Закон об образовании договор об образовании. Договорные отношения в области образования

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

10. Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Основания возникновения образовательных отношений

В Законе № 273-ФЗ предусмотрены специальные положения, касающиеся возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.

Основаниями возникновения образовательных отношений являются следующие документы:

распорядительный акт образовательной организации о приеме (зачислении) лица в данную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации;

договор об образовании - по общему правилу он необходим, если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель.

Возможны ситуации, когда для издания распорядительного акта необходимо предварительное заключение договора об образовании. Такой порядок будет действовать в следующих случаях:

при приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования;

при приеме на обучение, оплачиваемое физическими и (или) юридическими лицами.

При целевом приеме на обучение будет необходимо предварительно (до издания распорядительного акта) заключить два договора: о целевом приеме и о целевом обучении.

По действующему законодательству об образовании отношения, например, между вузом и студентом-бюджетником не требуется оформлять договором. К заключению договора в этом случае приравнивается издание приказа о зачислении студента в вуз. По своей правовой природе договор на оказание вузом образовательных услуг относится к группе публичных договоров и договоров присоединения. В силу этого обучающийся присоединяется к условиям договора, которые обозначены в законе.

Особенности договора об образовании

В п. 12 части 1 статьи 3 Закона № 273-ФЗ отражены новые принципы правового регулирования образовательных отношений. Среди них стоит отметить такой принцип, как сочетание государственного и договорного регулирования образовательных правоотношений. В связи с этим в новом Законе об образовании закреплены специальные положения о договоре об образовании, отсутствовавшие в Законе № 3266-1.

В некоторых случаях условием возникновения образовательных отношений является заключение договора об образовании. В соответствии с Законом N 273-ФЗ такой договор заключается в простой письменной форме.

Сторонами договора об образовании могут быть:

образовательная организация и зачисляемое на обучение лицо (либо родители или законные представители несовершеннолетнего лица);

образовательная организация, зачисляемое на обучение лицо и физическое или юридическое лицо, которое обязалось оплачивать обучение.

Другие особенности договора оказания платных образовательных услуг

полученный от услуги результат нельзя увидеть и пощупать;

сама услуга является потребляются в момент оказания заказчику;

услуга считается оказанной после подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг;

Счет (счета-фактура) исполнителя услуг;

Существенные условия договора оказания платных образовательных услуг

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ).

Отношения сторон по договору возмездного оказания услуг регулируются главой 39 Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 783 ГК к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 ГК) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739 ГК), если это не противоречит специальным нормам о данном договоре (статьи 779 - 782 ГК), а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

При оказании платных образовательных услуг стороны договора помимо ГК обязаны также руководствоваться нормами специального законодательства, т.е. Законом "Об образовании в РФ", которым определены как существенные условия оказания платных образовательных услуг. так и иные обязательные для включения в договор условия оказания этого вида услуг.

Если договор возмездного оказания образовательных услуг заключается с физическим лицом, то к отношениям сторон по такому договору применяется Закон РФ "О защите прав потребителей ".

Ниже размещена рекомендуемая типовая форма договора об образовании. Конечно же, надо понимать, что каждый договор уникален и его условия зависят от особенностей ряда условий и воли сторон. Тем не менее есть условия (они называются существенными) которые должен содержать любой договор оказания услуг об образовании и без которых договор считается незаключенным. К существенным условиям договора оказания платных образовательных услуг относятся условия, определяющие конкретный вид оказываемой услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ), т.е.:

Предмет договора возмездного оказания услуг (согласно ст. ст. 432, 703, 779 Гражданского кодекса РФ) являются конкретные услуги, поэтому из договора должно быть ясно - какие услуги будут оказываться.

Согласно статье 101 Закона № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг . что и будет предметом договора об образовании.

Иные условия, которые предусмотрены в отраслевых нормативных актах или стороны посчитают существенными (согласно статье 432 ГК), т.е. такие условия, по которым по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. К таким условиям, как правило, относятся условия о том, кто покупает необходимые материалы, порядок оплаты и приемки работ, гарантии качества выполненных работ, сроке годности, документах и принадлежностях.

основные характеристики предоставляемого образования (вид, уровень и (или) направленность образовательной программы);

форма обучения;

продолжительность обучения;

полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Если лицо принимается на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, то в договоре об образовании (в данном случае - договоре об оказании платных образовательных услуг) должны быть также указаны полная стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты. При этом по общему правилу увеличение стоимости образования после заключения такого договора не допускается.

Также необходимо, чтобы сведения в договоре об оказании платных образовательных услуг соответствовали информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет, на дату заключения договора.

Закон № 273-ФЗ предоставляет образовательным организациям право снижать стоимость образовательных услуг по соответствующему договору. Недостающая часть такой стоимости будет возмещаться за счет собственных средств образовательной организации. Основания и порядок указанного снижения организация будет устанавливать в локальном нормативном акте. Интересно отметить, что при разработке проекта данного закона предлагалось законодательно закрепить основания уменьшения стоимости платных услуг. Так, были выделены категории лиц, для которых образовательная организация могла снизить стоимость обучения: обучающиеся, достигшие успехов в учебе и (или) научной деятельности, а также нуждающиеся в социальной помощи.

Договор об образовании не может содержать условий, которые ограничивают права или снижают уровень законодательных гарантий поступающих (обучающихся). В противном случае такие условия не подлежат применению.

Правила оказания платных образовательных услуг определяются Правительством РФ. В настоящее время такие Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505. Представляется, что в связи с принятием Закона N 273-ФЗ потребуется приведение действующих Правил в соответствие с ним либо разработка новых Правил.

Минобрнауки России устанавливает примерные формы договоров об образовании. На сегодняшний день министерство утвердило целый ряд форм договоров об оказании платных образовательных услуг, различающихся в зависимости от уровня образования:

Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования (Приказ Минобразования России от 10.07.2003 N 2994):

Приказ Минобразования России от 14.10.1997 N 2033 "Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации"(вместе с примерными формами).

В соответствии с действующим законодательством к договору на оказание платных образовательных услуг применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"(далее - Закон о защите прав потребителей). Например, положения названного Закона могут применяться в части признания условий такого договора ущемляющими права потребителей (п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей). В этом случае суды указывают, что незаконные условия договора являются недействительными. Такими условиями могут быть, например, следующие:

условие о том, что при расторжении договора с обучающимся ранее уплаченные суммы не возвращаются;

условие, по которому повторная сдача зачетов и экзаменов оплачивается согласно тарифам, действующим на момент оплаты;

условие, согласно которому при восстановлении ранее отчисленного студента оформляется новый договор и дополнительно к основной стоимости обучения взимается плата за восстановление;

условие о допуске абитуриента к вступительным экзаменам после оплаты первого курса обучения и расходов, связанных с работой приемной комиссии.

Основания и порядок прекращения договора об образовании

В соответствии с Законом № 273-ФЗ образовательные отношения прекращаются в случае отчисления обучающегося из образовательной организации. Отчисление возможно по двум основаниям:

В связи с завершением обучения (получением образования);

В связи с досрочным прекращением образовательных отношений.

Во втором случае образовательные отношения могут прекратиться по нескольким основаниям:

по инициативе самого обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося (например, в случае перевода в другую образовательную организацию);

по инициативе образовательной организации. В этом случае организация может отчислить обучающегося только по строго определенным в Законе N 273-ФЗ основаниям (в качестве меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающихся, достигших 15-летнего возраста, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе своих обязанностей по ее добросовестному исполнению и выполнению учебного плана, а также если порядок приема обучающегося в образовательное учреждение был нарушен по вине обучающегося, что повлекло его незаконное зачисление);

по обстоятельствам, которые не зависят от воли сторон образовательных отношений (например, в случае ликвидации образовательной организации).

Согласно Закону № 273-ФЗ договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут образовательной организацией в одностороннем порядке. В частности, это возможно в случае просрочки оплаты образовательных услуг, а также в ситуации, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося. Основания и порядок расторжения образовательной организацией рассматриваемого договора в одностороннем порядке должны быть определены в самом договоре.

Если образовательная организация прекратила свою деятельность, лишилась государственной аккредитации либо срок действия свидетельства о государственной аккредитации истек, а также если аннулирована лицензия этой организации, данная образовательная организация обязана полностью возместить уплаченную заказчиком стоимость платных образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы. В перечисленных случаях образовательные учреждения обязаны возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством (возможно применение норм Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг. а также применение по аналогии норм о договоре подряда.

Ответственность за некачественное образование

Согласно ч. 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом образовательного процесса, осуществленную не в полном объеме. Кроме того, образовательная организация отвечает за жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса, а также за качество образования своих выпускников. Конкретных мер ответственности новый Закон не определяет, указывая лишь на возможность применения административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. В случае оказания некачественных услуг возможно применение норм Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг. а также применение по аналогии норм о договоре подряда (см. ст. 783, а также ст. ст. 721 и 723 ГК РФ). Суды тоже в основном придерживаются позиции, согласно которой указанные нормы Гражданского кодекса РФ следует применять к договору возмездного оказания образовательных услуг.

Закон № 273-ФЗ определяет основания и порядок возмещения ущерба, причиненного предоставлением некачественного образования.

Таким образом, если будет установлен факт некачественного оказания образовательных услуг, обучающийся сможет потребовать:

безвозмездного устранения недостатков в разумный срок (например, это может выражаться в предоставлении ему возможности повторно пройти обучение);

соразмерного уменьшения установленной за услуги цены;

возмещения своих расходов на устранение недостатков, если такое право прямо предусмотрено в договоре о предоставлении образовательных услуг.

В отношении выпускников привлечение к ответственности за некачественное образование, как представляется, может вызвать практические затруднения. Это связано, прежде всего, с невозможностью контроля знаний выпускников, находящихся уже за рамками образовательного процесса.

Представляется, что обучающийся также имеет право на компенсацию морального вреда.

Помимо этого, новым Законом предусмотрено, что за нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся, нарушение требований к осуществлению образовательной деятельности или образовательного процесса образовательная организация (ее должностные лица) будут нести административную ответственность. Такая ответственность предусмотрена, в частности, ст. ст. 5.57, 19.30 КоАП РФ.

Положение об обязательном страховании ответственности образовательных организаций в Законе № 273-ФЗ отсутсвует.

Образец (типовая форма) договора об образовании

Утверждена

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

Источник: http://advocatshmelev.narod.ru/dogovor-ob-obrazovanii.html

*****

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Правовая природа и механизм реализации договорного регулирования возмездного оказания образовательных услуг. Особенности заключения, изменения и расторжения договора. Споры, возникающие по исполнению договора на оказание платных образовательных услуг.

дипломная работа , добавлена 16.03.2012

Правовая характеристика договора возмездного оказания услуг. Особенности договора возмездного оказания образовательных услуг в деятельности высших учебных заведениях. Содержание и общие положения о договоре возмездного оказания образовательных услуг.

курсовая работа , добавлена 20.08.2011

Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг. Услуги как гражданско-правовая категория. Особенности договора возмездного оказания услуг в гражданском праве России. Понятие, условия и содержание договора возмездного оказания услуг.

курсовая работа , добавлена 21.12.2008

Понятие, правовое регулирование и правовая природа договора возмездного оказания услуг. Элементы договора возмездного оказания услуг. Содержание договора возмездного оказания услуг.

реферат , добавлена 22.04.2003

Законодательство, регулирующее заключение, исполнение и прекращение действия договора возмездного оказания услуг. Права и обязанности сторон договора, ответственность за неисполнение обязательства по оказанию услуг. Система договоров оказания услуг.

дипломная работа , добавлена 15.04.2014

Понятие и правовая сущность договора оказания юридических услуг. Сроки предоставления аудиторских услуг. Цена и другие существенные условия. Права, основные обязанности и ответственность сторон по договору возмездного оказания аудиторских услуг.

курсовая работа , добавлена 04.05.2014

Понятие и элементы договора возмездного оказания услуг. Ответственность по договору возмездного оказания услуг. Договор об оказании услуг связи, аудиторских услуг. Ответственность операторов почтовой связи за утрату, повреждение почтовых отправлений.

курсовая работа , добавлена 27.08.2012

Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг. Услуги как гражданско-правовая категория. Виды возмездного оказания услуг. Особенности договора возмездного оказания услуг в гражданском праве России. Права и обязанности заказчика.

курсовая работа , добавлена 10.01.2011

Особенности правового регулирования туристской деятельности. Порядок и условия заключения договора оказания туристических услуг, его сущность и содержание. Обязательные условия осуществления туроператорской деятельности. Права и обязанности сторон.

дипломная работа , добавлена 14.05.2009

Общие признаки, объединяющие все договорные обязательства об оказании услуг. Понятие и условия, содержание договора возмездного оказания услуг, его классификация. Права и обязанности сторон договора, виды и условия, меры ответственности по нему.

курсовая работа , добавлена 10.11.2014

Источник: http://revolution.allbest.ru/law/00169467_0.html

*****

Прежде чем перейти к рассмотрению условий (сведений), которые должны содержаться в договоре об оказании платных образовательных услуг, следует остановимся на основных аспектах, характеризующих правовую природу данного вида договора и его основные элементы (в частности, стороны, предмет, форму, цену, срок и основное содержание договора).

Договор об оказании платных образовательных услуг является одним из видов гражданско-правового договора возмездного оказания услуг. Отношения, возникающие в результате его заключения, регулируются ГК РФ (в частности, нормами гл. 39 «Возмездное оказание услуг»), законодательством РФ об образовании, Законом РФ «О защите прав потребителей», а также иными соответствующими подзаконными актами и локальными нормами образовательных организаций.

Договор об оказании платных образовательных услуг взаимный, возмездный и консенсуальный. Взаимность выражается в том, что каждая из сторон договора обладает как определенными правами, так и несет конкретные обязанности.Возмездность данногодоговора заключается в наличии встречного предоставления -обязанности исполнителя оказывать образовательные услуги соответствует встречная обязанность потребителя оплачивать эти услуги. Консенсуальным (от лат. consensu s -общее соглашение, согласие) признается договор, для заключения которого достаточно соглашения сторон по всем егосущественным условиям. Договор об оказании платных образовательных услуг является двусторонним . Это означает, что для его заключения требуется согласованная воля двух сторон договора, направленная на достижение соответствующей цели и выраженная во взаимных правах и обязанностях.

Сторонами договора об оказании платных образовательных услуг являются исполнитель и потребитель. В лице исполнителя могут выступать государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, а также начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Потребителями могут являться организации или граждане (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации), имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично. Здесь следует заметить, что понятие «потребитель»является обобщенным (широким) и рассматривается с точки зрения законодательства об образовании, поскольку в Законе РФ «О защите прав потребителей»оно содержит несколько иные характеристики, о которых будет сказано ниже.

Когда в качестве потребителя по договору выступает физическое лицо, заказывающее и получающее образовательные услуги для себя лично, дополнительных нюансов в классификации правовой природы договора об оказании платных образовательных услуг не возникает. Такие нюансы имеют место в случае, когда потребителямиявляются лица, которые заказывают (намереваются заказать) образовательные услуги, но лично их не получают. По сложившейся практике, лица, имеющие намерение заказать или заказывающие образовательные услуги, но не получающие их лично, именуются заказчиками . В качестве заказчиковмогут выступать как юридические лица (например, работодатели, оплачивающие обучение, повышение квалификации своих работников), так и физические лица (например, родители (законные представители) ребенка, который будет являться непосредственным получателем заказываемых образовательных услуг). Характеристика правовой природы договоров, в которых заказчик, приобретающий, но не потребляющий платные образовательные услуги лично, выступает на одной стороне с непосредственным потребителем этих услуг, имеет существенное значение в аспекте применения норм Закона РФ «О защите прав потребителей», поэтому рассмотрим ее более подробно.

Договор, в котором в качестве заказчика выступает юридическое лицо, приобретающее платные образовательные услуги для своих работников, следует рассматривать как двусторонний договор, заключенный между исполнителем и потребителем-заказчиком в пользутретьего лица . Третьим лицом по такому договору будет являться работник юридического лица-заказчика. Третье лицо не является самостоятельной стороной договора, оно занимает положение участника договора, выступающего на одной стороне с потребителем -юридическим лицом. Доказательством того, что третье лицо в указанном договоре не является самостоятельной стороной, служит отсутствие соблюдения принципа взаимности прав и обязанностей всех сторон договора, поскольку регламентации взаимных прав и обязанностей, возникающих между заказчиком -юридическим лицом и его работником остается за рамками договора. Как участник договора, третье лицо-работник обладает рядом прав и несет определенные обязанности. Так, вчастности, согласно нормамст. 430 ГК РФ («Договор в пользу третьего лица»):

Третье лицо-работник вправе требовать от исполнителя исполнения обязательств в свою пользу;

С момента выражения третьим лицом-работником намерения воспользоваться своим правом по договору (например, приступить к обучению) стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без его согласия;

Исполнитель вправе выдвигать против требований третьего лица-работника возражения, которые он мог бы выдвинуть против потребителя-заказчика (например, исполнитель имеет право отказать работнику в предоставлении образовательных услуг в случае их неоплаты потребителем-заказчиком).

В качестве третьих лиц -участников договора могут выступать также иные граждане, в пользу которых юридическим лицом приобретаются образовательные услуги. Договор, заказчиком по которому являетсяфизическое лицо, заказывающее образовательные услуги для граждан, обладающих полной дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их), и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет также будет являться двусторонним договором в пользу третьего лица. Чтобы получить законный статус третьего лица -участника договора об оказании платных образовательных услуг, несовершеннолетнему потребуется письменное согласие своих родителей (законных представителей) на его заключение.

От договора в пользу третьего лица нужно отграничивать договор об исполнении третьему лицу . когда стороны не имеют в виду предоставление последнему права самостоятельного требования исполнения договора в свою пользу, а также иных прав и обязанностей, которыми обладают третьи лица по договору, заключенному в их пользу. Представляется, что договор об оказании платных образовательных услуг несовершеннолетнему лицу . не достигшему возраста 14 лет (малолетнему) . является именно таким договором. Подтверждением данной позиции являются нормы ГК РФ, в частности, ч. 1 ст. 28 Кодекса, где указано, что все сделки малолетних (за отдельными исключениями) совершают от их имени только родители (законные представители). В части 2 ст. 28 ГК РФ содержится исчерпывающий перечень сделок (договор -это вид сделки), которые малолетние (в возрасте от 6 до 14 лет) могут совершать самостоятельно. Договор об оказании платных образовательных услуг в данном перечне не указан, следовательно, малолетний гражданин не может выступать ни самостоятельной стороной в данном договоре, ни его участником -третьим лицом, имеющим самостоятельные права и обязанности. На наш взгляд, малолетнее лицо в данном виде договора занимает положениеучастника договорных отношений . В связи с изложенным, полагаем, что договор об оказании платных образовательных услуг несовершеннолетнему в возрасте до 14 лет также как и договор в пользу третьего лица должен быть урегулирован как двусторонний.

Предметом любого договора являются его существенные условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора (ч. 1 ст. 432 ГК РФ). Для того чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия. Договор не будет заключен до тех пор, пока не будет согласовано хотя бы одно из его существенных условий.Предмет договора должен обладать рядом характеризующих его признаков, в частности: определенностью, возможностью осуществления, дозволенностью.Предметом рассматриваемого нами договора являются платные образовательные услуги, результат которых не имеет овеществленной формы и заключается в приобретении обучающимися определенного уровня образования (знаний). Как предмет договора образовательные услуги обладают всеми вышеперечисленными признаками:

Имеют определенный характер (сюда можно отнести наименование образовательных дисциплин, объем занятий, сроки предоставления и прочее);

Характеризуются возможностью осуществления (в частности, осуществлением сторонами договора своих прав и обязанностей);

Характеризуются дозволенностью (отсутствуют запреты (не путать с ограничениями!) на право оказания платных образовательных услуг).

Ксущественным условиям договора об оказании платных образовательных услуг относятся:

Условие о предмете (уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг);

Условие о цене договора (стоимость образовательных услуг, форма и порядок их оплаты);

Условие о сроках оказания (освоения) образовательных услуг.

Договор об оказании платных образовательных услуг заключается в простой письменной форме и составляется, как правило, в двух экземплярах, равных по своей юридической силе, один из которых находится у исполнителя -образовательной организации, а другой -у потребителя. В случае заключения договора в пользу третьего лица, составляется третий экземпляр, который хранится у данного участника договора. Как правило, каждая образовательная организация с учетом специфики реализуемой образовательной деятельности разрабатывает собственные формы договоров об оказании платных образовательных услуг. Министерством образования РФ утверждены примерные формы договоров на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования (приказ Минобразования РФ от 28 июля 2003 г. № 3177) и в сфере общего образования (приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. № 2994). Прежде чем подписать договор, следует внимательно ознакомьтесь с его примерной формой. Можно попросить бланк договора и тщательно, не торопясь, изучить его, при необходимости, посоветоваться со специалистом. Все вопросы, которые могут возникнуть при чтении договора, целесообразно записать на отдельный лист бумаги, и при повторной встрече с администрацией образовательного учреждения обсудить их. В том случае, если в договор включены не все существенные условия либо условия, не соответствующие действующему законодательству, не торопитесь делать поспешные заключения и высказывать обвинения в адрес образовательного учреждения. Часть существенных условий не включается в текст договора ввиду того, что они излагаются в уставе (положении) либо иных локальных актах образовательной организации. В таком случае в договоре обязательно должно содержаться условие о необходимости соблюдения его сторонами положений устава или локального акта образовательной организации. Вывод о несоответствии условий договора действующему законодательству должен быть аргументирован и подкреплен ссылками на соответствующие нормативные правовые акты. Прежде чем указать на обнаруженные потребителем несоответствия в договоре, имеет смысл проконсультироваться с компетентным в данном вопросе специалистом

Цена в договоре об оказании платных образовательных услуг (в данном случае речь идет о стоимости образовательных услуг) является его существенным условием, без достижения взаимного согласия по которому договор будет считаться незаключенным. Стоимость обучения при оказании платных образовательных услуг определяется произвольно и складывается из затрат на образовательный процесс (сюда включается оплата преподавательского (педагогического) состава, технического персонала, арендные, налоговые, коммунальные и иные платежи, содержание материально-технической базы учебного заведения и прочие расходы). Оплата обучения должна производиться в рублях -это требование, определенное Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»и соответствующими, изданными на его основе, нормативными документами. Образовательные организации имеют право определять стоимость образовательных услуг в соотношении с какой-либо иностранной валютой. Данное право закреплено ст. 317 ГК РФ. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

В соответствии с законодательством РФ лицу, производящему оплату образовательных услуг по договору, обязательно должен выдаваться соответствующий подтверждающий документ. Вид документа зависит от того, в какой форме осуществляется оплата. Это может быть безналичная форма -путем перечисления денежных средств через банковское учреждение. В таком случае подтверждением оплаты будут являться банковские квитанции и копии платежных поручений (желательно, с отметкой банка об исполнении) о перечислении данных средств на соответствующий банковский счет образовательной организации. Если выбрана наличная форма расчетов, например, путем внесения денежных средств в кассу образовательной организации, то факт оплаты будет подтверждаться кассовым чеком, а также приходным кассовым ордером.

Срок в договоре об оказании платных образовательных услуг складывается из трех составляющих: срок действия самого договора, срок исполнения сторонами обязательств по договору, срок оказания (освоения) образовательных услуг, являющихся предметом договора. Сроки действия собственно договора и сроки оказания образовательных услуг (данные сроки содержатся в документах, регулирующих образовательный процесс -в образовательных программах, учебных планах и пр.) устанавливаются нормативными актами соответствующего компетентного органа в области образования. Сроки исполнения обязательств могут быть установлены по усмотрению сторон договора.

Содержание договора об оказании платных образовательных услуг составляют его условия, определяющие права и обязанности сторон договора, а если договор заключен в пользу третьего лица -то также права и обязанности последнего. Реализуя установленный гражданским законодательством принцип свободы в заключении договора, стороны могут заключить договор как предусмотренный законами (иными правовыми актами), так и не предусмотренный ими. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, которые установлены законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Договор об оказании платных образовательных услуг должен содержать следующие сведения:

Полное наименование исполнителя, включающее организационно-правовую форму, характер деятельности и статус (вид) или фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;

Место нахождения исполнителя (юридический и фактический адрес);

Указание на лицензию, дающую право на осуществление образовательной деятельности (с указанием номера, срока действия, регистрационного органа) -для юридических лиц;

Указание (включая указание номера, срока действия и аккредитующего органа) на свидетельство о государственной аккредитации (если образовательная организация аккредитована), -для юридических лиц;

Фамилию, имя, отчество лица, выступающего от имени исполнителя -юридического лица, и документ (устав, положение, доверенность), на основании которого оно действует;

Фамилию, имя, отчество потребителя (заказчика, малолетнего обучающегося) и паспортные данные (данные свидетельства о рождении для малолетних);

Уровень и направленность основных и (или) дополнительных образовательных программ;

Перечень (виды) предоставляемых образовательных услуг -как основных, так и дополнительных;

Форма получения образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстернат и пр.);

Документ какого уровня (степени) образования будет выдан лицу, потребляющему лично образовательные услуги, после успешного освоения им соответствующих образовательных программ, успешной итоговой аттестации в установленном порядке (данные сведения указываются в случае если оказание образовательных услуг сопровождается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего документа об образовании);

Сроки оказания (освоения) образовательных услуг и действия самого договора;

Стоимость образовательных услуг (обучения) (как основных, так и дополнительных), форму и порядок их оплаты;

Права и обязанности сторон договора (когда договор заключен в пользу третьего лица -то также и его права и обязанности)

порядок изменения и расторжения договора;

Ответственность сторон договора.

Итак, ознакомившись с предложенным договором об оказании платных образовательных услуг и достигнув с образовательной организацией соглашения по всем существенным условиям договора, можно смело подписывать документ. В случае возникновения каких-либо разногласий в связи с заключением договора, потребитель можете попросить исполнителя урегулировать эти разногласия путем составления дополнительного соглашения, которое будет являться неотъемлемой частью договора. На практике, зачастую, возникает вопрос: а что же делать, если исполнитель не соглашается изменить, дополнить или должным образом откорректировать те условия договора, которые, по мнению потребителя, содержат нарушения и (или) ограничивают свободу волеизъявления? Разумеется, потребитель вправе отказаться от заключения договора, но вряд ли такое положение будет приемлемым, ведь отказ от подписания договора повлечет и отказ от предоставления потребителю необходимых образовательных услуг. Как же поступать в таких ситуациях. Можно подписать договор на предложенных условиях и незамедлительно обратиться в соответствующие органы для защиты нарушенных прав потребителя. О том, как это правильно сделать и куда именно следует обратиться, будет рассказано в следующей главе данного пособия.

1. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.

2. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.

3. В случае приема на целевое обучение в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом обучении.

4. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем.

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

10. Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

1. Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.

3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

4. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

5. Прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц.

7. При приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должности, профессии или специальности.

8. Порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявления одновременно, и количество специальностей и направлений подготовки, по которым он вправе участвовать в конкурсе), перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня, особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования и перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по образовательным программам высшего образования по результатам вступительных испытаний, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, и не подлежат изменению в части приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета после 1 сентября года, предшествующего приему на обучение по указанным программам.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 306-ФЗ)

9. Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

10. Прием на обучение по образовательным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, проводится в соответствии с законодательством об образовании с особенностями, предусмотренными указанными программами и проектами.

(часть 10 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 337-ФЗ)

1. Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - заказчик целевого обучения).

2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) обязательства заказчика целевого обучения:

а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).

6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.

1. Образовательные отношения изменяются в случае изменения условий получения обучающимся образования по конкретной основной или дополнительной образовательной программе, повлекшего за собой изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его заявлению в письменной форме, так и по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом. Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об образовании, распорядительный акт издается на основании внесения соответствующих изменений в такой договор.

4. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, изменяются с даты издания распорядительного акта или с иной указанной в нем даты.

1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

4. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

5. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), а также сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

(в ред. Федерального закона от 19.02.2018 N 25-ФЗ)

6. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

7. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации.

9. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования создаются:

1) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации за пределами территории Российской Федерации.

10. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам.

11. При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети "Интернет") устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

12. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется:

1) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации;

3) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при проведении государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам.

13. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (далее - единый государственный экзамен), а также в иных формах, которые могут устанавливаться:

1) для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

2) для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации для прохождения государственной итоговой аттестации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в порядке, установленном указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

14. Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

15. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении государственной итоговой аттестации, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляют:

1) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования на территориях субъектов Российской Федерации;

2) учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего или среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации.

16. К проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений.

17. Обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.

КонсультантПлюс: примечание.

О признании на территориях Республики Крым и г. Севастополя образования, полученного на территории Украины, см. ст. 12 ФКЗ от 21.03.2014 N 6-ФКЗ и ст. 6 ФЗ от 05.05.2014 N 84-ФЗ.

1. В Российской Федерации выдаются:

1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;

2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

2. Документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

4. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

5. По решению коллегиального органа управления образовательной организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете", лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

6. Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня:

1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

7. Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);

2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);

3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);

4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра);

5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).

8. Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

9. Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук.

10. Документ о квалификации подтверждает:

1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);

2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

11. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

12. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

14. Лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

15. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

16. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.

1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1) в связи с получением образования (завершением обучения);

2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.

2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;

3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с частью 12 статьи 60 настоящего Федерального закона.

1. Лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено.

2. Порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации, определяются локальным нормативным актом этой организации.

По сравнению с Законом N 3266-1 в новом Законе N 273-ФЗ предусмотрены специальные положения, касающиеся возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.

Так, основаниями возникновения образовательных отношений являются следующие документы:

Распорядительный акт образовательной организации о приеме (зачислении) лица в данную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. На практике им обычно выступает приказ о зачислении в число студентов (обучающихся);

Договор об образовании - по общему правилу он необходим, если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель.

Однако возможны ситуации, когда для издания распорядительного акта необходимо предварительное заключение договора об образовании. Такой порядок будет действовать в следующих случаях:

При приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования;

При приеме на обучение, оплачиваемое физическими и (или) юридическими лицами.

При целевом приеме на обучение будет необходимо предварительно (до издания распорядительного акта) заключить два договора: о целевом приеме и о целевом обучении. Положения о таких договорах содержатся в ст. 56 Закона N 273-ФЗ (см. подробнее соответствующий раздел настоящего Обзора).

До принятия Закона N 273-ФЗ отношения, например, между вузом и студентом-бюджетником не требовалось оформлять договором. К заключению договора в этом случае приравнивалось издание приказа о зачислении студента в вуз. По своей правовой природе договор на оказание вузом образовательных услуг относится к группе публичных договоров и договоров присоединения. В силу этого обучающийся присоединяется к условиям договора, которые обозначены в законе.

В специальной литературе отмечалось, что отношения между вузом и студентом-бюджетником по поводу осуществления образовательной деятельности являются по сути имущественными.

┌──────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐

│ Закон N 3266-1 │ Закон N 273-ФЗ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│Специальное регулирование│ Статья 53. Возникновение│

│отсутствовало │образовательных отношений │

│ │ 1. Основанием возникновения│

│ │образовательных отношений является│

│ │распорядительный акт организации,│

│ │осуществляющей образовательную│

│ │деятельность, о приеме лица на│

│ │обучение в эту организацию или для│

│ │прохождения промежуточной аттестации│

│ │и (или) государственной итоговой│

│ │аттестации, а в случае осуществления│

│ │образовательной деятельности│

│ │индивидуальным предпринимателем -│

│ │договор об образовании. │

│ │ 2. В случае приема на обучение по│

│ │образовательным программам│

│ │дошкольного образования или за счет│

│ │средств физических и (или)│

│ │юридических лиц изданию│

│ │распорядительного акта о приеме лица│

│ │на обучение в организацию,│

│ │осуществляющую образовательную│

│ │деятельность, предшествует заключение│

│ │договора об образовании. │

│ │ 3. В случае приема на целевое│

│ │обучение в соответствии со статьей 56│

│ │настоящего Федерального закона│

│ │изданию распорядительного акта о│

│ │приеме лица на обучение в│

│ │организацию, осуществляющую│

│ │предшествует заключение договора о│

│ │целевом приеме и договора о целевом│

│ │обучении. │

│ │ 4. Права и обязанности│

│ │обучающегося, предусмотренные│

│ │законодательством об образовании и│

│ │локальными нормативными актами│

│ │организации, осуществляющей│

│ │образовательную деятельность,│

│ │возникают у лица, принятого на│

│ │обучение, с даты, указанной в│

│ │распорядительном акте о приеме лица│

│ │на обучение или в договоре об│

│ │образовании, заключенном с│

│ │индивидуальным предпринимателем. │

└──────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘

3.2. Договор об образовании: стороны, существенные

Статья 54 . Договор об образовании

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

10. Примерные формы договоров об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и дополнительным общеобразовательным программам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Примерные формы договоров о высшем образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Примерная форма договора о дополнительном профессиональном образовании утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.