В какой главе григорий мелехов убивает австрийца. Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы

Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» повествует о сложнейшем времени в истории России, огромных социальных потрясениях в среде кубанских казаков. Рушился привычный уклад жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Сам Шолохов характеризовал свое произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Действительно, нет ни одного действующего лица в романе, которого бы не задели горе и ужасы войны. Однако автор не дает однозначную оценку происходящим событиям, это право он предоставляет героям и читателям. Неслучайно совершенно по-разному звучат мнения об авторской позиции в романе «Тихий Дон». Критики говорят и о воспевании Шолоховым нарастающей волны революции, ее силы и мощи, исступленности, которая овладела народом, и вместе с тем о том, что Шолохов одним из первых увидел в предшествовавшей войне и самой революции угрозу для человека, с необычайной яркостью выразил эту мысль в трагической фигуре Григория Мелехова.

В «Тихом Доне» показано, как война разлагает души людей, убивает в них все человеческое. Григорий говорит брату: «Я, Петро, уморился душой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули». Современная война порождает жестокость и безумие, тоску и недоумение. Контрастом воспоминаниям деда Гришаки о том, как он не стал «срубать» турецкого офицера, становится убийство Григорием венгерского солдата.

Сцена смерти всегда приковывает внимание, даже если это происходит на поле битвы, не являясь, на первый взгляд, чем-то удивительным. Такой поступок, как убийство, тем более заставляет дрогнуть нашу душу. Поэтому очень многое в Григории раскрывает эпизод убийства им человека, пусть врага, но, прежде всего, человека.

В описании внешности венгерца нет ничего примечательного, однако в его поведении сразу бросается в глаза решительность, бесповоротность, с которой он движется на противника. Единственная стоящая перед ним цель – убить врага. Беспощадность, жестокая и безумная отвага – вот что руководит людьми во время боя. Именно это и Григория толкает на убийство, которое он ни за что бы не совершил в мирное время. Страшно, что убийство на войне перестает быть преступлением, там теряют смысл все моральные нормы. Шолохов не избегает натуралистических подробностей, чтобы донести до читателя весь ужас произошедшего: «Он медленно сгибал колени, в горле у него гудел булькающий хрип. Хмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Венгерец упал, топорща руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки…» Таков итог жизни человека. О чувствах Григория в этот момент говорит только замечание – «хмурясь». Осознание сделанного и душевные муки придут позже. Талантливый писатель – это всегда психолог. И Шолохов тонко понимает, что не может человек сразу осмыслить то, что он стал убийцей. Но тем острее и мучительнее будет потом прозрение. Григорий долго не забудет убитого им человека: «… и даже во сне, отягощенный воспоминаниям, ощущал он конвульсию своей правой руки, зажавшей древко пики, просыпаясь и очнувшись, гнал от себя сон, заслонял ладонью до боли зажмуренные глаза». «Гнусь и недоумение комкали душу» Григория. «Меня совесть убивает, – говорит он, – срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится, сволочь. Аль я виноват?» Последний вопрос, действительно, очень сложный. Виноват ли на войне солдат, которого послали убивать? Если рассуждать историческими, общественными категориями, то, конечно же, нет. Ему поставили задачу, и он ее выполняет. Но почему же не оставляют убийцу муки совести, думы о том, что грех это – человека лишать жизни?! Нравственные законы, божественные заповеди оказываются в Григории сильнее социальных, раз не перестает его душа болеть от содеянного зла.

Таким образом, в сцене убийства венгерца заключена важная мысль, являющаяся ключевой для понимания всего романа. Великой трагедией для любой страны и любого народа является война, в которой люди должны, вопреки своему естеству, убивать людей, независимо от их национальности и вероисповедания. Но еще более страшной представляется гражданская война, где братья идут истреблять братьев. Эпизод из Первой мировой войны как бы предваряет описание братоубийств в гражданскую. Шолохов показывает, как начинает корежится душа героя, где истоки жизненной драмы Григория Мелехова. Если же осмыслять уроки «Тихого Дона» в масштабе страны, то очевидно одно: не может быть светлого будущего у людей, привыкших убивать. Поколения должны смениться, чтобы перестали приходить во сне убитые и люди смогли научиться вновь радоваться жизни.

Тема урока : «Тихий Дон» как произведение, изображающее судьбы русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Определение своеобразия жанра, особенностей композиции .

Цели:

определить приемы изображения картин Гражданской войны в романе Шолохова, проследить, как переплетаются трагедия целого народа и судьба одного человека, как отражается проблема гуманизма в эпопее.

Развивать устную речь студентов, логическое мышление, умение делать выводы, сопоставлять, рассуждать.

Воспитывать чувства патриотизма через текст произведения «Тихий Дон».

Тип урока: комбинированный.

Работа над развитием ОК 2,7.

Ход урока

    Орг. Момент. Сообщение темы, цели урока.

    Актуализация знаний полученных на предыдущем уроке. (фронтальный опрос по роману «Мастер и Маргарита»).

    Изложение учебного материала:

- Вы уже познакомились с романом М. А. Шолохова «Тихий Дон». О чем эта книга?

Уже в названии романа-эпопеи М. А. Шолохова заложен символический смысл, Дон - равнинная река, тихая, спокойная. В непогоду же буен он и опасен, как море, как океан. Накрывает он страшной волной Григория и Аксинью во время рыбалки, подобно стихии страсти, соединившей их судьбы. Зимой в полынью мгновенно проваливается лошадь с санями Пантелея Прокофьевича Мелехова, чудом спасается он сам...

- Что вы знаете из истории казачества?

Исторически казаки - свободолюбивый народ; русские бунтари - Степан Разин, Емельян Пугачев из казаков. Но и самые верные, отборные царские войска, подавлявшие революции и чинившие погромы, - казачьи сотни. Отряды, первыми идущие по полю брани во время Первой мировой войны, казачьи сотни.

Еще острее противоречия эти проявляются в горькое время, когда Дон становится местом братоубийственной войны и разделяет уже не берега, а людей, принося в курени казаков страшные вести. Так звучит тема войны. Об этом роман Шолохова.

В «военных» главах есть и батальные сцены, но они не интересны автору сами по себе. Писатель по-своему решает коллизию «человек на войне». В «Тихом Доне» мы не найдем описания подвигов, любования геройством, воинской отвагой, упоения боем, что было бы естественно в рассказе о казаках. Шолохова интересует другое - что делает с человеком война.

II. Лекция с опорой на текст.

«Тихий Дон» - это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Знакомясь с героями произведения, мы заметим у каждого свою способность переживания и осмысления войны, но «чудовищную нелепицу войны» почувствуют все.

1. Сообщение об изображении Первой мировой войны в романе.

Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» станет война, сначала Первая мировая, потом Гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Начиная с третьей части романа трагическое определяет тональность повествования. Этот мотив звучит уже в эпиграфе и обозначается датой «В марте 1914...»

Сцепление коротких эпизодов, тревожная тональность, переданная словами: «сполох», «мобилизация», «война», - все это связано с датой - 1914. Писатель дважды ставит в отдельную строку слово «Война...» «Война!» Произнесенное с разной интонацией, оно заставляет читателя задуматься над страшным смыслом происходящего. Это слово перекликается с репликой старика-железнодорожника, заглянувшего в вагон, где «парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов»:

«- Милая ты моя говядинка! - И долго укоризненно качал головой».

Выраженная в этих словах эмоция содержит и обобщение. Более открыто оно высказано в конце седьмой главы: «Эшелоны... Эшелоны несчетно! По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь».

Глазами казаков мы увидим, как «вызревшие хлеба топтала конница», как сотня «железными подковами мнет хлеб», как «первая шрапнель покрыла ряды неубранной пшеницы». И каждый, глядя на «неубранные валы пшеницы, на полегший под копытами хлеб», вспоминал свои десятины и «черствел сердцем». Эти воспоминания-наплывы освещают как бы изнутри ту драматическую ситуацию, в которой оказались казаки на войне.

Перечитывается эпизод «Григорий убивает австрийца» (часть 3, глава 5).

После прочтения эпизода вспоминаются слова Л. Н. Толстого: «Война есть сумасшествие». Сумасшествие не только потому, что обесценивает жизнь, но и потому, что калечит душу и затмевает разум.

Именно «распаленный безумием, творившимся кругом», ринется Григорий Мелехов с шашкой на обеспамятевшего от страха австрийца «без винтовки, с кепи, зажатым в кулаке» (кн. 1, ч. 3, гл. 5).

Ощущающий свою беззащитность, австриец в изображении Шолохова обречен на смерть: «Квадратное, удлиненное страхом лицо австрийца чугунно чернело. Он по швам держал руки, часто шевелил пепельными губами... Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели залитые смертным ужасом глаза...»

Жуткая картина во всех подробностях долго будет стоять перед глазами Григория, мучительные воспоминания будут долго беспокоить его. При встрече с братом он признается: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз недобитый какой... Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они и выплюнули... Меня совесть убивает...»

Григорий с интересом наблюдал за изменениями, происходившими с товарищами по сотне: «Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной». Автор останавливает наше внимание на тех, кого считает «нравственно искалеченными» войной.

Глазами Григория читатель увидит «боль и недоумение», таящиеся в уголках губ Прохора Зыкова, заметит, как «обуглился и почернел, нелепо похахивал» однохуторянин Григория Емельян Грошев, услышит, как наполнилась «тяжкими непристойными ругательствами» речь Егорки Жаркова.

Наиболее зловещей фигурой будет, конечно, Алексей Урюпин, по прозвищу Чубатый, преподающий Григорию не столько «сложную технику удара», сколько легкую технику убийства: «Человека руби смело. Мягкий он, человек, как тесто... Ты казак, твое дело - рубить, не спрашивая. В бою убить врага - святое дело... Поганый он, человек... нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба-поганки» (кн. I , ч. 3, гл. 12).

Перемены и в самом Григории были разительны: его «гнула... война, высасывала с лица его румянец, красила его желчью». И внутренне он стал совершенно другим: «Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости... знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства» (часть 4, глава 4).

В эпическое повествование врывается голос автора: «Властно тянули к себе родимые курени, и не было такой силы, что могла бы удержать казаков от стихийного влечения домой». Каждому хотелось дома побывать, «хучь одним глазком глянуть». И, словно выполняя это желание, Шолохов рисует хутор, «по-вдовьему обескровленный», где «шла жизнь на сбыв - как полая вода в Дону». Авторский текст звучит в унисон со словами старинной казачьей песни, которая стала эпиграфом романа.

Так через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, описание-обобщение, лирические отступления Шолохов ведет нас к осмыслению «чудовищной нелепицы войны».

2. Изображение Шолоховым картин Гражданской войны.

. Свою оценку роману «Тихий Дон» дает писатель Б. Васильев, по-своему истолковывая суть гражданской войны: (можно записать на доске и в тетрадях): «Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей Гражданской войне - чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, все равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся Гражданская война в моем понимании».

В конце урока у вас есть возможность сравнить свои впечатления об изображении Шолоховым Гражданской войны с этим мнением.

Роман Шолохова конкретно-историчен по своей фабуле. Донщина - вот центр притяжения всех событий. Станицы, хутора по берегам Дона, Хопра, Медведицы. Казачьи курени. Полынные степи с затравевшим гнездоватым следом конского копыта. Курганы в мудром молчании, берегущие старинную казачью славу. Край, по которому так опустошительно прошла междоусобица Гражданской войны. В романе присутствует сама история дона, выверенная, документированная, - действительные события, исторические имена, точная датировка, приказы, резолюции, телеграммы, письма, абсолютно точные маршруты военных походов. Судьбы героев соотнесены с этой исторической реальностью.

Некоторые исследователи романа, касаясь трагических событий на Дону, обвиняли казаков. В этом есть правда. Но далеко не полная. Горячо обсуждалась донская проблема уже в 20-30-е годы, В. А. Антонов-Овсеенко, например, в книге «Записки о гражданской войне», говоря о шатком поведении крестьянства на Дону, Украине и в других местах, отмечал в ряду причин не только экономическую основу средних слоев населения, но и то, что усиливало колебания, вызывало эксцессы: перегибы в проведении земельной политики, насильственное насаждение коммун, бестактность со стороны некоторых руководителей, не считавшихся с коренным населением, бандитское поведение «анархистского сброда», влившегося в красноармейские отряды.

Шолохов повествует о тяжелом моральном состоянии народа, который испытывает жестокость и со стороны «красных», и со стороны «белых». Автор никому не прощает жестокости. А она была всюду. Казак Федор Подтелков устроил самосуд над пленными офицерами, рубит есаула Чернецова, а затем, теряя всякое самообладание, отдает команду: «Руби их всех!». Не прощает этого Шолохов, как и не менее безрассудное и еще более кровавое судилище в хуторе Пономареве - казнь Подтелкова и всего отряда. Не прощает он садисту Митьке Коршунову расправы над пленными красноармейцами и старушкой, матерью Михаила Кошевого. Но многим поступкам и самого Кошевого нет оправдания: вспомните, как казнит он столетнего деда Гришаку, который пользовался всеобщим уважением в хуторе за бескорыстие и справедливость, поджигает курени казаков.

Многие в 1928 году удивились необычному в нашей литературе - концовке Второй книги романа. На Дону полыхает Гражданская война. Погибает красногвардеец Валет. Яблоновские казаки похоронили его. «Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на свежеоструганном дубовом устое часовню. Под треугольным навесом её в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма:

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата.

Старик уехал, а в степи осталась часовня горюнить глаза прохожих и проезжих извечно унылым видом, будить в сердцах невнятную тоску».

- В чем суть такого финала?

Суть состояла в том, что Шолохов напоминает о стремлении народа утвердить нормы нравственности, которые складывались веками и часто связывались с образами религиозного происхождения. Скорбный лик божьей матери и надпись говорили о том, что пора прекратить раздор и кровопролитие, братоубийственную войну, остановиться, одуматься, обрести согласие, вспомнить о предназначении жизни, которое утверждает природа.

III. Итог. Творческая работа.

Каковы ваши впечатления от картин «чудовищной нелепицы войны»?

Напишите свои рассуждения, взяв эпиграфом слова

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата.

Домашнее задание.

Подготовиться (в группах) к семинару по образу Григория Мелехова, главного героя романа Шолохова «Тихий Дон».

Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения…
даже доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец детей;
и восстанут дети на родителей и умертвят их.

Из Евангелия

Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова
выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя
основные черты мощного народного духа. Григорий - молодой казак,
удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без
слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней
женщине - Аксинье, которую он не в силах побороть.

Григорий Мелехов и Аксинья Астахова.
Судьба Григория стала символом трагических судеб русского
казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова,
начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его
бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической
эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого
Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского
народа в целом.

Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый,
независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь
бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и
в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях
русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им
шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его
отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное
чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей,
ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое
впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается
уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.

Григорий Мелехов в атаке в Первую мировую войну.

Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он
начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: "Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали... Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет... А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался... В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам". Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания. Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков и от "кадетов", но быстро понимает, что никакой "третьей силе" в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления. Здесь он видит и грабеж, и насилия над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так
же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные. Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен. Хотя в дни отступления "временами у него рождалась смутная надежда на то, что опасность заставит распыленные, деморализованные и враждующие между собою силы белых объединиться, дать отпор и опрокинуть победоносно наступающие красные части".

Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» повествует о сложнейшем времени в истории России, огромных социальных потрясениях в среде кубанских казаков. Рушился привычный уклад жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Сам Шолохов характеризовал свое произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Действительно, нет ни одного действующего лица в романе, которого бы не задели горе и ужасы войны. Однако автор не дает однозначную оценку происходящим событиям, это право он предоставляет героям и читателям. Неслучайно совершенно по-разному звучат мнения об авторской позиции в романе «Тихий Дон». Критики говорят и о воспевании Шолоховым нарастающей волны революции, ее силы и мощи, исступленности, которая овладела народом, и вместе с тем о том, что Шолохов одним из первых увидел в предшествовавшей войне и самой революции угрозу для человека, с необычайной яркостью выразил эту мысль в трагической фигуре Григория Мелехова.

В «Тихом Доне» показано, как война разлагает души людей, убивает в них все человеческое. Григорий говорит брату: «Я, Петро, уморился душой... Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули». Современная война порождает жестокость и безумие, тоску и недоумение. Контрастом воспоминаниям деда Гришаки о том, как он не стал «срубать» турецкого офицера, становится убийство Григорием венгерского солдата.

Сцена смерти всегда приковывает внимание, даже если это происходит на поле битвы, не являясь, на первый взгляд, чем-то удивительным. Такой поступок, как убийство, тем более заставляет дрогнуть нашу душу. Поэтому очень многое в Григории раскрывает эпизод убийства им человека, пусть врага, но, прежде всего, человека.

В описании внешности венгерца нет ничего примечательного, однако в его поведении сразу бросается в глаза решительность, бесповоротность, с которой он движется на противника. Единственная стоящая перед ним цель - убить врага. Беспощадность, жестокая и безумная отвага - вот что руководит людьми во время боя. Именно это и Григория толкает на убийство, которое он ни за что бы не совершил в мирное время. Страшно, что убийство на войне перестает быть преступлением, там теряют смысл все моральные нормы. Шолохов не избегает натуралистических подробностей, чтобы донести до читателя весь ужас произошедшего: «Он медленно сгибал колени, в горле у него гудел булькающий хрип. Хмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Венгерец упал, топорща руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки...» Таков итог жизни человека. О чувствах Григория в этот момент говорит только замечание - «хмурясь». Осознание сделанного и душевные муки придут позже. Талантливый писатель - это всегда психолог. И Шолохов тонко понимает, что не может человек сразу осмыслить то, что он стал убийцей. Но тем острее и мучительнее будет потом прозрение. Григорий долго не забудет убитого им человека: «... и даже во сне, отягощенный воспоминаниям, ощущал он конвульсию своей правой руки, зажавшей древко пики, просыпаясь и очнувшись, гнал от себя сон, заслонял ладонью до боли зажмуренные глаза». «Гнусь и недоумение комкали душу» Григория. «Меня совесть убивает, - говорит он, - срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам спится, сволочь. Аль я виноват?» Последний вопрос, действительно, очень сложный. Виноват ли на войне солдат, которого послали убивать? Если рассуждать историческими, общественными категориями, то, конечно же, нет. Ему поставили задачу, и он ее выполняет. Но почему же не оставляют убийцу муки совести, думы о том, что грех это - человека лишать жизни?! Нравственные законы, божественные заповеди оказываются в Григории сильнее социальных, раз не перестает его душа болеть от содеянного зла.

Таким образом, в сцене убийства венгерца заключена важная мысль, являющаяся ключевой для понимания всего романа. Великой трагедией для любой страны и любого народа является война, в которой люди должны, вопреки своему естеству, убивать людей, независимо от их национальности и вероисповедания. Но еще более страшной представляется гражданская война, где братья идут истреблять братьев. Эпизод из Первой мировой войны как бы предваряет описание братоубийств в гражданскую. Шолохов показывает, как начинает корежится душа героя, где истоки жизненной драмы Григория Мелехова. Если же осмыслять уроки «Тихого Дона» в масштабе страны, то очевидно одно: не может быть светлого будущего у людей, привыкших убивать. Поколения должны смениться, чтобы перестали приходить во сне убитые и люди смогли научиться вновь радоваться жизни.

Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы.

Судьба человека не может не зависеть от судьбы страны. Когда в России происходили значительные перемены, менялась и
жизнь народа. Шолохову было интересно, как казаки восприняли события, происходящие в стране, так как они всегда
считались консервативными людьми, хранящими свои традиции.
В романе «Тихий Дон» Шолохов описывает две величайшие в истории России войны: первую мировую и гражданскую. Он
показывает, как эти войны повлияли на жизни казаков. Одним из таких казаков является Григорий Мелехов.
Григорий – довольно сложная личность. В его жилах течет горячая кровь: его прабабка турчанка, а прадед казак. По этой
причине сочетаются в нем противоречивые качества. Он жесток и мужественен, что свойственно казаку. А от бабки
передалась ему нежность и чувствительность. В нем борются эти противоречивые черты характера, которые являются причиной
его трагической судьбы, и в то же время именно это притягивает к нему людей.
Григорий, как и все казаки, чтит традиции предков и живет по их законам. Работать на родной земле было для него
священным долгом. Именно почитание земли является отличительной чертой казаков. Они «выходили на покос всем хутором
сразу», что показывает единство казачества. Казаки трудолюбивы, они готовы весь день работать на своей земле, им это не
в тягость. Также этот народ не может представить себе жизнь без семьи, в которой младшие всегда уважают старших.
Воинский долг тоже является неотъемлемой частью их жизни.
Григорий – истинный казак, и в нем присутствуют все эти качества. Но любовь к природе выделяет его из среды остальных.
Смерть утенка или коня по-настоящему затрагивают его душу. Он очень переживает, глядя на утенка «с внезапным чувством
острой жалости».
Григорий испытывает страсть к Аксинье, которая полюбила его за необычность характера. Он даже не пытается скрывать их
отношения. Жители хутора «злорадствовали в ожидании прихода Степана, изнывая, снедаемые любопытством». По-моему, это
показывает только то, что казаки завидовали такой сильной любви. Но Григорий должен женится на Наталье, потому что этого
хочет его отец, которому он не может противиться. Герой и не перечит отцу, так как сам хочет иметь семью. В душе
Григория борются чувство долга по отношению к Наталье и страстная любовь к Аксинье. С Аксиньей он отказывается бежать,
потому что для него важнее почитание земли и воинского долга.
В Григории развито чувство собственного достоинства. И это проявляется уже в мирное время. Григорий противостоит
насилию и не позволяет вахминистру себя унизить.
Шолохов, описывая поведение Григория на войне, показывает, что для героя убийство противоестественно. Он убивает
австрийца только потому, что иначе сам мог бы погибнуть. Герой лишает жизни человека, закрыв глаза. Григорий до конца не
осознает своих действий.
«Хочешь живым быть, из смертного бою целым выйти – надо человечью правду блюсть», - говорит молодым казакам дед. Может
быть, именно потому, что Григорий соблюдал эту правду, ему удалось выжить.
На фронте «нравственно искалеченные» люди становятся не редкостью. А убийство человека называют подвигом и награждают
за него. Шолохов показывает, насколько сильно все меняется в годы войны. И то, что изначально противоестественно для
человека, становится вполне приемлемым.
Григорий не может свыкнуться со смертью. Ему по ночам снится убитый им австриец. «Меня совесть убивает», – говорит
Григорий. Он до сих пор не может смириться с тем, что от его руки погиб человек. Григорий «уморился душой». Война, по
мнению Шолохова, губит души людей, убивает в них человеческое.
После ранения Григорий встречается с Гаранжой, который «неуклонно разрушает все его прежние понятия о царе, родине, о
его казачьем долге» и зарождает в душе Мелехова сомнения. Григорий воевал на стороне белых, он был за нынешнего царя.
Но он устает от бессмысленности убийства. Не найдя правды на стороне белых, он переходит к красным.
«Добрым казаком ушел на фронт Григорий; не мирясь в душе с бессмыслицей войны, он честно берег свою казачью славу…» Но
в годы войны Григорий начинает привыкать к смерти, к убийствам. «Ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила
его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело … сердце Григория не впитывало жалости».
Встреча с Бунчуком, Извариным и Подтелковым заставляет Григория снова задуматься о смысле войны. Каждый из них
проповедует классовую правду.
Григория все сильнее одолевают сомнения, на чьей стороне бороться. Герой ищет человеческую правду, но не может ее
найти. Каждый втолковывает собственную правду. Изварин убеждает, что когда «большевики возьмут верх – рабочим будет
хорошо, остальным плохо».
«Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались…» – говорит Петр Григорию. Григорий согласен с братом и
понимает, что нельзя остаться посередине, между белыми и красными. Мелехов решает принять сторону красных. Его привлекли
идеи свободы, братства, равенства. Борясь за красных, Григорий ужасается их поступкам. Например, расстрел чернецовцев, а
затем и подтелковцев. И это отталкивает героя и от красных, и от белых. Он понимает, что и те и другие отстаивают свои
интересы.
Григорий мечтает только о возвращении домой. Ему «хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом
донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось». Он уже устал от борьбы, сомнений, выбора.
Многие его действия на войне были неосознанными. Переход от одних к другим – это воля случая. Григорий продолжал искать
общечеловеческую правду, часто совершая бессмысленные поступки, например, убийство матросов.
За годы войны Григорий Мелехов сильно изменился. И Ильинична это заметила. «Сердце как волчиное сделалось», – говорит
она о нем.
Григорий делает вывод, что «одной правды нету в жизни». Нет правды белых и правды красных. Может быть, есть правда
казачья? И Мелехов участвует в казачьем восстании, что тоже является вынужденным шагом. Душа Григория, «как зафлаженный
на облаве волк, - в поисках выхода, в разрешении противоречий».
В банду Фомина Григорий вступает не по собственному выбору, сама жизнь принимает за него это решение.
С точки зрения Шолохова, в эпоху классовых боев невозможно сохранить семью. Война разрушает дом, семью. Автор
призывает: «… в эпоху смуты и разврата не погубите, братья, брата». Война погубила и семью Григория. Когда погибает
Аксинья, Мелехов «увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Это была трагедия для
Григория. Смерть близкого человека всегда тяжела. «Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть». Единственным
смыслом его жизни остался сын. Все годы войны Григорий с нетерпением ждал возвращения домой - и вот сбылась его мечта.
«Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…»
Судьба Григория Мелехова – это судьба страны. В сложившихся исторических условиях почти невозможно выжить. Трагедия
Григория неизбежна в силу двух причин: его характера и истории страны. Происходящие события разрушают и губят жизни
людей. Герой не может отодвинуть нравственные законы на задний план. Его душа не может смириться с убийствами, она
стремиться к добру и миру.