Алексей кондратьевич саврасов, биография и картины. Алексей саврасов

В истории русского искусства трудно найти более трагичную фигуру, чем Алексей Кондратьевич Саврасов. Глубокий и талантливый пейзажист, написавший несколько сотен картин, составляющих славу русской живописи, для широкой публики известен, как мастер, создавший одну картину – . Вся его жизнь – это сплав трагедий в личной жизни и блестящих побед в искусстве.

Детство Саврасова

12 мая 1830 года в доме замоскворецкого торговца Саврасова родился мальчик, которого окрестили в честь Святителя Алексия, московского чудотворца, Алексеем. С раннего детства сын купца Саврасова больше всего любил рисовать. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его рисунки быстро раскупались в торговых местах . Отец поначалу расценил занятия сына, как проявление коммерческого таланта и был весьма доволен. Однако, когда сын объявил о намерении поступить в художественное училище, семья была категорически против. Дело дошло до того, что Алексей был «лишен стола» и «выгнан на чердак». Учебу пришлось прервать под благовидным предлогом «болезни матери». Только личное вмешательство московского полицмейстера, преподавателей Московского училища живописи и ваяния, позволили мальчику продолжить обучение.

Уже в 1848 году Саврасов был отмечен, как автор лучших студенческих эскизов. В 1849 году Саврасова отправляют в , писать пейзажи. Привезенные из этой поездки работы вызвали благоприятный отзыв критиков. В 1850 году комиссия училища, рассмотрев на заседании работы студента Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и , приняла решение о присвоении студенту звания художника и окончании его обучения.

Работа Саврасова в царской семье

Работами молодого художника заинтересовалась царская семья. Великая княгиня Мария приобретает его и предлагаем Саврасову отправиться поработать в ее загородную резиденцию. Результатом этой поездки становятся две необыкновенно удачные работы: и . Именно эти две картины стали экзаменом художника на звание академика Российской академии художеств. Саврасову исполнилось 24 года.

В 1857 году Саврасов обзаводится семьей. На следующее двадцатилетие приходится расцвет творчества художника, одновременно с этим начинается череда семейных трагедий.

Работы Саврасова покупает для своей Третьяков, они входят в экспозицию российских павильонов на всемирных выставках. Пришло признание. Саврасов становится одним из создателей и активных участников «Товарищества передвижных выставок». В это же время художник переживает смерть двух своих дочерей. В семье начинается разлад, который в 1876 году привел к распаду семьи.

Закат жизни художника

С конца 70-х годов Саврасов уходит в свои переживания, скоро он уже не может обойтись без алкоголя. Трагедия художника не могла не отразиться на его творчестве и жизни. После смерти его друга , не раз избавлявшего Саврасова от гнева начальства (художник был преподавателем художественного училища), художник лишается места, казенной квартиры.

Следующие 15 лет жизни Саврасова сравнимы с кошмаром. Скандалы, нищета, редкие творческие удачи.

Умер художник в 1897 году в больнице для бедных и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Приветствую любителей живописи! В статье «Алексей Саврасов: биография и творчество» — о жизни и картинах знаменитого российского пейзажиста. В конце статьи вы можете посмотреть картины художника (видео).

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) входит в число знаменитых пейзажистов России и основателей направления передвижников. Своим творчеством он проложил начало новому этапу в русской живописи. Наиболее известной из всех его произведений стало полотно «Грачи прилетели».

Саврасов: биография

Будущий живописец родился в Москве. Талант к рисованию у него обнаружился еще в детстве, и в 1844 г., против воли отца, он начинает учебу в училище живописи в Москве. Первую известность ему принесло произведение «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду».

«Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», 1851. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Молодому человеку на момент написания этой картины исполнился всего 21 год. Он уже обладал прекрасной техникой и был способен разглядеть романтику в убогих деревенских селениях, распознать тайну прекрасного.

Он продолжает писать. В 1854 г. за полотна «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег…», созданные близ Санкт-Петербурга, заслуживает почетное звание академика.

Уже в тот период творчества Саврасова можно увидеть насколько новаторским был его стиль для живописи. Постоянно экспериментируя с цветом, он использует широкую, контрастную палитру оттенков.

Добавляя к этому детализированность, способность передавать атмосферу через мельчайшие подробности, ему удаётся создавать необычайно реалистичные картины.

Примерно с шестидесятых по восьмидесятые годы, Алексей Саврасов активно творит и участвует в общественной жизни. Преподаёт, участвует в создании пособия по живописи, а также различных выставках, в том числе заграничных. Получает несколько наград и становится одним из основателей «Товарищества передвижников».

«Грачи прилетели» 1871, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В этот наиболее благополучный период его жизни он создает свою знаменитую картину, которая увидела свет на первой выставке художников-передвижников: «Грачи прилетели».

Саврасов очень точно смог изобразить этот тонкий, едва заметный момент перехода зимы к весне. Снег ещё лежит, но уже виднеются проталины и первые лужицы. Разнообразие серых тонов картины очень точно отображают момент, когда природа только просыпается.

Однако прилёт грачей из дальних стран и понемногу теплеющее небо знаменуют скорое обновление и начало новой жизни в природе.

Последние годы жизни

Ближе к восьмидесятым годам заметен спад творчества художника в связи с развившимся алкоголизмом на почве семейной трагедии. В 1871 году погибает горячо любимая дочь, а через пять лет распадается брак. Жена, лишает его возможности видеться с детьми.

«Пейзаж. Село Волынское», 1887

Саврасов пишет все реже и в более мрачных тонах, его картины пользуются, куда меньшим спросом. В 1887 он создает картину «Пейзаж. Село Волынское»

Из-за , он лишился работы и положения в обществе. Он потерял многих друзей и, главное, семью. Погибает он в полном одиночестве и бедности в 1897 году.

Творчество Саврасова

Всё свое творчество Саврасов посвятил любви к России, её природе. Он видел прекрасное в обыденности русских сёл и деревень. Сквозь их простоту и где-то убогость, он сумел разглядеть своеобразную красоту — «Весенний день» (1873).

Пейзажи с изображением русской природы, всегда вызывали душевный отклик у художника. Им посвящено всё его творчество «Дорога в лесу» (1871).

В каждой картине им изображается бескрайний простор и могущество родной природы. Его пейзажи дарят чувство причастности к некому таинству жизни. Ощущается уединённость этих мест, которая будто возвращает к вечной истине («Рожь» 1881).

Исследователи творчества Алексея Саврасова отмечают особое отношение художника к родине. Действительно, его картины это не просто любовь к красоте, но особое отношение к России. Саврасов искренне любил свою родину и восхвалял своим творчеством простор и таинство, свойственное прекрасной русской природе.

Такие же теплые чувства он испытывал к сёлам и деревням, полным простоты и где-то неблагополучия, но всё же приятные взгляду. В его творчестве чувствуется определенный трагизм, свойственный русскому народу, и ему же присущие духовные силы и простор.

Видео

В этом видео дополнительная информация Алексей Саврасов: биография и картины художника

Дорогие читатели, оставляйте комментарии к статье «Алексей Саврасов: биография и творчество». Поделитесь этой информацией в социальных сетях. 😉 Заходите, впереди много интересных историй!

Грачи прилетели

Что встает перед глазами при имени художника Алексея Саврасова? Те, кто окончил школу во времена СССР, вспомнят «Грачи прилетели». Более просвещенные назовут ещё два-три пейзажа…

Может быть «Радугу» или «Лосиный остров в Сокольниках», «Чумаков» или «Дворик»? И «общеизвестные» факты из биографии гения русской живописи – царская действительность погубила великий талант, Саврасов спился и умер в нищете. Однако, так ли всё было на самом деле?

Биография художника Алексея Кондратьевича Саврасова

Художник Алексей Кондратьевич Соврасов (именно так писалась фамилия художника в 19 веке) родился 12 мая 1830 года в семье зажиточного московского купца. Кондратий Соврасов торговал изделиями из шерсти недалеко от Красной площади, сумел приобрести свой дом в Москве, нажил капитал средней руки.

Алексей Кондратьевич Саврасов. Фото

Алексей с самого раннего детства, вопреки воле отца, который видел в сыне помощника в коммерческих делах, увлекся живописью – целыми днями перерисовывал гуашью красивые картинки из иллюстрированных журналов. Отец гневался и однажды изгнал сына, за пристрастие к живописи, из дома – Алексей некоторое время жил на чердаке.

Он отнес свои «картинки» на Ильинку в лавку, которая торговала старыми книгами, лубками и гравюрами. И, неожиданно для себя, продал рисунки за 6 рублей за дюжину.

Когда молодому Саврасову исполнилось 14 лет, он поступил в училище живописи на Мясницкой улице. Отец протестовал, но требующиеся для обучения деньги (2 рубля в месяц) Алексей зарабатывал сам.

Именно в училище на Мясницкой он встретил и близко сошелся с людьми, которые в последующем оказали большое влияние на судьбу художника – судьбу живописца и судьбу человека.

Это и первый настоящий учитель – Карл Иванович Рабус, и любимый товарищ по классу рисования Константин Герц, который стал добрым другом, а в последствии и родственником. Это Константин приведет Саврасова в старый двухэтажный дом в Архангельском переулке. Дом семейства Герцев, наполненный старыми традициями и старинной мебелью, настоящими картинами на стенах, покажется молодому Саврасову настоящим дворцом. А родные сестры Константина Герца – Софья Эрнестина (старшая) и Аделаида (младшая), - существами из какого-то другого мира. Мира возвышенного и утонченного, недоступного и такого манящего. И эти возвышенные существа так хорошо приняли застенчивого Саврасова, особенно любезной была Софья Эрнестина…

В возрасте 20 лет Саврасов заканчивает училище, но не порывает связи с педагогами и друзьями – занимается в классах, выставляет свои работы. Это картины и этюды с видами Москвы, целая серия работ, которые молодой живописец привез из путешествия по Малороссии.

Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». Случилось так, что в 1854 году училище посетила великая княжна Марья Николаевна, сестра императора и большая любительница искусств. Мария Николаевна для своей картинной галереи приобрела семь картин, в том числе две саврасовские. Прошло совсем немного времени и художник Саврасов получил приказ прибыть в Санкт-Петербург – художник должен был поселиться на даче великой княгини и написать несколько видов.


Вид в окрестностях Ораниенбаума

Для молодого талантливого художника покровительство великой княгини, сестры императора – это разве не удача? Даже отец, который до того момента очень критически относился к занятиям своего чада, вдруг зауважал сына и заважничал – его Алексея пригласила сама сестра императора!

Больше месяца Саврасов работает на даче, бродит по берегу Финского залива, делает зарисовки. Мария Николаевна приехала на дачу всего один раз, встретилась с художником, посмотрела рисунки и спросила о планах на будущее…

Просить о покровительстве, поступить в Академию художеств и за государственный счет посетить Италию. Что же вы пожелаете милостивый государь? И застенчивый Саврасов попросил соизволения… вернуться в Москву. Княгиня удивленно посмотрела на художника, пожала плечами и ушла.

Картины, которые Саврасов написал на даче в Сергиевке выставили в Академии художеств. За картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Алексей Кондратьевич Саврасов был удостоен звание академика живописи. Академику на тот момент исполнилось аж 24 года. Самый молодой академик в истории Академии художеств.

Позднее «Вид в окрестностях Ораниенбаума» приобрел Третьяков.

Да, жизнь удалась. Художник молод и уже знаменит, его любит публика и критики, у него огромное количество заказов и, как следствие, стабильное материальное благополучие.

Вот тут-то про Саврасова «вспомнила» Софья Эрнестина Герц – ей уже тридцать лет (она старше Саврасова на четыре года) и она трудится учительницей в лютеранской церкви. И чего ей ждать от жизни? А Саврасов занимает место преподавателя с окладом 500 рублей в год серебром, он академик и имеет чин титулярного советника. И он ещё так молод. А с годами будет и выслуга лет, и повышение по службе… А ещё Алексей Кондратьевич застенчив и малообщителен.

В сентябре 1857 года состоялась свадьба. У молодых рождается две дочери, но первая умирает в младенчестве. Саврасовы получают бесплатную казенную квартиру – не нужно платить за наём и даже отопления квартиры за государственный счет.

Пять лет спустя, в 1862 году, Саврасова и скульптора Сергея Иванова посылают в заграничную командировку. Саврасовы оставляют годовалую дочь на попечении родственников, приглашают с собой сестру жены Аделаиду и отправляются в далекий, но такой приятный, путь. Англия, Германия, Франция, Швейцария, музеи, выставки, знакомства с художниками и любителями живописи. Их принимают в лучших домах Европы, публика восхищается Саврасовым.

У Софьи кружится голова – она уже мечтает о своем европейском доме, с прислугой и экипажами, заграничные вояжи, приятные и влиятельные знакомые, высшее общество…

И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. Но выживает только одна из дочерей –Евгения. Художник просто сломлен этой чередой смертей. В это же период семейство лишается казенной квартиры. Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль. В Ярославле беременная Софья простужается и рожает преждевременно – девочка вскоре умирает. Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. Спустя три года он напишет картину… Пожалуй, единственную картину, которая связана с его личными переживаниями.

И там же, на ярославском берегу, он напишет пейзаж, который обессмертит его имя. Это знаменитые «Грачи прилетели». Эту картину художник покажет на выставке передвижников. Третьяков выкупит «Грачей» ещё до выставки для своей Третьяковской галереи.

Однако, у художника начинаются большие неприятности в семье – Софья Карловна требует всё больше денег… Она светская дама, да и дочери уже выросли и требуют всё больших денежных расходов. Художник начинает писать «для денег», но критика принимает эти работы не просто холодно – ужасные отрицательные рецензии.

Саврасов начинает выпивать, но он ещё борется. Он набирает класс и просит вернуть ему казенную квартиру - отказ. Просит разрешить ему преподавать в училище пейзажную живопись – и снова отказ.

Софья Карловна забирает детей и уезжает к своей сестре Аделаиде, которая к тому времени удачно вышла замуж. Дочери пишут отцу слезные письма с просьбой прислать денег «на башмаки и жизнь на даче».

Художник совсем одинок. Его одиночество скрашивают ученики – эти 14-15 летние романтики, которые полны надежд и мечтаний. Константин Коровин, Исаак Левитан и многие другие.

В 1882 году Саврасова увольняют из училища за пьянство с ежемесячным содержанием 25 рублей.

Он ещё пишет, но его работы покупают не великие князья, а ловкие перекупщики, которые платят художнику копейки, и перепродают его картины с большой выгодой для себя. Сам Саврасов страшно нуждается. Он бросил пить, но денег не хватает даже на то, чтобы писать.

Саврасов женится на мещанке Евдокии Моргуновой. В этом браке рождается сын и дочь. Но тут художника настигает другая беда – он слепнет.

А нам, зрителям, осталась красота, которая струится из каждой работы великого художника. Художник не был счастлив? Был. Он был счастлив в своем творчестве, и в этом своём счастье он не умер, как не могут умереть его действительно великие полотна.

Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов


Чумаки
Швейцарский вид
Соборная площадь в Московском кремле ночью
Скоро весна
Сельское кладбище в лунную ночь
Рожь
Радуга
Лосинный остров в Сокольниках
Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду Зимний пейзаж. Москва Зима Весна Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен) Весна
Весна. На большой реке
Зимний пейзаж (Оттепель)
Осень. Деревушка у ручья Зимний пейзаж
Весна
Весенний день
Лунная ночь
Дворик
Зимний пейзаж
Зима

Алексей Саврасов , создавший первые истинно национальные пейзажи в русской живописи (и среди них молвитинский шедевр «Грани прилетели»), знал в своей жизни и взлеты, и падения. Он работал в молодости по заказам великих князей, а дни свои кончил в московских ночлежках.

Алексей Саврасов детство и становление художника

Родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье мещанина Кондратия Артемьевича Соврасова — именно через «о» писал свою фамилию отец будущего художника. Он торговал глазетом, шнуром и кистями и, в конце концов, кропотливыми трудами поднял собственный социальный статус до звания купца третьей гильдии. Кондратий Артемьевич предполагал определить сына «по торговой части», а тот любил рисовать и делал это неплохо. Его рисунки, которые он сбывал для продажи торговцам на Никольской улице и у Ильинских ворот, пользовались большой популярностью.

В 1844 году Алексей Саврасов поступил в организованное годом раньше Московское училище живописи и ваяния, но в том же году был вынужден — как предполагается, из-за болезни матери, страдавшей чахоткой, — покинуть его. Вторая — и успешная! — попытка получить художественное образование датируется 1848 годом. Тому предшествовала драматическая история — Кондратий Артемьевич, не веривший в смысл каких бы то ни было «художеств», выселил сына вместе с его картинами на чердак своего дома. Лишь после просвещенного вмешательства московского обер-полицмейстера генерала И.Д. Лужина дело уладили, и Алексей Кондратьевич Саврасо в вновь попал в училище.

Ему повезло с наставником — ныне забытый Карл Рабус, руководитель пейзажного класса, в свое время был весьма видной фигурой на московском художественном небосклоне. Однокашник Брюллова, друг знаменитого немецкого романтика Л. Тика, А. Иванова, Н. Гоголя, А. Венецианова, он буквально открыл глаза дилетанту Алексею Саврасову. Гостеприимный дом Рабуса дал юноше ту художественную среду, без которой невозможно становление мастера. Результаты не заставили себя ждать.

Академик Саврасов

Уже в 1850 году Саврасову присвоили официальное звание художника. Дальше — больше. В 1854 году саврасовские пейзажи привлекли к себе высочайшее внимание великой княгини Марии Николаевны, отправлявшей тогда должность президента Академии художеств, — после этого молодой художник некоторое время работал на ее даче, расположенной между Петергофом и Ораниенбаумом. Тогда же (в 24 года!) он стал академиком.

Конец 1850-х годов — время закрепления успехов, получившего свое выражение в ряде «внешних» событий. Особенно следует выделить 1857 год, когда после смерти Рабуса Алексею Кондратьевичу Саврасову предложили возглавить пейзажный класс в его alma mater.

Четверть века отдал он педагогической деятельности в стенах училища (которое в 1866 году переименовали в Московское училище живописи, ваяния и зодчества) — о ее характере мы знаем из рассказов прославившегося впоследствии ученика Саврасова, К. Коровина. Еще одним его учеником был И. Левитан, продолживший дело своего учителя и сделавший так называемый «пейзаж настроения» признанным жанром русской живописи.

В том же 1857 году изменилось и семейное положение Саврасова. Он женился на Софье Карловне Герц, сестре своего приятеля и однокашника Константина Герца. Другим ее братом был известный археолог и искусствовед Карл Герц, основатель кафедры истории искусств в Московском университете, а после создания в 1860 году Общества любителей художеств — секретарь этого Общества. Именно на деньги Общества Саврасов съездил в 1862 году на .

Вообще, на всем протяжении 1860-х годов Алексей Саврасов ведет себя очень активно, его фамилия то и дело встречается в отчетах и упоминаниях о различных общественных событиях. Так, в 1861 году он был ответственным за перевоз шедевра А. Иванова «Явление Христа народу» из Петербурга в Москву; в 1862 году совершенно на равных (если не «сверху вниз») общался с тогдашним всеевропейским кумиром, швейцарским живописцем А. Каламом; в 1867 году посетил парижскую Всемирную выставку; в 1869 году, совместно с художником В. Пукиревым, издал «Курс рисования»; в конце 1860-х годов принимал деятельное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).


Из художников Саврасов особенно близко сошелся с Василием Перовым, одним из «застрельщиков» новой живописи. Они не только общались, не только вместе учили молодых мастеров, но временами вместе и работали. Доверие было настолько полным, что Саврасов просил Перова внести последние исправления в свой «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Есть сведения, что, со своей стороны, он исполнил пейзажную часть в известных работах Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».

Падение Алексея Саврасова

В 1870 году Саврасов открыл для себя Волгу. Следующая поездка на Волгу явилась почти вынужденной. С училищем у Алексея Кондратьевича были отношения довольно деликатные — то, что он занимал казенную квартиру, делало его абсолютно зависимым человеком. Одно неверное движение — и наш герой мог стать бездомным бродягой. Что-то подобное как раз и произошло в 1870 году. Саврасов повел себя при этом резко. Взяв в декабре отпуск на полгода, он вместе с женой уехал в Ярославль. Отправляясь в это путешествие, он подстраховал себя полученным (судя по всему, от П. Третьякова) заказом на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге». Зиму Саврасовы провели в Ярославле — в снятой художником вместительной квартире. Жизнь вели «тихую и сосредоточенную». Софья Карловна носила ребенка, Саврасов лелеял в себе рабочее состояние духа, предчувствуя близкие художнические восторги.

В феврале разразилась трагедия: родившаяся дочь вскоре умерла, а жена Саврасова тяжело заболела. Детские смерти были проклятием художника — из родившихся до того четырех детей выжил только один. Но что-то с ним произошло — омытая трагедией душа вдруг стала пронзительно зрячей. Попав в Молвитино, он увидел своих «Грачей» — старую церковь с просторами бесконечных русских полей за ней, странную красоту неказистых березок, ноздреватый плавящийся снег с блеклыми тенями, промокшие избы, услышал негромкую песнь пробуждения и радости. («Природа вечно дышит, — как-то сказал Саврасов. — Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна».) Показ «Грачей» на I выставке ТПХВ сопровождался оглушительным успехом. Больше таких успехов у Саврасова не было.

Вскоре все покатилось под гору. Жизнь была не слишком сыта, не слишком уютна в психологическом плане. Саврасов так и не обзавелся собственным жильем. Его новые картины встречали разноречивые, иногда очень обидные отзывы. После одного из них мастер больше не выставлял свои работы в Петербурге. В 1881 году он принял решение вообще не участвовать в выставках ТПХВ. Дома тоже не все было ладно:

«Вот Саврасов, — писал Левитан, — это великий художник — и что же? Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим».

Постепенно Саврасов пристрастился к алкоголю. В 1876 году у него заболели глаза, болезнь прогрессировала, и десятилетием позже художник, по собственному признанию, «часами не видел форму предметов». Тогда же, в 1876 году, устав от саврасовского пьянства, его оставила жена, перебравшись с детьми в Петербург. Предаваясь возлияниям, Саврасов откровенно манкировал своими преподавательскими обязанностями. До 1882 года, пока был жив «прикрывавший» его Перов, на это смотрели сквозь пальцы, но в 1882 году терпение начальства кончилось: Саврасова уволили.

Алексей Саврасов достиг дна и умер

Началось его многолетнее «хождение по мукам» — а точнее, по временным пристанищам и ночлежным домам. В этих хождениях у него появилась новая семья — гражданская жена художника, Е.М. Моргунова, родила двоих детей. А Саврасов опускался все больше — в ряде мемуарных свидетельств рисуется страшная картина почти его распада. Впрочем, об окончательном распаде все-таки говорить не приходится — и в эти годы он писал. Да, урывками, да, неровно, да, повторяясь, да, порой сбывая новые полотна чуть ли не за «порцию» водки, — но и не роняя высокого звания русского художника. Изданный в 1894 году альбом саврасовских рисунков подтвердил — в русской живописи по-прежнему работает несравненный мастер.

«Крестный путь» окончился в 1897 году. 26 сентября (8 октября) Саврасов скончался в отделении для бедных 2-й городской больницы. Спустя неделю Левитан напечатал в газете «Русские ведомости» прощальную статью, в которой расставил все точки над «и», назвав своего учителя первым «лириком» отечественной живописи.


Саша Митрахович 20.03.2018 09:03


Эстетика передвижничества, как вполне определенного направления со своей идеологией, предполагала создание иерархии жанров, тем, сюжетов и пр. Именно передвижники выдвинули на первые роли в современном искусстве жанр, который с некоторой долей приблизительности можно обозначить как «национальный пейзаж». Предпочтения выявились уже на I Передвижной выставке, состоявшейся в конце 1871 года. Пейзажи М. Клодта, И. Шишкина, Л. Каменева,

Ф.Васильева, пронизанные любовью к родной природе и заставлявшие задуматься о том, что стоит за этой красотой, говорили сами за себя. Но «Грачи прилетели» Алексея Саврасова выделялись даже на столь солидном фоне. И это почувствовали все — как профессионалы, так и люди «с улицы», из любопытства заглянувшие на нашумевшую выставку. И воспринявшие эту вроде бы непритязательную картину как настоящее откровение.

Шедевр Алексея Саврасова „Грачи прилетели“ стал символом целой эпохи в русском изобразительном искусстве. Лидер и вдохновитель передвижничества И. Крамской тогда же написал:

«Пейзаж „Грачи прилетели“ есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах“».

Рассмотрим картину Саврасова „Грачи прилетели“ повнимательнее.

Саврасов искусно выстраивает перспективу, ближе к безбрежному горизонту «высветляя» тона и отказываясь от деталировки. В открывающейся шири беспомощно тонет взгляд — тем самым подчеркивается «обилие» и глубина русских пространств, в которых зреет новая весна.

Любимый прием художника — населять и обживать пространство картины как бы опосредованно: показывая не самого человека, а «теплые» следы его деятельности. В данном случае — это дымок, уютно вьющийся из трубы и указывающий на то, что где-то здесь, рядом, живут люди. Тем самым исключается всякая заброшенность.

В центр картины Саврасов помещает не величественное творение рук человеческих, а сельский храм с шатровой колокольней. Конечно, Воскресенскую церковь трудно назвать заурядной, но автор намеренно «опрощает» и «обедняет» ее, показывая облупившуюся штукатурку, обнажившую старую кирпичную кладку.

Взглянем вверх — на этой картине небо закрыто облаками. Художник при построении «небесного» фрагмента мастерски пользуется не покрытым краской холстом. Но солнца нигде нет — на то, что оно вот-вот «брызнет» с неба, указывают лишь четкие тени, ложащиеся на забор и тающий снег.

Это «вот-вот» необыкновенно важно для понимания саврасовского шедевра. Оно звучит и в гнездах, которые грачи вьют в ветвях берез. Сами березы довольно неказисты — Саврасов в своем творчестве продемонстрировал совершенно новое понимание того, что следует считать «красивым» и «музыкальным». А внутренняя музыка здесь многое значит — по определению Б. Асафьева, художнику в этой работе свойственна «тончайшая глубоко-мелодическая чуткость» «Вот-вот» есть и в готовой «опушиться» вербе, которую автор интерпретирует в христианском духе: как метафору вечного воскресения, бессмертия. Вербное воскресенье предшествует Пасхе, и верба — один из главных символов «Грачей», наряду с Воскресенским храмом.


Саша Митрахович 20.03.2018 09:16


Алексей Кондратьевич Саврасов - художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской живописи.


Волков И. П. Портрет художника А.К.Саврасова

Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека по-отечески заботившегося о своих учениках - К. И. Рабуса. Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам.

В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда - “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” .