Урок "Пейзаж. Его виды и характеры"

ПЕЙЗАЖ – это слово, которое обозначает, кроме общего вида местности и описания природы в литературе, один из жанров изобразительного искусства . Тема пейзажа – местность (от фр. пейзаж – «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек , полей, лесов), город и сельская местность. Соответственно различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи. В природном выделяют морской пейзаж («марина », а художников, изображающих море, называют «маринистами») и космический, астральный – изображение небесного пространства, звезд и планет. Особое место в городском пейзаже занимает ведута – документально точное изображение. С точки зрения времени различают современный, исторический (в т.ч. руины – развалины археологических или исторических мест и памятников) и футурологический (картины будущего мира) пейзажи.

В узком и строгом смысле следует различать пейзаж и пейзажное изображение. Пейзаж – это «портретное» изображение натурного вида, того, что есть, что реально существует. Это как бы живописное или графическое «фотоизображение». Оно индивидуально и неповторимо, его можно подправить, деформировать, но нельзя придумать, сочинить. В отличие от него пейзажное изображение – это любые сочиненные с помощью воображения пейзажные виды. Термин «пейзаж» обычно означает и то и другое.

Пейзаж – это не просто изображение, но всегда художественный образ природной и городской среды, ее определенная интерпретация, что находит свое выражение в исторически сменяющихся стилях пейзажного искусства.

Для каждого стиля – будь то пейзаж классицистический, барокко, романтический, реалистический, модернистский – характерна своя философия, эстетика и поэтика пейзажного образа.

В центре философии пейзажа стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде – природе и городу, и об отношении среды к человеку. Эти отношения могут трактоваться как гармонические и как дисгармонические. Так, например, Левитан в пейзаже Вечерний звон создает образ, в котором сливаются в гармонии и светлая радость природы и благостный душевный мир бытия и чувств людей. Напротив, в философско-символическом пейзаже (Над вечным покоем ) художник, желая ответить на вопрос об отношении человека и природы, о смысле жизни, противопоставляет вечные и могучие силы природы слабой и кратковременной человеческой жизни.

Философская мировоззренческая трактовка образа определяет его эстетику. В Вечернем звоне это благостная, идиллическая красота , Над вечным покоем решена в стиле монументального трагизма, возвышенного в своей основе.

Философия и эстетика пейзажа лежит в основе его поэтики, живописных средств. Можно провести определенную аналогию между поэтикой пейзажа и поэтикой литературы. И там и здесь уместно различать лирику, эпос и драму. Если в Вечернем звоне мы видим лирическую вещь, где эстетические чувства выражаются как состояния природы, то в картине Над вечным покоем при всей ее лиричности (как во всяком пейзаже) мы ощущаем скорбное повествование эпического характера, проникнутого напряжением и драматизмом.

И.Левитан – пейзажист реалистического стиля, но предложенный способ трактовки его пейзажного творчества применим и к другим стилям. Например, классицистический пейзаж в целом исповедует гармонический образ, возвышенный и эпически-повествовательный, романтизм стремится вскрыть внутренние противоречия отношения человека и среды, ему присуща особая романтическая красота и лиризм.

Пейзажное искусство обнаруживает себя почти во всех видах и родах пространственных искусств. Среди видов преимущество отдается живописи и графике (книжные иллюстрации и др.), но пейзажные изображения встречаются и в архитектуре , в декоративном искусстве (росписи на стекле, фарфоре и т.п.) и в сценографии (декорационные пейзажи). Среди родов пространственных искусств пальма первенства принадлежит станковым произведениям живописи и графики, но монументальное искусство (росписи и мозаики) и прикладное искусство (народные художественные промыслы, мебель, сувениры и т.п.) также используют пейзажные формы.

Для модернистских течений современности характерно стремление к деформации пейзажного изображения, что часто является мостом для перехода к абстракциям, где пейзаж утрачивает свою жанровую специфику.

Евгений Басин

До эпохи Возрождения пейзаж выполнял декоративную функцию. Но прежде чем пейзаж стал носителем идеи и прежде чем начал помогать раскрывать характер главных героев, а уж тем более обрел самостоятельность, прошло очень много времени.

Как зарождался жанр пейзаж?

Впервые изображение природы мы встречаем на рельефах древних цивилизаций, которые возникли на берегах могучих рек. На картинах или скульптурах, дошедших до наших дней, пейзаж представляет собой редкие образцы флоры. И только в эпоху Ренессанса, когда у итальянцев проснулся интерес к натуре, пейзаж отвоевал себе место под рампами.

Обращение к природе происходит синхронно с пробуждением человеческой пытливости. Человек пытается разобраться, что в нем сильнее - духовное или материальное? Что является смыслом жизни или что приносит счастье? Инстинкт или разум?

Немцы считали, что природа привносит в жизнь человека сумбур. И уж если в человеке побеждают инстинкты — жди беды. Итальянцы были не согласны со своими северными коллегами, они находили, что только баланс двух начал в человеке может дать гармоничную личность. Тициан и Джорджоне воплощали эту идею в своих картинах, в то время как Рафаэль отдавал дать уважения городскому пейзажу , наслаждаясь стройностью линий. Эпоха романтизма возникла в противовес эпохи Просвещения, чтобы восстановить нарушенный баланс. Чувствуя, что человеческая мораль и нравы далеки от совершенства, художники обратились к природе. Сезоны года были призваны отражать состояния человеческой души. Наконец, натура к XIX веку возобладала.

Особенности пейзажа в живописи заключаются в трактовке этого жанра художниками. Своеобразие пейзажа зависит от места, которое отводится пейзажу на картине, и индивидуальному восприятию художниками природы.

Кульминация жанра пейзаж

Французы рисовали природу, пытаясь изобразить все ее многочисленные оттенки и настроения. Начиная с Коро и вплоть до импрессионистов, пейзаж переживал годы триумфа. Старшие импрессионисты — К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей уже работали исключительно на свежем воздухе, чтобы не допустить и малейшего искажения. Пресловутая световоздушная среда, которая на картине соединяла природу и человека воедино, прочно вошла в анналы искусства.

Появились пейзажные серии, объединенные одним мотивом. Импрессионисты одинаково уважали и сельский, и городской пейзаж. Но пейзаж как вид искусства не мог стоять на месте и должен был развиваться. Сезанн, Жорж Сёра и Ван Гог привнесли в пейзаж свое характерное видение. Природа Поля Сезанна величественна, монументальна, она имеет четкие границы. Жорж Сёра играл с оптическим эффектом, воздействуя на зрителя цветом. Его мозаичные картины стилизованы, декоративны. Неистовый Ван Гог в своих картинах изливал душу, он использовал природу как рупор, чтобы донести до зрителя свою боль от сознания несовершенства человека.

Поль Гоген замыкает строй постимпрессионистов, его творчество близко к символизму, где природа лишь отдаленно напоминает свой прототип. Его цветовые плоскости, заменившие форму, обладают категоричным звучанием.

Особенности пейзажа в живописи на картинах русских художников

Русские художники Саврасов и Шишкин также оказали влияние на развитие жанра. На своих картинах они любовно изображали русскую природу — степи и озера, поля и леса. Торжество сельской жизни на Руси было выполнено в духе среднеевропейского пейзажа. Неяркие краски как нельзя кстати подошли к русским просторам. Морские пейзажи получили мировую известность благодаря Айвазовскому, который достиг недосягаемых высот в этом жанре.

Французский импрессионизм нашел отклик в работах Серова и Коровина, работы которых получили признание. Советские художники — Крымов, Грабарь — манифестировали красоту человеческого труда, идущего рука об руку с природой. Процесс урбанизации также оказал влияние на мир искусства. Сегодня из плеяды талантливых художников можно выделить Василия Афанасьевича Лескова , его картины непредсказуемы и очень эффектны.

На протяжении веков роль пейзажа в искусстве постоянно менялась, а мастерство художников неукоснительно росло. Современные художники пользуются большой свободой при выборе средств выразительности и техники. Если вы хотите, чтобы ваш дом украсил пейзаж, способный воспламенить воображение, заказывайте картины у настоящего мастера.

Светлана Васильева
«Что такое пейзаж»

Цель : Познакомить детей с пейзажем , как жанром изобразительного искусства. Развивать творческую фантазию, эстетические чувства. Формировать художественное мышление, инициативность, самостоятельность. Вызвать эмоциональный отклик на картины, воспитывать чувство прекрасно-го. Обогащать словарь детей : пейзаж , пейзажист .

Материал : Дидактические игры «Собери картину» , «Составь пейзаж » , репродукция картины Шишкина И. И. «Корабельная роща» , магнитные доски, магнитофон, запись звуков природы.

Входит Художник.

Х. - Здравствуйте, ребята!

Д. - Здравствуйте!

Х. – Я Художник. А вы знаете, кто такой художник ?

Ответы детей.

Х. –Художник - человек, который рисует или пишет картины. А вот как вас зо-вут, я сейчас узнаю. Я вам протяну ладошки, вы будете до них дотрагиваться и называть свои имена.

А вы хотите стать художниками?

Х. - Тогда я вас приглашаю в школу юных художников. У каждой школы есть своя эмблема. У нашей школы то же. Я приготовил для каждого из вас такую эмблему и предлагаю вам выбрать и надеть ее.

Дети берут бэйджики и надевают.

Х. – Ребята, чтобы получить звание «Юный художник» необходимо выполнить несколько заданий и ответить на вопросы. Вот мое первое для вас задание. Сложите, пожалуйста, из частей картинки (детям раздаются конверты) . Здесь будут собирать дети, у которых эмблема изображена на синем фоне, а здесь у кого на красном.

Дети подходят к магнитным доскам и выполняют задание.

Х. - Какие красивые у вас получились картинки. Посмотрите на них повнимательней. Что изображено у ребят с красными эмблемами? (ответы детей) Что изображено у ребят с синими эмблемами? (ответы детей) Как мы можем это назвать одним словом? (ответы детей) А еще это можно назвать пейзажем .

В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность. Чаще всего – это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу, пейзаж называется городским. Лесные просторы – это … лесной пейзаж , горы - … горный, море - … морской. Ребята, художника, которые пишет пейзажи , называют – пейзажистом . Так что же такое пейзаж ? А как называют художника, который изображает пейзаж ? Ребята, пейзаж является одним из видов изобразительного искусства.

Молодцы, вы сделали первый шаг к званию юного художника.

Х. - Чтобы стать юными художниками вам надо уметь составлять пейзажи . Вот мое следующее задание, я вам предлагаю самим попробовать составить пейзаж .

Игра «Составь пейзаж » (дети на листе формата А3, на котором изображен фон, выкладывают деревья, создавая пейзаж )

Дети выполняют задание за столами.

Х. – Какие интересные пейзажи у вас получились . Скажите, пожалуйста, почему вы решили составить зимний пейзаж ? Почему вы решили составить летний пейзаж ?

Я вас поздравляю, вы сделали второй шаг к званию юного художника.

Звучит музыка

Х. –А сейчас мы отправляемся в лес. Но это не простой лес, а волшебный. Я предлагаю вам стать маленькими семенами. Семена попали в землю (дети приседают) . Их полил дождик, согрело солнышко и они стали прорастать (дети потихоньку встают, руки поднимают вверх) . Деревья становятся все выше и выше, маленькие ростки превращаются в крепкие молодые деревья. Их ласкает ветерок, и они тихонько начинают покачиваться. А на ветвях сидят птицы и поют. Давайте мы их послушаем.

Дети присаживаются на ковер, звучит запись пения птиц.

Х. – Русская земля всегда была богата лесами. Люди ходили в лес по грибы, по ягоды, на охоту. Из бревен срубленных деревьев строили дома, дровами отапливали свои жилища, делали деревянную мебель. Из древесины вырезали ложки. С лип драли лыко, плели лапти. Лес кормил и обогревал людей.

И вот дождался русский лес своего художника.

В маленьком городке Елабуга в семье купца родился мальчик. Назвали его Ваней. Он должен был помогать отцу вести торговые дела. Но Ваня делал это так неохотно и неумело, что скоро его оставили в покое. Отец был очень рад, когда сын проявил интерес к искусству, и отправил его в Москву учиться. Когда Ваня вырос и выучился, то стал настоящим художником. Он по-настоящему, глубоко любил природу. Когда приходил в лес, находил самое красивое место, усаживался на пне, устанавливал мольберт и начинал писать. На его картинах деревья, травы и кусты, как живые. За это его прозвали - «Царем леса» . Это был великий художник Иван Иванович Шишкин (показ портрета)

Звучит музыка

Давайте и мы с вами подойдем поближе к и полюбуемся одним из произведений великого художника. Это репродукция с картины Шишкина «Корабельная роща» - самой крупной по размерам в его творчестве. (дети самостоятельно рассматривают репродукцию)

Что изображено на картине

Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?

Хотели бы вы оказаться в этом лесу?

Рассмотрите внимательно картину и скажите : где в лесу можно погреться на солнце, где - спрятаться в тени? Хотите ли вы побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням : какие они - холодные или теплые?

Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Почему?

Почему роща названа «корабельной» ?

В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог им поясняет :

Очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А может, пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.

Х. - Скажите, пожалуйста, с каким видом изобразительного искусства вы познакомились? Как называются такие художники? Какие пейзажи бывают ?

Х. - За то, что вы выполнили все мои задания, правильно отвечали на все вопросы, я вам вручаю свидетельства, о том, что вам присвоено звание «Юный художник» (выдача свидетельств, аплодисменты) . А впереди вас ждут новые встречи с художниками и их картинами.

Х. – До свидания, ребята!

Пейзаж (от франц. pays - страна, местность) - изобра­жение природы в художественном произведении. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом, интерьерами, диалогами и т.д.) и может служить средством характеристики внутреннего мира персонажей, а также сред­ством характеристики их душевных движений. В древней, средневековой литературе и фольклоре образы природы оли­цетворяются и даются персонифицированно: образ ветра, сол­нца, луны. При этом употребляются постоянные эпите­ты: «ясное солнышко», «синие молнии», «кровавые зори». Подробные описания же природных явлений в произведениях отсутствуют. Затем пейзаж начинает играть более важную роль в художественном произведении, гармонируя с особенностя­ми каждого из художественных направлений.

Так, для классицизма характерны «идеальные» пейзажи, торжественные, величественные картины природы, на фоне которых воспевается важное событие или определенный ге­рой (ода «На взятие Измаила» Г.Р. Державина).

Пейзаж у сентименталистов (Э. Юнг, Т. Грей, Ж.-Ж. Рус­со, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин), культивирующих чувство, «жизнь сердца» и противопоставляющих природу и цивилизацию, приобретает элегический, меланхоличе­ский характер. Пейзаж здесь - скорее средство создания общего фона, на котором изображаются переживания ли­рического героя, чем нечто самоценное. Многие образы природы к тому времени уже становятся своего рода кли­ше. Так, сентиментальный пейзаж содержал некоторые обязательные детали: в нем зачастую присутствовала луна, лес, ручей, скалы, морской берег, туман, иногда - руи­ны, кладбище («кладбищенская поэзия» Э. Юнга, Т. Грея, переводы В.А. Жуковского). Как правило, описывалась ночь или поздний вечер. Пейзаж данного типа еще называют «оссианическим», приписывая его средневековому галль­скому барду Оссиану. Аналогичный пейзаж мы находим у

В.А. Жуковского:

Бросая тихий блеск на дебрь, и дол, и лес,

Луна невидимой стезею

Среди полунощных небес

Свершает, мирная, свой ток уединенный.

(«Песнь барда»)

Подобный пейзаж и усвоил Пушкин в своей ранней по­эзии. Его мы встречаем в стихотворении «Кольна» («Подра­жание Оссиану»):

Источник быстрый Коломоны,

Бегущий к дальним берегам,

Я зрю, твои возмущенные волны Потоком мутным по скалам При блеске звезд ночных сверкают Сквозь дремлющий пустынный лес,

Шумят и корни орошают Сплетенных в темный кров древес.

Твой мшистый брег любила Кольна.

Иной характер носит пейзаж в произведениях романтиков (Дж. Байрон, И. Гете, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов). Это экзотический пейзаж: описание моря, гор, мощной, неукротимой и неподвластной человеку при­родной стихии. Характерными чертами романтического ге­роя были мрачность, разочарованность, «хлад души», стрем­ление к свободе, бунту, с одной стороны, и сила чувств и переживаний, с другой. Отсюда и стремление романтиков уйти от обычной, знакомой среды. Роскошная и могучая при­рода юга неизменно привлекала поэтов:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев,

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой К ним птиц летал пугливый рой.

(М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»)

Картины южной природы М.Ю. Лермонтов воссоздает и в прозе - в романе «Герой нашего времени»: «Уже солнце нача­ло прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сто­рон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обры­вы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безы­менной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею». Однако данный пейзаж - еще и фотографи­чески точная картина места действия.

Однако, уже начиная с А.С. Пушкина, характер пейзажа в русской литературе начинает меняться. Экзотический кав­казский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. В стихотворении «Румяный критик мой» простой, незатейливый пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина:

Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,

За ними чернозем, равнины скат отлогий,

За ними серых туч густая полоса.

Где нивы светлые? где темные леса?

Где речка? На дворе у низкого забора Два бедных деревца стоят в отраду взора,

Два только деревца. И то из них одно Дождливой осенью совсем обнажено,

И листья на другом, размокнув и желтея,

Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.

В прозе же пушкинский пейзаж отличается четкостью и лаконизмом: «Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко превратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно обле­гала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло» (повесть «Капи­танская дочка»).

В литературе XIX века образы природы уже проходят через призму индивидуально-авторского восприятия писателя. Так, мы можем говорить о пейзажах И.С. Тургенева, Л.Н. Толсто­го, Г. Флобера, Ч. Диккенса, Ф.М. Достоевского, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина. Пейзажи здесь и самоценны, и играют важную роль в раскрытии внутренней жизни героев.

Функции пейзажа в художественном произведении могут быть различны. Так, пейзажи способствуют реалистически точному изображению автором всех явлений природного мира, места и времени действия («самоценный пейзаж» - «Записки охотника» И.С. Тургенева). Пейзаж может служить сред­ством характеристики индивидуально-личностных черт пер­сонажа (картина усадьбы Манилова в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя) или передавать тонкие душевные движения ге­роев - образ дуба в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Тол­стого). Пейзаж может быть непосредственно связан с сюжет­ным ходом повествования (оттеняет происходящие события, задерживает повествование перед важным сюжетным поворо­том или кульминацией, выступает в функции художественно­го предварения, мотивирует дальнейший ход событий - сце­на бурана в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина име­ет символический смысл, дана непосредственно перед зна­комством Гринева с вожатым и мотивирует знакомство героев). Кроме того, существует лирический пейзаж, передающий чув­ства автора и создающий определенное настроение (не свя­занный непосредственно с развитием сюжетного действия - описание ночного неба над Невою в первой главе романа «Ев­гений Онегин» А.С. Пушкина). Одновременно пейзажи по­добного типа формируют образ автора в глазах читателей. Так­же мы можем выделить пейзаж символический (символизи­рует важные авторские мысли, философские взгляды - опи­сание неба Аустерлица в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого), пейзаж фантастический (вымышленный или создающийся в снах героев - эпизод с цветами во сне Свид­ригайлова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Дос­тоевского) .















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.

Задачи урока:

  • научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;
  • развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
  • выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;
  • воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;
  • создать эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.

Возраст учащихся: 6 класс.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер с программойWindows XP Professional, мультимедийный проектор, доска для проектора.

Художественные материалы: альбом, простой карандаш или уголь.

Наглядные пособия (репродукции картин в презентации):

  1. Алексей Саврасов «Грачи прилетели»
  2. Николай Анохин «Старые дубы»
  3. Исаак Левитан «Март»
  4. Маликова Дарья «Остановка Ангел»
  5. Мария Сид «Парковый пейзаж»
  6. Ирина Мысова «Тихая бухта»
  7. Б.Яковлев «Транспорт налаживается»
  8. Павел Корин «Александр Невский»
  9. А. Рылов «В голубом просторе»
  10. В. Поленов «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева»
  11. Н. Рерих «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», «Дозор», «Земля славянская», «Воскресный монастырь в Угличе», «Печора. Большая звонница», «Небесный бой»
  12. Левитан «Озеро»
  13. И. Шишкин «Дорога в лесу», «Лес», «Корабельная роща» «Полдень в окрестностях Москвы», «За грибами», «Рожь»
  14. Ф. Васильев «Деревня», «Деревенская улица», «Мокрый луг»
  15. А. Саврасов «Радуга», «Море грязи», «Проселок», «Рожь»
  16. Коровин К. «Ранняя весна», «Двор», «Зима»
  17. А.П. Остроумова-Лебедева «Фонтан и летний сад в инее», «Амстердам»,
  18. Добужинский М.В. «Домик в Санкт-Петербурге», «Лондон. Монумент», «Петербург»
  19. С. Щедрин «Пейзаж с руинами», «Колонна с орлом в Гатчине»,
  20. А. Бенуа «Водный партер в Версальском парке», «Версаль», «Водный партер в Версале», «Венецианский сад»,
  21. И.К. Айвазовский «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью»,
  22. Злобин Павел. «У Волги»,
  23. Вероника Суровцева «Цветы в лесу»,
  24. Владислав Коваль «Зона»,
  25. А.М. Васнецов «Московский дворик зимой», «Развалины дома», «Дом бывшего Археологического общества»,
  26. Алексей Бриков «Поезд», «Стройка Куйбышевской ГРЭС»

Межпредметные связи: география, история.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы: «Пейзаж. Его виды и характеры».
  3. Закрепление материала.
  4. Практическая работа.
  5. Анализ работ.
  6. Выставление оценок в дневник и журнал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объяснение новой темы

(Слайды 2, 3)

– Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомить Вас с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников Волгоградской области. Перед тем как начать урок поставим перед собой задачи, которые мы будем решать на уроке:

(Слайд 4)

1. Научиться различать виды пейзажа и характер пейзажа,
2. Развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус
3. Выполнить практическую работу, создав эскиз на тему « Дорога, по которой я хотел бы пройти».
4. Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучаться к дисциплине.

(Слайд 5)

– Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?

Ответ детей : Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.

(Слайд 6)

В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.
В Википедии определение следующее: пейза"ж (фр. Paysage , от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

1. Сельский пейзаж

К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
Очень вдохновил образ старого Петербурга творческую группу под названием «Мир искусства».
Особое место в создании образа барочного, классического и современного им Петербурга заняли Мстислав Валерианович Добужинский («Петербург», «Домик в Санкт-Петербурге») и Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую серию гравюр, посвященных этому городу.

3. Парковый пейзаж

В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.

4. Морской пейзаж

Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. В Википедии дается следующее определение: Марина(ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.
В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович. Айвазовский. Его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны во всем мире. Вашему вниманию сегодня предоставлены картины «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью».

5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др.

6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека –создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны.
Начало ему было положено в 20-х годах XX века картиной Бориса Николаевича Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно-повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.

Разнообразие пейзажа по характеру.
Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.
Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
Существует пять видов характера пейзажа. Это героически, исторический, эпический, романтический пейзаж и пейзаж настроения. Рассмотрим их подробнее.

(Слайд 15)

1. Героический пейзаж

Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека.
В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе Павла Корина «Александр Невский».

(Слайд 16)

К этому виду пейзажа можно отнести картину А. Рылова «В голубом просторе». Она написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтически и образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.

2. Пейзаж настроения

Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.
– С именем какого художника связывают появление лирического пейзажа? (А. Саврасов «Грачи прилетели».}
– Василий Дмитриевич Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр: «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева».
Ученик Алексея Кондратьевича Саврасова и Василия Дмитриевича Поленова, Исаак Ильич Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и интимную, лирическую линию. «Ом был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения».

3. Исторический пейзаж

В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Константиновича Рериха и Апполинария Михайловича Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н.К. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины. А.М. Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.

4. Эпический пейзаж

Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ рус­ской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал Иван Иванович Шишкин.
Характерна в этом отношении последняя большая работа Исаака Ильича Левитана – «Озеро», художник дал ей второе название – «Русь», обозначив, таким образом, эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.

5. Романтический пейзаж

В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа.
Дух романтизма присутствует в картинах Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» и «Рожь».
Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Федора Александровича Васильева.
Художником-романтиком называли Ивана Константиновича Айвазовского.
В выдающемся произведении Николая Константиновича Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака – то клубящиеся, то прямые и острые, как стрелы. Сочетание динамичности с величавой и торжественной монументальностью можно отнести к эпико-романтическому пейзажу.

Природа – это книга мудрости.
Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.
Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.
Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

III. Закрепление материала

1. Какие пейзажи по виду изображения вы можете назвать?
2. Как отличаются пейзажи по характеру?
3. Какой пейзаж вам ближе по духу?
4. Определите вид и характер пейзажей, нарисованных волгоградскими художниками

(Слайд 22)

IV. Практическая работа

Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».
Материалы: альбом, простой карандаш, уголь (на выбор).
Зрительный ряд: Ф. Васильев. Деревенская улица. А, Лентулов. Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами, Храм Василия Блаженного. М. Добужинский. Домик в Петербурге, А. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. Айвазовский. Черное море. Б. Яковлев. Транспорт налаживается. Рылов. В голубом просторе. Поленов. Московский дворик. Левитан. Вечерний звон, Озеро. Рерих. Земля славянская. Небесный бой. Васильев. Перед грозой.

(Слайд 23)

V. Анализ работ

VI. Выставление оценок в дневник и журнал

(Слайд 24)

– Спасибо за урок!