуты германизации. Кроме того, считается, что самое понятие «переселение» было подменой другого - «уничтожение».

Соседские отношения

Русофобия восточноевропейских народов и вовсе многим кажется лишь мифом, хотя её замечали среди представителей в Европарламенте. Также некоторые считают, что подобные настроения связаны в «американизацией» славян.

У себя «дома»

О «домашней» русофобии сложно судить. Некоторые политики считают, что подобное поведение народа является частью национального самосознания, также подтверждает наличие «ненавистников» среди общественных деятелей.

Исторически так сложилось, что русофобия в России появляется в середине XIX века. О ней говорил Федор Тютчев. Во времена СССР многие произведения отечественных авторов принимались общественностью как антирусские. В начале 90-х годов ХХ века была замечена эта идеология среди «нерусского» населения страны. Особенно среди интеллигенции, которая испытывала негативные чувства к культуре государства.

· Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism · Права животных

Линии поведения

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Портал Дискриминация

Русофо́бия - предвзятое, подозрительное, неприязненное отношение ко всему, связанному с Россией или/и русскими ; частный случай ксенофобии .

Писатели и общественные деятели о русофобии

Впервые термин «русофобия» был применён русским поэтом Фёдором Тютчевым в связи с появлением в Европе враждебности к России после подавления русскими войсками венгерской революции -1849 годов в Австрийской империи , после чего Российскую империю стали называть «жандармом Европы». Русофобии Тютчев противопоставлял панславизм .

Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.

Тема русофобии неоднократно поднималась русскими писателями, которых некоторые авторы относят к деятелям националистической направленности - Игорь Шафаревич и Александр Солженицын .

Обвинения представителей других наций в русофобии могут использоваться лидерами русских националистических организаций в качестве обоснования своего негативного отношения к «инородцам», «иммигрантам», в качестве лозунга, способного «консолидировать» русскую нацию. По мнению Льва Рубинштейна , слово «русофобия» в значительной степени превратилось в демагогическое понятие, оторванное от реального содержания:

Если под русофобией понимать неприязнь к тем или иным лицам лишь на том основании, что эти лица являются этнически русскими, то это понятно, что такое: это как раз фашизм и есть (…). Но беда-то в том, что именно в этом значении слово «русофобия» как риторический или полемический инструмент употребляется крайне редко. Как правило под «русофобией» понимаются любые формы несогласия с теми или иными высказываниями или действиями тех или иных граждан или организаций, каковые позиционируют себя как «русские».

Русофобия в ряду других этнических фобий

Оценка отрицательных черт того или иного народа - весьма распространённое явление, особенно в периоды конфликтов. Например, германофобия имеет давнюю историю (в том числе и в России). Не существует данных о том, что русофобия каким-либо образом выделяется на этом фоне.

Один из критериев опасности этнической фобии - наличие влиятельных политических или общественных движений, ставящих своей целью уничтожение или изгнание какого-либо народа (см. геноцид). По отношению к русским такие призывы раздавались в нацистской Германии («Русский должен умереть, чтобы жили мы»), а в 1990-е гг. - в сепаратистской Ичкерии («Русские, не уезжайте, нам нужны рабы и проститутки», - такая надпись, выложенная белым камнем, при Дудаеве находилась при въезде в Грозный) .

Разновидности русофобии

Проявления русофобии в различных странах

Историю русофобии на уровне государственной политики и имеющих распространение общественных настроений можно проследить вполне отчётливо с 1840-х годов, когда имперская антилиберальная и милитаристская политика Николая I после ряда военных успехов стала вызывать опасения и восприниматься некоторыми европейскими державами как угроза их интересам.

В некоторых православных странах отношение к русским в целом положительно: в Сербии , Болгарии , Белоруссии ; в первых двух история взаимной симпатии в Новое время восходит к поддержке обществом и правительством России борьбы населения этих стран против оттоманского ига в 1870-е . В других - отношение более сложное и неоднозначное (Украина , Греция , Грузия).

В странах Запада питательной средой для настороженных настроений является проникновение из России криминалитета (т. н. «русская мафия »).

Существенным поводом для русофобских высказываний в западных СМИ служат конфликты экономических интересов между Россией и странами ЕС и США . До сих пор появляются статьи, в которых утверждается, что по улицам российских городов бродят белые медведи, а крестьяне от радиации «слабо светятся по ночам» .

В 2004 году международная организация Gallup International(США) провела всемирный опрос «Глас народа» об отношении населения различных стран к ведущим государствам мира («большая восьмёрка»). На фоне остальных членов «восьмёрки» наиболее критическим выглядит отношение жителей Земли к России и США ().

Самый низкий рейтинг популярности оказался у США (34 % респондентов относятся к ней негативно). Следующими идут Россия (25 %) и Великобритания (18 %). Наименее негативное отношение вызывают Канада (8 %) и Италия (11 %).

Лидер по позитивному отношению публики - Канада (49 %). США получили 40 % позитивных откликов, а самый низкий показатель у России - 31 %.

Россия имеет неблагоприятный баланс положительных и отрицательных оценок в Западной Европе, где он составляет (-12 %), при этом наиболее негативно настроены жители Австрии (-32 %), Чехии (-27 %), Франции (-23 %), Германии (-21 %) и Норвегии (-19 %). Наиболее благоприятно отношение к России в Греции (+13 %) и Исландии (+15 %).

Наиболее существенное преобладание негативных оценок России характерно для Ближнего Востока (-37 %). 41 % жителей Египта и 57 % жителей Турции отрицательно относятся к России - характерно, что эти две страны находятся среди основных направлений российского заграничного туризма.

Англия

Первым активным пропагандистом антирусских взглядов (что касалось как политики правительства, так и самих русских) в Англии был генерал сэр Роберт Уилсон , бывший во время войны 1812 года официальным наблюдателем при русской армии от Англии. Хотя он имел статус нонкомбатанта , он неоднократно участвовал в сражениях и заслужил русское дворянство от Александра I . Возвратившись в Англию он принялся активно развенчивать романтические предстваления о русских, которые тогда господствовали среди английского общества, видевшего в России союзника в борьбе с Наполеоном I : он обвинял русское командование в полной некомпетентности, которая позволила Наполеону со значительной частью его армии уйти из России и снова воссесть на престол Франции, солдат и население (особенно женщин) - в крайней жестокости к пленным, царизм - в вынашивании планов захвата Константинополя и Индии и установлении мирового господства . Все эти идеи, отчасти восходящие к «Завещанию Петра Великого », он изложил в анонимно изданной книге A sketch of the military and political power of Russia, in the year 1817 . Идеи, изложенные в книге, которая имела успех (была переиздана 5 раз), не встретили тогда широкого сочувствия и поддержки .

США

По мнению политолога Андрея Цыганкова, подавляющее большинство американских СМИ и представителей политического класса демонстрируют элементарное непонимание и нежелание понимать российские реалии. «Постоянно муссируются темы якобы нарастающих тенденций к авторитарному правлению и империализму в отношении ближайших соседей, таких как Грузия и Украина , коррупции, продолжающейся нестабильности в Чечне и на всём Северном Кавказе, сотрудничества России с антизападными режимами». Все это способствует укреплению имиджа России как по меньшей мере недружественной в отношении Америки. На этом фоне оказываются малозаметными факты улучшения жизни россиян, а главное, считает Цыганков, - «искажается сама траектория российского развития». Вместо понимания того, что «Россия худо-бедно выбирается из ситуации нищеты и полураспада», обществу «внушается мысль, что страна движется в неверном направлении и что это связано с нежеланием следовать примеру Запада» .

По утверждению представителей Пентагона , например, реальные угрозы для безопасности США в последнее время создаёт активизация разведывательной деятельности России в сочетании с её ядерным потенциалом, повышением боеготовности российской армии, отходом от демократии и преобладанием антиамериканских настроений в руководстве страны .

Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев считает, что для ряда американских идеологов русофобия была характерна всегда :

Восточноевропейские страны

Чехия

По мнению Оскара Крейчи, чешского политолога, профессора Университета Матея Бела в Баньской-Быстрице (Словакия), главной причиной негативного отношения к России в Чехии является тот факт, что современная политическая и культурная элита страны относится к поколению, чьи политические представления сформировались под воздействием подавления «Пражской весны » 1968 года . Ввод войск СССР и других стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году вызвал значительное снижение числа сторонников левых взглядов и резкое падение симпатий к СССР среди чехов и словаков. У большинства людей этого поколения нынешняя Россия, несмотря на изменения, произошедшие со времён распада СССР, до сих пор воспринимается с опаской и недоверием.

По мнению Иржи Машталки, депутата Европарламента (Коммунистическая Партия Богемии и Моравии, руководитель группы «Друзья России» в парламенте Чешской Республики ), после «бархатной революции» 1989 года чешская политика стала характеризоваться стереотипными и искусственно вызванными страхами в отношении России. В частности, большинство правящей элиты и наиболее влиятельные СМИ отрицательно относятся ко всему, что связано с бывшим СССР, включая победу СССР над нацистской Германией - освободительная миссия Советской Армии представляется исключительно как путь в «социалистическое рабство». В общественных науках укрепились геополитические подходы, согласно которым решающий вклад СССР в победу имел целью исключительно продвижение имперских амбиций Москвы.

Одновременно налицо глубокое разочарование левых сил Чехии, вызванное тем, что Россия фактически бросила своих бывших союзников на произвол судьбы, сделав их объектом преследования со стороны новых политических элит. Недоверие левых также связано с наличием в современной России огромного разрыва между беднейшими и богатейшими слоями населения и серьёзных внутренних проблем.

По мнению Иржи Машталки, чешское общество фактически лишено контакта с современной русской культурой: в Чехии по преимуществу демонстрируются российские фильмы первой половины 1990-х годов. Сознательно взращивается негативное отношение к православию, которое выдается за «отсталое византийство, находящееся в прямом противоречии с просвещённым католицизмом и протестантством».

В экономической сфере сотрудничество с Россией представляется «дорогой к социально-экономической отсталости, ориентацией на низкое качество и уровень жизни».

При этом Иржи Машталка отмечает, что, как показывают результаты изучения общественного мнения в Чехии и Словакии, несмотря на попытки политиков и СМИ способствовать русофобским настроениям, лишь небольшая часть населения этих стран считает, что Россия представляет угрозу для мира.

Тем не менее, согласно опросам, проведённым в августе 2008 года, более двух третей чехов считают Россию недемократическим государством и 41 % ощущают исходящую от России угрозу. До настоящего времени около 64 % чехов не могут простить России вторжение советской армии и оккупации Чехословакии в 1968 году Хотя на протяжении последнего времени отношение чехов к России постепенно улучшалось, война в Южной Осетии изменила эту тенденцию. .

Польша

Говоря о русофобии в Польше, необходимо, по-видимому, делать различие между русофобией как проявлением многовекового соперничества между Россией (Московским великим княжеством , царством Русским) и Польшей (Великим княжеством Литовским , Речью Посполитой), с одной стороны, и бытовой русофобией - с другой.

Ещё в 1974 году польский эмигрант-политолог Юлиуш Мерошевский писал в своей статье «„Польский комплекс“ России и территория УЛБ», опубликованной в издававшемся во Франции журнале «Культура», о столкновении «польского и российского империализма»:

Россия - империалистическая держава, потому что всегда была таковой… Никто из нас не знает, о чём в глубине души думает и что планирует Брежнев. Однако мы знаем из истории, что думали и планировали его предшественники на протяжении последних двухсот лет. Посему мы делаем вывод о том, что Брежнев думает так же, как и его предшественники, потому что «по сути дела ничего не меняется»…

С другой стороны, по его словам, и «для русских польский империализм - вечно живая историческая тенденция» - «стремление к восстановлению польской империи XVI и XVII века».

Арена столкновения интересов Москвы и Варшавы - ныне независимые, а во время написания статьи входившие в состав СССР Украина, Литва и Белоруссия. Юлиуш Мерошевский, отмечая сохранявшиеся среди части польской эмиграции претензии на «Львов и Вильно» как неотъемлемую часть II Речи Посполитой, указывал на то, что «поляки - более грозные ассимиляторы, чем русские. Для того, чтобы поляки могли полностью развернуть свои ассимиляторские крылья, нужна лишь соответствующая конъюнктура», а потому «Ягеллонская идея» - концепция восточной политики Польши, основанная на идее федерации Польши и регионов, находящихся в ареале «польского культурного влияния», - «для литовцев, украинцев и белорусов представляет собой чистейшую форму традиционного польского империализма».

Именно территория Украины, Литвы и Белоруссии в течение многих веков определяла форму польско-российских отношений. Соперничество между Польшей и Россией на этих территориях всегда преследовало цель установления господства той или иной стороны, а не добрососедских отношений. По мнению Мерошевского, «невозможно обсуждать польско-российские отношения в отрыве от территорий УЛБ [Украина, Литва и Белоруссия], поскольку польско-российские отношения всегда были функцией ситуации, которая царила на этих территориях в данный исторический период».

Такой подход сохраняется и в наши дни, особенно остро проявившись в 2004-2005 гг. в связи с активизацией оппозиции на Украине и в Белоруссии.

По его словам, российская политика представляет собой угрозу польским интересам и является вызовом для польской политики:

«Российская внешняя политика продуманна, укоренена в прошлом и направлена в будущее. Ее цель неизменна, различаются лишь средства ее реализации. По отношению к Чечне Россия применяет жестокость и насилие, по отношению к Украине и Грузии - экономическое давление, против Польши и стран Балтии она использует свои хорошие отношения с Францией и Германией».

«Нет империи без Украины, а единственная для нас угроза с Востока - это эксгумация империи. Наши враги - это не россияне и не новая, федеративная Россия. Тем, что нам угрожает с той стороны, является именно идея империи, ибо идеи в России имеют порой практические последствия».

Польскую правящую элиту раздражает нежелание российского руководства рассматривать Польшу как равноправного партнёра и соперника, что приводит к болезненному стремлению заставить Россию считаться с Польшей. Большие надежды в этой связи возлагаются на полноправное членство Польши в ЕС и НАТО, где Польша уже успела противопоставить себя более миролюбивой политике «старых европейцев» - в первую очередь, Германии и Франции. Это выразилось, в частности, в отказе подписать новое соглашение о сотрудничестве между Россией и ЕС, в противодействии планам строительства Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря, в предоставлении США возможностей по разворачиванию элементов американской национальной системы ПРО на своей территории.

Русофобия польской правящей элиты подогревается историческими воспоминаниями о разделах Польши , политике русификации , жестоком подавлении национальных восстаний. Как отмечает Олег Неменский, сотрудник Центра украинистики и белорусистики МГУ и Института славяноведения РАН,

«Когда речь заходит об отношениях Польши с восточными соседями, то непременно появляются термины, чуждые как современному российскому, так и западному политическому дискурсу. Это в первую очередь „политика памяти“ и „историческая политика“. Именно на них базируется любая идеология польской восточной политики, какой бы партией она ни провозглашалась. Поляки открыто говорят о „болезненной чувствительности Польши“ к России и требуют уважения к своим чувствам».

В новейшей истории также произошло немало событий, способствующих сохранению исторического отчуждения между польским и русским народами - Советско-польская война 1920 гг. , отторжение Советским Союзом восточных территорий Польши в 1939 г., закреплённое ялтинско-потсдамскими соглашениями , депортации польского населения, Катынская трагедия , Варшавское восстание 1944 г. , содействие СССР в установлении коммунистического режима в Польше и последующее включение Польши в советскую сферу влияния. В результате Второй мировой войны по национальной гордости польской нации был нанесён сокрушительный удар - поражение в войне с Германией, многолетняя оккупация, огромные людские, материальные и территориальные потери, а после всего этого - положение советского сателлита («союзника»). Под воздействием антикоммунистической, националистической пропаганды нынешнее польское общество значительную долю вины за это возлагает на современную Россию. Во многом это становится причиной своего рода «бытовой» русофобии.

Польский журналист Бронислав Лаговский отмечает, что русофобия в Польше доходит до «какого-то антироссийского помешательства». Так в польских СМИ высказывалось мнение, что штурм бесланской школы во время захвата заложников в сентябре 2004 года, сопровождавшийся большим числом жертв, был провокацией Кремля . Значительная часть польского общества, кстати, с самого начала оказывала моральную поддержку чеченскому сепаратизму. По словам Лаговского

сегодняшняя Польша сама себя отравляет чувством ненависти, предназначенным вроде как для врагов. Антироссийское воспитание, которому последние шестнадцать лет подвергаются поляки (главным образом, благодаря „Газете Выборчей“, которой остальные СМИ подражают), принесло странный и неожиданный эффект: их психическая зависимость от России стала так глубока, как никогда раньше .

Амир Гисматуллин, бизнесмен и независимый эксперт, консультант по вопросам общественных отношений России с новыми странами - членами ЕС (Польша и Чехия) , считает:

«Русофобия развивается у поляков в основном в процессе школьного воспитания и под воздействием масс-медиа, которые постоянно поддерживают тему вины России перед поляками на протяжении веков, смешивают факты с домыслами и навешивают россиянам ярлыки. При этом создается либо жертвенный, либо героический образ Польши».

Очередное обострение русско-польских отношений произошло в начале августа 2005 г., когда в Варшаве трое детей российских дипломатов были избиты и ограблены группой польских подростков, а в Москве русскими хулиганами были избиты двое сотрудников польского посольства и польский журналист. . Пятеро польских подростков-хулиганов были быстро арестованы и предстали перед судом . Российские хулиганы найдены не были. Эксперты отмечали «зеркальность» избиений и то, что принцип «око за око» является определяющим для спецслужб ; сами же поляки - жертвы избиений отмечали, что нападения происходили по одному сценарию и осуществлялись, очевидно, одной группировкой; они точно предсказали, что организаторы найдены не будут . Российскими СМИ инцидент был расценен как яркое проявление русофобии .

Прибалтика

Антироссийские настроения в странах Прибалтики, существовавшие подспудно со времён присоединения Прибалтики к СССР в г. , с распадом СССР выплеснулись наружу и стали господствующими.

Самая острая проблема в отношениях между Россией и странами Балтии - признание или непризнание факта аннексии и оккупации Советским Союзом прибалтийских государств в - . Неурегулированность этого вопроса в течение многих лет не позволяла решить вопрос о государственных границах между Латвией и Эстонией, с одной стороны, и Россией.

Незаживающей раной в современных государствах Балтии является память о сталинских депортациях десятков тысяч местных жителей накануне Великой Отечественной войны и после её окончания. После обретения независимости в прибалтийских государствах было организовано несколько судебных процессов против бывших сотрудников советских органов госбезопасности, партийных и советских работников, советских партизан, обвинявшихся в преступлениях против мирного населения в 1940-е гг.

В России, в свою очередь, постоянно напоминают о том, как в период Великой Отечественной войны в Латвии и Эстонии были сформированы дивизии Ваффен СС , а также полицейские батальоны, воевавшие на советско-германском фронте и принимавшие активное участие в карательных акциях против мирного населения. Сразу же после возвращения Красной Армии на территории Литвы, Латвии и Эстонии развернулось активное антисоветское партизанское движение , которое было окончательно подавлено лишь к середине -х. В настоящие дни участие бывших прибалтийских коллаборационистов («борцов за независимость от СССР») в действиях против Красной Армии героизируется и прославляется, при этом принижаются и очерняются заслуги Красной Армии в изгнании немецких оккупантов из Прибалтики. Под лозунгами очищения от советского прошлого происходит перенос памятников погибшим советским воинам (см., например, Бронзовый солдат).

С проблемой «аннексии» и «оккупации» связаны вопросы о положении русскоязычного меньшинства в странах Балтии, включая отсутствие прогресса в сфере натурализации (по российским данным, до сих пор 450-480 тыс. жителей Латвии и 160 тыс. жителей Эстонии относятся к категории лиц без гражданства). Лишь Литва приняла так называемый «нулевой вариант», автоматически предоставив своё гражданство всем гражданам СССР, проживавшим на её территории на момент провозглашения независимости.

Русофoбские настроения официальных властей прибалтийских государств выражаются, в частности, в создании языковых и законодательных барьеров для этнических русских, а также в ограничении доступа на рынок труда и права на получение высшего образования .

В 2005 г. эксперты Baltic Institute of Social Sciences провели в Латвии социологическое исследование этнополитической ситуации, которое продемонстрировало наличие в латвийском обществе глубинной русофобии, проявляющейся в массовых стереотипах, деятельности СМИ и государственной политике. .

В Литве недружелюбие по отношению к восточному соседу проявляется в неприятии крупных российских инвестиций. Каждый раз, когда у власти оказываются представители умеренных левоцентристских сил, в местных СМИ появляются массовые предостережения об угрозе агрессии с востока, статьи с компрометирующими материалами против литовских политиков, «купленных» за деньги КГБ, и пр. .

Украина

Проявления русофобии на различных уровнях

Вышеперечисленные факты - лишь малая толика того, что на самом деле происходит с «размыванием» русского языка на Украине, который является объектом жесткого и массированного прессинга по административной линии. Сюда можно отнести меры по вытеснению русского языка из теле- и радиоэфира, украинизации кинопроката, переводу системы высшего образования на украинский язык, сокращению импорта российских книг.

Батько Бандера ще до нас прийде, гей!

Він за Україну нас поведе, гей! Буде вільна Україна, буде ненька самостійна! Гей, москалів на ножі, на ножі! Не плач, стара мати, син героєм став! Він за Україну голову поклав. Тече річка Тиса, в ній москальска кров. Москалів ми били, будемо бити знов!.

Финляндия

На посвященном русофобии семинаре в Йоэнсуу исследователь Пентти Страниус заявил, что русофобия в финских медиа бьет через край. На практике это проявляется в том, что практически каждый живущий в Финляндии русский может испытать русофобию на себе, - говорит исследовательница Ольга Давыдова из Петрозаводска , работающая в Университете Йоэнсуу .

На редакцию журнала «Focus Magazine», впервые затронувшего проблему русофобии в этой стране, обрушился шквал критики и упреков в прокремлевской ориентации. Центр развития туризма и финское посольство объявили об отказе сотрудничать с этим журналом .

Русофобия в России

Фёдор Тютчев после отмены крепостного права обнаруживал в среде русской же интеллигенции в «двойные стандарты » в отношении к своей стране и Европе:

Это русофобия некоторых русских людей - кстати, весьма почитаемых. Раньше они говорили нам, и они, действительно, так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т. д., и т. п., что потому именно они так нежно любят Европу, что она, бесспорно, обладает всем тем, чего нет в России. А что мы видим ныне? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили пристрастия к ней. Словом, в явлении, которое я имею ввиду, о принципах как таковых не может быть и речи, здесь действуют только инстинкты, и именно в природе этих инстинктов и следовало бы разобраться .

Русофобия в художественной литературе и поэзии

Правду сказать, я неохотно знакомился с русскими за границей. Я их узнавал даже издали по их походке, покрою платья, а главное, по выраженью их лица. Самодовольное и презрительное, часто повелительное, оно вдруг сменялось выражением осторожности и робости… Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал… «Батюшки мои! не соврал ли я, не смеются ли надо мною», - казалось, говорил этот уторопленный взгляд… Проходило мгновенье - и снова восстановлялось величие физиономии, изредка чередуясь с тупым недоуменьем. Да, я избегал русских, но Гагин мне понравился тотчас.

Старики хозяева собрались на площади и, сидя на корточках, обсуждали свое положение. О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения.

Цитаты

Поскольку в нашем распоряжении было еще много времени, мы прошлись по соседней деревне. Русская деревня так ужасна, что можно понять коммунистов, которые сжигают ее, как только уговаривают жителей вступить в колхоз и жить по-человечески. Англичане, привыкшие к красоте и уюту сельской жизни, сделали бы это гораздо раньше. Представьте себе собачью конуру, как в Бробдингнеге, из грубого, темного, некрашеного дерева. В такой конуре и ютится русский крестьянин. Внутри громоздкий открытый стенной шкаф, откуда исходит спертый запах, и печь, на которой спят, когда холодно. Много мебели в избе не держат, чтобы оставалось место для домашнего скота, с помощью которого крестьянин обрабатывает свой клочок земли. Если вы хорошо одеты, то хозяин будет вам низко кланяться - многократно и истово. Если же вы снизойдете до разговора с ним, он схватит вашу руку, запустит ее за окладистую бороду и начнет осыпать поцелуями, говоря при этом всякие ласковые слова. Очень может быть, такой крестьянин покажется вам более симпатичным, чем чисто выбритый колхозный механизатор, но совершенно очевидно, что Советская власть действует в интересах цивилизации, когда сжигает избу и «ликвидирует» его самого.

Массовой идеологией этой страны всегда был культ собственной силы и обширности, а основной темой ее культурного меньшинства было описание своей слабости и отчужденности, яркий пример чему - русская литература. Ее славянское государство поочередно создавалось скандинавами, византийцами, татарами, немцами и евреями - и поочередно уничтожало своих создателей. Всем своим союзникам оно изменяло, как только усматривало малейшую выгоду в этом, никогда не принимая всерьез никаких соглашений и никогда не имея ни с кем ничего общего.

  • Валерия Новодворская , российский ультралиберальный политик:

Я абсолютно не могу себе представить, как можно любить русского за его леность, за его ложь, за его бедность, за его бесхребетность, за его рабство. Но это, может, не все его качества.

  • Борис Стомахин , российский диссидент, приговоренный к 5 годам лишения свободы за разжигание межнациональной розни по отношению к русским:

Еврейство России должно взяться за оружие, - за бомбу, за пистолет, за автомат Калашникова, наконец! - для защиты себя от русско-нацистской мрази и антисемитской швали, которой населена страна. Евреям нужен ни больше не меньше как свой еврейский Шамиль Басаев! [по поводу дела Копцева]

  • Кох, Альфред Рейнгольдович (бывший вице-премьер России, бывший глава Госкомимущества России) в интервью с журналистом Александром Минкиным:

Журналист: - Но торговать с Россией, с огромной страной, где огромная потребность купить, купить, купить… Альфред Кох: - Для того чтобы купить, нужно иметь деньги. Русские ничего заработать не могут, поэтому они купить ничего не могут.

Они так собой любуются, они до сих пор восхищаются своим балетом и своей классической литературой XIX века, что они уже не в состоянии ничего нового сделать.

  • Нухаев, Хож-Ахмед Таштамирович , чеченский уголовный авторитет, вице-премьер правительства Зелимхана Яндарбиева :
  • Кадыров, Ахмат Абдулхамидович бывший муфтий Чечни в 1994-2000 годах, руководитель Чеченской республики в 2000-2004, призывая к джихаду, заявлял:

Каждый чеченец должен убить 150 русских, и тогда война в Чечне прекратится!

См. также

Литература

  • Платон Лукашевич. Причины ненависти Англичан к Славянским народам . Киев: Типография К. Н. Милевского. 1877
  • "Ревизия" отечественной истории. «Российские Вести». Михаил БАРАНОВ, Дмитрий ЖАНТИЕВ, 22 февраля 2007 http://www.inosmi.ru/print/233012.html
  • ВИШНЕВСКИ Эдвард. РОССИЯ В ПОЛЬСКИХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ. http://www.historia.ru/2004/01/poland.htm

Примечания

  1. http://www.amursu.ru/vestnik/7/15_7_99.html
  2. http://news.account.spb.ru/politics/32335/
  3. http://www.charter97.org/bel/news/2006/11/03/ru
  4. БОЛЬШОЙ КАВКАЗСКИЙ ТУПИК. Юрий Сошин. Информационно-аналитический журнал «Факт» #23 http://www.fact.ru/www/arhiv23bez-2.htm
  5. http://www.timesonline.co.uk/tol/comment/columnists/rod_liddle/article2199176.ece
  6. Peter Hopkirk. The Great Game. New York, 1994, стр. 59-62.
  7. Функциональная русофобия
  8. Письма королевы Виктории Александру III
  9. Образован поэтом, воспитан дворцом Ляшенко Леонид Михайлович. Александр II, или история трех одиночеств .
  10. Russia . By D. Mackenzie Wallace. 2 vol, London (Cassel et Co), 1877.
  11. Московскiя Вѣдомости . 1877, 12 января, № 9, стр. 5.
  12. Уоллес Маккензи. Россия . Т. I., СПб., 1880.
  13. http://www.rambler.ru/news/world/0/9815403.html Особенности американской «русофобии»: расклады и тенденции
  14. http://www.rambler.ru/news/politics/army/9823832.html Американцы перепуганы успехами армии России