Святой благоверный князь александр невский. Святой князь александр невский - русская историческая библиотека

6 декабря - великий день для всех православных христиан. В это время каждый год великому русскому полководцу произносятся чудотворные молитвы, спасающие землю русскую даже после его смерти.

6 декабря русские люди и православная церковь отдают дань памяти святому благоверному князю Александру Невскому, известному великому полководцу, спасшему будущее Российского государства. Важным достижением Александра Невского стали мир и благополучие нашей земли.

Почему день памяти празднуется 6 декабря

Память Александра Невского чтят не только в России, но и в других странах православного и католического мира. По православному календарю днем памяти этого святого является 6 декабря, причем отнюдь не случайно. Как известно, Невский умер 14 ноября 1263 года, а похоронен был во Владимире 23 ноября того же года. По новому стилю это 6 декабря, поэтому именно в этот день празднуется торжественное погребение великого полководца.

В православии есть еще один важный день — это 12 сентября 1724 года, когда мощи спасителя русской земли были перенесены из Владимира в столицу России того времени — Санкт-Петербург. С того времени эта дата также считается православным праздником.

Как отмечают день памяти Александра Невского

Празднуется погребение Александра Невского молитвенно. В каждой православной церкви проводятся службы и литургии, которыми христиане отдают дань уважения святому Александру за его деяния, без которых не было бы той великой России, какую можно наблюдать на протяжении всей истории. Он не только спас русский народ от рабства и унижения, но и принял монашеский постриг под именем Алексий. Официально к лику святых причислили Александра Невского лишь в 1547 году.

Даже после смерти князь Александр оберегал Русь от недоброжелателей и от бед, являясь перед людьми во время пожара 1491 года. Также он помог князю Донскому одержать победу над Мамаем; в одну из ночей в церкви святого Димитрия некий монах бодрствовал и увидел, как две бестелесные фигуры подошли к гробу святого и начали молиться . Донской одержал разгромную победу над захватчиками.

День Александра Невского в 2015 году

Память о святом Князе увековечена названиями церквей в его честь во многих странах Европы, в иконах с изображением его лика, а также в молитвах, которые читаются дважды в году во всех православных церквях — 12 сентября и в предстоящий день, 6 декабря.

Как говорит история, многие больные или одержимые бесом люди, молясь в храме у мощей святого, исцелялись, что было истинным чудом, ведь только святые мощи способны вылечить тяжелую болезнь или недуг. Это показывает нам, что Александр Невский по праву может считаться святым хранителем земли российской, которая в 2015 году как обычно, 6 декабря, будет чтить его память молитвами во всех храмах. У любого желающего будет возможность посетить текущее место погребения — Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, или первоначальное место — Богородице-Рождественский монастырь во Владимире.

Тропарь благоверного князя Александра Невского

Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на Небеси царствующий, благоверный княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молением и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Будьте сильны душой и встречайте беды и невзгоды с верой в Бога и в свои силы. Пусть праздник памяти святому Александру Невскому подведет вас к принятию правильных решений для вашего блага и блага ваших близких. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

05.12.2015 00:40

В православии и в христианстве в целом существует большое количество икон, которые можно назвать чудотворными. ...


23 ноября/6 декабря Православная Церковь вспоминает святого благоверного князя Александра Невского . Празднество было установлено в память о чуде, произошедшем в день погребения святого.

Святой благоверный великий князь Александр Невский - национальный герой русского народа. Великий полководец и дипломат, сыгравший большую роль в русской истории. С давних времен Александр Невский является небесным покровителем Русского Воинства, а к настоящему моменту также святым покровителем городов Санкт-Петербурга и Волгограда. Сотрудники Федеральной службы безопасности считают святого Александра Невского своим небесным покровителем, а с января 2010 года и сотрудники Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).

Довольно рано став политическим лидером Русской земли, святой благоверный великий князь Александр Невский явил себя мудрым государственным деятелем, возглавившим страну в один из самых тяжелых и опасных периодов ее истории. По всем оценкам, Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил исключительный талант не только полководца, но и дипломата. Не только воинской доблестью заслужил Александр любовь и почитание русского народа. Не за одни труды по защите Отечества Православная Церковь причислила князя к лику святых. Александр Невский всегда стремился обеспечить Руси самое важное - мир. Этому служили и его меч, и его слова.

Человек крайнего мужества и крайнего смирения, великий князь Александр Невский умер 14 ноября 1263 года в Городце-на-Волге и был похоронен во Владимире, в Рождественском монастыре, 23 ноября 1263 года. Согласно преданию, за девять дней пути от Городца до Владимира его тело не проявило признаков тления, а при погребении произошло еще одно чудо: когда хотели разжать пальцы усопшего, чтобы вложить в них духовную грамоту, князь сам простер руку и взял ее. После этого великий князь был признан местным святым. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года.

Икона Святого Александра Невского помогает тем, чья профессия связана с военным делом, а также с дипломатической работой. Мужчинам, чьим покровителем является этот святой, образ станет защитником, сберегая от любого зла, помогая сохранить здоровье, обрести долголетие и мир в душе.

ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ — КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)

Никогда не был столь важен образ святого князя Александра Невского, как для нашего времени. Как тогда Русь стояла перед выбором: с кем воевать, а перед кем – смиряться, так и сегодня перед нашим народом и его правителями стоит такой же вопрос, и от нашего выбора так же зависит: быть России и русскому народу, или не быть! И не случайно многомиллионный голос народа в 2009 году назвал при голосовании главным героем Русской истории святого Александра Невского.

«Имя Святого, ему данное, гораздо выразительнее
Великого: ибо Великими называют обыкновенно
счастливых: Александр же мог добродетелями
своими только облегчать жестокую судьбу России,
и подданные, ревностно славя его память, доказали,
что народ иногда справедливо ценит достоинства
государей и не всегда полагает их в внешнем блеске
государства».

Н. М. Карамзин

Духовный подвиг святого благоверного князя Александра Невского невозможно понять без знания исторических условий, предшествовавших его княжению. Ему пришлось делать выбор, который не приходилось делать никому из правителей земли Русской – ни до, ни после него…

К началу XIII века Киевская Русь достигла вершины богатства и силы. Киев был великим городом со множеством церквей и палат. В нем расцвела Киево-Печерская обитель с ее многочисленными подвижниками. Уже создана была своя письменность, на Руси были свои художники, зодчие, книжники. За три века Киевской Руси начало слагаться единство Русской земли. Но к несчастью имелись тогда две силы, которые подтачивали единство и мощь Руси.

Первая – княжеские междоусобицы, и вторая – нашествия кочевников. Усобицы происходили из-за особенностей устроения государственной власти в Русской земле. Князья не были связаны с конкретным городом или землей, они вместе с военными дружинами переходили из города в город в порядке старшинства в роду. Заветной целью каждого из них было Киевское княжение. Поэтому в удельных княжествах князья воспринимались пришельцами. Кроме того, переход из одного княжества в другое вызывал распри.


Княжеский род Рюриковичей разрастался, и уже трудно было определить старшинство, и тогда меч стал единственным средством разрешения споров. Сильные князья просто захватывают уделы, не считаясь с правом старшинства. Князья вовлекают в свои распри уделы,– эти разборки сопровождались грабежами, поджогами, пленением и продажей в рабство своих же соотечественников, угонами скота. Киевская Русь сама разрушала себя, делилась на враждующие области – и это при условии, когда уже сложился единый этнос, был общий язык, единая православная вера, единый принцип управления.

Вторая сила – нашествия кочевников. При единстве Русь могла бы не только отбиться от них, но и нанести военное поражение, принести новым народам свет христианской веры. Но постоянные войны князей делали Русь беззащитной. Более того, часто князья призывали кочевников для помощи в борьбе с соседями.

Во время этой борьбы население уничтожалось и угонялось в рабство, и потому многие люди бежали на север под защиту лесов. Южная Русь пустела. А тем временем на севере началась усиливаться Суздальская земля. Сын Великого князя Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский переносит центр Русского государства во Владимиро-Суздальскую землю. Он основал по указанию Богоматери город Владимир, который станет второй, после Киева, столицей Русского государства.

Кроме того, на дальнем Севере Русской земли существовал третий центр – Великий Новгород, которому суждена была особая роль в истории нашей Отчизны. Это был вольный город, находившиеся в нем князья были всего лишь наемными предводителями войска, и их княжение определялось договорной грамотой, которая сильно ограничивала их права.


Русским князьям дано было вразумление свыше через образ Знамения Пресвятой Богородицы. Северная Русь решила покончить с независимостью Новгорода и огромное войско, собранное князем Андреем Боголюбским, двинулось на север. Войска суздальцев окружили Новгород и потребовали подчиниться Великому князю, однако новгородцы решили стоять до смерти за свою вольность. Не надеясь на свою силу и видя полное превосходство осаждавших, новгородцы вынесли на стены икону Божией Матери. Суздальцы пустили тучи стрел, и одна из них вонзилась в лик иконы. Икона отвернулась от осаждавших, и из глаз Божией Матери на иконе истекли слезы. После этого какое-то помрачение нашло на осаждавших – вместо штурма города они начали поражать друг друга. Тогда новгородцы вышли из стен города и бросились на врагов – поражение суздальцев было полным. Это была катастрофа для страны: десятки тысяч воинов – воинский цвет Руси – погибли в этой битве, а в это время монголы уже шли на Русь.


Но и это поражение не вразумило русских князей,– снова и снова схватывались они насмерть в кровавых битвах. Затем последовала еще бо́льшая трагедия – Липицкая битва, в которой разделившаяся на два стана Русь уничтожала друг друга – и снова десятки тысяч жизней – лучших воинов полегли в братоубийственной бойне. Летописец восклицает: «О страшное чудо и дивное, братья! Пошли сыновья на отцов, а отцы на детей, брат на брата, рабы на господ, а господа на рабов… Не десять человек было убито и не сто, но тысячи тысяч. В городе Юрьеве был слышан крик и вопли раненых. И не было кому погребать мертвых».


Поражение русских войск от монголо-татар на реке Калке в 1223 году было страшным кровавым уроком князьям, не пожелавшим объединиться против нового опасного врага*.
* Владимирский епископ Серапион пишет в одном из своих поучений: «Какими только словами не поучает нас Бог, с какими только предупреждениями не обращается к нам!»

Итак, к началу XIII века, ко времени рождения Александра Невского, на Руси существовали три главных центра: Киев – Южная Русь, Владимиро-Суздальская Русь и Великий Новгород. Состояние их было очень различно: Южная Русь разрушалась под ударами Степи и усобиц, Северная Русь укреплялась и стала фактически центром Русского государства, Великий Новгород богател и всеми силами отстаивал свою самостоятельность.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО. ИКОНА XV- XVI вв.

БИТВА НОВГОРОДЦЕВ С СУЗДАЛЬЦАМИ. ИКОНА. XVI в. НОВГОРОД

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ В СОФИЙСКОМ СОБОРЕ НОВГОРОДА

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ НОВГОРОДСКАЯ. 1170 г.

СВ. БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. ФРЕСКА


Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1219 года в уделе своего отца – Переславле-Залесском. Отец его – князь Ярослав (сын князя Всеволода Большое Гнездо и внук князя Юрия Долгорукого). Мать – Феодосия, Рязанская княжна. До трех лет княжич Александр жил в тереме матери. По достижении трехлетнего возраста над ним был совершен так называемый обряд по́стрига. После молебна в Спасо-Преображенском соборе Переславля Залесского епископ Симон, игумен Рождественского монастыря во Владимире*, первый раз постригал ему волосы, а отец, выводя из церкви, впервые сажал на коня. После этого княжича давали боярину – опытному воину, для обучения ребенка ратному делу.
* В этом монастыре князь Александр обретет свой вечный покой в 1263 г.


ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ — ОТЕЦ СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. МИНИАТЮРА ИЗ ТИТУЛЯРНИКА. 1672 г.

Воспитание шло в двух направлениях. Первое – изучение грамоты и письма по Библии, Псалтири житиям святых. Второе – физическое развитие, обучение владению оружием, участие в охоте. Князя ждала опасная жизнь, суровая и даже страшная, и с самого детства княжичи ходили в опасные военные походы. Известны случаи, когда сражались воеводы, а в ставке князя на коне в воинском облачении сидел шестилетний князь – считалось, что именно руководит битвой.

Так и Александр с ранних лет сопровождал отца в опасных походах. В 16 лет он уже лично участвовал в битве с немецкими рыцарями на реке Эмайыги (в 1235 году), где войско Ярослава разгромило врага.

Юный Александр был силен, ловок и красив. Во всех воинских занятиях и на охоте он был первым. Не меньшими были и его успехи в учении – он принадлежал к числу образованнейших людей своего времени.

В 1227 году Ярослав по просьбе новгородцев был послан Великим князем Юрием (братом своим) княжить в Новгород Великий. Взял он с собой и сыновей Феодора и Александра. В 1229 году новгородцы поссорились с Ярославом, и он вернулся в родной Переславль-Залесский. Однако очень скоро, в 1230 году Ярослав возвратился в Новгород. За семь лет княжения Ярослав четыре раза уходил из Новгорода и снова возвращался.

В 1223 году брат Александра Феодор обручился с дочерью князя Михаила Черниговского Феодулией, но брак не состоялся из-за смерти жениха. Феодулия приняла постриг и стала впоследствии прославленной русской святой – прп. Евфросинией Суздальской.

В 1236 году Ярослав становится Великим князем Киевским и оставляет сына Александра в Новгороде княжить самостоятельно.

ПРЕПОДОБНАЯ ЕВФРОСИНИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ. ПОКРОВ НА РАКУ 1526–1542 гг. МАСТЕРСКАЯ ПРП. СОФИИ СУЗДАЛЬСКОЙ

ПРЕПОДОБНАЯ ЕВФРОСИНИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ. ИКОНА. 1692 г. (ГИМ)

ПРП. ЕВФРОСИНИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ. ИКОНА. XIX в.

СВ. БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ФЕОДОР НОВГОРОДСКИЙ — СТАРШИЙ БРАТ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. ИКОНА

ШЛЕМ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА ВСЕВОЛОДОВИЧА. XIII в.

ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРЕСЛАВЛЯ ЗАЛЕССКОГО ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ. СКУЛЬПТУРА. ПЕРЕСЛАВСКИЙ МУЗЕЙ.img282

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО (1152-1156 гг.)

ПЕРЕСЛАВЛЬ ЗАЛЕССКИЙ. ПАМЯТНИК СВ. БЛГВ. КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ. ФОТО 2001 г.


И вот пришел на Русь страшный 1237 год – началось монгольское нашествие. Один за другим обращались в пепел цветущие и многолюдные русские города. Как писал арабский историк XIII века Ибн ал-Асир: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества, и не будет ничего подобного до окончания веков и Страшного Суда». Истекающая кровью своих сынов и дочерей Русь защищала Европу от ужасающего разорения и, быть может, уничтожения целых народов. Однако и по сей день справедливыми остаются слова великого поэта России А. С. Пушкина: «Европа в отношении России была столь невежественна, как и неблагодарна».

Завоевывать Русскую землю пришла вся Азия с ее невиданными для Европы того времени людскими ресурсами. Азия вооруженная китайским гением в области военного снаряжения и осадной техники. Сил у Руси, чтобы противостоять этому людскому океану, тогда действительно не было.

Орды Батыя затопили Русскую землю. Пали Владимир, Суздаль, Рязань. В битве на реке Сити войско Великого князя Киевского было изрублено. Пал и Переславль-Залесский, а один из вражеских отрядов вошел в Новгородские земли. Новгород пришел в смятение. Александр начал укреплять город и готовиться к обороне. Впереди ожидала безнадежная борьба, лютая смерть, гибель жителей и полное разграбление края, как и в других русских городах. Но Господь спас Новгород. Об этом свидетельствует Волоколамский патерик. Один из военачальников Батыя, при штурме Киева увидел образ Архангела Михаила на стене и сказал: «Вот этот запретил нам идти на Новгород». В 1238 году уже в руинах вся Суздальская Русь. Татары чудом не дошли ста верст до Новгорода. Земли Новгорода и Пскова, вместе с древним Смоленском, на ближайшие триста лет становятся последним, не завоеванным чужеземцами, оплотом всего русского народа.

В 1240 году монголы взяли Киев и пошли дальше – в Венгрию, Польшу, Моравию. А в 1242 году Батый ушел в Азию через Южную Русь. Страна лежала в развалинах. В городах были оставлены ханские наместники. Землю и весь народ обложили тяжелой данью. Князья должны были получать от хана ярлыки на княжение.

ЧИНИСХАН. КИТАЙСКИЙ ПОРТРЕТ XIII в.

ЧИНГИСХАН

РОДОВОЕ ЗНАМЯ ЧИНГИСХАНА

ЧИНГИСХАН

МОНГОЛЬСКИЙ ВОИН НА КОНЕ. КИТАЙСКИЙ РИСУНОК XVII в.

МОНГОЛЬСКИЙ ВСАДНИК. ПЕРСИДСКАЯ МИНИАТЮРА. XIV в..

МОНГОЛЬСКИЙ ВОИН. КИТАЙСКИЙ РИСУНОК XVII в.

СУБУДАЙ БАГАДУР — МОНГОЛЬСКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ

НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ НА РУСЬ. МИНИАТЮРА ИЗ ЖИТИЯ ПРП. ЕВФРОСИНИИ СУЗДАЛЬСКОЙ. XVII в.


В 1239 году, когда Александру исполнилось двадцать лет, он женился на дочери Полоцкого князя Брячислава – княжне Александре (внучатой племяннице прп. Евфросинии Полоцкой). Великий князь Ярослав благословил молодых при венчании чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери*. Невеста принесла в приданое знаменитую Ефесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукою, которая была получена ее родственницей, святой Евфросинией Полоцкой, от греческого императора. Свадьбу отпраздновали в Торопце. Вернувшись с молодой супругой домой в Новгород, Александр устроил второе брачное пиршество, или «кашу», как тогда говорили, так как на свадебных пирах того времени новобрачным всегда подавалась каша, приготовляемая с особыми обрядами. Это случилось за год до грозного крестового похода шведов на Русские земли.
* Ее заказал в 1239 г. отец Александра Великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович. Поскольку в крещении он носил имя Феодора, то и икона стала называться «Богоматерью Феодоровской». Ныне находится в Костроме.


О браке князя Александра Невского в Торопце говорится в Воскресенской и Новгородской летописях: «…в лето 6747 оженися князь Александр, сын Ярославль, в Новгороде, поя в Полоцке у Брячислава дщерь и венчася в Торопце». Свадебный поезд Александра Невского, действительно, не мог миновать Торопца, поскольку это был удельный город князя, данный ему «в кормление» его дедом князем Мстиславом Удатным († 1228 г.), который еще с 1206 года владел Торопецким уделом.

После женитьбы на полоцкой княжне, в сыновьях Александра Невского мы видим потомков двух ветвей Рюриковичей, в которых объединились династические линии Великой и Белой Руси.

Когда мы вглядываемся в события жизни св. князя Александра, то видим, сколь отлично оно от жизни и судьбы многих других русских князей. Здесь постоянно слышится шум сражений, набат вечевого колокола, видится зарево пожаров, усобицы, враги – отовсюду враги: с севера, запада, юга, востока… И это – его служение и его подвиг. Князь Александр Невский – защитник и строитель Русской земли и Русского государства. Не было такого правителя в нашей истории и не будет – сейчас это видится особенно ясно. Это любимейший князь и народный герой. Он исполнил Богом данное ему служение, открытое в его имени (Александр – «Защитник людей»), и при постриге перед смертью получил он имя Алексий, то есть «Защитник».

Главное качество князя Александра – самоотреченность, ничего для себя, никакого честолюбия ничего для славы. Изумление и любовь современников дошли из глубины веков до нашего времени. Его образ полон обаяния, красоты и силы. Есть еще одно качество святого князя, которое делает его национальным героем в глазах русских людей – это милосердие. «Был бо милостив паче меры»,– так говорили о нем современники, когда он отпускал плененных врагов.


Что мы видим в положении страны к 1240 году? Помощи ждать неоткуда. И в это время почти полного разгрома истекающая кровью Русь стала жертвой нашествия с Запада. По благословению папы Римского начался «крестовый поход» на Русь. Цель его – добить ослабленную и обескровленную Русь, утвердить над нею власть Рима. Для этого были созданы монашеские рыцарские ордена – Меченосцев, Тевтонский и Ливонский. Руси предстояла трагическая, неравная борьба, в которой от противника не было никакой пощады. Рыцари шли на восток, уничтожая православную веру, уничтожая всё национальное, разрушая культуру. На Западе,– там, где католики завоевали Русские земли, не сохранилось ни одной книги, ни одной иконы от домонгольской Руси, а из храмов – вдвое меньше, чем в восточной части Руси, оказавшейся под властью монголов*.
* Поэтому обращаясь к нашим временам, можно лишь изумляться наивности (если не употребить более жесткое слово), тех людей, которые говорят, что «Запад нам поможет». Вся история нашей страны свидетельствует об обратном. Запад всегда ненавидел и боялся России, и продолжает ненавидеть. Он боится любой России и ничего не сделает, чтобы нам помочь. Запад желает лишь добить, разрушить, развалить.

Среди этой ужасной разрухи, гибели, слез и крови, те, кто называли себя христианами, начали нашествие на Русь. В 1240 году шведское войско под командованием ярла Биргера по морю высадилось в устье Невы на севере новгородской земли. Гордый швед послал князю Александру гонца со словами: «Если можешь, сопротивляйся – я уже здесь и пленяю твою землю».

19-летний князь долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Новгородский благословил князя на брань. Тогда князь произнес бессмертные слова, которые на все века станут основой духовной жизни на Руси и принципом, на котором созидалось древнерусское государство: «Не в силе Бог, а в правде!» Эти же слова начертаны будут на воинских знаменах всех последующих времен бытия Руси-России. И тогда с небольшой дружиной, уповая на помощь Божию, он отправился на врага. Ждать помощи от отца, не знавшего о нашествии, не было времени.


И было чудесно предзнаменование. Стоящий в дозоре воин Пелгусий (Филипп) увидел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и в ней двух святых князей-мучеников Бориса и Глеба в багряных одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Узнав об этом, князь, ободренный знаком, повел свою дружину на шведов и разгромил их. Первое нашествие «латинян», как называли католиков русские люди, было остановлено, а сам князь получил имя Александра Невского.

Князь Александр не проиграл ни одного сражения, о чем с гордостью свидетельствует и автор церковного Жития князя! В битве на Неве князь продемонстрировал воинское мастерство и мудрость военачальника, сумевшего незаметно подойти к шведскому лагерю и, уступая шведам в численности, наголову их разгромить у их же лагеря. Победа на Неве произошла в день преставления князя Владимира, что и дало повод для начала процесса канонизации, несмотря на то, что мощи князя к тому времени чудотворением отмечены не были.

СВ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ МОЛИТСЯ В СОФИЙСКОМ СОБОРЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. МИНИАТЮРА. XVI в.

ИЖОРЯНИН ПЕЛГУЙ ОБЪЯСНЯЕТ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ СВОЕ ВИДЕНИЕ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА. ХУД. Ф. МОЛЛЕР

НЕВСКАЯ БИТВА 1240 г. МИНИАТЮРА XVI в.

НЕВСКАЯ БИТВА. ВОЙСКО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОКРУШАЕТ ШВЕДОВ. ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. XVI в.

КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР ПОРАЖАЕТ БИРГЕРА КОПЬЕМ. ХУД. Ф. МОЛЛЕР

НЕВСКАЯ БИТВА. БЕГСТВО ШВЕДОВ НА КОРАБЛИ. ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. XVI в.

СВ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. БИТВА СО ШВЕДАМИ. СОВРЕМЕННАЯ ИКОНА

НЕВСКАЯ БИТВА. СВ. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НАНОСИТ РАНУ ШВЕДСКОМУ ЯРЛУ. ХУД. А. КИВШЕНКО. НАЧАЛО XX в.

Небесная Русь помогла земному русскому воинству победить врага. Так было и в последовавшей вслед за этим еще более грозной схватке, ибо вторжение шведов было лишь началом войны. В следующем году двинулись на Русь немецкие рыцари. Но именно в это время новгородцы поссорились с князем и изгнали его из города. Тем временем рыцари взяли мощную крепость Изборск, а затем и Псков, прошли с огнем и мечом Псковскую землю, многих русских людей взяли в плен. Затем немецкие рыцари вошли в Новгородские земли.

Новгородцы срочно отправили послов с архиепископом к Ярославу, с просьбой уговорить князя Александра вернуться. Александр, несмотря на обиду, зимой 1241 года вернулся в Новгород. Первое, что он сделал, собрав ополчение, – напал на крепость Копорье, основанную меченосцами, и разрушил ее до основания. Орден нанес ответный удар – захватил Псков. Во главе новгородского войска Александр взял Псков, после чего вошел в орденские земли. Новая битва была неудачной для русских: передовой полк был изрублен рыцарями, остальные отступили.

Тогда магистр ордена собрал цвет своего рыцарства и ополчение из покоренных народов, и пошел на Новгород. Александр отвел свои войска через лед Чудского озера. Немцы похвалялись «подчинить себе весь славянский народ».

В субботу 5 апреля утром рать меченосцев двинулась по льду Чудского озера на новгородцев. Сражение окончилось полным разгромом рыцарей: более 500 меченосцев пали в битве, 50 рыцарей попали в плен, многие утонули в озере и рассеялись в окрестных лесах. На льду Чудского озера Александр отстоял Русь от гибели в самое тяжкое время татаро-монгольского плена. Но и после этой победы длительная кровопролитная борьба Руси с немцами и шведами продолжалась.

Александр безусловно отдавал себе отчет, что судьба Руси, судьба всего русского народа и Православия теперь зависит только от того, сможет ли сохраниться Русь Новгородская.

Новгородская государственность была спасена, а значит, была спасена и истерзанная татарами, но все еще живая Русь. Более столь глубоких военных рейдов вглубь Новгородчины немцы уже совершать не отваживались.

Русь лежит в развалинах, но ее правитель поднимает ростки ее воинской силы на борьбу не с теми врагами, которые желают пограбить, ослабить и подчинить страну своей власти,– он встает на битву с немцами и шведами, пришедшими для того, чтобы уничтожить душу народа, увести его с пути, предназначенного Богом. И благодаря этому выбору Русь-Россия остались верными своему пути – хранению Православия, исканию Царства Небесного и правды его.

БЕГСТВО НЕМЦЕВ. ВИДЕНИЕ НЕБЕСНОГО ВОИНСТВА. ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД. XVI в.

СРАЖЕНИЕ С НЕМЕЦКИМИ РЫЦАРЯМИ. МИНИАТЮРА. XIV в.

РЫЦАРЬ ОРДЕНА МЕЧЕНОСЦЕВ. XIII в.

РЫЦАРЬ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА. XIII в.

ШЛЕМ НЕМЕЦКОГО РЫЦАРЯ-КРЕСТОНОСЦА С ЗАБРАЛОМ В ВИДЕ КРЕСТА

МОЛЕБЕН РЫЦАРЕЙ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. 1938 г.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА С. ЭЙЗЕНШТЕЙНА АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. 1938 г.

БИТВА НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА С. ЭЙЗЕНШТЕЙНА (1938 г.)

ПАМЯТНИК СВ. АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ БЛИЗ ЧУДСКОГО ОЗЕРА — МЕСТА ЛЕДОВОГО ПОБОИЩА

ПАНИХИДА У ПОКЛОННОГО КРЕСТА НА МЕСТЕ ПОГРЕБЕНИЯ РУССКИХ ВОИНОВ ПАВШИХ В БИТВЕ НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВЪЕЗД ВО ПСКОВ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ПОСЛЕ ПОБЕДЫ НАД НЕМЦАМИ. ХУД. Г. И. УГРЮМОВ (1793 г.)

Как молитва святому помогает, необходимо хоть немного ознакомиться с житием этого человека, чтобы точнее узнать, в чем его заслуга перед Церковью.

Александр Невский, несмотря на свою походную и полукочевую жизнь, был самым настоящим православным человеком по духу. Как политический лидер, он четко отражал христианские идеалы. Известно, что Александр соблюдал посты и не пропускал ни одной воскресной службы.

Молитва святому благоверному Александру Невскому обладает особой силой. У мощей святого до сих пор происходят чудесные исцеления.

Секрет личности

Одна легенда гласит, что сам Иоанн Грозный перед походом на Казань во Владимире у раки с мощами святого князя просил благословения. Молитва святому Александру Невскому особенно сильна в дни его почитания: это 6 декабря - день его смерти - и день перенесения его святых мощей - 12 сентября. В древних документах можно найти множество описаний его чудотворений. Благодаря молитвам святому благоверному князю Александру Невскому, люди получают неожиданную помощь.

В чем же секрет его личности? Что позволило ему запечатлеться в народном сознании и стать идеалом правителя? За весь период становления государства Российского такие фигуры можно пересчитать по пальцам, они являются рубежными, потому как, независимо от их воли, именно с них начинался отсчет нового периода в истории Руси.

Начало всему положил святой равноапостольный князь Владимир, который языческую Русь сделал христианской. Следующим стал Александр Невский, который определил место Руси между Западом и Востоком. С того момента она стала развиваться как особая цивилизация и не западного, и не восточного типа. Следующим человеком такого масштаба был царь Иоанн III, превративший Московское княжество в имперское государство. Москву из регионального центра он сделал чуть ли не мировым центром. За ним идет Петр I, перенявший западные формы государственности, встав по сути во главе национального сопротивления этому же западному влиянию. Этот сложный кульбит у него до конца не удался, но, как царь-реформатор, он на два века определил путь России.

Александр Невский как личность

Возвращаясь к личности этого святого человека, необходимо отметить, что в нем была сосредоточена вся преемственность национальных идеалов - патриотизм, честь, доблесть, и главное - он был подвижником веры и примером святости. Невский - потомок знаменитого княжеского рода Мономахов, давшего России 15 великих князей и 18 святых. Этот род не просто принял Православие, а полностью осознал всю глубину христианского образа жизни и собственным примером показал, что такое служение Богу и своему народу. Именно Мономахам можно приписать заслугу в том, что они так умело и действенно стали формировать из Руси единое православное государство. Потому возносятся одному из них - Александру Невскому - молитвы на все случаи жизни.

Подобных примеров последовательного жизненного подвига практически не найти. Александр Невский стал выдающимся великим князем, отважным полководцем, мудрым политиком и дипломатом, которого в дальнейшем прославила РПЦ. По словам историков, его жизнь проходила «между молотом и наковальней».

Житие

Господь отвел ему всего 43 года земной жизни (с 1220 по 1263 гг.). Он родился в Переславле-Залеском. Сначала он сделался правителем Новгорода (1236 г.). В 1249 году стал великим князем Владимирским и правителем всея Руси.

Невский руководил русичами в трудное время, когда со всех сторон на Русь ополчились ее враги - с юга татаро-монголы, с запада и с севера немецкие, ливонские и шведские католические рыцарские ордена. Он вызывал восхищение у своих врагов, так как проявлял себя как талантливейший полководец и мудрый политик.

В 1240 году его войско разгромило шведов на Неве, после чего князя стали звать Невским. В 1242 году он победил тевтонских рыцарей на Чудском озере. Он следовал тем же принципам в политике, что и его отец - Ярослав Всеволодович. Чтобы предотвратить разорение Руси, он умело договаривался с Золотой Ордой. Однажды, посетив Батыя, он отказался принести жертву языческим идолам, за что заслужил уважение у хана. Впоследствии Невскому на ханской территории удалось создать епархию Русской Православной церкви, и это были первые камни фундамента построения нового многонационального государства.

Смерть князя

Возвращаясь из Орды после своей дипломатической миссии в 1263 году, Александр Невский скончался в месте Городец на Волге. Перед этим он принял схиму с именем Алексий. Его бездыханное тело несли до Владимира 10 дней, все это время оно оставалось нетленным. Тогдашний митрополит Кирилл, узнав от гонца о кончине князя, с амвона произнес печальные слова: «Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской».

Канонизация Александра Невского произошла на Московском Соборе (1547 г.). В день победы над шведами (1721 г.) царь Петр I перенес мощи Великого князя из города Владимир в Петербург и повелел установить в Александро-Невской лавре в Троицком соборе, где они находятся и по сей день.

Александр Невский: молитва

Верующие люди обращаются к святому князю с разными просьбами. Перед иконой этого святого молились о защите своего Отечества от нападения врагов. Он всегда помогает воинам в их ратном деле. Другие молятся ему, чтобы послал он им мудрость для того, чтобы добиваться поставленных целей. Человеческая душа во время молитвы наполняется отвагой и мужеством, которые позволяют преодолевать разные жизненные невзгоды.

Покровителем воинов стал святой благоверный князь Александр Невский. Молитва матери, обращенная к нему, помогает их сыновьям успешно нести воинскую службу. К нему также можно обращаться за помощью в укреплении веры.

Одна из молитв, обращенных к святому - исцеляющая:

"О святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны, недостойный рабы Божий (имена), и исходатайствуй нам житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам, да сохранит нас Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков".

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор († 1246), "князь кроткий, милостивый и человеколюбивый", был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо († 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича († 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор († 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая) один из составителей Киево-Печерского Материка. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение († 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как († 1250; память 25 сентября). С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, "посадив" своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским († 1276), и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, "крестоносцами", носителями Креста Господня. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра - великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. - "Без Божия повеления не было бы княжения его". Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. "Король римской веры из Полуночной страны", Швеции, собрал в 1240 году великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (т. е. князя) Бюргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: "Если можешь, сопротивляйся,- я уже здесь и пленяю твою землю".

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: "Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне". Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были". С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов,- ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.

Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: "Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру". Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем". Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись "подчинить себе весь славянский народ". Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: "Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка". По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, "словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу". Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные.

Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, "по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима". Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была "кротость голубя и мудрость змеи".

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 году в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было трудным, он искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии. А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен. Он скончался в мучениях, лишь на 10 дней пережив святого мученика Михаила Черниговского, с которым когда-то едва не породнился. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра Невского. Многие в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, брат святого Александра, Андрей. Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу. Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию - унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви. Когда в 1248 году послы Римского папы явились прельщать и его, он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: "Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем". Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего, обречение самих себя на духовную смерть. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый Андрей бежал в Швецию искать помощи у тех самых разбойников, которых с помощью Божией громил на Неве его великий брат. Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его "темным походом", русское войско шло сквозь полярную ночь, "идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи". В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими. В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов - баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городке, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: "Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле". Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно". Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. "И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время". Так прославил Бог своего угодника - святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

*Житие святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана в 1282-1283 годах во Владимирском Рождественском монастыре, который был центром церковного почитания святого князя (там теперь стоит ему памятник). Она сохранилась в составе Лаврентьевской летописи (Полное собрание русских летописей. Т. I. Вып. 2. Л., 1927. Стлб. 477-481) и Псковской Второй летописи (Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955. С. 11-16). Вторая редакция вошла в Новгородскую Первую летопись (Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М. - Л., 1950. С. 289-306). Остальные редакции относятся к ХVI и ХVII векам: Владимирская редакция (1547-1552), вошедшая в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария; Псковская редакция, составленная Василием Псковитянином (впоследствии Варлаам, митрополит Ростовский) между 1550 и 1552 годами, редакция Степенной книги (1560-1563) и др.

Главные издания: Архимандрит Леонид (Кавелин). Сказание о подвигах и жизни святого благоверного князя Александра Невского. СПб., 1882; В. Мансикка. Житие Александра Невского. Разбор редакций и тексты. СПб., 1913; Н. И. Серебрянский. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. Новое научное издание: Ю. К. Бегунов. Памятник русской литературы ХIII века "Слово о погибели Русской земли". М.-Л., 1965. Современный русский перевод - в книге: "Художественная проза Киевской Руси ХI-ХII веков". М., 1957. С. 257-263. Параллельный древнерусский и современный русский тексты - в книге: "Изборник" (сборник произведений литературы Древней Руси). М., 1969. С. 328-343.*

Иконописный подлинник

Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 27 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.